Меню

Когда начинают говорить дети норма. Во сколько ребенок начинает говорить первые слова и звуки? Недостаточно развита мелкая моторика

Мода и стиль

Доброго вам времени и отличного настроения, дорогие наши читательницы.

Родители всегда находятся в ожидании – когда малыш появится на свет, когда первый раз улыбнется, когда вылезет первый зуб, когда сядет, когда пойдет. Но больше всего хочется услышать слова «мама» и «папа» от своего ребенка. Во сколько дети начинают говорить, примерные показатели нормы, и что делать, если малыш молчит – давайте разбираться вместе.

Навыки речи закладываются у ребенка в первый год жизни, чем больше вы будете читать, разговаривать с малышом, тем большим запасом слов он будет обладать, когда начнет говорить – этот процесс называется пассивное накопление слов.

Активная стадия накопления слов выражается не только в запоминании, но и в повторении звуков, попытках сложить из них новое слово.

Что нужно делать, чтобы малыш заговорил вовремя:

  • старайтесь не включать телевизор в присутствии малыша;
  • больше разговаривайте с ребенком с первых дней жизни, фразы должны быть четкими, простыми, избегайте сложных и витиеватых конструкций, говорите медленно;
  • после года начинайте разучивать стихи, которые имеют простые рифмы;
  • не сюсюкайте сами, и пресекайте подобные попытки со стороны других взрослых;
  • не упрощайте речь – называйте все вещи своими именами;
  • всегда внимательно слушайте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка;
  • чтение, рассматривание картинок должно занимать не менее 20 минут в день.

Во сколько дети начинают говорить первые слова? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, значение имеет и атмосфера в семье – если вы или ваши близкие привыкли общаться на повышенных тонах, малыш заговорит позже своих сверстников.


Во сколько лет дети начинают говорить

Основное, что вам нужно запомнить – все детки разные. Да, существует много таблиц, тестов, где расчерчено и расписано, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, но не всегда отклонения – повод для паники. Речь, ходьба, зубы – все это очень индивидуальные параметры, о чем часто любит повторять доктор Комаровский. Но для собственного спокойствия можете показать малыша специалисту, если вам кажется, что он в чем-то отстает.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить:

  • до 3 месяцев малыш предает свои эмоции криками и плачем, постепенно в его речи появляются простые односложные звуки, он начинает агукать;
  • 4-5 месяцев – у ребенка появляется больше эмоций, протяжные звуки приобретают различную эмоциональную окраску;
  • полгода – в этом возрасте малыш хорошо распознает голоса близких людей, в его лепетании можно различить короткие слоги – ма, па, если до 8 месяцев нет признаков лепета, необходимо проверить слух ребенка;
  • 7-8 месяцев – ребенок хорошо понимает простые просьбы – покажи, дай, возьми, начинает подражать звукам животных, узнает много предметов, но называть их четко еще не умеет;
  • после 10 месяцев речь становится осмысленной, именно в этом возрасте можно услышать долгожданное «мама», к 11 месяцам запас малыша состоит примерно из 10 слов, к году количество слов увеличивается до 20.

Как показывает многолетняя статистика, у большинства деток первым словом становится не «мама», а «дай».

Как расширяется словарный запас

После года происходит стремительный лингвистический скачок – уже к 1,5 годам ребенок составляет словосочетания из 2-4 элементов, легко находит на картинках все знакомые ему предметы, с удовольствием выполняет простые задания, запас слов приближается к 300. В этом возрасте малыш активно использует указательный жест, так он призывает родителей называть предметы, которые ему незнакомы, постепенно ребенок понимает, что одна и та же вещь всегда называется одинаково, даже если ее внешний вид немного отличается.

После 1,5 лет речь становится более внятной, ребенок усваивает до 12 новых слов каждую недель. К 2 годам дети могут соединять по 2 слова вместе, если этого не произошло до 2,5 лет, нужно проконсультироваться со специалистом.

Специалисты считают, что к 3 годам ребенок должен хорошо разговаривать с использованием простых фраз, а к четырем — уже обладать развитой речью со сложными предложениями.

К 3 годам дети становятся говорунами и почемучками, могут выполнять сложные просьбы, прекрасно усваивают простые стихотворения. К 4 годам речь полностью сформирована, могут наблюдаться проблемы с произношением некоторых букв.

Почему малыш молчит, нужно ли обращаться к врачу

Когда нужно обращаться к врачу? Если к 3 годам речь ребенка остается невнятной, разобрать ее могут только близкие люди, малыш часто бывает гиперактивным, наблюдаются проблемы с пережевыванием пищи. Тревожным признаком может быть категорическое нежелание вашего ребенка общаться с кем-либо, часто открытый рот, обильное выделение слюны.

Поводом обращения к специалисту может быть абсолютное молчание малыша, которому уже исполнился год, отсутствие реакции на свое имя, незнание предметов в 1,5 года. Консультация необходима и в том случае, если ребенок в 2 года не повторяет слова за старшими, не может составлять элементарные словосочетания, в 3 года не понимает смысла несложных рассказов.


При появлении подобных симптомов может потребоваться консультация логопеда, невролога, невропатолога, детского психолога, ЛОРа, поскольку проблема может быть вызвана короткой уздечкой, задержкой речевого развития, проблемами со слухом, с нервной системой. Если начать лечение своевременно, то к школе ваше чадо ничем не будет отличаться от сверстников.

Почему ребенок молчит:

Причин «упрямого» молчания малыша может быть несколько:

  1. Недостаточное развитие мелкой моторики рук. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения делать массаж, заниматься пальчиковыми играми, рисованием, лепкой, прекрасное развлечение для детей – кинетический песок, различный шнуровки, пальчиковые лабиринты.
  2. Отсутствие мотивации. Часто от этого страдают поздние дети-первенцы, родители предугадывают все желания малыша, и ему просто не нужно учиться озвучивать свои просьбы. Если подобная ситуация возникла у вас, нужно срочно учиться непониманию безмолвных жестов крохи.
  3. Настойчивое обучение. Многие родители стремятся воспитать вундеркинда, постоянно настаивают на многократном повторении одного и того же слова, часто раздражаются, переходят на крик, если ребенок не справляется с задачей. В итоге малыш замыкается в себе, начинаются проблемы с развитием речи.
  4. Основная причина – недостаток внимания, молчуны и плохо говорящие дети часто встречаются у очень занятых родителей, или в асоциальных семьях. Без достаточного и регулярного живого общения речь ребенка развиваться не будет.
  5. Двуязычная семья, раннее обучение иностранным языкам. Дети-билингвы начинают говорить позже, но сразу на двух языках.

Часто речевые задержки носят наследственный характер, прежде чем паниковать, узнайте, не было ли у ваших близких, или родственников мужа подобной проблемы.

Заключение

Во сколько ребенок начинает говорить и нужно ли его этому учить? Вопрос этот весьма актуален в связи с тем, что учебные заведения сейчас требуют от девочек и мальчиков уметь читать и писать еще перед тем, как они пойдут в первый раз в первый класс, в наших интересах научить малыша разговаривать как можно быстрее. Просто потому, что ребенку потом самому будет легче научиться читать.

Ошибки родителей в общении с маленьким ребенком

Самая фатальная ошибка родителей, когда ребенок начинает говорить агу и произносить самые первые звуки – сюсюканье. Не называйте при ребенке машину «бибикой», говорите просто «машина». Потом еще ребенку придется переучиваться с «бибики» на «машину». Пусть телефон будет для него не «алё-алё», а «телефон».

Одна малышка в 2 годика говорила «лёлё» вместо «работа». Например, когда ее спрашивали: «Где папа, Анечка?», - она отвечала: «Папа лёлё». Это означало, что папа на работе. И ни у кого не возникало мыслей исправить девочку и объяснить, как нужно говорить правильно. Напротив, все разговаривали с ней на ее языке: «Анечка, папа лёлё, да?» Так делать не надо! Если ребенок не умеет выговаривать какое-нибудь слово, не надо умиляться и повторять за ним. Надо научить ребенка говорить это слово правильно. Пусть он еще не выговаривает некоторых букв, это придет со временем, но он должен знать, как оно звучит.

Начинаем разговаривать с рождения

С ребенком нужно разговаривать. С новорожденным – особенно. Обращайте внимание на звуки, которые он издает в ответ, на его выражение лица и отвечайте ему, удивляйтесь, смейтесь, улыбайтесь и ведите диалог. Малыши любят общаться и очень хорошо умеют это делать даже без слов.

С ребенком постарше (от 1 годика) эффективным будет просматривание цветных, ярких картинок с животными, цветами, с игрушками. Желательно, чтобы рисунки были крупными, тогда ребенку будет проще отличить их друг от друга. Каждого животного на картинке называйте четко, громко и правильно. Собачка – значит собачка, а не «гав-гав». Повторите несколько раз. Для ребенка это все равно, что иностранный язык. Когда вы впервые услышите незнакомое иностранное слово, вы вряд ли сможете запомнить его и уловить интонацию с первого раза. Так же и ваш малыш.

Наберитесь терпения. Дети начинают говорить первые слова далеко не всегда правильно. Но с каждым днем произношение будет все четче, и скоро ребенку уже не понадобится ваша помощь.

Хороший способ научить чадо правильно произносить буквы – ежедневное повторение алфавита. Останавливайтесь на буквах, которые пока не поддаются и оттачивайте, у малыша не пропадет интерес. И переходите к следующей букве.

После букв плавно перейдите к произношению слогов (например, «ма»). После того как слог усвоен, попробуйте научить ребенка сказать этот слог дважды (ма-ма). Потом трижды. Это станет базовым шагом к произношению сложных слов в дальнейшем (ма-ка-ка, ма-ши-на). Ребенок начинает говорить мама и папа отчетливо примерно в 9 месяцев .

Слоги усвоены, можно попробовать проговорить простые односложные слова (кит, кот, сон, слон). Тщательно следите за правильным произношением букв. В случае необходимости можно повторить трудные для ребенка буквы и слоги с их участием.

Помните несколько основных правил.

1. Не торопите ребенка. Со временем он обязательно научится. И прежде чем ругать малыша, вспомните, что когда-то сами были на их месте. Это сейчас вы взрослые, все знаете и понимаете.

2. Сделайте так, чтобы ребенок получал искреннее удовольствие от процесса, иначе он быстро потеряет интерес к обучению. Цветные картинки, книжки с «выдвижными» страницами и ваше неподдельное внимание к вашему чаду помогут вам в этом.

3. Занимайтесь всей семьей. Дети очень внимательно и ревностно относятся к отношениям мамы с папой. Когда родители по-настоящему любят друг друга и с удовольствием занимаются со своим ребенком, это создает особенную, волшебную атмосферу. Малыш научится разговаривать в процессе игры с любимыми папой и мамой – это самое важное.

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

Малыши первых месяцев жизни выражают свои эмоции только с помощью плача и отдельных звуков, и любящим родителям приходится учиться понимать этот непростой язык. Но ребенок становится старше, он внимательно слушает взрослых и всё больше понимает. Когда же наладится "обратная связь"? Мамам и папам, конечно же, очень хочется поговорить с любимым крохой, узнать, что он чувствует и о чем думает. О развитии столь важного навыка, как речь, мы и поговорим с вами сегодня.

Когда ребенок начинает говорить: медицинские нормы

Понятие "норма" в отношении речи ребенка является довольно-таки относительным. Существуют лишь некие усредненные возрастные рамки, согласно которым педиатры и неврологи оценивают уровень психоэмоционального развития детей. Перечислим кратко основные этапы развития речи у детей.

  • Малыши 1-2 месяцев могут только кричать с разнообразными интонациями, выражая тем самым радость или недовольство.
  • В 2-3 месяца наступает время агуканья или гуления - это промежуточная фаза между криком и лепетом.
  • В 5-6 месяцев дети обычно начинают издавать лепетные звуки (ба, ма, па, бу, га), которые могут повторяться и чередоваться.
  • Возраст 7-10 месяцев характеризуется активным лепетом, произнесением повторных слогов (ма-ма, па-па-па). Малыши пока не вкладывают в лепет какого-либо смысла - они лишь учатся произносить слоги, повторяя за взрослыми.
  • В 10-12 месяцев появляются долгожданные первые слова. Обычно это либо слова из повторных слогов (мама, папа, баба, кака, дядя, биби, ам-ам, ав-ав) либо односложные (на, дай).
  • В возрасте 18-24 месяцев, т.е. полутора-двух лет, можно ожидать появления в речи ребенка словосочетаний и первых фраз. Более позднее развитие речи тоже может быть вариантом нормы, но излишне рассчитывать на это не стоит.
  • Считается, что к 3 годам ребенок должен уже хорошо разговаривать, используя простые фразы, а к 4 годам - обладать развитой речью со сложными, распространенными предложениями.

Во сколько дети начинают говорить первые слова?

На форумах мам часто можно прочитать радостные высказывания мам 6-7-месячных малышей: "А моя дочка сегодня ОСОЗНАННО назвала меня мамой!", "Ура, сынок сказал свое первое слово!". Не хочется их огорчать, но неврологи утверждают, что до 9-10 месяцев говорить об осознанности лепетных слов нельзя.

Грань между лепетом и лепетными словами тонка, но разницу можно уловить: когда ребенок лепечет, он лишь "тренируется", многократно повторяя полюбившиеся ему слоги. А вот когда он начинает говорить "мама" конкретно в отношении мамы, входящей в этот момент в комнату, называть "дядей" увиденного мужчину на улице или требовать "дай", завидев интересный предмет - вот это уже слова, а не просто лепет!

Первые слова легки в произношении и плавно происходят из лепета. В основном, дети начинают говорить о том, что для них значимо, о знакомых и привычных вещах (иногда -действиях). Простые речевые конструкции, не содержащие ударного слога - ням-ням, мама, ав-ав, му, дай, на, ту-ту - соответствуют способностям малышей по выговариванию слов.

Дети накапливают пассивный и активный словарный запас крайне неодинаково. Понимание отдельных слов речи, а не только интонации обнаруживается у них в 8-9 месяцев. Чем дальше, тем сильнее разрыв между тем, что ребенок понимает и тем, что может сказать. Годовалые малыши распознают смысл около 50 слов, а сказать могут до 10-15. Некоторые дети к году говорят лишь 2-4 слова, другие - кажется, вообще только лепечут "на своем языке" - всё это является вариациями нормы. Главное, чтобы малыш проявлял понимание обращенной к нему речи.

Как проверить, понимает ли ребенок то, что вы ему говорите? Внимательным родителям это легко удается. Когда вы просите кроху дать вам мячик, он старается выполнить просьбу или, по крайней мере, находит нужный предмет взглядом? Это признак благополучного развития пассивного словаря. В норме он увеличивается после 8-9 месяцев быстро и постепенно.

Что же касается формирования активной речи, то оно происходит скачкообразно и поначалу медленно. Годовалый малыш усваивает от 1 до 6 слов в месяц. У некоторых эта фаза затягивается надолго - до года. Потом наступает период "лексического скачка", когда ребенок может усвоить до 8-12 новых слов в неделю. Через 2-3 месяца может случиться "лексический взрыв", во время которого в активном словаре появляется до 12 слов в день! После этого активный и пассивный словарь уравниваются по количеству слов и обновляются практически синхронно.

Когда дети начинают говорить фразами?

Обычно в годовалом возрасте дети говорят хотя бы несколько слов. Следующий этап, которого очень ждут все родители - появление словосочетаний и простых фраз. Действительно, появление фразовой речи означает, что развитие вашего чада идет правильными темпами.

Итак, постараемся ответить как можно более четко на волнующий мам вопрос - когда ребенок начинает говорить предложениями? С точки зрения специалистов по детской речи, предложение может состоять даже из одного слова. Отправной точкой для возникновения первых словосочетаний и простых фраз считается возраст 1,5 года. Произношение слов у полуторагодовалого малыша, разумеется, далеко от совершенства. Он может обозначать предмет первым слогом его названия, а простая фраза - звучать следующим образом: "Дай ку" (дай куклу). Начиная с полутора лет, детские лепетные слова и говорение "на своем языке" постепенно сменяются подражанием речи взрослых. Дети учатся соединять слова в простые фразы в возрасте 1,5-2 лет. Если ребенок в 2 года не говорит предложениями, следует обсудить данный вопрос с неврологом для исключения каких-либо проблем развития. Если во всем остальном малыш развивается нормально, возможно, врач посоветует вам просто подождать. Отсутствие же фразовой речи в 2,5 года - тревожный симптом, который обычно требует медицинского вмешательства. Несмотря на то, что обращаться к логопеду в 2-2,5 года еще рано, выяснить причину речевого неблагополучия необходимо своевременно, чтобы потом, в 3 года не было поздно.

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, когда ребенок начинает хорошо говорить. У всех разные понятия о том, что такое "хорошо". Если вы ждете фразовой речи - это 1,5-2 года, если говорения ребенка, как взрослого человека, то это уже период после 3 лет.

Ребенок поздно начинает говорить, если...

Для позднего развития речи существует несколько причин. Сейчас те или иные речевые проблемы существуют у многих детей. Это связано не только с наследственностью и индивидуальными особенностями конкретного малыша, но и с тем, как общаются с ребенком в семье.

Итак, основные причины, почему ребенок не начинает говорить:

  1. Медицинские проблемы (короткая уздечка, недоразвитие речевого аппарата, нарушения слуха). Их необходимо исключить в первую очередь, посетив соответствующих специалистов.
  2. С ребенком мало общаются . Речь - функция социальная, и для ее развития необходима постоянная тренировка.
  3. Ребенок - непоседа . Чаще всего речь у девочек развивается раньше просто потому, что они более спокойны и усидчивы. Мальчики непоседливы и чаще заняты исследованием мира вокруг. Да и характер развития речи у них несколько иной: в отличие от девочек, осваивающих в первую очередь названия предметов, они преимущественно употребляют слова-действия.
  4. Негативная атмосфера в семье делает всех ее членов угрюмыми и молчаливыми. Как итог - ребенок тоже становится замкнутым и неразговорчивым.
  5. Родители понимают ребенка с полуслова . Действительно, зачем разговаривать, если в этом нет необходимости?

Как помочь ребенку начать говорить?

Чтобы малыш начал говорить своевременно, маме необходимо следовать приведенным ниже простым рекомендациям:

  • Говорите с ребенком всегда, даже если вам кажется, что это бесполезно, потому что он все равно ничего не понимает. Пока, возможно, и не понимает, но чем больше говорите вы сами, тем раньше заговорит малыш.
  • Используйте в речи простые, короткие фразы. Сложные предложения ребенок просто проигнорирует.
  • Минимизируйте количество телевизора в жизни малыша.
  • Подражайте звукам, произносимым крохой - агуканью, гулению, лепету. Акцентируйте его внимание на своих губах: так вы устанавливаете у ребенка ассоциативную связь между артикуляцией и соответствующими звуками.
  • Говорите нараспев - такая речь воспринимается детьми легче.
  • Не сюсюкайте, учите ребенка правильной и внятной речи.
  • Вы можете называть предметы двойными названиями: например, собака - ав-ав. Таким образом, малыш обогащает свою речь пассивным словом, которое ему пока сложно произнести, и активным, которое скоро начнет использовать. Переход к "правильному" слову произойдет тогда, когда ребенок будет к этому готов.
  • Как можно раньше начинайте читать малышу книги. Обычно к году дети уже могут некоторое время рассматривать картинки и слушать коротенькие тексты.

Время, когда ребенок начинает говорить, является необычайно радостным для родителей. Это значит, что малыш развивается в соответствии с возрастом, а окружающие взрослые делают всё так, как нужно. Желаем вашим детям здоровья и правильной, красиво построенной речи!

Первым средством общения между ребёнком и его родителями является плач малыша. Таким способом он пытается донести до родителей свои требования. Именно из-за того, что большинство родителей плохо понимают потребности малыша, они ждут когда уже их чадо издаст первые звуки, которые можно разобрать. Так в каком возрасте дети начинают говорить и что означает долгое молчание вашего чада? Когда необходимо обратиться к специалисту, а в каком случае переживания необоснованы?

Как формируется речь у детей

Часто у родителей возникает вопрос: «Когда дети начинают говорить первые слова?». В первый год своей жизни малыш адаптируется к окружающей среде, развивается и интенсивно растёт. В этот ответственный период детской жизни родители должны создать самые лучшие условия для развития малыша, всячески помогать ему справляться с возникающими трудностями и препятствиями. В первый год своей жизни малыш совершает множество действий: стремительно набирает вес, у него появляются зубки, он усваивает пищу, начинает подниматься, ходить и бегать. За этот чудо-год ребёнок из младенца, который нуждался во всяческой помощи, перерастает в полноценного человечка, который способен делать практически всё то, что делает человек.

Развитие речи является очень важным моментом в развитии малыша. Это является показателем правильного развития нервной центральной системы и головного мозга.

Если в развитии речи возникают задержки то это может быть как патологическим, так и временным явлением.

Первый свой звук ваш малыш должен издать сразу же после появления в этот мир. В момент их издания он пользуется своим нёбом и язычком. Чтобы закричать, ребёнок открывает широко ротик и громко кричит, подключая к этому процессу мышцы на животе. Поэтому долгий крик вашего чада может привести к формированию у него пупочной грыжи. Первыми вразумительными звуками вашего чада являются «у» и «а». После малыш в свой плач включает нотки жалобного, гневного или обиженного характера. Таким образом, у ребёнка формируются эмоции. Активному развитию речи способствует обильное общение с малышом и его взаимодействие с окружающими.

Когда грудничку один месяц, он начинает узнавать материнский голос и пускает пузыри. Это ещё один способ привлечения к себе родительского внимания. В этот период детской жизни появляются звуки «агу» и «гу». Это является первыми детскими словами.

Пассивный запас слов

Многие родители задаются вопросом как правильно учить говорить своего чада. Речь ребёнка осваивается копированием и подражанием. Он начинает повторять всё:

  1. звуки;
  2. движение губ;
  3. мимику.

В этот период детской жизни мамочка должна позаботиться о том, чтобы пополнить пассивный запас слов своего чада. Многие спросят, что же это значит. Для этого необходимо указывать на определенный предмет и говорить, как он называется и какой звук может издавать. Визуально ребёнок запоминает и связывает эти понятия. Они откладываются у него в памяти.

Такой пассивный запас слов можно начинать формировать у малыша примерно в возрасте 6 месяцев , когда он осознанно смотрит на предметы и начинает изучать их пальчиками. В этом возрасте он уже пытается выразить свои мысли, настроение и отношение к окружающему его миру.

Чтобы речь вашего чада быстрее перешла из пассивной формы в активную, необходимо:

  1. играть с ним в игры, которые развивают соответственно его возрасту;
  2. хвалить его как можно эмоциональнее за любой достигнутый успех;
  3. чаще и больше с ним разговаривать.

Сколько именно раз нужно повторить одно и то же слово, чтобы ребёнок его запомнил неизвестно. Но каждый раз, когда вы ему даёте какой-либо предмет, проговаривайте что это такое.Необходимо комментировать всё, что вы и ваше чадо делает. Слова нужно говорить правильно и не коверкать их. Не стоит подражать в этом плане малышу.

Игры, которые развивают

Во время игры дети овладевают информацией гораздо легче, нежели в простой разговорной форме. Можно придумать игры типа:

  1. повторение слогов за ребёнком;
  2. где мама и папа;
  3. пение песен вашему чаду;
  4. изучать пальчиками новые предметы.

В возрасте 3 месяца малыш начинает интересоваться игрушками, которые его окружают. Стоит давать ребёнку брать все предметы и любой формы: шуршащие,​ из ткани, полностью гладкие, квадратные, круглые.

Чем быстрее у малыша разовьётся моторика пальцев, тем быстрее будет развиваться его речевой аппарат . Именно поэтому в данном возрасте малышу крайне важно предоставить возможность изучать игрушки, выполненные из различных материалов.

Когда дети начинают разговаривать

Когда дети начинают говорить «мама»? Осознанно дети начинают говорить двуслоговые слова (мама, папа, дядя, баба) примерно в возрасте одного года . Становление детской речи можно разделить на такие этапы:

  1. гуление (агу - гу);
  2. детский лепет (на-на-на-на, да-да);
  3. двуслоговые осмысленные слова типа папа, мама, дай, баба.

В первый год детской жизни запас слов ребёнка значительно заполняется и он старается по максимуму изъяснить свои желания, сопровождая это показом на предмет.

Если ребёнок кричит в требовательной форме «дай» и при этом указывает на предмет, обязательно дайте то, что он желает и уточните правильное название этого предмета.

В детской речи значительные перемены происходят к третьему годику жизни. К этому периоду он уже:

  1. в разговоре использует разные части речи;
  2. научился составлять из слов целые предложения;
  3. видит разницу между единственным и множественным числом;
  4. понимает смысл вопросов: «это кто?», «почему?» и много других.

В такой период нужно рассказывать стихи, сказки, петь песенки с малышом. Важно задавать уточняющие вопросы типа «где ты был с бабушкой», «что ты делал в парке». Такие вопросы будут заставлять ребёнка в более активной форме использовать свой запас слов. Ему будет хотеться выразить свои впечатления и эмоции.

Ребёнок долго молчит

Ребёнок может долгое время не говорить по нескольким причинам:

  1. может быть заболевание, которое имеет психический характер;
  2. может сказываться наследственность;
  3. это может быть следствием родовой травмы;
  4. физиология в строении аппарата речевого;
  5. недостаточное общение с вашим чадом.

Не стоит заранее беспокоиться, если ваше чадо понимает всё и правильно выполняет все ваши просьбы, но пока ещё молчит. Такую особенность, в основном, имеют мальчики. Ваше чадо обязательно полноценно заговорит в 3–4 года .

Если молчание имеет характер наследственный, то желательно вмешательство специалиста. При травмах родовых и психических заболеваниях вмешательство врачебное просто необходимо.

Дефекты в детской речи

Во сколько же лет стоит начинать бить тревогу из-за молчания ребёнка? Примерно к 7 году детской жизни ваш ребёнок должен владеть речью настолько, чтобы свободно начинать учёбу в школе. К сожалению, бывают родители, которые не уделяют должного внимания развитию детской речи. В этом случае малыш не сможет полноценно усваивать школьную программу и будет среди одноклассников чувствовать себя неполноценным.

Тревогу необходимо начинать поднимать в таких ситуациях:

  1. ваш малыш до неузнаваемости искажает слова;
  2. сокращение слов ребёнком продолжается и после трёхлетнего возраста;
  3. ребёнок не может говорить фразами к трём годам;
  4. в два года ребёнок не говорит;
  5. в 9 месяцев ребёнок не понимает осознанно вопроса: «где мама?»;
  6. гласных звуков ребёнок не произносит.

Тревогу нужно поднимать и в таких ситуациях:

  1. ребёнок гнусаво говорит;
  2. в глаза не смотрит;
  3. чтобы сказать фразу, ребёнку воздуха не хватает;
  4. неадекватно себя ведёт;
  5. речь непохожа на нашу, а издаются странные звуки;
  6. появляются хлюпающие звуки во время разговора;
  7. держит еду в ротовой полости и не может её разжевать;
  8. кончик языка высунут, а рот приоткрыт;
  9. выделение слюны в три года происходит активно.

Такие проявления могут говорить о неврологическом отклонении в развитии вашего чада. Пока ещё ребёнку только три годика, немедленно обратитесь к неврологу или психиатру. Такие дефекты сами по себе не проходят.

Что необходимо, чтобы ваша кроха заговорила вовремя

​Сказать точно, во сколько дети начинают говорить сложно, это во многом зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, общения его с мамой, папой и окружающими.