Меню

Что чувствует ребенок в утробе матери когда. Человек - существо парадоксальное

Дом

Как вы думаете, ребенок, находясь в чреве, чувствует ваши эмоции, ваши переживания, и желанность его появления на свет? Конечно же, да.

Психологи и психиатры давно выявили эмоциональную связь, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывает влияние на развивающую психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, которые сохраняются в течении всей последующей жизни.

При опросе женщин, почти треть женщин никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них были нарушения в работе пищеварительного тракта и нервных расстройств. Такие дети обычно плакали намного больше. Также у них появлялись сложности к адаптации к окружающим и к жизни.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины ли женщины.

Также психологи доказали наличие у плода активной сенсорной системы. Не забывайте, что органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются, и специализируется в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение плода находиться в состоянии временного бездействия, т.к. зрение невозможно без света. Плод может воспринимать лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освящении живота матери.

Обоняние также бездействует, т.к. оно может проявиться только при наличии воздуха.

Вкус очень хорошо развит, плод даже может продемонстрировать предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости (околоплодные воды). Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к той или иной пищи, и формирует предпочтение к определенной еде после рождения.

На сегодняшний день наиболее детально изучены чувствительность и слух.

Говоря про чувствительность, конечно же мы имеем ввиду кожный покров. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матери – ее матки и брюшной стенки. Один из врачей из Дании, Франц Вельдман, разработал метод установления связи с плодом на эмоциональном уровне. Гаптономия (контакт через прикосновение) дает возможность поддерживать контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Что же касается слуха, в этой области было проведено множество исследований. Результаты просто ошеломляющие.

Что касается слуха, имевшего, по мнению наших предшественников, тесную связь с мудростью, поскольку в его основе лежит только восприятие, то здесь есть много моментов, способных вызвать неподдельное изумление. Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.

Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что докторам помогает снять напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние душевного равновесия путем прослушивание его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости.

Поэтому, когда вынашиваете ребенка, знайте, что он все слышит, все чувствует, и впитывает всю информацию, которая поступает к нему извне.

Мне нравится!

Многие родители верят, что малышу необходимо общение уже в период внутриутробного развития, поэтому мама поет ему колыбельные, а папа рассказывает сказки. Как показывают исследования, эти трогательные сцены не противоречат фактам: малыш действительно слышит звуки и реагирует на них, поэтому с ребенком можно и нужно разговаривать. Давайте разберемся, на каком сроке формируется слух у плода, какие звуки доставляют крохе радость и сможет ли он вспомнить голоса и музыку, когда появится на свет.

Когда малыш начинает слышать

Органы слуха у эмбриона начинают формироваться на пятой неделе от момента зачатия, или на седьмой акушерской неделе. Сначала у зародыша появляется внутреннее ухо, а затем уже среднее и наружное. Если проводить УЗИ на восьмой неделе беременности, можно разглядеть у крохи очертания маленьких ушных раковин. Но в этот период, когда органы слуха только формируются, ребенок еще не может слышать.

А вот на шестнадцатой неделе внутриутробного развития плод начинает воспринимать первые звуки. На первом этапе он чувствует их как вибрацию разной интенсивности, но уже на двадцать первой неделе ребенок различает звуковые волны и слышит их так, как мы с вами. Причем он улавливает не только шумы, раздающиеся внутри маминого организма, но и голоса, гул, музыку из внешнего мира. Мир звуков постепенно пополняется, но пока что малыш слышит их несколько приглушенно.

Особенности восприятия звуков у ребенка в утробе матери и способы общения с ним

В ходе исследований звуковой восприимчивости плода ученые установили, что слышимость у ребенка, находящегося в утробе, может доходить до тридцати децибел и что плод лучше всего слышит низкочастотные звуки (высокочастотные хуже проходят через брюшную стенку и околоплодную жидкость). Кстати, поэтому мужской голос кроха различает отчетливее, чем женский. Но материнский голос - совсем другое дело: он слышится явственно, так как доходит к малышу через костную систему, минуя водную среду, которая искажает звук.

Находясь в утробе, плод отчетливее всего слышит, конечно, работу различных органов матери. Шумят, как гигантский насос, мамины легкие; ритмично отзываются удары ее сердца; как моторчик, работает пищеварительный тракт. А уже на тридцатой неделе своего развития малыш настолько хорошо воспринимает звуки, что способен реагировать на интонацию родительского голоса и выражать свое мнение по поводу той или иной музыки.

Французские ученые провели эксперимент, который позволил понять, слышит ли ребенок в утробе матери музыку. Для этого в полость матки поместили датчик, реагирующий на звуки извне. Он четко зафиксировал не только голоса медсестер и шум шагов, но и играющую классическую музыку, подтвердив догадки ученых.

Поскольку сначала плод начинает слышать маму, то ей и следует начинать общение с ребенком, причем делать этого необходимо спокойно и ласково. Самое время для первых бесед - шестнадцатая-семнадцатая неделя вынашивания. За долгие недели беременности материнский голос станет для крохи настолько привычным и родным, что после рождения он будет с радостью откликаться именно на мамину речь. Надо сказать, что низкий тембр папиного голоса малыш слышит и узнает не хуже материнского, поэтому речь отца, рассказывающего сказки, тоже чрезвычайно нравится ему.

Ребенку будет приятно слышать неприхотливую беседу родителей, ласковые обращения к нему, спокойные колыбельные и сказки. По результатам одного из исследований выяснилось, что дети узнавали сказки, которые им читали по нескольку раз в день: пульс крохи замедлялся, будто он прислушивался к знакомым словам. Этот факт говорит о том, что во время беременности маме будет полезно вспомнить любимые произведения детства.

Влияние разной музыки на плод ребенка

Классическая музыка, сказки, стихотворения, звуки природы положительно влияют на нервную систему малыша в период внутриутробного развития и дают ему обширную информацию о мире. Гармоничные, красивые и спокойные мелодии полезны и маме, и малышу, так как способствуют их эмоциональному расслаблению. Звучание мелодичных инструментальных композиций уже в этот период закладывает у крохи музыкальные способности, тягу к прекрасному и хороший вкус.

А вот громкая музыка крайне нежелательна для малыша, так как звук, превышающий девяносто децибел, очень тяжел для восприятия плода. Неудивительно, что мощные композиции рок-певцов встречают такое неодобрение со стороны крохи.

Предпочтительная музыка

Музыка, доставляющая удовольствие маме, не всегда приходится по душе крохе, но существуют определенные жанры, на которые все дети реагируют одинаково: классическая музыка, колыбельные песни, оперные произведения, спокойные романсы и народные песни вызывают у плода положительные эмоции: он затихает и внимательно прислушивается к понравившейся ему мелодии. Негативная реакция не замедлит проявиться на грохот рок-музыки, ритмичные и громкие эстрадные композиции: при этих звуках малыши начинают усиленно толкаться, иногда своей чрезвычайной активностью заставляют маму приглушить звук или покинуть концерт. Поэтому, включая очередную композицию для своего малыша, ориентируйтесь на его поведение: он будет вести себя спокойно, когда музыка ему по душе, и активно толкаться, когда ему неприятна та или иная мелодия.

Как правило, дети, которые слушали классическую музыку до своего рождения, впоследствии сильно опережали сверстников в умственном развитии.

При выборе музыки для совместного прослушивания с малышом необходимо помнить, что организм крохи будет, в первую очередь, реагировать на частотность, тональность и ритм мелодии. Последний не должен быть выше, чем частота биения сердца - тогда музыка успокоит и порадует ребенка. Если это расслабляющая и успокаивающая музыка для беременных, можно включить на небольшую громкость и приложить воспроизводящее устройство к животику: ребенок притихнет и вскоре уснет вместе с мамой. Также удобно слушать музыку в наушниках, отрегулировав громкость: малыш сможет воспринимать мелодии так же, как и мама.

Желательно, чтобы прослушивание музыки за один раз не превышало по времени более получаса. Лучший период для музыкальных сеансов - утреннее пробуждение и время перед сном. Малыш реагирует на музыку так же, как и взрослый: грустные мелодии вызывают у него схожее настроение, а вот мажорные веселые нотки могут подействовать на него возбуждающе. Поэтому лучшим вариантом для плода считаются классические произведения, так как в них обычно идеально сочетаются и те, и другие элементы.

Помимо речи плод прекрасно чувствует мамино настроение: когда она расстроена или взволнована, ее сердце и пульс бьются с удвоенной силой, дыхание сбивается, тон голоса искажается. В эти моменты ребенок затихает, словно чувствуя опасность.

Интересные открытия, связанные с восприятием звуков ребенком в утробе матери

Понимание, что музыка благотворно влияет на беременную женщину и ее малыша, существовало с древних времен, в связи с чем в Китае, Японии, Индии будущие мамы старались слушать религиозные песни, народный хор, красивые симфонии. Прогресс в области медицины и появление УЗИ позволило ученым выяснить следующие факты:

  1. В 1982 году японцы, обследовав ультразвуковым сканером несколько сотен беременных женщин, заметили реакцию детей на прослушивание музыки: под бодрые мелодии малыши активно двигались, а под грустные - затихали.
  2. Многочисленные исследования показали, что дети могут запоминать мелодии, услышанные в утробе матери, и узнавать их после рождения. Ученые предложили беременным слушать специально подготовленную повторяющуюся речь «та-та-та» по нескольку раз в день весь третий триместр беременности. После рождения малыши лучше всего реагировали именно на звуки «та-та-та», так как запомнили их еще до своего рождения.
  3. Американским ученым удалось доказать, что плод обладает слуховой памятью. Он способен запоминать не только музыку, но и голоса. Будущих мам просили читать своему еще не родившемуся крохе одно и то же стихотворение каждый день. После появления на свет новорожденные узнавали именно это произведение из множества других стихотворений.
  4. Многолетняя история показывает, что все новорожденные младенцы узнают голос матери: отзываются на него, быстро успокаиваются, если мама заговаривает с ним.

Различную реакцию малышей на те или иные классические произведения можно использовать в случае, когда нужно успокоить или развеселить вашего кроху.

Музыка Антонио Вивальди поможет успокоить младенца, поэтому, чтобы утихомирить непоседливое чадо, можно послушать с ребенком «Времена года». А если малыша, наоборот, нужно взбодрить (например, перед исследованием КТГ), стоит послушать «Венгерский танец №1» Брамса. Помимо этого к самым популярным произведениям для беременных относят музыку Моцарта, слушать которую можно перед сном, убаюкивая малыша: к примеру, «Симфонию №40».

Подборка музыки для беременных с возможностью онлайн прослушивания:

«Спящая красавица» Чайковского:

«Лебединое озеро» Чайковского:

«Щелкунчик. Вальс цветов» Чайковского:

«Симфония №40» Моцарта:

«Времена года — лето» Вивальди:

«Времена года — осень» Вивальди:

«Времена года — зима» Вивальди:

«Венгерский танец №1» Брамса:

«Ноктюрн соль-минор» Ф.Шопена:

«Лунная соната» Л. в. Бетховена:

«Менуэт» Л.Боккерини:

В период вынашивания и ожидания малыша будущую маму стараются окружить заботой и поддержкой. Уже в первом триместре начинают формироваться важнейшие органы ребенка, поэтому в это время женщине важно не только здоровое питание, отдых и сон, но и эмоциональная гармония и спокойствие. Прослушивание музыки благотворно влияет и на состояние беременной и на нервную систему плода: доказано, что дети, «воспитанные на классике» в период вынашивания, опережают сверстников в умственном развитии, чаще других наделены музыкальными талантами и хорошим вкусом. Поэтому прослушивание музыки для будущих мам - это не только приятное времяпрепровождение, но и возможность наградить даром маленького гения.

К ТРЕТЬЕМУ месяцу внутриутробного развития у нерожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного компьютера, управляющего жизнедеятельностью человека, - его мозга.

Каждая новая жизнь уникальна

ЕЩЕ недавно мы были уверены в том, что в утробе матери ребенок развивается только физически, а его духовно-психологическое формирование начинается лишь после рождения. Между тем за последние 25 лет появилось множество научных данных, свидетельствующих о том, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциональное развитие человека идет параллельно.

Каждый человек уникален с момента зачатия. Полагают, что в генетической памяти записаны не только биологические, но и духовно-психологические события предыдущих поколений. Кроме того, родители, которые дают жизнь новому человеку, уникальны сами по себе по состоянию здоровья и уровню интеллекта. Наряду с этим во время зачатия соединились только один из миллиона сперматозоидов и лишь одна из тысяч яйцеклеток, уникальные по своей структуре. Это произошло в определенном месте Земли, при уже неповторимом стоянии Луны и планет, состоянии электромагнитного поля, солнечной активности и многих других факторов, которые в таком сочетании никогда больше не повторятся. Вот почему мы должны с достаточным уважением относиться к любой развивающейся жизни, к способностям и возможностям каждого человека.

До недавнего времени врачи жили со знанием, что плод глух и нем, что он ничего не видит и не ощущает, не имеет ни памяти, ни мышления. Мы жили с представлением о том, что матка - замкнутое пространство, куда не проникают ни свет, ни звук, а плацента - мощный барьер, не пропускающий вредные вещества (алкоголь, наркотики, никотин, кофе, лекарства). Учитывая все, мы могли позволить себе вести себя как хотим, без учета того, что неродившийся ребенок может что-то чувствовать, переживать, что уже идет формирование его характера. Вместе с тем сегодня новые методы исследований позволили ученым заглянуть в полость матки, "прийти в гости" к неродившемуся ребенку, сфотографировать его, заснять на видеопленку и в течение длительного времени наблюдать жизнь человека до рождения.

В настоящее время неврологи и психологи пришли к выводу, что характер человека фактически формируется внутриутробно, а после рождения идет лишь корректировка. При этом родители часто не замечают, что ребенок демонстрирует им их же черты. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был добрым, любил вас, тянулся к знаниям, необходимо самим проявлять эти качества во время беременности и после рождения.

С приближением сроков родов у женщин усиливается тревога, что может привести к нарушению нормального развития родовой деятельности, при котором требуется применение различных лекарств или оперативное родоразрешение. Кроме того, страх, испытываемый матерью в течение беременности, улавливается ребенком, и, как показали исследования зарубежных психоаналитиков, сохраняется в памяти человека на долгие годы, проявляясь в виде различных отклонений в его физическом и психическом здоровье.

Роль отца во время внутриутробного развития ребенка также очень важна. Во-первых, он дал ребенку генетический материал и фактически заложил, в равной мере как мать, его будущие возможности. Во-вторых, отец проявляет свое отношение к ребенку через отношение к матери, через свою любовь к ней. Необходимо, однако, иметь в виду, что он должен быть искренним. Ведь кроме вербального канала передачи информации - слова, существуют еще взгляд, интонация, прикосновение, которые невозможно подделать.

Формирование физического здоровья ребенка

ОДНИМ из важнейших моментов в формировании физического здоровья является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что "наше здоровье - в нашем позвоночнике". Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6-7 лет - это критический период в жизни ребенка, когда заканчивает свое становление большинство физиологических функций.

Второй важный (тоже "критический") период в жизни ребенка - это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем.

Особого внимания заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационными воздействиями пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция. Девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди.

Мама - первая вселенная ребенка

СЕЙЧАС не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, "играет" пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама - это первая вселенная ребенка, его "живая сырьевая база" как с материальной, так и с психологической точки зрения. В качестве примера можно привести тот факт, что вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери. Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы.

Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге "Микропсихоанализ" высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку.

Человек - существо парадоксальное

ИНТЕГРАТИВНАЯ психологическая модель беременности структурно включает в себя критический и два стабильных периода: каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога):

- кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития - отделение оплодотворенной клетки от организма матери метафорически;

- стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития - отождествление с организмом матери, психологически проявляется как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание;

- кризис фетальности .Механизм развития - снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологическое значение этого кризиса - мать получает возможность придать смысл движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка;

- стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития - отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии - в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

- кризис внутриутробного младенчества , или родовой, относится к следующей ступени, ступени оживления.

Кризис инобытия. Психологический смысл этого периода - в противостоянии ребенка и матери (родителям), он принадлежит к "иному", бестелесному, миру, а они предлагают ему телесный способ бытия. Он разрушает тело матери, буквально поедает его. Когда тебя едят, естественная реакция - держаться подальше от зубов. Естественная, но не человеческая. Человеческая реакция парадоксальна. Для того чтобы пренатальная общность обрела фундамент, родители должны вести себя противоположным образом, а именно: искренне желать всех этих неприятностей. Звать ребенка, приглашать его, идти навстречу разрушению, принимать его. Если, несмотря на сознательные усилия зачать ребенка, он остается в инобытии, необходимо с повышенным вниманием отнестись к собственной бессознательной жизни.

Стадия принятия совместности - "плод". На этой стадии, когда душа и тело согласны принять в себя ребенка, он получает свободу быть и стремится слиться, отождествиться, оккупировать тело и сознание матери. Ему понравилось в животе, он принял правила игры "идти навстречу". Именно это "естественное" состояние описывается в книгах по психиатрии беременности и в журналах для женщин. Девиз этого периода (примерно от 3 недель до 22): "Я так одинока!". Это время тоски, депрессий, капризов, наивности, обидчивости, требовательности к окружающим, инфантильности, ребячливости. В целом состояние и поведение женщины в этот период представляют собой в той или иной мере удовлетворенное желание оккупации чьей-нибудь жизни и сознания. Она хочет занять собой все, но не может и поэтому чувствует себя одинокой и брошенной. Если все так и оставить до конца, то и получится как раз симбиоз, злокачественный и губительный. Беременность пройдет так же естественно, как бурчание в животе, а ребенок не сможет почувствовать себя отдельным. Да и мамашу ждет разочарование, когда он родится. Она должна быть готова иметь дело с младенцем, а не с собственными состояниями души и тела. Нужно принять одиночество не как слабость, а как возможность действовать отдельно, самостоятельно, а не по указке, как возможность свободы. Если же муж и семья удовлетворяют инфантильные желания беременной и заняты только ею, как будто она - ребенок, а они - беременные ею, будущая мать тем более должна проделать духовную работу по обособлению от "плодного" состояния, хотя бы не увлекаться особым положением и брать на себя "взрослую" ответственность, как и раньше.

Кризис плодной жизни. Итак, после того как семья соединилась с ребенком и поставила себя с ним в родительское отношение, пренатальная общность построена. Сложились условия для самобытия. Он начинает действовать сам, начинается период собственно человеческий, период самостояния. Когда будущая мать ощущает движение ребенка, она может сказать "он шевелится", а не "меня тошнит". В ее сознании появляется "другой". Снова противостояние, он не подчиняется матери, он автономен... Девиз этого периода: "Я не справлюсь!".

Последняя стадия ступени воплощения называется "внутриутробный младенец". Это уже человек, откликающийся на другого человека, имеющий дело с человеческой реальностью, но пока в искаженном виде. Он приспособлен к жизни по эту сторону. Интересен тот факт, что на этой стадии подавляющее большинство женщин ведет себя и чувствует не "естественно", а "нормально", то есть думает о родах и покупает приданое. Правильно, на этой стадии нужно быть в будущем, нужно буквально "видеть" своего ребенка после рождения и свои отношения с ним.

Жизнь начинается не с рождения, а с зачатия

СЕГОДНЯ во всем мире, включая Россию, реанимируются принципы и методы пренатального воспитания на современном уровне, нередко дополненные религиозными взглядами. Однако роль медицины во многих созданных для пренатального воспитания центрах пока весьма ограничена.

Современное рутинное ведение беременных и рожениц, конечно, включает заботу о плоде, но в абсолютном большинстве случаев - о его вегетативном, а не эмоциональном состоянии.

Трагедия с талидомидом, безобидным на первый взгляд снотворным средством, привела к рождению множества уродов, появившихся на свет без конечностей. А в 1995 г. в Копенгагене провели исследование взрослых людей, родившихся от матерей, получавших во время беременности барбитураты в качестве снотворного. Результаты оказались впечатляющими: коэффициент интеллекта и другие критерии умственных способностей у обследованных людей оказались на 7-12\% хуже, чем у людей равноценного возраста, образования и социального статуса.

Психологи Америки считают, что "жизнь начинается не с рождения, а с зачатия". Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже "слышали" до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать "эмоционально уравновешенных детей" с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями. Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, домашние дрязги, конфликты и взаимоотношения, отсутствие денег, трудности с продуктами - каков бы ни был наш тяжкий быт, все-таки, будущие мамы, выкраивайте каждый день хоть несколько минут, чтобы подумать о вечном, о доброте, послушать красивую музыку, доставить себе маленькое удовольствие, - всякая радостная и добрая минута многократно усилится и станет частью существа вашего будущего ребенка.

Разговаривайте с ним, посылайте ему ваше тепло, вашу нежность. Каждый день хоть пять минут представляйте себе своего ребенка, разговаривайте с ним, сосредоточивайте на нем свои мысли, всю свою любовь. Этот тайный диалог идет на самом деле все время - обмен чувствами и ощущениями. Просто мы в силу своего неумения сосредоточиться не можем это почувствовать как следует. Но если будущая мать, ежедневно сосредоточиваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку, то она создает глубочайшие взаимоотношения со своим будущим ребенком, устанавливая с ним перинатальные узы любви.

Привет, малыш, я - твой папа

СОНДРА Рей в книге "Идеальное рождение" советует: "Прикасайтесь к своему животу и говорите: "Детка, слушай очень внимательно. Я, твоя мать, говорю тебе: "Иди путем красоты, божественности и правды в своей жизни. Я хочу, чтобы ты был прекрасным физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Ты должен всегда пытаться быть добрым, любящим, полезным людям, быть смелым и бесстрашным. Не позволяй другим людям неправильно обращаться с собой. Что бы ни случилось в твоей жизни, ты всегда будешь радостен. Ты будешь смелым и бесстрашным в работе по созданию нового мира".

Можно придумать и другие слова, но попробуйте каждый день выкроить тихую минуту сосредоточения и разговаривать со своим будущим ребенком. Тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет приносить вам глубокое удовлетворение и радость.

В равной степени это относится и к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения, кладите руку на живот жены каждый день и говорите: "Привет, малыш, я - твой папа, я жду тебя с радостью, мы будем друзьями", - или что-нибудь вроде этого. Исследователи отмечали, что "неразумные" новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже знакомого им ранее, и не плакали, а улыбались. Уважаемые папы, если вы хотите быть любимыми своими детьми, учитесь выражать эту любовь к своим будущим детям через любовь к беременной жене. Доказано, что чем больше будущая мать будет совершать различных встреч, прогулок, наносить визитов, тем лучше (причем отрицательные эмоции тоже необходимы). Ребенок еще во внутриутробном состоянии учится определять реакцию мамы на положительные и стрессовые факторы и зачастую перенимает ее поведение позднее. Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив.

Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу - тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода. Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек "танцует" под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками. Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей - Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Потакать ребенку во всем - себе дороже

НИКОГДА два человека не бывают так интимно связаны друг с другом, как мать и ребенок. Материнство - это важнейшее призвание, которое природа определила для женщины. Величайшие произведения искусства, созданные человеком, изображают мать и ее ребенка.

Ребенок порой требует присутствия матери чаще, чем того требуют обстоятельства, что, конечно, не нравится взрослым. Но здесь всегда нужно помнить, что дело идет о защитном механизме, бывшем когда-то в филогенезе жизненно необходимым. Цивилизация со временем изменила ситуацию, а вопрос о необходимости присутствия матери остается ребенку неизвестным. Лежа в постели, он точно так же имеет установку на мать, как и будучи в ее теле. Поэтому он вынужден все время проситься к матери на руки, так как лучше всего чувствует себя с ней. Обычно ребенок лучше засыпает на руках у матери или лежа рядом с ней.

Слишком сильная материнская любовь, при которой стараются выполнить любое желание ребенка, превращается в слабость. Многие дети потом с трудом привыкают к другому образу жизни и всеми силами пытаются ему воспротивиться. Можно, конечно, преодолеть это сопротивление, но многие матери не в состоянии добиться этого, хотя прекрасно осознают неправильность своего поведения. Чем старше становится ребенок, тем труднее оказывается выполнить все его желания, так как необходимо учитывать интересы и других людей. Особенно хорошее влияние оказывает школа, которая приучает ребенка к коллективу. Товарищи обычно не склонны считаться с ним, как это делает мать.

Преувеличение заботы о ребенке часто вызывает недоверие к врачу. Если результат лечения сказывается не тотчас же, матери обращаются ко второму, к третьему врачу и т. д. В общем, чем больше забот о ребенке, тем быстрее меняются врачи. Однако смена врачей не идет на пользу ребенку. Кроме того, такую мать бывает трудно уговорить поместить больного ребенка в лечебное учреждение, хотя в этом заключается порой единственный шанс на его спасение. Ей кажется, что именно ее ребенок какой-то особенный и обязательно погибнет среди посторонних людей от тоски по дому. Если все же удастся уговорить маму поместить ребенка в больницу, она к вечеру или на следующий день вновь появляется, чтобы его забрать, потому что дома не находит покоя из-за тревоги за него. Порой такой ребенок преждевременно забирается из больницы.

Показательно и то, как дети таких матерей ведут себя в больнице. Они легко и без трудностей подчиняются общему порядку, хотя у них, как и у других детей, появляется в первые дни тоска по дому. Но как только показывается мать, картина сразу меняется. До того приветливый ребенок становится капризным, беспокойным. Если до прихода матери он хорошо ест из рук сестры, то теперь, когда мать хочет его покормить, он в ее присутствии пищи не берет ни у нее, ни у сестры. Теперь он отказывается от каждой ложки. Но чем больше ребенок сопротивляется, тем сильнее возбуждается мать, которая в своем воображении уже видит ребенка, умирающего в больнице от голода. Очень редко бывает, что мать не любит своего ребенка. Даже в случае внебрачного рождения, когда наличие ребенка делает ее существование чрезвычайно трудным, материнская любовь сохраняется и даже порой усиливается.

В заботах о ребенке особенно молодые и неопытные матери часто поддаются влиянию окружающих. Знакомые и родственники охотно дают советы, которые те воспринимают как должное. Иногда с матерями заговаривают по поводу ее ребенка даже посторонние люди на улице. Сочувствие выражается, например, следующими словами: "Как плохо выглядит ваш ребенок". Мать, чувствующая в этом выражении упрек, идет к врачу. Перед врачом тогда возникает нелегкая задача успокоить ее, доказать необоснованность волнений.

Ничего даже приблизительно похожего почти никогда не бывает между отцом и его потомством. Чувства отцовства являются филогенетически более поздними приобретениями человека, поэтому отец менее привязан к детям, чем мать.

Желание родить мальчика - причина появления на свет девочек

ОТЕЦ, чью фамилию носит семья, желает большей частью иметь мужское потомство, носителя фамилии и наследника. Мать, напротив, сама недавно переменившая фамилию, относится к этому вопросу не столь серьезно. Однако пол новорожденного не зависит от желания родителей, поэтому разочарование человека бывает велико, когда надежды повторно не оправдываются. Бывает даже, что отец не хочет видеть новорожденную дочь, хотя эта неприязнь вскоре проходит. Кроме того, следует знать, что пол ребенка зависит от отца, а не от матери. Вина, если вообще можно говорить о какой-то вине, лежит, следовательно, на отце. Эта биологическая зависимость, однако, большей частью родителям неизвестна. Во всяком случае, родителям не возбраняется делать новые попытки.

Таким образом, желание родить мальчика является причиной появления на свет многих девочек. Насколько женщины проявляют живой интерес к младенцам, настолько мало ими интересуются обычно молодые мужчины. В комнате с новорожденным отец чувствует себя вначале лишним и неловким. Он не знает самых простых приемов ухода за младенцем, поэтому его приходится учить. Некоторые отцы в этом случае переоценивают свои знания. К сожалению, забота отца о ребенке нередко выражается в упреках по адресу матери. Если ребенок кашляет, значит, она плохо смотрела за ним и не уберегла, если плачет ночью - неправильно его воспитывает. А когда ребенка надо наказывать, отец начинает возражать.

Отец, бывший весь день на работе, придя домой, имеет совершенно законное желание поиграть немного с ребенком. Если это происходит очень поздно, разумная мать понимает и соответственно организует распорядок дня ребенка. Конечно, отцу после тяжелого и трудного дня хочется видеть дома веселые лица, а не выслушивать сообщения о бывших в течение дня шалостях и выступать при этом в роли карающего судьи. Из-за этого между родителями легко возникают конфликты.

То обстоятельство, что мама все время проводит с детьми, имеет свои преимущества и недостатки. Маму дети всегда предпочитают отцу, и некоторые папы бывают задеты таким пренебрежением. Хотя дети больше любят мать, у нее больше трудностей при общении с ними при непослушании. Она значительно больше, чем отец, страдает от непослушания ребенка. Если отец слаб и податлив, то он разрешает то, что запрещает мать, и тогда падает авторитет матери в глазах детей. Дети чувствуют себя лучше всего под сильным и уверенным руководством обоих родителей, хотя при этом многие их желания и не выполняются. Ссоры родителей, происходящие на глазах у детей, являются для них всегда тяжелым переживанием, и эти воспоминания остаются у них на всю жизнь.

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й - 20 см, на 28-й - 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см.

Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку. С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого - умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека. Женщина, которая разговаривает со своим будущим ребенком, читает ему стихи, слушает свою любимую музыку, постоянно настроена на одну эмоциональную волну со своим малышом. Она всегда помнит, что мать и дитя представляют собой единое взаимозависимое целое, и это обеспечит ребенку эмоционально благополучный старт в жизни.

В первые месяцы беременности иногда без видимых причин женщине хочется плакать или смеяться. Эти эмоциональные перемены беременной женщины, связанные с гормональной перестройкой, должны знать и учитывать близкие, они должны стараться быть с ней ласковыми, нежными, не обращать внимания на капризы, утешать, если неожиданно всплакнет. А сама будущая мать должна учиться переключаться: вспомнить смешной случай или анекдот, послушать веселую музыку, пойти погулять, принять теплую ванну. Она должна знать, что эти эмоциональные всплески коротки и можно научиться держать себя в руках, пока они не пройдут.

Когда пара молодоженов в середине медового месяца спросила у мудреца, когда следует заняться воспитанием их будущего ребенка, тот ответил: "Вы опоздали на две недели".

В медицине принято делить беременность на триместры :
1-й триместр – с 1-го по 3-й месяц беременности, в этот период у ребенка развиваются органы и структуры тела;
2-й триместр – с 3-го по 6-й месяц, формируются сердце, легкие и головной мозг до уровня, необходимого для выживания;
3-й триместр – с 6-го по 9-й месяц, происходит подготовка к работе всех систем и органов, то есть адаптация малыша.

Все люди знают, что ребенок в животе связан с мамой пуповиной, через которое получает необходимое ему питание. Беременной женщине все советуют хорошо питаться и быть спокойной, испытывая исключительно положительные эмоции. И это совершенно правильно, ведь беременность это гормональный процесс, а все эмоциональные реакции человека связаны с гормонами. При стрессах и испугах у каждого человека в организме вырабатывается адреналин, который возбуждает нервную систему, а у беременной и нервную систему ребенка в утробе матери. При сильном стрессе огромные дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда и рождение неспокойных возбудимых детей, которые плохо спят и едят, принося большие беспокойства родителям. Многих пап интересует вопрос, а чувствует ли ребенок что-нибудь в утробе матери и слышит ли он его речь? К концу шестого месяца или в начале третьего триместра беременности женщины малыш начинает реагировать на звуки.

К концу этого месяца вес ребенка составляет от 700 до 750 гр., а рост его всего 30 см. В это время формируются ногти на руках и веки, волосы на голове у ребенка становятся гуще, оформляются контуры лица. Также у ребенка раскрываются ноздри и начинают формироваться альвеолярные мешочки легких. Ученые пришли к выводу, что начиная с этого периода, тесное общение с родителями для ребенка очень важно. Ребенок в животе должен чувствовать прикосновение родителей через животик и слышать их голос.

Современные исследования американских ученых показали , что начиная уже с четвертого месяца беременности, ребенок в утробе матери чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит. Вот какие интересные факты обнаружили ученые в процессе исследований:

1. Ребенок дублирует действия и настроение матери . Он дремлет тогда, когда мать спит и пробуждается вместе с ней. Когда мать спокойна, то и ребенок ведет себя спокойно.

2. Ребенок реагирует на свет . Происходит это к концу шестого – началу седьмого месяца. Несмотря на то, что зрение почти не востребовано до рождения, в матке ребёнок видит свет. Если лампу направить на живот матери, то ребенок стремиться к бегству. Он смыкает веки и переворачивается в животе.

3. Ребенок запоминает слова и целые выражения . Он слышит звук маминого голоса и отличает его от остальных звуков. Если папа часто разговаривает с ребенком через животик, то звук его голоса он хорошо запоминает и сразу узнает после рождения. Американские ученые приводят такой факт: беременная женщина посещала курсы будущих матерей и делала гимнастику под команду «вдох-выдох», спустя два года после рождения дочери она была сильно удивлена, услышав, как дочь повторяет ту же команду: «вдох-выдох».

4. Ребенок слушает , как разговаривают родители и реагируют на интонацию их голоса. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаиваются, ритм его сердца ровный и спокойный. Ссоры родителей заставляют сердце ребенка сильно биться. Если родители оптимисты, то и ребенок наследуют уже в утробе эти качества характера.

5. Ребенок обладает чувством вкуса и любит сладкое . Ученые установили, что после введения глюкозы в околоплодные воды у ребенка усиливаются глотательные движения, а впрыскивание йода замедляет их. От неприятного вкуса йода ребенок кривится от отвращения.

6. Ребенок реагирует на внешние раздражители . Он двигает головкой, если животик мамы погладить рукой. А если на живот матери полить холодную воду он бьет ножками, выражая свое недовольство и гнев.
7. Ребенок слышит музыку . Оказалось, дети в утробе не любят рок и им очень нравится классическая музыка. Спокойная музыка Бетховена и Вивальди усыпляет их.

8. Ребенок ненавидит курение . Ребенку не нравиться даже то, когда мама думает о курении. Его сердце начинает учащенно биться уже тогда, когда мама думает о том, не затянуться ли ей очередной сигаретой.
9. Уже двухмесячный ребенок в утробе матери реагирует на физические травмы матери . Если мать нечаянно удариться животом, то ребенок как бы прячется, ища спасения.

Текст: Надежда Смирнова

Многие беременные женщины начинают чувствовать свою связь с будущим ребенком лишь после того, как ощутят движения плода - сначала едва заметные, а потом более настойчивые. Как расшифровать эти сигналы мы спросили у эксперта.

О том, чем занят малыш в утробе, рассказывает заведующая московским Центром перинатальной диагностики при роддоме № 27, акушер-гинеколог Елена Владимировна Юдина.

Законы внутриутробной жизни до конца не изучены...

Шевелится или показалось?

Плод начинает шевелиться в материнской утробе еще будучи эмбрионом, почти с момента зарождения. Он переворачивается и кувыркается практически непрерывно, но будущая мама не ощущает движений до тех пор, пока мышцы его тонкие и слабые. Когда увеличиваются их размеры и сила, женщина начинает чувствовать чуть слышный и нежный трепет внутри себя. Впервые плод дает о себе знать в различные сроки беременности. Это зависит от состояния и физиологических особенностей будущей матери. Женщины, ожидающие рождения первого ребенка, могут почувствовать движения плода в 20-22 недели беременности . Те, кто уже рожал, могут ощутить это раньше - с 16 недель . Мышцы матки у них сильнее растянуты, и движения плода слышны более явно.

Малыш, как поживаете?

Исследования показали, что внутриутробно ребенок реагирует на внешние звуки и яркость света. Их сила влияет на интенсивность его движений. Известно также, что на его активность влияет как психическое, так и физическое состояние мамы. Состояние бодрствования и покоя может меняться у плода в течение каждого часа. Это происходит в соответствии с физиологическими ритмами его внутриутробного развития, которые у всех разные. Одни дети могут оказаться более подвижными в мамином животе, другие - вести себя спокойнее. Их внутриутробная жизнь следует своим законам, которые до конца еще не изучены.

У детишек даже в материнском чреве бывают дни особой активности и периоды, когда им хочется отдохнуть и они ведут себя спокойно. Иногда движения плода могут быть вызваны прикосновением тельца к внутренней стенке плодной оболочки, от которой он отодвигается. Возможно, к нему поступает недостаточно кислорода с кровью через пуповину. Когда он шевелится, меняется ее положение, усиливается ток крови и подача кислорода повышается.

Плод делает дыхательные движения, вздыхает, иногда икает. Временами будущая мама ощущает спазмы в животе от его икоты. У плода, как и у новорожденного ребенка, это не вызывает особых неудобств. С некоторыми малышами это случается ежедневно, а то и по несколько раз в день, а иные не икают вообще.

Число движений плода с развитием беременности становится все больше. Ритмические удары в одних случаях становятся регулярными и повторяются с постоянным интервалом, в других же плод толкает спонтанно и разнообразно. Большая активность плода в материнском чреве совершенно не говорит о том, что после рождения он будет беспокойнее тех малышей, чьи движения были менее интенсивны.

Тест Д. Пирсона «Считай до десяти»

На специальной карте ежедневно отмечают число шевелений плода с 28 недель. Счет начинают с 9:00 и заканчивают в 21:00. Малое число шевелений (менее 10 в день) может свидетельствовать о кислородной недостаточности плода и является поводом для обращения к врачу.

Периоды особой активности

  • Если беременная женщина ведет подвижный образ жизни, ребенок успокаивается ритмом ее движений и она не ощущает его толчков. Стоит ей прилечь отдохнуть, как малыш начинает брыкаться и толкаться. Поэтому некоторые будущие мамы чаще слышат движения ребенка ночью, чем днем.
  • Иногда сила толчков увеличивается после того, как мама поест. Съеденная ею пища прибавляет плоду энергии.
  • Интенсивность шевеления повышается и от выброса в кровь гормонов, когда будущая мама понервничает.

После 28 недель беременности движения плода уже хорошо различимы. Он развивается, растет и крепнет, а его движения становятся все ощутимее. Уже отчетливо можно понять, когда он отдыхает, а когда бодрствует. До тех пор, пока малышу достаточно просторно в матке, он постоянно крутится и брыкается. Иногда это причиняет боль беременной женщине.

Чтобы ребенок успокоился, ей порой достаточно изменить положение своего тела или несколько раз глубоко вдохнуть

К 34 неделям беременности плод в матке принимает окончательное положение, из которого он и будет рождаться. Он уже вырос настолько, что ему там становится тесновато - переворачиваться и крутиться уже трудно. У рожавших женщин плод иногда меняет свою позицию и после этого срока. Активность плода перед родами немного уменьшается, но и тогда он не прекращает своих движений. В поздний период беременности плод зачастую спит одновременно с матерью.

Все ощущения будущей матери, которая прислушивается к движению своего ребенка, очень субъективны, и не стоит придавать значения наблюдениям других беременных женщин и сравнивать их со своими. Каждый плод в материнском чреве, как и всякий человек, обладает собственной индивидуальностью, темпераментом и развивается по-своему. Если вас что-то тревожит, проконсультируйтесь с врачом, который ведет беременность!