Меню

Специальное лечебное учреждение. Томми Флэнаган – человек, который смеется

Досуг

Ребенок с физическим недостатком

Относитесь к нему естественно

Ребенок, страдающий каким-либо недостатком, вероятно, нуждается в лечении, но еще больше - в естественном отношении к нему окружающих, каков бы ни был его дефект: умственная неполноценность, косоглазие, эпилепсия, глухота, маленький рост, уродливое родимое пятно или деформация части тела. Но советы давать легче, чем следовать им. Естественно, что недостаток ребенка огорчает родителей. Ниже следуют примеры различного отношения родителей к дефектам своих детей.

Душевное состояние ребенка зависит от его отношения к своему физическому недостатку, а не от самого физического недостатка.
Мальчик родился только с двумя пальцами на левой руке. В 2,5 года он чувствовал себя абсолютно счастливым и владел левой рукой почти так же, как и правой. Его шестилетняя сестра очень любила брата и гордилась им и ей хотелось брать его с собой, куда бы она ни пошла. Ее нисколько не беспокоил дефект его руки. Однако мать очень расстраивалась из-за недостающих у ребенка пальцев. Она вздрагивала и морщилась, как от боли, когда кто-нибудь замечал его руку и разглядывал ее. Мать считала, что по отношению к ребенку справедливее не подвергать его постороннему любопытству и замечаниям, и находила всевозможные предлоги, чтобы не брать его с собой на люди. Чье же отношение к мальчику правильнее - сестры или матери? Сначала нужно ответить на другой вопрос. Стесняется ли ребенок своего физического недостатка? Вообще говоря, нет.
Конечно, все мы немного стесняемся тех своих черт, которые считаем недостатками. Люди, имеющие физические недостатки, тоже страдают из-за них. Но людям, знакомым с инвалидами, известно, что многие из них, имеющие самые ужасные увечья, такие же общительные, веселые и спокойные, как и их совершенно здоровые друзья. Наряду с этим вы, возможно, знаете кого-нибудь, кто очень стесняется и страдает из-за торчащих ушей, хотя в действительности они совсем не бросаются в глаза.
Другими словами, тяжелый физический недостаток еще не делает человека застенчивым и несчастным.
Главные условия, при которых ребенок (с недостатком или без него) вырастает счастливым и общительным, это, во-первых, семья, где родители получают огромное удовольствие от своего ребенка и любят его таким, какой он есть, не донимают ребенка своим беспокойством о нем, не притесняют его, не суетятся вокруг него, не критикуют его целыми днями; во-вторых, возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит ребенка любить коллектив. Если же родители стыдятся внешнего вида своего ребенка, в душе желают, чтобы он был другим, излишне оберегают его и удерживают от общения с другими детьми, он вырастет замкнутым, неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким, как все. Но, если родители будут воспринимать его уродливое родимое пятно или уход неправильной формы как нечто не имеющее особого значения, если они будут обращаться с ним, как с самым нормальным ребенком, позволят ему бывать везде, где бывают все дети, не будут обращать внимания на взгляды и замечания, тогда и ребенок будет считать себя таким, как все, и не будет чувствовать себя каким-то особенным.
Что касается пристальных взглядов и замечаний, то ребенок с заметным физическим недостатком должен к этому привыкнуть, и чем он моложе, тем ему это легче. Если ребенка большую часть времени прячут и выводят на люди только изредка, то один пристальный взгляд в неделю будет его смущать больше, чем десять - в течение дня, потому что он к этому не привык.

Он будет счастливее, если его не жалеют

У шестилетнего мальчика родимое пятно покрывает половину лица. Мать чувствует к нему глубокую жалость. Она строга со своими двумя старшими дочерьми, а мальчика освобождает от всех домашних поручений и прощает ему любую грубость по отношению к ней и к сестрам. Мальчик не вызывает симпатии ни у своих сестер, ни у других детей.
Понятно, почему родители ребенка с физическим недостатком склонны чувствовать к нему глубокую жалость и слишком мало с него спрашивать. Жалость, как наркотик. Даже, если вначале она и не доставляет человеку удовольствия, привыкнув к ней, он не сможет без ее обойтись. Разумеется, по отношению к ребенку с физическим недостатком необходима чуткость. От умственно неполноценного ребенка никогда не следует ожидать выполнения работы, которая не соответствует его умственному развитию, а ребенка с плохо действующими руками не следует критиковать за плохой почерк. Но ребенок с физическим недостатком может и должен быть вежливым в разумных пределах, существовать на общих основаниях с другими, выполнять посильную работу по дому. Любой человек будет счастливее и приятнее в обращении, если он знает, что от него ждут внимания и чуткости. Ребенок с физическим недостатком хочет, чтобы с ним обращались так же, как и со всеми, чтобы от него требовали выполнения всех правил, как и от других детей.

Справедливость по отношению к другим членам семьи

Четырехлетний мальчик сильно отставал в своем умственном и физическом развитии. Родители водили его от одного доктора к другому, из одной больницы в другую. И везде им говорили одно и то же: его болезнь не поддается лечению, но родители много могут сделать, чтобы воспитать его счастливым и полезным для общества человеком. Родителей, конечно, это не удовлетворяло. Они совершали длинные путешествия с ребенком и платили немыслимые деньги шарлатанам, которые обещали им магическое исцеление. В результате другие дети в семье оказались лишены необходимой им доли родительского внимания. Однако родителей больше устраивало тратить деньги и делать одну попытку за другой. Разумеется, желание сделать все возможное для исправления физического недостатка ребенка - правильно и естественно. Но есть и еще один скрытый фактор: в глубине души родители считают, что это отчасти и их вина (и это совершенно в человеческой натуре), хотя все врачи и книги объясняют, что это чистейшая случайность. Всех нас в детстве заставляли чувствовать себя виноватыми за поступки, которые мы совершали, или за то, что мы не делали требуемого. И если у нашего ребенка окажется физический недостаток, то чувство вины, оставшееся с детства, сосредоточивается на нем. Это неоправданное чувство вины часто заставляет родителей, особенно если они совестливые люди, обязательно что-то предпринять, даже, если в этом нет смысла. Родители как будто налагают на себя наказание, хотя сами того не сознают.
Если родители будут остерегаться подобной тенденции, им скорее удастся выработать правильное отношение к ребенку и в результате не подвергать ненужным лишениям других детей и себя.

Любите его таким, какой он есть

Один десятилетний мальчик был намного ниже, чем его сверстники, и даже ниже своей восьмилетней сестры. Родители считали это настоящей трагедией и водили его к разным врачам. Все врачи уверяли, что ребенок не болен, что это просто врожденное качество. Родители проявляли свое участие и другими способами. Они часто заставляли его больше есть, чтобы быстрее вырасти. При любом сравнении роста мальчика с ростом сестры или других детей они начинали уверять его, что зато он гораздо умнее.
Между мальчиками всегда сильно развито соперничество. Поэтому мальчик маленького роста чувствует себя достаточно разочарованным. Но существуют два фактора, которые могут ему существенно помочь: во-первых, удовлетворение собой и жизнью и уверенность в своих силах; во-вторых, то, насколько мало значит для родителей его маленький рост.
Заставляя ребенка есть, родители напоминают ему о своей обеспокоенности, и это скорее отбивает аппетит, чем улучшает его. Когда ребенка успокаивают, что он лучше сестры или сверстников в других отношениях, то это не заставляет его забыть о своем маленьком росте, а только усиливает дух соперничества и соревнования. Иногда родители сами чувствуют, что ребенок с маленьким ростом, или некрасивый, или близорукий нуждается в уверениях, что его физический недостаток не имеет особого значения. Но ребенка успокоят только искренние уверения. Если родители чувствуют себя неловко и всегда сами начинают разговор на эту тему, то ребенок все больше убеждается, что его дела плохи.

Братья и сестры усваивают отношение родителей

Ребенок, которому теперь 7 лет, родился с мозговым параличом. Его умственные способности совершенно не пострадали, но его речь было трудно понять, его лицо и другие части тела постоянно странно дергались, и эти движения он почти не в состоянии был контролировать.
Мать относилась к недостатку ребенка разумно. Она обращалась с ним так же, как и с его младшим братом, за исключением того, что водила его несколько раз в неделю в специальную больницу на различные процедуры: массаж, упражнения, тренировку речи и движений тела. Младший брат и соседские дети очень любили этого мальчика за добрый нрав и энтузиазм. Он участвовал во всех их играх, и хотя часто не справлялся, они делали ему скидку. Он ходит в обычную школу, по соседству. Разумеется, он отстает в некоторых вещах, но, поскольку в школе обучение проводится по гибкой программе, все дети имеют возможность, по мере своих способностей, участвовать в планировании и осуществлении различных мероприятий. Хорошие предложения и дух сотрудничества делают ребенка популярным среди одноклассников.
Отец мальчика, более беспокойный по натуре человек, считает, что мальчик был бы счастливее, если бы его поместили в какую-нибудь специальную школу-интернат, где воспитываются другие дети с похожими физическими недостатками. Он также опасается, что, когда младший сын вырастет, он будет стесняться необычного поведения и вида своего брата.
Если родители всем сердцем принимают своего ребенка, страдающего физическим недостатком, и не замечают этого недостатка, то и братья, и сестры будут относиться к нему точно так же. Но, если родители стесняются физического недостатка ребенка и стараются укрыть его от людских глаз, братья и сестры будут думать о нем так же.

Чувства родителей проходят несколько стадий

Когда родители впервые обнаруживают, что у их ребенка серьезный физический недостаток, они испытывают болезненный шок и отчаяние: "Почему это должно было случиться именно в нашей семье?" Затем приходит чувство вины: "В чем я провинилась?" Врач объясняет, что этого нельзя было предотвратить, но родители далеко не сразу внутренне приходят к такому убеждению. Очень осложняют положение различные родственники и знакомые, которые приходят с рассказами, что где-то в других странах существуют специалисты по этому заболеванию и новые методы лечения, и настаивают, чтобы родители обратились к каждому из этих специалистов. Они возмущаются, если родители не следуют их советам. У них самые лучшие намерения, но они только усугубляют беспокойство родителей.
Далее обычно родители сосредоточивают свое внимание на физическом недостатке и его излечении до такой степени, что частично забывают о самом ребенке. Они не замечают его хороших качеств, которые нисколько не пострадали от физического недостатка. Затем эти качества постепенно выдвигаются на первый план, и родители начинают считать ребенка таким же, как все, милым человеческим существом, которому просто не повезло. И их не могут не раздражать те родственники и друзья, которые все еще не могут говорить ни о чем другом, кроме как о физическом недостатке ребенка.
Родители легче переживут эти болезненные стадии, если будут знать, что сотни тысяч других хороших родителей испытывали те же чувства.

Большинству родителей нужна помощь

Забота о ребенке с физическим недостатком обычно требует дополнительной работы и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима настоящая мудрость. Но переживания и недостаток опыта вам очень мешают. Отсюда следует, что вы, родители ребенка с физическим недостатком, нуждаетесь в совете и помощи и, безусловно, можете на это рассчитывать. Я имею в виду не только совет врача. Вам необходимо обсудить с кем-то, как следует обращаться с ребенком, разрешить проблемы, возникающие для других членов семьи, все "за" и "против" определения ребенка в местную или какую-либо другую школу, ваши переживания и отчаяние. Чтобы выяснить все эти вопросы, обычно требуется ряд долгих бесед. Ваш советчик должен быть опытным человеком и должен уметь вас успокоить.
Обычно в штате учреждений для глухих, слепых или умственно неполноценных есть люди, к которым вы можете обратиться с вашими проблемами.

Где жить, какую школу выбрать, где проходить специальное обучение

Предположим, что физический недостаток ребенка не мешает ему посещать обычную районную школу и заниматься в обычном классе. Например, небольшие повреждения рук и ног, излеченное сердечное заболевание, которое не слишком ограничивает активность ребенка, такие особенности во внешности, как родимые пятна. В этом случае ребенка лучше отправить в обычную районную школу. Поскольку ему всю жизнь придется прожить среди обычных людей, то для него же лучше, если с самого начала он будет считать себя обычным человеком почти во всех отношениях.

Обычная школа, как только это станет возможным

Раньше считалось, что детей с физическими недостатками, которые мешают им обучаться в обычной школе, например частичной потерей слуха или зрения, следует с самого начала посылать в специализированные школы в своем районе или, если таковых нет, в специализированные школы-интернаты. В последнее время пришли к выводу, что хотя образование очень важно для ребенка с физическим недостатком, но еще более важно его счастье и устроенность в жизни. Это означает, что он станет более общительным, находясь в обществе здоровых детей. У ребенка составится более здоровое отношение к себе и к жизни, если он будет расти, считая себя таким же, как все, почти во всех отношениях. Живя с семьей, он будет чувствовать себя в большей безопасности. Разумеется, предпочтительнее, чтобы ребенок жил в семье, если возможно. Чем меньше ребенок, особенно до 6-8 лет, тем больше он нуждается в заботе близких, любящих, чутких людей, больше должен ощущать чувство принадлежности кому-то, которое он скорее испытывает дома, чем в самом лучшем интернате. Желательно, чтобы в обычных школах существовали классы для детей с некоторыми физическими недостатками, в которых преподавали бы специальные учителя. И тогда дети с такими недостатками могли бы проводить часть времени в специализированном классе, а часть - в обычном классе со здоровыми детьми. В некоторых случаях ребенка можно определить в обычный класс, если специалист объяснит преподавателю особенности, которые ему следует учитывать при обучении этого ребенка.
Насколько эта идея выполнима в различных странах и школах, зависит от многих факторов: количество и уровень специализированной подготовки учителей, число детей в классах и размер классной комнаты, тип физического недостатка и степень его тяжести, возраст и предварительная подготовка ребенка.

Ребенок с частичной потерей слуха

Такой ребенок нуждается в обучении чтению с логопедом. Ребенку со значительной потерей слуха нужны слуховой аппарат, уроки чтения по губам, тренировка слуха и занятия с логопедом. После такой предварительной подготовки его можно определить в обычную школу.

Почти или совсем глухой ребенок

Он вряд ли извлечет какую-нибудь пользу из обычной школы, пока не научится активно общаться с окружающими. Это потребует долгого и специального обучения языку и речи с помощью слуховых аппаратов и интенсивной практики чтения по губам. Обычно такие классы существуют только в больших городах. Глухого ребенка следует начать обучать в возрасте от 2 до 3 лет, если он живет неподалеку от такой школы. Если же это невозможно, то, как правило, его следует определить в специальный интернат к 4 годам, но в такой, где понимают особые эмоциональные потребности маленьких детей.

Слепой ребенок

Такой ребенок может многое взять от обычной школы (или обычного детского сада), несмотря на то что одновременно нуждается в специальном обучении. Это поразительное и трогательное зрелище, когда слепой трехили четырехлетний ребенок чувствует себя, как дома, в группе зрячих детей. Неопытный учитель, так же как и родители, вначале проявляют излишнюю заботливость, но постепенно начинает понимать, что в этом нет необходимости и что он только мешает ребенку. Конечно, необходимо соблюдать разумные предосторожности и делать скидки. Другим детям легче принять ребенка с физическим недостатком после того, как они удовлетворят свое любопытство, задав ему несколько вопросов. Обычно они проявляют глубокий здравый смысл, делая скидки на физический недостаток своего товарища и помогая ему.

Специальное лечебное учреждение

Некоторым детям с мозговым или детским параличом требуется высококвалифицированное лечение и тренировка, что доступно только в очень немногих местах. Если вы живете там, где таких специалистов нет, вам имеет смысл подумать о переезде.

Ребенок должен находиться под наблюдением одного врача

Родители ребенка с каким бы то ни было физическим недостатком, разумеется, должны обратиться к врачу-специалисту. Если родители не удовлетворены или предлагаемое лечение кажется им опасным, они имеют право потребовать консилиума врачей с участием первого врача. Однако иногда родители получают вполне квалифицированный совет от одного врача, но потом обращаются еще к одному или двум просто "на всякий случай". Их могут запутать небольшие различия в терминологии или в методах лечения и в результате родители сомневаются больше, чем вначале.
Если вы нашли опытного врача, который понимает проблемы вашего ребенка, не расстраивайтесь с ним и консультируйтесь регулярно. Врач, который знает ребенка и семью в течение некоторого времени, в состоянии дать более мудрый совет, чем врач, к которому обратились впервые. Кроме того, с психологической точки зрения ребенка с физическим недостатком вредно водить от одного врача к другому. Если вы прочтете о новом открытии в области заболевания, которым страдает ваш ребенок, лучше посоветуйтесь с вашим лечащим врачом вместо того, чтобы немедленно обращаться к изобретателю. Если это открытие оказалось действительно ценным, ваш лечащий врач будет об этом знать и сумеет установить, применимо ли оно к заболеванию вашего ребенка.

Что помогает ребенку максимально использовать свои способности

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причина этого - не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности. Если родители ошибочно считают, что виноваты в его состоянии, они могут настаивать на проведении самых неразумных методов "лечения", которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. Если же родители поспешно сделают вывод, что их ребенок безнадежен, что он никогда не будет "нормальным", они могут отказаться обеспечить его игрушками, детским обществом, соответствующим образованием, которые необходимы всем детям для того, чтобы максимально выявить их способности. Но самая большая опасность, когда родители пытаются не замечать признаков умственной отсталости ребенка и доказать себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, пытаются научить его манерам и видам деятельности, к которым он еще не готов, излишне торопятся приучить его к горшку, определяют его в класс, в котором он не в состоянии успевать, делают с ним вместе уроки дома. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
Умственно неполноценный ребенок, родители которого не имели высшего образования и довольны скромным достатком, часто достигает лучших результатов, чем ребенок, родители которого образованны и непомерно честолюбивы. Последние скорее склонны придавать слишком большое значение хорошим отметкам в школе, поступлению в институт, приобретению профессии.
Существует множество видов деятельности, которые лучше выполняются людьми с более низким, чем у большинства, уровнем умственного развития. Каждый человек имеет право на место в жизни и на образование.
Умственно отсталому ребенку нужно позволить развиваться по-своему. Обучение его самостоятельной еде и приучение к горшку следует начинать в соответствии с уровнем его умственного развития, а не с его возрастом. Ему нужны возможности копать, карабкаться, строить, выдумывать в те периоды развития, когда он готов к этим видам деятельности. Ему нужны игрушки, которые ему нравятся, общество других детей, с которыми он чувствует себя наравне (даже если они на год или больше моложе его). Его следует определить в такой класс, где он будет чувствовать, что чего-то достигает, и где он сможет найти свое место. Ребенку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества.
Те, кто наблюдал группы умственно отсталых людей, знают, насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть.
Ребенок с незначительным или средним отставанием умственного развития обычно воспитывается в семье, где он, так же как и обычный ребенок, черпает чувство безопасности. Полезно отдать его в детский сад, где воспитатели сами решат, следует ли определить ребенка в группу детей его возраста или в младшую группу.

Забота об умственно отсталом ребенке дома

Когда родители убеждаются, что их ребенок отстает в своем умственном развитии, они обычно спрашивают врача, какие специальные игрушки и учебные материалы нужны ребенку и какое специальное обучение он должен проходить дома. Многие думают, что ребенок, страдающий психическим недоразвитием, не такой, как все дети. Безусловно, интересы и способности умственно отсталого ребенка соответствуют не его возрасту, а уровню его умственного развития. Он будет играть с детьми более младшего возраста и игрушками, соответствующими этому возрасту. Он проявит интерес к завязыванию шнурков на ботинках и начнет узнавать буквы не в 5 или 6 лет, а лишь несколькими годами позже, когда уровень его умственного развития достигнет 5-6 летнего.
Мать нормального ребенка не выясняет у врача или в специальной литературе, какие у него интересы. Обычно она просто наблюдает за ребенком, когда он играет со своими или с чужими игрушками, и чувствует, какая из них еще может ему понравиться. Она видит, что он пытается освоить, и тактично ему помогает.
Поверьте, умственно отсталый ребенок - такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Покупайте ему игрушки для игры дома и на улице, которые вы считаете полезными. Помогите ему завести друзей, с которыми он с удовольствием будет играть по возможности каждый день. Учите его делать все то, что он старается постигнуть.

Исключительно важно определить его в соответствующий класс

Если есть подозрение на умственную неполноценность ребенка, следует посоветоваться с психиатром или психологом, решая вопрос об образовании ребенка. Его необходимо исследовать до 5-6 лет, т. е. до того, как он поступит в детский сад или в школу. Его не следует определять в тот класс, который не соответствует его умственному уровню. Каждый день ребенок будет чувствовать, что отстает, это будет все больше разрушать его уверенность в своих силах и он будет очень переживать, если его оставят на второй год или переведут в младший класс. Если уровень умственного развития ребенка только незначительно ниже среднего и занятия в школе ведутся по гибкой программе, так что каждый может внести свою лепту соответственно своим способностям, тогда он, вероятно, сможет учиться вместе со своими сверстниками. Если же отставание умственного развития ребенка довольно значительно или школьная программа для всех одна, тогда ему не следует поступать в школу до тех пор, пока он не будет к этому готов. Вероятно, ему придется подождать год или больше. Если у вас нет возможности посоветоваться с психологом или психиатром, то, не скрывая ни одного факта, подробно обсудите положение ребенка с учителем или директором школы. Если есть хотя бы тень сомнения в его готовности приступить к занятиям в школе, то лучше подождать, чем поторопиться.

Школа-интернат, если она даст больше

Если ребенок не успевает в обычной школе и чувствует себя в ней не на месте или, если родители не могут привыкнуть к его физическому недостатку, то, вероятно, будет лучше воспользоваться возможностью, предоставляемой государством, и определить ребенка в специальную школу-интернат. По крайней мере родителям следует серьезно подумать об этом.

Ребенок с более серьезным отставанием в умственном развитии

Ребенок, который в 1,5 или 2 года еще не может сидеть и почти не проявляет интереса к окружающим детям и предметам, представляет собой более сложную проблему. Ухаживать за ним как за маленьким ребенком придется очень долго. Поскольку он почти не замечает окружающей его жизни, он не в состоянии получить что-либо от своей семьи, а семья в свою очередь ничего не может дать ему. Вопрос, следует ли такому ребенку воспитываться дома или в специальной школе-интернате, очень сложен. Решение его зависит от степени умственной отсталости ребенка, от его темперамента, от того, какое влияние он оказывает на других детей в семье, может ли он найти товарищей для игр, чтобы чувствовать себя довольным, от наличия специальных местных школ, которые примут ребенка и удовлетворят его, от доступности и качества специальных школ-интернатов. Но главным образом это зависит от того, насколько мать в состоянии испытывать удовлетворение от забот о ребенке или насколько он истощает ее физически и морально. На многие из этих вопросов нельзя ответить, пока ребенок не подрастет.

Некоторые матери по натуре достаточно уравновешенны и им нетрудно ухаживать за умственно неполноценным ребенком. Они находят способы заботиться о нем так, что это их не утомляет. Они умеют находить привлекательные качества ребенка и получать от них удовольствие. Они не приходят в отчаяние от тех трудностей, которые он им доставляет, и не сосредоточивают всего внимания только на нем. Другие дети в семье также воспринимают отношение матери к такому ребенку. Чувство, что его принимают таким, как он есть, выявляет в умственно отсталом ребенке его лучшие качества и дает ему хорошую путевку в жизнь. В таких условиях ему, вероятно, лучше жить всегда в семье.
Но иная мать, которая также любит своего ребенка, может становиться все более нетерпеливой и раздраженной, заботясь о ребенке с такими особенностями. Это может вредно сказаться на ее отношениях с мужем и другими детьми. Присутствие умственно неполноценного ребенка может удручать и других детей в семье. Такая мать нуждается в помощи и совете, которые помогут ей более терпимо относиться к ребенку или устроить его жизнь так, как будет лучше и спокойнее для всех членов семьи.
Бывает, что мать всей душой отдается заботам об умственно неполноценном ребенке и находит удовлетворение в своей преданности ему. Однако, посторонний человек ясно видит: ее чувство долга по отношению к ребенку настолько сильно, что она не оказывает внимания ни мужу, ни другим детям и лишает себя всех радостей жизни. В конечном счете в семье создается нездоровая атмосфера, а умственно отсталому ребенку такая преданность не принесет ничего, кроме вреда. Такой матери кто-то должен подсказать, что необходимо соблюдать чувство меры и иметь и другие интересы, кроме забот о ребенке.

Большинство из нас чувствуют себя неловко, когда приходится иметь дело с людьми с физическими недостатками. Если вы сами относитесь к категории последних, то также испытываете определенные трудности на работе. Физически здоровые люди нередко испытывают некоторую предубежденность к людям с физическими недостатками. Это нечто вроде атавизма, который необходимо преодолеть. Советы, приведенные в этом разделе, помогут вам чувствовать себя более комфортно с коллегами или клиентами, страдающими физическими недостатками. Если же у вас имеется какой-либо физический недостаток, возьмите инициативу в свои руки и объясните коллегам и руководству, как им вести себя, чтобы всем было удобно и просто. даст основные рекомендации по самым распространенным ситуациям как вести себя с людьми с физическими недостатками, слабо слышащими, слабовидящими, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вам, возможно, кажется, что к человеку, имеющему тот или иной физический недостаток, надо относиться не так, как к остальным людям. Это ошибка. Люди - прежде всего люди. Их физические возможности - вопрос второстепенный.

Работая рядом с людьми, страдающими физическими недостатками, очень важно внимательно относиться к своей речи.

Говоря о людях, страдающих физическими недостатка- ми, избегайте таких слов, как «инвалид» или «калека».

Сказать «Наш программист Игорь страдает эпилепсией» значительно лучше, чем «Эпилептик Игорь - наш программист».

Отсутствие физических недостатков нельзя характеризовать словами «здоровый» или «нормальный». Всегда разговаривайте с людьми спокойным, ровным голосом. Не разговаривайте слишком громко с людьми, страдающими физическими недостатками.

Не смотрите слишком пристально на человека, страдающего тем или иным физическим недостатком. Но и поспешно отводить глаза от такого человека тоже не следует. Не навязывайте ему свою помощь, пока он не попросит вас об этом.

Вы как должны научить своих подчиненных правильно вести себя и оказывать в случае необходимости помощь людям, страдающим физическими недостатками.

Люди, страдающие физическими недостатками, пользуются различными приспособлениями - инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, специальными компьютерными экранами для слабовидящих, устройствами транскрибирования, костылями; у них могут быть собаки-поводыри. Научите подчиненных правильно обращаться с этими предметами и животными.

Приветствие при встрече. Если собеседник протягивает для рукопожатия левую руку, пожмите ее левой рукой. Если рукопожатие невозможно по какой-либо причине, его заменит кивок головой или легкое прикосновение к плечу или предплечью собеседника.

Есть несколько общих правил при общении с людьми, страдающими физическими недостатками, например, нельзя кормить собаку-поводыря или навязывать слабовидящему помощь при переходе через улицу, если он об этом не просит. В остальных случаях вам помогут чуткость и такт.

Помните: люди, даже с физическими недостатками - это обыкновенные люди. Научитесь видеть в них прежде всего людей, а не инвалидные коляски или костыли.

Если кто-нибудь просит вас о помощи, уточните, что конкретно вы должны сделать, и четко следуйте полученным указаниям. Уклоняясь от оказания помощи, вы обижаете человека. Однако если вас о помощи не просят и даже отказываются от нее, не вмешивайтесь.

Недостаточность слуха бывает разной - от частичной до полной глухоты. Люди, страдающие этим недостатком, нередко пытаются скрыть его - и небезуспешно. Если человек, к которому вы обращаетесь, не реагирует на ваши слова или отвечает невпопад, это еще не означает, что он игнорирует вас или издевается. Возможно, он просто плохо слышит.

Если вам кажется, что человек не слышит вас, лучший способ привлечь его внимание - попасть в поле его зрения или дотронуться до его плеча или предплечья.

Если слабослышащий пользуется азбукой глухонемых и вы ее знаете, не стесняйтесь применять ее. Если эта азбука вам незнакома, следует либо пригласить сурдопереводчика, либо изъясняться с помощью ручки и бумаги. Никогда не просите слабослышащего научить вас азбуке глухонемых, лучше купите соответствующий учебник или запишитесь на специальные курсы.

Сурдопереводчик должен сидеть или стоять рядом с вами лицом к человеку, для которого он переводит.

Всегда обращайтесь к своему собеседнику, а не к сурдопереводчику. Если вы ведете деловые переговоры, ни в коем случае не обращайтесь к сурдопереводчику за советом. Задача сурдопереводчика - обеспечить общение, а не принимать конкретные решения по существу переговоров.

  1. He спешите, делайте в своей речи паузы, чтобы сурдопереводчик поспевал за вами.
  2. Люди с расстройствами слуха нередко умеют «читать по губам», поэтому запомните наши советы.
  3. Никогда не отворачивайтесь от собеседника. Держитесь к нему лицом, не говорите в сторону.
  4. Говорите четко и медленно, но естественно. Излишняя артикуляция затрудняют задачу вашего собеседника.
  5. Во время разговора не жуйте, не курите и не заслоняйте рот руками.
  6. Не кричите. Это все равно не поможет, даже если ваш собеседник страдает лишь частичной потерей слуха. Говоря слишком громко, вы поневоле искажаете свою речь и выставляете себя в смешном виде.
  7. Не пытайтесь упростить свою речь. Ведь вы разговариваете с нормальным взрослым человеком, а не с ребенком.

Как и в случае недостаточного слуха, дефекты зрения бывают разного характера и разной степени тяжести. Например, при некоторых заболеваниях органов зрения у человека развивается эффект «туннельного» видения (т.е. он видит лишь то, на что смотрит), а боковое зрение утрачивается. Бывает так, что человек, наоборот, видит только боковым зрением; кроме того, встречаются разные степени близорукости и дальнозоркости, а также полная или почти полная слепота.

Общаясь с человеком, страдающим недостаточным зрением, помните о следующем.

Сообщайте человеку с плохим зрением о своем появлении (а также о том, что с вами пришел еще кто-то). «Привет, Денис! Это я, Лина. Со мной пришел Виктор».

Входя или выходя из помещения, говорите соответственно «Здравствуйте» и «До свидания».

Во время собраний и совещаний обращайтесь к слабовидящему по имени. Это поможет ему следить за ходом дискуссии. Например: «Валерий, сообщите нам последние данные по продажам».

Зачитывайте вслух инструкции и прочие печатные материалы.

При возникновении опасной ситуации вежливо предупредите об этом человека со слабым зрением. Например: «Александр, прямо перед вами стул. Я, пожалуй, уберу его».

Никогда не передвигайте никакие предметы в комнате, где работает человек со слабым зрением.

Никогда не передвигайте мебель в помещении, где работает человек со слабым зрением, если он сам не попросит вас об этом.

Люди с недостаточным зрением нередко используют для ориентации в окружающей обстановке различные приспособления. Одни передвигаются на ощупь, с помощью тросточки, другим помогают собаки-поводыри. Предложить помощь человеку со слабым зрением никогда не зазорно, но если он отказывается от помощи, не настаивайте. Кроме того, помните о следующем.

Если слабовидящий сотрудник просит вас помочь ему перейти с места на место, предложите руку или локоть.

Описывайте по ходу дела свой маршрут, объявляя о необходимости преодолеть те или иные препятствия. Когда доберетесь до пункта назначения, не оставляйте человека в безвестности, в пустом пространстве. Предложите ему стул или в качестве ориентира стол или стену. Положите его руку на спинку стула, на стол или прикоснитесь ею к стене.

Во время приема пищи опишите расположение пищи на блюде. Например: «Мясо в центре, салат слева, пюре справа». Предложите помощь в нарезании мяса.

Получив деньги и вручая сдачу (или просто передавая деньги), разложите купюры на отдельные стопки и опишите каждую стопку отдельно. Например: «Ваша сдача 47 рублей 54 копейки. Вот две бумажки по двадцать рублей. Вот пять рублей. Вот две бумажки по рублю. А вот 54 копейки».

Когда человеку со слабым зрением надо подписать документ, подведите его руку к нужному месту на странице и подставьте в этом месте линейку, чтобы подпись была горизонтальной.

Если ваш коллега приходит с собакой-поводырем, никогда не прикасайтесь к ней, не получив предварительно разрешение хозяина. Никогда не произносите вслух кличку собаки, не кормите ее.

Нарушая это правило, вы подвергаете опасности не только животное и его хозяина, но и самого себя. Сделав неосторожное движение, вы невольно можете подать ей какой-то сигнал, в результате чего она сделает что-то такое, что вовсе не требуется в данный момент ее хозяину. А произнеся вслух кличку животного, вы можете отвлечь его внимание от исполнения непосредственных обязанностей - оказания помощи своему хозяину.

Заболевания опорно-двигательного аппарата бывают самыми разными. Человек может испытывать затруднения при ходьбе, пользоваться костылями или передвигаться в инвалидной коляске. К человеку, страдающему нарушениями опорно-двигательного аппарата, следует относиться как ко всем людям с физическими недостатками, - с уважением и пониманием его проблем.

Людям с проблемами опорно-двигательного аппарата бывает трудно попасть туда, куда физически здоровые люди добираются без проблем. Подскажите такому человеку оптимальный маршрут движения.

Беседуя с человеком в инвалидной коляске, выберите такое положение, при котором ваши глаза окажутся примерно на одном уровне с его глазами.

Постарайтесь избежать следующих грубых ошибок.

Убирая в шкаф пальто, плащ или куртку человека с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оставьте принадлежности, помогающие ему передвигаться.

Никогда не «примеряйте» на себя костыли, инвалидную коляску и пр. - это неотъемлемая часть личного жизненного пространства другого человека.

Никогда не пытайтесь усадить человека в инвалидную коляску, если он сам не попросил вас об этом.

Никогда не облокачивайтесь на чужую инвалидную коляску.

Не ленитесь сделать пару лишних шагов

При работе с людьми, страдающими теми или иными физическими недостатками, сочетайте приведенные в этой книге советы со здравым смыслом, и вам удастся избежать многих проблем.

Если вы страдаете каким-либо физическим недостатком, возьмите инициативу в свои руки - это лучшее решение. Например, если вам предстоит отправиться в незнакомую компанию, заранее позвоните туда, объясните свои проблемы и спросите, как лучше туда добраться. У себя на работе вы можете сказать: «Виктор, я не знаю, приходилось ли тебе раньше работать с людьми, страдающими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Я расскажу тебе 1 , что надо делать, чтобы нам было проще работать».

Руководителям и рядовым сотрудникам следует узнать побольше о приспособлениях, которыми пользуются ваши работники с физическими недостатками, и внести в стиль работы своего учреждения соответствующие поправки, например, расчистить место для передвижения инвалидной коляски, приобрести специальные дисплеи для слабовидящих, пригласить сурдопереводчика и пр.

Дети с физическими недостатками страдают от многих ограничений и заболеваний, которые по-разному могут сказаться в будущем. И ребенок, который ходит на костылях, и ребенок, прикованный к креслу-каталке, формально относятся к одной и той же категории детей с физическими недостатками, или детей-инвалидов, но их возможности и потребности в помощи сильно отличаются. Поэтому мы постараемся рассмотреть проблему в широком аспекте и предложить родителям и лицам, ухаживающим за детьми, ряд идей и советов, которыми они могли бы воспользоваться, выбирая из них то, что, по их мнению, больше подходит для их ребенка, с учетом его сильных и слабых сторон.

Для родителей большой удар узнать о том, что у их ребенка обнаружен физический или психический недостаток, но это отправная точка долгих усилий, направленных на то, чтобы ребенок мог использовать все свои возможности в будущем. Первый шаг на этом пути - осмысление изменений в жизни семьи, эмоциональных проблем, которые могут возникнуть при вступлении в брак, повлиять на взаимоотношения с братьями и сестрами, друзьями и родственниками. С самого начала всей семье понадобится поддержка и помощь, которую могут оказать многие специалисты, а также благотворительные организации. Источником очень большой поддержки для многих семей могут стать люди, оказавшиеся в сходных обстоятельствах.

6.4 (а) ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА В ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ

Каждый дом не похож на другие, но в любом доме, где есть дети, прежде всего надо подумать о создании для них необходимого пространства. Часто специальное оборудование помогает ребенку реализовать все свои возможности, а для использования и хранения этого оборудования нужно место.

Если семья не собирается переезжать, надо как можно раньше подумать об организации места для игр, занятий, лучше всего - хорошо оборудованной комнаты, которая служила бы и спальней, и местом занятий. Дополнительного пространства требуют игрушки, специальное оборудование, компьютеры, кресла-каталки, которыми пользуется ребенок-инвалид, хотя во многих домах пристроить все это непросто. Очень важная вещь - ванная комната, так как человек с физическим недостатком тратит много времени на личные нужды, и занятые члены семьи раздражаются, когда не могут попасть в ванную.

6.4 (б) ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Ребенок-инвалид вполне может пользоваться стандартной мебелью и оборудованием. Однако в ряде ситуаций может потребоваться специальное оборудование для того, чтобы:

Поддерживать ребенка в правильной позе.

Способствовать функциональной активности.

Обеспечивать независимость при решении каких-

либо задач.

Облегчить труд лица, ухаживающего за ребенком.

Уменьшить объем необходимого ухода.

Избавить ухаживающих от опасности физического перенапряжения.

Как поднимать и перемещать детей-инвалидов

Когда дети подрастают, становится все труднее ухаживать за ними, если самостоятельно они не могут даже перебраться из одного кресла в другое и т. д. Родители или другие лица, обеспечивающие уход, могут воспользоваться рекомендациями врача или прослушать лекцию о том, как поднимать ребенка без ущерба для своего здоровья. Запомните основное правило для всех случаев, когда надо кого-нибудь или что-нибудь поднять: спина при этом должна оставаться прямой, при поднятии должны работать мышцы ног.

Если ребенок тяжелый, а ухаживает за ним беременная мама или кто-нибудь из членов семьи со «слабой» спиной, очень поможет использование подъемного устройства. Некоторая практика позволит ознакомиться с его работой, но ваши усилия себя оправдают.

Трудности могут возникнуть с преодолением ступенек, разрешить их можно с помощью поручней или подъемника.

Организация отправления интимных нужд

Ванная комната, может быть, основное место, где потребуется специальное оборудование. Пользование душем или ванной до определенного предела дело интимное, однако надо продумать, как организовать пространство и какие приспособления облегчат пользование ими ребенка-инвалида.

Существует множество приспособлений, способных облегчить пользование ванной и душем. В центре помощи инвалидам врач-терапевт может посоветовать, какие из них выбрать, там их можно посмотреть и опробовать.

Очень важно облегчить пользование туалетом, по возможности, надо помочь ребенку пользоваться им обычным образом. Если у ребенка есть физический недостаток, надо научить его:

Сообщать о своих нуждах.

Контролировать работу мочевого пузыря и кишечника.

Вовремя отправляться в туалет.

Недержание может быть вызвано нехваткой времени, если ребенку трудно проделать все необходимые движения и устроиться на сиденье унитаза. Одному ребенку для того, чтобы расслабиться и удобно устроиться на сиденье, нужна опора для всего тела, другому достаточно стенового поручня, чтобы он не боялся потерять равновесие. Специальное оборудование, таким образом, может играть большую роль в каждодневном пользовании сантехническими устройствами.

Принятие пищи

Для ребенка-инвалида очень важно научиться самостоятельно есть и пить. Как и при «нормальном» ходе развития, сначала учат ребенка самостоятельно есть ту пищу, которую можно брать руками.

Пить самостоятельно учат сначала из стаканчиков, предназначенных для этой цели, или через соломинку, но соломинки не всегда рекомендуются детям, плохо контролирующим движения рта и языка. Как поступать в таких случаях, может посоветовать логопед.

Существуют специальные столовые приборы, но начать обучение вполне можно со стандартного набора для детей, так как большинство специальных приборов по размерам рассчитаны на взрослых. Тарелки особой формы или снабженные пластиковыми кольцами для удержания пищи помогут натренироваться в движениях, необходимых для того, чтобы успешно справляться с едой.

У умственно отсталых детей, способных тем не менее есть самостоятельно, часто возникают проблемы, когда им предлагают воспользоваться не теми столовыми приборами, к которым они привыкли. С новыми предметами их надо знакомить. Сначала они могут отказаться пользоваться, например, более легкими столовыми приборами или с более длинными ручками. Но, если предлагать их в ситуации, когда они будут видеть, что другие дети, такие же, как они, едят ими, или показывать, что вы тоже пользуетесь ими, дети отнесутся к новым предметам с большим доверием.

Правильная поза также является необходимым

условием того, чтобы ребенок успешно ел самостоятельно. Если из-за своих размеров или постоянного сидения в инвалидном кресле ребенку трудно принимать правильную позу за столом, нужно подумать о специальном стуле для него. Ребенок получает возможность хорошо есть самостоятельно и присутствовать за столом вместе с другими членами семьи.

Передвижение

Стандартные инвалидные кресла или устройства, служащие опорой при ходьбе, можно приобрести, обратившись к семейному врачу или терапевту. Обычно вид этого оборудования не вызывает доверия у детей, но при некоторой доле воображения, используя яркие наклейки, светящиеся полоски, их можно сделать более привлекательными.

Существуют и более совершенные кресла, требующие меньших затрат энергии и лучше оформленные. Ими легче маневрировать, но они очень дороги. Можно попробовать приобрести их с помощью благотворительных организаций, они способны значительно улучшить качество жизни маленького инвалида.

Изыскание возможностей передвигаться, вероятно, одна из проблем, особенно волнующих родителей или других лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом. После консультаций со специалистами

родителям надо принять окончательное решение, и они хотят быть уверены, что сделали лучший выбор для своего ребенка. Поэтому необходимо продумать все стороны его жизни. Нужно учесть те сложности, которые не исключены в будущем; когда ребенок достигнет подросткового возраста, многие представления могут претерпеть изменения в результате изменений физического и эмоционального характера.

Вот моменты, на которые следует обратить внимание:

При обучении ходьбе надо ставить реально дости

жимые цели, например:

Делать два-три шага, чтобы уметь самостоя

тельно переместиться с места на место;

Ходить по дому;

В любое время ходить самостоятельно;

Ходить, пользуясь специальными приспособле

ниями, и без них.

Пользование ручным или электрическим крес

лом-каталкой расширяет возможности общения

со сверстниками, повышает уверенность в себе.

Невозможность воспользоваться креслом-катал

кой для ребенка, который в силу разных обстоя

тельств ходит все хуже, ведет к дистрессу и потере

Самое главное - нужно знать, почему вы ставите перед ребенком какую-то конкретную цель и куда она должна привести.

Развлечения и игры

В ходе «нормального» развития ребенок учится пользоваться окружающими предметами и набирается опыта. Он развивает умения и навыки, учится воспринимать окружающее благодаря простым повседневным действиям, моя посуду, забираясь на кресла, спуская воду в туалете, открывая и закрывая двери и т. д. Физические возможности ребенка-инвалида ограничены, он не может опытным путем приобретать навыки, обычно формирующиеся без всяких усилий, как бы сами собой. Поэтому его нужно знакомить со всеми аспектами повседневной жизни, обучать обычным детским занятиям. Потребуется время и немалая доля воображения, чтобы организовать и подготовить ребенка к занятиям, являющимся неотъемлемой частью детства, таким,

как рисование, игры с игрушками на воде, изготовление кондитерских изделий; нужно стараться, по возможности, чтобы ребенок все делал, как принято у «нормальных» детей, это поможет развитию уверенности в себе, личностных качеств и физической активности.

Удачные развлечения очень важны для подрастающего ребенка-инвалида, родителям приходится поломать голову в поисках новых идей. Хорошо знакомое: «А что я буду делать теперь?» - требует больших, чем обычно, усилий от тех, кто ухаживает за ребенком, имеющим физический недостаток и часто трудности с ассоциированным восприятием.

Малышам и детям постарше достаточно обычного набора игрушек и книг, однако приходится подумать над тем, как обеспечить правильную позу и создать обстановку, в которой ребенку будет легче играть. Обычно дети легко приспосабливаются к мебели, рассчитанной на взрослых, но для ребенка с физическим недостатком она не годится. Стол, подобранный по высоте, или простая подставка из пенопласта клиновидной формы позволят ребенку самостоятельно играть так, как в другой обстановке он бы не смог.

Времяпровождение

Подрастая, ребенок начинает превращать игру в любимое занятие и времяпровождение. Современные видео- и компьютерные игры, машинки с дистанционным управлением, электронные музыкальные игры просты в использовании и могут расширить знания ребенка с физическим недостатком. Не следует упускать из виду и традиционные хобби, которые могут показаться сложными. При этом обратите внимание на следующие моменты:

Обучение приготовлению еды

С помощью ножа с широкой ручкой и специальной доски с бортиками ребенок может участвовать в приготовлении еды.

Занятия с красками, наклеиванием, коллажем не требуют больших расходов и могут быть очень увлекательными. Осязательные ощущения и улучшение пространственных представлений способствуют нормальному развитию и поэтому очень полезны для ребенка-инвалида.

Использование легких, небольших инструментов,

приподнятые цветочные клумбы, миниатюрные

внутренние садики развивают интерес ребенка-

инвалида к выращиванию растений.

Можно связаться с организацией, помогающей де

тям-инвалидам найти друзей по переписке.

Подставки, не дающие предметам скользить,

ложки с утолщенными ручками, специальные до

ски с ограничительными бортиками могут позво

лить ребенку осваивать несложные приемы приго

товления пищи. Детям с серьезными недостат

ками полезно давать помешивать, раскатывать,

переливать ложкой, даже если их движения при

ходится постоянно направлять.

ПОЗНАНИЕ СЕБЯ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ

В период полового созревания у детей с физическими недостатками появляются такие же проблемы с познанием себя и развитием сексуальности, как и у других сверстников. В разделе 6.7 будут подробно рассмотрены эти и другие особенности сложного периода полового созревания. И родителям, и самим молодым людям может

оказаться полезно связаться с организацией типа общества инвалидов, где можно получить информацию и совет, если сексуальные проблемы становятся предметом большой озабоченности.

Многие из самых развитых, преуспевающих детей с чувством собственного достоинства среди наших знакомых - это дети с физическими недостатками. Разговаривая с их родителями, мы обнаружили сходные черты в их системе воспитания. Каким бы недостатком это ни было - ДЦП, синдром Дауна, эпилепсия или синдром Туретта. - этих детей всегда поощряли делать все, что они только могли. Родители всячески выражали уверенность в их высоких результатах. От друзей, семьи и учителей порой требуется обращаться с детьми так, словно у них нет недостатков, хотя для этого и нужно делать некоторые особые приготовления.

Как помочь детям с физическими недостатками?

Сегодня все больше детей с физическими недостатками учатся в обычной школе. Одна девочка с ДЦП всю начальную школу проучилась в обычном классе. В этом ей помогали только школьная медсестра, которая сопровождала се в туалет, когда это было необходимо, и водитель автобуса, который всегда оставлял для нее место в первом ряду. Одноклассники иногда помогали ей носить учебники, педагоги прощали опоздания, потому что ей требовалось много времени, чтобы дойти от автобуса до класса. И все же она гордилась тем, что делала все по возможности самостоятельно. Известно, что дети с синдромом Дауна, эпилепсией и синдромом Туретта тоже приспосабливались к учебе в обычных классах.

В каждом случае было важно добиться сотрудничества и понимания от школы. Родители ходили в школу и разговаривали с педагогами и одноклассниками ребенка о том, что это за физический недостаток, о том, как ребенок хочет, чтобы с ним обращались, и что может случиться из-за этого физического недостатка. Это был запоминающийся и поучительный опыт для всех задействованных лиц.

Родители признавались, что сначала известие о физическом недостатке их ребенка потрясло их. Дети считаются Божьим чудом. Они должны быть совершенны. Наши дети иногда кажутся продолжением нас самих, результатом любовного союза мужчины и женщины. Некоторые родители просто не в силах понять, как нужно заботиться о ребенке с особыми требованиями. Одни начинают чрезмерно опекать ребенка, потому что им его жалко и они хотят возместить ему все недостающее любовью и вниманием. Другие чувствуют себя виноватыми или ответственными за болезнь ребенка, особенно если она наследственная. Случается, что уход за ребенком с физическим недостатком порождает отчуждение других детей в семье или одного из супругов, обычно отца, - некоторые союзы не выдерживают тягот такого ухода. Братья и сестры иногда обижаются на «особенного» ребенка за то, что он забирает так много любви и внимания их родителей:

В тех домах, где справляются с трудной задачей воспитания ребенка с физическими недостатками, сохраняется теплая, стабильная и проникнутая любовью атмосфера. Родители стараются не проявлять чрезмерную заботу и не создавать у ребенка впечатление, что он беспомощен и не выживет без посторонней помощи. Все члены семьи планируют свое время и имеют каждый свои обязанности. Семья часто собирается вместе. При обсуждении проблем родители спрашивают: «Что ты собираешься делать?» или «Как же нам разобраться с этой проблемой?» Они спокойно говорят о возможных трудностях, например о предвзятом отношении в школе или о неспособности ребенка делать все то, что умеют его сверстники, скажем, прыгать через скакалку, а затем о всем том, что ребенок может делать и делать хорошо. Когда Мэрилин в детстве переболела полиомиелитом, она одно время не могла ходить. Именно тогда у нее развилась большая любовь к чтению и пониманию других важных для жизни вещей. Ребенок, который не умеет прыгать, может стать великим музыкантом, потому что у него есть время и желание упорно добиваться результатов. Еще он может стать хорошим специалистом по настольным играм - шашкам, шахматам или го.

Как помочь детям правильно реагировать на унаследованные физические недостатки?

Родители помогают детям с физическими недостатками предугадать то, что может случиться. Они готовят своих детей к ситуациям, когда их будут дразнить, когда они столкнутся с физическими препятствиями или когда у них произойдет приступ в школе. Что тогда делать ребенку? Что делать окружающим в таких ситуациях? Дети должны свободно выражать свои страхи и чувства, но также их надо учить оборачивать негативные чувства в позитивные мысли и действия. Мы многое наследуем от родителей, включая телосложение и врожденные способности. Иногда дети наследуют и физические недостатки. Главное - то, как дети реагируют на эти унаследованные факторы. Один ребенок считает какую-нибудь физическую особенность «уродством», а другой черпает в ней силу.

Повторимся, что если все члены семьи вносят свой вклад в благополучие остальных, это позволяет ребенку смотреть шире на свое состояние и помогает мириться со своим недостатком. Также напомним, что хорошо помогают биографии: когда ребенок читает о великих людях, которые, особенно в молодости, сумели преодолеть свои недостатки, добиться огромных успехов и принести пользу обществу, он начинает оптимистичнее относиться к собственному будущему.

Боб играл в теннис со своим другом Роджером Кроуфордом, который имел физические недостатки. При рождении у Роджера Кроуфорда был только намек на большой палец, находившийся прямо на правом предплечье, а большой палец и еще один палец торчали из левого предплечья. У него не было кистей рук и только три пальца на одной недоразвитой ноге. Врач сказал, что, возможно, Роджер никогда не будет ходить и не сможет сам ухаживать за собой, но его родители отказались с этим смириться. Ему приходилось держать карандаш двумя руками, но его родители поощряли его учиться писать таким способом. Также они поощряли его заниматься спортом. В средней школе он играл в составе футбольной команде, а в колледже стал играть в теннис и выиграл 22 матча, а проиграл 11. Он стал первым теннисистом-инвалидом, который получил сертификат профессионала, дающий право тренерской деятельности. Теперь Роджер на всю страну говорит: «Единственное различие между вами и мной состоит в том, что вы можете видеть мои недостатки и скрыть свои, потому что у всех нас есть свои недостатки».

Детям с физическими недостатками надо знать, что вы в них верите и верите в их способность делать все что угодно. Выполняйте свои обещания и общайтесь с ребенком спокойно, предсказуемо и последовательно. Поощряйте в нем чувство ответственности, самостоятельное принятие решений и преодоление трудностей и говорите с ним языком одобрения, чтобы поддержать его усилия. Самое главное - пусть он знает, что любовь ваша безусловна, что она является той основой, которая дает ему корни и крылья.

Что делать, если ребенку трудно учиться?

Дети, которые учатся с трудом, требуют особого подхода при обучении. Также они требуют особого подхода со стороны своих родителей. Это дети обычно средних или выше средних умственных способностей, порой даже одаренные, но их достижения, мягко говоря, не соответствуют их талантам. Часто эти сложности трудно определить, по крайней мере до школьного возраста, когда они начинают выражаться очень ярко и ребенка отправляют на тестирование.

Акт об образовании для всех детей с физическими или умственными отклонениями определяет детей с трудностями в обучении так: «Это те дети, которые имеют отклонения в одном или более основном процессе, задействованном в понимании или использовании языка, устного или письменного, каковое отклонение может проявляться в несовершенной способности слушать, думать, говорить, читать, писать, произносить или делать математические вычисления».

Далее в акте говорится: «Общее собрание определяет, что у ребенка есть некоторые трудности в обучении, если ребенок не достигает результатов, соответствующих его возрасту или уровню способностей в одной или нескольких сферах занятий... хотя обладает знаниями, полученными в результате обучения и соответствующими его возрасту и уровню способностей, и общее собрание обнаруживает, что у ребенка имеется несоответствие между достижениями и умственными способностями в одной или нескольких этих сферах».

Пока ребенку не поставят диагноз, родители часто считают, что их ребенок не успевает в школе, потому что недостаточно старается. Время, отведенное на уроки, становится сушим адом, потому что ребенок не понимает, чего от него требуют. Если расстройство проявляется в слуховой памяти, ребенок иногда не в состоянии запомнить указания учителя по выполнению домашней работы. Случается, что ребенок не в состоянии отметать посторонний шум, В результате информация на уроке становится для него хаотичной, потому что он просто не способен сконцентрироваться.

Что делать родителям?

Во-первых, наблюдайте и слушайте. Если вы замечаете несоответствие в одной или нескольких сферах занятий, поговорите с учителем вашего ребенка. Учитель может согласиться или не согласиться с вами, но теперь он будет следить за проблемами в обучении вашего ребенка и начнет обращать на это внимание. Возможно, он попросит школьного психолога понаблюдать за ребенком или поговорит с другими учителями. В большинстве школ следующим шагом станет совет, на котором будут присутствовать вы, учитель, психолог, специалист по данному вопросу и иногда директор школы. Собрание отметит сильные и слабые стороны вашего ребенка и сможет направить его на тестирование, чтобы определить, действительно ли имеет место серьезное отклонение. Полученные в результате тестирования знания будут бесценны для вас и учителя при работе с сильными и слабыми сторонами вашего ребенка.

Несмотря на то что природа – лаборатория высочайшей точности, иногда случаются сбои. Порой люди рождаются с особенностями или дефектами, которые могут мешать им жить.

Случается и так, что отметины на теле появляются и в течение жизни. Тело можно считать храмом, священным и неприкосновенным, а можно – нашей одеждой в этом мире, которая со временем изнашивается. Мы предлагаем вам прочесть о звездах с физическими особенностями и недостатками, которые не помешали им стать знаменитыми.

Звезда «Игры престолов» Питер Динклейдж родился с редкой генетической мутацией – ахондроплазией. Иными словами, Динклейдж страдает карликовостью, его рост – всего 135 см. По счастью, сила его характера и талант оказались таковы, что он сумел стать известным актером. Кроме того, судьба оказалась к нему благосклонна и выдала счастливый билет в виде роли Тириона Ланнистера в экранизации романов Джорджа Мартина.

Кейт Босуорт – разные глаза

У актрисы Кейт Босуорт секторная гетерохромия. Иными словами, один глаз у нее голубой, а второй – карий. Чаще такая особенность встречается у животных, к примеру, у кошек, но иногда встречается и у людей. Редакция сайт отмечает, что редкий цвет глаз Кейт сослужил ей скорее хорошую службу: она не только много снимается в кино, но и заключила несколько контрактов с крупными брендами – к примеру, Calvin Clein. Разные глаза, кстати, и у актрисы Милы Кунис – один зеленый, а другой карий.


Каролина Куркова – отсутствует пупок

Разумеется, модель Каролина Куркова родилась на свет обычным способом, а до этого провела 9 месяцев в утробе, связанная с матерью пуповиной. Пупка у нее нет потому, что в детстве манекенщица перенесла операцию по его удалению. О причинах операции она не рассказывала, но, по всей вероятности, речь идет о пупочной грыже – аномальном увеличении этой части тела.


Тина Фей – шрам на лице

Тина Фей – актриса и сценаристка, которая прославилась ролью в сериале «30 Rock» в паре с Алеком Болдуином , а также в комедии «Копы в юбках» с Мелиссой МакКарти . Ее успеху в кино и стендап-комедии не помешал страшный шрам на лице и связанная с ним пережитая травма. Когда Тине было пять лет, неизвестный маньяк поймал ее на улице и располосовал лицо ножом. Редакция узнайвсё.ру уточняет, что преступник так и не был найден.


Мэттью Перри – нет фаланги пальца

Мэттью Перри прославился ролью в сериале «Друзья» и закрепил успех дуэтом с Брюсом Уиллисом в фильме «Девять ярдов». Многие фанаты актера замечали, что на правой руке у него не хватает фаланги на среднем пальце правой руки. Травму он получил в детском саду, где ему однажды случайно прищемили руку дверью.


Жамель Деббуз – нет руки

Французский актер Жамель Деббуз прославился ролью Люсьена в трогательной комедии «Амели» с Одри Тоту . Внимание зрителей привлекло то, как мастерски он управлялся с одной рукой: второй пустой рукав был заправлен в карман. Травму он получил в 14 лет, когда его сбил поезд. Мальчик остался жить, но рука повисла плетью и перестала расти вместе с остальным телом. Изъян не помешал ему стать востребованным актером на родине и за рубежом.


Сил – шрамы

Британский певец и музыкант Сил живет с серьезным аутоиммунным заболеванием – волчанкой. Эта болезнь в числе прочего вызывает сыпь на щеках и переносице, которая доставляет человеку сильнейший дискомфорт. Несмотря на шрамы, Сил – один из самых обаятельных исполнителей на англоязычной сцене. Это не помешало ему и в личной жизни: у Сила был роман с супермоделью Тайрой Бэнкс , а в 2005 году он женился на манекенщице Хайди Клум .


Томми Флэнаган – человек, который смеется

Британец Томми Флэнаган прославился ролью в сериале «Сыны Анархии», в котором сыграл вместе с Чарли Ханнэмом . К роли не слишком законопослушного байкера как нельзя кстати пришлись шрамы на лице, которые актер получил в юности. Однажды на него напали на улице, ограбили и порезали лицо – сделали с ним то, что называется «Улыбкой Глазго». После ранения Томми был в тяжелейшей депрессии, пока не получил совет попробовать себя на сцене. В 1995 году он получил роль в фильме Мела Гибсона «Храброе сердце», и это изменило его жизнь.


Форест Уитакер – опущение века

У актера Фореста Уитакера на одном из верхних век атрофированы мышцы. Этот дефект называется птоз и не позволяет открывать глаз на всю ширину. Из-за этого кажется, что актер постоянно прищуривается. Впрочем, особенность не повлияла ни на количество приглашений на съемки, которые получает Уитакер, ни на его обаяние.


Дензел Вашингтон – сломанный мизинец

На многих фото Дензела Вашингтона видно дефектный мизинец правой руки. Дело в том, что актер много раз ломал этот палец, а началось все в юности, когда Вашингтон получил травму, играя в баскетбол. После очередного перелома, когда пострадавший не обратил должного внимания на травму, палец сросся неправильно.


Виктория Бекхэм – искалеченные шпильками ноги

Модница, дизайнер и певица Виктория Бекхэм многие годы носила высоченные шпильки с неудобной колодкой и в конце концов изуродовала себе ноги. У нее появились проблемы с ногами , которые есть у многих звезд, вынужденных часто носить каблуки – варикоз, деформация пальцев и выпирание косточки у большого пальца. Теперь жена Дэвида Бекхэма появляется на публике в более удобных туфлях.


Селена Гомез – оттопыренные большие уши

Молодая певица Селена Гомез в юности страшно комплексовала из-за больших оттопыренных ушей. Она прикрывала их волосами, думала об операции, но принятие себя началось с совета психолога. Гомез стала каждое утро подходить к зеркалу и говорить: «Я красивая!» Постепенно она смогла начать открывать уши, а в конце концов и вовсе перестала переживать по этому поводу. В конце концов – это всего лишь уши.