Меню

Система работы с педагогически запущенными детьми. Основные методические подходы к работе с детьми

Здоровье

Основные принципы работы с детьми

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение . Это стало первым принципом , которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

В общении с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне . Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка третий принцип комфортности обучения и воспитания.

Умение увлечь воспитанников своим предметом , как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.

Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию . На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…

МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два. Легко с прилежным ребенком, который горит желанием учиться, но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «особых детей». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа. А еще я учусь видеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, значит понимать и принимать его таким, каков он есть. Но дефектолог работает не только с детьми. Важно взаимодействовать со всем педагогическим коллективом , в том числе с узкими специалистами – логопедом , психологом. Только наша комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорректировать отклонения в развитии, приблизить их к норме. Необходимо наладить связь и с родителями «особых» детей, что порой бывает нелегко. Многие папы и мамы не осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка. Часто не хотят слышать и принимать дефекты детей как данность, убеждая дефектолога в обратном, что их ребёнок самый хороший, умный и самостоятельный. Моя задача правильно преподнести нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться с ребёнком, оказывать ему посильную помощь. И мне это удается.

https://pandia.ru/text/80/077/images/image004_47.jpg" alt="Описание: J:\DSCN0167.JPG" width="279" height="210">

https://pandia.ru/text/80/077/images/image006_33.jpg" alt="Описание:" align="left" width="260" height="201 src=">

И

Тематический вечер с родителями

на тему: «Мой домашний питомец»

Цель : Приобщить детей, родителей, педагогов к совместной деятельности.

Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.

Работа педагога-психолога с «трудными» детьми в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.
Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это: - тревожные - гиперактивные – агрессивные – импульсивные – замкнутые - медлительные дети.
Далее рассмотрим характеристику наиболее часто некоторых категории детей.

«Тревожные дети»
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка: .
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка? .
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Используют в работе с детьми игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не получится", "Я этого не сумею", - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: "Я не могу..." - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. "Я могу..." - отметить то, что уже сейчас ему по силам. "Я сумею..." - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

«Агрессивные дети»
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.

Причины детской агрессивности:
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.
- Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей
- Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.
- Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями
- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность
- Повышенная раздражительность
- Подсознательное ожидание опасности
- Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка

Как помочь агрессивному ребенку?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
-«мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
- «Посчитал до десяти я и решил», «"Гнев на сцене»."
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)
- прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
- «создание проблемной ситуации и варианта выхода из нее», «слепой и поводырь»

«Гиперактивные дети»
Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

Портрет гиперактивного ребенка:
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
- Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером.
-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Игры для гиперактивных детей
- игры на развитие внимания
"Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай",психогимнастические занятия
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"
- игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.
«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Данная статья предназначена для воспитателей вторых младших групп детских садов и для неравнодушных родителей.

Одна из основных задач воспитателя - обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие ребенка. Мы ставим эту задачу в центр вашего и своего внимания потому, что годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления совершенно новых, ранее отсутствовавших психических особенностей.

Каждый год в психике ребенка появляются новые черты, и мы стремимся создать наилучшие условия для их дальнейшего становления и раскрытия.

Каковы же условия психического развития дошкольника?

Первое состоит в том, что психическое развитие не происходит само по себе. Так же как для нормального роста нужно правильное питание, для психического развития необходима духовная пища - новый опыт, новые знания, новые отношения с другими людьми и т. п.

Все это ребенок заимствует из окружающей обстановки и от окружающих людей - начиная с умения чистить; зубы и кончая способностью сочувствовать другим людям. Кое-что ребенок приобретает сам, по ходу жизни, подражая другим, манипулируя с предметами, преодолевая препятствия на пути к своим целям. Но очень многое мы должны давать и даем ему, проводя для этого особую педагогическую работу. Однако эта работа принесет свои плоды, если будет соблюдено второе условие. А оно состоит в том, что все показанное и переданное вами ребенку повлияет на его развитие только в том случае, если не ляжет мертвым грузом, а будет охотно, активно и разнообразно использоваться им в свободной самостоятельной деятельности, по собственному желанию и усмотрению. Ведь если человек знает необходимые гимнастические упражнения и умеет выполнять их, его мускулы разовьются только тогда, когда он будет регулярно и добросовестно тренироваться. Такие самостоятельные «тренировки» с заимствованным от вас новым содержанием еще более нужны ребенку для его полноценного психического развития.

В данной статье мы хотели бы вкратце обрисовать те две основные группы методов педагогической работы, которые позволят вам способствовать психическому развитию детей трех-четырех лет, а также становлению мотивации ребенка.

Первая группа - это создание специальных условий, открывающих широкое поле для самостоятельных действий детей, наталкивающих ребенка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути их решения.

Вторая группа - это методы прямого педагогического воздействия, направленного на освоение определенного, конкретного содержания.

Круг тех предметов и явлений, которые могут натолкнуть ребенка на собственные действия, чувства и размышления, очень широк и разнообразен и включает самые непохожие вещи. Это и природный материал, который можно использовать для поделок в качестве предметозаместителей в игре, и ваши непринужденные рассказы детям о случаях из вашей и их жизни, и настольно-печатные игры, и подъемный кран, увиденный во время экскурсии на стройку, и гимнастические снаряды, и репродукция картины Мадонны с младенцем. Словом, это все то, что расширяет поле самостоятельного приложения душевных и физических сил ребенка, с помощью чего он может действовать, что он может прочувствовать.

Важное место среди побудителей собственной активности занимают образцы, которые ребенок может воспроизводить, точно или творчески преобразуя их. Такими образцами для него становятся построенный вами двухэтажный гараж из кубиков с картонной крышкой, прочитанные вами стихи, которые побудят его рифмовать выдуманные слова, и многое другое.

Внося в жизнь детей все эти элементы, вы не должны требовать, чтобы все дети с равным интересом отнеслись ко всему и за определенный срок продвинулись в заданном направлении: запомнили песенки и потешки, научились собирать конструктор, проявили отзывчивость к произведениям искусства. Если все эти условия достаточно богаты и разнообразны, каждый ребенок в своем собственном темпе найдет то, что отвечает его чувствам, склонностям, интересам.

Вместе с тем, внося каждый такой новый элемент в жизнь группы, необходимо обращать на него внимание детей, показывать его привлекательность и возможности использования и уже после этого предоставлять детям полную свободу действий.

Внесение каждого нового элемента должно быть тщательно продумано, а иногда и специально подготовлено. Подробные рекомендации даются в соответствующих разделах. Здесь же мы хотим обратить ваше внимание на основные требования.

1. Не вносите сразу слишком много нового.

2. Внося элементы, которые предполагают развернутые действия с ними, покажите, что из них можно сделать, как с ними можно играть, и т. п.

3. В свободной общей беседе обсудите с детьми, предполагают ли они сами использовать эти предметы, какие намерения возникают у тех или иных детей на этот счет. Такая беседа поможет детям наметить собственные планы.

4. Внося элементы, которые должны вызвать у детей эмоциональный отклик (напевая песенку, обращая их внимание на картину или просто красивую вещь), выбирайте для этого спокойный момент и предоставляйте каждому возможность по-своему прочувствовать это (одним - молча, другим - с бурными проявлениями чувств).

Следующая группа методов, которые мы условно назвали специальными педагогическими воздействиями, направлена на то, чтобы добиться совершенно определенного конкретного результата у всех детей, которым эти воздействия адресованы. Эти методы предполагают также, что действия детей будут осуществляться при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1

2.3. Система работы с педагогически запущенными детьми.

Преодоление педагогической запущенности осуществляется в общем процессе воспитания. Многие педагоги и психологи отдают предпоч­тение наказанию как главному средству исправления личности. Такой подход присутствовал во всех эксплуататорских формах, но практиче­ски доказал свою несостоятельность. Стремление в наших условиях исправить личность преимущественно наказаниями неправильно.

Что же лежит в основе перевоспитания как процесса преодоле­ния педагогической запущенности в условиях современной системы?

Цель - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой в нашем обществе - определя­ет и сущность перевоспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановле­ние и формирование ее всесторонних потребностей. Интенсификация общего развития личности является главной задачей педагогической профилактики и перевоспитания. Заметим, что в многочисленных ис­следованиях по правонарушениям и преступлениям несовершенно­летних фиксируется один общий признак: низкий уровень общего об­разования, низкая культура.

Низкий уровень общего развития лежит в основе наиболее не­лепых, подчас необъяснимых, жестоких преступных действий. Боль­шая часть тех, кто с детских лет стоит на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, не проявляет устойчивых познавательных ин­тересов, имеет серьезные пробелы в общеобразовательной подготов­ке. Следовательно, основа преодоления педагогической запущенности - опти­мальный уровень учебно - воспитательного процесса в школе, макси­мальное использование возможностей современной системы для вы­сочайшего развития потенциальных возможностей всех учащихся.

Работа с педагогически запущенными детьми носит комплексный характер, по­скольку сама педагогическая запущенность - сложное и многоаспектное обра­зование, и ее нельзя преодолеть разрозненными усилиями. Учителя, осуществляющие непосредственную работу по предупреждению и преодолению педагогической запущенности школьников, исходят из общей системы профилактики несовершеннолетних, которая сложилась в нашей стране.

Координационным центром всей профилактической работы стали опорные пункты правопорядка в микрорайонах. Инспектора милиции с каждым педагогически запущенным подростком, уклоняющимся от учебы и труда, проводят следующую работу:

ü лично беседуют с подростком о причинах его поведения и преду­преждают о его последствиях с точки зрения закона, помогают подросткам в трудоустройстве и контролируют его учебу в ве­черней или заочной школе;

ü письменно информируют школу, семью о принятых мерах с трудными подростками, стоявшим на учете в милиции;

ü выявляют факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовят материал по этому поводу для комиссии по дела несовершеннолетних, советов про­филактики, а при необходимости - официально предупреждают;

ü совместно с учителями школы, администрацией, советом опорно­го пункта охраны правопорядка определяют меры индивидуаль­ного воздействия на трудных подростков, меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными на­питками и наркотиками.

Педагог должен знать функции, права и обязанно­сти инспекции по делам несовершеннолетних, чтобы в рамках закона использовать их в процессе перевоспитания педагогически запущенных детей.

Не менее важно знать обязанности работников пункта охраны правопорядка, которые в настоящее время координируют всю профи­лактическую работу с несовершеннолетними.

Во всей этой работе школа принимает активное участие, четко выполняет следующие свои функции:

ü пропаганда психолого-педагогических знаний среди населения;

ü постановка на учет в пунктах охраны правопорядка детей, кото­рые нуждаются в постоянном надзоре, характеризуются отяго­щенной трудновоспитуемостью и склонны к правонарушениям;

ü оповещение инспекций и комиссии по дела несовершеннолетних, советов пунктов охраны правопорядка о фактах правонарушений среди родителей и школьников;

ü практическое участие в работе общественности по оздоровлению зоны ближайшего социального окружения;

ü этическое, правовое и психолого - педагогическое просвещение среди школьников, с том чтобы создать нетерпимую обстановку к фактам антиправового поведения.

Работа школы с педагогически запущенными детьми, исправление личности - это процесс, включающий в себя разрушение трудновоспитуемости, уст­ранение отрицательных компонентов характера, восстановление и формирование ведущих положительных качеств и самосовершенство­вание. Все это составляет основное содержание перевоспитания.

Преодоление трудновоспитуемости школьников осуществляет­ся разными путями, средствами и методами. Право на существование имеет любая система перевоспитания в школе, если она отвечает оп­ределенным требованиям:

ü целостность системы: существуют единые целевые и оптимисти­ческие установки в деятельности всех участвующих в перевоспи­тании лиц и организаций, связь целей, задач перевоспитания с содержанием, средствами и методами воздействия на духовный мир подростка;

ü целесообразность перевоспитания в конкретных условиях (обос­нованность, необходимость, эффективность педагогических мер);

ü единство педагогического руководства, перевоспитания, деятель­ности ученического самоуправления и самоорганизации поведе­ния трудного подростка;

ü единство действий школы, семьи и общественности, координация работы наставников, представителей и инспекции милиции, ко­миссии по делам несовершеннолетних и других воспитательных учреждений.

Главное звено системы перевоспитания - педагогическое руко­водство. Это особый регулятивный процесс, цель которого - форми­рование способности к саморегулированию поведения и деятельности воспитуемых в соответствии с социальными требованиями. Цель пе­дагогического руководства - создание образа жизни, который позво­лит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построе­ния модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкрет­ные условия воспитания. В педагогическом руководстве переплетают­ся элементы педагогического диагностики, прогнозирования, модели­рования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа ре­зультатов воспитательной работы.

В перевоспитании нужно избегать типичных ошибок. Их ос­новной объективной причиной выступают многоаспектность, проти­воречивость, сложность проблем работы с педагогически запущенными детьми. Ошибки в работе педагогов чаще всего вытекают из их острой реакции на от­рицательное поведение школьников. При негативных стрессовых со­стояниях (гнев, страх, раздражение) педагогу трудно найти правиль­ное решение. Его действия в этом случае становятся трафаретными, подчас бестактными, резкими, что неизбежно обрекает на неудачу всю воспитательную работу.

Мешает перевоспитанию также намеренное или ненамеренное унижение педагогически запущенного школьника, ущемление его авторитета в коллек­тиве, игнорирование его чувства собственного достоинства. Лучшее средство достижения объективных отношений - забота обо всем кол­лективе, которую педагог проявляет постоянно, учитывая при этом индивидуальное своеобразие каждого ученика, его психическое со­стояние.

Вместе с тем отсутствие дифференцированного подхода учите­ля к учащимся - типичная ошибка в руководстве перевоспитанием. На одного можно воздействовать приказом, на другого - только прось­бой, убеждением: нельзя преодолеть трудновоспитуемость стандарт­ными методами и средствами.

Наблюдается также формальное выполнение учителем своих прямых обязанностей, к примеру, навязывание детям работы, которая их не интересует, но которая рекомендуется администрацией. Это оз­начает, что любые официальные мероприятия мешают воспитанию, что их нельзя проводить интересно и с большей пользой. Любую ра­боту с детьми можно сделать привлекательной и целесообразной. Формализм в воспитательной работе свидетельствует о низком уровне педагогической грамотности и педагогического мастерства воспита­теля.

Предупреждение названных ошибок требует:

ü коррективами по исправлению трудновоспитуемости;

ü конкретности воспитательной работы, четкости в распределении обязанностей, разумности планирования действий педагогов и учащихся, личной ответственности каждого воспитателя за полу­ченное дело;

ü координированности и всеобщности охвата воспитательной рабо­той детей и их родителей;

ü сочетания всех видов планирования (общее, классное, индивиду­альное, перспективное, текущее, рабочее) и согласование их с системой контроля за осуществлением плана;

ü максимального привлечения к планированию, организации, про­ведению и контролю за ходом воспитательной работы самих де­тей;

ü разнообразия форм и методов воспитательной работы, решитель­ного преодоления трафаретности, косности педагогических воз­действий; использования в воспитательных целях всех условий и всех звеньев воспитательной работы; обеспечения непрерывности воспитания;

ü взаимосвязанности педагогических влияний на формирование коллектива и личности.

Система руководства перевоспитанием включает в себя сле­дующие основные звенья:

1) Оздоровление с помощью общественности обстановки, в кото­рой живет трудновоспитуемый школьник. При этом одновременно расширяются положительные связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром, он вовлекается в активную деятельность по улучшению окру­жающей действительности, осуществляется оздоровление семьи и микрогруппы подростков. Расширяются социальные контакты педагогически запущенного воспитанника, главным образом, через деловые связи с коллек­тивами взрослых.

2) Усиление профилактической работы в микрорайоне, целена­правленная организация свободного времени школьника.

В любом случае должно осуществляться воздействие на бли­жайшее социальное окружение, если оно провоцирует педагогически запущенных школьников на негативное поведение.

Часто школа родители и школа обвиняют в появлении трудновоспитуемости улицу, забывая, однако, что она необходима детям для их нормального психического развития, что не улица сама по себе влияет отрицательно, а лишь отдельные группы детей с негативной направленностью, которые возникают стихийно. При правильной организации досуга дети проводят время в походах, играх, спортивных соревнованиях, работают в кружках.

3) Активизация социально полезной деятельности педагогически запущенных школьников в первичном коллективе и в системе других коллективов. Занятые полезными делами, педагогически запущенные учащиеся меньше нарушают дисциплину, приучаются к четкости, порядку, у них вырабатываются навыки трудолюбия, честного отношения к делу, т.е. формируются все те качества, которые необходимы для серьезного учения. Диалек­тика всей этой работы такова: переключение сил, энергии, внимания трудных детей сначала на полезные трудовые дела, а затем на учение.

4) Разрушение отрицательного типа поведения воспитуемой лич­ности. Нейтрализуется ведущий признак трудновоспитуемости или негативности. Эта работа требует большой осторожности. Наиболь­ший эффект, как показали исследования, достигается доверием, ува­жением к воспитуемому, неожиданностью положительного отноше­ния, т.е. создается ситуация, которая неизбежно вызывает у подрост­ков недовольство собой, возбуждает желание избавиться от недостат­ков.

5) Организация нового образа жизни воспитуемого, в котором за­крепляются, развиваются положительные качества. В практике отри­цательное в личности разрушается иногда строгим наказанием, судом, всеобщим осуждением, изоляцией человека от общества. Но при этом нередко его образ жизни мало меняется. Если же стереотип воспитуе­мого находится в тех же условиях, он быстро восстанавливается в своем прежнем виде. «Каким был человек, таким и остался» - жалу­ются подчас работники школ. А он и не мог измениться, поскольку не были созданы педагогически необходимые условия, в корне пресе­кающие прежний отрицательный стереотип.

6) Включение самой личности в процесс преодоления имеющихся у нее недостатков, отрицательных свойств. Это последнее звено в системе перевоспитания активно воздействует на личность лишь тогда, когда эффективно использованы предыдущие звенья системы пере­воспитания.

Опирается на межведомственную систему взаимосвязанных служб, государственных учреждений, которые имеют специфические возможности для комплексного решения проблем. Высокие результаты работы социального педагога определяются не только профессиональными, но и личностными качествами. К личностным качествам можно отнести: 1) качества, изначально свойственные личности и мало зависящие от ее...

Формируется на всем жизненном пути человека, и не столько в трудные моменты жизни, сколько в повседневной жизни, будничной деятельности. 2. Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами 2.1 Классификация акцентуаций характера у подростков В 1964 году К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера и 6 типов акцентуаций темперамента. На основе...



По самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков, находящихся в конфликтных воспитательных ситуациях осуществляется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами, в домах - ребёнка, детских -домах, ...

Них входит, каковы их нормы и другие признаки групповой субкультуры, как осуществляется их управление, и протекают лидерские процессы. Глава 3. Социально-психологические особенности подростковых криминогенных групп Изучение криминогенных подростковых групп в течение последних 10 - 15 лет предпринималось криминологами и психологами в самых различных регионах страны. Результаты этих исследований...