Меню

Значение рефлексов в дрессировке собак. Безусловные рефлексы

Жизнь

Ради своего питомца и в целях самообразования, попробуйте еще раз открыть учебник биологии либо другую познавательную литературу - вам пригодится, это точно, ведь основные методы дрессировки собак основываются на учении о высшей нервной деятельности, которая является деятельностью рефлекторной. Она направлена на взаимодействие организма с окружающей средой и осуществляется через нервную систему. Нервная система имеет сложное строение и выполняет своеобразные функции: контролирует, регулирует и подчиняет себе деятельность других систем и всего организма в целом. С помощью нервной системы происходят сложные психические процессы, а также обеспечивается управление поведением. Одновременно нервная система осуществляет и саморегулирование организма собаки.
Наша статья не есть учебное пособие по биологии, но кое-что стоит вам напомнить:
Основной солдат центральной нервной системы, ее главная клетка - это безусловно нейрон. Нейрон способен генерировать электрический импульс и передавать его, проводить к другим клеткам и нейронам организма. Нейрон выполняет очень тонкую и вместе с тем гигантскую работу в организме, поэтому не способен делиться, как другие клетки. Нейрон живет с собакой(как, впрочем, и с человеком) всю ее жизнь, на протяжении жизни она лишь теряет нейроны.
Нервные клетки выполняют следующие основные функции:
1) Рецепторная функция обеспечивает восприятие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды организма.
2) Сенсорная функция нейронов обеспечивает анализ воспринятых раздражений, формирование определенных ощущений и четкую дифференцировку многочисленных раздражителей, воздействующих из внешней и внутренней среды.
3) Информационная функция нейронов обеспечивает накопление, сохранение и выдачу информации, поступившей из внешней и внутренней среды. Информация в нейронах кодируется как память.
4) Моторная функция нейронов обеспечивает формирование и передачу импульсов возбуждения к соответствующим органам движения или другим исполнительным органам и тканям.
Через нейроны осуществляется передача информации от одного участка нервной системы к другому, обмен информацией между нервной системой и различными участками тела и органами. В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки и запоминания информации. С помощью нейронов формируются рефлексы.
Ага, что-то знакомое? Рефлекс, собака Павлова, лампочка и еда? Вам, конечно, со школьной скамьи помнится, что рефлексы бывают условными и безусловными, попытаемся разобраться, ведь в природе не все так просто:

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы - врожденные, постоянные и неизменные реакции организма на определенные действия раздражителей.
Все безусловные рефлексы даны матушкой природой при рождении, способны передаваться по наследству из поколения в поколение. К моменту рождения у животного закладывается основной наследственный фонд рефлексов, присущих для вида, породы, породной группы, линии и т. д.
Вот щенок, он только появился на свет, но может адаптироваться к окружающему миру с помощью рефлексов сосания, глотания, ползания и т.д.
По мере роста и развития щенка проявляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов: движения, ориентирования, поиска, игры, подражания, и т.д.
Каждый вид животных имеет свой набор безусловных, врожденных, рефлексов. Это своеобразный фонд, наследство от предков.
У собак одинаково выражены и однотипны:
1) пищевые
2) ориентировочные
3) двигательные
4) половые
5) родительские рефлексы.

Виды безусловных рефлексов: пищевые, двигательные, оборонительные, ориентировочные, поисковые, половые, родительские, игровые, подражательные рефлексы, а также рефлексы привязанности и общения. Не так много, но это и есть база для отработки других видов рефлекса - условных, которые так нужны для дрессировки собак.
Животным присущи четыре основных инстинкта: пищевой, половой, родительский, оборонительный. Естественно, что половой и родительский инстинкт при дрессировке не применяется.

Условные рефлексы

Итак, безусловные рефлексы даны собаке при рождении, они малочисленны и постоянны. А как быть с условными? С точностью до наоборот: условные рефлексы многочисленны, непостоянны и приобретаются с жизненным опытом или при обучении, тоесть посредством сложных раздражителей. Именно поэтому и нет их четкой классификации.
Для порядка их делят на натуральные (образуются на естественные качества раздражителя), искусственные(образуются на посторонние раздражители)
Пример: реакция на внешний вид, голос хозяина - натуральный условный рефлекс, легко образуется, долго не угасает.
реакция на звук голосовой команды, свисток - искусственный условный рефлекс, медленно образуется, быстро гаснет без подкрепления.
Условные рефлексы бывают первого, второго, высшего порядков, различают так же положительные и отрицательные условные рефлексы и т. д. Но мы ведь не учебник, помните?
Более точно, а, главное, подробно, при желании можно прочесть в специальной литературе.
Важно лишь помнить, что существуют законы деятельности условного рефлекса у собак, они были изучены еще академиком И.П. Павловым, надо отдать должное этому великому ученому и его ученикам: они изучили закономерности, которые необходимы для дрессировки собак без фатальных ошибок. Цена пренебрежения этими законами - собака с плохо закрепленными навыками, опаздывающей реакцией на команды и т.д.
1) Условные рефлексы вырабатываются не сразу, а постепенно, в течении определенного времени
2) Образовавшиеся условные рефлексы при отсутствии подкрепления затормаживаются и угасают
3) Скорость выработки и стойкость условного рефлекса зависит от упражнений, применения стимулирующих подкреплений, от силы безусловного рефлекса или ранее выработанного навыка. Важно и физическое состояние собаки и ее эмоции.
4) Выработанные рефлексы сочетаются между собой, образуя сложные навыки собаки. Навыки требуют подкрепления.
5) Выработанные сильные условные рефлексы заменяют слабые.
6) На сильные условные раздражители вырабатываются сильные условные рефлексы, стойкие навыки. Важную роль в выработке стойких навыков играют индивидуальные особенности нервной системы собаки.

Природа мудро наделила маленького щенка набором врожденных рефлексов и рефлекторных актов, с помощью которых он сможет выжить в первые дни после своего рождения. Затем, наблюдая за повзрослевшей собакой, мы видим, насколько развивается нервная система собаки: прибавляются новые условные рефлексы, объединяются в сложные цепочки, нам порой кажется, что животное обладает интеллектом. Внимательный подход к изучению поведения собаки необходим хозяину для дальнейшей дрессировки собаки.
Сложные реакции поведения собаки, направленные на выполнение жизненно важных функций организма называют еще реакциями поведения, их несколько:
1) Пищевая
Пища - основа жизнедеятельности всякого живого существа на земле. Условные рефлексы, приобретенные в период поиска и поедания пищи собакой, определяют ее пищевую реакцию. Большинство рефлексов у собак вырабатывается на основе пищевой реакции. Дрессировщик использует основанный на этой реакции метод дрессировки - вкусопоощерительный. Собака получает лакомство в качестве поощрения.
2) защитно-оборонительная
В природе все устроено по принципу: "будь внимателен и осторожен, быстр и силен - и выживешь", большая группа приобретенных и врожденных двигательных рефлексов помогает сохранить жизнь при встрече с врагом или другими внешними факторами, образует оборонительную реакцию собаки. По определенным сигналам собака либо избегает опасности, либо активно борется с ней. Защитно-оборонительная реакция - база для выработки у собаки сложных условных рефлексов.
Собака может проявить активно-оборонительную реакцию, пассивно-оборонительную реакцию, злобно-трусливую реакцию. Из перечисленного видно, что наиболее пригодны собаки с активно-оборонительной реакцией, которую можно выработать только при условии ровного, спокойного, уравновешенного общения с собакой. Если вы мудрый хозяин, то щенок в возрасте от двух до шести месяцев будет у вас много и активно двигаться, проявлять интерес к окружающему, не бояться новых мест и предметов, выказывать умеренную недоверчивость к чужим людям. Некоторые считают, что в собаках с рождения преобладает тот или иной тип защитно-оборонительной реакции, думается, что это заблуждение. Многие факторы воспитательной работы в первые месяцы жизни щенка играют немаловажную роль в том, каким он будет в дальнейшем.
3) половая
4) родительская
5) ориентировочная

Вы принесли домой маленького щенка, он только осваивается в новом доме, замечали его первые действия? Да, так и есть: обнюхает, ткнется мордочкой, прислушается, оближет. Весь вид его говорит об одном: "что такое?" - Данная реакция и есть ориентировочная. Со временем, когда собака повзрослеет, у нее накопится большое количество условных рефлексов и она сможет ориентироваться в более сложных ситуациях, ориентировочная реакция может замениться поисковой.
6) поисковая
Хочешь выжить - ищи, так образно можно назвать эту врожденную реакцию поведения. Поисковая реакция в процессе жизни и дрессировки собаки объединяется с другими реакциями поведения и образует сложный комплекс реакций. Отыскивание следа человека, животного, преследование человека для последующего задержания - вот некоторые примеры такого комплекса реакций.
7) игровая
8) подражательная

Некоторые навыки собаке можно привить используя подражательную реакцию. (Достаточно подметить, как одна лающая собака "заводит" остальных) Собаки вообще очень внимательные существа, способные подмечать и использовать в своих целях повадки других собак или человека.
9) привязанности
Говорит сама за себя. В поведении собаки и в том, как она встречает хозяина, дрессировщика проявляется комплекс сложных условно-рефлекторных актов. Собака проявляет ласку, нежность, ждет хозяина, радуется и защищает его. Реакция проявляется при совместном пребывании и взаимодействии хозяина и животного. Контакт пары хозяин-собака необходим для последующей дрессировки собаки, особенно для ее безотказной работы.
10) общения
Реакции игровая и подражательная так же говорят сами за себя. Весь данный ряд реакций поведения собаки, исключая половую и родительскую, активно используется для дрессировки собак, это - основа ее жизни. Понаблюдав за питомцем внимательнее, вы без труда заметите проявления практически всех реакций поведения. Они есть не что иное, как составные части более сложных, врожденных реакций организма, называемых инстинктом. Инстинкт доминирует над основными реакциями поведения собаки, ведь он подкреплен и управляется гормонами и физиологически активными веществами.
Каждая собака особенна. Так же особенно проявляются у нее и основные реакции поведения. С различной степенью активности у вашего Рекса сильнее выражена поисковая и пищевая реакция, а у соседского Мухтара - активно-оборонительная, либо привязанности, данное превосходство одних реакций над другими называется преобладающим. Но скорее всего данных реакций будет несколько, они будут смешаны между собой и поэтому в них трудно разобраться. Опытные дрессировщики и знающие собаководы могут выделить преобладающие реакции поведения путем тестирования вашего питомца и выделить реакции, которые станут определяющими при выборе безусловных раздражителей в процессе дрессировки.

История про разности

На площадке для выгула собак весело проводят время Рекс, Мухтар, Шарик и Дружок. В поле их видимости попадает незнакомый человек (раздражитель). Как поведут себя собаки?
Один - лает, возбужден, долго не успокаивается после ухода незнакомца. Второй - лает, возбужден, но быстро перестает это делать, когда незнакомец уйдет. Третий - долго не реагирует, затем долго успокаивается. Четвертый - спрятался за хозяина, интереса к происходящему не проявляет. Почему такая разница?
Собака рождается с определенными свойствами нервных клеток, которые находятся в коре головного мозга. Изучая эти особенности, академик Павлов из многочисленного разнообразия вариантов создал классификацию основных типов нервной деятельности и выделил три сильных типа и один слабый: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Сильный, подвижный, уравновешенный - сангвиник
Сильный, инертный, уравновешенный - флегматик
Сильный, возбудимый, неуравновешенный - холерик
Слабый, тормозной - меланхолик

Конечно, яркая выраженность четырех типов у собак встречается редко (это же не мультик про Винни Пуха, Пятачка и др.), а чаще всего бывают переходные формы типов и различные варианты их комбинаций. Не стоит забывать, что влияние человека на высшую нервную деятельность собаки тоже крайне велико, поэтому наряду с фактором наследственности она приобретает и свои особенности, индивидуальные качества. Учитывать данные особенности крайне необходимо при подходе к дрессировке животного.

Чем будем раздражать

Чтобы нейроны послали сигнал по всему организму собаки и задействовалась центральная нервная система, ее необходимо заставить возбудиться, тоесть - "раздразнить". Нужен раздражитель. Что такое раздражитель? - Это то, что действует на организм собаки, заставляя его реагировать: происходящие процессы внутри организма собаки и в окружающей среде.
Раздражитель условный - сигнализирует организму о предстоящем воздействии приятного или неприятного раздражителя. Собака по принципу может сидеть, лежать, лаять и т.д., цель дрессировки - добиться, чтобы собака эти же действия совершала по приказу и тогда, когда это необходимо. Поэтому определенные слуховые, зрительные раздражители побуждают собаку к действию, заставляют выполнять те или иные команды, стимулируют ее работу. (Вы подаете собаке словесные команды, жестом указываете направление движения, используете звуковые сигналы)
Раздражитель пищевой: пища - главное условие жизни для собаки, поэтому пища как раздражитель способствует образованию многих условных рефлексов. Стойкие условные рефлексы у собаки образуются на вкус, запах, вид пищи, на время и место кормления.
(Для дрессировки собак используется лакомство: кусочки сыра, мяса, и т.д. Лакомство, которое дается в завершении выполнения команды - знак поощрения собаки, знак похвалы, показ лакомства подает сигнал "начинай действовать", т.е. стимулирует собаку.)
Раздражитель механический - поглаживание, похлопывание, рывок поводком. Используются для отработки навыков общедисциплинарных. Условные рефлексы, выработанные с помощью механических раздражителей более стойкие, точные, безотказные в сравнении с рефлексами, выработанными с помощью пищевых раздражителей. Но частое применение сильных механических раздражителей типа строгого ошейника либо удара прутом вызывают у собак пассивность, боязливость. Действия, производимые помощником во время "борьбы" с собакой должны быть четко выверенными, важно, чтобы из схватки собака всегда выходила "победителем".Если собаку оглаживает хозяин, то это действует на нее как похвала, вызывая привязанность и доверие.
Интересно, что команда - по сути сложный звуковой раздражитель, воспринимается собакой как комплекс звуков, разные комплексы звуков - разные команды. Поэтому искаженные команды использовать нельзя, так как выработанный рефлекс на команду "сидеть" не сработает, например, при подаче искаженной команды " посиди здесь".Тонко улавливает животное и тембр и высоту и силу голоса хозяина: приказные команды подаются уверенно, настойчиво, если собака не слушается, то - с угрозой в голосе. Команды сами по себе должны быть максимально однообразными, чтобы собака адекватно реагировала на команды другого члена семьи. Не должно забывать и о ласковой, одобрительной интонации - наш друг нуждается в нашей похвале и ласке, ведь бывает, что он часами ждет нашего возвращения с работы или когда мы уделим ему должное внимание. Хозяин для собаки - это еще и комплекс раздражителей, самый действенный. Он действует на собаку своим личным запахом, голосом, жестами, движениями. Собака может ошибиться с голосом хозяина, а с его запахом - нет. Хозяин как раздражитель сильно действует на собаку, поэтому правильные взаимоотношения, называемые контактом хозяина и собаки, составляют основу успеха дрессировки.
Чтобы добиться желаемых успехов в дрессировке, необходимо воздействовать на собаку определенными раздражителями, это мы усвоили из вышесказанного. Использование конкретных раздражителей определяют нашу дальнейшую стратегию - то есть метод дрессировки.
У собаки хорошо развита пищевая реакция - подойдет вкусопоощрительный метод, возможно в комплексе с механическим либо подражательным методом. Всего их несколько: вкусопоощирительный, механический, контрастный, подражательный, наталкивания.
Представление в цирке: собаки, медведи, кошки и даже тюлени выполняют замысловатые трюки и па. У артиста всегда на поясе сумочка с лакомством. Замечали что после каждого выступления животное получает лакомство? Данный метод дрессировки- вкусопоощирительный, применяется со времен Льва Дурова. Лакомством свою собаку хозяин заставляет выполнять нужные действия, поощряя ее за ответную реакцию. Метод в служебном собаководстве используют для обучения по поиску мин, наркотиков, контрабанды. Но не все нужные навыки возможно закрепить с лакомства: задержание злоумышленника, караульная служба не подходят для вкусопоощирительного метода.
Механический метод - применение механических раздражителей, которые принуждают собаку и поощряют ее. Рывок поводком, использование хлыста, вызывают у собаки активно-оборонительную реакцию, которая станет базой для определенных навыков: злобности, окарауливания, задержания злоумышленника и т.д. Напротив, поглаживание, похлопывание хозяина по груди, плечам, шее действуют на собаку успокаивающе и одобряюще.
Контрастный метод - объединяет положительные стороны механического и вкусопоощирительного методов. Например, отработка команды "сидеть": вначале -нажатие на область поясницы собаки (механическое воздействие), и как только собака села - лакомство. Болевые и пищевые раздражители противоположные - контрастные.
Подражательный метод - использует данные от природы врожденные реакции (подражать действиям другого животного или человека).
Вспомните, что стоит одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать другие. Таким способом можно научить собаку преодолевать препятствия, подавать голос, работать в паре. Степень подражания зависит от самой собаки.

Индивидуальный подход

Вы- хозяин своей собаки, надеемся, что с момента ее прихода ваш дом у вас наладился тесный контакт, вы знаете особенности ее поведения, преобладающие реакции и тип высшей нервной деятельности. Учитывайте, что не всякая собака годится к той или иной службе, выбирайте грамотного дрессировщика, который применит верные методы ее дрессировки. Не забывайте о возрасте, физическом и эмоциональном состоянии вашего питомца.
Сангвиники - собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке для различных видов службы. Условные рефлексы у сангвиников образуются легко и быстро, навыки стойки и динамичны. Различные рабочие нагрузки и трудности меньше утомляют собаку.
Холерики - возбуждение у собак этого типа преобладает над торможением. Поэтому положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, а тормозные - медленно и трудно. Помните, что собаки этого типа очень активны и меньше устают в работе, у них почти не бывает срывов и неврозов на сильные раздражители. К 3-4-летнему возрасту животное может показать отличную работоспособность. Ограничений в режиме упражнений нет. Перед выработкой сложных навыков с тормозными рефлексами собаку надо дольше выгуливать.
Флегматик - собака замедленно реагирует на раздражители, тяжело переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения, изменение и переделывание навыков. В начале дрессировки у них происходит медленное образование условных рефлексов и навыков. Хозяин должен спокойно относиться к медлительности собаки и постепенно развивать у нее активность основных реакций. Методы дрессировки - вкусопоощрительный и контрастный.
Меланхолик - собака слабого типа. При неправильном воздействии раздражителями у них часто формируется пассивно-оборонительная реакция поведения, переходящая в боязливость и трусость. Слабость нервных процессов делает этих собак очень чувствительными к различным раздражителям, а малейшее усиление раздражителей вызывает торможение рефлекторной деятельности. Сильные раздражители приводят к запредельному торможению и невротическому состоянию.
Дрессировка собак слабого типа возможна при условии осторожности, настойчивости и отличного знания дрессировщиком их поведения. Упражнения необходимо чередовать с частыми выгуливаниями, предоставлением отдыха в случае появления пассивности. Основной метод дрессировки - вкусопоощрительный. При кропотливой дрессировке можно добиваться от таких собак высоких показателей в работе, но лучше таких собак в дрессировку не брать.
Возраст: у молодых собак нервная система недостаточно окрепшая (они чаще могут проявлять пассивность, боязнь и трусость на раздражители большой силы), а старые имеют нежелательные связи(новые условные рефлексы образуются с большим трудом, требуется время на избавление от нежелательных привычек).
Лучше всего дрессируются собаки в возрасте от одного до двух лет.
Пол собаки: суки легче поддаются дрессировке, хорошо работают. Но не стоит забывать и об особенностях физиологии в придачу: течки, щенность. Кобели труднее поддаются дрессировке, но имеют крепкую нервную систему, выносливы в работе и неприхотливы к условиям.
Важное значение в успешной дрессировке собак имеет учет особенностей их выращивания и воспитания.
Не все собаки одинаково поддаются дрессировке, и в начальном периоде невозможно работать с ними по единой методике, поэтому дрессировку надо проводить по индивидуальным заданиям с учетом особенностей каждой собаки.

p.s. Размещение материалов (фото, видео, статей и их частей) без ссылки на первоисточник запрещено

Безусловные рефлексы - это такие ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, которые проявляются в виде автоматических действий. Они свойственны данному виду животных и проявляются или сразу после рождения, или по мере развития нервно-мышечной и эндокринной систем животного (рефлексы движения, половые). Щенок, например, рождается способным находить сосок вымени, выделять слюну при попадании в рот пищи и т. д.

Животное для проявления безусловных рефлексов не надо обучать, оно рождается с готовыми рефлекторными механизмами, которые стойко передаются по наследству.

У собак принято выделять четыре основных безусловных рефлекса: пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

Следовательно, врожденные рефлексы направлены на обеспечение основных жизненных потребностей организма животного, на сохранение индивидуума и вида. Например, чувство голода вызывает у собаки влечение к пище; в предчувствии опасности животное проявляет повышенную настороженность и т. д. Оборонительный рефлекс, связанный с самозащитой, проявляется в активной (наступательной) или пассивной (отступательной) форме.

Безусловный рефлекс осуществляется простой так называемой рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга - это путь, по которому возбуждение приходит от воспринимающих нервных клеток (рецепторов) по чувствительному нерву к центральной нервной системе и направляется от нее по двигательному нерву к рабочему органу, который ответит на раздражение. Такова схема рефлекторной дуги, выражающая простую ответную реакцию на раздражения.

Пищевой рефлекс - это влечение к пище. Он возникает в результате очень сложных реакций внутри организма. Недостаток в питательных веществах вызывает изменение в химическом составе крови, через которую питается нервная система, железы, участвующие в пищеварении. Возникает огромная цепь реакций, которая проявляется в факте схватывания пищи. Эта реакция проявляется по-разному в зависимости от степени голода и особенностей отдельного животного. У жадной собаки пищевая реакция выражена сильно, все процессы протекают с большой быстротой и активностью, у другой же эти проявления проходят менее ярко.

Оборонительный рефлекс - это готовность животного к обороне, активной или пассивной. Это реакция, мобилизующая силы организма и всех его систем: мускулов, сердечно-сосудистой системы и т. п. к сопротивлению. Собака, вступающая в активную оборону, должна победить врага или выйти из схватки, сохранив жизнь. Трусливые собаки используют чаще всего пассивную оборону, стремясь уйти от опасности.

Ориентировочный рефлекс проявляется так же, как акт сохранения жизни от опасных явлений окружающей среды: видеть, слушать, ощущать - очень важные средства защиты. Собака не полезет в огонь, видя и ощущая его, она не станет находиться и не войдет в удушливую атмосферу, если чувствует посторонний запах.

Половой рефлекс проявляется с большой активностью. Половое влечение может активизировать оборонительный рефлекс, подавлять ориентировочный и т. п. Известно, что в борьбе за самку самцы пренебрегают иногда опасностью, которая в обычное время вызывала бы оборонительный или ориентировочный рефлекс. Влечение к самке проявляется в том, что самец отказывается подчиняться человеку; в присутствии суки в охоте не следует заставлять кобеля выполнять какое-либо упражнение.

В коре больших полушарий создается так называемая половая доминанта - господствующий очаг возбуждения. Особенность доминанты состоит в том, что она тормозит осуществление рефлексов других центров и усиливает свое возбуждение за счет других, даже посторонних импульсов, идущих в центральную нервную систему.

Мы назвали четыре безусловных рефлекса потому, что дрессировщик собак встречается с ними на практике чаще всего. Понимание этих рефлексов определяет подход к животным и возможности их обучения.

В жизни организма эти явления более многочисленны и разнообразны.

Например, собаку укусило насекомое. Болевое раздражение, воспринятое чувствительными клетками - рецепторами, расположенными в коже, передается в центральную нервную систему, от нее идет по двигательному нерву сигнал к мышце, которая по этому сигналу сократится и отпугнет насекомое - это защитная реакция.

Другой пример: переполнение мочевого пузыря вызывает раздражение, и в ответ на него происходит рефлекс мочеиспускания. Словом, какие бы действия животного мы ни наблюдали, они всегда являются ответами на раздражение.

Всякое раздражение влияет на функциональное состояние всей нервной системы: в одних участках раздражение вызывает возбуждение, в других - процесс торможения. Поэтому рефлекс является не изолированным актом, а сложной реакцией всего организма.

Очень важно знать условия, при которых возможны изменения безусловных рефлексов под влиянием окружающей среды. Практикам известен случай, когда два помета щенков были разделены на две группы, выращенные в разных условиях. Одну группу щенят выращивали свободно среди разнообразных внешних условий, другую - в однообразной спокойной обстановке. В результате такого опыта оказалось, что собаки, выращенные в однообразной благоприятной внешней среде, проявляли пассивно-оборонительную реакцию (трусость). Этот же факт подтверждается доктором биологических наук Л. В. Крушинским. На основе собранного материала он считает, что собаки, выращенные в питомниках, в условиях группового содержания и ухода, обладают менее выраженной активно-оборонительной реакцией, чем собаки, выращенные в условиях индивидуального содержания. Но и у собак, выращенных в одинаковых условиях, оборонительные реакции могут проявляться различно. Это может зависеть от врожденных особенностей, полученных по наследству от родителей. В служебном собаководстве не рекомендуется использовать в качестве производителей животных с пассивно-оборонительной реакцией.

Кроме того, у собак могут быть рефлексы, присущие только одной данной породе; например, подружейная собака при обнаружении птицы делает стойку; гончая собака идет по следу зверя с лаем.

Безусловные рефлексы, как база для образования условных, имеет важное значение при дрессировке собак; это фундамент, на котором строится обучение. Но одни безусловные рефлексы не обеспечивают всей сложной связи животного с внешней средой.

Для нормального существования требуются дополнительные реакции. Такие дополнительные реакции И. П. Павлов назвал условными рефлексами.

Условные рефлексы отличаются от безусловных. Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне», собака постепенно перестанет выполнять это действие). Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу . Для того чтобы уяснить это понятие, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главнейшим условием является совпадение во времени действия двух раздражителей, один из которых является безусловным, вызывающим какой-либо определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой - любым раздражителем, имеющим для данного безусловного рефлекса индеферентное (безразличное) значение (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса согласно классическим опытам Павлова происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в звонок, помещенный поблизости от собаки (рис. 4), возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе и она начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса будет достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.

Рис. 4. Схема образования условного рефлекса. 1 - чувствительный нерв языка, 2 - слюнная железа, 3 - черепная коробка, 4 - пищевой корковый центр, 5 - слуховой чувствительный нерв, 6 - слуховой нервный центр; 7 - соединительный нервный путь, 8 - пищевой безусловный центр, 9 - продолговатый мозг, 10 - двигательный (секреторный) нерв.


Достигнув слухового центра, раздражение направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него - в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передастся по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя . Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Первый метод - механическая дрессировка . Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение) Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака опустит зад и сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, собака будет садиться по одному приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка . В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетать с подачей команды «Сидеть» и сопровождать посадку дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет совершать посадку по одному лишь приказанию дрессировщика.

Большинство действий, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из целой системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято в дрессировке называть навыком. Навык - это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.

При выработке навыков наиболее целесообразен контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать еще и другой раздражитель. Безусловный раздражитель сохраняет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, т. е. является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет являться побуждающим (наталкивающим) собаку на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых , на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс и эта реакция, как условный раздражитель, начинает сама вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых , образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика.

Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», на основе контрастного метода дрессировки необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой).

Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный рефлекс в пассивной форме), а пищевой раздражитель является основным безусловным раздражителем, подкрепляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей; она или предшествует их действию или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение и выполненное действие должно подкрепляться только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть» образуется условный рефлекс.

При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного «болевого» раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки в приспособлении к воздействию окружающей среды. Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно «болевых») раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него организма. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять применением сильных механических раздражителей, вызывающих у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже возникновение пассивно-оборонительной реакции.

Отличительная особенность навыка состоит также в том, что само животное принимает более активное участие в проявлений данного действия: то проделывая это движение самостоятельно, если оно является средством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи), то избегая такого действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, вырабатываемые на основе преобладающих реакций и ведущие к удовлетворению жизненных потребностей собаки, образуются намного быстрее и являются более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах.

Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет после этого всегда избегать человека с палкой.

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать другую, уже выдрессированную собаку. Чтобы, например, развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой; ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команды - сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Под интонацией понимается оттенок голоса (тембр, высота звука), придаваемый той или иной команде.

Интонации могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбодряющими). При выработке навыка большинство команд следует подавать в приказной интонации. Исключение составляют лишь команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются в угрожающей интонации (запрещающая команда «Фу» и команда «Фасс», вызывающая оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. В этой интонации произносится поощряющая команда «Хорошо», сопровождающаяся оглаживанием собаки и дачей ей лакомства. Процесс применения этих раздражителей называется поощрением.

Жесты - зрительные раздражители, передаваемые определенными движениями руки дрессировщика, всегда постоянными для каждого навыка (приема). Жесты применяются взамен команд (на большом расстоянии в целях маскировки). Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой «Ищи» жест при дрессировке собак на обыск местности, на работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и. однообразно в соответствующей интонации; это облегчит и обеспечит прочное образование навыков на соответствующие команды.

На основании современных данных безусловные рефлексы собак классифицируют и по форме их проявления: простые и сложные рефлекторные акты, реакции поведения и инстинкты. По физиологическим функциям безусловные рефлексы могут классифицироваться на следующие: пищевые, двигательные, оборонительные, ориентировочные, исследовательские, поисковые, половые, родительские, игровые, подражательные, привязанности, стайно-групповые и др.

Безусловные рефлексы собак - это видовые, стереотипные, генетически закрепленные акты поведения организма на раздражители. Они вызываются как внешними раздражителями, так и раздражениями, идущими из организма. Дыхание, сосание, мочевыделение, дефекация и т.д. - это безусловно-рефлекторные акты поведения, причем вызывающие их раздражения идут в основном от внутренних органов (переполненный мочевой пузырь вызывает мочевыделение; наличие кала в прямой кишке вызывает потуги и т. д.). По мере роста и созревания собаки появляется и ряд других, более сложных, актов поведения. К таким относится, например, половое. Присутствие около кобеля суки в состоянии течки (в пустовке) вызывает у кобеля безусловно-рефлекторную половую реакцию (половое поведение). Собака специально не обучается этому рефлекторному поведенческому акту, он начинает проявляться у животного в период полового созревания в ответ на определенный раздражитель. Вся разница между половым рефлексом и рефлексом отдергивания лапы при болевом раздражении в разной степени сложности. Поэтому безусловные акты можно разделить, зависимо от степени их сложности, на простые и сложные. В проявлении сложного безусловного акта участвует целый ряд простых безусловно-рефлекторных поведенческих актов. Так, например, пищевая безусловно-рефлекторная реакция щенка осуществляется при участии ряда более простых безусловных актов: сосания, глотательных движений, рефлекторной деятельности слюнных желез и желез желудка. При этом один безусловно-рефлекторный поведенческий акт является стимулом для проявления следующего, то есть совершается как бы цепь безусловно-рефлекторных поведенческих актов.

Дрессировка служебных собак Бочаров Владимир Иванович

2. Условные рефлексы

2. Условные рефлексы

Условные рефлексы создают возможность возникновения у животных индивидуально-приобретенного поведения, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к окружающей среде. Весь процесс дрессировки собаки представляет собой развитие индивидуального поведения на базе безусловных рефлексов.

Дрессировка - это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика.

Условные рефлексы отличаются от безусловных. Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне», собака постепенно перестанет выполнять это действие). Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу . Для того чтобы уяснить это понятие, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главнейшим условием является совпадение во времени действия двух раздражителей, один из которых является безусловным, вызывающим какой-либо определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой - любым раздражителем, имеющим для данного безусловного рефлекса индеферентное (безразличное) значение (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса согласно классическим опытам Павлова происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в звонок, помещенный поблизости от собаки (рис. 4), возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе и она начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса будет достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.

Рис. 4. Схема образования условного рефлекса. 1 - чувствительный нерв языка, 2 - слюнная железа, 3 - черепная коробка, 4 - пищевой корковый центр, 5 - слуховой чувствительный нерв, 6 - слуховой нервный центр; 7 - соединительный нервный путь, 8 - пищевой безусловный центр, 9 - продолговатый мозг, 10 - двигательный (секреторный) нерв.

Достигнув слухового центра, раздражение направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него - в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передастся по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя . Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Первый метод - механическая дрессировка . Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение) Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака опустит зад и сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, собака будет садиться по одному приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка . В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетать с подачей команды «Сидеть» и сопровождать посадку дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет совершать посадку по одному лишь приказанию дрессировщика.

Большинство действий, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из целой системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято в дрессировке называть навыком. Навык - это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.

При выработке навыков наиболее целесообразен контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать еще и другой раздражитель. Безусловный раздражитель сохраняет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, т. е. является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет являться побуждающим (наталкивающим) собаку на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых , на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс и эта реакция, как условный раздражитель, начинает сама вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых , образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика.

Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», на основе контрастного метода дрессировки необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой).

Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный рефлекс в пассивной форме), а пищевой раздражитель является основным безусловным раздражителем, подкрепляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей; она или предшествует их действию или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение и выполненное действие должно подкрепляться только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть» образуется условный рефлекс.

При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного «болевого» раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки в приспособлении к воздействию окружающей среды. Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно «болевых») раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него организма. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять применением сильных механических раздражителей, вызывающих у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже возникновение пассивно-оборонительной реакции.

Отличительная особенность навыка состоит также в том, что само животное принимает более активное участие в проявлений данного действия: то проделывая это движение самостоятельно, если оно является средством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи), то избегая такого действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, вырабатываемые на основе преобладающих реакций и ведущие к удовлетворению жизненных потребностей собаки, образуются намного быстрее и являются более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах.

Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет после этого всегда избегать человека с палкой.

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать другую, уже выдрессированную собаку. Чтобы, например, развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой; ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команды - сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Под интонацией понимается оттенок голоса (тембр, высота звука), придаваемый той или иной команде.

Интонации могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбодряющими). При выработке навыка большинство команд следует подавать в приказной интонации. Исключение составляют лишь команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются в угрожающей интонации (запрещающая команда «Фу» и команда «Фасс», вызывающая оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. В этой интонации произносится поощряющая команда «Хорошо», сопровождающаяся оглаживанием собаки и дачей ей лакомства. Процесс применения этих раздражителей называется поощрением.

Жесты - зрительные раздражители, передаваемые определенными движениями руки дрессировщика, всегда постоянными для каждого навыка (приема). Жесты применяются взамен команд (на большом расстоянии в целях маскировки). Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой «Ищи» жест при дрессировке собак на обыск местности, на работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и. однообразно в соответствующей интонации; это облегчит и обеспечит прочное образование навыков на соответствующие команды.

Из книги Пойми друга. Справочник по поведению собак автора Чебыкина Людмила

Глава 4. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ СОБАК Условные рефлексы - это индивидуальная память животного; они вырабатываются в процессе онтогенеза, т.е. индивидуального развития, и носят приспособительный характер.Обучение и инстинкт - два способа обеспечения

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

2. Условные рефлексы Условные рефлексы создают возможность возникновения у животных индивидуально-приобретенного поведения, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к окружающей среде. Весь процесс дрессировки собаки представляет собойНаследуются ли условные рефлексы? Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Болезни собак (незаразные) автора Панышева Лидия Васильевна

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы - это такие ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, которые проявляются в виде автоматических действий. Они свойственны данному виду животных и проявляются или сразу после рождения, или по мере

Из книги автора

Безусловные и условные рефлексы Рефлекс - это реакция всего организма или его части на внутренние или внешние раздражители, которая выражается через появление, усиление, ослабление или исчезновение какой-нибудь деятельности. Рефлексы помогают организму быстро

Из книги автора

Безусловные и условные раздражители Перед тем как рассматривать безусловные и условные раздражители, поговорим коротко о рецепторах и анализаторах.Организм животного не может существовать, не получая информацию о своем состоянии, а также о внешних и внутренних