Меню

Родительское собрание «Учимся, играем, познаём. Родительское собрание на тему: "Познавательное развитие старших дошкольников"

Жизнь

Добрый вечер уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании, тема которого звучит так " Развитие познания дошкольников".

Давайте уважать друг друга и поставим свои телефона на беззвучный режим. Спасибо.

В любой момент к нам зайдет Любовь Ивановна со своей информацией, тогда прервемся и после ее выступления продолжим.

В начале собрание хотелось бы представить вам видео инсценировки сказки "Рукавичка", в которой участвовали наши дети.

(просмотр видео)

Вам понравилась сказка?

Так чему же учит эта сказка?

(Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.) Развиваем доброту и взаимозаботу.

Давайте вместе построим такой дом:

Стук, стук, стук, стук

Раздается где-то звук.

Молоточками стучат

Строят домик для зверят.

Вот с такою крышей,

Вот с такими стенами,

Вот с такими окнами,

Вот с такою дверью,

Вот с таким замком!

Будем дружно жить мы в нем!!!

Молодцы!

А теперь вернемся к теме собрания "Развитие познания дошкольников" . Что же это такое? Это первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Развитая познавательная деятельность свойственна и взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. А от сюда:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Каким должно быть это отношение? - познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать; - бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир; - созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей.

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей.

Развита активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
В данном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития.

А теперь поиграем в игру, которая называется «Ассоциации».

Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, игрушки, действия, роли, правила, куклы…)

Как говорила педагог Д.В.Менджерицкая (специалист в обл. дошкольного образования ): «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». «Игра – путь к познанию окружающего мира».

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные,дидактические,музыкальные,творческие,познавательные,театрализованные.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения.
Даём начало рассказа. Необходимо продолжить и закончить рассказ. Участвуют несколько человек, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

«Темнело. Шел нудный дождь. По улице шла старушка под большим зонтом. И вдруг…»
(ответы родителей). Молодцы!

Одни игры развивают мышление и кругозор, другие - ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

Ваши дети посещают детский сад, где познают новое на занятиях проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Однако и вы не должны перекладывать с себя всю ответственность за общее развитие ребенка на педагогов детского сада. Мама и папа должны уделять ребенку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов.

А всё почему? Потому что вы родитель . Кто же такой родитель? Давайте подберем определение к каждой букве этого слова:

Р - решительный, радостный

О - Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый

Д - деловой, думающий, добрый

И - Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный

Т - Темпераментный, терпеливый, толерантный, талантливый

Е - Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь - Добрый, мягкий

Поэтому - просто гуляя с малышом и рассказывая об окружающем мире, отвечая на многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ребенку:

Что это? (машина)

А это что за машина? (грузовая)

Какого она цвета? (красная)

Какого размера? (большая, высокая, крупная)

Для чего она нужна? (перевозить груз)

Что она перевозит? (дрова, металл, мебель …)

Кто её водит? (водитель) и т.д.

Необходимо читать с ребенком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту и другие положительные качества, играть в развивающие игры. Водить в кружки, деятельность которых соответствует интересам и талантам ребенка: рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика, музыка и прочее. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневные зарядки. Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе.

Дети должны понимать, что:

Мир, окружающий их полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
- мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь и охранять;

Мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. Например, каждая прогулка у нас начинается с наблюдения за погодой. Описываем ее внешние показатели и сравниваем со вчерашними. Давайте с вами пронаблюдаем за сегодняшней погоде. (обсуждение)

Давайте немного отдохнём и проведем физ.мин.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в фут бол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье я тихонько отдыхал.

Молодцы. Присаживайтесь.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!

Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

И вопрос вам, родители. Помните, во что играли вы в своём детстве? Какие познавательные игры были у вас? (выслушиваются ответы родителей)

Вы используете эти игры со своими детьми? (отв.род..)

А сейчас мы поиграем с вами.

Игра «Четвёртый лишний »:

Что лишнее?

  1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель - хвойное дерево)
  2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
  3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)

4) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

Игра "Люди и животные":

Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.

Продолжите фразы: Глупый, как… (утка). Хитрая, как., (лиса). Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок).Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как… (лягушка). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки). Порхает, как … (бабочка) . Молодцы!

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование вас родителей. Просмотрев ваши анкеты, мы убедились в том, что вы уделяете внимание игровой деятельности детей. Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Давайте еще раз их озвучим - какие? (отв.род.)

На вопрос посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музеи, парки т.п. многие ответили, что редко. И это понятно, т.к. у нас в поселке мало подобных мест. Но есть выход - посетить это в других городах. Интерес к знакомству с такими заведениями необходимо развивать уже,в этом возрасте.

На вопрос про экспериментирование вы ответили, что дети любят работать с водой, песком, снегом. Это замечательно. Продолжайте знакомить их с новыми детскими экспериментами,которые вы можете найти в интернете.

Исходя из полученных результатов, можно предположить, что вы, родители,действительно стараетесь создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимаете участие в детских играх . Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т.д. Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни.

Совсем недавно я прошла курсы повышения квалификации по теме "Организация развивающих игр", где познакомилась с видео материалом педагога Елены Олеговны Смирновой, которая рассказывала про игру современных детей. Назвала игрой - тяжелый труд для детей, т.к.дети сегодня неправильно играют в сюжетные игры. На самом деле так и есть. Наблюдала такую картину - девочки нашей группы собрались играть в дочки-матери, определили роли, немного погуляли вместе, потом якобы вернулись домой, сели на диван, взяли игрушечные телефоны и начали играть в них. Эта и вся самостоятельная игра. И это не удивительно, т.к.придя домой они видят, что телефон и различные гаджеты являются главной вещью вашего обихода. Поэтому играя с детьми предлагайте им начало сюжета и дайте возможность импровизировать, время от времени контролируя.

Посещайте больше вместе детьми различные места: музеи, выставки, библиотеки, зоопарки, цирк и т.п. Заинтересовывайте их чем-то новым, пополняйте их знания, направляйте. Всегда показывайте,что тоже заинтересованы. Тем самым разовьете в своих детях познавательную активность, которая важна в будущей жизни!

Это что касается нашей темы про развитие познавательной активности.

Также хотелось бы напомнить вам о следующем:

1. Не нарушать режим дня в саду...не опаздывать. 8-00 УЖЕ БЫТЬ В САДУ!

2. Если вы не приходите в сад или задерживаетесь, заранее предупреждать нас об этом, когда выходите с больничного тоже говорить за день до выхода.

3. ЕСЛИ РЕБЁНКА ЗАБИРАЕТЕ НЕ ВЫ, ЗВОНИТЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЗАРАНЕЕ!!! НЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ДЕТЕЙ НЕ ОТДАЁМ, БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ОТ ВАС!!!

4. Вовремя оплачивать квитанции об оплате, чтобы не было задолжностей.

5. Если вас просят принести что-либо, приносить без задержек. Если деньги-то под расчет!

6. Время от времени просматривать шкафчик своего ребенка и наводить там порядок. Не нужные вещи там не хранить.

7. Если берете вещи на стирку - приносите замену.

8. Одежда ребенка должна быть по размеру. Обувь тоже. Нужна спорт.обувь. (бел.футболки, черн.шорты, носочки). Пересмотрите вещи и обувь.

9. КГН _ умываться по утрам, ногти, уши.

10. Скоро будет утренник посвященный весеннему празднику. Наряд.

С этого учебного года в нашу работу внесли новую функцию - посещение детей на дому. Целью которого является наблюдение взаимоотношения взрослых и ребенка в домашних условиях. А так же его комната, игровое, рабочее место. Мы уже сходили в гости к Коржову А. и Минасян М. В этом месяце посетим Колтакову Н. и Грехова Г.

Последний семейное задание было изготовление новогодней поделки, с которой вы прекрасно справились.

Следующее задание будет - карточка с цифрой. (из пуговиц)

Их нужно принести до конца февраля.

На наших занятиях мы работаем в рабочих тетрадях, вы можете их посмотреть в конце собрания.

Закончить наше собрание хотелось бы цитатой Вашингтона Ирвинга: " Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга,который без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин."

Всем спасибо за внимание, если у кого-то есть вопросы, вы можете их задать.


Родительское собрание

«Развиваем познание детей».

Цель: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников; научить развивать познавательную активность в детях.
Форма проведения: к
руглый стол.

План проведения:

Раскрытие значения для детей познавательного интереса.

Чтение родителями стихотворения по ролям «Почему».

Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение).

Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).

Оформить с детьми памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).

Опросить детей, записать ответы на видео (смотри вопросы в приложении).

Ход собрания

Организационный этап

Пока родители собираются на экране телевизора показ фото из жизни группы; столы расставлены полукругом.

Вступительная часть собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашей группе. Спасибо вам за то, что пришли.

Это означает, что нас с вами объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Как вы думаете? (обсуждение)

В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова вот что об этом сказано:

Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…

Любопытство - это мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).

В анкетах вы ответили на вопросы, кающиеся ваших детей. (подведение итогов анкет и вывод)

Решение педагогических ситуаций.

Родители сами читают педагогические ситуации.

Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».

1. Согласны ли вы с ответом матери?

2. Как, по вашему, можно было ответить?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).

Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Обсуждение возможных вариантов ответов.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется.

Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.

Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы?

Или вы не согласны с ними?

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее - значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ, пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок.

Вы загадали загадку.

Загадку читает родитель:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?

Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение придумать совместно с детьми дома 3-4 загадки, оформить их на листочке и принести в группу. А здесь, в группе мы с детьми создадим альбом из ваших загадок, будим их разгадывать и рассуждать над отгадками.

Чтение родителями по ролям стихотворения «Почему»

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!

Почему, скажи мне, просом

Называется зерно?

Почему сосед новатор?

Что такое экскаватор?

Почему шагает он?

Как без спичек жили раньше?

Почему бывает дым?

Да отстань же ты, отстань же

С почемучканьем своим.

Сын вернулся вскоре…

А бывал в пустыне ты?

А приплыть в любое море

Могут, думаешь, киты?

Почему с ушами заяц?

Пап, а что такое грань?

После, некогда, отстань!

Снова сын пришел к папаше…

Где луна бывает днем?

Папа, папа, а когда же

Мы с тобой в театр пойдем?

А в ответ сверкнула вспышка:

У меня свои дела!

И, вздохнув побрел сынишка

От отцовского стола.

Почему? Когда же? Где же?

Всякий раз ответ один.

Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.

Но однажды в час вечерний

У почтенного отца

От волненья, огорченья

Изменился цвет лица.

Вопрошал родитель сына:

Вызов в школу? Почему? Что такое?

В чем причина? Совершенно не пойму!

У других, посмотришь, детки

Только радуют сердца.

Почему твои отметки -

Огорченье для отца?

Почему разбил стекло ты?

Поцарапал в школе дверь?

Почему одни заботы

Причиняешь мне теперь?

Почему других ты хуже?

В толк никак я не возьму?

Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему? Обсуждение ситуации.

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми.

Проведение познавательного эксперимента на примере деревянного кубика.

Я предлагаю вам познавательный эксперимент. Перед вами деревянный кубик, передавайте его по порядку между собой, кто возьмёт его в руки, должен сказать, что новое об этом кубике.

Этот эксперимент показал, как много можно найти, в казалось бы, обыкновенном и знакомом деревянном кубике. Надеюсь, этот эксперимент поможет вам развивать в своём ребёнке любознательность.

Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Подведение итогов собрания.

Мини анкета для родителей

1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?

А) часто

Б) не очень

В) редко

2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?

А) всегда.

Б) не всегда

В) редко

3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

А) да

Б) иногда

В) совсем не смотрит

4. Как ваш ребенок относится к книгам?

А) любит книги

Б) иногда берёт в руки

В) не интересуется

5. Как часто вы читаете своему ребенку?

А) часто

В) редко

6. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

А) да

Б) бывает

В) не замечала

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы».

  • Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
  • Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
  • Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
  • Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
  • Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
  • В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
  • Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
  • Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Вопросы для детей.

Любите ли вы загадки?

Кто загадывает их вам дома?

Чем вы любите заниматься больше всего?

Почему?

Принимают ли участие взрослые в ваших играх?

Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

Задачи: обратить внимание родителей на познавательный аспект развития детей; ознакомить родителей с играми, позволяющими развить познавательные способности ребёнка.

Форма проведения: обучающий тренинг.

Подготовительная работа: разработать памятки, в которых записано содержание каждой познавательной игры.

Ход собрания

1. Презентация.

В современных условиях чрезвычайно важна задача учителя добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Исходя из этого, в настоящее время основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов.

Поэтому система работы с дошкольниками (УМК "Гармония") по подготовке их к школьному обучению включает формирование познавательных способностей (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Так как чем лучше развиты у ребёнка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его в будущем учения.

Существуют специально разработанные игры, направленные на развитие этих процессов. Чтобы добиться наибольших результатов вы можете тоже играть в них со своими детьми. Мы построим наше собрание так:

  • проиграем некоторые из них,
  • обменяемся впечатлениями по содержанию игр.

2. Обучающий тренинг.

Родители делятся на группы. Всем группам раздаются памятки с играми. Идёт подготовка в течении 10 минут. Затем каждая группа проводит свои игры со всеми участниками собрания

Игра "Запоминаем, рисуя".

Цель: развитие памяти.

Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Игра "Числа".

Цель: развитие внимания.

Играющие встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры"

Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра "Измеряем на глазок".

Цель: развитие восприятия величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.

По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение - 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каждая команда получает 3 балла.

Игра "Дорисуй".

Цель: развивать воображение.

Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

3 группа:

Игра "Длинный и короткий".

Цель: развитие логического мышления.

Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.

  1. У зайца длинные...
  2. У жирафа длинная шея...
  3. У цапли длинный...
  4. У слона длинный...
  5. У козы длинные...
  6. У зайца короткий...
  7. У слона короткий...
  8. У козы короткий...
  9. У кенгуру короткие...
  10. У девочки короткая...

Игра: "Найди лишнее".

Цель: развитие мышления.

  1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.
  2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.
  3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.
  4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.

3. Подведение итогов.

Что понравилось(или не понравилось)?

Что полезного узнали?

Пригодится ли вам данная информация?

4. Рефлексия. Обмен мнениями.

МАДОУ «ЦРР – детский сад №14» г. Благовещенска РБ

Общее родительское собрание

на тему «Хочу все знать!»

Январь 2016

ЦЕЛЬ: активизировать и обогатить умение родителей осуществлять развитие познавательной активности детей и формировать интерес к ОМ.

ЗАДАЧИ: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить родителей развивать познавательную активность ребенка.

Повестка собрания

    Анализ выполнения решения предыдущего родительского собрания (ст. воспитатель)

    Выступление «Интеллектуальное развитие дошкольника» (Заведующий ДОУ)

    Игра «Вопрос - ответ» (ст. воспитатель)

    Решение родительского собрания. Награждение.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено теме «Хочу все знать!». Она действительно заслуживает внимание, я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательная активность детей должна быть сформирована в дошкольные годы.

Дети по своей натуре любознательны. Их интересует все новое, неизведанное. Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему, неизведанному. Часто возникают вопросы: что это? Для чего это? Из чего сделано? Недаром их называют «ПОЧЕМУЧКАМИ»!

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь, уважаемые родители, иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с детьми.

И поэтому мы предлагаем Вам сегодня тоже немного размяться интеллектуально. В течение всего собрания мы будем разгадывать кроссворд (слайд), который поможет нам скомпоновать все то, что мы знаем по нашей теме, и это, поможет вам вести целенаправленную работу с вашими детишками и дома, то есть развивать у детей познавательный интерес к ОМ.

И предлагаем Вам следующую повестку собрания :

    Анализ выполнения решения предыдущего родительского собрания

    Выступление «Интеллектуальное развитие дошкольника» (ст. воспитатель)

    Выступление «Речь и интеллектуальное развитие детей» (учитель-логопед)

    Выступление «Игра как средство интеллектуального развития ребенка» (воспитатель)

    Выступление «Экспериментирование в жизни ребенка» (воспитатель)

    Выступление «Влияние музыки на познавательную активность ребенка» (музыкальный руководитель)

    Выступление «Шахматы – как это важно!» (учитель по шахматам)

    Анализ анкетирования по теме «Интеллектуальное развитие детей» (Заведующий ДОУ)

    Игра «Вопрос - ответ» (ст. воспитатель).Награждение.

    Решение родительского собрания.

    Анализ решения предыдущего родительского собрания.

    Выступление «Интеллектуальное развитие дошкольника».

Итак, первое слово по вертикали, которое мы должны открыть «Это способность мыслить, умение применять знания и умения в нестандартных ситуациях»

1.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое.

В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему: интеллект - это способность мыслить, умение применять знания и умения в нестандартных ситуациях. Психологи сходятся во мнении, что задатки интеллекта передаются генетически. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития.

Прежде чем знания и умения применить, надо их усвоить. А усваивать знания и умения помогают познавательные способности (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых, является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка. Другими словами, для развития интеллекта необходимо развивать познавательные процессы.

Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он, таким образом, познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей»: «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Установлено, что основные логические структуры мышления формируются приблизительно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Но математикой можно заниматься от года, идя по принципу «от простого к сложному» Уже в дошкольном возрасте у детей формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
На уровень интеллекта влияют многие факторы среды , начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов - обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, - повышается.

Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и что более практически важно, на успеваемость.

Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к так называемому алкогольному синдрому плода - состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но и умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, а вычислить «безопасный» уровень потребления алкоголя беременной женщиной невозможно. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижен. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

3.Анализ анкетирования по теме «Интеллектуальное развитие детей»

Кроме того, с Вами, уважаемые родители, было проведено анкетирование на тему «Интеллектуальное развитие». И вот какие оказались результаты.

Всего в анкетировании приняли участие 119 человек.

    Расшифруйте понятие «интеллект».

Все родители в целом понятие «интеллект»воспринимают верно и сформулировали его так:

Способность что-либо познавать, научиться чему-либо.

Способность мыслить, преодолевать трудные ситуации.

Понимание различных процессов, умственное развитие.

Способность познавать ОМ.

Сообразительность мышления.

Разум.

Развитие.

Умение решать различные задачи.

Логика.

Уровень развития способностей ребенка.

Знание.

Затрудняюсь – 2.

Не знаю – 2.

    Каким образом Вы способствуете развитию интеллекта Вашего ребенка?

Читаем -31

Компьютерные игры-29

Покупаем игрушки-28

Развивающие мультфильмы-11

Обсуждаем ситуации из жизни-10

Беседы-10

Шашки-6

Развивающие игры-4

Занятия-3

Ребусы-2

Конструктор-2

Видео о природе-1

Никак-5

    Как Вы реагируете на проявление любознательности ребенка?

Положительно-54

Отвечаем на вопросы-44

Поддерживаем интерес-10

Ищем ответы в книгах-5

Направляем в нужное русло-3

Никак-3

    Какие вопросы задает Ваш ребенок?

Откуда? Зачем? Почему?-33

Про машины-6

Динозавров-5

Про животных-13

Времена года-4

О природных явлениях-7

Разные-51

    Самое любимое занятие Вашего ребенка.

компьютерные игры-25

Рисование, лепка, аппликация-18

сказки14

пазлы-9

настольные игры-7

Мультфильмы-7

танцы-6

петь-4

машинки-4

Слушать музыку-4

Коньки-3

подвижныеигры-3

лото-2

Спорт-2

Игры с папой-2

Поделки-2

шить одежду куклам-1

Бегать-1

Куклы-1

Трансформеры-1

    С кем из членов семьи ребенку интересно заниматься?

Мамой-41

Бабушкой-22

Братом-14

Папой-12

Дядей-9

Ни с кем-6

Тетей-5

Ст. сестра-4

Няней-1

    Проявляет ли Ваш ребенок интерес к книге, как источнику информации? Его любимая книга?

Да-23

Сказки-20

Нет-14

Иногда-9

Энциклопедии-8

Стихи-5

О динозаврах-4

О животных-3

Рассказы-3

Не знаю-2

О космосе-1

    В какие интеллектуальные игры Вы играете с детьми?

Больше всего родители предпочитают: шашки, шахматы, пазлы, лего, настольно-печатные игры познавательного характера, компьютерные, видеофильмы.

    Чему ребенок мечтает научиться?

решать примеры, задачи -14

играть в шахматы-12

Кататься на коньках-5

На роликах-2

Печь торт-1

На велосипеде-3

Писать-2

Рисовать-4

Танцевать-6

Водить машину-2

Петь на английском-1

Вязать-1

Хорошо готовить-2

Садиться на шпагат-1

Стать умным-12

Всему, что умеют делать взрослые-2

Делать все самостоятельно-2

Всему-19

Не знаю-17

    Любит ли Ваш ребенок рассуждения вслух? О чем?

Да-61

Иногда-47

Нет-11

Занятиях-13

О мультфильмах-12

Обо всем-11

Об ОМ-8

Про машины-5

О поведении-5

О сверстниках-3

О погоде-3

Что лучше надеть кукле-1

Как воспитатель-1

    Если ребенок хочет что-то доказать или объяснять, как он это делает?

Начинает эмоционально говорить, перебивая собеседника-23

Объясняет, доказывает-11

Спокойно-9

Кричит и плачет-6

Просит-5

Приводит пример-3

Повторяет многократно-3

Показывает-2

    Добивается ли он ответа на вопрос, который ставит его «в тупик»? Каким способом?

Нет-48

Да-43

Не всегда-21

Иногда-7

Задает вопросы-19

Просит помощи у старших-15

Рассуждает-11

Жестами-8

    Любит ли ваш ребенок задачи на сообразительность?

Не всегда-62

Да-35

Не знаю-17

По настроению-5

    Вы были бы абсолютно счастливы, если бы Ваш ребенок…

Был здоров-48

Счастлив-34

Умным-21

Сообразительным-18

Добрым, справедливым-12

был бы любознателен-5

охотно занимался-5

Старательным-4

перестал драться, кричать, перебивать-3

начал уважать взрослых-3

Был послушным-3

Хорошо устроил свою жизнь-2

Хорошо учился в школе-2

Я и так абсолютно счастлив-1

Умел все-1

Не знаю-1

С радостью делал все дома-1

4.Выступление «Игра как средство интеллектуального развития ребенка»

Второе слово по горизонтали «Вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности».

«Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

Игра ребенка – это его первый путь к познанию окружающего мира. Для познавательного развития детей предлагается использовать развивающие игры.

Наблюдая за тем, как дети участвуют в развивающих играх, мы выявляем уровень их знания, уровень их умственного развития. А наблюдая за поведением детей в играх, мы можем открыть ребёнка через его поступки. Это подсказывает нам, какие игры полезны для детей, в чем они сильны, а в чём нет.

Дети любят игры, хорошо знакомые и с удовольствием играют в них. Во время игры основное внимание обращаем на поддержание у детей увлеченности игровой задачей. Планируя развивающие игры, мы заботимся об усложнении игр, расширения их вариативности, подчас придумывая более сложные правила для уже известных детям игр.

В непосредственно образовательной деятельности активно используем развивающие игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

Если и родители будут уделять своему ребёнку 15 минут (именно играя с ним в дидактические игры) ребёнок будет развиваться быстрее. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Во время игры развивается речь ребёнка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи.

Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру акцентируйте внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали нормы поведения, культурно-гигиенические навыки. Чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения.

Дидактические игры должны соответствовать возрасту, гигиеническим и эстетическим требованиям.

5.Выступление «Шахматы – как это важно!»

Третье слово по горизонтали «Это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта» (выступление).

6.Выступление «Речь и интеллектуальное развитие детей»

Четвертое слово по горизонтали « Э то способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка» (выступление).

7.Выступление «Экспериментирование в жизни ребенка»

Слово под цифрой 5 по горизонтали произошло от греческого, что означает проба, опыт (выступление с показом опытов).

8.Выступление «Влияние музыки на познавательную активность ребенка»

Шестое слово по горизонтали «Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах».

Как мы уже говорили, музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Известно, что занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Наконец, современными учеными доказан тот факт, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое выздоровление. Уже доказано, что музыка Баха, гармоничные мелодии индийских напевов положительно влияют на рост и развитие растений. Причем создается впечатление, что растения прямо-таки тянутся к источнику этих звуков. В то же время на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы зеленые растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса; все они отклонялись от источника звука, как будто хотели уйти от губительного действия этой музыки.

Влияние музыки на интенсивность обмена веществ растений поразительно. «Озвученный» томат достиг высоты 4, 5 м, на нем образовалось рекордное число плодов - 835 штук! Был выращен куст роз с 65 бутонами, в то время как на контрольных кустах было 5-7. У картофеля клубни достигали 400 г массы и 15 см длины каждый. Огромный кабачок имел в диаметре 1, 5 м.

Оказалось, что «озвученные» растения, помимо крупных размеров, большой высоты и увеличенного числа и величины листьев и плодов, отличаются от контрольных еще и высокой питательной ценностью. Анализ опытных пшеничных проростков показал, что в них содержится в 20 раз больше витамина А, в 5 раз больше витамина С и В по сравнению с контрольными растениями. В стручках сои содержание белка достигло 27% (обычно 12-15%). Вот видите, какой силой, энергетикой может обладать музыка.

Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии

П.И.Чайковский «Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; «Сентиментальный вальс».

Д.Шостакович «Романс» из к\ф «Овод»; К.Дебюсси «Лунный свет»; К.В.Глюк«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»; Л.Бетховен «соната№14».

Снятие депрессивного состояния.

Ф.Шуберт «Аве Мария»; В.А.Моцарт «Рондо в турецком стиле»; Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д.Верди «Марш» из оперы «Аида».

Снятие головной боли и мигрени.

М.Огиньский «Полонез»; Ф Мендельсон «Весенняя песня».

Повышение общего тонуса.

П.И.Чайковский «Вальс» из «Серенады для струнного оркестра»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Ж.Бизе Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».

Расслабление, успокоение.

Н.А.Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Улучшение пищеварения.

П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица»; В.А.Моцарт «Мелодичная музыка»; Ф.Лист «Фортепианные концерты».

Стимулирование творческого мышления.

Фортепианная музыка А.Скрябина и Ф.Шопена; Симфоническая и фортепианная музыка С.С.Прокофьева; Музыка И.С..Баха.

А как вы думаете, вот мы разгадали кроссворд, все эти «слова» оказывают свое влияние на интеллект или раскрывают его, на этом список окончен или его можно продолжить? (Продолжить) Конечно, его можно продолжать и продолжать, это лишь крупица того, что мы должны делать, чтобы развивать свое чадо.

Есть древняя притча:

Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка. И спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мёртвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Всё в твоих руках, человек!».

Уважаемые родители, не забывайте, что Ваш ребенок в ваших руках!

9.Игра «Вопрос-ответ»

А сейчас вам предлагаем поиграть в игру «Вопрос-ответ». Ваши дети будут задавать вам вопросы, ну а вы должны ответить на них доступно и в то же время научно (видеозапись).

    Почему вода тушит огонь?

Потому, что для горения свечи нужен воздух. Вода тушит огонь, потому что она не дает воздуху подойти к горящему предмету. Соприкасаясь с огнём, вода быстро нагревается и начинает испаряться - превращается в пар. Водяной пар тоже препятствует поступлению кислорода к горящему телу, окутывая его водяным облаком. Поэтому, как это ни парадоксально, горячая вода тушит огонь быстрее, чем холодная. Ведь она быстрее превратится в пар, а холодную нужно еще дополнительно нагреть.

    Почему огурцы бывают горькие?

Огурец - нежное и капризное растение. Огурец родом из влажных тропических лесов Индии. В естественных условиях он растет в тени деревьев, практически не видит прямых солнечных лучей; влаги он получает более чем достаточно - с обильными тропическими дождями, а с резким ночным понижением температуры, характерным для нашей полосы, дикий огурец совершенно не знаком. Поэтому огурец не любит как слишком жаркую и сухую погоду, так и холод, а также резкие температурные перепады. Эти условия являются для огурца стрессовыми, и в качестве защиты он начинает вырабатывать специальное антистрессовое вещество - кукурбитацин. Именно это вещество и придает огурцам горький вкус. Оно сосредоточено главным образом в кожуре огурца, у плодоножки.

    Почему некоторые дети скрипят зубами во время сна?

Основной причиной бруксизма считается перевозбуждение нервной системы, которое приводит к тому, что во сне из-за внутреннего напряжения и возбуждения не расслабляются жевательные мышцы и лицевая мускулатура. Поэтому для того, чтобы избавиться от "нервного" зубовного скрежета у детей, применяют меры по расслаблению, проводят успокаивающие процедуры, исключают активные игры перед сном, для расслабления мышц прикладывают к лицу теплые компрессы. Используют также такую хитрость, как доведение жевательных мышц до усталости, чтобы ночью им было не до напряжения: советуют днем больше грызть жестких яблок, свежей капустки и моркови, тщательно пережевывая их. Еще одной причиной бруксизма, как считают, может быть, воспаление десен, которое сопровождается зудом, а также нарушение прикуса. Чтобы проверить, имеют ли место такие проблемы, нужно нанести визит к стоматологу. Если у ребенка приступы бруксизма не частые и их длительность не превышает 7-10 секунд, беспокоиться не стоит. Обычно к 6-7 годам бруксизм проходит без всякого вмешательства. Но длительные приступы скрежета зубами могут иметь немало неприятных последствий - истирание и даже крошение зубов, нарушение прикуса и развития челюсти, воспаление десен. Для защиты зубов от истирания при бруксизме могут потребоваться специальные капы - накладки на зубы, которые надеваются на ночь.

    Почему выпадают молочные зубы?

Давайте разберемся, почему у человека не прорезается сразу окончательный набор зубов; почему сначала появляются молочные, с тем, чтобы выпасть и уступить место постоянным зубам. А знаете ли вы, что комплект молочных зубов включает 20 зубов, а комплект постоянных - 32? А знаете, почему? Дело в том, что, когда у младенца появляется необходимость в зубах (то есть, когда он начинает переходить на твердую пищу - это происходит где-то в 6-9 месяцев), челюсть ребенка еще очень мала. В ходе роста ребенка растут и его челюсти. Вы, возможно, замечали, что к 6 годам промежутки между молочными зубами становятся довольно большими? Это происходит, потому что челюсти растут, а молочные зубы - нет. Между тем постоянные зубы начинают формироваться под молочными зубами (которые еще не прорезались!) уже вскоре после рождения. К 6-7 годам эти зубы начинают прорезываться. Этот процесс сопровождается рассасыванием корней молочных зубов. От этого молочные зубы расшатываются. Когда укороченный корень больше не может удерживать молочный зуб в лунке, он выпадает.

    Почему осенью листья желтеют?

Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, так как именно с его помощью на свету растение из углекислого газа и воды синтезирует основной сахар - глюкозу, а из него - все остальные питательные вещества. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин (тот самый, который определяет цвет корнеплодов моркови). Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. В отличие от хлорофилла, антоциан не связан внутри клетки с пластическими образованиями (зернами), а растворен в клеточном соке. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается. Кроме того, остановка или задержка синтеза питательных веществ в листве также стимулируют синтез антоцианов. Таким образом, красный цвет листьев во время листопада просто свидетельствует о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях, которые готовятся к опаданию...

    Почему люди рождаются беззубыми?

Если ответить вкратце, дети рождаются без зубов, потому что зубы новорожденным не нужны и даже опасны. А теперь рассмотрим этот вопрос подробнее. Функция зубов - измельчение твердой пищи. Новорожденным ничего измельчать во рту не надо, они питаются только жидкой пищей - молоком. Их пищеварительная система еще не полностью развита, и перерабатывать твердую пищу они не могут. Малыши растут быстро, и к 5-6 месяцам жидкой пищи им начинает не хватать: при всей своей питательности мамино молоко или молочные смеси недостаточно калорийны (то есть содержат недостаточно энергии), чтобы обеспечить дальнейший рост. Именно тогда у малыша начинают прорезываться первые молочные зубы.

    Почему картошку не едят сырой?

Знаете ли вы, из чего состоит картошка? Если не знаете, сделайте такой опыт. Разотрите сырую картошку в кашицу на тёрке, смешайте в баночке с водой, процедите сквозь тряпочку и дайте жидкости отстояться. На дне баночки получится слой какого-то белого вещества. Слейте воду, выложите осадок на промокательную бумагу и дайте ему высохнуть. У вас получится белый порошок. Что это такое? Это крахмал, или картофельная мука, как говорят хозяйки. Крахмала в картошке много. Но почему мы его обыкновенно не видим? А потому, что в картошке зерна крахмала спрятаны, как на складе, в маленькие кладовые - клеточки. Так что до крахмала добраться не так-то легко. Нам для этого пришлось картошку тереть тёркой. А в желудке такой тёрки нет. Желудку такая работа не под силу. Вот почему никто сырой картошки не ест. Когда картошку варят, стенки клеточек от нагревания лопаются, и вода проникает в крахмальные зерна. От этого крахмальные зерна разбухают, становятся мягкими. Сваренная на пару картошка потому-то и кажется нам сухой, что всю воду вобрали в себя крахмальные зерна.

    Почему вода в море соленая?

Вода - один из самых сильных растворителей. Она способна растворить и разрушить любую горную породу на поверхности земли. Потоки воды, ручейки и капли постепенно разрушают гранит и камни, при этом происходит выщелачивание из них легкорастворимых составных частей. Ни одна прочная порода не сможет противостоять разрушительному воздействию воды. Это процесс долгий, но неотвратимый. Соли, которые вымываются из горных пород, придают морской воде горько-солёный вкус. Но почему же вода в море солёная, а в реках пресная? На этот счет имеется две гипотезы. Гипотеза первая Все примеси, растворенные водой, сносятся ручьями и реками в моря и океаны. Речная вода тоже солёная, только солей в ней в 70 раз меньше, чем в морской воде. Вода из океанов испаряется и вновь возвращается на землю в виде осадков, а растворенные соли остаются в морях и океанах. Процесс "поставки" солей в моря реками продолжается уже более 2 млрд. лет - время, достаточное, чтобы "засолить" весь Мировой океан.

9. Отчего молоко скисает?

Постояв день или два, молоко скисает. Но можно его заставить скиснуть и превратиться в творог не в два дня, а в две секунды. Для этого надо прибавить к молоку немного уксуса. Творог сразу выделится. Творог - это казеин, молочный белок. Он в молоке растворен, как сахар в воде. Но стоит прибавить к молоку кислоты, чтобы казеин выделился, захватив с собой и жир. Но ведь в молоко никто кислоты не льет. Почему же оно все-таки скисает? Виноваты в этом крошечные микроорганизмы, которые всегда носятся в воздухе, - молочнокислые бактерии. Попав в молоко, они принимаются за работу - превращают молочный сахар в молочную кислоту. А от кислоты молоко и сворачивается. Чтобы молоко не скисало, надо его кипятить. От кипячения бактерии погибают. Бывает, что молоко створаживается во время кипячения. Это оттого, что в нем бактерии успели уже поработать и наготовить кислоты.

10. Почему кошки такие чистоплотные?

Кошки удивительные чистюли. Этому есть простое объяснение. Кошки относятся к хищникам, они охотники. Однако кошки не выслеживают добычу и не гоняются за ней, они терпеливо подстерегают, затаившись в засаде. А чтобы охота оказалась успешной, кошке следует избавиться от запаха, чтобы не спугнуть добычу.

10.Решение родительского собрания.

1. Учитывая важную роль родителей в воспитании детей, направить усилия на развитие их интеллектуальных возможностей, используя разнообразные средства воспитания.

Срок: постоянно

    Вести совместную работу детского сада с семьей по развитию познавательного интереса у детей к ОМ.

Срок: постоянно.

Ответственные: педагоги и родители.

Игра-рефлексия «Выбери свой цвет» и раздача памяток.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех кружков красного, синего, зеленого цвета.

В преддверии Дня Святого Валентина предлагаем Вам, родители, поделится с нами частичкой своего сердца, если:

Красное сердечко – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

Желтое сердечко – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

Синее сердечко – «мне на собрании было неинтересно».

Вам, родители, предлагаются памятки, которые будут полезны при развитии интеллектуальных возможностей вашего ребенка.

МБДОУ «Россиянка» «Центр развития ребенка» г. Калуги СНП «Незабудка»

Подготовили и провели: учитель-дефектолог Калиничева В.В. воспитатель Федотова О.Н. 2015 год

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

  • Раскрыть важность развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
  • Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

Форма проведения: Деловая игра

Участники: учитель-дефектолог, воспитатели, родители.

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, видеоматериалы «Детские загадки для родителей» , запись: звуки окружающей действительности, «Танец маленьких утят» , предметы для проведения опытов с водой и воздухом (кувшин с водой, тазик, свечи, спички, воздушный шарик, вертушка, кусок древесины, скрепки, бумага, краски, стакан) , буклеты «Учимся, играем, познаём» , листы ватмана, фломастеры, эмблемы для команд.

Повестка:

  1. (выступление учителя-дефектолога)
  2. Игра «Учимся, играем, познаём»

1. Выступление учителя-дефектолога

Развитие познавательной активности ребенка

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» , - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста всегда остается актуальным, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. А экспериментирование является одним их ведущих видов деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» .

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования заключается в том, что дети во время работы не могут работать не разговаривая.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста?

Да! Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

Очень часто родители спрашивают нас, педагогов: «как заниматься с ребенком?» , «В какие игры играть, чтобы развивать ребенка?» , «Как развивать ребенка, если он не хочет со мной заниматься?» . И мы решили помочь Вам найти ответы на эти вопросы с помощью все той же игры. Только играть сегодня будем мы с Вами.

2. Игра «Учимся, играем, познаем»

А сейчас дорогие родители и педагоги предлагаем Вам вернуться в ушедшее тёплое лето и превратиться в красивых бабочек. Бабочки красиво порхают на цветущей поляне (Взрослые кружатся под лёгкую музыку) и плавно садятся на красивый цветок.

Теперь возьмите свой цветок, переверните, соединитесь в группы согласно своему смайлику.

На нашей игре присутствуют эксперты (это наши педагоги) , которые будут помогать Вам, уважаемые родители при выполнении заданий.

Задание первое

Придумайте название команды и девиз. Выберите капитана команды.

Представьте свою команду.

Разминка

Прежде чем начать нашу игру предлагаю немножко размяться. Я буду называть фразу, а вы по очереди должны назвать эту фразу одним словом.

Мелкий дождь - …… (дождик)

Остаться на ночь - … (заночевать)

Маленькая собака - …… (щенок)

Капля дождя - …… (дождинка)

Время, когда встаёт солнце -…… (восход)

Человек, который лечит людей - …… (врач)

Кусочек льда - … (льдинка)

Человек, читающий книгу - …… (читатель)

Человек с бородой - … (бородач)

Человек, который копает землю -…… (землекоп)

Задание второе «Мотивация»

Со времён Сократа принято считать, что познание начинается с удивления. Что-то или кто-то привлекает наше внимание, возникает интерес. Памятуя об этом, педагоги стремятся удивить, заинтриговать детей, обратить внимание на необычный факт.

И сейчас вам необходимо представить явление природы так, чтобы ребёнку захотелось о нём узнать, то есть заинтересовать его. (Командам предлагаются явления природы, изображенные на картинках: гроза и радуга) .

Задание третье «Рассуждалки»

Наши дети приготовили для Вас загадки (пирожное, компьютер, отдых, динозавр) .

Внимание на экран.

Задание четвёртое «Узнай звук»

Каждый из нас хотя бы раз задумывался над тем, что такое звук. Почему звуки такие разные? Как они получаются? Это интересно любому человеку.

Звук - это энергия. Он образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые и достигают наших ушей.

Мы предлагаем Вам узнать по звуку совершаемое действие (едет поезд, человек идет по снегу, открывается дверь, бежит человек, идет дождь, движение Феррари, работает фен, звучат колокольчики, зажевало аудио плёнку, завывает вьюга, бьется стекло) .

Задание пятое «Пантомимика» - задание для капитанов

Уважаемые родители и педагоги! Наши дети плохо разговаривают и поэтому им часто на помощь приходят жесты и мимика. Попробуйте встать на место наших детей. Вам необходимо загадать слово, обозначающее предмет, явление природы или животное, записать на листе бумаги и отдать нашим наблюдателям. А для команды - оппонента показать это слово с помощью жестов и мимики, так чтобы члены этой команды смогли его отгадать.

Музыкальная пауза «Танец маленьких утят»

А сейчас всем участникам предлагаем немножко отдохнуть.

Вставайте врассыпную, внимание на экран, повторяем движения за героем мультфильма.

Задание шестое «Нарисуй семью»

Сейчас каждой команде необходимо нарисовать семью: кошки и коровы. Участвуют 6 человек. Первый игрок рисует маму, второй – папу, третий – детёныша, четвёртый – где живёт это животное, пятый – чем питается, шестой – какую пользу приносит человеку. А капитан команды составит небольшой рассказ про свое животное по получившейся картине.

Задание седьмое «Опыт»

Альберт Эйнштейн был гениальным учёным – вы наверняка слышали о нём. Он изучал законы, которые действуют в нашей Вселенной: исследовал не только такие важные вопросы, как время, свет и Вселенная, но так же, и чудеса, которые скрыты в привычных предметах, составляющих наш мир, то есть проводил опыты.

Вот и Вы сейчас побудете исследователями. Приглашаем по два члена команды. Вам предстоит показать и объяснить по два опыта: один с водой и один с воздухом. Для проведения опытов Вы можете воспользоваться имеющими предметами.

Задание восьмое «Мультфильм»

Уважаемые родители и педагоги, при выполнении следующего задания вам понадобятся ваше творчество и фантазия. И так необходимо создать мини мультфильм – про любое явление природы.

И в заключении мы предлагаем вам выполнить задание «Нарисуй эмоцию» .

Нарисуйте, пожалуйста, смайлик, который отражает ваши эмоции, которые вы испытываете, по завершению нашей встречи. Посмотрите на наши смайлики, сколько улыбок, позитива они несут нам с Вами. Так и наши дети нуждаются в общении с Вами. Играйте с ними, ненавязчиво помогайте им познавать мир, в котором мы живем.

Мы просим Вас оценить сегодняшнюю встречу. Закончите три предложения:

В ходе сегодняшней встречи я понял (а)

Мне не понравилось …

Хотелось бы продолжит разговор на тему …