Меню

Какие дети относятся к группе социального риска. Дети группы риска: основные характеристики

Волосы/Прически

«Социальные критерии отнесения детей к группе риска»
«Дети группы риска»: что стоит за этим термином???

Кдетям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения. Ученые и практики к группе риска относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать ребенком из «группы риска».

Но ваше вни­мание сегодня я хочу обратить на ту часть «детей группы риска», чьи проблемы связаны с социально-психологической дезадаптацией.
Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и со­циальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адапта­ции реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскры­вается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое соци­альное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.

Термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаи­модействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой, появился сравнительно недавно в отечественной , большей частью психиатриче­ской, литературе.

Пусковым механизмом этого про­цесса является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индиви­дуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не по­зволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации.
Социальные причины отнесения детей к «группе риска»
Социально запущенные дети

Социально запущенные дети - это дети, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально запущенные дети – это дети, поведение которых является преимущественно следствием отсутствия правильного воспитания, вредного влияния среды, беспризорности и сиротства. Число таких детей обычно резко увеличивается в связи с последствиями войны, голода, бе­женства и вообще социальных потрясений. Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок . Развиваясь в социаль­но неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Социально незащищенные дети

Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических и социальных.

Ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Примером социальной незащищенности можно назвать детскую безнадзорность.

Девиантное поведение детей

В психологической литературе девиантным называется по ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ ственных норм, либо как ошибочный ан­ тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются - трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Социальная норма - исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившим данном обществе нормам. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения:


  • ан­тисоциальное (делинквентное) поведение,

  • асоциальное (амораль­ное) поведение,

  • аутодеструктивное (саморазрушительное) пове­дение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, про­тиворечащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распростра­нены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными , воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) преоб­ладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выпол­нения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее бла­гополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бро­дяжничество, иждивенчество. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, ложь, во­ровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение.

Аутодеструктивное (Саморазрушительное поведение) - это по­ведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазру­шительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веще­ствами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в де­структивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Педагогически запущенные дети

Запущенность педагогическая - это интегративное понятие . С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психи­чески здорового, который, однако, не обладает необходимыми зна­ниями, навыками и умениями, а с другой стороны - недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональ­ной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка

Две части проблемы могут служить источ­ником педагогической запущенности ребенка и младшего школь­ника. Педагогическая запущенность может быть порождена непра­вильным развитием самого ребенка, у которого нет необходимых для его возраста знаний, умений, навыков. В этом состоит как бы «личная вина» ребенка.

В то же время - не в одном ребенке дело. Взрослые также повинны в появлении педагогической запущенности. Это вызы­вается, как показывают многочисленные исследования, невер­ными действиями со стороны родителей, родственников, педа­гогов, психологов, медиков. И нельзя с полной уверенностью сказать, какая из этих сфер способна оказать большее негативное воздействие на формирование и развитие личности. Причем, чаще всего обе эти сферы существуют в неразрывной связи друг с дру­гом, подталкивая ребенка к этому состоянию.
Дети – сироты, опекаемые дети

Это группа детей тоже относится к «группе риска», т.к. таким детям, конечно же, нужно больше внимания и заботы со стороны работников общеобразовательных учреждений.

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальная сирота - это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Лишены родительских прав;

Ограничены в родительских правах;

Признаны безвестно отсутствующими;

Недееспособны (ограниченно дееспособны);

Отбывают наказание в исправительных колониях;

Обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

Уклоняются от воспитания детей;

Отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

В этом случае заботу о детях, т.е. попечительство, берет на себя общество и государство, в лице учреждений и лиц, заменяющих родителей. Таковыми могут быть опекуны, приемные родители, приют, дом ребенка, детский дом.


Дети - инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию , передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения , общения, трудовой деятельности в будущем.

Типичные трудности детей и подростков «группы риска»


  • взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

  • взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

  • формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

  • внутреннее («психологическое») одиночество, невыра­женность, непонятность другими;

  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

  • обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

  • переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообла­данию и обладанию ситуацией;

  • неорганизованность;

  • зависимость от других, низкая сила своего «Я»;

  • трудности в обучении;

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

  • трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;

  • отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

  • чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.

Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении "аутсайдеров" в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов. Вышеперечисленные группы детей в

Имеет несколько направлений по работе с группой риска, в которую включено несколько категорий людей. В данной статье мы рассмотрим основы работы, общения и цели. Для начала предлагаем определить, что это - группа риска? Какие категории людей в нее входят?

Определение и категории

Группа риска - это такая категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению. Такие люди в одиночку редко могут преодолеть все свои проблемы, именно для этого с ними ведется определенная работа. Социальные работники стараются помочь решить все жизненные неурядицы, найти путь к восстановлению социального положения.

Группа риска - это:

  • дети с трудным поведением;
  • беженцы;
  • умственно неполноценные;
  • бездомные;
  • одинокие и многодетные мамы;
  • престарелые;
  • неполные семьи;
  • дети-сироты;
  • подвергшиеся какому-либо насилию;
  • инвалиды;
  • наркоманы;
  • преступники;
  • социально неадаптированные люди (со сложностями в общении);
  • аморальные семьи.

Основы социальной работы с семьями из группы риска

Группа риска - это определенный контингент, который не может соответствовать требованиям настоящей социальной семьи. Эти требования таковы:

  • решение повседневных проблем всех членов семьи;
  • рождение и полноценное воспитание детей;
  • поддержка недееспособных;
  • обеспечение психологической, физической, экономической, моральной и социальной защиты для всех членов семьи.

Социальные работники помогают в решении проблем семьям:

  • воспитывающим усыновленных детей, детей-инвалидов, имеющих на попечении инвалида-родственника;
  • семьям военнослужащих;
  • семьям многодетным, неполным, одиноким мамам;
  • асоциальным семьям;
  • безработным;
  • мигрантам и беженцам.

Люди группы риска получают от социальных работников необходимую помощь в восстановлении семейных отношений, решении повседневных проблем и затруднений, моральную поддержку, ценные наставления, патронаж, путь к достижению положительных результатов и их закрепление, ориентацию на дальнейшее существование.

Работниками социальных служб выполняется следующий функционал:

  1. Диагностика группы риска. То есть выявление потенциала семьи или человека в отдельности, изучение его потребностей и особенностей.
  2. Охранно-правовая функция - обеспечение социальных гарантий, правовая поддержка, помощь в реализации права и свободы.
  3. Организация семейного общения, социального досуга, совместной деятельности и творчества.
  4. Оказание психологической и моральной помощи, поддержка и патронаж.
  5. Моделирование определенных ситуаций, пути их решения.

Работа с группой риска - это организованная деятельность, которая направлена на помощь небольшим группам людей, которые нуждаются в определенной помощи извне.

Социальная работа с людьми из группы риска

Социальная защита семьи:

  • денежные выплаты (на рождение, воспитание ребенка - пенсия по потере кормильца, социальные пособия);
  • льготы: жилищные, медицинские, налоговые, кредитные, трудовые и так далее;
  • консультирование: психологическое, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское, родительский всеобуч.

Социальная поддержка при болезни, потере близкого человека:

  • поддержка, направление и наставление подростков, помощь в профессиональной ориентации;
  • консультации по вопросу обучения и трудоустройства;
  • выплата пособий во время поиска работы;
  • социальная и психологическая помощь.

Социальное обслуживание - это материальная, психологическая и реабилитационная помощь людям, оказавшимся в трудном положении. К данной категории относятся:

  • несовершеннолетние родители;
  • многодетные, бездетные и неполные семьи;
  • педагогически несамостоятельные родители, семьи, где жестоко обращаются с детьми, конфликтные семьи с неблагоприятным психологическим климатом;
  • семьи, в составе которых имеются криминогенные и аморальные личности;
  • вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные.

Задачи

Основные задачи социальных работников заключаются в следующем:

  1. Выявление причин, по которым семья или человек попали в группу риска, какая нужна помощь от службы.
  2. Предоставление необходимой социальной помощи.
  3. Помощь в решении проблем социального характера, в том числе и моральная.
  4. Патронаж и поддержка при реабилитации.
  5. Социальный патронаж.
  6. Анализ конкретной ситуации и пользы предоставленной помощи.

Работа с группой риска состоит из нескольких этапов.

Первичное изучение семьи

Первым делом работники проводят изучение семьи. В процедуру входит:

  • выявление состава (наличие детей, полная или нет);
  • анализ отношений в семье, внутренних и внешних;
  • наблюдение за семьей со стороны;
  • определение ценностной ориентации;
  • выявление условий жизни, быта и материального положения;
  • выяснение состояния здоровья всех членов семьи, их особенностей.

При первом знакомстве с семьей специалист проводит беседы с каждым из членов, может попросить пригласить близких друзей и родственников.

Беседы с группой риска

Проводить беседы можно как в определенном учреждении, так и на дому. При беседе, если она проходит с ребенком или его родителями, могут присутствовать педагоги, психологи.

Первым делом необходимо ознакомить с темой беседы, начинать лучше с простых вопросов, например: "Как день прошел? Как настроение?" и так далее.

Первая беседа не должна длиться более часа.

Требования к беседе

  1. Определение цели проводимой беседы.
  2. Определение основных вопросов, которые будут заданы.
  3. Убеждение собеседника в том, что разговор пойдет ему на пользу.
  4. Формулировки нужно излагать точно и понятно.

Первым делом нужно проанализировать, готов ли собеседник к беседе. Если нет, то нужно его настроить на дружелюбный тон, начиная с обыденных вопросов. Когда есть уверенность, что собеседник внимательно слушает, можно переходить к основному опросу.

Группа риска - это особая группа людей, к которым необходим определенный подход.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

    медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

    социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

    психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

    педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

В данной работе раскрыта сущность понятия "дети группы риска", охарактеризованы причины попадания детей в "группу риска", психологические особенности "детей группы риска" разбитые на возрастные категории: ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст, дети подросткового возраста, старшеклассники

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дети группы риска».

Введение. . . . . . . . . . . 2

Сущность понятия «дети группы риска» . . . . . . 3

Причины попадания детей в «группу риска» . . . . . 4

Психологические особенности «детей группы риска» . . . 5

Ранний и дошкольный возраст. . . . . . 5

Младший школьный возраст. . . . . . . 7

Дети подросткового возраста. . . . . . . 9

Старшеклассники. . . . . . . . 11

Заключение. . . . . . . . . . 13

Библиографический список. . . . . . . . 14

Введение

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.

Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.

Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.

Сущность понятия «дети группы риска»

В настоящее время к атегория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внеш ним воздействиям со стороны общества и его криминальных эле ментов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

  1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

  3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;

  4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Причины попадания детей в «группу риска»

Для решения вопросов оказания психологической и социаль но-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам не обходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоя тельства жизни этих детей:

  1. пьянство одного или обоих родителей;
  2. асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, во ровство, проституция и пр.);
  3. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  4. сексуаль ное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  5. убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
  6. отбывание одним из родителей срока тю ремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголиз ма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (по бои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);
  7. остав ление малолетних детей одних без пищи и воды;
  8. отсутствие кры ши над головой, скитание вместе с родителями без средств к су ществованию и отсутствие постоянного места жительства;
  9. побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Психологические особенности «детей группы риска»

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика «детей группы риска». И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в се мьях. У них отмечаются замедленный темп психического разви тия, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллекту ального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, п о зднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Ранний и дошкольный возраст

Дети дошкольного возраста в учреждениях социальной и пси холого-педагогической поддержки детства отличаются понижен ной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации труд но переоценить; поэтому замена семьи жизнью в учреждении ока зывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В даль нейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и разви тие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудня ет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей из домов ребенка бедны и невыразительны.

В исследованиях Н.Н. Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предпо ложить, что развитие чувства самоидентичности у детей, воспи тывающихся вне семьи, наступает намного позднее, чем у детей, которые растут в семье. По данным Т. П. Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гор дость за достижение – такое важное личностное новообразова ние дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. У детей, воспитывающихся вне семьи, отсутствуют интерес к оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности, по требность в положительной оценке, они не умеют дифференци ровать успешные и неуспешные действия, одобряемое и неодобряемое поведение.

Недостаток внимания со стороны взрослого в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приво дит к отставанию в развитии речи, утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии.

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоцио нальной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, пло хо дифференцируют их, имеют ограниченную способность пони мать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внима ние и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте являются нарушения самостоятельности – от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению.

У этих детей нарушается представление о временных характе ристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение. Борьба за новую идентичность при поступлении их в детское уч реждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Выход за рамки настоящего, в котором, эти дети проживают, и в прошлое, которое они уже прожили является главным условием приобретения жизненной уверенно сти и новой идентичности, условием бегства из порочного круга психической депривации.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной не равномерностью и несбалансированностью видов мышления. Пред метное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербаль ное мышление может при этом достигать возрастных норм, а не вербальное мышление значительно отстает, так как оно фор мируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у воспитанников учреж дений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди телей, имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками психической развития. Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнооб разие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что ску дость, ограниченность чувственного опыта у детей, воспитываю щихся вне семьи, отрицательно сказывается на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изоб разительной деятельности, в недоразвитии невербального интел лекта. Любой вид мышления требует для своего развития практи ки решения задач, проблемных ситуаций и т.д. Эта практика чрез вычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без ро дителей, отличаются от своих сверстников из полноценных се мей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со свер стниками.

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и свер стниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятель ностью. Дети оказавшиеся без попечения родителей, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в учреждения социально-педагогической поддержки, не знают, как играть с игрушками, как играть в игры. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Пробелы в развитии игровой деятельности, как и в общем пси хическом развитии детей, с раннего возраста воспитывающихся вне семьи, часто бывают столь значительны, что обычные воспи тательные воздействия и занятия оказываются малоэффективны ми. К работе с этими детьми необходимо подключать психолога, который пользуется системой развивающих и психокоррекционных игр применительно к разным возрастам, использует разные виды игр: дидактические, ролевые, сюжетно-ролевые, игры с правилами, подвижные игры, игры-драматизации. Помимо этого психолог использует в работе игры, направленные на развитие мышления, воображения, памяти, внимания и т.д.

Младший школьный возраст

Дети группы риска младшего школьного возраста имеют от клонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посеща ют школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюда ется задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуля ции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школь ников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

У детей, приходящих в начальную школу из детских домов, приютов, кризисных центров, использованы далеко не все воз можности дошкольного возраста для их развития. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассни ков. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет. Такое начало учения связано с социальной ситуацией этих детей. Редко когда дети группы риска посещают детское образовательное учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учеб ные принадлежности.

Дети, пришедшие в школу-интернат или общеобразователь ную школу из дошкольного детского дома, в большинстве случа ев оказываются достаточно хорошо подготовленными к школе, у них сформировано умение классифицировать объекты и явления, они умеют читать или различать буквы, словарный запас у них достаточен для их возраста.

При приходе в школу из приюта, кризисного центра дети ока зываются слабо подготовленными к обучению, так как за корот кий срок пребывания в них невозможно подготовить детей к обу чению в школе. Поэтому такие дети оказываются слабо мотивиро ванными к учению (у них не сформирована внутренняя позиция школьника, отсутствуют произвольность поведения, навыки об щения и взаимодействия и т.д.).

По данным исследований А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из детских домов, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. В лучшем слу чае им доступны простейшие игры-манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте гово рит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся вос полнить.

Рисунки младших школьников, воспитывающихся вне семьи, отражают влияние депривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрос лых, всем окружающим миром.

Дети из учреждений социально-педагогической поддержки проявляют в младшем школьном возрасте повышенную готов ность выполнить любое задание учителя, воспитателя, взросло го. Исполнительность воспитанников облегчает в дальнейшем их обучение. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслу жить его похвалу настолько велико у первоклассников из дет ского дома, интерната, приюта, что оно лежит в основе готов ности детей выполнять учебные задания учителя. В то же время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения учени ка к учителю, что отрицательно отражается на формирований полноценной учебной деятельности и развитии личности млад шего школьника.

Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляет само стоятельности ребенку.

Дети подросткового возраста

Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, слож ностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, про явлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого чело чка. Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

  1. информация о современной жизни ; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);
  2. сочетание свободы и ответственности в деятельности ; под росткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослы ми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
  3. принятие себя (своего физического Я, характера, особен ностей, эмоций и т.д.);
  4. обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

Характеристика современных детей группы риска в подростко вом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, под ростки группы риска имеют следующие особенности:

  1. отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, по знание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;
  2. проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;
  3. эмоциональное отвержение подростков со стороны родите лей и одновременно их психологическая автономия;
  4. среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;
  5. «подкрепление» потери ценности образования для подрост ков группы риска – те , кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;
  6. повышенный уровень тревожности и агрессивности;
  7. стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;
  8. искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуа ции переживания риска и т.д.).

Психологи (Л.С. Выготский и др.) выделили основные груп пы главных интересов подростков. К ним относятся:

  1. эгоцентри ческая доминанта – интерес к собственной личности;
  2. доминан та усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, ху лиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.;
  3. доми нанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д. Б. Эльконина, ко торый выделил симптомы развития. К ним относится возникно вение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, уп рямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уве ренность в том, что все самое интересное происходит вне шко лы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, тайные тетра ди, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выра жают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возник новению неформальных подростковых сообществ.

По данным А.Л. Лихтарникова у подростков, лишенных ро дительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нор мальных семей. Наиболее распространенными, ответами подрост ков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещ ные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компен сировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родитель ского попечительства, 43 % отмечают минимум признаков счаст ливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нор мальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70 %. Выхода из состояния одиночества не видят толь ко 1 %, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситу ациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого из менения у многих подростков неконструктивны (например, вы пить, покурить, пойти погулять и т.д.).

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Здесь понятие «беспомощность» рассматривается как то состо яние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состо яние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изме нить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстника ми; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Старшеклассники

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе рис ка, характеризуются особым процессом социализации. Они про живают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников этих учреждений характерны сле дующие специфические особенности:

  1. неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности ус тановления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужден ность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  2. нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать дру гих, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
  3. низкий уровень социального интеллекта, что мешает пони мать общественные нормы, правила, необходимость соответство вать им;
  4. слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
  5. потребительская психология в отношениях к близким, госу дарству, обществу;
  6. неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие посто янных друзей и поддержки с их стороны;
  7. несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
  8. несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных по требностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
  9. низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
  10. склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веще ствами, обычно без признаков зависимости (курение, употребле ние алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоя тельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Многие из этих детей в это время получают профессиональное образование. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 95 % случаев это профессионально-техническое учи лище или техникум. Получая образование в этих учебных заведе ниях, они попадают в среду приблизительно таких же сверстни ков.

Все они находятся на государственном обеспечении, живут в одном общежитии, в единой культурной и досуговой среде. Про блемы одиночества, ненужности, незащищенности остаются на таком же уровне.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средних специальных или профессиональных учрежде ниях, так как они могут вернуться в привычное окружение попе чительного учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовно сти этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количе ством детей и взрослых не дает возможности самоидентифика ции, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободнее время, как организовать свой быт.

Обедненность общения со взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводит к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и свои ми желаниями и возможностями. Контакты со взрослыми поверх ностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потреб ности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

В старшем школьном возрасте наиболее остро стоит проблема выбора профессии. Все дети группы риска мечтают о хорошей ра боте. Представление о хорошей работе у них особое: они представ ляют ее как ничегонеделание, но получение при этом больших денег.

Поскольку в период пребывания в государственных учрежде ниях социальной поддержки дети практически не имели карман ных денег, то, естественно, любая сумма, которую им называют как зарплату, для них является огромной. Стоимость вещей, необ ходимых для жизни, они не представляют. Прожиточный мини мум для них понятие несуществующее, так как они привыкли к тому, что их кормят, покупают необходимые вещи. Находясь в государственных учреждениях, старшеклассники не представля ют стоимости реальной жизни, не умеют экономить деньги, по купать только необходимое, а не то, что им хочется.

Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попече ния родителей, на полном государственном обеспечении приво дят к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Она проявляется в высказываниях: «Вы нам должны», «Вы обязаны», «Дайте нам...» и т.д. Получая профес сию, дети-сироты мало озабочены тем, хватит ли их зарплаты на проживание на протяжении месяца или нет. В случае нехватки де нег они вновь идут в детский дом, где их покормят, дадут с собой продукты и т.д.

После выхода из детского дома выпускники стараются найти родственников, родных, вернуться в свою семью. Им кажется, что их родители, родственники сразу полюбят их, будут им рады и все будет хорошо. Но в жизни они встречаются с другой карти ной.

Родственники только вначале радуются их возвращению из дет ского дома, родители их не принимают, не хотят, чтобы они жили с ними. Отношения с родственниками не складываются, дети опять остаются в одиночестве. Не имея опыта жизни в семье, они не представляют семейных отношений. Любой человек, который их пожалел, пригрел, кажется им сказочным героем, и сразу у них появляется надежда на то, что все будет хорошо. Они мало что могут предпринять самостоятельно. При получении отдельного жи лья они не могут жить в одиночку, чаще всего уходят жить к друзьям, подругам. Довольно часто такие друзья и подруги живут тоже в неблагополучных семьях. Поэтому такие дети объединяются, про водят время вместе.

Заключение

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Врач психоневролог, дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог. Этим детям требуется медикаментозная терапия, которую осуществляет врач – психолог.

Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения «детей группы риска» со сверстниками и взрослыми, формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.

Так как у «детей группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, память, образного и логического мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве.

В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку.

Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Завершая разговор о «детях группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Библиографический список

  1. Астапов В.М., Обучение и воспитание детей «группы риска». – М., 1996.
  2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». – М., 2006.

  3. Невский И.Л., Колесова JI.C. Подростки «группы риска» в школе. – М., 1996.
  4. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска. – М., 2000.
  5. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2008.

К группам высокого риска можно отнести:

· новорожденных детей, перенесших внутриутробно или сразу после рождения какое-либо заболевание, патологическое состояние (дети с внутриутробным инфицированием, после асфиксии, родовой травмы, гемолитической болезни)

незрелых детей

переношенных детей

детей от многоплодной беременности

К группе повышенного риска можно отнести детей, не имеющих после рождения явной клинической картины заболевания, но с неблагоприятными факторами в биологическом и генеалогическом анамнезах. К таким факторам относятся:

профессиональные вредности и алкоголизм родителей

экстрагенитальные заболевания матери

нарушения режима и питания матери во время беременности

возраст матери моложе 18 и старше 30 лет к моменту рождения ребенка

патология беременности: токсикозы, угрозы прерывания, кровотечения, инфекции

затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, оперативные вмешательства, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, крупный плод

наличие в родословной родственников с аллергической патологией, метаболическими нефропатиями, эндокринными заболеваниями, поражениями костной системы, нервными и психическими болезнями, онкологической патологией, иммунодефицитными состояниями и др.

Наличие этих факторов в анамнезе позволяет распределить новорожденных по следующим группам риска.

1. Группа – новорожденные с риском развития патологии ЦНС

2. Группа – новорожденные с риском внутриутробного инфицирования

3.Группа – новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

4. Группа – новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем

5. Группа – новорожденные из группы социального риска

41 Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

Ребенок от многоплодной беременности,

Недоношенность, переношенность, незрелость,

Перинатальное поражение ЦНС,

Внутриутробное инфицирование,

Низкая масса тела при рождении,

Избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

Рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

Гипотрофия 1-й ст.,

Дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

Аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

Функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

Частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

Понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

Тимомегалия,

Дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.

Вираж туберкулиновых проб

Состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

Состояние после неотложных хирургических вмешательств

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

Таким образом, тактика ведения ребенка с лихорадкой определяется такими факторами, как клинический диагноз, возраст, наличие сопутствующей патологии и собственно значения температуры тела. Так, лихорадка 39,5-40°С для здорового ребенка старше 2-3 мес не таит в себе особой опасности и сама по себе не является абсолютным показанием для снижения температуры тела. Устранение лихорадки как таковой не должно быть самоцелью – в тех случаях, когда снижение температуры показано, ее вполне допустимо снизить на 1-1,5 градуса, что не приведет к подавлению иммунных реакций и в то же время обеспечит улучшение самочувствия ребенка. У здоровых детей в возрасте до 2 мес обязательного снижения требует температура выше 38°С. При изолированной лихорадке у здоровых детей старше 2 мес следует снижать температуру 39-39,5°С. У детей из групп риска (патология ЦНС, декомпенсация соматических заболеваний) необходимо начинать прием жаропонижающих средств при температуре 38,5°С и выше.

Безусловно, жаропонижающие препараты – одни из наиболее широко используемых в детском возрасте лекарственных средств. При этом главным критерием выбора жаропонижающего средства прежде всего является их без-опасность, а не сила действия. Обладающие выраженной антипиретической активностью препараты нередко вызывают у детей состояние гипотермии с температурой 34,5-35,5°С, а иногда – и коллаптоидное состояние. В настоящее время в качестве жаропонижающего средства первого выбора с полным правом рассматривается парацетамол – анальгетик-антипиретик центрального действия, не оказывающий раздражающего действия на слизистую оболочку желудка. Стандартная разовая доза парацетамола, используемая в педиатрической практике, составляет 15 мг/кг массы тела, суточная – 60 мг/кг. Действие препарата при приеме внутрь начинается через 30 минут. Важно отметить, что эффективность парацетамола у детей зависит от следующих факторов:

– правильности дозировки (при изначальном назначении препарата в недостаточной дозе его клинический эффект может оказаться слабее ожидаемого, что заставляет родителей применять дополнительные дозы или комбинировать парацетамол с другими жаропонижающими, что может привести к передозировке и повышению риска нежелательных реакций);

– способа дозирования (так, использование родителями чайной ложки вместо специальной мерной может обусловливать снижение фактически получаемой ребенком дозы препарата, так как многие выпускаемые в настоящее время чайные ложки имеют объем менее 5 мл);

– вкуса и лекарственной формы препарата (нередко дети выплевывают толченые таблетки).

Парацетамол – препарат с высоким профилем безопасности, однако следует помнить, что при его передозировке (возникающей вследствие применения препарата в дозах, превышающих максимальную суточную; при назначении детям лекарственных форм, предназначенных для применения у взрослых; очень длительном применении; приеме в сочетании с активаторами цитохрома Р-450, алкоголем и др.) возможно развитие тяжелого токсического поражения печени и почек (D.W. Smith et al., 1986; K.V. Blake et al., 1988).

Парацетамол выпускается в различных лекарственных формах (суспензия, сироп, растворимый гранулят, таблетки, свечи), каждая из которых имеет свои преимущества. Так, сироп парацетамола для перорального применения легко дозируется, быстро оказывает клинический эффект, не содержит сахара, обладает приятным вкусом, его можно добавлять в детское питание. Действие парацетамола в форме ректальных суппозиториев начинается позже, но длится дольше, поэтому их целесообразно назначать на ночь.

В качестве жаропонижающего средства в педиатрической практике также широко применяется ибупрофен, однако на фоне его применения побочные реакции (диспепсия, нарушение функции печени и почек, головная боль, головокружение и др.) развиваются чаще, чем при назначении парацетамола. Педиатрам следует помнить о том, что при назначении ибупрофена детям с ветряной оспой возможно развитие стрептококкового некротизирующего фасциита (Grammolini et al., 1990; E. Autret еt al., 1997; L. Voss, 2000; D.M. Zerr et al., 1999).

В настоящее время общепризнанным фактом является недопустимость назначения детям в качестве жаропонижающих средств следующих препаратов:

– ацетилсалициловой кислоты (опасность развития синдрома Рея при ОРВИ, ветряной оспе);

– метамизол (опасность агранулоцитоза, стойкой гипотермии);

– амидопирин (высокая токсичность);

– нимесулид (гепатотоксичность, летальные исходы).

Важным практическим вопросом остается проблема одновременного назначения детям с инфекционными заболеваниями жаропонижающих средств и антибиотиков. Из нашего опыта, при отсутствии абсолютных показаний к снижению температуры тела, при проведении антибиотикотерапии желательно избегать назначения жаропонижающих средств, поскольку при этом возможно маскирование неэффективности антибиотика, возникновение у врача и пациента чувства «ложного благополучия», а также снижение активности ряда антибактериальных препаратов.

И наконец, рассматривая проблему гипертермического синдрома у детей, нельзя забывать о так называемой «лихорадке без видимого очага инфекции» (ЛБОИ), под которой подразумевают острое заболевание, проявляющееся только повышением температуры тела выше 39°С (у детей в возрасте 3 мес-3 года) или 38°С (у детей в возрасте до 2 мес) при отсутствии на момент обследования симптомов конкретного заболевания, очага инфекции или неотложного состояния, требующего интенсивной терапии (резкое нарушение общего состояния, отказ от питья, нарушение дыхания, цианоз). В группу больных с ЛБОИ входят дети с некоторыми вирусными инфекциями (энтеровирусная инфекция, герпетическая инфекция, вызванная герпесвирусами 6 и 7 типа), а также с оккультной бактериемией, в том числе с тяжелой бактериальной инфекцией (пневмонией, менингитом, остеомиелитом, сепсисом), не имеющей на ранней стадии яркой клинической симптоматики. Постановка клинического диагноза ЛБОИ у ребенка в возрасте до 3 лет с высокой температурой тела основывается прежде всего на данных осмотра (отсутствие сыпи, катара верхних дыхательных путей, одышки, очагов инфекции на коже и в лимфатических узлах, изменений миндалин, диареи, менингеальных знаков, симптомов раздражения брюшины), аскультации и перкуссии (отсутствие патологических феноменов), отоскопии (нормальная картина). Далее врачу необходимо исключить изменения со стороны мочевыделительной системы (общеклинический анализ и посев мочи), легких (рентгенография органов грудной клетки). При отсутствии каких-либо изменений на данном этапе диагностического поиска вероятным остается диагноз вирусной инфекции и бактериемии. На возможное наличие бактериемии указывает токсикоз, повышение температуры тела выше 40°С; также может косвенно указывать отсутствие реакции на антипиретики, хотя данное обстоятельство и не является надежным ее предиктором (W. Bondano et al., 1993; N. Kupperman et al., 1998). Все это справедливо и в отношении лейкоцитоза – показано, что у каждого 5-го ребенка с бактериемией имеет место лейкоцитоз ниже 15х109/л (G.M. Lee, M.B. Harper, 1998). Гораздо более точными маркерами бактериального воспаления являются С-реактивный белок (выше 70 мг/л) и прокальцитонин (выше 2 нг/мл). По нашему мнению, детям с ЛБОИ назначение эмпирической антибактериальной терапии показано при токсикозе и высокой температуре (выше 40°С у детей в возрасте 3 мес-3 лет, выше 39°С – у детей в возрасте до 3 мес), высоком лейкоцитозе и/или нейтрофилезе (>15х109/л и >10х109/л), повышении содержания С-реактивного белка (>70 мг/л) и прокальцитонина (>2 нг/мл)