Меню

Возрастные кризисы жизни и процесс социализации индивида. Этапы социализации

Маникюр и педикюр


Еще одна линия американской психологии развития -- соединениепсихоанализа и этологии. Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитииличности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критическихпериодов для образования первичных социальных связей у животных. Соединениеэтих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта вразвитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опытавелико, но ограничено временем его действия: в определенные периоды жизнивлияние окружающей среды на развитие оказыва- ется по своему воздействиюочень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незначительно. Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опытранних лет, что было показано в экспериментах на многих позвоночных ибеспозвоночных животных. Это же явление наблюдается и у человека. В связи сэтими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннемуонтогенезу поведения, к изучению возникновения социальных связей. При изучении формирования социальной привязанности было установлено,что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессесоциализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными прирождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, чтодетеныши определенно предпочитают одетые модели -- "уютных матерей", откоторых они не получают пищевое подкрепление, чем проволочную -- "холоднуюмать", дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источникесоциальной привязанности была отброшена. Детеныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состояниибыли плохими матерями, не обращали внимания на, своих детенышей и частобили их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, детенышиползли к ним. Значит, наказание не тормозит образование социальных связей.Был сделан важнейший вывод: социальная связь строится не на пищевомподкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышейживотных -- потребность в контакте, а не в пище. Еще задолго до опытов Харлоу, Лоренц заметил, что у выводковых птицпривязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировалконцепцию импринтинга -- "запечатления". В американской психологии период максимальной способности к импринтингубыл назван критическим периодом или критическим возрастом. Е. Хесс показал,что помимо времени появления первой реакции, для запечатления важнаинтенсивная практика молодого животного, которая повышает устойчивостьреакции следования за матерью. Хесс сформулировал "закон усилия", согласнокоторому сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным длядостижения значимого объекта в период запечатления.. Е. Хесс разработалкритерии продолжительности критических периодов. Начало периода определяетсязрелостью двигательных способноетей животного; конец -- развитием реакциистраха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингуу вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха иход развития двигательных способностей. Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированыбиологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можноизменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так,например, критический период можно расширить, используя некоторыефармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональноевозбуждение -- весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений увысокоразвитых животных и человека. Критический период для социализации определяется появлениемповеденческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Этареакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, маханиехвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаютсяответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов,хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев учеловека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха,которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многихптиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев, возрастает страх поотношению к незнакомцу. Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическомпериоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность кчленам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения сдругими членами группы. Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех додесяти недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичнаясоциализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется этоживотное. В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестыммесяцем жизни существует критический период, во время которого социальнаядепривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимоподавляет способность животного к социальному регулированию поведения. По отношению к детям было высказано мнение, что существуют двакритических периода социализации: один -- в первый год жизни, когда уребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учитсязависимости. И другой -- в дватри года, когда он приучается быть независимымв определенных важных отношениях. Процесс социализации у младенцевначинается с возраста около шести недель, но достигает максимума вчетырепять месяцев, на что указывает появление так называемой социальнойулыбки. Были выделены также критические периоды обучения Критические периодыиногда называют сензитивными периодами для обучения Считается, что еслиобучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда непроизойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развитияврожденных механизмов, подчеркивают американские психологи. Если обучениенеобходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено копределенному отрезку времени. Открытие критических периодов немедленно сфокусировало внимание ученыхна процессах развития, которые их вызывают. По мере того, как станут понятныэти процессы, возрастет возможность направленного их изменения, что оченьважно для здоровья и обучения ребенка. Если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периодаразвития, то мы можем использовать эти возможности и уменьшить влияниевредного опыта. Исследование критических, сензитивных периодов в американскойпсихологии есть по существу исследование врожденных механизмов и ихуникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулусвязи с окружающей средой. В исследованиях внешней среды и ее роли вразвитии поведения изучалась сенсорная депривация, социальная изоляция, содной стороны, и, с другой,-- интенсивная стимуляция, экспериментальноеобогащение среды. Было получено множество экспериментальных фактов: Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коремозга генетически сходных крыс наступают, анатомические и химическиеизменения (Д Креч и М Розенцвейг) Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фиксированы и недетерминированы созреванием Под влиянием опыта развитие ускоряется. Младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении,но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции.Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течениекритического (сензитивного) периода под влиянием соответствующего опыта(Фанц, Бауер). Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишенииживотного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р.Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, встаршем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М Фоке); уприматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображенийувеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи тогоже возраста, отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г.Саккет) Взрослые с исключительно высокими способностями испытали интенсивнуюраннюю интеллектуальную стимуляцию (X Мак Карди) При перемещении из минимально стимулирующей обстановки в болееобогащенную наблюдается увеличение показателей интеллектуальности (Д Хебб). Какой вывод из этих исследований? Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты допоразительного уровня, при помощи учета и использования сензитивных периодови общей пластичности нервной системы. Вмешательство в развитие человекадолжно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот периодуровень пластичности наиболее высок Остро ставится проблема образованияродителей, так как большинство из них не осознает размеров влияния(положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей. Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается вособом внимании в самые ранние годы

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации
. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация - стадия к социальному окружению (от рождения до ). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью и .

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою . Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм .

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия . Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль . Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности , в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные , постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками , приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Еще одна линия американской психологии развития - соединение психоанализа и этологии.

Как известно, З. Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии поведения. С другой стороны, К. Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у животных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, по ограничено временем его действия: в определенные периоды жизни влияние окружающей среды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незначительно.

Наибольший след в жизни организма оставляет главным образом опыт ранних лет. Аналогичное показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоночных животных. Аналогичное явление наблюдается и у человека. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу поведения, изучению возникновения социальных связей.

При изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление в процессе социализации само по себе не является необходимым. Известны опыты супругов Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши определенно предпочитают одетые модели - "уютных матерей", от которых они не получали пищевого подкрепления, а не проволочную - "холодную мать", дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источнике социальной привязанности была отброшена.

Детеныши, воспитанные искусственной матерью, счал и плохими матерями, не обращали внимания на своих детенышей и часто били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, детеныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования социальных связей. Был сделан важнейший вывод: социальная связь строится не на пищевом подкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных - потребность в контакте, а не в пище. Контакт и комфорт имеют важное значение для формирования привязанности младенца (детеныша) к матери.

Еще задолго до опытов Харлоу К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировал концепцию импринтинга - "запечатления". Известна фотография, на которой выводок гусят следует за Лоренцем как за собственной матерью-гусыней.

В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом, или критическим возрастом. Американский психолог Е. Хесс разработал критерии продолжительности критических периодов. Начало периода определяется зрелостью двигательных возможностей, способностей животного; конец - развитием реакции страха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингу у вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха и ход развития двигательных способностей.

Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированы биологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можно изменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так, критический период можно расширить, используя некоторые фармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональное возбуждение - весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений у высокоразвитых животных и человека.

Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Эта реакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, махание хвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с вывод ком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека.

Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей в возрасте около восьми месяцев возрастает страх но отношению к незнакомцу.

Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимается привязанность к членам своего сообщества, которая зависит главным образом от общения с другими членами группы.

Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.

В опытах на обезьянах X. Харлоу установил, что между третьим и шестым месяцами жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения.

По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один - в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимости, и другой - в два-три года, когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях.

Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

Были выделены также критические периоды обучения (иногда их называют сензитивными периодами для обучения). Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение важно не только для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени.

Открытие критических периодов немедленно сфокусировало внимание ученых на процессах развития, которые их вызывают. По мере того как станут понятны эти процессы, появится возможность их направленного изменения, что очень важно для здоровья и обучения ребенка. Зная потенциальные возможности и опасности каждого периода развития, мы можем использовать эти возможности и избежать таким образом негативного опыта.

Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть, по существу, исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.

В исследованиях внешней среды и ее роли в развитии поведения изучались, с одной стороны, сенсорная депривация, социальная изоляция, а с другой - интенсивная стимуляция, экспериментальное обогащение среды. Было получено множество экспериментальных фактов:

  • o показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга генетически сходных крыс наступают анатомические и химические изменения (Л- Креч и М. Розенцвейг);
  • o уровни развития, намеченные Гезеллом, не зафиксированы и не предстерминированы созреванием. Под влиянием опыта развитие ускоряется;
  • o младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критического (сензитивного) периода под влиянием соответствующего опыта (Р. Фанц, Т. Бауэр);
  • o координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фокс); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений, увеличивающееся с возрастанием сложности, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам;
  • o взрослые с исключительно высокими способностями испытали интенсивную раннюю интеллектуальную стимуляцию (М. МакКарти);
  • o при перемещении из минимально стимулирующей обстановки в более обогащенную наблюдается увеличение показателей интеллектуальности.

Какой вывод можно сделать из этих исследований?

Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня при помощи учета и использования сензитивных периодов и общей пластичности нервной системы. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наиболее высок. Остро ставится проблема образования родителей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей.

Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние годы.

Еще одна линия американской психологии разви­тия - соединение психоанализа и этологии.

Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у живот­ных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, но ограничено временем его действие: в определенные периоды жизни влияние окружающей сре­ды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незна­чительно.

Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опыт ранних лет. Это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоноч­ных животных. Это же явление наблюдается и у челове­ка. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу пове­дения, к изучению возникновения социальных связей.

При изучении формирования социальной привязан­ности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолирован­ными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши опреде­ленно предпочитают одетые модели - «уютных матерей», от которых они не получали пищевого подкрепления, чем проволочную - «холодную мать», дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источни­ке социальной привязанности была отброшена.

Детеныши, воспитанные искусственной матерью, были плохими матерями, не обращали внимания на сво­их детенышей и часто били их, когда те кричали. Не­смотря на такое отношение матерей, детеныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей. Был сделан важнейший вывод: социаль­ная связь строится не на пищевом подкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных - потребность в контакте, а не в пище.



Еще задолго до опытов Харлоу Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировал концепцию импринтинга - «запечатления».

В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Американский психолог Е. Хесс разработал критерии продолжитель­ности критических периодов. Начало периода опреде­ляется зрелостью двигательных возможностей, способно­стей животного; конец - развитием реакции страха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингу у вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха и ход развития двигательных способностей.

Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированы биологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можно изменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так, например, критический период можно расширить, используя некоторые фармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональ­ное возбуждение - весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений у высокоразвитых животных и человека.

Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддер­живают контакт между животными. Эта реакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, махание хвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей прима­тов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забо­та и воспитание младенцев у человека.

Развитие привязанности останавливается, когда воз­никает реакция страха, которая заставляет избегать кон­тактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев воз­растает страх по отношению к незнакомцу.

Первоначально исследователи концентрировали вни­мание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимается привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы.

Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприим­чив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжет­ся это животное.

В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестым месяцами жизни существует критиче­ский период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необра­тимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения.

По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с, близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой в два-три года, когда он приучается быть незави­симым в определенных важных отношениях.

Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

Были выделены также критические периоды обуче­ния. Критические периоды иногда называют сензитивными периодами для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных меха­низмов, подчеркивают американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени.

Открытие критических периодов немедленно сфоку­сировало внимание ученых на процессах развития, кото­рые их вызывают. По мере того как станут понятны эти процессы, возникает возможность направленного их из­менения, что очень важно для здоровья и обучения ре­бенка.

Если мы знаем потенциальные возможности и опас­ности каждого периода развития, то мы можем использо­вать эти возможности и избегать вредный опыт.

Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть по существу исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.

В исследованиях внешней среды и ее роли в разви­тии поведения изучалась сенсорная депривация, соци­альная изоляция, с одной стороны и, с другой, - интен­сивная стимуляция, экспериментальное обогащение сре­ды. Было получено множество экспериментальных фак­тов:

q Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга генетически сходных крыс наступают анатомические и хими­ческие изменения (Креч и Розен Цвейг);

q Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фик­сированы и не детерминированы созреванием. Под влиянием опыта развитие ускоряется.

q Младенцы способны воспринимать сложные зри­тельные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной сти­муляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критиче­ского (сензитивного) периода под влиянием соот­ветствующего опыта. (Франц, Бауэр).

q Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем воз­расте возможности видеть свои передние конеч­ности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличи­вающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают пред­почтение менее сложным зрительным стимулам.

q Взрослые с исключительно высокими способно­стями испытали интенсивную раннюю интеллек­туальную стимуляцию (Мак Карди).

q При перемещении из минимально стимулирую­щей обстановки в более обогащенную наблюдает­ся увеличение показателей интеллектуальности.

Какой вывод из этих исследований?

Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня при помощи учета и использования сензитивных периодов и общей пластич­ности нервной системы. Вмешательство в развитие чело­века должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наибо­лее высок. Остро ставится проблема образования родите­лей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей.

Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние го­ды.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

1 подход. Выделяются 3 стадии: дотрудовая (период детства и обучения), трудовая (период зрелости), послетрудовая (период старения).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия подразделяется на два периода:

- ранняя социализация , которая охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

- стадия обучения , которая включает весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста весьма условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Несмотря на мысль о том, что процесс социализации заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.



2 подход. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приведенная ниже является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

Стадия детства включает в себя следующие этапы:

  • младенчество (от рождения до года);
  • дошкольное детство (3-6 лет);
  • младший школьный возраст (6-10 лет).

Стадия отрочества :

  • младший подростковый возраст (10-12 лет);
  • старший подростковый возраст (12-14 лет).

Стадия молодости :

  • ранний юношеский возраст (15-17 лет);
  • юношеский возраст (18-23 года);
  • молодость (23-30 лет).

Стадия зрелости включает в себя :

Стадия старости распадается на 2 этапа:

  • старость (65-70 лет);
  • долгожительство (свыше 70 лет).