Меню

Сенсомоторное развитие ребенка. Педразвитие

Дети и родители

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие младенца проходит по определённому сценарию. Каждый месяц имеет свои этапы. Одни дети развиваются «по правилам», вторые слегка спешат или отстают. Но все они следуют по пути, заложенному эволюцией.

1 месяц

Переходный период развития младенца. Организм новорожденного приспосабливается к внеутробным, новым условиям существования. Кожа ещё выглядит красноватой и шелушится. Мало кто из младенцев минует колики. Это признак того, что кишечник наполняется микроорганизмами. В это время малыш восполняет естественную потерю веса (до 300 г) и дополнительно набирает свыше полукилограмма.

Сенсомоторное и интеллектуальное развитие выражается тем, что младенец учится держать головку, уже пытается следить за предметом, перемещающимся в поле его зрения, и даже на пару секунд фокусирует взгляд. Громкие резкие звуки заставляют его вздрагивать, а на ярком свету он жмурится. Младенец реагирует на голос мамы, вглядывается в неё. На лице появляется первая улыбка.

2 месяца

Развитие младенца уже заметно. Он поправляется на 800-1000 грамм, становится выше на 3-4 см. Мозг так же развивается и тяжелеет на 50 г. Спит ребёнок в сутки по 18-19 часов. Кроха реагирует на речь и устанавливает зрительный контакт. Типичными проблемами второго месяца являются колики, возможны кожные высыпания, плач от переутомления, метеочувствительность.

Младенец держит головку все увереннее, ненадолго её поднимает, когда оказывается на животике. Начинает интересоваться лицами, провожает людей взглядом и поворотом головы. Услышав звуки, ворочает головкой в поисках источника звука, особенно незнакомого. А главное – пытается поддержать беседу. На втором месяце раздаётся первое «агу».

3 месяца

Интеллектуальное развитие ускоряется. Клетки мозга укрепляют связи между собой. Поэтому важным становится качество питания. Наиболее сбалансировано мамино молоко. Малыш активно развивает сенсомоторику и коммуникативную сферу. Он уже способен поддерживать беседу на своём языке, следит за собеседником глазами.

Лёжа на животике, уверенно держит голову. Проявляется «комплекс оживления» – ребёнок активно сучит ножками и ручками при виде знакомого лица. Он уже проворный, поэтому на краю стола или кровати оставлять рискованно. На третьем месяце малыш вовсю улыбается, и даже подражает приятным звукам.

4 месяца

Родители могут перевести дух – заканчивается стодневный период младенческих колик. Организм влился в жизненный режим. Ребёнок живёт по циклу день-ночь, правда может их перепутать: днём больше спать, а ночью – гулять.

В этом возрасте вырабатывается вкус к музыке. Поэтому мелодичные колыбельные становятся важной вехой в интеллектуальном развитии. Малыш активно пользуется руками. Любит что-то подержать, потеребить. Самое время учить игре «в ладушки».

Наступает ответственный период: дети начинают всё тянуть в рот. Мелкие предметы поблизости убираются. Игрушки нужны только крупные, без лишних деталек. Но не запрещайте ребёнку «слюнявить» вещи – он так осваивает окружающий мир.

5 месяцев

Малыш понемногу учится сидеть, пока что на руках. Некоторые дети уже сопоставляют лица: если раньше они безоговорочно радовались любому человеку, то теперь незнакомцы могут вызывать тревогу. Они начинают отличать строгую речь от ласковой.

Малыши в этом возрасте стремятся всё потрогать своими руками, будь то яркая игрушка, или шершавый носок. Потребность тянуть вещи в рот только усиливается. А еще они пробуют переворачиваться со спинки на живот.

6 месяцев

Развитие ребёнка уже явственно: его вес после рождения удваивается, а рост становится выше сантиметров на 20. В этом возрасте может появиться первый зубик. Малыш уже откликается на своё имя. Речь его становится лепетной: к визгу и «гулению» прибавляются отдельные слоги. И в один замечательный момент родители услышат долгожданное «мама».

Кроха начинает проявлять характер. Играя с игрушкой, он может её и не отдать. Свободно перекладывает предметы из руки в руку, размахивает ими. Уже резво переворачивается с живота на спинку, даже пытается ползать.

7 месяцев

Малыш уже осваивает технику ползания. Только отвернулся – а он уже в другом углу. Настало время обезопасить ребёнка от травмирующих предметов. Все розетки надо заткнуть специальными заглушками. Малыш уже жестами отвечает на вопрос, где находится знакомый предмет.

Наступает время для прикорма. В материнском молоке запас питательных веществ уже не обеспечивает всех потребностей организма. Кроме того, прикорм стимулирует развитие органов пищеварения и приучает к новым вкусам.

8 месяцев

Малыш социализируется. С охотой общается с другими малышами. Сенсомоторное развитие уже достаточно высокое. Он уверенно играет с предметами различной формы, в том числе круглыми. Любит извлекать звуки, ударяя по погремушкам, или сознательно роняя предметы. С удовольствием играет с близкими людьми: в «сороку-воровку», «ладушки» и т. д. Дети учатся вставать и даже перемещаться на ножках, придерживаясь за опору.

9 месяцев

Активно развивается опорно-двигательный аппарат, совершенствуется координация движений. Усложняется характер игр: дети, к примеру, уже могут раздевать кукол. Они понимают, что от них хотят: «возьми мячик», «иди ко мне». Развивается коллективное мышление: с удовольствием делятся игрушками с другими детьми, заплачут, когда плачут другие.

10 месяцев

Малыш сам пьет из чашки, учится кушать ложкой, способен залезть на невысокое препятствие и слезть с него. Наступает время игр с кубиками, пирамидками. Ещё одна любимая игра – в прятки.

11 месяцев

Многие малыши уже вовсю осваивают ходьбу. С интересом общаются со своим отражением в зеркале. Прикусывают и прожёвывают твёрдую пищу. Учатся просить желаемое словами «ам-ам» и «дай».

12 месяцев

К первому юбилею малыши подрастают на 25 см и набирают 7-8 кг веса. В сенсомоторном и интеллектуальном развитии младенца уже прослеживаются черты самостоятельности. Ребёнок наверняка укажет на фотографии на папу и маму, отличит круглую фигуру от квадратной, учится рисованию. Подражает взрослым в бытовых мелочах: расчесывает волосы, кормит куклу и т. д.

Подготовила статью: воспитатель ясельной группы МДОУ «Црр д/с №153» Шклярова Елена Николаевн

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений. Его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше развито сенсорное восприятие, тем эффективнее происходит развитие ребёнка.

Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.

Сенсомоторное развитие в младенческом возрасте, его особенности:

  1. Складывается акт рассматривания предметов;
  2. Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;
  3. Устанавливаются зрительно-двигательные координации;
  4. Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.

Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся, или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будут, вы либо остановитесь, либо ускорите движение, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук.

Или вот ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

Теперь мы имеем представление насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная активность. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребёнок открыт всему миру. Он постоянно ощупывает предметы, манипулирует, играет с ними, сравнивает эти предметы зрительно, слушает, как называют эти предметы взрослые, воспринимает названия тех или иных вещей и их качества. Ребенок утончает свои чувства, развивает общую и пальчиковую моторику, тем самым развивает разум. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Начиная с упражнений - сенсомоторики, ребенок движется к развитию речи, интеллекта. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику.

Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть подготовлен к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Как можно открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии.

В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым должны стать действия с предметами.

Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук) , из семян на пластилиновой основе и т. д.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, - отмечал Л. С. Выготский, - необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий, которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи.

Вот примерные игры по познавательному развитию детей:

  • «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.
  • «Подумай-ка» - дискуссия, обсуждение, ведущие к «открытию» нового знания.
  • «Узнавай-ка» - решение проблемы самими детьми, формирование поисковых способов ориентировки при выполнении задания.
  • «Делай-ка» - знакомство с алгоритмом действий, общепринятой терминологией.
  • «Запоминай-ка» - проговаривание вслух установленных алгоритмом действий.
  • «Упражняй-ка» - тренировочные упражнения.

Так же существуют игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз» , но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Такие игры - занятия лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек.

Игра: «Найди машинку» - развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит машинку, с которой ему также предлагают поиграть.

Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук («Туда-сюда» , «Вверх-вниз» , «Скок-скок» , «Спрячь в ладошку» , «Спрячь в коробочку» ) . Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

Игра «Весёлые крышки»

Цели:

  • учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет.
  • воспитывать интерес к обучению, усидчивости.

Игра «Веселая змейка»

Цели:

  • учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;
  • развивать мелкую ручную моторику зрительное восприятие, внимание, мышление, память

Игра «Забавные прищепки»

Цели:

  • учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить её местоположение по цвету;
  • развивать мелкие движения рук, координацию действия обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.
  • воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Игры - занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д.

Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.

Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.

Игра «Солнышко»

  • Смотрит солнышко в окошко
  • Смотрит в нашу комнату.
  • Мы похлопаем в ладошки
  • Очень рады солнышку.

Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года» . Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышка мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки.

Игра «Ёжик»

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлке зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например, ёлка зимой - чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д.

Учитывая особенности детей, необходимо:

Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок не может долго работать.

Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Так же можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно!

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.

Дошкольный период специалистами характеризуется как критический период, имеющий большую значимость, который отличается высоким темпом физиологического созревания и психического развития. Когда ребенок рождается с сформированными органами чувств, однако они активно функционировать они еще не способны. Малышу предстоит научиться использовать свои ощущения.

В окружающей среде существует много различных объектов, каждый из которых отличается от остальных по форме и окраске и другим свойствам. Примером могут служить игрушки и бытовые предметы. Ежедневно происходит знакомство с новыми явлениями. Малыш воспринимает произведения искусства, слушая музыку, рассматривая картины или скульптуры.

Сенсомоторное воспитание дошкольников имеет свои отличительные признаки. Особенности этого процесса состоят в том, что он должен протекать при участии взрослых людей, контролирующих его, чтобы восприятие было полноценным, а не оставалось поверхностным.

Важность сенсомоторного развития дошкольников

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленное развитие детского восприятия. При этом формируются представления о характеристиках предметов по их внешнему виду. Дети учатся различать формы, цвета, размер их положение в пространстве, запахи и вкусы. Начинает развиваться моторная сфера.

Сенсомоторное воспитание закладывает хороший фундамент для умственного развития. Познание явлений и предметов происходит благодаря восприятию. Сначала формируются представления об определенных образах, которые он запоминает. Это основа для мышления и воображения. Без грамотного контроля взрослых и специалистов воспитательный процесс не будет проходить нормально.

Возрастные особенности «сенсомоторики» дошкольников

Сенсомоторное развитие детей изучают многие ученые, они рассматривают подробно процессы «сенсомоторики».

Сенсомоторные реакции изучаются в онтогенезе человека с целью раскрыть и сделать анализ становления механизмов со структурой, касающихся произвольных реакций.

А.В. Запорожец понимает под восприятием особенное направление в познавательной деятельности.

В своей работе Л.А. Венгер указывает, что главные особенности чувственного восприятия — освоение эталонов, которые называются сенсорными.

По мнению Богуславской З.М., в возрасте 3 – 7 лет зрительное восприятие становится превалирующим. Что касается работы органов осязания и зрения, то нельзя однозначно оценивать их соотношение. Все зависит от конкретных задач перед воспитанником, а также новизна определенного объекта.

В.С. Мухина считает важным возникновение сложной ориентировочно-исследовательской деятельности при знакомстве с предметом, который малыш видит впервые.

По Урунтаевой Г.А. выделяет следующие особенности в дошкольном возрасте. Это познавательная деятельность со своими целями, задачами, средствами и методами осуществления.

Для детей 3 – 7 лет характерна взаимосвязь между развитием моторики и сенсорики. Созревают соответствующие зоны мозга, ответственные за выполнение важных психических функций.

Сенсомоторное развитие ребенка должно осуществляться под контролем взрослого, который привлекает малыша к деятельности, формируя действие и восприятие. Дети учатся обследовать объекты и распознавать их различные параметры. Взрослый указывает на эталоны с помощью слова. У воспитанников постепенно накапливаются знания, позволяющие анализировать окружающую действительность. Они отличают знакомое от незнакомого. Ребенок видит особенности нового предмета. Накапливая двигательный и сенсорный опыт, малыши становятся более самостоятельными в игровой и других видах деятельности.

Создаются необходимые предпосылки, чтобы формировать психические функции и ручную умелость, которые имеют большое значение для дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются одновременно с двигательными навыками. Знакомство с окружающим миром у ребенка происходит по-своему. Ему нужно бегать, кувыркаться, щупать предметы, нюхать и смотреть.

Организация условий для развития дошкольников

Необходимо правильно организовать игровое место для детей дошкольного возраста. Здесь должны находиться предметы и игрушки, обладающие различными свойствами. В процессе игровой деятельности учится понимать величину, форму и цвет, а также выполнять определенные манипуляции.

Благодаря сенсорным играм приобретается опыт работы с различными материалами, включая песок, глину и бумагу. Это важно для развития температурной чувствительности, зрения, обоняния, слуха и зрения.

Моторные игры способствуют получению положительных эмоций. Двигательная активность помогает развивать мелкую моторику.

«Пальчиковые игры» — инсценировка сказок или историй с помощью пальцев. Самые популярные народные потешки передаются из поколения в поколение. Все знают «Ладушки-ладушки», «Козу рогатую» и «Сороку-белобоку». На важность пальчиковых игр обращают внимание в своих трудах Василий Сухомлинский, Эммануил Кант, Мария Монтессори.

В процессе игры трехлетние малыши делают движения одновременно двумя руками, изображая домик и кошку, которая в него вбегает и выбегает из него. В четыре года дети играют, изображая события, которые происходят одно за другим. Дети старшего возраста с увлечением используют разнообразные реквизиты в виде кубиков, шариков и других мелких предметов. «Пальчиковые игры» улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Благодаря массажу «активных точек» уменьшается физическая усталость.

Чтобы дети проявляли двигательную активность, используют физкультминутки. Активные движения вместе с проговариванием небольших стихов хорошо снимают нагрузку, связанную с сидячим положением тела.

Раскрыть творческий потенциал у детей позволяют разные виды инсценирования. Такие игры напоминают театральные представления. В инсценировках задействованы кисти рук и пальцы. Они позволяют развивать ручную ловкость, умелость, точность движений.

Предметная деятельность, развивающая мелкую моторику, включает в себя следующие виды:

  • рисование кистями, пальцами, комочками ваты;
  • лепка фигурок из глины, теста или пластилина;
  • игры с конструкторами или мозаикой;
  • вырезание предметов;
  • аппликация из различных материалов;
  • оригами;
  • плетение;
  • собирание пазлов;
  • нанизывание колец на ленту;
  • выполнение шнуровки;
  • сортировка предметов;
  • хождение по «сенсорной тропе для ног»;
  • тактильное панно;
  • игры с песком или водой;
  • самомассаж;
  • подвижные игры.

Необходимо привлекать детей к участию в посильных для них домашних делах. Они могут помогать накрывать на стол или убирать детскую. Такая повседневная физическая нагрузка – отличная систематическая тренировка для рук, обладающая высокой нравственной ценностью.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Рассмотрим, как взаимосвязаны указанные процессы и что подразумевается под сенсомоторным развитием. На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет в его жизни чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н. М. Щелованов (1976) называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения интеллектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Игровая деятельность не развита. Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова). Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально - в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.). Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Для того чтобы ребенок начал усваивать сенсорные эталоны и способы обследования, он должен быть к этому соответствующим образом подготовлен. Сам процесс усвоения эталонов и овладения способами обследования длительный, растянутый на несколько лет и включает постепенный переход ко все более сложным формам восприятия. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребенок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребенка носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета еще не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленен, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов. Какие же действия ведут к первоначальному выделению свойств, образованию элементарных представлений о предметах? Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. Программой воспитания в дошкольном учреждении четко определен тот объем сенсорных знаний и умений, которым должны овладеть дети каждой возрастной ступени. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, лишь отметим, что на данном этапе происходит ознакомление как с основными образцами (эталонами), так и с их разновидностями. Сенсорное воспитание здесь тесно переплетается с развитием мышления ребенка, так как усвоение отдельных тем (например, системы форм) выходит за рамки сенсорного воспитания, что значительно усложняет эту работу. При этом важно, чтобы ознакомление с эталонами не просто проходило путем их показа и называния, а включало действия детей, направленные на сопоставление разных эталонов, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуется запоминание и использование этих названий, что в итоге ведет к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий на их основе по словесной инструкции. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, при ознакомлении с цветами спектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми (например, получение промежуточных цветов). В ознакомлении с геометрическими формами и их разновидностями существенную роль имеет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины, иными словами - создание сериационных рядов, а также освоение действий с условными и общепринятыми мерками. В процессе музыкальной деятельности усваиваются образцы звуковысотных и ритмических отношений и т. д. На протяжении всего дошкольного возраста происходит знакомство детей со все более тонкими разновидностями эталонных свойств. Так, наблюдается переход от ознакомления с соотношениями предметов по общей величине к ознакомлению с соотношениями по отдельным протяженностям; от ознакомления с цветами спектра к ознакомлению с их оттенками. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами - порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на округлые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др. Одновременно с формированием эталонов происходит совершенствование действий восприятия. Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура и др.) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов-эталонов, а далее - к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (т. е. зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета. На начальном этапе очень важно объяснять способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать и т. д. - и направлять деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию. Дети, с которыми последовательно проводится работа по обследованию, выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая в дальнейшем позволит ему глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате систематического ознакомления с предметами и их изображениями у детей начинает формироваться наблюдательность. Названные задачи решаются на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов. Практика показывает, что к концу дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета. Отметим, что ребенок начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные перцептивные действия в уме. Это значит, что восприятие стало внутренним психическим процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление, в свою очередь, направлено не на познание внешних особенностей и свойств объектов, как при восприятии, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, на установление причинно-следственных отношений, родовых, видовых и некоторых других внутренних взаимозависимостей. Восприятие также способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти психические процессы начнут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление; восприятие будет выполнять сопутствующую функцию, но при этом продолжать совершенствоваться, оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением, речью. Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Итак, рассмотрим, какими знаниями и умениями, приобретенными в процессе восприятия, должны овладеть дети к концу дошкольного возраста: - различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, многоугольную; - измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки; - различать основные цвета и оттенки; - выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом); - ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); - знать дни недели, последовательность частей суток и дней недели. Основываясь на требованиях, которые предъявляет современная школа к ребенку, поступающему в первый класс, становится ясно, что этих знаний и умений недостаточно. Более полному представлению о предметах, объектах и явлениях окружающего мира способствуют знания так называемых «особых свойств» предметов; сюда относятся понятия веса, вкуса, запаха. Без развития тактильных ощущений многие качества и свойства предмета (например, фактура материала) просто не могут быть познаны, а отсутствие умения ориентироваться на листе бумаги (и другой ограниченной поверхности) может вызвать определенные школьные трудности. Как показывает наш, авторский, опыт практической деятельности, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития мелкой моторики кисти руки, формированием глазодвигательных (зрительно-моторных) координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом, осознавать расположение отдельных его частей (головы, рук, ног и др.) в статическом и динамическом режимах - таких примеров можно привести множество. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Становится возможным расширить круг задач сенсорного воспитания и определить основные следующим образом. 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков). 2. Тактильно-двигательное восприятие. 3. Развитие слухового восприятия. 4. Развитие зрительного восприятия. 5. Восприятие формы, величины, цвета. 6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес). 7. Восприятие пространства и времени. Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48-го месяца жизни, т. е. до 4-х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:

Колонка

А – Зрительное восприятие Колонка

Б – Мелкая моторика Колонка

В – Крупная моторика Колонка

Г – Речь Колонка

Д – Слуховое восприятие



Таблица сенсомоторного развития

Фамилия, имя................................................................................................

Город.....................................................................................................................

Адрес....................................................................................................................

.................................................................................................................................

Возраст.................................... Дата рождения..........................

Первое обследование............................................................................

Второе обследование.............................................................................

Третье обследование...............................................................................

Для заметок лечебного педагога

1. Предыстория (анамнез): ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

2. Причина представления:.................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

3. Наблюдения специалиста,

проводившего обследования

Контакты с другими лицами: ..............................................................

.................................................................................................................................

Поведение в игре: ......................................................................................

.................................................................................................................................

Особые замечания:...................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

4. Диагноз: .......................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

5. Предложенная терапия: ..................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................

.................................................................................................................................


Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б-Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.

В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.

Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.

Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1-го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко-красного цвета?»

Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.

Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.

Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».

Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.

Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»

Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.

Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.

Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.

В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.

Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.

Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.

Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.

Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.


| |