Меню

Невоспитанный ребенок: признаки, причины. Как воспитать ребенка? Как воспитывать ребенка

Стильные вещи

Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть? Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

Чтобы вырос достойным человеком? Хочется найти золотую середину: и не разбаловать, и не «затюкать». Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает.
  2. Мама, не кричи! . Последствия - разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению).
  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты - гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, . Хотите знать почему?
  4. Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, . Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в . Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать - зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит.


Как правильно воспитывать ребенка с 2-3 лет

Постепенно осваивает взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Отчетливо проявляются его природные черты характера. Возникают первые конфликты: с родителями и с ровесниками. Как не допустить в этот период? Что, если возникают проблемы в поведении малыша?

  1. Развивайте навык делиться. К кому у нас больше всего возникает расположение? К тому, кто дает нам что-то желанное. Для детей раннего возраста - это вкусненькое. Приучайте ребенка делиться пищей с другими детьми как можно раньше - и он всегда будет хорошо адаптирован в коллективе. Бессознательно другие люди испытывают симпатию к тому, кто способен быть дающим.
  2. Развивайте навык сопереживания. Эмоциональное развитие ребенка - ключ к тому, как вырастить воспитанного и счастливого человека. Чем больше развита эмоциональная сфера, тем больше ребенок способен проникнуться чувствами других людей, разделить переживания, тем легче он будет принят в любом коллективе. - важнейший процесс формирования психики.

  3. Найдите баланс поощрения и наказания. Очень важно - они должны быть для ребенка значимыми. Для послушного обладателя анального вектора лучший «пряник» - похвала родителей. Для практичного кожника - желанный подарок или поход в новое место. Наказание - это отсутствие, нехватка желанного «пряника», какого именно - зависит от психики ребенка.
  4. Дисциплина или свобода? Насколько ограничивать ребенка, чтобы не испортить его развитие, тоже зависит от врожденных свойств малыша. Обладателям кожного вектора дисциплина важна как воздух: нормально развиваются такие дети только в условиях . Послушные обладатели анального вектора сами по себе лояльны маме, а в дальнейшем - обществу, если растить их правильно. А вот природный «вождь», обладающий уретральным вектором, - свободолюбив, его невозможно и вредно ограничивать - лучше просить о помощи.
  5. Вовремя прививайте навыки социализации. - жизненная необходимость для каждого ребенка с 3 лет. Обычно с походом в детский сад медлят те родители, у которых растут эмоциональные, часто болеющие малыши со зрительным вектором. А может, вы родители маленького философа - звуковика и ваш малыш плохо реагирует на шумный коллектив? В любом случае любовь родителей не заменит навыков социализации. Отсутствие возможности научиться встраиваться в коллектив сверстников может значительно уменьшить будущую реализацию человека в социуме.

Если родители сталкиваются с проблемным , возникает много опасений. Что, если проблемы закрепятся потом на долгие годы? Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть?

Советы родителям - применять только с учетом природных свойств ребенка

  1. Агрессивный и обиженный упрямец или «золотой ребенок». Обладатели анального вектора от природы стремятся быть послушными, лояльными. Делают все неторопливо и обстоятельно. Воспитание таких детей требует терпения, спокойствия: крайне важно не торопить, не подгонять, не обрывать ребенка. Если это правило не соблюдается - малыш обижается и упрямится. При ошибках воспитания у него возникает и людям.
  2. Истеричные дети или нежные «любики». Носители зрительного вектора - самые эмоциональные. Перепады настроения у них бывают сто раз в день. Такого ребенка нельзя пугать даже в шутку. Нельзя читать сказки, где кто-то кого-то съедает. Иначе малыш растет истеричным, плаксивым и пугливым. Для правильного эмоционального развития поможет литература на сострадание .
  3. Маленький новатор или «гиперактивный ураган». Обладатель кожного вектора любит новизну и перемены. Ему жизненно важно много двигаться, заниматься спортом. Развивать свой конструкторский, инженерный талант. Учиться быть организованным и дисциплинированным, подчиняться запретам, ограничениям и правилам. Когда таких условий родителями не создано, ребенок растет несобранным, неспособным следовать правилам. Что делать - читайте .
  4. Юный философ или «социальный неадаптант». Обладатели звукового вектора имеют особо чувствительный слух. Важно соблюдать звуковую экологию: говорить негромко и внятно, свести к минимуму бытовые шумы. Фоном включать тихонько классическую музыку, чтобы ребенок вслушивался. Тогда малыш рано будет проявлять интерес к науке, развивать свой абстрактный интеллект. В атмосфере громких звуков или конфликтов родителей такой малыш получает сильную травму: его развитие нарушается. - ребенок не идет на контакт с родителями и ровесниками, перестает реагировать на речь. Как предотвратить проблему?

Что еще необходимо ребенку


  1. Дружная семья - счастливые дети. Минимум 2 раза в неделю найдите время, чтобы собрать всех членов семьи за общим столом. Совместный прием пищи в особой атмосфере (праздничная скатерть, посуда) очень способствует укреплению внутрисемейных связей.
  2. Совместное чтение. Создайте традицию вечернего чтения вслух, где присутствуют и дети, и родители. Уровень сложности текста выбирайте с опорой на старшего ребенка, если у вас несколько детей. Сопереживание главным героям объединяет семью чувственно. В будущем ваши дети будут расти не конкурентами друг другу, а лучшими друзьями. И с родителями душевная связь сохранится на всю жизнь.
  3. Почему ребенок болеет? Тело реагирует на любой психологический дискомфорт. Причиной может быть неудачная модель воспитания, если она идет вразрез с природными свойствами ребенка. А бывает, что влияют тяжелые состояния мамы - ее , депрессия, раздражительность, апатия, обиды на жизнь.
  4. Нравственное воспитание. Как вырастить ребенка честным, справедливым, милосердным? Как воспитывать, чтобы он воспринял нравственные ориентиры? Это глубокая тема поднимается в статье .
  5. Личный пример. Он работает во всех сферах жизни. Угадайте, кто сумеет вырастить счастливого человека? Верно, хорошее, счастливое будущее ждет тех малышей, которые растут у счастливых родителей.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Вопросом, как воспитывать детей, задаются и молодые родители, и даже те, у кого уже есть дети. Каждый ребёнок уникален, уже с самого раннего возраста он – личность со своим характером. Поэтому воспитывать детей - непростая задача, и поиск правильных ответов на вопросы о воспитании детей – это целое искусство. Но все трудности компенсируются, когда родители видят, что у них растёт здоровый, счастливый, всесторонне развитый ребёнок.

Даже тем, кто только задумывается о детях, будет полезно узнать о том, как воспитать ребенка правильно. Многие понятия важно обдумать, пропустить через себя, а в некоторых случаях – и провести работу над своим характером. Чтобы воспитывать ребенка, нужно самому быть взрослым – не только физически, но и психологически. Не бойтесь, что у вас не получится, однако уделите побольше внимания советам о воспитании детей.

Легче всего воспитать ребенка своим примером. Расхожая фраза – «воспитывай себя, а не ребенка, ведь он будет похож на тебя». И это правда: дети, как губка, впитывают всё, что видят вокруг. Они формируют свою модель поведения по тому, что видят от самых близких людей – от родителей.

Первое и основное, что видит ребёнок, - это его семья и дом. Какие отношения между членами семьи, какая обстановка в доме, как мама и папа относятся к посторонним – всё это накладывает отпечаток на его личность. Подрастая, ребёнок замечает и другие модели поведения, находит себе новых кумиров, но тем не менее, он перенимает черты родителей. Даже если сам этого не хочет.

Многие, собираясь воспитать ребенка, ждут, что он будет похож на них. При этом они ожидают, что ребенок впитает только самые лучшие черты и пойдёт по их стопам. Но стоит ребёнку обнаружить те же недостатки, что и у них, как они начинают негодовать. Порой даже с формулировкой – «и в кого ты такой пошёл!»

А в самом деле – в кого? Генетика – сложная наука, и ребёнок может оказаться похож на кого-то из бабушек или дедушек больше, чем на родителей. Но и здесь нужно понимать, что он видит всё происходящее вокруг и зачастую понимает лучше, чем полагают взрослые. Поэтому, когда требуете чего-то от сына или дочери, - сначала убедитесь, что сами соответствуете своим же требованиям.

Трудно ждать от ребенка, что он будет вежлив с окружающими, если он видит, как родственники грубят соседке или кассиру. Ребёнок, которого с детства приучили к чистоте, будет поддерживать свой дом в порядке и будучи взрослым. И конечно же, на требование не курить вполне может последовать резонный ответ: «Но ты же сам куришь, так почему мне нельзя?»

Поэтому, если хотите воспитать ребенка в определённой манере поведения – для начала убедитесь, что у него есть пример. Заложенное родителями всегда будет для ребенка ориентиром и главной моделью поведения.

Но если всё так просто, откуда тогда появляются гуманитарии в семьях математиков и дебоширы в благополучных семьях? Причины могут быть самыми разными, и далеко не всегда дело в ошибках воспитания. Где-то поработает генетика и индивидуальные особенности, где-то – внешние факторы


Как воспитывать ребенка правильно

Когда женщина впервые становится мамой, поначалу воспитать ребенка ей непросто. Она может столкнуться со шквалом критики со всех сторон – от своих собственных родителей до случайных прохожих. Все считают своим долгом сообщить ей, что она неправильно держит ребенка, неправильно кормит, одевает и занимается с ним. Порой эти советы могут быть действительно полезными. Но часто советчики противоречат друг другу, не видят всей картины, да и не всегда опираются на действительно полезный жизненный опыт.

Как быть и кого слушать?

В первую очередь запомните: совет хорош, когда его просили. Многие женщины жалуются на бесцеремонность посторонних людей и порой не знают, что с этим делать. Поэтому определите для себя узкий круг тех, кто будет авторитетом: врач-педиатр, кто-то из классиков воспитания детей. Многие полагаются на опыт своей мамы, сестры или подруги. Определите для себя того, чьё мнение будет иметь вес.

И в то же время помните: вы ответственны за здоровье своего ребенка, особенно когда он совсем маленький. Не руководствуйтесь непроверенными источниками. Прежде чем прийти к определённому мнению, просмотрите несколько авторитетных ресурсов. Перед тем, как попробовать новую методику или препарат, пообщайтесь с педиатром. А если общаетесь на форумах, обращайте внимание на то, насколько грамотно пишет пользователь и насколько ухоженными и счастливыми выглядят его дети, если он показывает их фото.

Советы посторонних людей тоже могут оказаться полезными. К примеру, если уже третий человек за прошедшие полчаса говорит, что вашему ребёнку жарко, задумайтесь: может быть, и в самом деле не стоило надевать на него шапку в +20? Утрированно, но случается и такое.

Не стесняйтесь попросить о помощи, если чего-то не понимаете или не успеваете. Помните: в первую очередь ребёнку нужны здоровые и спокойные родители.

А какие советы по воспитанию детей являются классикой на все времена и случаи? Каковы основные принципы? Что нужно учесть обязательно, чтобы не упустить самых важных моментов в развитии ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберёмся: а в чём заключается правильное, полное воспитание?

В разных педагогических школах существуют разные подходы. Но есть кое-что неизменное, обязательное, какую бы методику ни задействовали.

Основные требования к воспитанию - это:

  • обязательность;
  • комплексность;
  • равнозначность.

Что всё это значит? Разберём подробнее.

Установленные правила не могут применяться от случая к случаю, когда это удобно. Их необходимо придерживаться её полностью. Сюда относится, например, соблюдение режима. Во время учебного года ребёнок ложится и встаёт в одно и то же время; на каникулах же часто наступает расслабление – играть допоздна и затем спать до полудня. В результате в конце лета будет трудно перестроиться на изначальный режим, и это оборачивается болезненностью, раздражительностью и ссорами. Так вот – даже если обстоятельства меняются – оставьте правила, принятые для ребенка, как можно более неизменными. Это пойдёт на пользу ему же: как раз в отсутствие стабильности дети становятся беспокойнее, а чётко установленные границы дают ощущение почвы под ногами.

Из принципов воспитания нельзя выбрать только то, что кажется правильным и лёгким. Любая методика работает, когда её применяют в комплексе, не упуская деталей. Если только ругать ребенка и считать, что он не заслужил похвалы, он будет расти запуганным; если же никогда не критиковать, он станет самоуверенным и будет более болезненно воспринимать удары – потому что не готов к ним.

А кроме того, никакие из принципов воспитания не являются менее важными, чем другими. Научить ребенка выражать эмоции так же важно, как и приучить помогать по дому, а деньги на карманные расходы для растущей личности не менее важны, чем одежда и питание. Не пренебрегайте и тем, что считает важным сам ребёнок.

Воспитывать ребенка – это нечто большее, чем просто кормить, одевать и включать мультфильмы. Воспитание задействует множеств сфер жизни. Остановимся на таких видах:

  • трудовое;
  • эмоциональное;
  • социальное.


Социальное воспитание ребенка

Дети в общественных местах – это обширная тема, которая многим даёт обоснованные поводы для недовольства. Чтобы ребёнок умел взаимодействовать с миром к обоюдному удовольствию, важно с самого раннего детства приучать его к правильному поведению. Безусловно, грудному малышу не объяснить, что его плач беспокоит других людей, но с ним можно отойти в сторону, укачать его; в конце концов, хотя бы спокойно и доброжелательно извиниться перед теми, кто вынужден находиться радом, - люди обычно понятливы к тем, кто так же относится к ним самим.

А по мере того, как ребёнок растёт, тем более важно присматривать за его поведением. Он живёт среди людей, поэтому ему важно понимать правила поведения в обществе. Объясните ему, что необходимая особенность взрослого человека – это умение ладить с людьми, находить компромиссы. И в то же время ребёнку важно иметь понимание своих собственных прав.

Расскажите ребёнку о том, что у каждого человека есть права на здоровье, на отдых, на уважительное отношение. У каждого – и у него в том числе. И его свобода делать всё то, что он хочет, ограничивается правами других людей.

Кроме этого, есть и другие моменты. Допустим, к примеру, что ребёнок стесняется посторонних – дома он подвижен и общителен, а на людях теряется. Вряд ли он справится с тем, чтобы быстро поладить с десятком незнакомых детей или стать звездой детских праздников. В таких случаях не ругайте его и не запугивайте тем, что ему будет сложно жить.

Но и быть в одиночестве – тоже не выход, ему необходимо социализироваться, поэтому приучайте его идти на контакт с другими людьми. Пусть он сам заплатит за покупку приветливой продавщице или пообщается со знакомыми семьи. Так или иначе, ему придётся многому научиться, чтобы чувствовать себя в обществе комфортно.

Детям учиться легче, чем взрослым. У них более гибкая психика, большая открытость и отзывчивость. Если с самого детства заложить в нём правильные задатки и развить природные данные, то во взрослой жизни у него будут и друзья, и успешная карьера.

И при этом не забывайте о безопасности ребенка. Нельзя разговаривать с чужими, нельзя никуда с ними уходить, открывать им дверь или садиться с ними в машину. Пусть ребёнок будет открыт миру, но помнит, что главным авторитетом для него остаются родители и их слова.


Как воспитывать детей: эмоциональное развитие

У детей обычно нет проблем с выражением своих эмоций. Но есть ещё и такое понятие, как эмоциональный интеллект – осознание своих эмоций и умение связывать их со своими желаниями и действиями. Если такого умения нет, то и во взрослом возрасте могут возникнуть проблемы с выражением и пониманием своих эмоций. Из этого возникает и неумение сказать о своих потребностях, и трудности с налаживанием контактов, и подобные внутренние конфликты.

Как этого избежать?

Ребёнок растёт, сталкиваясь с неизвестными ему сторонами мира и открывая с новой стороны свой собственный характер. Его границы постоянно расширяются, появляется всё больше непонятных событий. И, естественно, он не всегда знает, как себя вести и как реагировать. И свои эмоции он выплескивает теми способами, которые ему доступны.

У всех детей разный порог чувствительности. Кого-то может огорчить или рассердить чьё-то безобидное замечание. Не стоит над этим смеяться – покажите ребёнку, что он может приходить к вам со своими проблемами и получать понимание. Какими бы мелочами ни казались причины, для ребенка, с его крохотным жизненным опытом, они считаются огромными.

Не отрицайте его чувства – «это всё глупости», «хорошие девочки не плачут» - а покажите ребёнку, что вы его любите, даже если он бывает сердитым или капризным. Покажите, что понимаете его: «да, это обидно», «я вижу, что тебе грустно».

Научите ребенка выражать свои чувства словами. «Мне грустно, потому что ты отправляешь меня спать, а я ещё не дорисовал». «Мне было обидно, когда бабушка сказала, что у меня толстые щёки». Это умение поможет в будущем избегать конфликтов, недоговорённостей и непониманий.

Читая с ребёнком сказки или смотря мультики, почаще спрашивайте у него: «как ты думаешь, что чувствовал герой? А что бы ты чувствовал? Как бы ты поступил на его месте?» Это поможет ребёнку не только научиться справляться со своими эмоциями, но и считаться с чувствами других людей.

Важно дать ребёнку «выплеснуть», прочувствовать свою эмоцию. Злость или раздражение – это неприятно, но это часть психики, и подавлять их – значит подавлять личность. Кому-то захочется сделать ребенка «удобнее», но тогда непрожитые эмоции накапливаются, как снежный ком. Установите для ребенка границы и опору: свою злость он выражает только в своей комнате, но вы при этом обязательно будете рядом, чтобы услышать его.

Многие родители берегут детей от домашних обязанностей, считая, что любимое чадо ещё успеет наработаться в своей долгой жизни. Но именно в этом и дело: маленькому человеку рано или поздно придётся прикладывать усилия самому, и если он будет к этому готов – ему же самому будет легче.

Некоторые мамы испытывают удовольствие, говоря, что без них ребёнок ничего не делает: они в таких случаях ощущают себя важными и незаменимыми. Но в таких случаях имеет место самая настоящая зависимость ребенка от матери, когда он представляет из себя гораздо меньше, чем мог бы. Не развивайте в ребёнке зависимость от себя, не делайте так, чтобы без вас ему было плохо. Сделайте так, чтобы ему было хорошо с вами.

Развивайте в нём вместо зависимости привязанность. Это другой вид отношений – когда людям хорошо вместе, но и по отдельности они не становятся слабее и беспомощнее. Дайте ребёнку как можно больше навыков – и вы станете для него другом и авторитетом и заработаете его уважение.

Чем больше у ребенка умений, тем больше у него свободы, даже если эти умения никогда ему не пригодятся. К примеру, если он умеет готовить суп, у него есть выбор – говорить самому или пойти в кафе. Если же готовить он не умеет, то и выбора у него нет, и вместе самостоятельности он оказывается в зависимости от быта.

Важно учесть, что подобные навыки не вырастают за один день. Если всё детство прошло в «тепличных условиях», то взрослая жизнь окажется ударом. Разумеется, можно научиться готовить суп и в более взрослом возрасте. Но умение поработать для себя, помочь близкому человеку, освоить новый навык, - всё это оказывает огромную пользу на растущий характер, если исходит из детства.

Подключайте детей помогать по дому. Даже совсем маленьким мальчикам и девочкам под силу накрыть на стол, подать маме веник, а папе – отвёртку. Важно хвалить и поощрять даже такие простые действия, чтобы труд стал для ребенка увлекательным делом, а не скучной необходимостью.

Предоставьте ребёнку самостоятельность: пусть он сделает дольше, но сделает это сам. Не отбивайте у него активность попытками сделать что-то за него. Будьте рядом, чтобы помочь, если ему станет совсем трудно, но помните: личность развивается, когда начинает решать проблемы, которых раньше не приходилось решать. Ребёнку доставит огромную радость самому найти ответ на вопрос. Не лишайте его этой радости.

А если он встал в тупик? Предложите подумать. Задавайте наводящие вопросы. Но не бросайтесь делать всё за него, и тем более не ругайте. Дайте своему ребёнку расти самостоятельной личностью. А в конце обязательно отметьте его достижение, расскажите о своём подобном опыте. Сфотографируйте, похвастайтесь бабушкам и дедушкам.

Отслеживайте, к чему у ребенка есть склонности, а что ему не даётся. Наблюдение за его успехами поможет развить его сильные стороны – например, поступить в школу с физико-математическим уклоном. А учитывать недостатки тоже нужно – как для того, чтобы не требовать от него больше возможного, так и для того, чтобы смягчить их.

И здесь мы переходим к другой важной теме. То, чем ребёнок занимается исходя из своих способностей и интересов – или же интересов родителей. Речь пойдёт об увлечениях.

Когда ребёнок правильно развивается, он любопытен и хочет иметь занятие по душе. Как помочь ему в этом и как не навредить?

В дошкольном возрасте ребёнок не всегда может отчётливо сформулировать, что именно его интересует. Однако родители всегда могут определить, к чему он больше склонен. Играя и разговаривая с ним, легко заметить, какого рода занятия ему даются и к чему он тянется: легко запоминает стихи или с удовольствием рисует, выбирает машинки или конструктор. Исходя из этого и выбирают, куда его отвести: в театральную студию, на рисование, во что-то активное или творческое.

Некоторые родители хотят растить вундеркинда и водят дошкольника на английский, математику и подобные занятия из школьной программы. Однако для ребенка в этом возрасте самое главное - ладить с друзьями по группе, приходить на занятие с радостью и познавать мир – через игры, общение, прогулки в новые места. Бывают и такие дети, которым по душе складывать числа или узнавать новые иностранные слова. Но в приоритете должны быть развитие социальных навыков и подвижные игры.

Один из вариантов – до шести лет поводить ребенка на различные активные секции, чтобы увидеть, на какую из них стоит делать упор. Пробуйте разные виды занятий – футбол, конный спорт, плавание, кулинария. На каком-то из них ребёнок захочет задержаться.

Все занятия могут быть полезны – как те, которые связаны со склонностями ребенка, так и те, где он развивает общительность или усидчивость. Если он не хочет ходить на занятия, расспросите, что именно ему не нравится. Дело может быть в некомпетентном преподавателе, а может – в неумении ребенка наладить контакт с ровесниками. Таким образом увлечение может стать способом проработать важные навыки – социальное взаимодействие, умение идти на компромисс, отстаивать свою точку зрения.

Когда ребёнок подрастает, могут начаться конфликты интересов. Он становится самостоятельным и начинает сам выбирать себе занятие. И оно может коренным образом отличаться от того, чем он занимался раньше. Дети меняют интересы, находят новых друзей и открывают для себя новое, ищут себя – это нормальный процесс роста.

Важно учитывать и то, что хобби ребенка не всегда будет совпадать с увлечениями родителей. Огромная ошибка – делать своего ребенка воплощением своих несбывшихся стремлений и отводить его на футбол, когда ему по душе балет, - или наоборот.

Иногда в таких случаях бывают возможности найти компромисс. Например, если отец видит сына хоккеистом, а тот не приемлет грубых видов спорта и тянется к прекрасному, имеет смысл попробовать фигурное катание. Но ни в коем случае не следует попрекать сына тем, что он выбрал «не мужское» занятие. Если у него есть решимость отстаивать свою точку зрения – это уже огромный плюс в его пользу.

Кроме того, ошибочно делить занятия на те, что «не для девочек» или «не для мальчиков». Девочки тоже могут любить играть в конструктор или гонять мяч наравне с мальчиками, и в этом нет ничего дурного – это развивает творческое мышление и командный дух.

Не следует ругать ребенка, если кажется, что он занимается неподходящим занятием. Всё, что действительно необходимо от хобби – чтобы оно нравилось и помогало меняться в лучшую сторону. Лучший способ понять, нравится ли ребёнку занятие, - посмотреть, занимается ли он этим вне выделенного расписания. Если он ходит на музыку – играет ли он для себя? Или только на занятиях и в часы, выделенные для домашней работы?

От упражнений, которые выполняются «из-под палки», не будет пользы, какими бы полезными ни были они сами по себе. Несомненно, музыкальная грамотность - это ценное качество. Однако не менее ценной будет уверенность ребенка в том, что родители на его стороне.

Что бы ни выбрал ребёнок для своего развития и как бы вы к этому ни относились, покажите ему, что уважаете его выбор. Расспрашивайте, как идут у него дела, как он ладит с товарищами по команде или с преподавателем.


Мультфильмы и другие помощники в воспитании

В том, чтобы воспитывать детей правильно, у родителей всегда есть помощник – мультфильмы. Дети их любят – большинство родителей помнят это по себе. Это идеальный способ отвлечь ребенка, придать ему хорошее настроение и даже научить его многим полезным вещам. Но этот же помощник может обернуться и другой стороной, не такой радужной. Что это значит и как этого избежать?

Мультфильмы для ребенка – это наименее энергозатратный способ восприятия мира. Чтобы воспринимать книгу, нужно вслушиваться, задействовать воображение, представлять героев и действие; в мультфильмах же всё уже показано – остаётся только смотреть. Ребёнок задействует меньше умственных усилий и просто пассивно смотрит на экран. Даже если перед ним разворачивается увлекательный, продуманный, замысловатый сюжет, - не нужно прилагать усилий, чтобы его понять.

Кроме того, продолжительное сидение на одном месте и взгляд, сфокусированный в одной точке, не идут на пользу здоровью. Это вредит и взрослым, не говоря уже о том периоде, когда организм только формируется. Ребёнку необходимо развиваться физически – двигаться, играть с друзьями, быть на свежем воздухе. Если он смотрит мультик не один, а в компании – общение происходит тоже, но в первую очередь дети всё равно увлечены сюжетом.

Кроме того, страдает и формирующееся зрение. Многие окулисты против того, чтобы вообще давать смотреть мультфильмы детям до трёх лет. С этим можно не согласиться, поскольку эта тема не исследована до конца. Но кое-что остаётся обязательным: когда дети смотрят мультфильмы, важно соблюдать определённые правила.

Экран должен быть хорошо освещён – то есть включать ребёнку мультики нужно или в дневное время, или вечером при включённом свете. Яркий экран в тёмной комнате даёт слишком резкий контраст, и глаза испытывают дополнительное напряжение.

Долгая поездка в транспорте – большое искушение занять ребенка планшетом. Однако, если поездка происходит на неровной дороге, когда автобус или машину постоянно встряхивает, это тоже не идёт на пользу. Даже взрослым не рекомендуется читать в автобусе, потому что расстояние между глазами и книгой всё время колеблется, - что уж говорить про детские глазки. Поэтому, если предстоит долгая поездка – возьмите для ребенка игру, поиграйте с ним в слова, расскажите ему сказку или просто поговорите.

Делайте перерывы. Не позволяйте ребёнку-дошкольнику смотреть на экран дольше получаса – поставьте на паузу и позовите его выпить сока или сделать по дому что-то из того, что он любит. Установите правило: один мультфильм в день. А если речь идёт о длинном, полнометражном мультфильме – разбейте его на два дня.

Помимо физического здоровья, имеет место и психологический фактор. Что ребёнок вынесет из мультика? Не повлияет ли увиденное на его психику, не появится ли у него тревожность или агрессивность? Просматривайте мультфильмы, которые включаете ребёнку, и думайте: хотите ли вы, чтобы он уподоблял себя главным героям? Смотрите вместе с ним и обсуждайте. Прислушивайтесь, если он захочет рассказать о сюжете и героях, задавайте вопросы.

Существуют и образовательные мультфильмы: они учат английскому, правилам поведения, рассказывают о буквах и цифрах и ещё многих полезных вещах. Многие признают, что их дети с удовольствием смотрят такие мультики, действительно учатся и схватывают материал лучше, чем с ними. Это действительно удобное изобретение. И всё же это – не заменитель родителей. Обсуждайте с ребёнком то, чему он научился, давайте ему задачки на повторение. И соблюдайте те же правила гигиены, что и с обычными мультфильмами.

Когда дети становятся старше, мультики становятся для них ещё и средством социализации. Как он может не смотреть что-то, когда этим увлекаются все в его классе? При этом по мере того, как ребёнок растёт, его вкусы порой начинают резко не совпадать с убеждениями родителей. Родители начинают резко критиковать, запрещать смотреть – и это ещё никому не шло на пользу.

Поэтому, даже если вы терпеть не можете каких-нибудь зомби-кукол, найдите время, чтобы разобраться, что же это из себя представляет и какие мысли может почерпнуть оттуда ребёнок. Посмотрите одну серию вместе, понаблюдайте, как он реагирует. И не позволяйте предубеждённости стать между вами и ребёнком.

То же касается и фильмов. Дети могут смотреть нечто, по мнению родителей, совершенно ужасное – боевики, фильмы ужасов. Это часть процесса их роста, потребность в острых ощущениях, и, если у ребенка есть друзья и нет проблем с большей частью школьной программы – значит, он развивается нормально.

И ещё одна близкая тема. Что ребёнок читает?

Книги – ещё больший помощник в воспитании ребенка. Но среди них есть хорошие, есть и плохие. Как развить у ребенка вкус и любовь к чтению?

Ребёнок, который подружился с книгами в раннем возрасте, будет увлечён ими на всю жизнь. Поэтому, если хотите, чтобы ваш ребёнок рос образованным, эрудированным, был интересным собеседником, умел формулировать свои мысли – больше читайте вместе с ним.

И сами тоже читайте. В самом начале мы говорили: лучший способ научить ребенка – показать своим примером. К чтению это тоже относится.

Читайте ему на ночь и придумывайте свои альтернативные версии. Разговаривайте о персонажах: кто как поступил и почему он это сделал. Смотрите фильмы, снятые по книгам, и обсуждайте отличия.

Давайте ему книги разных жанров: приключенческие, исторические, о животных, о его ровесниках. Чем больше он прочтёт, тем лучше разовьётся его кругозор.

Со временем у ребенка появятся свои вкусы и предпочтения. Если вы всё сделали правильно, то он не принесёт в дом очевидную макулатуру. И даже если вам не понравится его выбор – постарайтесь понять, что же он в этом нашёл, найдите для него что-то подобной тематики. Покажите, что, даже если вам не нравится его выбор, - вы его примете.

А как насчёт таких вредных изобретений, как компьютерные игры и социальные сети? В этом тоже нет ничего ужасного, если в остальном ребёнок развивается нормально: имеет друзей, увлечения, ответственно относится к своим обязанностям. Договоритесь с ним о режиме: сидение за компьютером вредит осанке и зрению, поэтому подросток сидит за ним на определённых условиях: не больше установленного времени – полтора-два часа; каждые полчаса делает перерывы и встаёт.

И ещё одно важное условие в такой договорённости: пусть он включает компьютер только после того, как выполнены школьные задания и домашние обязанности. Таким образом ребёнок будет приучаться к ответственности и дисциплине и привыкать соблюдать важные для него правила.


Как избегать опасностей

Запретов должно быть минимальное число. Как ориентир – столько, сколько лет ребёнку. Слишком частое «нельзя» теряет свою весомость – оно должно касаться только того, что по-настоящему опасно и недопустимо.

Есть действия, не опасные для ребенка, но недопустимые - например, бегать по квартире в уличной обуви. Есть то, что может нанести ему серьёзный вред – горячий утюг или большой острый нож. И есть вещи, которые не допустимы ни в коем случае – выбегать на проезжую часть.

Если ребёнок пытается совершить что-то из третьей категории – реакция должна быть немедленной и ощутимой: резкий тон, строгий вид. Ребёнок должен осознать, что произошло нечто неправильное, и не повторять этого.

Всё остальное, чего ребёнок не должен трогать, нужно убрать из его поля зрения. Он изучает мир, исследует всё, что попадает в руки – и это нормально, это процесс его развития. Но если вещь может разбиться или поранить ребенка – просто уберите её подальше. Осуществить это труднее, чем каждый раз кричать ребёнку «нельзя!», но потянуться за вазочкой и выбежать под машину – это ситуации разной степени опасности, которые не должны стоять рядом в сознании ребенка. Поэтому проговаривайте с ребёнком все ситуации, которые не являются критичными, отвечайте на его вопросы, общайтесь с ним на равных. Это придаст ему доверия к вашим словам, и он будет твёрдо знать, что выбегать под машину нельзя, а ваш запрет – это действительно запрет.

Вместо того, чтобы запрещать, - нейтрализуйте вред. Нет ничего плохого, если ребёнок попрыгает в луже, - только пусть при этом он будет в резиновых сапожках, и прогулка кончится раньше обычного. Пусть он делает всё, что хочет, узнавая мир, если это не несёт для него существенной угрозы. Позвольте ему узнать, что такое «горячее» или «острое» - о таких вещах невозможно узнать иначе, чем на собственном опыте. Пусть он под вашим присмотром легонько прикоснётся кончиком пальца к горячей батарее или к кончику ножа – это даст ему осознание, какими бывают ощущения от опасных вещей. И такой, собственный, не вредный и не опасный опыт даст ему гораздо больше понимания, чем постоянные запреты.

Кроме того, важно, чтобы установки были позитивными – то есть без частицы «не». Даже взрослому не всегда легко продумать режим поведения, если ему сказали, как нельзя, но не объяснили, как можно. Вместо «нельзя трогать духовку!» скажите «надели рукавички – теперь достаём пирог».

Общайтесь с ребёнком. Объясняйте ему последствия поступков. Расскажите, что произойдёт или не произойдёт. «Если тянуть кота за хвост, ему будет больно. Если ему будет больно, он станет защищаться, и тогда больно будет тебе». Если так и произошло – посочувствуйте ребёнку. Но не говорите «а ведь тебя предупреждали!» - у ребенка будет больше уважения и доверия к вашим предупреждениям, если он будет знать, что вы на его стороне несмотря ни на что. И не наказывайте кота – он не виноват, и он показал ребёнку, что у всех действий могут быть последствия.

Не опекайте ребенка выше меры. Это стресс для любой мамы – видеть у любимого чада синяк или царапину. Но такие вещи – часть жизни, которые формируют у подрастающего человека жизненный опыт, умение преодолевать неудобства и понимать последствия своих поступков. Умение пережить мелкие неприятности формирует умение быть осмотрительным и не получить более крупные.

И ещё один очень важный момент. Не делайте ребенка «удобным», не подавляйте в нём личность. Позвольте ему действовать так, как он считает нужным, - если это не касается опасных для жизни вещей. Объясните ему, что умные люди учатся на чужих ошибках, но дайте ему проявлять его собственную волю. Дайте ему базовые правила приличия и безопасности – и на их основе позвольте принимать решения самому.

К ребёнку не выдают инструкцию по эксплуатации, иначе не было бы необходимости в советах и исследованиях, как воспитывать ребенка. Каждый случай индивидуален, и большинство из них не обходится без ошибок. Поэтому примите тот факт, что идеал недостижим, с ребёнком порой будут возникать трудности, и не всегда будет понятно, что с этим делать. Просто стремитесь делать для ребенка всё, что в ваших силах.

Воспитание детей любого возраста, с самых первых дней рождения, даже и с момента зачатия, — это большое искусство, влияющее на всю его и даже всю вашу последующую жизнь. Разговор с ребенком и ответственность за его судьбу не заканчивается в каком-то определенном возрасте, он длится на протяжении всего его длинного пути.

Только правильное воспитание и разумное общение помогает вырастить удовлетворенные личности и стать счастливыми родителями. Поэтому сейчас мы и попробуем вместе разобраться в правильном воспитании маленьких и больших детей.

Поговорим об ошибках родителей, о правильном воспитании успешных детей и маленьких людей, а также о нюансах воспитания мальчиков.

Как правильно воспитывать с рождения

Воспитание ребенка начинается с самого рождения, еще с периода его проживания в чреве мамы. Если еще в утробе можно и даже нужно разговаривать с младенцем, успокаивать его, интересоваться его мнением об имени, поглаживать животик, когда он сильно дерется, давать возможность общаться с малышом папе, чтобы он запоминал его голос и прикосновения.

После рождения малыш требует не только ухода, но и постоянного общения и обучения, игр по интересам возраста, повествований о предметах, об окружающем мире, обучения правилам гигиены.

Малютка первого года жизни в ускоренном темпе обучается новым навыкам, приобретает интересные знания, учится узнавать родителей, окружающую природу.

Ребенок не только спит и очищает кишечник и мочевой пузырь. Он хоть и не отвечает на вопросы, но все впитывает и осознает.

Воспитание младенцев это один из самых важных этапов формирование личности и интеллекта вообще. До года у ребенка составляется общее представление о мире и его спокойствии или опасности. В прошлый раз мы .

Но какого бы возраста не было дитя, как бы он ни кричал, как бы ни психовал, родители всегда должны быть терпимыми и уравновешенными.

Крик родителей порождает такую же ответную реакцию и детей. Если воспитывать и объяснять только на повышенных тонах, то ребенок, с возрастом, так и будет разговаривать со всем своим окружением, в том числе и со своими родителями. А после 14 лет уже исправить ничего не получится.

В зависимости от правильности воспитания в детском возрасте подростки выходят из-под влияния родных и начинают идти по своей извилистой и тернистой или более ровной дроге.

В более осознанном возрасте, до 5ти лет и даже больше, дети воспитываются не нотациями и изучением правил поведения, а примером взрослым. Мама и папа для малыша – это супергерой из мультфильма. Только сильные и уверенные в себе родители, смогут очаровать ребенка.

Как же правильно воспитывать маленького ребенка? Лучше всего не жестокостью и не беспрерывным сюсюканьем, а равноправным общением.

Не стоит смотреть на своего ребенка свысока, но, и нет надобности, относиться к малышу, как к королю или королеве.

Что-то хотите объяснить, за что-то наказать, всегда садите чадо рядом с собой и разговаривайте, смотря ему в глаза. Только так он не будет чувствовать себя униженным и сможет воспринимать вашу речь.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Помните, очень важную задачу, ребенок – не персонаж из сказки, он живет в реальности, и только самостоятельность убережет его от ненужных ошибок.

Старайтесь отпускать чадо и воспитывать в нем самостоятельность. Позвольте малышу в год начать ходить, в два года, с радостью, уплетать суп и кашу без помощи мамы, в три года, пусть и медленно, и иногда навыворот, но одеваться самому.

В три года ребенок проходит свой кризис. Он отделяет себя от матери, он понимает смысл местоимения «Я», он стремится все делать сам. Не тормозите его желания, а поощряйте. Да, он будет делать все не так, как смогли бы взрослые, но ему надо набить свои шишки. Только падая и вставая, можно научиться, при падении, не травмироваться.

Как же правильно разговаривать с детьми от 3 до 5 лет?

Сколько бы лет ни было ребенку, с ним надо разговаривать на одной линии, «глаза в глаза». Нотации и принуждение оставляют только один след – учат лицемерию.

Во время общения, обучения и воспитания ребенка задавайте вопросы, дайте возможность отвечать не так, как было бы правильно. Пусть малыш думает, развивает мышление, строит свою стратегию, объясняет принятое решение. Только после его высказанных соображений, вы можете выдать правильный ответ.

Никогда ничего не делайте за ребенка сами. Так однажды он придет из садика и скажет маме, чтобы она выучила за него стишок и нарисовала рыбку. Пусть делает сам так, как он умеет. Пусть старается, пусть проходит через помарки к чистописанию, и от маленького экспериментатора к большому профессионалу.

Малыш способен сам сообразить, догадаться, решить или нарисовать. Родители обязаны просто направлять.

Сыновья или дочки, родители которых не скупятся на объятия, практически всегда более успешны, чем дети, обделенные лаской и родительским вниманием .

Малыши, воспитанные в страхе и тревожности, становятся неуверенными и слабыми. Старайтесь прививать детям смелость и решительность, тогда они превратятся в уверенных людей, а не робких мужчин и сомневающихся в себе женщин.

Поручайте детворе дела по силам, возлагайте на них маленькие поручения о помощи по дому или заботе о домашних питомцах. Пусть он учится вытирать пыль, мыть посуду, выносить мусор, нести батон, стирать свои носочки и трусики. Да, вы можете возразить. Ведь нам придется все потом переделывать.

Да легче перемыть тарелку и перестирать белье, чем всю жизнь, до пенсии сыновей и дочерей, все делать за них.

Давайте ребенку возможно выбирать

Предлагайте мальчикам и девочкам делать выбор, пусть только из гречневой и рисовой каши, или из мытья пола или избавления от пыли, но они должны уметь самостоятельно принимать решения.

Слишком гладкая трасса не учит борьбе, лишает возможности поиска верных решений, не учит размышлению. Яблочко на тарелочке с голубой каемочкой существует только в сказке, а в реальности всюду конкуренция, борьба за существование, где проигрывает слабейший

Прямое поучение приводит к отторжению. Легче все уясняется в игре, в непрямой подсказке, в подтексте. Надо малыша не учить, а подталкивать к правильному пониманию. Пусть не вы чему-то научите, а он, вроде сам, поймет и станет героем в своих и ваших глазах. Вовлекайте малыша в учебный процесс, придумывайте интересные и красочные задания, поощряйте успехи, замечайте маленькие подвиги.

Давайте понять ребенку, даже, если он нашкодничал, что это не он плохой, что вы его любите любым, а он просто сделал плохой поступок, который более совершать не следует.

Битье и крики приводят не к уважению, а к страху и детским обидам, остающимся на всю взрослую жизнь. Забывайте о жестоком отношении, старайтесь не применять силу, а понимать, о том у меня даже есть отдельная статья.

Кто чаще всего занимается воспитанием? Конечно мамы, бабушки, воспитательницы и учительницы. Понятно как воспитывать девочек. Они берут пример с женского пола. А как же правильно воспитывать мальчика — настоящего мужчину, если иногда в окружении ни одного не то, что крепкого мужика, а вообще, даже слабенького дедушки нет?

Роль уверенности и физической силы

Мальчик, уверенный в своих физических и психологических силах, всегда защитит слабого и никогда не обидит младшего, всегда придет на помощь и заступится.

Для сыновей важна физическая подготовка, но не тупая сила, а мощь, примененная с разумом.

Мальчик должен не просто показывать свою силу, а соизмерять свои возможности и отвечать силой только в самых крайних случаях. А физическая мощь – это здоровье для тела и уважение у сверстников.

Сочувствие и сопереживание

Боль встречается у всех. Мальчики тоже чувствуют боль и терпят обиды. Не запрещайте им плакать или расстраиваться. Только понимая свою боль, можно научиться сочувствию и сопереживанию.

Влияние отцовского примера

Что бы мы здесь не говорили, но отцовский пример – самый лучший способ воспитания сына.

Естественно папа обязан вести себя достойно по отношению к маме, жене, своим детям. Ребята все считывают и записывают на свою пленку. Все программируется и повторяется из поколения в поколение. Поэтому готовьтесь к тому, что ваш сын будет вести себя примерно также, как и вы сегодня ведете себя в семейных отношениях.

Роль мамы

Не бойтесь мамы ласкать своих сыновей. Это не сделает их маменькими сынками, а научит правильному поведению. Только мальчик, который хочет делиться с мамой и отцом своими проблемами, ошибками и промахами, сможет сформировать надежный тыл.

Дружеские отношения с мамой, позволяют мальчику создавать свои личные романтические отношения.

Научитесь быть достойным примером, тогда дети станут рыцарями, заботливыми родителями, любящими взрослыми, помощниками, сильными личностями и защитниками.

Небольшие итоги

Только правильное воспитание делает счастливыми родителей и успешными их детей.

Живите в понимании, дарите ласку, общайтесь на равных, старайтесь мыслить только позитивно по отношению к себе и своему ребенку, откажитесь от оскорблений, унижений, побоев и грубости, поощряйте самостоятельность, укрепляйте физическую и психологическую уверенность, разговаривайте лицом к лицу.

Только в таких условиях дети будут правильно воспитываться, развиваться и расти как солнечные подсолнухи, а не как земляные червячки или агрессивные гиены.

Я постаралась рассказать о том, в успешных и счастливых людей, а вам уже решать, что вы возьмете в свой личный арсенал воспитателя. Далее читайте о том, и последующие мои статьи о воспитании.

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.