Меню

Подростки - перепады настроения, депрессии, подростковый кризис. Депрессия у подростка: Что делать

Вкусные рецепты

Каждый родитель с волнением и беспокойством ожидает начала гормональной бури у своего ребенка-подростка. Еще бы: родителям приходится видеть и чувство эйфории, и депрессии, слезы, которые сменяются смехом. И это порой за один. А еще непонятные увлечения и хобби. Беспокойство родителей вполне оправдано: именно в этом возрасте все прекрасное, что есть в ребенке может уйти в небытие.

Самое бесполезное, что можно здесь сделать: искать виновных. Отчасти и родители, и круг общения, и сам ребенок усугубляют ситуация, но в тоже время, и виноватых объективно нет. Для подростков в равной степени опасна как гиперопека с ее контролем, так и отсутствие контроля со стороны родителей. Конечно, не будем забывать, что и от самого подростка зависит очень многое: от его характера, нервной системы и способов поведения. Одна и та же ситуация может вызвать у одного подростка улыбку и смех, а у другого обиду и разочарование.

И чем больше было контроля в детстве, тем ярче будет кризис. Но и в самых демократических семьях не обходится без проявления кризиса подросткового возраста, ведь это норма.

На наших тренингах детско-родительских отношений родители часто поднимают вопрос о том, как им поступать, если у подростка плохое настроение или даже депрессия.

В первую очередь, мы рекомендуем относится к чувствам ребенка уважительно и позволить ему побыть с этим. Не требовать от него радости и веселья, когда он не может радоваться, не обесценивать его переживания словами «Это разве проблема», т.е. принять и такое его настроение, пусть и неудобное.

Если же период затянулся, то можно поговорить об этом с ребенком. На равных, так, как бы разговор шел между двух друзей. Важно сказать о своих переживаниях и тревогах, а также поинтересоваться, чем можно помочь ребенку и можно ли ему помочь.

На тренингах для родителей еще поступают вопросы о том, что дети часто врут в таких разговорах, и что делать родителям в этом случае. Не уличать во лжи. Взять это на заметку себе и подумать, почему так. Если же промолчать совсем не выходит, то сказать примерно так «Мне кажется, сейчас был не очень честный ответ. И мне это обидно. Я беспокоюсь о тебе и искренне хочу поддержать тебя». Но если подросток не сдается, то «давить» и выспрашивать не нужно.

К тому же обучение навыкам саморегуляции отлично помогут подростку управлять своим поведением и эмоциями. Для этого существует множество программ, например йога.

Самое важное, что нужно знать и понимать родителям это то, что подростковый кризис дается труднее всего подростку. Он уже не чувствует себя ребенком, но и двери в «мир взрослых» пока закрыты. Его тело становится иным, меняется и лицо, происходят изменения в организме. Это пугает и восхищает одновременно. И тогда становятся закономерными все те перемены в настроении, что могут наблюдать родители у своих детей-подростков.

Конечно, стоит обратить внимание, если период плохого настроения у подростка значительно затянулся, а раздражительность проявляется все чаще и чаще. В этом раскладе необходимо пронаблюдать за подростком, и возможно для начала родителям обратиться к специалисту за квалифицированными рекомендациями.

Многих родителей пугает и настораживает любой кризис во взрослении ребенка, будь то кризис трех лет или кризис подросткового возраста. А вместе с тем мало кто говорит, что проявление кризиса – это сигнал для родителей: развитие ребенка идет нормально. Нужно лишь запастись терпением и пониманием. Уже совсем скоро, с повзрослевшим ребенком, родители будут смеяться над странными хобби и слезами сквозь слезы.

Разумовский Денис

У вас бывают перепады настроения? Хорошая новость в том, что вы не одиноки - совершенно естественно, когда оно меняется в зависимости от того, что происходит в нашей жизни. Когда мы счастливы, то игнорируем негативные события, а когда нам грустно, то можем не замечать положительного. Нет ничего плохого в перепадах настроения, нет ничего страшного в переходе от одного состояния сознания к другому в течение дня. Проблема возникает тогда, когда происходит чрезвычайный ответ на события вокруг или внутри нас. Колебания настроения бывают настолько быстрыми, что они влияют на качество жизни. Именно в таком случае люди страдают от эмоционального расстройства.

Точно не известно, почему случаются резкие перепады настроения. Некоторое ученые полагают, что причина - химические реакции, а точнее, химический дисбаланс в мозге. Колебания настроения, как правило, сопровождаются такими симптомами, как тревога, изменения в поведении или личности, спутанность сознания, недальновидность, учащённая речь, трудности с концентрацией внимания и понимания, забывчивость, и даже чрезмерное потребление алкоголя.

Ниже перечислены некоторые основные причины резкого перепада настроения.

Гормональные изменения

Вы наверняка помните свои перепады настроения в подростковом возрасте - агрессия, а затем депрессия, раздражительность или злость на родителей. Перепады настроения во время пубертатного периода можно отнести к быстрому повышению уровня половых гормонов. ПМС также известная причина перепадов настроения у девочек - подростков и взрослых женщин, которое может быть отнесено к колебаниям уровня эстрогена и прогестерона во время периодов.

Очень часто перепады настроения случаются во время беременности, особенно в первом и третьем триместре. Беременность это состояние, которое связано с эмоциональными и физическими изменениями, вызывающими физическое напряжение, усталость, беспокойство наряду с гормональными изменениями, которые влияют на нейротрансмиттеры, которые регулируют настроение. Все это может вызвать резкие перепады настроения. Не волнуйтесь, это абсолютно нормально.

Менопауза -- это еще причина, почему женщины испытывают перепады настроения. Основной фактор - снижение уровня эстрогена. Одна из теорий говорит о том, что низкие уровни эстрогена вызывают приливы и ночную потливость, которые приводят к нарушениям сна, следовательно, изменению настроения в дневное время. Другая теория поддерживает мнение, что перепады настроения являются ответом на измененные роли и отношения, связанные с возрастом. Еще одна теории считает, что женщины могут испытывать резкие перепады настроения когда из -за низкого уровня эстрогена нарушается баланс гормонов, которые регулируют настроение и эмоции (дофамин, серотонин).

Перепады настроения из-за гормональных изменений легко поддается лечению. Врач назначит лекарства на основе ваших симптомов. Психотерапия также помогает справиться с ситуацией.

Перепады настроения - побочный эффект лекарств и веществ

Резкие перепады настроения или вспышки гнева, часто являются симптомом наркомании. Если вы используете наркотики, чтобы уйти от проблем в вашей жизни, знайте, что вы не только ухудшаете существующие проблемы, но и создаете новые сложности для себя. Все психотропные препараты изменяют способ функционирования мозга.

Эти препараты вызывают всплеск в действии дофамина в мозге, вызывая чувство удовольствия. Постепенно мозг приспосабливается к скачкам дофамина и уже производит меньше гормона, таким образом, уменьшая его влияние. Поэтому нужно большее количество препарата, чтобы получить высокую дозу дофамина. Длительное злоупотребление также изменяет другие химические вещества головного мозга. Глутамат, нейромедиатор, отвечает за когнитивные функции, изменяется со злоупотреблением наркотиками, негативно влияя на обучение и память, контроль поведения и потенциал принятия решений.

Осознание, что у вас зависимость от наркотиков, является первым шагом на пути к выздоровлению. Не преуменьшайте проблему. Ищите поддержку от своей семьи и друзей. Не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью.

Но не только злоупотребление запрещенных веществ может вызвать смену настроения. Некоторые лекарства также способны быть причиной резких перепадов настроения.

Антидепрессанты , которые вы принимаете от депрессии или биполярного расстройства, могут вызвать бурные перепады настроения. Скажите об этом своему лечащему врачу и, вероятно, он назначит другие лекарства. Также перепады настроения часто встречаются у тех, кто только что закончил длительный курс антидепрессантов группы СИОЗС (например, паксил). Синдром отмены обычно длится менее двух недель и проходит сам собой.

Некоторые препараты от гипертонии , такие как Лизиноприл, уменьшают уровень натрия в крови и повышают уровни калия. Это может привести к депрессии и тревоге у некоторых людей.

Некоторые исследования показали, что снижение уровня холестерина статинами (например, Cимвастатином) вызывает нарушение настроения, однако, эти данные не окончательные и официально перепады настроения не являются побочным эффектом приема Симвастатина и многих других статинов. Но лучше быть в курсе!

Некоторые антибиотики , такие как Гентамицин и Ципрофлоксацин, вызывают изменения настроения у некоторых людей.

Риталин , который используется при лечении СДВГ, является еще одним лекарством, которое может вызвать перепады настроения среди других побочных эффектов его применения.

Если вы заметили резкие перепады настроения или депрессивные симптомы, проконсультируйтесь с вашим доктором немедленно. Не останавливайте приём лекарства самостоятельно. Только врач может решать, следует продолжать или прекращать пить лекарство.

Депрессия и биполярное расстройство

Перепады настроения наиболее очевидны при аффективных расстройствах, таких как депрессия и биполярное расстройство. Депрессия, когда у вас есть постоянное чувство печали, безнадежности и уныния. Депрессия может быть вызвана химическим дисбалансом в головном мозге, или жизненными событиями, такими как смерть близкого человека, страдание от неизлечимой болезни, потеря работы, развод.

Наиболее распространенные симптомы депрессии:

  • Перепады настроения, безнадежность, чувство вины
  • Потеря интереса к деятельности или потеря интереса к друзьям и семье
  • Бред или галлюцинации
  • Проблемы с концентрацией, памятью и принятием решений
  • Суицидальные мысли, изоляция от людей
  • Плохой сон, усталость
  • Необъяснимые боли
  • Потеря аппетита или переедание

Биполярное расстройство - когда у вас есть депрессия, чередующаяся с периодом более чем в неделю необычной высокой энергии. Симптомы:

  • Сверх уверенность в себе и оптимизм
  • Чрезмернаая физическая энергичность
  • Агрессивность и злость
  • Импульсивность, недальновидность и неосторожное поведение
  • Бредовые мысли и галлюцинации

Депрессия или биполярное расстройство не то, что вы можете предотвратить или вызвать. Ваши шансы на наличие этих условий возрастают, если есть семейная история этих проблем. Вы можете просто не знать об этом, но когда симптомы становятся явными, а резкие перепады настроения начинают отравлять жизнь не толькл вам, но и окружающим, обращайтесь к врачу как можно скорее. Он наметит план лечения для вас. В основном, расстройство настроения лечатся помощью лекарств, оказывающих психотерапевтические и стабилизирующее действие. Вероятно, вам посоветуют индивидуальную или групповую психотерапию.

4. Стресс как причина перепадов настроения

Всякий раз, когда вы нервничаете, большое количество стрессовых гормонов высвобождаются в кровоток, через который они попадают в сердце, легкие, желудок и другие части тела. Это приводит к таким изменениям, как острота чувств, быстрое дыхание, учащенное сердцебиение, всплеск энергии и изменения в функционировании мозга.

Умеренный стресс на самом деле полезен для организма, поскольку он повышает производительность и когнитивные способности, но постоянно высокий уровень стресса снижает гормональный баланс, что ведёт к дисбалансу в нейротрансмиттерах мозга. А дисбаланс в нейромедиаторах вызывает сильные перепады настроения. Медитация, тай-чи, йога, методы релаксации, все это хороший способ избавиться от стресса. Даже простая длительная прогулка в одиночку может снизить уровень стресса.

Диета и продукты питания

Обращали внимание на то, что вы тянетесь за шоколадкой или куском торта, когда у вас плохое настроение? Углеводы, как известно, повышают уровень триптофана, так чтобы в головном мозге больше синтезировалось серотонина. А именно серотонин отвечает за хорошее настроение!

Важно: выбирайте здоровые углеводы вместо обычных сладких продуктов, так чтобы вы могли получить и другие полезные питательные вещества. Кроме того, омега-3 жирные кислоты, содержащиеся в таких пищевых продуктах, как жирная рыба, льняное семя, грецкий орех и соя, положительно влияют на нейротрансмиттеры, поднимая настроение. Дефицит омега-3, как известно, вызывает гнев, раздражительность и депрессию .

В исследовании, опубликованном в журнале PLoS, показано, что существует связь между едой и настроением. Учёные посадили экспериментальных животных на диету с высоким содержанием жиров и сахаром и обнаружили, что такой рацион питания изменил микробиоту кишечника и стал причиной развития таких депрессивных симптомов, как не- неспособность чувствовать удовольствие. И, наоборот, диета с низким содержанием сахара, спасла подопытных от перепадов настроения. Таким образом, не нарушайте кишечную микрофлору и это предотвратит от перепадов настроения.

Это свидетельствует о том, что сбалансированный рацион питания очень важен. Имейте это в виду, в следующий раз, когда вы употребляете пищу, которая ограничена питательными веществами или худеете с помощью экстремальной диеты. Некоторые диеты основаны на том, что нужно мало кушать и больше заниматься физическими упражнениями. Это верный способ стать капризным и заработать резкие перепады настроения.

6. Другие медицинские проблемы

И последнее, но не менее, важное - различные болезни и медицинские состояния, такие как:

  • опухоль головного мозга
  • инсульт
  • деменция
  • менингит
  • заболевания легких
  • сердечно-сосудистые заболевания
  • заболевания щитовидной железы

также способны вызвать резкие перепады настроения. Поговорите со своим врачом о ваших эмоциональных колебаниях. Не надо стесняться, для врача это ценная информация, на вас никто не будет смотреть косо. Не игнорируйте перепады настроения, иначе они могут привести к серьёзным проблемам психического и физического здоровья.

Библиография:

  1. Clayton AH, Ninan PT. Депрессия или менопауза? Представление и управление основных депрессивных расстройств в пери-и постменопаузе. Журнал клинической психиатрии. 2010; 12 (1): PCC.08r00747. DOI: 10,4088 / PCC.08r00747blu.
  2. National Institutes of Health. Понимание наркомании и наркотической зависимости. Drugabuse.gov . Np, 2012.
  3. Dodiya H, Kale V, Goswami S, Sundar R, Jain M. Оценка побочных эффектов лизиноприла и розувастатина на гематологические и биохимические аналиты крыс. Toxicology International. 2013; 20 (2): 170-176. DOI: 10,4103 / 0971-6580.117261.
  4. Swiger KJ, Manalac RJ, Blaha MJ, Blumenthal RS, Martin SS. Статины, настроение, сон, и физические функции: систематический обзор. Европейский журнал клинической фармакологии. 2014; 70 (12): 1413-1422. DOI: 10.1007 / s00228-014-1758-у.
  5. Chen KW, Berger CC, Manheimer E и др. Медитативные терапии для снижения тревожности: систематический обзор и мета-анализ рандомизированных контролируемых исследований. Depression and anxiety. 2012; 29 (7): 545-562. DOI: 10.1002 / da.21964.
  6. PyndtJørgensen B, Hansen JT, Krych L и др. Возможная связь между едой и настроением: Диетическое влияние на кишечную флору и поведении мышей. Bereswill S, изд. PLoS ONE . 2014; 9 (8): e103398. DOI: 10.1371 / journal.pone.0103398 .

Отказ от ответственности : Информация, представленная в этой статье, предназначена только для ознакомления. Она не может быть заменой консультации профессиональным медицинским работником.

Помощь подросткам при расстройстве настроения

Выше мы отмечали, что настроение, которое проявляется в форме раздражительности, злости, апатии, скуки, т. е. пониженном и неадекватно повышенном, возбужденном состоянии, можно считать расстройством. Эти перепады настроения хотя и свойственны всем людям, но должны привлечь к себе внимание родителей и педагогов, если они часто отмечаются у подростка. Да и самому подростку надо «учиться властвовать собой». Прежде всего надо иметь в виду скорость протекания переживаний, их силу, адекватность и содержание.

В английской школе детей и подростков учат «держать удар», «сохранять свое лицо», противостоять рэкету, соглашаться или, наоборот, говорить «нет», если по каким–то причинам нельзя принять предложение или выполнить просьбу.

Причины ухудшения настроения подростков бывают объективными и субъективными. К объективным относится все, что не зависит от самих ребят. Например, неожиданная, без предупреждения, проверка знаний по какому–либо предмету. Ученики не подготовились, раздраженно обсуждают с учителем «несправедливость».

Субъективные причины кроются в личности и деятельности подростков, их межличностных отношениях с родителями, другими взрослыми и учителями. Раздражение ребят вызывает «детское» обращение с ними – приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Парадокс заключается в том, что они гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность. Безответственность подростка, порождаемая нечеткостью заданий и обязанностей, приводит к расстройству настроения, особенно если за неисполнением обязанностей следует наказание.

Отметим, что педагоги должны быть учтивыми и вежливыми. Абсолютно недопустимо унижать и оскорблять подростков по каким бы то ни было причинам. Почти всегда за давлением и угрозами следуют реакция протеста или взрыв гнева. В этом случае он, разъяренный, замечает: «А вы мне не тычьте. Другие тоже ничего не сделали.

Вы почему–то им двойки не поставили…» В этом случае ошибка учителя заключается в том, что требование направлено на одного, оно предъявлено не всем и не все его выполняют, соответственно и ответ за него несут те, на кого покажет учитель.

Значит, при расстройстве настроения подростка педагоги и родители должны научить его управлять своим психическим состоянием. Приведем конкретные рекомендации подростку и педагогам.

Дорогие ребята! Вы хотите, чтобы вас не подводило ваше настроение? Прислушайтесь к нашим советам.

1. Если у тебя портится настроение, попробуй понять, почему это произошло. В чем причина этого? Можно ли исправить ситуацию?

2. Если нарастает раздражение и хочется кого–то стукнуть или ответить грубостью, сосчитай до десяти, медленно проговаривая про себя каждое число. Можно медленно провести языком по небу. Если это не помогает и раздражение накапливается, скажи обидчику: «Ты (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов».

3. Не совершай необдуманных поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что–нибудь хорошее.

4. Помоги сам себе расслабиться. Расслабление – это устранение нервно–мышечного напряжения. Сядь поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Мне нравится во мне желание стать сильным, я никогда не обижу слабого, как бы мне ни хотелось поддать ему, чтобы не дразнился. Эта неприятность пройдет».

5. Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически. Твое главное преимущество – сила разума. Если сможешь сказать «нет» один раз, ты сделаешь это и в другой. Верь в себя, и у тебя все получится.

6. После сильного раздражения сделай как можно больше физическихупражне–ний, подыши свежим воздухом.

8. Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое сделать и многого достичь. Окружающие воспринимают тебя в основном так, как ты себя им показываешь.

Поэтому не мечись, не будь угрюмым, раздраженным и некультурным. Лучше предупреди несогласие или возражение окружающих «волшебными» словами, иначе можешь услышать нелестное и неприятное мнение о себе. Тебе ведь этого совсем не надо.

Дорогие педагоги и психологи! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки в вашей школе хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего нужно иметь в виду следующее:

Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

Настроение подростка часто меняется из–за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому–то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию нетолько подростка, но и его родителей.

Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому–то что–то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому–то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

С помощью отрывка из опросника Фрика можно определить сферы жизнедеятельности, вызывающие расстройства настроения подростка. Полностью опросник дан в приложении 3 (см. в том же приложении методику на определение самочувствия, активности, настроения (опросник САН) и др.).

Итак, если подросток «сваливает вину на других, взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе, если его эмоции поверхностны и неискренни, он врет легко и правдоподобно, легко впадает в состояние скуки, сердится, когда его поправляют и наказывают, не планирует наперед, все откладывает до последней минуты», то можно предположить, что он, вероятно, подвержен расстройствам настроения и существует возможность попасть в группу риска.

Какие советы можно дать родителям и какую помощь можно оказать им в понимании причин апатии, раздражения, негодования и недовольства? Прежде всего помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Мы любим их не потому, что они учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то чепуху, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.

Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу. Однако не будем забывать и такой деликатный момент, как бедность. Исследования субкультуры бедности, особенно в материнских семьях, показали вялость и пассивность подростков, скрытое раздражение и отчужденность. В некоторых случаях использование искусственной шоковой терапии, когда копятся деньги на велосипед или тренажер, становится оправданным. К примеру, попав под сокращение, женщина–инженер, чтобы прокормить двоих детей–подростков, начала работать в столовой. И мальчик и девочка окончили школу, помогали матери по субботам и воскресеньям стоять на рынке. 3атем женщина получила другое образование, поставила детей на ноги. Короче говоря, выдержала.

Зададим себе вопрос: «Что должна делать женщина, попав в трудную ситуацию?» Ответ ведь может быть очень простым: жить ради будущего своих детей, помочь им не оступиться. Если семья полная, то все тоже цементирует женщина: спокойствием, уверенностью, желанием не разрушать, а постепенно преодолевать трудности. Естественно, если жизнь подростка одинаково волнует отца и бабушку с дедушкой, то проблемы перепадов его настроения становятся менее заметными, последствия отрицательных переживаний стираются. Психика подростка становится стабильной.

Сошлемся на пример семьи К. В. П.

В семье два сына. Жена, Людмила Михайловна, доцент медицинского университета. Когда дети были подростками, отец связывал благополучие только с семьей. Хороший математик и программист, он думал, что сыновья продолжат его деятельность. И первый и второй сын окончили школу с золотой медалью, а затем поступили на мехмат университета, который также закончили с отличием. Проблем с дисциплиной никогда не возникало. Если возникали недоразумения, самым большим наказанием были беседы по вечерам во время ужина. Ребята этого не любили. Оба занимались теннисом, участвовали в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Оба сына имели много грамот и наград. Отец – всегда пример для своих детей: он любил спорт, увлекался джазом, сам немного играл в студенческом ансамбле. Окончив авиационный институт, работал инженером, затем стал генеральным директором компьютерной фирмы. Младший сын, будучи еще студентом, написал компьютерную программу, которой заинтересовались в отраслевом министерстве, и он ездил в Москву консультировать специалистов. Возможно, таких отцов немного. Но в них нет ничего необычного, просто мальчики всегда знали, что у них есть отец, который много знает и умеет, живет с ними полноценной жизнью, не считаясь со временем. Это здоровая семья, где все уважают друг друга. Но все же главный человек в семье К. – Людмила Михайловна, которую обожают все. Вероятно, стабильность в семье влияет на уравновешенность, спокойствие и уверенность в своем будущем детей.

Значит, расстройства настроения, с одной стороны, зависят от условий жизни, с другой – от психофизиологических особенностей личности подростка: эмоциональности, повышенной чувствительности, напряженности, интравертности и др.

При изменении настроения помощь может быть оказана по–разному. Самый простой способ – ведение дневника. Выраженное в слове настроение начинает принимать другую окраску. Написание автобиографии также помогает осмыслить свое настроение и изменить его. Один из самых действенных способов влияния на свое плохое настроение – релаксация. Рассмотрим все отмеченные способы подробнее.

Дневник можно вести регулярно, а можно заполнять его в те дни, когда захочется. Можно записывать в нем самые приятные, самые неприятные или такие события, с которыми подросток благополучно справился, сделав что–нибудь хорошее тому, кому было грустно, скучно, кто плакал или сильно расстраивался. Дневник может иметь такую форму:

Инструкция. Что плохого случилось у тебя только что? Что хорошего произошло у тебя недавно? Каковы были твои успехи? Были ли неудачи и почему?

Можешь ли ты сказать, что неудачи и успехи чередовались? Какой день был самым удачным и что ты сам сумел сделать хорошего?

Какое твое настроение возможно в будущем и что ты для этого сделаешь?

Ниже предлагается другой вариант анализа своего эмоционального состояния. Можно выбрать тот, который больше нравится.

Обрати внимание на то, почему у тебя возникает плохое настроение, мог ли ты сам быть причиной этого. Можешь ли ты после ведения дневника в течение месяца кому–нибудь рассказать, как меняется настроение, если ты наблюдаешь за собой?

Инструкция. Внимательно проследи, какое настроение было у тебя в течение недели, и обведи кружочком то или иное слово. Добавь что–нибудь еще, если посчитаешь нужным. Будь искренним. Заполняй дневник постоянно. Примерно через три недели ты обнаружишь, что научился справляться с плохим настроением, потому что начнешь понимать, почему оно возникает (см. в приложении 4 дневник подростка о его самочувствии за неделю).

Автобиография – описание своей жизни, главных событий, ставших своеобразной точкой отсчета начала каких–либо изменений. Можно продолжать писать автобиографию спустя какое–то время в связи с аналогичным событием. Подросток заметит, что эти события будут восприниматься совсем по–разному. Основная цель написания автобиографии – быть искренним с самим собой. Кроме этого, написание автобиографий помогает подростку адаптироваться в новых условиях, «впуская свое прошлое в настоящее». Подросток может драматизировать события, неадекватно воспринимать настоящее. Но в конце концов автобиография помогает личности быть идентичной.

Релаксация – это расслабление. Связь мышления и моторики отмечали задолго до появления медитативных техник в России, ставших популярными. В теории идеомоторного акта У. Джеймс подчеркивал связь мыслей и движений. Идеи рождают изменение в мышцах. Снятие мышечного напряжения влияет на изменение чувств. Приверженцы релаксации полагали, что напряжение создает мышечную броню, мешающую свободному проявлению чувств. Невозможность вести себя естественно, скованность и зажатость создают еще большее напряжение. Подростку надо научиться вовремя снимать напряжение. Этого возможно достичь с помощью релаксации. Релаксацию можно проводить в любое время дня и в любом месте. Как это можно сделать?

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. 3атем постарайтесь почувствовать каждый палец на руках, постепенно поднимаясь к локтю, плечу, голове, другому плечу. Мысленно задержитесь на локте другой руки, мизинце, безымянном, указательном и большом пальцах, затем спуститесь к бедру, голени, пальцам одной ноги, затем – другой, как бы завершив полный круг, ощущая тепло на каждом участке тела, куда мысленно обратился взор. Если расслабиться не удается, надо глубоко вздохнуть и направить воздух на воображаемую мышцу. Особое внимание следует обратить на мышцы шеи, головы и лица. Расслабьте лоб, щеки, подбородок, разожмите зубы, приоткройте рот. Не надо контролировать мышцы лица. Появляется ощущение свободы и парения. Возникает полная расслабленность. Для возвращения в реальное состояние необходимо вспомнить, где вы находитесь, как выглядит комната.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам В этом разделе книги подведем некоторые итоги и остановимся на методах помощи подросткам, их родителям и учителям. Индивидуальные методы помощи включают такие средства, которыми может

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

От детей к подросткам Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является следствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендации при расстройстве функций лимбической системы Для себя1. Проводите больше времени вместе: общение играет важнейшую роль в отношениях между людьми. Вам надо проводить больше времени с вашим партнером. Чем меньше вы бываете вместе, тем слабее ваша

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

Рекомендации при расстройстве функций базальных ганглиев Для себя1. Уничтожайте «тараканов-прорицателей»: если все время ожидать и предсказывать неудачу, боль или несчастливое завершение любого дела, можно серьезно подорвать ваши отношения. Для хороших отношений

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Рекомендации при расстройстве функций префронтальной коры Для себя1. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите: четкое понимание целей для взаимоотношений очень важно. Многих из посещающих наши занятия я прошу в течение двух минут записать цели их совместного пребывания.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Рекомендации при расстройстве функций поясной системы Для себя1. Замечайте, когда вы начинаете фиксироваться на мысли или поведении. Первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг навязчивых мыслей или поведения, - заметить, что вы в него заходите. Если вы отдаете себе

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Рекомендации при расстройстве функций височных долей Для себя1. Используйте всякого рода напоминания, чтобы не дать отношениям засохнуть. От такого рода воспоминаний и знаков зависит, чувствует ли ваш партнер, что вы его любите и что он вам нужен, или, наоборот, что он для

Из книги Откровенный разговор про это с подростком автора Котенёва Анна Николаевна

На помощь! Что такое помощь? О применении системной работы с расстановками в супервизиях и консультировании комплексных систем (помощников). Кристине Эссен и Гуни-Лейла Бакса В связи с тем, что в течение последних 20 лет предложение медицинских и психосоциальных услуг

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

5.2. Психологическая помощь подросткам во временных и постоянных коллективах Как мы видели, в литературе указано несколько техник психологической помощи, основанных на различных теоретических подходах. Рассмотрим вид психологической помощи, при оказании которой

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

5.3. Психологическая помощь подросткам с эмоциональными нарушениями Сначала раскроем понятие эмоций, а затем рассмотрим возможности коррекции их у подростков.Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, что-то – нет. Одни

Из книги Нажми на кнопку «Пауза» [Уникальная методика управления собственной жизнью] автора Ширран Мартин

Из книги автора

§59. Настроения Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект: человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к определённым объектам, мы замечаем и другого рода

Из книги автора

СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ ОТ СЕКСОЛОГА На протяжении всей жизни каждому из нас в той или иной ситуации необходим грамотный, толковый, своевременный совет. От близкого человека, специалиста, друга. Сфера интимного развития и сексуальных отношений очень тонкая и деликатная сфера,

Из книги автора

Дать подросткам эмоциональный выход Мегги – моя клиентка – рассказала мне историю, как она работала с помощью ТЭС со своей 16-летней дочерью, у которой возникли проблемы в школе. Раньше они обе уже вполне успешно использовали таппинг и всегда оставались довольны

Из книги автора

Глава 8 Как помочь детям и подросткам научиться заботиться о себе Некоторое время назад я открыла для себя, что как бы хорошо ни была проведена работа с клиентом, всегда чего-то еще не хватает. Это что-то, как я поняла, состоит в научении самостоятельно заботиться о своем

Из книги автора

Глава 10. ТКП – детям и подросткам. Гэй Джонс, магистр гуманитарных наук, бакалавр педагогики (диплом с отличием) Гэй Джонс, недавно назначенная руководителем проектов Зоны действия образования, в течение более 20 лет специализировалась на усовершенствовании работы

Введите e-mail адрес:

С подростками иногда бывает очень трудно ужиться. Они бывают шумными, создают беспорядок в доме, не соглашаются с установленными правилами и постоянно просят у вас деньги на карманные расходы. Но все это было бы не так страшно, если бы у них не случались бы так часто перепады настроения, которые вызывают у родителей беспокойство за эмоциональное здоровье ребенка.

Часто поведение подростков кажется родителям настолько опасным, что они готовы прибегнуть к помощи психолога. Однако недавние исследования подтверждают, что подростки могут испытывать перепады настроения, и это вполне нормально для данного возраста. Со временем такие перепады в большинстве случаев исчезают.

Как утверждают психологи, в раннем юношеском возрасте поведение детей наиболее неустойчиво, но постепенно оно стабилизируется. Как самим подросткам, так и их родителям и учителям нужно понять, что перепады настроения в этом возрасте нормальны, и не всегда являются поводом для беспокойства.

Однако бурное поведение наблюдается не у всех подростков: некоторые из них не проявляют резких изменений в поведении. Исследователи считают, что подростки, чье настроение с возрастом сильно меняется, требуют пристального внимания. Ранее считалось, что перепады настроения у подростков связаны с эмоциональными, поведенческими и межличностными проблемами, но это не всегда так.

Психологи провели исследование, в котором приняли участие около 500 подростков в возрасте от 13 до 18 лет. 40% испытуемых были склонны к проявлениям плохого поведения. На протяжении 5 лет подростки вели интернет-дневник, в котором периодически писали о своих чувствах. Ежедневно они оценивали силу таких эмоций, как счастье, злость, грусть и беспокойство. Затем исследователи анализировали эмоциональное состояние подростков и выявляли общие закономерности.

Было обнаружено, что со временем такие эмоции, как счастье, злость и печаль, становились менее интенсивными. Среди девочек в целом наблюдался более разнообразный спектр эмоций, чем среди мальчиков, однако изменения в эмоциях происходили примерно в одинаковом темпе. К 18 годам эмоциональные перепады у большинства испытуемых сменялись более стабильным поведением.

Исследователи отмечали постепенную стабилизацию эмоций у подростков в связи с различными жизненными этапами, такими как первые романтические отношения, первый разрыв отношений, первые споры с родителями по поводу того, когда возвращаться домой, и т. д. Также они отмечали, что со временем подростки все лучше и лучше справлялись с перепадами настроения.

Единственная эмоция, которая, по словам исследователей, не соответствовала общей тенденции и не стабилизировалась с возрастом – это беспокойство. Его колебания связаны с тем, что подростки оканчивают школу и выбирают свой жизненный путь. Поэтому испытывать беспокойство в таких условиях – вполне нормально.

Вы не можете знать наверняка, почему ваш ребенок вспылил за семейным ужином или почему он постоянно спорит с бабушкой. Но, возможно, вам будет спокойнее от того, что во всем мире родители подростков сталкиваются с такими же проблемами.

Сложным детям свойственны перемены настроения. Воспитывая таких детей, очень важно уметь читать их настроение и знать, как его изменить.

Вам наверняка известно, что такое дурное расположение духа, - сами впадали в такое состояние. Например, у вас бывали дни, когда хочется послать всех к черту, когда в разговоре с собеседником вы односложно отвечаете: «Похоже», «Когда угодно» или «Неплохо».

А бывает, что вы светитесь счастьем и у вас легко на душе. Но кто-то говорит вам что-то такое, отчего вы снова расстраивались. И вы снова отвечаете: «Все равно», «Все хорошо» или «Все будет прекрасно», правда тон при этом совсем не веселый.

Почему у ребенка быстро меняется настроение?

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать всё о переменах настроении. Вам когда-нибудь доводилось посмотреть на сына, вернувшегося из школы мрачнее тучи, и подумать про себя: «Да, денечек будет не простым, однако...» (или что-то похожее на это)? А когда ваша дочь проснется в плохом настроении, вы говорите себе: «Она встала не с той ноги, не жди ничего хорошего...» (я угадал?).

Нас всех касаются перемены настроения. Но родителям сложных детей необходимо стать специалистами в деле создания перемен настроения.

Вот в действительности вещь, которую нужно знать в первую очередь.

Когда вы не в духе, вы и мир воспринимаете соответствующим образом. То же самое происходит с ребенком. У него не большой выбор - он либо раздражен и сердит, либо надут и отключен от окружающего мира. Радость в таком состоянии для него недоступна. Если вы считаете, что сложный ребенок быстро изменит гнев на милость и при этом не потребуется ничего глобального, то вы витаете в небесах.

Давайте повторим ключевую идею: пока вы не измените настроение своего ребенка, вы не сможете изменить его поведение.

Настроение связано не только с событиями дня. Оно также зависит от химических процессов, протекающих в мозге и организме в целом. Невидимый мир химических процессов может менять наши эмоции. Когда родители слышат об этом, они часто издают вздох облегчения: ага, понятно, почему вдруг ни с того ни с сего меняется поведение.

Какие химические элементы влияют на работу мозга?

Родителям сложных детей вовсе не обязательно становиться экспертами в области нейрохимии и психологии, но знать о некоторых важных химических элементах, влияющих на работу мозга, им необходимо. Эти знания способны изменить отношения в нашей семье.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно реже, - это адреналин и кортизол.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно чаще, - это дофамин и серотонин.

Действие адреналина

Адреналин виновен в возбуждаемости, по крайней мере частично. Жизнь на адреналине заставляет людей безрассудно сжигать свои силы. Он делает людей менее сговорчивыми, и он усложняет перемену настроения у детей.

Когда выбрасывается много адреналина, мозжечок (зона «дерись/беги») становится очень активным. Фактически, настолько активным, что подавляет другие зоны мозга. Возможно, вам это знакомо: кто-то с самого утра наговорит вам кучу неприятностей, и вы не можете успокоиться весь оставшийся день. Частично это объясняется тем, что вам угрожали - следовательно, произошло повышение уровня адреналина, и механизм «дерись/беги» включился.

А что с детьми? Выброс адреналина в организм девочки - и попытка изменить ее поведение становится пустой тратой времени до тех пор, пока его содержание не понизится. О том, что у сложного ребенка произошел выброс адреналина, можно определить по четким признакам.

Понизить уровень адреналина легче всего в семьях, придерживающихся определенного распорядка. Давая четко и спокойно понять ребенку, что «мы в таких ситуациях поступаем таким образом», вы помогаете ему почувствовать себя в безопасности. Спокойно проводимое время также помогает.

Время от времени вам, возможно, даже захочется повысить уровень адреналина, ведь он является отличным антидепрессантом. Это можно сделать с помощью заданий на определенное время. Например, скажите ребенку: «Давай посмотрим, успеем ли мы привести в порядок комнату за десять минут, а потом поиграем».

«Кортизоловые ковбои»

Кортизол - еще один важный нейрохимический элемент, за которым стоит следить. Кортизол - это гормон стресса, он высвобождается вместе с адреналином. Что, ужасно? Подавленный и возбужденный одновременно!

Кортизол понижает речевую активность. Вам приходилось терять дар речи (допустим, некоторое время вы не могли выразить свои мысли словами)? Это происходило потому, что кортизол наполнял так называемое поле Брока - мозговой центр речи, - блокируя его на время. Сложные дети, находясь в состоянии стресса, почти всегда имеют проблемы с выражением своих мыслей. Вот почему вы слышите односложное мычание, особенно со стороны подростков.

Кортизол также снижает способность людей менять тактику. Он делает их раздражительными и брюзжащими. Человек не может фильтровать информацию - отбрасывать не относящиеся к теме факты, - что частично объясняет, почему, находясь в стрессовом состоянии, мы испытываем трудности в выборе приоритетов.

Понижение уровня кортизола обещает спокойную и счастливую жизнь. Что надо сделать для этого? Очень важно, чтобы жизнь ребенка была лишена насилия, насмешек и унижения. Полезно также соблюдать семейные правила и ритуалы. Обязательно убедитесь в том, что сложный ребенок не потребляет слишком много сахара и пьет достаточное количество воды - при этих условиях содержание вредного гормона понижается. Уровень кортизола, как и адреналина, понижает крепкий и спокойный сон.

С повышением кортизола связывают флуоресцентное освещение. Семьям со сложными детьми следует избегать такого освещения.

Что влияет на настроение ребенка?

Диета

Еда - мощный наркотик, и вы это знаете! Вот почему мы так любим ходить в рестораны, есть дорогие блюда и пить прекрасные вина.

Один из самых быстрых способов изменить настроение детей - накормить и напоить их. Стакан обыкновенной воды понижает уровень кортизола. Если у вас нет ничего другого, что вы можете предложить находящейся в расстроенных чувствах дочери, предложите ей выпить воды. Если она откажется, выпейте сами. Вам она тоже нужна.

Джулия Росс в своей замечательной книге «Исцеление настроения» пишет о важности увеличения белков и сокращения углеводов в блюдах на завтрак. Такой завтрак повышает концентрацию внимания и улучшает память. Диета, насыщенная аминокислотой под названием триптофан, также предупреждает стресс. Триптофана много в таких продуктах, как мясо индейки, постная говядина и миндаль. Эти продукты повышают уровень триптофана в крови. Триптофан в организме синтезируется в серотонин. В ваших силах предложить сложным детям природный антидепрессант, посадив их на подобную диету.

Диета будет особенно эффективной, если вы одновременно сократите количество кофеина и заменителей сахара в продуктах и напитках, которые потребляют ваши дети.

Движение

Чем больше я работаю со сложными детьми, тем больше склоняюсь к тому, что тело обладает памятью. Кажется, особенные позы и положения «включают» специфическую память. Можете не сомневаться, ребенок, согнувшийся за письменным столом в три погибели, легко вспомнит состояние усталости, а тот, кто изобразил гримасу на лице, скорее всего, вызовет в памяти гнев или страх.

Частично изменить настроение можно при помощи перемещения ребенка из одного места в другое. Только не надо пихать и тащить его, просто скажите: «Вижу, ты расстроен. Мне нужно пойти на кухню, пойдем со мной, и ты все мне расскажешь». Перемена места часто означает перемену модели состояния.

Серьезное обсуждение чувств ребенка во время движения вряд ли будет продуктивным. Идя рядом с ним и слушая, что у него случилось, вы не решите проблемы как таковой, но, возможно, подходы к решению будут найдены.

Музыка

Миллионы тинейджеров не могут ошибаться: музыка действительно меняет настроение, а от взрослых добавим: и функционирование мозга.

Музыка активизирует мозг - она мощным образом влияет на эмоции, усвоение знаний и анализ. Некоторые исследования обнаружили, что музыка Моцарта связана с повышением уровня образованности: учащиеся, которые слушали Сонату для двух фортепьяно в до-мажоре в течение десяти минут, повысили показатели абстрактного и пространственного мышления во время тестирования. Классическая музыка, как было замечено, ассоциируется с расслаблением.

Прослушивание музыки меняет мозговую организацию: электроэнцефалограмма четырехлетних детей, которые ежедневно по часу слушали классическую музыку, показала большую умственную последовательность. Дети больше времени находились в альфа-состоянии, т. е. были спокойны, расслабленны и сообразительны.

Полезно также обучение игре на музыкальных инструментах. Например, игра на пианино повышает пространственное понимание и развивает способность продумывать свои шаги. Обучение музыке повышает умение слушать и улучшает память.

Постарайтесь найти подходящие инструменты для вашего ребенка. Например, освоение кларнета, пианино и электрогитары требует мелкомоторных навыков, а трубы и ударных - крупномоторных. Игра на музыкальных инструментах часто оказывается сильнейшим способом выражения чувств, описать которые словами бывает очень трудно, почти невозможно для многих детей. Повторяющиеся движения, связанные с игрой на инструментах, могут также поднимать уровень дофамина.

Музыка в доме во время завтрака или после возвращения из школы сообщает детям, что они уже в другом месте (т. е. не в школе), и помогает им изменить настроение.

Телевидение и видео

Телевидение отлично меняет настроение. Те, кто плюхается перед экраном в мягкое кресло и мгновенно отключается, знают об этом.

Девяти-двенадцатилетние дети проводят перед телевизором феноменальное количество времени. Двадцать два процента детей смотрят телевизор более трех часов в день, а четырнадцать процентов еще не менее трех часов играют в компьютерные игры.

Телевидение моделирует импульсивные поступки. Появление героя с пассивным характером в современных телесериалах сейчас немыслимо, и на детях это, конечно, отражается.

Тестирование более миллиона студентов Израиля обнаружило сложную связь между просмотром телевидения и образовательными способностями. Небольшое количество времени, проведенного перед экраном (не более 1,4 часа в день или 10 часов в неделю), положительным образом влияет на академические достижения; превышение лимита уже отрицательно сказывается на процессе обучения. Особенно это касается детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Допустимое количество времени перед телевизором изменяется в соответствии с возрастом. Исследования показывают, что длительный просмотр мультфильмов значительно ослабляет концентрацию внимания у детей в возрасте до двух лет. Девятилетний ребенок может смотреть телевизор до двух часов в день, тринадцатилетний - полтора часа, а для семнадцатилетних подростков идеальное время у экрана сокращается до получаса в день. Как видите, всё наоборот.