Меню

Уход за 9 месячным ребенком. Игровые навыки малыша

Свадьба/Замужество

Не только эмоции 9-месячного ребенка с каждым днем ярче и богаче. Самое главное — это перемещение в вертикальное положение. Первые попытки сделать самостоятельные шаги вызывают желание подтолкнуть, помочь сориентироваться, вполне понятны. Но все же до самостоятельной ходьбы ножками ему еще придется месяц-два подождать, передвигаясь ползком. Удивленный и радостный малыш постоянно удивляет и взрослых. Он плачет и смеется, выражает гнев, отвращение или пытливое любопытство. То он внимательно следит за вами, повторяет ваши действия, пытается достать предметы, заметьте – уже двумя руками. То требует идти на прогулку или в другую комнату. У него хорошо развита память – он помнит, где вы храните игрушки, нужные вещи.

Он карабкается на колени и тянется к медальону, висящему на шее, в кармане пиджака найдет спрятанный мобильник. А если ему не нравится. Как вы вытираете ему носик — будет недовольно капризничать, отворачиваться, сердито отталкивать ваши руки. Зона обследования малыша расширяется, в нее включаются двор, парк, где вы гуляете, детская площадка. Если вы выбираете «неправильное» с его точки зрения направление – будьте готовы к протесту, недовольству. Малыш может снимать неудобный головной убор, и вы ни за что не уговорите его снова надеть. Ощупывая предметы, малыш засовывает в отверстие пальчики, пробует на «зуб». А зубов у него уже достаточно, чтобы кусать, грызть, жевать.

Развитие ребенка в 9 месяцев (что должен уметь)

А еще малыш умеет:
— подолгу лепетать и «петь серенады»;
— на вопрос где? показывать носик, ротик, мамины и свои части тела, игрушки и их части;
— просовывать пальчики во все дырочки;
— рвать бумагу, салфетки, разминает глину или пластилин;
— листать страницы книги;
— сидеть, стоять, делать шаги с опорой, хорошо ползать, вставать;
— приседать, держась за опору или мамины руки.

Умный малыш постоянно повторяет за вами слоги, произносит гласные и согласные, привязывая их к любимым предметам и родителям.

Уход за ребенком в 9 месяцев

Процедуры ухода остаются прежними, но эмоционально проходят совершенно по-другому. Ребенок прекрасно знает, как проводится купание, подмывание, умывание и с удовольствием включается в эти процессы. Он сидит на горшке, а если достигает успеха, то радуется одобрению взрослых. Он имитирует движения взрослых. Например, сам вытирает носик, трет мочалкой. Привычные водные процедуры можно разнообразить обливанием сильной струей воды, на расстоянии 25-30 см. Затем ребенка следует растереть полотенцем.

Это отличный способ закаливания, чтобы кроха меньше болела простудными заболеваниями. Продолжайте делать массаж и заниматься физическими упражнениями не менее 30 минут в день. Маленький человечек уже вполне понимает просьбы лечь на животик, перевернуться на спинку, сесть. Включаясь во все игры и манипуляции с ребенком, старайтесь давать малышу действовать самостоятельно, пусть он проявляет инициативу. Помогайте ему, если он не справляется, но не делайте действий за него, сопереживайте ему, выражайте положительные эмоции.

Питание ребенка в 9 месяцев

Рацион питания 9-месячного малыша напоминает взрослый, хотя многие все еще получают грудное молоко. С этого возраста к мясу, яйцам, фруктовым и овощным блюдам и кашам добавляется рыба. Следите за тем, чтобы не возникали аллергические реакции, новые виды пищи добавляйте через неделю. Обед малыша уже состоит из трех блюд: мясо, овощи, фруктовое пюре. Иногда он может внезапно отказаться от всякой еды, и требовать молоко или грудь.

Сидя за столом, он может старательно черпать еду с тарелки ложкой, и хотя большая часть еды будет разлетаться по сторонам, лучше дать возможность малышу самостоятельно учиться. Для развития жевательных навыков давайте ему измельченную, но не пюрированную пищу — например, суп, кашу, отварные или тушеные овощи, бананы и другие мягкие фрукты, помидор, печенье или булочку. Вместо кормлений грудным молоком можно давать кружки – неваляшки с жидкой кашей — манной, гречневой, овсяной, рисовой.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

В этот промежуток времени у ребенка бывает пять кормлений в день с интервалом 4-4.5 часов, сон два раза в день, примерно по 2-2. 5 часов. Ночной сон 10-11 часов малыш проводит, почти не просыпаясь. Вряд ли девятимесячный ребенок будет спать днем по часам, хотя, засыпая, он прекрасно успевает отдохнуть и набраться сил и энергии. Подвижные дети могут перейти на одноразовый дневной сон, при этом на ночь он спать ложится раньше, и встает немного позже. Меняется также и продолжительность кормления — требуется больше времени на кормление, больше можно гулять на улице и знакомиться с общественной жизнью. Время и продолжительность купания также зависит от самочувствия малыша. Проводите его в игровой форме – дождик во время мыться, море с корабликами и так далее.

Занятия с ребенком в 9 месяцев

Пальчики малыша окрепли до такой степени, чтобы легко рвать бумагу. Это занятие доставляет ему неподдельное удовольствие. Сминая и разрывая старые газеты или журналы, он должен понимать, что нельзя так поступать с книгами. Объясняйте ему это категорическим тоном, давайте книги в картонном исполнении, чтобы в сознании ребенка отложилось – многие нужные вещи рвать ни в коем случае нельзя. Книги из толстой бумаги или картона нужны еще и для того, чтобы переворачивая, маленький старатель не порвал листки случайно.
Ведь его пальчики не так послушны.

Развивать моторику можно простыми действиями — перебиранием орехов, камушков, фасоли, постепенно переходя на более мелкие предметы. Следите, чтобы они не попадали в рот. В 9 месяцев вполне можно учить малыша самостоятельно снимать и одевать одежду. Конечно, проще всего ему будет научиться стягивать с себя шапочку или штанишки, но он вполне может протянуть вам руку, чтобы просунуть ее в рукав, сжать ее в кулачок или поднять ножку. В ванной учите его умываться и мыть ручки.

Хвалите его за то, что он чистый, но не за то, что он помыл ручки — чтобы у малыша не образовывалась зависимость от чрезмерной похвалы. Проделывайте «умывательные» процедуры вместе с ним, чтобы он учился всему на вашем примере. С 9 месяцев можно заниматься лепкой, аппликацией, рисованием мелками или фломастерами. Давайте малышу лепешку из глины или теста и лепите вместе с ним разные фигурки. Пусть он выковыривает из мягкой массы фасолину или макаронину, орешки. Собирайте вместе с ним рассыпанные спички или зубочистки, собирайте в корзиночку мелкие предметы. Это прекрасно развивает пальчики.

Игры и игрушки для детей в 9 месяцев

Ребенок в 9 месяцев еще не настолько самостоятелен, но уже намного отличается от 6-7 месячного. Он с удовольствием играется с мягкими игрушками, куклами, световыми или движущимися игрушками, музыкальными инструментами. Подходят резиновые и надувные мячи, игрушечные молотки, пирамидки с кольцами, конструкторы, пищалки, неваляшки, колокольчик. Шагающие куклы в цветных ярких одежках, говорящие, заводные животные. Пирамидки и конструкторы должны быть ясными и простыми, приготовленные по правилам безопасности — кольца должны быть с широкими отверстиями и главное — не должны содержать штырей, острых концов и углов. Старайтесь оборудовать игровые уголки в каждой комнате — в спальне ребенка, на кухне, во дворе (если дом частный).

Интересная игра – перевернутые игрушки. Разложите перед малышом куклы и животных вверх ногами, и вместе с ним переворачивайте их в правильное положение. Перед зеркалом дайте малышу надеть и снять шляпу – ему понравится наблюдать за своим отражением. Покажите ему в зеркале куклу или плюшевую игрушку, сравнивайте изображение с оригиналом. Дети, знакомясь с предметами, любят рассматривать большие картинки. Можно сделать самодельную книжку – вырезать изображения животных, телефона, посуды, и так далее.Не забывайте и о физических упражнениях – развивайте координацию, покачивая ребенка, качайте его вверх и вниз, играйте с надувным мячом и перетягивайте канат.

Медицинское наблюдение в 9 месяцев

В девять месяцев визит к врачу нужен только для оценки психомоторного развития малыша. Он необязателен, но желателен. Педиатр оценит двигательные навыки — как ходит, ползает, перебирает пальчиками, держит предметы. Кроме обязательных осмотров, особое внимание уделяется выявлению возможной анемии. Анализ крови на установление уровня гемоглобина проводится только с согласия матери. Если выявлены какие-либо проблемы, назначается консультация врача – невролога, ортопеда, хирурга, уролога.

Первая стрижка

Существующая традиция стричь малыша в годик часто нарушается. Действительно, волосики у детей растут по-разному. Многие считают, что первая стрижка должна быть наголо, но специалисты утверждают, что мнение может быть ошибочным – количество и качество волос определяется генетически. На рост волос влияют волосяные луковицы, а они настолько нежные, что стрижка наголо может даже навредить. Просто подровняйте отросшие волосы — в процессе саморегуляции волосинки постепенно будут заменяться другими.

Любознательность

С подвижным пытливым чадом справляться намного сложнее, но поверьте – это намного лучше. Чем бездействующий вялый ребенок. Смелость и находчивость подвижного малыша, его любознательность свидетельствует об активном развитии. Одевайте его в свободную одежду, не ограничивающую в движениях, позаботьтесь об интересных играх и игрушках — разложите их по всей комнате, и пусть он стремится их достать, пролезть, подтянуться к ним и ползти – в общем, благополучно осваивает пространство. Одобряйте его навыки добиваться цели.

Слово «Нет»

Малыши не могут еще принимать это слово совершенно серьезно, поэтому следует провести ревизию квартиры, и не только тех мест, которые опасны для малыша сейчас, но предусмотреть на будущее — как только он начнет ходить, контролировать его будет намного сложнее. Шкафчики, ящики, провода, продукты, посуда – все должно быть тщательно организовано так, чтобы малыш не повредил свое здоровье. Старайтесь отвлекать его внимание разрешенными игрушками, сделайте ему склады игрушек в доступных местах, постоянно подкладывайте себя что-то новое — бигуди, ключи, видеокассеты, сухофрукты. В места, куда попадать малышу нельзя, пусть ваше «нет» будет непреклонным.

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Просмотры: 1 710

В девять месяцев ваш малыш существенно изменился. Ведь он стал любознательнее и активней. Большую часть дня он проводит на полу в изучении окружающего мира. Маме уже не приходится целыми днями носить малыша на руках. В этот период укрепляются мышцы спины, и усиливается работа головного мозга. Организм готовится для начала прямохождения.

В девятимесячном возрасте у малыша снижается прирост в весе до 300-500 граммов в месяц. Это связано с увеличением физической активности. За месяц малыш подрастает в среднем на 1,5-2 см. Таким образом, оптимальный вес в этот период составляет около 9 кг, а рост – 69-73см.

Навыки малыша в 9 месяцев

— Ребенок уже умеет самостоятельно садиться, находясь в этом положении около 10 минут. Из сидячей позы малышу не составляет труда дотянуться до любимой вещи или игрушки.

— Кроха самостоятельно встает и держится за опору. Немного передвигается мелкими шажочками на небольшие расстояния. В ходунках может пробыть с удовольствием до 10 минут.

— Почти все детки в этом возрасте хорошо ползают по-пластунски. Однако, если у вашего малыша не получается это делать, то помогите ему в освоении этим навыком различными упражнениями и массажем.

— В девятимесячном возрасте активно развивается мелкая моторика рук. Малышу с легкостью удается хватать мелкие предметы двумя-тремя пальцами рук. Может захватить даже песчинки. Пробует рвать бумагу на мелкие кусочки.

— Крохе удается легко овладеть и схватить понравившейся предмет: игрушку, ложку, блюдце и т.п., а вот с разжатием пальчиков пока возникают трудности. Поэтому тяжело будет что-то отобрать у ребенка быстро.

— В возрасте девяти месяцев у крохи активно начинают или продолжают расти зубки. Поэтому ребенок часто капризничает и держится температура тела около 37. Не стоит волноваться, если зубов пока нет. Согласно нормам может одновременно появиться несколько зубов сразу.

Особенности психологического развития

— Постоянно совершенствуется речь малыша. Он уже произносит легкие односложные слова (па-па, ма-ма), ассоциируя их с предметом. В «разговоре» кроха пытается менять интонацию.

— Во время произношения его имени поворачивает голову и реагирует на сказанное. Понимает, что речь идет о нем.

— Малыш начинает активно проявлять эмоции: смеется, когда ему весело, плачет или разгневан, если что-то не нравится.

— Становятся интересны предметы, не только которые стоят на виду, но и те, которые скрыты или стоят в шкафу. Для того, чтобы добраться до них, указывает на место пальцем и манипулирует вами.

— Понимает и реагирует на простые просьбы: «Подойди сюда!», «Держи!». Кивает головой, когда ответ положительный и вертит, если имеет в виду ответ «нет!».

— Помогает во время одевания: просовывает в рукава ручки, в колготки или штаны ножки, нравится самому снимать верхний головной убор. В состоянии держать чашку двумя руками.

Признаки нормального развития ребенка в 9 месяцев

— Кроха может самостоятельно садиться, и находится в положении сидя до 10 минут. Подползать из этой позы к интересующему предмету. Должен уметь хватать кончиками пальцев мелкие предметы.

— Может подтягиваться к игрушке, когда лежит на животе.

— В сидячем положении должен легко вертеться по сторонам и поднимать окружающие рядом предметы.

— Малыш с легкостью повторяет и имитирует ваши жесты и простые действия.

— При попытке отнять любимую вещь, кроха тянет ее к себе и крепко прижимает.

— Речь малыша преображается и наполняется простыми односложными словами.

— Ребенок в состоянии разобрать, как выглядит близкое окружение и как незнакомые ему люди.

Если у вашего чада не наблюдается каких-либо вышеперечисленных признаков развития, то покажите его педиатру и посоветуйтесь с ним насчет этого.

Питание ребенка в 9 месяцев

Кормите малыша привычным для него способом: ГВ либо искусственное вскармливание. В рацион также вводите новые продукты. Если вы с полугода начали прикармливать, то уже к 9 месяцам необходимо на три раза сократить количества кормления грудью. Основное питание малыша будет состоять из следующих продуктов.

Овощные пюре должны составлять около 200 гр в день; фруктовые – около 80гр; перетертое мясо – 40-50гр; каши – в районе 170-180 гр. Между приемами пищи можно давать погрызть сухарик или печенье. Раз в неделю давать половину яичного желтка. Во время вечернего кормления давайте творог, заправленный кефиром. Разнообразьте рацион рыбой. Давайте, начиная с 50гр. Педиатры не рекомендуют давать манную кашу ребенку, который не достиг 1 года.

Время отдыха и активности в 9 месяцев

Дневной сон в девять месяцев равен 4 часам и разбивается на два раза. Ночной сон составляет примерно 10 часов. Режим дня может немного измениться, так как кроха стал позже просыпаться, из-за того, что ночью улучшился сон.

Малыши, которые находятся на грудном вскармливании, по привычке могут по-прежнему просыпаться ночью и требовать грудь. Такое возможно до тех пор, пока вы не отлучите ребенка от груди.

В 9 месяцев малыши понимают уже, что ночью спят, а днем гуляют и играются. Приучайте детей к режиму с раннего возраста, и тогда у них не будет проблем со сном ночью.

Как родителям помочь развиваться ребенку

Пока ребенок не начал самостоятельно ходить, старайтесь носить его иногда на руках. Этот момент важен для правильного формирования и эмоционального развития.

Всегда беседуйте с малышом. Рассказывайте ему, что его окружает. Деткам нравится листать красочные книги: вместе читайте и переворачивайте страницы. Иногда просите малыша найти какие-либо предметы. Задавайте простые вопросы и дожидайтесь спокойно ответа или реакции. Помогите крохе научиться ползать.

— Протяните вдоль тела одеяло и помогайте ему подползти за игрушкой, немного приподняв одеяло за оба конца.

— Во время ползания создавайте дополнительную опору для того чтобы малыш отталкивался каждый раз стопой и легко усвоил правильную технику.

— Когда техника ползания будет освоена, купите ему тоннель. Малышам будет интересно ползать от одного входа к другому. Тоннель можно соорудить самостоятельно из картонных коробок.

— Соорудите вместе с крохой пирамидку из кубиков. Каждый раз благодарите за его помощь. Не запрещайте бурить готовую конструкцию. Малышам в этом возрасте интересно наблюдать за такими процессами.

— Покажите ребенку, как раскручивается рулон туалетной бумаги. Пусть попробует сам это сделать. Продемонстрируйте, что ее можно порвать на мелкие кусочки. Его это заинтересует. Данное упражнение развивает моторику пальцев.

— В не зависимости от пола приобретите ребенку куклу. И вместе изучаете строение человеческого тела: сначала расскажите про все, а затем задавайте вопросы.

— Дети любят воду. Покажите, как она переливается из одной емкости в другую.

— Развивайте тактильные ощущения. Заведите чемоданчик с кусочками разных тканей и материалов, дайте ему потрогать и расскажите про каждый. Туда можно положить шерсть, фетр, хлопок, линолеум, деревяшку и др.

— Играйте вместе под ритмичную музыку и детские песенки. Продолжайте игру в «Ладушки».

— Разнообразьте его игры мячиком, палочками и т.п.

Ключевым в развитии ребенка в девять месяцев является общение. Наполните его день интересными играми и запоминающимися событиями. Позволяйте малышу самому выбирать игру, так он быстрее приучится к самостоятельности.

Как же быстро летит время! Не успеешь оглянуться, а такой маленький и самый родной человечек в мире уже становится самостоятельным.

Малыш ползает по всему дому, изучает новые предметы, встает на ножки, делает первые несмелые шаги, играет с игрушками и наслаждается каждым новым днем. Наблюдая за развитием 9-месячного ребенка, родители восхищаются его упорством, радуются новым достижениям и сопереживают его маленьким неудачам.

Выше, быстрее, сильнее: физическое развитие малыша в 9 месяцев

Наблюдая за своим маленьким непоседой, мама осознает, что ее кроха изменился. Теперь - это полноценный маленький человек, а от неповоротливого мягкого комочка не осталось и следа. Малыш вырос, окреп, стал подвижным. Он все реже проводит время на маминых руках и хочет изучить все, что его окружает: открывает шкафы и тумбочки, более внимательно рассматривает окружающие его предметы. Движения малыша становятся более уверенными и плавными. Теперь сладкими моментами уединения можно насладиться только в момент кормления или перед сном.

Рост и вес

Родители с восторгом наблюдают, как быстро малыш растет. Он практически вдвое больше своих первоначальных показателей. Для девочек показатели нормы колеблются в пределах 63 – 73 см, а у мальчиков этот показатель на несколько единиц выше 65,5 – 75,5 см. Каждый месяц малыш прибавляет в росте от 1 -3 см.

В среднем в течение месяца малыш набирает от 300 – 500 гр. В этом возрасте показатели веса и роста у детей начинают замедляться.

Двигательная активность

Основной особенностью развития 9-месячного ребенка становится его двигательная активность . Даже самый спокойный малыш превращается в непоседу. Обычно, к этому времени ваше сокровище уже научится ползать, и будет посвящать этому занятию львиную долю своего времени. Именно в этот период всем родителям необходимо позаботиться о безопасности маленького путешественника.

Ребенок усовершенствует все навыки и умения, активно накапливает новый опыт. Он уверенно сидит и встает, держась за опору. Малыш пытается сесть, находясь в вертикальном положении. В первый момент - это действие кажется ему весьма сложным, но несколько попыток и еще невозможное доселе действие становится повседневным.

В течение десятого месяца многие детки делают свои первые самостоятельные шаги. Радость родителей и удивление маленького крохи невозможно описать словами. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо решило еще немного поползать и не пытается ходить самостоятельно. Терапевты и ортопеды рекомендуют всем родителям не торопить малыша с ходьбой. Прогулки с «вожжами» или за руку игры в ходунках, должны иметь только эпизодический характер. Опорно-двигательный аппарат ребенка очень хрупок и индивидуален, а ползание до года – это вполне нормальное явление.

Интеллектуально-эмоциональное развитие

Благодаря активному эмоциональному и физическому развитию 9-месячный ребенок способен бодрствовать в течение длительного времени и весь его день – это калейдоскоп событий и открытий. Общение с малышом в этот период превращается в увлекательную игру. Ребенок буквально схватывает все налету. Если еще несколько недель назад он был не способен запомнить и воспроизвести какую-либо цепочку событий, то сейчас он долгое время помнит любимую игру. Он способен играть не только в ладушки, ему под силу даже прятки. Малыш наблюдает за действиями взрослого и радостно их повторяет.


Социальные навыки

Теперь в вашем общении есть место настоящему диалогу. Малыш непросто реагирует на ваши речи улыбкой и бурной жестикуляцией, он понимает, что вы хотите от него и даже способен выполнить многие ваши просьбы. Ребенок с радостью отдает предмет, находящийся у него в руке, в ответ на вашу словесную просьбу и соответствующую жестикуляцию. Непоседа активно копирует многие жесты и действия окружающих. Его социальные навыки совершенствуются с каждым днем. Ребенку становятся интересны другие дети. Он выделяет любимую игрушку, и способен играть с ней какое-то время. Все чаще на лице малыша проявляются эмоции - интерес, радость, удовольствие, обида.

Речь

На десятом месяце маленький человечек начинает активно лепетать. Что он говорит мало кому понятно. И, тем не менее, он постоянно что-то бормочет, сопровождает каждое свое действие звуковыми трелями и слогами. «Ма-ма-ма», «за-за-за», «па-па-па», воспринимаются окружающими, как первые полноценные речи любимого чада.



Интеллектуальные навыки

Дети в этом возрасте проявляют невиданную сообразительность. Они способны самостоятельно держать чашку и пить из нее. Малыш все чаще берет предметы не всей ладошкой, а пальцами. В этот период родителям необходимо совершенствовать это умение играя с малышом, развивая мелкую моторику. Особой популярностью у девятимесячных малышей пользуется лепка теста и рисование пальчиковыми красками.

Специалисты утверждают, что начиная с 9 месяцев необходимо приобщать кроху к процессу «раздевания». Дети могут самостоятельно снимать носочки, варежки, шапочку. Многие малыши пытаются без помощи взрослых умывать личико и ручки. Вежливость, опрятность, эстетическое восприятие окружающего мира - все эти и многие другие навыки необходимо не только прививать, но и активно поощрять. Как можно больше общайтесь с ребенком, играйте, пойте песни, читайте стихотворения и сказки.

Хвалите своего малыша, ведь каждое новое умение в этом возрасте – это результат его титанических усилий. Помните, ваше внимание, любовь, забота, терпение и поощрение - главные составляющие эмоциональной стабильности маленькой крохи в будущем.

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...