Меню

Как добиться от ребенка послушания без лишних усилий. Как добиться, чтобы ребенок без понуканий помогал по дому

Кухня

Все чаще словосочетание “послушный ребенок” употребляется с негативной окраской. Послушный – значит слабовольный, ведомый, безынициативный, с низкой самооценкой. Какой же родитель хочет такого для своего ребенка? В современной жизни человеку нужны совсем другие качества. Но в попытках воспитать свободную личность родители часто сталкиваются с неуправляемостью ребенком, когда он любые просьбы и требования родителей воспринимает в штыки. Ребенок, который не признает авторитета самых близких людей, точно так же, как и запуганный дисциплиной, может попасть в неприятные ситуации, потерять себя и быть ведомым.

Родители вправе требовать от ребенка послушания, потому что они ответственны за него, за его жизнь и безопасность. Ребенок нуждается в базовом доверии к своим родителям, в их одобрении и направлении. Если ребенок нас слушает, значит, у родителей есть возможность позаботиться о его гармоничном развитии. Конечно, есть родители, которые злоупотребляют своей властью над ребенком и хотят заменить его волю своей, а есть те, для которых послушный ребенок – это ребенок, который не мешает им жить. Эти крайности, к сожалению, тоже распространенные, наверное, поэтому послушные дети сейчас не популярны.

Однако на практике успешное воспитание очень зависит от того, смогут ли родители правильно выстроить границы дозволенного и наладить дисциплину в семье.

  1. Приучайте ребенка сразу выполнять ваши просьбы: помыть руки, подойти к вам, если вы зовете, давать руку, когда переходите дорогу и т.д. Говорите спокойно, четко и серьезно. Малыши часто хотят действовать самостоятельно, поэтому лучше мягко, но твердо настоять на своем. Например, трехлетний ребенок не реагирует на мамину просьбу дать руку, чтобы перейти через проезжую часть дороги и всячески этому сопротивляется. Сначала вы спокойно берете его за руку и переходите, а потом объясняете, почему дорога – это опасно и надо идти рядом с мамой. Постепенно ребенок привыкнет, что это норма и правило.
  2. Никто не любит, когда им командуют. Дети в том числе. Поэтому очень важно не говорить в приказном тоне, не срываться на крик, даже, если ваше терпение на исходе. Для ребенка это будет сигналом, что вы теряете контроль над ситуацией.
  3. Устанавливайте правила. Если вы знаете, что ребенок очень любит смотреть мультфильмы, но не очень – делать уроки, то стоит установить правила и договориться о них заранее. Ты можешь посмотреть телевизор 20 минут после школы, а потом садишься за уроки. Сразу оговорите, что будет, если ребенок нарушит договор. Будьте последовательны в своих действиях и постоянны в своих требованиях. Если сегодня нельзя, а через день можно – ребенок потеряет доверие к вашим словам.
  4. Учитывайте возраст ребенка. Не нужно ждать, что двухлетний ребенок будет осознавать, как опасно прыгать с качелей, поэтому не стоит расписывать ему ужасные последствия его поступка. Достаточно сказать “нельзя” и увести от потенциально опасной ситуации. То же самое и с выбором. Для малыша нормально выбирать между двумя вещами, например, одеть желтый или зеленый свитер. При этом мама предлагает два варианта, оба из которых ее устраивают. А вот давать возможность выбрать игрушку в магазине, где глаза разбегаются, – не очень хороший вариант.
  5. У ребенка должны быть не только права, но и обязанности в семье. Не стоит делать все за ребенка, даже если вам так проще и быстрее. Обязанность что-то делать по домашнему хозяйству – это не только помощь родителям, но еще и ваша вера в то, что ребенок справится, и подтверждение вашего доверия. Это первые шаги ребенка на пути к самостоятельности и ответственности.
  6. Бывает так, что дети пытаются добиться своего истерикой. Если вы уверены, что такое поведение не вызвано усталостью, болезнью или голодом, то лучшая реакция – не поддаваться на провокации. Но помните, что истерика – это эмоции, с которыми ребенок не может справиться. Будьте рядом, попытайтесь обнять и утешить, поговорите о том, что произошло. Ребенок поймет, что не все можно то, что хочется, но это не так уж и страшно.
  7. Помните, что дети берут пример с родителей. Невозможно требовать от них того, чего вы сами не придерживаетесь или не применяете в своей жизни.
  8. Если хотите, чтобы ребенок уважал ваше мнение, уважайте и вы его. Находите время, чтобы выслушать своего ребенка и поговорить с ним. Не критикуйте и не оценивайте, если вас не просят. Для того чтобы ребенок прислушивался к вашим словам и просьбам, он должен быть уверен, что вы понимаете его и желаете ему только добра.
  9. Никогда не ругайте личность ребенка. Вам может не нравиться его поступок, о чем вы и должны ему сказать и озвучить последствия его поведения. Но ребенок должен знать, что у него есть шанс исправиться, потому что вы его любите и верите в него. Если же говорить ему, что он неряха, лентяй и безответственный, у него появится желание “оправдать ваше доверие”.
  10. Нельзя ждать от ребенка послушания всегда и везде. Будьте разумны в своих требованиях к дисциплине, очень часто от вас потребуются гибкость и умение идти на компромиссы.

Итак, мы предлагаем 10 правил, которые помогут вам и вашему малышу прийти к мирному сосуществованию.

1. Правило десяти «нельзя»

Чем реже мы употребляем слово «нет», тем больший вес оно будет иметь, когда мы произнесем его.

Припомните, часто ли прогулка с малышом сопровождается падающими как из рога изобилия фразами: «Не беги – упадешь», «Не трогай кошку – у нее наверняка блохи», «Не лезь в лужу!». При виде подобной картины так и тянет спросить маму: «А что же можно делать?!» Согласитесь – вряд ли удастся представить трехлетку, чинно и степенно прохаживающегося по аллеям парка. Если система тотальных запретов преследует ребенка и дома, он при всем желании не может ей следовать. А раз «миссия невыполнима» – не стоит и пытаться. В результате чадо становится неуправляемым. Поэтому вместе с мужем, а возможно, и со старшими членами семьи, проведите ревизию правил поведения «хороших мальчиков и девочек». Отберите среди них, скажем, 10 (а возможно, и меньше) категорических и постоянных «нельзя». Доступно, четко и серьезно донесите их до ребенка. Заранее обговорите систему наказаний за нарушение своеобразного «кодекса» и придерживайтесь ее. Скорее всего, пока вы будете делать нелегкий выбор среди бесконечного множества ограничений, останутся лишь те, которые действительно значимы для жизни и общения, например, «нельзя уходить с незнакомым человеком», «нельзя бить других детей» и т. д.

2. Учитывайте возраст

Требования взрослых должны соответствовать возможностям ребенка, быть доступными для его понимания.

Например, даже четырехлетний человечек не может тихо посидеть часик, пока вы ждете приема у врача, а потому берите с собой книжки, игрушку. Во всяком случае, чем дитя младше, тем проще обойтись без запретов, отвлекая малыша, переключая его внимание или предъявляя требования в игровой форме. Отлично подойдет, например, игра «кто быстрее» (соберет игрушки, разденется). Начиная с 10-го месяца ребенок способен понимать несложные инструкции, но память его еще очень слаба. Он не может долго удерживать правила, которые уже, казалось бы, были усвоены. Тем более что ребенок – это импульс, неудержимый и сильный. Любопытство, жажда нового влекут его, а слабо развитая воля не дает возможности воздержаться от запретных поступков. Поэтому ребенку дошкольного возраста обязательно нужно периодически напоминать, что можно делать, а что нельзя.

Для того чтобы кроха уважал и принимал требования, чтобы ваши указания стали для него жизненным путеводителем, он должен понять их смысл. Исходя из этого стоит давать небольшие простые пояснения: недостаточно сказать ребенку: «Не трогай плиту», лучше: «Отойди от плиты, она очень горячая, можно обжечься». Расшумевшемуся чаду объясните, что в тишине людям легче думать, запоминать, разговаривать друг с другом. Причем формулировка правила должна быть позитивной – избегайте частицы «не» .

4. Твердость в установлении правил

Дети тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в поведении.

Каждый знает, что маленькому ребенку необходимы определенные ограничения, организующие его. В детстве кроха должен освоить понятия «хорошо» и «плохо», сделать для себя важными нормы, действующие в человеческом обществе. Однако родителям тяжело настаивать на выполнении правил, тяжело говорить своему ребенку «нельзя» – часто они боятся, что дети будут меньше любить их. К тому же и взрослые люди не всегда справедливы: принимая решение, мы рискуем ошибиться, например, из-за того, что не владеем полной информацией. Так, родители часто занимают сторону одного из детей в споре, не выяснив до конца истинного виновника и по-настоящему обиженного. Поэтому дайте себе время на раздумье, не рубите с плеча. Когда же тактика поведения определена, будьте уверены в себе и доведите выполнение того, что вы попросили, до логического конца. Дети очень тонко чувствуют сомнения взрослых, фальшь и колебания в их поведении. В этом случае ребенок будет клянчить то, что ему хочется, до тех пор, пока вы не уступите. Заигрывание с ребенком в подобных ситуациях приведет к тому, что в следующий раз он вновь и вновь будет проверять вас на прочность. Поэтому, отказывая, не улыбайтесь и не смотрите на малыша снисходительно, ведь такой взгляд подразумевает: «Мой милый, я говорю «нет», но меня всегда можно переубедить» .

5. Глаза в глаза!

Не имеет значения, год ребенку или три, всякий раз, когда вы ему что-то запрещаете или требуете послушания, присядьте и посмотрите в глаза – это придаст вашим словам большую значимость. Если вы не смотрите, вас не слышат. Действительно, попробуйте построить беседу с человеком, который не смотрит на вас. Через некоторое время вы наверняка подумаете, что он погружен в свои проблемы или витает в облаках и попросту не слушает. Вместе с тем, опускаясь на уровень глаз ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на ваших словах. Исходя из этого правила, бессмысленно кричать из другой комнаты «сними ботинки»: ребенок всегда может сделать вид, что не слышит.

6. «Один, два, три...»

Когда ребенок разбушевался, скажите ему, что будете считать до пяти или до десяти, чтобы дать ему время. Если вы досчитаете до конца, а он не послушается, вы его накажете. Этот способ эффективен для детей старше 2 лет.

7. Правило «тайм-аута»

Когда ваше любимое чадо становится по-настоящему невыносимым, лучшее решение – оставить его ненадолго в одиночестве.

Используйте, например, проверенный веками еще прапрадедушкин способ – отведите ребенка в угол или выберите место, где нет телевизора и игрушек. Такой вынужденный тайм-аут – серьезное наказание для малыша, ведь стоять в углу или просто сидеть на стуле – это ужасно скучно. Кроме того, детское время течет иначе, чем у взрослого: когда ребенок даже в течение 10 минут занят чем-то неинтересным, ему кажется, что прошли часы.

Десять минут игры для малыша равны часу взрослого времени.

Не нужно переходить на крик, совершенно спокойно, но твердо скажите приблизительно следующее: «Ты очень сердитый, побудь здесь, пока пройдет злость» или «Сядь на стул и посиди 5 минут. Успокойся». Кстати, время изоляции зависит от возраста ребенка, на каждый год по минуте: 3 минуты для трехлетнего, 5 – для пятилетнего. Если ваше чадо оказывается рядом с вами явно раньше выделенного для тайм-аута времени, отведите его обратного, иначе наказание перестанет быть действенным. Ни в коем случае нельзя запирать ребенка в чулан или другое темное место, чтобы не напугать его. Однако у этого метода есть и сложность: чаще всего подобные наказания заканчиваются формальным «выпрашиванием» прощения. «Я больше так не буду» часто звучит лишь затем, чтобы вырваться из ненавистного угла. Поэтому лучше вообще не вступать с ребенком ни в какие переговоры до того, как истекло время наказания. Лишь затем выясняйте, осознал ли ребенок, за что его наказали.

8. Право на выбор

Детям непременно нужно предоставлять право выбора, но при этом выбор должен быть разумным и ограниченным.

Как мы уже говорили, строгие правила должны в первую очередь относиться к важным сторонам жизни. В тех областях, которые не столь существенны, предоставьте ребенку возможность делать выбор самому . Например, одевая в детский сад, задайте ему вопрос: «Ты хочешь надеть голубые штаны или красный комбинезон?», за завтраком спросите: «Будешь кушать клубничный йогурт или абрикосовый?» Ребенок будет чувствовать, что его мнение значимо, что к нему прислушиваются. Вместе с тем выбор не должен быть слишком широк, лучше свести его к нескольким альтернативам. Если же вы спросите: «Что ты хочешь надеть сегодня утром?», вполне вероятно, что в середине зимы вы застанете вашего малыша одетым в летние шорты. Конечно, по мере взросления ребенка свобода выбирать должна увеличиваться.

9. Соблюдайте режим дня

Для детей дошкольного возраста принципиально важен ритм .

Именно поэтому грамотный воспитатель в организации занятий следует однажды заведенному порядку. Например, занятие начинается с настольной игры, затем следует подвижная игра, после этого чтение сказки и т. д. Родители иногда удивляются – не скучно ли их детям. Вовсе нет. Дело в том, что мы, взрослые, так привыкли к жизни на бегу, к меняющимся стремительно впечатлениям и событиям, что не понимаем, что детям нужна размеренность и ритмичность. Это дает им жизненную опору, снимает тревогу и нервозность. В обратном же случае рождается ощущение хаоса и как следствие – непослушание: ребенок не понимает, каким правилам нужно следовать и нужно ли вообще. Если взрослого непредсказуемость жизни возбуждает, то малыша – утомляет и сбивает с толку, запутывает. Дневной ритм выражен для ребенка в режиме. Когда он заранее знает «программу» дня, понимает, что всякому занятию свое время, он легче принимает необходимость оставить интереснейшую игру и идти спать или обедать. Ребенок учится «дружить со временем»: он знает, что если не будет слишком долго сидеть за столом, то успеет поиграть. Конечно, нужно выбрать такой режим, который максимально подходит именно для вашего ребенка, и сохранять его длительное время.

10. Правило положительного подкрепления

Хвалите ребенка за правильные поступки, даже за попытку вести себя хорошо . Хвалите развернуто, не экономьте на добрых словах. Малышу тогда захочется снова и снова видеть вашу радость, а для этого быть послушным.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребенку, проводите больше времени вместе – и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

Запрещенные приемы

  • Отвечать агрессией на агрессию . Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия. Также малоэффективны и телесные наказания. Они внушают ребенку мысль, что правда всегда на стороне сильного. В жизнь входит «система двойных стандартов»: «мама твердит, как отвратительно драться, но сама может ударить меня». Получается – «что позволено Цезарю, не позволено рабу». Крик или бранные слова также являются одной из форм агрессивного поведения. В семьях, где общаются только на повышенных тонах, никто никого не слышит. Через некоторое время дети будто начинают упражняться в доведении родителя до крика, это становится неплохим развлечением для них. Автор замечательных книг по психологии Владимир Леви пишет: «Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, напрасно теряет время». Помните: наши требования помогают ребенку принять человеческую культуру, стать ее частью, а значит, и предъявляться они должны вежливо, культурно – по-человечески.
  • Пугать . «Буки» и «бяки», «дяди-милиционеры» и «бабаи» – кого только не привлекают родители, чтобы добиться послушания от своих отпрысков. К сожалению, лишь ненадолго опасность угодить в мешок к страшной Бабе-яге делает паинек из маленьких разбойников. А вот страхи, появившиеся в детстве, остаются надолго.
  • Использовать угрозы, которые не сможете реализовать . Например, если вы скажете: «Я никогда не буду с тобой больше разговаривать» и, естественно, не осуществите угрозу, ребенок поймет, что ваши слова немного стоят.
  • Поддаваться на провокации . Никогда не вступайте в игру, если сын или дочка бросают вам: «Я тебя больше не люблю». Однако и сами не манипулируйте ребенком, не играйте на чувстве вины: «Ты меня убил!», «У меня разболелось сердце!»
  • Обещать подарок даже за хорошее поведение. Ведь это банальный подкуп.
  • Осуждать действия супруга или бабушки с дедушкой. Даже если вы считаете, что ваши близкие зашли «слишком далеко», если вы не согласны с их методами воспитания, не обсуждайте их при ребенке.
  • Припоминать старые обиды и проступки . Должно действовать правило «наказан – прощен – забыто».
  • Наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать.
  • Унижать . Презрительные выражения («хныкаешь как маленький»), насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность, самоуважение.
  • Перекладывать на супруга обязанность наказывать ребенка . «Вот придет отец, он тебе устроит» – нельзя быть хорошим за счет другого человека.

Многие родители жалуются, что дети проявляют полное равнодушие к домашним обязанностям, делают все «из-под палки». Однако винить следует не ленивых и безразличных ребятишек, а самих себя. Если бы отец и мать правильно мотивировали ребенка, постепенно и тактично приучали его к посильной работе по дому, результат был бы совершенно иным. Как же следует вести себя взрослым?

У абсолютного большинства детей в возрасте 3 лет появляется привычка подражать родителям. Заметив, что отец или мать чем-то заняты, кроха пытается делать то же самое. Вот эту инициативу следует не пресекать, из опасения, что малыш что-то разобьет, испортит, а всячески поддерживать и поощрять - разумеется, в разумных пределах, не доводя до вседозволенности. Даже если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае не нужно его бранить, высмеивать, называть растяпой или неумехой. Так вы только испортите все дело. Лучше поначалу давать ему самые простые поручения по силам, хвалить за усердие (но не захваливать) и деликатно указывать на ошибки (но не слишком часто), подсказывая, как нужно делать правильно. Таким образом, вы постепенно приучите малыша к тому, что у него есть какие-то обязанности и их нужно исполнять. И когда ребенок достигнет более сознательного возраста (около 5 лет), эта привычка закрепится.

Действуйте по правилу: «от простого к сложному»

Все дети разные, у кого-то все будет получаться быстро, а кто-то провозится гораздо дольше. К этому нужно относиться с пониманием. Если вы видите, что какое-то поручение оказалось для ребенка слишком сложным, упростите задачу. И только когда он научится быстро и легко выполнять ее, попробуйте дать ему более сложную работу. Очень важно, чтобы малыш видел и понимал: «я могу, у меня получается!» Не забывайте время от времени хвалить ребенка, говорить, что его помощь по дому важна для родителей.

Если же ребенок упорно не проявляет инициативы, желания выполнять какие-то домашние обязанности, подумайте, как его можно заинтересовать, увлечь. Отличный способ - перевести домашнюю работу в форму игры, развлечения. Например, можно устроить соревнование: «кто быстрее наведет порядок» (варианты: «вымоет посуду», «уберет игрушки» и т.д.). Старайтесь избегать упреков, угроз: «не сделаешь то-то - не возьмем на прогулку». А главное, будьте сами примером для ребенка во всем!

?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» - это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» - это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых - восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь . Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых - шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела ! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно , когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём - превратить нужные действия в или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку - совсем другое дело.

Игра - естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике - платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим - нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона - это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона - разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона - разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона - это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность - главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться - отдельная тема, но «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.


stokkete/Depositphotos.com

5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. лучше свести к минимуму.

6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок - это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями - лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку - преступление.

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей - понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с . Но можно хотя бы постараться.

В поведении детей нередко можно наблюдать такие ситуации, когда они идут наперекор своим родителям и перестают их слушаться. Основная причина такого поведения заключается в том, что ребенок постепенно утрачивает доверительную связь с окружающими его взрослыми людьми. Однако родители не всегда отчетливо понимают, почему поведение их любимого чада так сильно изменилось. Кроме того, многие из мам и пап пребывают в связи с этим в полнейшей растерянности и не знают, что можно сделать в таких обстоятельствах.

3 97485

Фотогалерея: Как добиться от ребенка послушания?

Представим себе одну из банальных ситуаций: ребенок, вдовольнаигравшись с любимыми игрушками, вопреки всем вашим требованиям наотрезотказывается убирать их в положенное место. Обычно родители в ответ напроявленное ребенком непослушание начинают раздражаться и возмущаться, но, какможно догадаться, такое родительское поведение не может научить малыша выполнять требования взрослых. Нужно пытаться найти иные подходы или стимулы,чтобы вызвать в ребенке необходимую реакцию, а значит и поведение. Например,можно предложить малышу помощь со своей стороны, чтобы привести дом в порядок.Ребенок неизбежно оценит такое внимание и обязательно запомнит это.

Если в другой развы столкнетесь с аналогичной ситуацией, то скорее всего малыш уже сам будетпорываться помочь вам. Всем без исключения родителям следует запомнить, что каждыйотдельно взятый ребенок представляет собой еще не взрослую, но уже вполнесамостоятельную личность. И как любым другим людям, детям тоже свойственновпадать в панику или проявлять раздражение в том случае, если их активнопринуждают к чему-либо. Родители должны поставить себе цель научитьсяпреподносить ребенку свои требования максимально мягко, а еще лучше – незаметно.

Научить ребенка послушанию вполне под силу любому взросломуродителю. Для этого требуется соблюдать следующие несложные рекомендации:

Не злитесь и не кричите

Ни при каких провоцирующих ситуациях нельзя позволять себепроявлять негативные эмоции. Если ребенок делает что-то, что вас оченьраздражает или сердит, то держите весь негатив в себе, но не выплескивайте егона своего малыша. Это никак не поможет обучить его беспрекословномуповиновению. Более того, он вполне может начать вновь делать то, за что вы егоругали, только уже вам назло. Бесконечно ругая малыша за его шалости, вырискуете «уронить» свой авторитет в его глазах. Вполне возможно, что он начнет васбояться, замкнется в себе и перестанет доверять. В будущем это может сильносказаться на ваших отношениях. Ребенок может начать скрывать что-то, думая, чтовы вновь будете его ругать. Вместо криков и ругательства лучше спокойнообъясните ребенку, что вам не понравилось, и подскажите ему, как можно этоисправить.

Не ограничивайте его физическую активность

Не следует ограничивать свободу своего ребенка. Это касаетсяпрежде всего его физической активности. Разрешите малышукак и прежде бегать, прыгать или играть, сколько он захочет. Это приносит емумножество позитивных эмоций и помогает выплеснуть накопившуюся энергию, а ее,как все мы знаем, у детей очень много. Вдоволь наигравшись и устав, ваш малышуже не захочет устраивать шалости.

Также рекомендуется как можно чаще устраивать совместные игры.Это позволит лучше понять своего ребенка и сблизит вас с ним еще больше. Чембольше времени вы проводите шутя, общаясь или весело развлекаясь со своимребенком, тем выше в его глазах будет ваш родительский авторитет. Именнопосредством игр можно ненавязчиво пояснить ребенку то, что вы хотите.

Проявите терпение

Вы должны запастись огромной долей терпения. Очень нелегкимделом является воспитание в ребенке послушания. Этот процесс не можетпроисходить быстро, а уж тем более в одночасье. Поэтому проявляйте терпениеименно тогда, когда воспитательный процесс не дает нужных вам результатов. Этоне означает, что они не проявятся вовсе. Положительный результат обязательнобудет достигнут. Но для этого ребенку нужно предоставить необходимое количествовремени, чтобы он мог поверить в искреннее и доброжелательное расположение свашей стороны.

Развивайте скрытые таланты

Важно развивать способности своего малыша. Привитьребенку большую долю усидчивости, отогнать его мысли от различных проказ и темсамым добиться от него послушания можно при помощи акцента на его таланты.Любой ребенок обладает тем или иным набором явных способностей. Именно родителидолжны вовремя открыть их или обнаружить. Дети сами по себе все время проявляютсклонность к каким-либо видам творчества, деятельности или увлечениям.Внимательно наблюдайте за тем, что вызывает у вашего ребенка неподдельныйинтерес. В итоге вам останется лишь поддерживать его стремления и начинания вчем-либо.

Чаще хвалите

Также не забывайте, что все дети очень нуждаются в похвале.Это тот способ, при помощи которого родители могут выразить поддержку своемуребенку. Подумайте, как часто вы хвалите своего ребенка. Немалое количествородителей вовсе не думают об этом и по каждому малозначимому поводу активно выказываютсвое недовольство. Однако, когда малыш ведет себя вполне хорошо и примерно, опохвале обычно забывается. Из-за этого часто происходит задержка развития в ребенкесамоуверенности, что неизбежно отразится на нем в будущем. Лишь в том случае,когда примерное и положительное поведение ребенка не остается незамеченным, аактивно поощряется, малыш сам постепенно начинает стремиться к такому образудействий, чтобы заслужить похвалу.

Разговаривайтедоброжелательным тоном

Обратите внимание на тот тон, которым вы разговариваете сосвоим чадом. Если вы склонны постоянно высказывать своему ребенку бесконечныенравоучения, говорите с ним раздраженно и используете в речи повышенныеинтонации, то он вряд ли захочет слушаться вас. Со всеми без исключения детьминужно общаться очень спокойно. Даже в моменты явного непослушания ребенка и егоплохого поведения спокойный уверенный тон принесет гораздо больший эффект.Проникнувшись вашим собственным настроением, он, скорее всего, отпустит своюагрессию и постепенно успокоится.

Уделяйте достаточное количество внимания

Для того чтобы добиться истинного послушания детей, нужноуделять им как можно больше внимания. Кстати, об этом с уверенностью говорят ивсе детские психологи. Если ребенок капризничает, ведет себя вызывающе, то этопервый признак того, что он желает привлечь к себе внимание. И в первую очередьваше, родительское. Недостаток внимания очень болезненно воспринимается всемибез исключения детьми. Однако многие взрослые не совсем понимают, насколько этоважно, несправедливо полагая, что их основной задачей является обеспечениеребенка одеждой, пищей и теплом. Но стоит только вам чуть больше временипроводить в общении с малышом, интересуясь ходом его мыслей, увлечениями истремлениями, как вы тут же заметите, что необходимость добиваться послушания сего стороны исчезла сама собой. А между тем, не произошло ничего особенного.Просто ребенок почувствовал себя нужным, а значит, у него появится желание идальше удерживать такое внимание любым способом, в том числе, и примернымповедением.