Меню

Если ребенок выбирает желтый цвет. О чем говорит любимый цвет ребенка

Дом

Мы, взрослые, как-то привыкли, что дети любят все красочное и цветастое, но при этом редко задумываемся какие именно цвета нравятся нашим детям и что могут означать пристрастия ребенка к тому или иному цвету. Так какие же цвета нравятся детям?

Цвет дети начинают воспринимать не сразу. В первые 6 недель жизни новорожденные видят мир черно-белым. И только позже малыши начинают различать цвета, одним из первых ребенок распознает красный цвет. Дети начинают идентифицировать различные цвета еще до того, как выучат их названия, но в возрасте 2-5 лет малыши уже знают все основные цвета. Дети учатся запоминать и различать цвета благодаря ассоциациям. То есть, например, дети знают, что желтый – это лимон или солнышко. Если же солце будет зеленым, то ребенок затрудняется определить, что за предмет ему показывают.

Традиционное разделение: розовый – для девочек, голубой – для мальчиков, не является врожденным. Такое разделение навязывается детям самими взрослыми. Свои же истинные цветовые предпочтения дети проявляют в выборе цветных карандашей или фломастеров для рисования, в одежде. Поначалу практически всем детям нравятся яркие, сочные цвета, зачастую даже «кислотные» и неестественные. Маленьких детей также привлекают блестящие, перламутровые или светящиеся краски.

С возрастом цветовые предпочтения у детей меняются. Так, многочисленными иследованиями подтверждено, что большинство девочек в возрасте до десяти лет предпочитают розовый, фиолетовый и лавандовый. Также многие дети до десяти лет предпочитают красный и желтый цвета, а после десяти – синий. Маленькие мальчики чаще чем девочки отдают предпочтение темным оттенкам цвета: темно-синим, бордовым, коричневым.

Детские психологи считают, что по цвету, которым ребенок предпочитает пользоваться при рисовании, можно определить особенности его характера :

  • Красный . Дети, которые любят красный цвет, активны, легко возбудимы, непоседливы, часто ломают игрушки. Для этих детей интересы настоящего намного важнее возможных будущих перспектив.
  • Оранжевый . «Оранжевые» дети также легко возбудимы, как и «красные», любят веселиться, шалить, кричать.
  • Желтый . Дети, предпочитающие в своем творчестве этот цвет, — это мечтатели и фантазеры, любители сказок и шуток. Обладают хорошим воображением, любят играть абстрактными игрушками в одиночестве.
  • Зеленый . Ребенок, который чаще всего рисует зеленым цветом, чувствует себя заброшенным и очень нуждается в родительской любви и поддержке. В будущем такой ребенок может вырасти консервативным, поэтому следует развивать в нем открытость, творчество.
  • Сине-зеленый . Сине-зеленый цвет, т.е. цвет воды, означает гордость, престиж и тщеславие. Если ребенок предпочитает этот цвет, то это сигнализирует о его нервном перенапряжении. Такому ребенку следует предоставить немного больше свободы, поощрять его инициативу, чаще хвалить его.
  • Голубой . Этот цвет символизирует свободу, беззаботность, склонность к перемене мест. Если голубой цвет предпочитает мальчик, то возможно из него вырастет летчик или моряк.
  • Синий . Дети, которые предпочитают синий цвет, являются полной противоположностью «красным». Они спокойны и уравновешены, делают все, не торопясь, любят размышлять. Если ребенок выбирает синий цвет, то может означать, что в данный момент ему нужен покой.
  • Фиолетовый . Ребенок, отдающий предпочтение фиолетовому цвету, обладает богатым внутренним миром, артистичен, чувствителен. Такого ребенка очень легко ранить, поэтому он больше других нуждается в поддержке.
  • Коричневый . В коричневом цвете ребенок ищет уюта и надежности, комфорта. Поэтому если ребенок выбрал коричневый цвет, то возможно он ощущает какой-то дискомфорт: проблемы со здоровьем, в семейных взаимоотношениях, пережитая драма.
  • Черный. Этот цвет дети предпочитают редко, но если ребенок выбрал из всех цветов именно черный, то это может свидетельствовать о рано созревшей сложной психике или может быть последствием стресса, который перевернул жизнь ребенка.
  • Серый . Серый цвет символизирует рутину и беспросветность, ребенок, выбирающий серый цвет, обычно очень тихий и несмелый, замкнутый.
  • Розовый . Если ребенок любит розовый цвет, то это означает, что он нуждается в постоянной поддержке и очень зависим от окружающих. «Розовые» дети очень нежные и робкие натуры.
  • Лиловый . Лиловый цвет обычно предпочитают девочки. Этот цвет характеризует ребенка нежного, одинокого, беззащитного. Такие дети часто погружены в себя, в свой внутренний мир.

В данном материале речь пойдет о том, почему ребенок рисует черным цветом.

Довольно часто родители могут замечать, что их драгоценное чадо, решившее податься в искусство в столь ранних годах, уж очень сильно увлекается чёрным цветом. С чем это может быть связано? Стоит ли беспокоиться о психическом и психологическом здоровье своего ребёнка?

Некоторые родители начинают беспокоиться об этом и обращаются к психологам или всемогущему интернету в поисках ответов. Второй вариант не самый удачный, ведь на разных форумах иногда встречаются «советчики», которые только усугубляют ситуацию и заставляют родителей переживать ещё больше. Что ж, давайте разберемся в том, что значит черный цвет, и стоит ли переживать, если малыш отдает предпочтение только ему.

Почему ребенку нравится, ребенок любит черный цвет?

Если вы замечаете, что ваш ребёнок очень сильно заинтересован в чёрном цвете (одежда, игрушки, карандаши и прочие принадлежности, к которым у него есть доступ), то не стоит сразу паниковать – ничего страшного в этом нет.

  • Причина кроется в том, что вашему сыну или дочери просто приятен этот цвет. Будучи в очень раннем возрасте, дети ещё толком не могут выражать своё отношение к миру, поэтому они цепляются за всё, что может привлечь их внимание. В данном случае, это чёрный цвет.
  • Насколько мы можем судить, даже не будучи художниками, этот цвет очень насыщенный и глубокий. Многим он приятен для глаз. Чёрные вещи сами по себе выделяются на общем фоне нашего мира. Они контрастируют с весёлыми и яркими красками, что делает их ещё чётче.
  • Маленькие дети только познают этот мир со всеми его цветами, хотят различать и то, и это. И даже если они вцепились в такой мрачный, по мнению некоторых, чёрный цвет, это не всегда означает, что они испытывают какие-то негативные эмоции.
  • Да, чаще всего чёрный цвет ассоциируют со стрессом, подавленностью, возможно депрессией. Считается так потому, что этот цвет подавляющий, всепоглощающий. Даже если смешать самые яркие краски вместе, всё равно получится чёрный, это вам скажет любой художник.
  • Восприятие чёрного цвета зависит от внутреннего состояния самого человека. Кто-то, увидев, что его ребёнок с радостным визгом тащит чёрную игрушку и просит купить, придёт в ужас – «Что не так с моим солнышком? Почему чёрный? Это же так мрачно! Нужно срочно бежать к психологу, у нас проблемы! Где же я свернула не туда с воспитанием?».
  • Со стороны это чаще всего выглядит очень комично. Чёрный – не всегда плохо. Это очень контрастный цвет и дети чаще всего могут замечать именно чёрные вещи на фоне других, переливающихся всеми цветами радуги. Но ведь эти яркие штучки родители подсовывают им каждый день, это успевает надоесть. А тут такое разнообразие – чёрная игрушка/свитер/заколка! Нужно же обязательно это исследовать, это непривычно, это что-то новенькое!
  • Так маленькие дети могут выделять некоторые чёрные предметы из общего «стада», считая их уникальными и непохожими на другие. Из этого следует, что это простой интерес к чему-то новому и неизведанному, что так редко попадается на глаза.
  • Если ваш ребёнок со стороны выглядит абсолютно нормально, но в то же время очень заинтересован в чёрном цвете, не нужно сразу же пытаться найти причину.
  • Есть вероятность, что все родственники и знакомые в один голос будут кричать вам, что с вашим ребёнком определённо что-то не так, он странный, раз выбрал такую жуть. Такой вам совет – а как считаете ВЫ? Присмотритесь – ребенок спокойно играет, хорошо кушает, общается со сверстниками. Ничего подозрительного кроме этого ненавистного цвета.
  • Соответственно, причин для паники нет. Ребёнок просто выбрал то, что ему нравится, возможно, он просто хочет выделиться. Как бы не наседали посторонние люди, не стоит идти у них на поводу. Нужно просто внимательно присмотреться к своему чаду. Чаще всего «советчики» просто наводят шум, потому что ваш ребёнок таким образом отличается от их детей или от них самих в том же возрасте. А это уже непорядок, по их мнению. Но ведь сколько людей, столько и мнений.
  • Не стоит подстраиваться под чужое мнение – в большинстве случаев с вашим ребёнком всё в полном порядке. Он просто так пытается проявить свою индивидуальность и заинтересованность в чём-то, что не похоже на основную массу. Даже в таком юном возрасте это чувство уже присутствует.
  • Вы же в таком случае, не должны акцентировать внимание ребенка на этом моменте. «Нравится чёрный цвет? Вот, пожалуйста, выбирай себе вещь этого цвета, я совершенно не против» — вот как вы должны вести себя в этом случае. Очень важно прислушиваться к желаниям своего ребёнка. Он это оценивает как уважение к его персоне. И это его увлечение чёрным цветом, возможно, он тоже считает частью себя.

Ребенок выбирает черный цвет для рисования: что это значит в психологии?

Широко распространено мнение, что если ребёнок рисует таким мрачным цветом, как чёрный (а иногда дополняя его оттенками серого), то у него проблемы на психологическом уровне. Так ли это? К сожалению, большинство психологов твердят именно это, чем заставляют волноваться многих родителей. А некоторые психологи просто не рассказывают нюансы такого выбора ребёнка, хоть и знают, что в этом нет ничего страшного в определённом возрасте.

Если ваш малыш решил порисовать и выбрал для этого чёрный цвет, не стоит переживать и придумывать тонну несуществующих проблем:

  • Во-первых, до 4-х лет ребёнок выбирает цвет бессознательно. Он воспринимает его только визуально, не думая над его значением. Дитя видит перед собой белую бумагу. Соответственно, нужно разбавить эту «белость». Разбавить чем-то, что наоборот очень тёмное, что выделится. И поэтому ребёнок выбирает что? Правильно, чёрный цвет.
  • Контраст сильнее некуда, линии чёткие и ему приятно на это смотреть. Он создаёт что-то необычное своими руками и видит хороший результат – чёткость и краткость. Так ему больше нравится и лучше не оспаривать его маленькое решение. Если начать ругаться или объяснять, что так нельзя, ребёнок обидится и может вообще забросить это дело. А рисование очень хорошо развивает воображение и моторику рук, не стоит об этом забывать.
  • Также чёрный цвет пользуется огромной популярностью у подростков (начиная с 14 лет). Вот тогда уже ситуация становится двоякой.

  • С одной стороны, так как это подросток, чёрным цветом он начинает выражать уже настоящий протест обществу, показывает свою уникальность более кардинальным способом. Он может рисовать картины, на которых кроме чёрного цвета нет ничего.
  • В таком случае родители могут понять это неправильно и подумать, что их драгоценное чадо чем-то расстроено, или ему плохо. Визиты к психологу могут только усугубить ситуацию, это банальное самовыражение (которое мы можем наблюдать у маленького ребёнка).
  • С другой стороны, в этом возрасте подростки очень часто сталкиваются с рядом сложностей (общение с родителями, непонимание в семье, отношения со сверстниками, первая любовь и т.д.). И чёрный цвет в этом случае показывает настоящую агрессию или же наоборот – бессилие. Если сын или дочь становятся замкнутыми, используют в творчестве только тёмные цвета, ведут себя отстранённо – вот тут уже стоит переживать. Возможно, стоит посмотреть на свою семью со стороны и понять, что заставило ребёнка так помрачнеть.
  • В любом случае, если ваш ребёнок предпочитает тёмные цвета, вам нужно всего-навсего найти этому причину.

Как упоминалось выше, чаще всего маленький ребёнок выбирает такие цвета и оттенки не потому, что у него есть какая-то психологическая проблема или травма, а из-за того, что ему банально это нравится. Несмотря на это, игнорировать такое самовыражение своего чада не стоит.

Вам будет полезно знать, что черный цвет в психологии – это:

  1. В психологии данный цвет считается критичным и недопустимым для маленьких детей.
  2. Если малыш всегда делает выбор в пользу черного, то это может свидетельствовать о ранее пережитом стрессе и о том, что ребенок находится в страхе. К сожалению, многие родители ошибочно думают, что знают о жизни своих детей абсолютно все, а ведь на практике все получается совершенно по-другому. Именно поэтому, если ваш ребенок находится в возрасте 7-14 лет, то есть с того момента, как пошел в школу и стал относительно самостоятельным и при этом всегда и во всем отдает предпочтение этому цвету – вам нужно внимательно присмотреться к нему.
  3. Возможно, у него есть проблемы в школе, возможно, его обижают, но он вам не говорит, возможно, причина кроется даже в отношениях внутри семьи – вы как заботливый и любящий родитель обязаны выяснить это и помочь своему ребенку.
  4. Действительно обеспокоиться состоянием ребенка нужно тогда, когда после каких-либо пережитых травм психологического характера чадо берется рисовать все только черным цветом. Это значит не что иное, как то, что маленький человечек находится в отчаянье и депрессии. В таком случае вам необходимо срочно обратиться за помощью к специалистам.

Почему ребенок рисует только черными красками, темными цветами: ответы психолога

Делать выводы о том, рисует ребенок темными красками по причине психологической травмы или же просто, потому что ему так хочется, нужно исследовав ряд вопросов. Некоторые слишком преувеличивают, акцентируя внимание на приближающейся депрессии у ребёнка, чем заставляют родителей ещё больше переживать.

К счастью, существует несколько вполне адекватных теорий использования чёрного цвета в творчестве, которыми пользуются сознательные мамы и папы.

  • Самая простая и распространённая причина рисования чёрным цветом – ребёнку нравится контраст чёрного и белого перед его глазами. Контуры, кляксы, большие силуэты – всё это его очень интересует и ему нравится создавать этот контраст своими руками. «Если хотите проверить любовь вашего ребёнка к контрасту и чёткости, то просто дайте ему ЧЁРНУЮ бумагу и БЕЛЫЕ краски» — вот что советуют психологи особо тревожным родителям. Результат будет тот же – малыш с удовольствием будет рисовать, почти не замечая разницы.
  • Вторая причина, по которой ребёнок может предпочитать темные цвета – это ощущение наступающей болезни (например, простуды). Таким образом, малыш несознательно пытается выразить своё состояние. Серый и чёрный цвета часто ассоциируются с болезнью, приход недомогания провоцирует ребёнка на использование грязных цветов, грубых мазков.
  • Третья причина такая же безобидная, как и первая – на ребёнка влияет погода. За окном дождь, гроза, слякоть – при виде такого даже взрослый не может и не хочет мыслить позитивно. Так и появляются на бумаге мрачные рисунки. Могут быть нарисованы тучи, молния, чёрная земля, чёрные люди.

  • Следующая причина – на ребёнка влияет атмосфера в доме. Он наблюдает за поведением родителей, чувствует напряжение и ссоры между мамой и папой. Ему становится неуютно и тоскливо, малыш начинает показывать это на бумаге. Стоит присмотреться к его рисункам и пересмотреть свои отношения со своей половиной. Ребёнок всё видит, воспринимает на своё счёт и от этого ему становится тяжело. Весь груз принимает бумага в виде рисунков.
  • Ещё одна причина – с помощью чёрного цвета ребёнок показывает свою силу и значимость – «Смотрите, как я могу. Все вон цветочки рисуют, а я красивую чёткую картинку, чёрный да белый». Нам взрослым, это может показаться смешно, но ребенок самовыражается так, как умеет.
  • Если же вы знаете, с чем может быть связана такая любовь к черному и его оттенкам и информация эта дает вам реальный повод волноваться за малыша – не затягивайте, идите к специалистам.

Как вы видите, причин, по которым ребенок или подросток выбирает черный цвет более чем предостаточно. Чаще всего эти причины не несут в себе никакого негативного посыла, однако иногда бывает и иначе. Общайтесь со своими детьми, выстраивайте с ними доверительные отношения и тогда обо всех их проблемах вы будете узнавать от них, а не из рисунков.

Рисующий ребенок - умилительная картина для любого родителя. Когда малыш берет в руки карандаши или краски, радуются все. Но не редко нарисованное на бумаге вызывает у окружающих беспокойство, особенно если ребенок любит рисовать черным цветом. Тогда старшие задаются вопросами: что это значит и какие действия предпринимать?

Почему ребенок выбирает черный цвет?

Психологи считают, что выбор нами цвета - это передача на бумагу нашего сознательного и бессознательного. При помощи специальных цветовых тестов можно определить стрессоустойчивость, работоспособность, психическое состояние человека. Но не стоит забывать, что на детей данное правило не распространяется.

Дети видят мир совершенно иным образом, нежели взрослые. Новорожденные, например, совершенно не различают цветов и воспринимают лишь контрастные различия между самыми светлыми оттенками и самыми темными. В период от 6 недель до 2 месяцев, помимо очертания некоторых близкорасположенных предметов, дети начинают различать свой самый первый цвет - красный. Немногим позже к этому цвету прибавляются другие основные оттенки цветовой палитры. Лишь к 3 годам ребенок начинает отчетливо различать такие цвета, как синий, зеленый, желтый, к 4 годам - черный, серый и коричневый.

Но до этого времени ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 дети при рисовании не делают цветовой выбор самостоятельно. Поэтому если в 2 или 3 года ребенок рисует черным цветом, то единственным объяснением может быть лишь то, что малыши выбирают цвет наиболее контрастный относительно поверхности, на которой они рисуют. Самое главное для них - это видимость рисунка. Поэтому сильно переживать за цветовую гамму не стоит. На данном этапе ребенок лишь отражает то, что видит в различных цветах. Для него не имеет большого значения, какого цвета нарисовать небо или траву - зеленого, фиолетового или красного. Самое главное - нарисовать траву. Он еще не преподносит рисование, как отражение его мечтаний, фантазий, внутреннего мира. Он не вносит большого смысла в свои картинки. Видит домик - рисует домик. Таким образом, кроха проявляет интерес к окружающему миру, а черный цвет он может выбрать, например, для закрашивания маленького «тайника».

К тому же в возрасте 3-4 лет у ребенка проходит возрастную стадию отрицания. Он может использовать черный цвет лишь, потому что этот оттенок не нравится маме или папе. Таким образом, он выражает свой некий протест. Этот первый кризисный период психологи обозначают как «Я сам!». С помощью подобных протестов малыш пытается доказать старшим, что он уже взрослый и самостоятельный.

И, конечно же, не стоит забывать, что дети очень зависимы от погоды на улице и в доме, а также от своего внутреннего самочувствия. Случается так, что дети, которые обычно предпочитали светлые тона, вдруг начали использовать темные или «грязные». Порой это может означать ни что иное, как легкое недомогание или начало заболевания.

Что делать, если ребенок предпочитает черный цвет?

Важно осознавать, что в понимании детей положительных и отрицательных цветов просто не существует. Анализируя рисунок малыша, постарайтесь наименьшее внимание отдавать цветам и большее - идее, которую заложил на лист бумаги ребенок. И опять же обратите внимание на настроение ребенка, с которым он рисовал, на причины этого настроения, на его самочувствие и погоду. Для того, чтобы сделать какие-то выводы просто поговорите со своим крохой, постарайтесь его услышать и понять, что он именно хочет вам рассказать. Данный аспект куда значительнее. Плюсом станет то, что вы узнаете свое чадо поближе, он, возможно, расскажет вам о каких-то тайных переживаниях или секретах. В целом, совместное времяпрепровождение с ребенком благоприятно сказывается на его психическом состоянии и формировании характера.

Не стоит обходить стороной и тот момент, что выбор черного цвета у ребенка может быть результатом послестрессовой ситуации в его жизни. Внимательнее следите за поведением малыша, за тем как он рисует и ведет себя в ходе обычных повседневных моментов.

Еще обратите обязательно внимание на то, в какие цвета вы одеваете своего ребенка. Зачастую мамы выбирают для своих детей темные и немаркие цвета, которые являются практичными и меньше всего пачкаются. Согласно исследованием люди, которые носят такие оттенки в одежде испытывают некий жизненный психологический дискомфорт. Нередко это может быть отражением болезненного состояния человека. Кроме того, в такое «депрессивное» состояние способен погрузиться и вполне здоровый человек, который просто вынужден носить такие цвета в связи с теми или иными обстоятельствами.

Психологами было замечено, что дети, которым мамы покупают темные одежды, становятся замкнутыми в себе, грустными, часто болеют. Чаще всего, по исследованиям арт-терапевтов, подобная ситуация касается мальчиков. В таком случае не удивительно, что малыш выбирает черный цвет для рисования. Таким образом, он просто отдает предпочтение тому цвету, который чаще видит и который ассоциируется у него с ним самим. По сути, ребенок просто переносит на бумагу частицу себя. При подобных обстоятельствах лучше всего пересмотреть гардероб и купить более светлые и теплые детские вещи.

Когда стоит обращаться за помощью к специалистам?

Тем не менее, есть ряд случаев, когда ребенок не поддается обычному анализу, и его поведение очень трудно трактовать без психотерапевтической помощи. Важно знать, в каких случаях лучше всего обращаться за помощью к врачу:

Кроме того, что ребенок рисует черной краской он еще и может вести себя довольно странным образом: быть необщительным, бесконтактным, видеть во сне кошмары, плохо спать, проявлять неадекватную или агрессивную реакцию на ситуации, быть жестоким с людьми и животными.

В случае, если после перехода через порог 5 лет и ребенок все еще рисует черной краской, то это повод начать общение с личным психологом. Возможно у ребенка может быть нарушение психологического характера или еще какие-либо отклонения относительно здоровья.

Внимательно присмотритесь к сюжету картинки. Какой смысл она несет и что на ней больше всего преобладает? Бить тревогу стоит в том случае, если нарисованные сюжеты будут нести негативный характер: война, взрывы, искаженные или перечеркнутые лица людей, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.

Дети стараются сделать окружающее ярким, контрастным, как можно больше подчеркнуть себя и то, что они делают в этом мире. Потому они и выбирают черный цвет при рисовании, ведь рисуют они обычно на белом фоне – листе бумаги. Если из множества маечек малыш тянется к черной, это не означает, что он подавлен, испытывает негативные эмоции или переживает по какому-то поводу. Просто для его белой кожи это тоже наиболее контрастный вариант. Так и со всеми предметами в его окружении.

В другом случае, выбор ребенка обусловлен логикой. Пусть детской, но логикой. Можно спросить малыша, почему он выбирает черный цвет, например, в рисовании. Некоторые ответят удивительные для взрослых, но типичные для детей вещи: черной краской можно зарисовать все другие цвета, а вот ее уже ничем зарисовать нельзя. Получается, черный цвет побеждает все остальные цвета.

Другой вариант, когда ребята устраивают из рисунка целую игру. В таких играх за черным цветом могут скрываться самые немыслимые вещи. Здесь типичны такие фразы: «А где ? Обезьяна спряталась за черным цветом!». Неужели можно подумать, что играющий и радостный малыш чем-то подавлен?

Выбор вопреки окружению

Еще одной причиной выбора черного цвета из всех остальных являются поступки против окружения. Это может начинаться с кризиса 3 лет, когда впервые появляются негативизм и отрицание, и продолжаться чуть ли не до юности. А у некоторых такие проявления вообще остаются на всю жизнь.

Здесь у детей срабатывает такой механизм действия: «Выберу-ка я тот цвет, который больше всего раздражает учителя», «Возьму черный, потому что он не нравится маме», «Вот все удивятся: все нарядные, а я в !». Иногда именно такие мысли приводят затем подростков к внешнему виду, присущему неформалам, даже если они не солидарны с ними по другим вопросам.

Реакция на происходящее

Дети очень зависимы от внешних изменений окружающего мира. Грязь, слякоть, дождь, деревья, тучи и ветер вполне могут найти отражение в рисунке малыша. Неудивительно, что он вдруг начнет рисовать грязно-коричневыми, серыми, черными цветами. Но стоит выглянуть солнцу и засинеть небу, как малыш снова рисует солнышко в углу листа и яркую траву.

Когда начать волноваться

Конечно, иногда дети используют черный цвет и как выражение своего отношения к происходящему в семье, в детском саду или в школе. Если они видят агрессию окружения, слышат крики, получают случайный или специальный удар, терпят издевательства, у них вполне могут появиться негативные мысли, о которых они по каким-то причинам не хотят рассказывать, но при этом могут выражать их в рисунках.

Нужно спросить у окружающих его детей, родителей этих ребят, воспитателей, учителей и других взрослых о поведении малыша в то время, когда его не видят родители. Когда выявляются определенные проблемы, их нужно решать, самостоятельно или со специалистами-психологами. Если все спокойно, семья живет в любви и согласии, с другими малышами ребенок общителен и приветлив, значит, поводов для беспокойства нет, и нужно просто дать малышу возможность выбирать те цвета, которые ему нравятся.

Уже очень давно учеными разных наук, психологами, педагогами, физиками, психиатрами, было доказано влияние цвета на наш характер, стиль поведения. Любимый цвет может рассказать о многом, особенно, если цвет чаще всего используется в процессе изобразительной деятельности.

О чем говорит любимый цвет?

Кто предпочитает красный цвет, олицетворяющий активность и энергию, силу и смелость. Юные и взрослые любители красного — обычно борцы по натуре и лидеры в своем окружении. У них высокая работоспособность и низкая утомляемость.

Красный цвет: сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость, решительность, вспыльчивость.

Цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то их высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Если в рисунке вашего ребенка красный цвет отсутствует, скорее всего, его этот цвет раздражает. В таком случае у ребенка выражен комплекс неполноценности, он стремится к уединению. Как утверждают психологи, чаще всего дети, «избегающие» красный цвет, воспитываются в семье, где часто между родителями возникают ссоры, семейная обстановка в доме неспокойная.

Сиреневый цвет, наряду с розовым и фиолетовым — один из любимых цветов маленьких девочек. Этот цвет символизирует детскую впечатлительность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре, нежность, беззащитность. «Сиреневый» ребёнок часто придумывает свой собственный мир, как правило, наделён богатой фантазией и очень артистичен.

Розовый — это цвет оптимизма, беззаботности и кокетства. Розовый цвет является любимым цветом маленьких девочек. Этим пользуются создатели кукол Барби, которые вот уже много лет продают их в ярко-розовых коробках, прилагая к ним мебель, одежду и аксессуары тех же розовых тонов.
А ещё розовый цвет любят сладкоежки, и кондитеры это знают. Попробуйте сами представить себе крем, зефир, пастилу, леденцы, мороженное — с каким цветом они у Вас ассоциируются?
Розовый цвет расслабляет, как никакой другой. Он олицетворяет ласку, любовь, нежность, романтичность, сентиментальность, безответственность, незрелость, детскость и капельку сумасбродства.
Розовый — это «мягкий» цвет — красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета, олицетворяющего активность и энергию, силу и смелость.
Основные качества ребенка, предпочитающего розовый цвет: утонченность, жалостливость, нежность, слабость, робость, сентиментальность, оптимизм.
Обычно розовый цвет предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.
Если ваш ребенок выбрал розовый цвет, значит, он нуждается в более частых проявлениях любви с вашей стороны. Эти дети нуждаются в постоянном тактильном контакте. Поцелуй перед сном им необходим не меньше, чем воздух.

Основные качества ребенка, предпочитающего лиловый цвет: слабость, нежность, одиночество, беззащитность, замкнутость в себе, музыкальность, честность.
Этот цвет обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.

Основные качества ребенка, предпочитающего фиолетовый цвет: фантазия, интуиция, чувствительность, ранимость, богатый внутренний мир, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету).
На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Эти дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

Голубой цвет нравится детям, которые любят свободу, самостоятельность, перемену обстановки, путешествия по новым местам, игры на свежем воздухе и плескание в воде. Ребёнок, предпочитающий голубой цвет, дружелюбен, доброжелателен, легко заводит новые знакомства, но в то же время он довольно серьёзен по сравнению с другими детьми, склонен к задумчивости и внимателен к таким деталям и нюансам происходящих событий, которые другие люди не замечают.
Так же, как и розовый, голубой цвет олицетворяет беззаботность и беспечность, но на этом их сходство заканчивается.
Основные качества ребенка, предпочитающего голубой цвет: беззаботность, беспечность, необязательность и склонность к частой перемене образа жизни.
В отличие от розового, он не «приписан» к людям одного пола и определённого возраста. Обычно голубой цвет предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Постоянная привязанность к синему цвету означает, что ребёнок жаждет покоя. Ему часто нужно отдыхать, он быстро устаёт.
Заядлый любитель синего цвета — это тихий, ласковый, чувствительный и немного боязливый ребёнок. По темпераменту, скорее всего — меланхолик, возможно — флегматик.
Такие дети обычно любят тихие игры, книги и компьютер. Их часто называют «ботаниками».
Основные качества ребенка, предпочитающего синий цвет: концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ, спокойствие, верность.
«Синие» дети — полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей — красным. «Синий» ребенок — спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитает задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. «Синие» дети лишены эгоизма и склонны к самопожертвованию. Из этого типа людей вырастают философы.
Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

Зелёный цвет часто становится любимым на фоне кризисов взросления (иногда — кризиса двух-трёх лет, чаще — «школьного» кризиса шести-семи лет и подросткового кризисного периода). У тех же ребят, которые постоянны в своей любви к зелёному цвету, наблюдаются такие черты характера, как упорство и упрямство, настойчивость и настырность, трудолюбие, гордость, сильная воля, хорошее самообладание, скрытность и желание вести себя по-взрослому. Такие дети нередко чувствуют себя одинокими, не находят взаимопонимания со своими родителями и сверстниками, часто скучают (тоска зелёная!).
Основные качества ребёнка, предпочитающего зеленый цвет: уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности, духовная напряженность, высокий интеллект.
Часто «зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

Основные качества ребенка, предпочитающего сине-зеленый цвет: серьезность нрава, сильная воля, педантизм, принципиальность, заботливы к окружающим, боязнь риска.
На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет — индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

Оранжевый цвет несёт в себе энергию и силу красного, смешанную с жизнерадостностью и авантюризмом жёлтого.
Этот цвет восхищает и вдохновляет отчаянных озорников и хвастунишек, живых и горячих, как языки пламени, смелых до бесстрашия и больше всего в жизни любящих бузу в всех её видах и проявлениях. Их девиз: “Больше всего я люблю баловство — Слушаться я не люблю никого!”.
Основные качества ребенка, предпочитающего оранжевый цвет: незаурядная интуиция, возбудимость, мечтательность, богатая фантазия, энергичность, радость.
Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама — этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает.

Жёлтый цвет полон оптимизма и жизненной энергии. Его любят «солнечные» дети — очень весёлые, бойкие, оригинально мыслящие. Маленькие и большие любители жёлтого цвета никогда не отчаиваются, не унывают и не падают духом. Даже если в настоящем их жизнь не очень-то весела, они надеются на лучшее и мечтают о светлом будущем.
Ребёнок, любящий жёлтый цвет, чрезвычайно свободолюбив, не переносит жёстких регламентов и расписаний. Любые рамки тесны ему, а правила, с его точки зрения, существуют, чтобы нарушать их.
Юный любитель жёлтого цвета очень добр и щедр, наделён отличным чувством юмора, но нередко бывает легкомысленным и безответственным.Основные качества ребенка, предпочитающего желтый цвет: положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм, зависть, ревность, общительность.

Больше всего такие дети предрасположены к творчеству. «Желтый» ребенок — мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как непрактичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.
Если желтый — любимый цвет ребенка, часто это свидетельствует о том, что у него в семье благоприятная и спокойная обстановка. В случае если желтый цвет не нравится ребенку — это говорит о его некоторой замкнутости и сосредоточенности на своем внутреннем мире.

Так же, как те дети, которые предпочитают всем прочим фиолетовый и сиреневый цвета, любители жёлтого цвета — фантазёры и выдумщики. Но между ними есть важное различие — «фиолетовые» дети уходят от реальности в фантазии, а «жёлтые» — воплощают фантазии в реальность.

Сочетание цветов жёлтого и чёрного тревожное. Оно обозначает иррациональное упрямство и негативизм, неудовлетворённую жажду свободы и независимости.
Ребёнок чувствует потребность в ценностях, воплощённых в свойствах жёлтого цвета (см. предыдущие посты), но потребность эта не удовлетворяется.

Маленькие дети до трёх-четырёх лет (а при ЗПР и дольше) предпочитают рисовать именно тёмными цветами — чёрным, тёмно-коричневым, тёмно-синим, так как они наиболее ярко и контрастно выглядят на белой бумаге.

Что же касается цвета солнца и избушки , то такое раскрашивание называется конвенциональным и символической интерпретации не подлежит. Конвенциональное раскрашивание подразумевает окраску предмета в тот цвет, который этот предмет действительно имеет всегда или чаще всего. Солнце — жёлтое, деревья и деревянные дома — коричневые, трава — зелёная, небо — голубое, морковь — оранжевая, зайцы и волки — серые, вороны — чёрные и т.п.

Предпочтение таких цветов и в таком сочетании, как чёрный, серый и коричневый, свидетельствует о серьёзных психологических проблемах.

Коричневый цвет — это затемнённый красный или оранжевый. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается. Коричневый теряет активность и пробивную силу красного. В нём остаётся только жизненность, потерявшая активность. Поэтому коричневый цвет выражает чувственные ощущения тела, сферу инстинктов и простых чувственных радостей — вкусно поесть, мягко поспать и т.д. Коричневый цвет чаще других выбирают маленькие консерваторы, которые ценят домашний уют и семейные традиции.
Основные качества ребенка, предпочитающего коричневый цвет: чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции.
В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.
Если ребенку коричневый цвет неприятен, он скрытен и довольно эгоистичен.

Чёрный цвет символизирует мрачное восприятие жизни. Человек, любящий чёрный цвет, воспринимает жизнь в тёмных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его мечты и идеалы в жизни недостижимы. Если ребёнок предпочитает всем цветам чёрный — это говорит о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее этот цвет, тем сильней угроза психике, тем драматичнее состояние ребёнка.

Если ребёнок рисует чёрным цветом контуры, не раскрашивая их, это нормально. А вот если он любит раскрашивать свои рисунки чёрным цветом, это плохо. Черный цвет, можно сказать, сам по себе цветом не является, он просто поглощает все световые потоки.
Поэтому чёрный — это цвет отрицания, протеста, негативизма, депрессии, замкнутости, подавленности, тревоги, страхов.
К тому же важно, ЧТО ребёнок раскрашивает в чёрный цвет. Это что-то, вероятно, нанесло ему психологический удар.
Основные качества ребенка, предпочитающего черный цвет: подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях.

Как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный — это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка. Ваш ребенок неуверен в себе, ему неуютно и он несчастлив.

Серый цвет, тоже абсолютно противопоказанный детям, означает рутину, беспросветность, безрадостность, отторжение, бедность, усталость.

Выбор в качестве третьего любимого цвета коричневого, особенно тёмно-коричневого цвета в сочетании с чёрным и серым означает физическое истощение, переутомление.
Основные качества ребенка, предпочитающего серый цвет: «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит, рассудительность.
Противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет — это первый признак усталости.

Полосатые вещи любят люди, которые чётко знают, зачем живут, ставят перед собой конкретные цели и достигают их, ощущают себя сильными, способными справиться с любыми житейскими проблемами. Их отличает трезвый взгляд на вещи: жизнь — ведь она тоже полосатая, поэтому разумней спокойно относиться как к удаче, так и неудаче.

Основные качества ребенка, предпочитающего белый цвет : свежесть, ясность, честность, чистоплотность, одиночество, пустота.
Дети, предпочитающие белый цвет, исключительно редки. Выбор этого цвета говорит о наличии абсолютно противоположных черт характера. Вообще белый, серый, черный — это очень взрослые цвета. В детской психологии эти цвета трактуются, как самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции (но если, конечно, они не используются в больших количествах: много черного удручает и расстраивает ребенка, вызывает страх, а обилие белого — ощущение пустоты и одиночества). Если ваш ребенок явно предпочитает именно белый цвет, это говорит о его душевной хрупкости, нервной напряженности, часто — об отсутствии любознательности и жизненной энергии. Родителям такого ребенка следует максимально разнообразить жизнь ребенка, отвлечь его, привнести яркие ощущения и цвета.

Несколько примеров консультаций родителей

Елена Логина : “У меня дочке 4 года. С детства отдает предпочтение розовому, голубому и желтому. Красный просто отвергает. А сыну через месяц будет 8. С самого детства любил все красное. А сейчас говорит: Нет красный мне не нравится. Я люблю желтый и синий. То ли под воздействием окружающего мнения, что красный цвет девчачий, то ли в самом деле что-то сменилось в его внутреннем мире…”

Ответ : у Вашей дочери гармоничный характер — все цвета, выбранные ею, дополняют друг друга. Основные черты её характера — беззаботность, веселье, мягкость, доброжелательность, оптимизм, любовь к свободе и самостоятельности. Подробнее о каждом из цветов, выбранных девочкой, Вы можете почитать, если прочтёте тему с начала.
У сына же Вашего произошла смена приоритетов — стремление к бурной деятельности и лидерству (выбор красного цвета) сменилось желанием свободы и покоя (выбор жёлтого и синего цветов). Ребёнок пока в нормальном психологическом состоянии, но ему требуется отдых от регламентированной школьной работы. Хорошо, что скоро праздники и летние каникулы!
А красный цвет ни капли даже не «девчачий»!

Любимые цвета девочек, обычно отвергаемые мальчиками — розовый и сиреневый (лиловый). Красный же цвет как раз нравится мальчикам даже чаще, чем девочкам.

Елена Логина : Спасибо большое! Он и в самом деле устает. У него куча разных дополнительных занятий. Все ему нравится, всем хочет заниматься, если видим что устал, не заставляем идти но все таки видимо устает. А про дочу так и есть! Спасибо еще раз!

Ольга Титарова : А моя дочка (5 лет) любит цвета яркие и разные! Когда в саду подписывали открытку к празднику, нарисовала каждую букву разным цветом. Как-то на занятиях была вместе с ней, надо было рвать разноцветную бумагу на мелкие кусочки и наклеивать на фон. Старалась чтобы рядом не оказывалось кусочков одного цвета. Это о чем-то говорит?

Ответ : эта ситуация абсолютно нормальна для здорового гармонично развивающегося дошкольника, воспринимающего мир во всей его красочности и многообразии. Личность Вашей дочери ещё не сложилась, характер толком не определился, что в пятилетнем возрасте нормально и обычно.

Пример : Моему младшему сыну 3 года. Он постоянно использует только синие, оранжевые, зелёные цвета. А вот потом зарисовывает порой всё чёрным . И говорит, что так красиво.
Рисует в основном кружочки, дорожку с песочком, и колобка, который катиться.

Ответ : детям этого возраста нравится рисовать контрастными цветами. Рисование колобков Вашим сыном типично, так как первая фигура, которую дети рисуют — это круг.
Закрашивание рисунка чёрным цветом после завершения процесса рисования означает, что ребёнок больше не хочет рисовать. Чёрный цвет считается цветом отрицания. Если ребенок рисовал-рисовал, а потом взял и всё чёрной краской замазал, это следует понимать так: «Я устал и мне надоело рисовать!»

Вопрос : Сыну 1г. 8мес. Очень любит рисовать на себе , задирает кофточку, рукава, на ножках. Уже переключился на меня. При каждом удобном случае пытается изрисовать. С чем это связано?

Ответ : Ваш сын — младенец. Он не рисует, а просто калякает. Ему нравится сам процесс проведения линий, всё равно на чём. Плюс, наверное, ощущения от прикосновения грифеля карандаша или стержня фломастера к коже. На Вашем месте я бы такой «боди-арт» запретила, а ребёнку установила границы ; «Вот тебе бумага и картон, хочешь — рисуй на них. Не хочешь — я заберу фломастеры!» Если ребёнок будет продолжать разрисовывать себя и Вас, спрячьте от него фломастеры, ручки и карандаши в недосягаемое место на полгода-год. Подрастёт — поумнеет.