Меню

Чему следует научить ребенка к 5 годам. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

Красота

Старший дошкольный возраст, 5-6 лет - это важное время, когда малыш становится личностью. У него появляются черты характера, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни, свой взгляд на мир, свое мнение, отличное от мнения мамы и папы.

Что обязательно должен уметь малыш? Чему его важно научить за это лето? Памятка для родителей пятилеток.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Физическое развитие

  • Легко меня скорость бега, ускоряться или замедляться.
  • Делать простые упражнения, основанные на ходьбе: шагать на носках и пятках, двигаться приставными шагами, бежать высоко поднимая колени или закидывая ноги назад.
  • Ловить и бросать мяч.
  • Прыгать на двух ногах, спрыгивать с физкультурной скамейки и перепрыгивать через небольшие препятствия.
  • Уметь следовать правилам простых спортивных игр.

Гигиенические навыки

  • Самостоятельно есть, пользуясь столовыми приборами.
  • Чистить зубы, умываться, мыть руки после прогулки и перед едой.
  • Раздеваться и одеваться, самостоятельно застегивая одежду.

Социальные навыки

  • Здороваться, прощаться и благодарить в соответствующих ситуациях.
  • Активно контактировать со сверстниками в знакомом коллективе, участвовать в общих играх.
  • Слушать инструкции родителя или педагога и выполнять их.

Интеллектуальные навыки

  • Знать простые геометрические формы (круг, квадрат, пирамида).
  • Знать основные цвета.
  • Знать цифры и считать в пределах десяти
  • Знать дни недели и месяцы. Понимать, что такое часы и минуты.
  • Владеть основами анализа: определять, что было причиной, а что - следствием; уметь группировать предметы по общим признакам.

Развитие речи

  • Составлять развернутые предложения.
  • Изменять слова при помощи приставок и суффиксов.
  • Подбирать к словам синонимы и антонимы.
  • Делить слово на слоги.

Ваш ребенок уже знает и умеет все это? Тогда перед вами стоят новые важные задачи! Через пару лет ваш малыш сядет за парту и, разумеется, нужно заранее подготовить его к такому важному жизненному этапу. Основа учебы в этом возрасте - игра. Поэтому мы расскажем вам о важных играх, которым нужно уделять внимание как можно чаще.

Восемь игр, в которые обязательно нужно играть с ребенком летом

  1. Игра «в школу»

Особенно важна эта игра, если ребенок не посещает детский сад и курсы подготовки к школе, но и для ребенка, но полезна игра будет для всех детей, ведь в ней ребенок может побывать «по ту сторону баррикад» - побывать как в роли ученика, так и в роли учителя. Главное, что должен усвоить ребенок в игре - суть урока: внимательно выслушать учителя и выполнить задание!

  1. «Найди пару»

Концентрация внимания - один из самых важных аспектов подготовки к обучению. Незаменимой помощницей станет игра «найди пару», где необходимо открывать и снова закрывать карточки с картинками, стараясь открыть подряд две одинаковые картинки.

  1. «Цепочка слов»

В таком возрасте малыш уже с удовольствием пересказывает любимую сказку или описывает интересное происшествие на прогулке. Это непроизвольная память - мы легко вспоминаем то, что нам интересно, впечатлило, поразило воображение. Однако нужна и произвольная память, когда приходится запоминать существенную информацию. Оптимальный вариант тренировки произвольной памяти - разучивание стихов, однако есть игра, которая станет настоящим тренажером памяти: запоминать цепочки слов, постепенно удлиняя их. К примеру, вы называете три несвязных предмета и просите ребенка повторить перечень - он легко с этим справляется. Теперь добавьте четвертый предмет и попросите повторить удлиненную цепочку. По очереди добавляйте по слову, пока кто-то не собьется!

  1. «Ищем букву»

Многие дети, которые уже знают буквы, еще не умеют читать. Игра, которая одновременно тренирует внимание и готовит ребенка к чтению - поиск буквы. Например, попросите найти на странице детской книжки буквы «А». Посоревнуйтесь, кто найдет больше букв? Где буква стоит в начале, а где в конце слова? Какая буква стоит рядом?

  1. «Следи за пальцем»

Следующий этап легкого и непринужденного обучения чтению - читать ребенку вслух, так, чтобы он хорошо видел страницу детской книги. Для наглядности, ведите пальцем вдоль читаемого слова. Не торопитесь, ребенок должен успеть узнать буквы! Так ребенок запоминает связь между словом и его написанием.

  1. Игра «в магазин»

Самый простой и естественный способ обучения счету - игра «в магазин». Ребенку нужно будет сопоставлять имеющуюся у него сумму и стоимость «товара», определять сколько «товаров» он сможет приобрести или продать, учиться отсчитывать сдачу - все это навыки сложения и вычитания. И даже немного деления и умножения - если придется, к примеру, покупать «яблоки» для трех кукол, чтобы все досталось поровну!

  1. «Знаю все во дворе»

Аспект развития, которым часто пренебрегают родители - знание окружающего мира. Расскажите ребенку, как называются деревья, растущие во дворе и ближайшем парке. Научите его отличать ель от сосны и лиственницы, березу - от осины. Самое время рассказать ему, чем отличаются голуби от воробьев и синиц, и научить узнавать городских птиц. Чтобы занятие не было скучным, превратите его в соревнование: кто во время прогулки насчитает больше голубей, елей и одуванчиков? Можно создать и простой гербарий - это будет первый научный проект малыша!

  1. «Я художник»

Пусть рисование станет не просто творческим, но интеллектуальным занятием. Научите ребенка смешивать краски на палитре, получая новые цвета. Так ребенок познакомится с новыми оттенками (бордовый, сиреневый, фиолетовый) и усвоит принципы их образования.

Подготовила Анна Первушина

Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет

Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

К 5 годам ребенок должен уметь:

Внимание.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Копировать в точности узор или движение.
  • Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Математика.

  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
  • Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Как пользоваться арифметическими знаками действий.
  • Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
  • Состав чисел первого десятка.
  • Прямой и обратный порядок числового ряда.
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели.

Память.

  • Запоминать 8-10 картинок.
  • Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
  • Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
  • Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
  • Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
  • Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
  • Определять последовательность событий.

Мышление.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
  • Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
  • Складывать пазлы без посторонней помощи.

Мелкая моторика.

  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
  • Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
  • Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Развитие речи.

  • Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.
  • Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха - меховая шапка и т.д.
  • Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
  • Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
  • Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
  • Различать гласные и согласные буквы.
  • Определять, на какой слог падает ударение.
  • Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
  • Определять количество звуков и букв в слове.
  • Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

  • Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
  • Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
  • Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
  • Отличать хищных животных от травоядных.
  • Отличать перелетных птиц от зимующих.
  • Отличать садовые цветы от полевых.
  • Отличать деревья от кустарников.
  • Называть все явления природы.

Младший дошкольный возраст очень многие недооценивают, не уделяя должного внимания развитию ребенка. А ведь эти дети очень любознательны и вопросы от них просто «сыплются», причем абсолютно на разные темы. Именно в этом возрасте малыши начинают интересоваться смертью и рождением. Поэтому очень часто можно услышать вопросы: «Откуда берутся дети?» или «Почему люди умирают?». Многие родители, глядя на своего малыша, часто задумываются над тем, что должен знать ребенок в 5 лет и не отстает ли он от своих сверстников.

Психическое развитие

Начиная с этого возраста, у детей возникает чувство жалости и сострадания. Именно поэтому, мамы и папы могут столкнуться с тем, что вернувшись вечером с работы, они обнаружат дома бездомного котенка. Родителей должно насторожить в 5 лет, если у него не проявляется чувство одиночества. Малыш должен понимать разницу между тем, когда он с семьей, и когда он один, а также выражать чувство тревоги по этому поводу. Кроме того, его должны беспокоить действия людей или ситуации, которые могут привести к гибели, как самого ребенка, так и окружающих.

Дом и быт

Малышу нужно рассказать о правилах нахождения и о том, что в результате того, как он будет их выполнять, зависит его безопасность. Ребенок 4-5 лет должен знать, что запрещено открывать дверь незнакомым людям, оставлять открытой воду, нельзя без разрешения и наблюдения взрослых пользоваться плитой, утюгом и играть со спичками. Помимо этого, кроху нужно приучать к помощи по дому, и он должен знать, что трудиться – это хорошо. Малышу можно поручить несложные задания: полив цветов, вытирание пыли, подметание полов и их мытье, уборка грязной посуды со стола и т.п.

Подготовка к школе

В этом возрасте очень важно заниматься с детьми и готовить их к школе. Все чаще и чаще, малыши и их родители сталкиваются с тем, что при поступлении в первый класс требуется определенный «багаж» знаний. Итак, что должен знать ребенок 5-6 лет по основным предметам:

Математика:

  • знать счет до 10 и обратно;
  • уметь называть основные геометрические фигуры и отличать их друг от друга;
  • иметь представление о математических действиях и знать, как ими пользоваться;
  • знать числительные и использовать их в речи;
  • уметь сравнивать цифры, которые расположены рядом друг с другом.

Русский язык:

  • знать разницу между гласными и согласными звуками и определять их в словах;
  • уметь делить слова на слоги;
  • сосчитать количество букв и звуков в слове;
  • понимать что такое ударение, и уметь определить на какой слог оно падает.

Развитие речи:

  • внятно и членораздельно говорить;
  • уметь составлять рассказ из 5-6 предложений, глядя на картинку или из жизни;
  • строить сложные предложения из предложенных слов;
  • знать, как объяснить смысл пословицы;
  • выразительно рассказывать стихи, понимая их смысл.

Природоведение:

  • знать времена года, название месяцев, а также время суток;
  • понимать, что такое неделя и знать название дней;
  • называть явления природы;
  • уметь отличить травоядных животных от хищников, полевые цветы от садовых, деревья от кустарников.

И это далеко не все. У малышей этого возраста должна хорошо быть развита мелкая моторика, и они без труда должны вырезать ножницами разные фигуры по нарисованным линиям, раскрашивать картинки не выходя за контуры, рисовать простые предметы, глядя на них, и свободно контролировать нажим на ручку, кисть или карандаш.

Физическое воспитание

Родителям нужно помнить, что кроме умственного развития, не стоит забывать о физических нагрузках. Что нужно знать и уметь ребенку в 5 лет, чтобы не отставать от своих сверстников, так это лазать по гимнастической стенке, спрыгивать с высоты 20–30 см, бегать в течение полутора минут не останавливаясь, уметь прыгать на одной ножке, уверенно подниматься и спускаться по лестнице, бросать и ловить мяч и т.д.

Итак, знания ребенка в 5 лет должны быть очень разносторонними. Их невозможно занести в определенные рамки, но существует минимум, который малыш должен знать и уметь.

3 голос, средняя оценка: 3,67 из 5

Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

Физическое развитие пятилетнего ребенка

Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

Мелкая моторика и бытовые навыки

Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

Умственное развитие пятилетних детей

Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

  • Способностью концентрировать внимание
  • Умением воспринимать информацию
  • Развитием логического мышления
  • Памятью
  • Воображением.

Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

Особенности мышления детей в пять лет

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

Речевое развитие ребенка в пять лет

Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

Режим и питание ребенка в 5 лет

Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

  • Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
  • Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
  • Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
  • Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.

Вот что лучше всего покупать ребенку:

  • Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
  • Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
  • Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
  • Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.

Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

Занятия с ребенком пяти лет

Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров -перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.

В 5 лет ребенок окреп как физически, так и психологически. Ему важно, как он выглядит, во что одет. Он себя уже воспринимает как личность, понимает, что отличается от других. Имеет свое мнение и отстаивает его не капризами, а пытается объяснить, приводя доводы. Дети в пять лет достаточно физически выносливы. Они могут пробежать, не останавливаясь, 200-300 метров в быстром темпе. Если на пути встречаются препятствия, они их ловко перепрыгивают или оббегают.

У детей хорошо развита координация движения. Они с закрытыми глазами легко достают пальцем до кончика носа, уха, макушки, колена. Пятилетние дети довольно ловкие, подбрасывают и ловят даже небольшой мяч, не промахиваясь, точно бьют по нему ногой. Могут пробежать по тонкой дощечке, прыгают вперед и назад, через препятствия – ямки, канавки.

У пятилетнего ребенка хорошая память. Он способен запоминать новые слова, как русские, так и иностранные, объемные стихотворения, смысла которых даже не понимает. Пытается выяснить значения новых слов. У него богатый словарный запас – 2500-3000 слов. Ему удается довольно легко излагать мысли, точно передавать свои ощущения или впечатления словами. Не путается в понятиях «вчера» и «завтра», «ужин» или «завтрак». Если происходит ошибка, он тут же поправляет себя сам.

Из пяти-шести слов, логически рассуждая, легко находит лишний предмет. Например, сообразит, что из слов «ложка», «тарелка», «кастрюля», «стул», « чашка», «стакан» — посторонним предметом является «стул». Если на картинке изображены предметы неправильно, найдет ошибку и объяснит, что здесь не так.

Уход за ребенком в 5 лет

К пяти годам ребенок все уверенней пользуется зубной щеткой. Он водит ею по зубам в правильном направлении, вычищая межзубные промежутки. Он умеет тщательно полоскать рот, поэтому чистку зубов уже можно производить с применением детской зубной пасты (без фтора). С пяти лет можно попробовать приучать детей к утреннему душу. Это поможет быстрее избавиться от утренней дремы и получить заряд бодрости. Эта процедура позволит не только держать тело в чистоте, но и обладает закаливающими свойствами. После душа нужно вытереться насухо и растереться полотенцем.

Родители должны приучить детей аккуратно складывать одежду на стульчик. Обычно в этом возрасте дети уже сами снимают ее и одевают. Во-первых, так они приучаются к опрятности, а во-вторых, одежда не мнется, и ее не придется после сна искать по всей комнате.

С пяти лет можно научить ребенка мыть лицо с мылом. Закрыв глазки, легкими движениями, не растирая кожу, нанести мыльный раствор. Можно использовать хорошее мыло или специальные мягкие очищающие средства. Злоупотреблять мыльными умываниями не стоит, достаточно раза в день. Если его кожа стала сухой или обветрилась на морозе, перед сном ее смазывают тонким слоем детского крема.

Питание ребенка в 5 лет

К пяти годам несколько замедляется рост детского организма по сравнению с предыдущими годами. Поэтому уменьшается потребность в дополнительных калориях. Снижается количество потребляемых животных белков, но увеличивается доля жиров и белков растительного происхождения. Калорийность дневного рациона должна составлять примерно 2000 ккал. На белки и жиры должно приходиться по одной части, на углеводы – 4, т.е. соотношение углеводов, жиров и белков должно составлять 4:1:1. Такой режим питания позволит ребенку не испытывать чувство голода, в то же время не перегружать пищеварительную систему жирной и тяжелой пищей. Необходимо следить, чтобы в его рационе присутствовало достаточно овощей, как источник многих незаменимых микроэлементов. Следует дополнять ежедневное питание сырыми овощами и фруктами по сезону.

Режим дня ребенка в 5 лет

С пяти лет ребенка можно уже приучать к наведению порядка и чистоты в квартире. Многих детей и заставлять не надо, они сами с радостью помогут помыть посуду, протереть пыль, навести порядок на книжной полке или в ящике с игрушками. Поэтому в распорядке его дня следует выделить для этого специальное время. График придется немного сжать, возможно сократить время, отведенное на игры. Если ребенок посещает дополнительные спортивные секции или творческие кружки, это тоже нужно учесть. Время, потраченное на дорогу, следует не тратить впустую, а использовать с толком. По пути можно разучивать стихи, считать, узнавать что-то новое. В остальном режим дня похож на тот, который был в 4 года: четырехразовое питание, один дневной сон 1,5-2 часа, игры, прогулки.

Занятия с ребенком в 5 лет (как развивать)

Для развития речи с детьми полезно заучивать скороговорки и считалочки. Проговаривая их вначале медленно, затем в убыстренном темпе, ребенок вырабатывает чистоту произношения и хорошую дикцию. Есть специальные математические считалки, повторяя которые, дети дополнительно учатся счету и простым арифметическим действиям. Если ребенок только приступил к заучиванию алфавита, с ним можно поиграть в лото. На широкой полосе бумаги в ряд пишутся крупные буквы. Ребенку выдаются жетоны — бумажные кружки или квадратики. Взрослый называет букву, а дети ищут ее у себя на бумаге и, если нашли, закрывают жетоном. Игра продолжается, пока не закроется весь ряд. Вместо букв можно написать и цифры.

Хорошо развивает логическое мышление игра, где требуется найти лишний предмет. Ребенок из предложенных картинок должен выбрать одну, которая отличается от других. Например, среди картинок с цветами есть одна с грибочком. Или на всех карточках нарисованы музыкальные инструменты, а на одной — молоток. Подручный дидактический материал можно сделать самим, купить в магазине или распечатать картинки из Интернета.

Чтобы познакомить детей с цифрами, можно купить разукрашки, в которых, чтобы получить контур рисунка, необходимо соединить по порядку точки с цифрами. Когда рисунок будет готов, его можно разукрасить. В 5 лет нужно показать ребенку, как пользоваться телефоном и научить звонить самостоятельно. Объяснить простые правила движения, рассказать, зачем нужен светофор, что означает каждый цвет и какие выполняют действия при их загорании.

Игры и игрушки для детей в 5 лет (как развлекать)

С пяти лет ребенок все больше одиночному времяпрепровождению предпочитает компанию сверстников. Вместе им очень интересно играть в ролевые игры – школу, больницу, дочки-матери, войнушку, магазин. Они устанавливают свои, порой достаточно сложные правила, вводят расчетную валюту в виде фантиков. Дети настолько увлечены, что их игра может продолжаться несколько часов. Причем в куклы могут играть также и мальчики. Для пятилетнего возраста это вполне характерно.

Если у ребенка есть способности или желание, его можно записать в спортивные секции. С пяти лет уже можно заниматься гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, шахматами, хоккеем, некоторыми видами восточных единоборств. Самое время отдать ребенка на бальные танцы, рисование, научить игре на фортепьяно. Только не нужно детей принуждать или уговаривать, они должны сами проявить желание.

Одними из любимых развлечений остаются чтение сказок, детских книг, лепка, рисование, конструирование, собирание паззлов, кубиков. Любят они слушать и детские песенки, нередко подпевая сами. Иногда дети увлекаются коллекционированием. Собирают открытки, фантики от конфет, вкладыши на определенную тематику. Многие современные дети в пять лет овладели компьютером, любят играть на нем в игры. Родителям нужно следить за длительностью времяпрепровождения за монитором, ограничивая его до получаса в день.

Воспитание ребенка в 5 лет

Пять лет – еще достаточно детский возраст, но ребенок должен понимать, что он живет не один. Поэтому необходимо подчиняться определенным правилам как у себя в квартире, так и в общественных местах. Объяснить ему нужно так, чтобы он все правильно понял. Тогда и ему будет в жизни легче и родителям не придется за него краснеть.

Нередко пятилетние дети могут дерзить маме, не слушаться, пытаться устанавливать свои порядки. Не стоит на них кричать, ругаться, лучше проявить выдержку. Необходимо с ними поговорить, объяснить, что они сделали маме больно и разочаровали ее. От этого она страдает, у нее болит сердце. Нужно вызвать у ребенка чувство стыда за свой поступок и раскаивания. Не следует его заставлять признать вину, он должен дойти до этого сам. Родителям необходимо на своем примере показывать, какие должны быть отношения между близкими людьми. Поэтому, если в семье ссоры и ругань, отец кричит, а мать бьет посуду, требовать от детей достойного поведения бесполезно.

Ребенка необходимо научить и правилам приличия. Он должен обращаться на «вы» к взрослым людям, не встревать в их разговоры. При встрече со знакомыми здороваться, и со сверстниками в том числе. Необходимо его обучить азам коммуникабельности: контролировать агрессию, вежливо обращаться за помощью, благодарить, прощаться при уходе. Не жадничать, делиться или обмениваться игрушками. При воспитании не возбраняется пользоваться как методами поощрения, так и наказания.

Пять лет – первый маленький юбилей. Вы замечали, как менялись интересы вашего ребенка, его привычки и поведение. На каждом этапе возникали свои сложности и непонятные моменты. Есть они и сейчас. Поэтому стоит о них знать, хотя бы о некоторых, чтобы правильно себя повести в конкретной ситуации. Например, у многих детей в пять лет бурно развита фантазия. Порой они сами не могут определить границу между правдой и выдумкой. Поэтому, если вы заметили, что ваш ребенок переплюнул самого барона Мюнхаузена, не стоит его ругать и уличать во лжи. Ведь он сам верит во что говорит. Помечтайте и пофантазируйте вместе с ним. А потом направьте разговор в нужное русло и объясните, что это придуманные действия и герои, а в жизни все по-другому. Если же вы обнаружили, что ребенок фантазирует, чтобы избежать наказания, необходимо принять своевременные меры. Провести воспитательную работу, и рассказать, что не благородно и трусливо скрывать правду. А за провинности и плохие поступки необходимо отвечать, и, даже, нести наказание.