Меню

Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи. Учим ребенка одеваться без капризов и лишнего стресса

Макияж

Когда ребенок еще только начинает сам перемещаться по квартире, ему могут попадаться различные вещи, которые вызовут его интерес. Пускай он перебирает эти вещи, когда захочет, и пробует примерить .

Одевая малыша, приговаривайте: «Давай одну ручку в рукавчик, другую ручку».

Скоро ребенок станет протягивать вам ручки и ножки в ответ на вашу просьбу.

Вообще, хорошая привычка – озвучивать все свои действия, ребенок быстрее научится понимать вас.

Следующим этапом, примерно к полутора годам , малыш может пробовать снимать носочки, или натянуть штанишки, вставая с горшка.

Не спешите делать что-то за ребенка, если он способен на это сам, пусть и не все получится идеально. Вместе радуйтесь любому успеху.

Двухгодовалый ребенок уже обязательно должен пытаться сам надевать трусики, штанишки, носочки. Постарайтесь, чтобы его одежда была достаточно удобной и просторной для самостоятельного одевания.

Конечно, малышу гораздо легче справиться со штанами более свободного кроя, чем с узкими колготами.

Если малышу пока трудновато, важно правильно организовать свою помощь , надевать штаны или трусы только до середины, поощряя ребенка завершить одевание самому.

Вы можете помочь, если будете только задавать направление при надевании штанов, а не делать все за ребенка.

Более сложным является надевание футболок и свитеров. Следите, чтобы горловина была достаточно широкой. Вообще, в этот период лучше использовать одежду на размер больше, избегать облегающих нарядов, которые трудно надеть.

Если ребенок будет застревать в одежде, это будет раздражать и злить его, а в итоге интерес к процессу просто пропадет.

Вся одежда должна быть максимально удобной и привлекательной. Малютка не захочет надевать «кусачий» свитер, и это не будет пустой прихотью.

Кожа детей гораздо более чувствительная, все вещи должны быть мягкими на ощупь. А что-то из вещей может просто не нравиться ребенку эстетически, это тоже надо учитывать.


К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, способен одеться сам от трусов до верхней уличной одежды, если в ней нет сложных застежек.

Возможно, что-то будет надето задом наперед, обувь будет перепутана, а вам придется самим застегивать пуговицы или молнию.

Очень важно в это время сохранять доброжелательный настрой. Постоянные замечания и упреки подавят инициативу вашего малыша.

Если вы боитесь опоздать из-за того, что ребенок медленно одевается, начинайте сборы на полчаса раньше . Но всегда внимательно следите за процессам.

Если вы видите, что ребенок действительно не справляется, предложите свою помощь . Если он начнет злиться, то потом не захочет учиться вовсе.

Не смейтесь над ребенком и не раздражайтесь , засуньте свой перфекционизм подальше на какое-то время. Это все большие достижения для ребенка, гордитесь им.

Простые приемы

Основная технология обучения заключается в следующем. Рассмотрите все детали гардероба вместе с ребенком .

Где у носка пяточка, где швы на колготках, где лицевая сторона, где изнанка, где перед и спинка.

Объясните, как положить перед собой вещь, чтобы правильно ее надеть.

Взрослые люди одеваются автоматически, не задумываясь, в какой последовательности все делать. Теперь вам надо обратить на это внимание и постараться придумать самые простые способы одевания для вашего ребенка .

Что сначала продевать в свитер: руки или голову? Почему горловину надо надевать через макушку, а не лицо? Как определить переднюю и заднюю стороны одежки? Штаны начинают надевать сидя, а встают, когда из штанин показались ступни.

Перехитрить ребенка и избежать капризов

Иногда бывает так, что благоприятный период для обучения упущен. Ребенок капризничает и не желает ничего делать сам. Что же предпринять?

Превратите одевание в увлекательную игру :

  • так, штанины могут стать туннелями для ножек-паровозиков;
  • устройте соревнование на скорость, кто быстрее оденется, получит приз! Разумеется, дайте выиграть ребенку;
  • притворитесь, что забыли, как правильно одеваться. Надевайте колготки на голову, а носки на уши;
  • пускай ручки и ножки говорят кукольными голосами: «Я замерз, где мой домик?» или «Я боюсь, спрячьте меня!»;
  • создайте положительную мотивацию, ребенок мигом оденется.

Обучая ребенка новому навыку, сразу приучайте к порядку .

Вещи должны быть вывернуты на лицевую сторону и разложены в доступном месте уже готовые к надеванию.

Очень удобно: то, что снято последним, будет лежать сверху, чтобы надеть это в первую очередь.

Кстати, проще запомнить последовательность одевания, если развесить на стене яркие картинки с одеждой в нужном порядке.

Вместо заключения

Итак, подведем итоги:

  • используйте для обучения период «Я сам» в 2-3 года;
  • обучайте, играя;
  • покупайте удобную просторную одежду без сложных застежек, отдавайте предпочтение липучкам;
  • выбирайте ту одежду, которая нравится ребенку;
  • не смейтесь над ребенком и его ошибками;
  • начинайте сборы заранее, чтобы не бояться опоздать и не раздражаться;
  • не делайте за ребенка то, что он может сделать сам;
  • помогайте тогда, когда это действительно необходимо.

Всегда радуйтесь вместе с ребенком и относитесь к нему уважительно . Сейчас самое золотое время ваших отношений.

Возможно, такой близости и безусловной любви у вас больше никогда не будет. Цените каждый миг.

Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал - и воспитатели, и няни - то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!» . Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап - самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап - снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Как помочь нехочухе

Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка - это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.

Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.

Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.

Учимся одеваться весело и быстро

Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.

Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.

1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.

2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.

3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.

4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки - с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.

5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».

  • Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
  • В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс - на резинке и кулиске.
  • Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.
  • Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
  • Главное в процессе обучения малыша - это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.
  • Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.

Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Папы и мамы ломают голову над тем, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Считается, что в возрасте 2,5–3 лет дети начинают делать попытки самостоятельно надеть простые вещи. Однако есть малыши, которые, вступая в магический возраст под кодовым названием «я сам», могут спокойно собрать из конструктора модель звездолета, но не стремятся сами обуть ботинки, потому что родители регулярно это делают за них.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора , а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если и как бороться с .

Заранее приготовьте для него чистые, глаженые вещи, которые ему предстоит одеть. Сложите их с вечера в удобное и легкодоступное для ребенка место. Не забудьте и о верхней одежде, ведь если перед выходом вы обнаружите пятно на куртке, о котором позабыли с предыдущей прогулки, скорость одевания точно не увеличится от того, что вы помчитесь его застирывать.

Попытайтесь не давить на ребенка и не использовать в его адрес замечания: «не так», «ты делаешь неправильно», «да где ты видел, чтобы так одевались», «ты забыл одеть, застегнуть, завязать», «давай быстрее, что ты как черепаха» и т.д. Лучше похвалите его и предложите свою помощь там, где она действительно необходима. Ведь вряд ли заболеет от обморожения верхних дыхательных путей, если пропустит пуговицу. И едва ли его арестуют на улице, если шапка будет надета задом наперед. А вот поощрение и похвала только усилят его уверенность в себе и ускорят процесс. В конце концов, огрех всегда можно незаметно поправить в лифте или транспорте.

Чтобы научить ребенка быстро одеваться, стоит попробовать отгородить его от всех плохих ассоциаций, которые могут быть связаны с этим нелегким процессом. Попробуйте на начальном этапе заменить водолазку, которую так тяжело натянуть через голову, кофтой на пуговицах и шарфом, а на молнии и шнурках - ботиночками на липучках. Понаблюдайте за , возможно, какая-то одежда трудно поддается ему. Попробуйте сначала убрать все, что вызывает у него трудности в одевании и плохие эмоции, и лишь со временем постепенно возвращайте «нелегкие» вещи в повседневную .

Вы можете провести одевание в игровой форме. Поставьте детские песочные часы и придумайте вознаграждение за то, что ребенок уложился в срок. Или устройте эстафету и одевайтесь наперегонки. Только учтите, что то , за которое одеваетесь вы, никак не может быть равно тому времени, за которое оденется ребенок. Если песочные часы будут рассчитаны на одну минуту, или вы оденетесь раньше, ребенок не только не справится с задачей, но еще и очень расстроится. В крайнем случае, отправьте ребенка одеваться немного раньше.

Мотивируйте ребенка . Объясняйте, что если вы сейчас поспешите, то у вас останется больше времени для вечерней игры, что вы успеете на самый волшебный автобус, что завтрак в саду будет вкуснее, если вы придете раньше. Говорите, как вы им гордитесь, какой он стал , самостоятельный, как вам приятно, что он уже умеет так одеваться сам. Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы. Многие вещи оказываются намного проще, чем кажутся.

Полезный совет

Попробуйте во время одевания убрать из поля зрения ребенка все вещи, которые могут его отвлечь.

Не отвлекайте его вопросами о том, все ли он взял для школы.

Не давайте никаких важных заданий в процессе одевания. Ребенок может забыть не только о них, но и о том, что не надел носки под сапоги.

Связанная статья

Подавляющее большинство родителей жалуются на утренние сборы ребенка в школу. Школьник не хочется рано просыпаться, встает с трудом, еле жует утреннюю кашу, капризничает, не хочет никуда идти. Родители нервничают, кричат, торопят и портят нервы и себе, и ребенку.

Когда, наконец, ребенок собран, до школы путь практически в бегах. А потом целый день бедные родители чувствую свою вину, и думают, как же помочь ребенку правильно организовать свое утро и избежать нервотрепки.

Как научить ребенка собираться в школу?

Для ребенка должен быть пример

Конечно, ребенок берет пример с взрослых. Умеет ли планировать свой день сам родитель? Так ли легко мама или папа собирается по утрам на работу? Конечно, в жизни случается разное, и не всегда получается все делать по плану, но ради ребенка нужно научить жить организовано и без спешки.

Родителю надо встать раньше своего чада

Родителю надо встать пораньше, уделить время себе, поднять настроение за утренним кофеем или чаем. А далее необходимо помочь малышу организовать свое утро. Так как у мамы или папы появилось свободное время для себя, остальное оставшееся время они могут уделить ребенку. Надо помочь достичь школьнику самостоятельности.

Планирование дня

Об утре необходимо позаботиться с вечера. Если ребенок поздно ложится спать, то и вставать с утра ему очень тяжело. За день малыш сильно устает как умственно, так и физически, поэтому полноценный отдых ему просто необходим. Если ребенок ляжет пораньше, то и вставать ему будет проще, да и получаться все будет намного легче.

Забота о гардеробе

Необходимо заранее позаботиться об одежде ребенка. Будет лучше, если она будет не только комфортной, но и легкой в одевании. Несмотря на то, что в таком возрасте ребенок это уже почти взрослый человек, все равно ему надо облегчить его новую жизнь хотя бы в этом. Лучше если одежда будет на удобных липучках или резиночках. В таком случае, ребенок сможет одеться самостоятельно и без лишних усилий. Тогда сохранятся нервы и у родителя и у школьника.

Разговор о грядущем дне

Так как ребенок еще не достаточно самостоятелен, он не может запомнить всю последовательность действий с утра. Будет намного лучше, если что-то ему будет напоминать о необходимых действиях. Например, можно сделать стрелочки, по которым он будет идти, и выполнять задания. Или же можно развесить картинки, которые будут служить напоминанием о том или ином процессе. Все шаги должны быть расписаны, от чистки зубов до одевания обуви. А результаты можно прикрепить на холодильник в виде отчета. Для ребенка это будет своеобразная игра, и он с радостью начнет собираться в школу.

Позитивный настрой

Пусть родитель разбудит ребенка не обычными словами, а поцелуем или забавной песенкой. Можно включить детскую музыку, но не стоит начинать утро с мультфильмов. Иначе, ребенок будет долго смотреть мультик и не захочет идти в школу.

Сборы с вечера

Лучше всего будет, если подавляющее большинство дел будет сделано с вечера. Например, вечером необходимо правильно сложить одежду, чтобы с утра ее было легко одеть. Портфель так же к утру уже должен быть собран. Это избавит от лишней суеты. Родитель должен контролировать сборы ребенка вечером, чтобы он ничего не забыл. Однако, важно, чтобы и в этом у малыша была определенная самостоятельность. Ему можно напоминать, но делать все за него не стоит.

Ролевая игра

Часто бывает так, что малыш не хочет оправляться в школу по самым простым причинам. Возможно, у него не сложились отношения с учениками или с преподавателем. Бывает так, что школьника в образовательном учреждении могут обижать. И тогда малыш сопротивляется походу в школу изо всех сил. В таком случает маме или папе надо поговорить с ребенком, мягко и не навязываясь. Надо узнать все ли у него хорошо складывается в школе, есть ли у него друзья, как к нему относятся педагоги. Если выяснится, что есть определенные проблемы, то надо предпринять соответствующие меры. Когда все проблемы будут решены или улажены, процесс сбора в школу пойдет быстрее.

Похвала

Хвалить ребенка обязательно надо. Например, если малыш быстро собрался и не опоздал в школу, маме или папе необходимо это отметить. Так же надо подчеркнуть, почему так случилось, что за это утро было сделано лучше всего. Родители могу предложить поощрение, оно может быть чисто символическим. Можно накапливать баллы за успешные сборы и в конце недели, в случае положительного результата, отправиться всей семьей в цирк или в зоопарк.

Этапом приучения ребёнка к самостоятельности является умение быстро одеваться, не отвлекаясь при этом на посторонние дела. Как и в любой деятельности, к которой вы стремитесь приучить малыша, здесь важно проявить терпение. Однако есть ряд приёмов, позволяющие легко и быстро обучить кроху навыкам одевания без посторонней помощи.

Когда начинать обучать

С раннего возраста приучайте малыша к самостоятельности

Екатерина Великая: «Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение».

Психологи убеждены, что оптимальный возраст, когда малыш может справиться с одеванием самостоятельно – это 3 года. Дело в том, что это важный возрастной рубеж, характеризующийся стремлением ребёнка активно познавать мир БЕЗ постороннего вмешательства в этот процесс. Так называемый период «я сам». Поэтому внимательным и чутким родителям стоит воспользоваться теми возможностями, которые даёт этот возрастной цикл.

С чего начать

Помогая ребёнку одеться, называйте предметы одежды и части тела

Прежде чем начинать учиться одеваться, ребёнок должен

  • знать названия частей тела (голова, руки, ноги) – эта информация доступна для детского сознания с 1-1,5 лет;
  • понимать, какие предметы одежды на какие части тела надеваются (для этого с самого раннего возраста проговаривайте все действия, связанные с одеванием малыша: «Продеваем ручку в рукав кофточки», «На голову надеваем шапку» и др.);
  • уметь раздеваться.

На последнем моменте остановимся более подробно. Этот момент может быть освоен задолго до 3-летнего возраста. Уже с 1,5 лет малыш может сам стягивать кофточки на пуговицах или молнии (которые взрослые на нём предварительно расстёгивают), снимать шапку, носочки. Главное – выдерживать нужный для освоения одного действия временной промежуток, а уж потом добавлять новый элемент, то есть сначала пусть снимает только шапку, затем штанишки и т. д. К 2-2,5 годам с ребёнком можно устраивать соревнования, кто быстрее разденется. Только помните о колоссальных преимуществах для любого обучения создания «ситуации успеха»: малыш должен периодически обязательно ощущать вкус победы.

Что учесть

Одежду для ребёнка лучше выбирать с яркими рисунками спереди

Чтобы максимально облегчить для малыша одевание, нужно обязательно учесть ряд моментов:

  • выбирайте удобную одежду, в которой ребёнку комфортно – так у него не будет предубеждения перед одеванием (лучше выбрать ботинки на липучках, чем на шнурках, а кофту на молнии, а не на кнопках);
  • хорошо бы подбирать наряды с рисунком или карманами спереди – малышу будет проще сориентироваться, как правильно надеть вещи;
  • сделайте «правильные» игрушки (малыши обожают продевать пуговицы в петли – нашейте на кусок ткани пуговицы, а на другом сделайте петли – получите отличный тренажёр);
  • облегчите процесс одевания (покажите, что брючки лучше надевать сидя на стуле или диване до тех пор, пока не покажется ступня, а уж потом можно встать и подтянуть их до талии).

Игры с ребёнком: как научить одеваться быстро

Одевание на скорость можно превратить в весёлую забаву

Проще всего обучать маленьких деток через игру. Этот вид деятельности захватывает и не вызывает скуки – главного врага любых начинаний, связанных с обучением карапузов. Существует несколько наиболее эффективных игровых способов научить кроху одеваться самостоятельно.

  1. «Путешествие в космос» (особенно эта игра интересна мальчикам). Предложите малышу совершить путешествие к звёздам. Для этого пригодится определённая одежда, выберите её вместе, а после помогите ребёнку облачиться в «скафандр». Учтите, что для этой игры дети должны чётко знать названия предметов одежды.
  2. «Модный магазин» (девочки очень любят эту забаву). Представьте себя продавцом в магазине, а ребёнка – покупателем. Предлагайте малышу одежду, его задача – выбрать и примерять. В конце можно устроить дефиле.
  3. «Заправляем машину». Придумывайте разные ассоциации с телом и одеждой. Например, пусть ноги будут машинами, а штаны заправкой. Нужно заправить машины топливом, для этого они должны заехать на заправку. Варианты таких игр ограничиваются только вашей фантазией.
  4. «Кто быстрее?». Как и при освоении раздевания, для одевания важен соревновательный момент. Одевайтесь перед ребёнком, предлагайте сделать это наперегонки.

Как стимулировать

Не ругайте ребёнка, если у него не получается одеться самостоятельно

Вначале у ребёнка будет плохо получаться одолеть премудрости пуговичек, застёжек и кнопок. От этого он станет злиться и нервничать. Задача родителей не дать малышу расстроиться, а, наоборот, поднять ему настроение. Для этого:

  • пойте (причём лучше если это будут песни «что вижу, то пою» - наверняка такие варианты рассмешат вашего ученика);
  • шутите;
  • развлекайте ребёнка его любимыми стишками, прибаутками.

То есть любыми способами поддерживайте кроху – это лучший способ помочь ему на пути освоения окружающего мира.

Мотивация: заставить или ненавязчиво приучить?

Объяните, что чем быстрее малыш оденется, тем скорее вы пойдёте гулять

Ребёнку в любом возрасте важна правильная мотивация, чего уж говорить о её необходимости в столь раннем возрасте, когда малыш приучается самостоятельно одеваться. Только побуждать кроху к этому процессу необходимо правильно.

  • Объясняйте. Попытайтесь донести до ребёнка, что если он сейчас поторопится, то вы сможете быстрее решить свои дела, и у вас будет больше времени на игры.
  • Интригуйте. Скажите, что для «шустриков» в саду делают специальный вкусный завтрак, или автобус, на который вы торопитесь, на самом деле волшебный.
  • Поощряйте. Обязательно хвалите малыша за небольшие подвижки, говорите, что гордитесь им.
  • Сохраняйте терпение. Этим вы покажите ребёнку, что даже в сложные моменты вы всегда рядом с ним. Чувствуя вашу поддержку, он будет стараться делать всё быстрее и качественнее.

Ошибки родителей

Хвалите ребёнка за успехи и мягко объясняйте ошибки

Очень часто родители, обучая ребёнка одеваться самостоятельно, допускают досадные ошибки, которые замедляют этап усвоения навыка. Конечно, основной причиной таких промахов является отсутствие терпения. Поэтому старайтесь избегать некоторых типичных ошибочных ситуаций.

  • Если вы торопитесь, а малыш медленно натягивает на себя колготки, не стоит ругать его и бросаться ускорять процесс одевания, делая всё вместо ребёнка. Лучше приучите себя и кроху вставать на 30 минут раньше.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок успешно справляется с надеванием колготок, майки, пусть учится надевать кофты, брюки, верхнюю одежду.
  • Не требуйте всё и сразу. Нельзя заставлять и настаивать на том, чтобы малыш всё делал сам. Помогайте ему обязательно. Но только тогда, когда видите, что сам не справляется и уже готов отчаяться. В остальных же случаях лучше подождать, пока сам не попросит помощи.
  • Не скупитесь на похвалу. Если карапуз оделся сам, обязательно похвалите. И пусть пуговицы застегнул не так или перепутал левый и правый ботинок, главное, он сделал это САМ. И ещё: всегда объясняйте, как правильно надевать ту или иную вещь, а лучше – показывайте на себе.

Покажите малышу, как правильно одеваться на примере героев книг

Существует ряд находок и советов, придуманных психологами и опробованных не одним поколением родителей, которые позволяют сосредоточить малыша на процессе одевания:

  • Приучайте к алгоритму. Есть чёткий порядок одевания, что за чем, и малыш должен ему следовать. Возможно, есть смысл нарисовать, какая вещь за какой надевается, и повесить рисунок на видном месте в комнате ребёнка.
  • Позволяйте выбирать. Дайте возможность ребёнку выбирать в чём идти на прогулку. Только делайте это приёмом «выбор без выбора», то есть предлагайте те вещи, которые сами считаете уместными.
  • Делайте «мост в будущее»: если мы быстро оденемся, то скорее попадём в парк, то есть правильно мотивируйте ребёнка.
  • Соревнуйтесь. «Давай оденемся быстрее папы!» или «Я буду считать до 10, а ты должен успеть одеться» (так заодно и цифры повторите).

Видео: Забавная книга-одевашка