Меню

Сохранение духовных ценностей. Сохранение духовных ценностей в условиях глобального информационного воздействия

Дети и родители

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область

Основными задачами новой дискуссионной площадки, созданной при поддержке правительства Москвы, заявлены мобилизация отечественного интеллектуального потенциала для решения проблем преодоления кризиса, актуализация приоритетов национальной безопасности в сфере укрепления духовного единства и сохранения культурно-нравственных ценностей нации, а также определение ценностных и смысловых ориентиров развития России. Тема первой встречи участников клуба звучала так: «Об основных направлениях государственной политики в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа».

Открывая заседание, глава Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета Москвы Михаил Лермонтов сказал: «Самое главное слово в понимании духовности - это ответственность перед Богом, людьми, перед собой, народом, нацией». По словам потомка великого русского поэта, разделенный народ, которым, как недавно было признано Министерством иностранных дел, является сегодня народ русский, действительно требует духовного единения. Михаил Лермонтов напомнил, что лозунгом наших соотечественников первой волны эмиграции был: «Разделены, но не разъединены», и этот принцип, по его словам, должен быть реализован.

Президент Фонда русских экспедиций и путешествий Виталий Сундаков заявил в ходе дискуссии, что он - «сторонник конкретных действий, а не философствований». Начинать, по его словам, нужно с себя, с инвентаризации своих ресурсов, своих возможностей, своих приоритетов, своих целей и ценностей.

По словам президента Фонда исторической перспективы Наталии Нарочницкой, «нация - это живой организм, с целями, ценностями, с общим духом, миросозерцанием, представлением о добре и зле». Если все это разрушается, то нация превращается в народонаселение, а страна — просто в территорию с полезными ископаемыми и промышленностью. «Материя без духа не творит историю, она мертва, она только деградирует»,— резюмировала Нарочницкая.

Известнейший российский философ, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза заявил, что необходимо дать четкий ответ на вопрос, «является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или это - часть западной цивилизации». По мнению ученого, «если власть в этом вопросе идет вразрез с пониманием большинства населения, то это подрывает легитимность власти». Сергей Кара-Мурза призвал избавиться от иллюзии, «которая осталась в русской интеллигенции от XIX века и советского времени» - что духовные ценности могут сохраняться без материальной поддержки со стороны государства, независимо от социальных, политических, экономических условий. «Если за цветком не ухаживать, он погибнет», - резюмировал ученый, посетовавший на негативную роль СМИ, которые, по его словам, буквально «репрессировали» духовные ценности русского народа.

О негативной роли многих отечественных средств массовой информации говорил на заседании Клуба народный артист России, актер и режиссер, президент фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев. По его словам, девизом многих из них стал призыв к своим читателям: «Будьте бесстыдны!». «Основой большинства телепрограмм стали сегодня идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя», - подчеркнул он. Особую опасность Николай Бурляев видит в том, что сегодня в России «ликвидировано всякое общественное влияние и контроль функционирования кинематографа и, главное, телевидения».

Тему сохранения духовных ценностей развил председатель правления Фонда «Русские» Вячеслав Рудников, по мнению которого, сначала нужно понять, в чем эти ценности заключаются, и четко их сформулировать. А затем придется вести настоящую борьбу за их сохранение, поскольку против этого выступают и будут выступать «серьезные силы». Особое внимание, по словам Вячеслава Рудникова, нужно уделить воспитанию подрастающего поколения. «Нужно кардинально менять воспитание, нужно переосмыслить систему образования. Необходимы санация информационного пространства, совершенно иной подход к издательскому делу. Необходимо очень внимательно посмотреть, какие книги издаются и рекомендуются для чтения, особенно в детском и юношеском возрасте», - перечислил первоочередные шаги председатель правления Фонда «Русские».

Действительно, сегодня Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения и утраты национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. Печатные и электронные СМИ загружают сознание и подсознание чуждыми нашей духовности и культуре стереотипами мышления и поведения, а существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами. Сегодня настало время сделать духовные ценности нации национальными интересами России. Пора вести речь о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет.

Пока же Россия продолжает оставаться кораблем, который не знает, куда плывет, и для которого поэтому никакой ветер не будет попутным. В такой ситуации роль структур, подобных учрежденному вчера клубу «Ценности нации и национальные интересы России», особенно важна. Они могут стать инструментами, осуществляющими своеобразный «общественный аудит» любых действий и принимаемых на всех этажах власти решений на предмет их соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям и национальным интересам. Это может стать формой действенного общественного контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции, и позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности.

Заполнение таблицы. В таблице 2 столбика: 1- как заботится государство о сохранении духовных ценностей; 2- пример(из текста презентации и учебника)

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.

3.Работают с учебником.

4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

5.Отвечают на вопросы.

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен.

Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя- святилище Христа.

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца!

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголющим устам!

России быть и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.

Второй докладчик : Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Третий докладчик : Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Четвертый докладчик : 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.

Пятый докдадчик : Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.

Текст источника:

«… Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались… И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Колледж «Угреша»

(ГАПОУ МО «Колледж «Угреша»)

Преподаватель:

Волкова Марина Сергеевна

Дзержинский 2017

Урок обществознания в 10 классе по теме

«Сохранение и распространение духовных ценностей»

Конспект урока

Предмет: обществознание, урок повторения

Тема: «Сохранение и распространение духовных ценностей»

Продолжительность: 1 урок по 45 минут

Класс: 10

Технологии: создание электронных презентаций, работа с Интернет-ресурсами, использование мультимедийного учебного пособия, планшеты

Конспект урока:

Тема : «Сохранение и распространение духовных ценностей»

Цель : воспитывать нравственное отношение к людям, формировать высокую жизненную позицию

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представлении о понятия «культура», «материальная культура», «духовная культура», «ценности»;

Ознакомить с особенностями распространения и освоения духовных ценностей

Развивающие:

Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные:

Способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

Формировать представление об общечеловеческих ценностях, содействовать умению различать истинные и ложные ценности.

Ход урока.

1 этап урока Проверка знаний.

    Что такое культура?

    Назовите виды культуры.

    Что такое материальная культура?

    Что такое духовная культура?

    Что такое духовное потребление и в чем его особенности?

    Согласны ли вы с утверждением, что чтение книг – важнейшее средство приобщения к духовным ценностям? Найдите в учебнике высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.

2 этап урока Изучение новой темы «Сохранение и распространение духовных ценностей».

1) Работа с Мультимедийным учебным пособием по курсу «Обществознание» (урок «Духовная деятельность человека»).

Вопрос учащимся: Назовите наиболее распространенные средства сохранения и распространения духовных ценностей. Далее идет рассказ учителя о учреждениях, выполняющих функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественно-научных ценностей – музеях, архивах, библиотеках, сопровождаемый демонстрацией мультимедийного учебного пособия.

Задание учащимся: записать в тетрадь названия учреждений, занимающихся сохранением и распространением духовных ценностей, дать их краткую характеристику.

2) Работа с планшетами в Интернете

Задание учащимся: найдите информацию о музеях мира, России, для создания электронной презентации (каждый получает индивидуальную тему):

    Исторические музеи

    Археологические музеи

    Этнографические музеи

    Художественные музеи

    Литературные музеи

    Технические музеи

    Военные музеи

    Музеи Боевой Славы

    Школьные музеи

    Музеи предприятий

    Самые знаменитые музеи

    Старейшие музеи

    Музеи под открытым небом

    Ботанические музеи

    Геологические музеи

    Самые необычные музеи

3) Работа над составлением электронной презентации.

Вспомним основные правила составления электронной презентации. Для этого попросим представить свои презентации учащихся, получивших индивидуальное задание опережающего характера. Учащиеся представляют презентации, учитель напоминает основные правила составления электронной презентации.

3 этап урока – Закрепление полученных знаний

Работа с Мультимедийным учебным пособием по курсу «Обществознание» (раздел « Проверьте свои знания», урок 25 (с.7)).

Выполните упражнения 1-6.

4 этап урока Домашнее задание.

    Выполнить задание 7 (с.162). Ответ оформить в виде таблицы и отправить по электронной почте на электронный адрес учителя

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Предмет - Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс -5

Тема урока - «Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Цель : Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Смогу т

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Назвать памятники истории и культуры народов России,

Определять понятия:

Духовные ценности,

Милосердие

Сострадание

Доброта

Отзывчивость

Продолжат формирование

Умений проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, -представлять результаты своей творческо-поисковой работы.

Способности решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление.

Воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре

Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей,

Сохранение мотивации к учебной деятельности, положительное отношение к процессу познания.

Словарь урока : Духовные ценности. Милосердие. Сострадание. Доброта. Отзывчивость.

Ресурсы урока: Виноградова НС.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учебник, проектор, раб. лист.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация

Конституция Российской Федерации

Статья 44.

2.-Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как вы думаете, какие главные слова звучит в этой статье?

Кто должен это делать?

Сформулируйте тему занятия.

Вопросы к уч-ся

3 этап. Актуализация знаний

4 этап.

Целеполагание

и планирование

После изучения данной темы вы сможете:

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Различать культурные сооружения разных религий,

Назвать памятники истории и культуры народов России.

Понимать ценность духовной культуры.

План

1. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2.Возрождение духовных ценностей.

3.Символ доблести и славы народа - Храм Христа Спасителя.

4.Объекты культурного наследия.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1.Текст учебника. стр. 129 Вопрос.

Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – милосердие, сострадание, доброту, отзывчивость - необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.

(Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость)

О каких духовных ценностях российского народа говорится в тексте?

Что означают эти слова?

(Милосердие- Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м.

Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания .

Доброта - душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Отзывчивость - это сердечность, сочувственное отношение, чувствительность, чуткость

Что нужно для сохранения духовных ценностей?

(объединить усилия гос-ва и общества)

Какие факты свидетельствуют о возрождении вечных духовных ценностей?

(восстановление памятников духовного наследия)

стр. 129 Вопрос

2. Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Происходит взаимная работа государства, общественных и религиозных организаций.

Активно осуществляется восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Учебник стр130-132.

По данному вопросу выступают ученики.

, , .

Храм Рождества Богородицы

с. Гуторово 1775 г.

С. Кутафино. Церковь Тихвинской Божией Матери. 1816-1826, 1878-1881 гг.

С. Шахово. ц. Св. Живоначальной Троицы 1845 г.

С. Ретяжи. Церковь Обновления храма Воскресения Христова. 1765 г.

-Приход Свято-Ильинской Церкви

(с. Апальково)

Восстановление Свято-Ильинской церкви

3. Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов?

Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года:

«Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что, как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».

. -О каком храме пойдет речь?

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен,

Фигур, и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя - святилище Христа,

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца?

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголящим устам!

России быть, и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Итак, дети, о каком храме идет речь? (о храме Христа Спасителя)

просмотр ролика.

В 1931 году храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать. Только в конце 80-х годов 20 века развернулась кампания по сбору средств по восстановлению Храма Христа Спасителя. В архивах отыскали чертежи, по которым работал архитектор Константин Тон.

И вот в 1994-1997 годах вознесся из небытия Великий Храм- Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик-Храм Христа Спасителя. Прошли годы. Стала возрождаться в России православная вера и культура. И восстал в первозванной красоте Храм Христа Спасителя!

Рабочий лист.

Учебник стр133-134.

Игра «7 предложений».

4. В нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия. Под особую охрану государства взяты старинные особняки, музеи, храмы, заповедники, дворцы.

Создан « Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

О сохранении духовных ценностей должны заботиться государство, общество, каждый человек.

Объекты культурного наследия ( и ) - объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями , , , объектами и и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой с точки зрения истории, , , , , науки и техники, , или , социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и , подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры (Орловская область) -

Учебник стр.135. Составьте «Правила поведения в музее» (на примере посещения школьного краеведческого музея Н.С. Лескова).

Вступают в диалог.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов.

Работа с заданием 1.

Ответы детей.

Работают с заданием 2.

Выступают.

Работают с тестом.

Работают с заданием в рабочем листе.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек.

Что же такое духовные ценности?

Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?

Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Тест.

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание.

узнайте, какие храмы есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. Назовите храмы, восстановление которых продолжается.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.