Меню

Как формируется развитие личности ребенка. Значение воспитания для формирования личности ребенка

Любовь

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит . Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и . В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться . Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. , их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

Личность - один из центральных вопросов не только для психологии, но и для философии, литературы, практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из основополагающих. «Личность», - писал С.Л. Рубинштейн, - «образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». «С другой стороны», - подчеркивал он, - «и все психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее».

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повседневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она - сильная личность», «Он - не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивидуальность» и «личность»» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития.

Психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов). «Личность», - подчеркивал А.Н. Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Л.И. Божович утверждала так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью... Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная» форма поведения».

Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «другие индивиды», понятие «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.

Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта - качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент - Экзюпери, можно сказать, что личность - «человек как узел связей». Связи личности могут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром людей вообще.

Именно это определяет активность личности - ее способность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источник и причину своего поведения, своего развития. Считает себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает. устойчивость и последовательность его поведения.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

В соответствии со своей социально - психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.

Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они» и т.д.

Развитие личности идет также через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Индивид в процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции.

Индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Одно не может быть оторвано от другого: нельзя представить себе нормального, включенного в социальные связи человека, т.е. личность, лишенного психического мира, сознания, как нельзя представить нормального человека, обладающего сознанием, который не выступал бы субъектом межиндивидных отношений, т.е. не был бы личностью. Однако из этого, разумеется, не следует, что личность субъекта и психика субъекта - тождественные понятия. Их единство не предполагает тождества.

Психология рассматривает главным образом вопросы развития психики детей и подростков (формирование памяти, мышления, воображения, воли, чувств и т.д.), выявляет общие возрастные психологические закономерности, при этом обнаруживающиеся, и только отчасти затрагивает проблемы развития личности. Очевидное несовпадение понятий «психика» и «личность», как и понятий «психическое развитие» и «развитие личности», при всем их единстве, подсказывает необходимость выделения особого процесса развития личности как социального, системного качества человека, субъекта системы человеческих отношений.

Процесс развития личности не может быть сведен к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них.

Понятие личности постоянно употребляется, но при этом недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом, то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще.

В настоящее время складываются определенные теоретические представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое обоснование, процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не растворяя его в общем потоке психического развития ребенка.

Так предложена социально-психологическая концепция развития личности ребенка.

Детерминантой развития, личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.

В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью (т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью (т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

Наилучшие возможности реализации указанной потребности создает такая группа, в которой персонализация каждого - условие персонализации всех.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Существует возможность построения модели развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную среду. В этом случае развитие личности в ней подчинено психологическим закономерностям, с необходимостью воспроизводящимся почти независимо от специфических характеристик той общности, в которой оно совершается.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности:

1. Адаптация. 2. Индивидуализация. 3. Интеграция.

Первая фаза становления личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе».

Субъективно - потому что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно - смысловой сферы других людей, имеющими значение именно для них, а не только для него самого.

Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. - с другой.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности - черты, которых не было не только у него, но, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз является временем становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах - здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации. Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Значительные изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид.

Источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе, шире - в системе общественных отношений.

Личность развивается в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Характер и особенности развития личности задаются уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована.

Личность ребенка развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.

Развитие личности определяется процессом развития группы, в которой она интегрирована.

Особенности интеграции индивида в общностях разного уровня развития подчинена специфическим для данных групп закономерностям, и перенос их на группы иной степени развития не может не привести к серьезным теоретическим ошибкам и неверно принятым практическим решениям. Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде называют периодами развития.

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая, в зависимости от принятой в ней тактики воспитания, либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при преобладании тактики «семейного сотрудничества»), либо искажает развитие личности ребенка. Последнее происходит в группах низкого уровня развития, где в отношениях между родителями и детьми доминирует конфронтация. В зависимости от характера семейных отношений может, например, изначально складываться личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца.

Важность периода раннего детства для формирования личности, которое было отмечено многими психологами, в действительности заключается в том, что ребенок с первого года своей сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности усваивает сложившийся в ней тип отношений, претворяя их в черты своей становящейся личности.

Фазы развития в раннем детском возрасте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни при первоначальном неумении выделить свое «Я» из окружающих явлений; вторая - индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т.д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья - интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистические запросы и т.д.

Воспитание и развитие ребенка начинается и продолжается в семье, а с 3-4 лет протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, где и возникает новая ситуация развития личности. Переход на этот новый этап развития личности не определяется психологическими закономерностями (они только обеспечивают его готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей на производстве и т.д. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности - адаптация ребенка в детском саду оказывается затрудненной.

Дошкольный возраст характеризуется включением малыша в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитателем, который, как правило, становится для него, наравне с родителями, наиболее референтным лицом. Воспитатель, опираясь на помощь семьи, стремится, используя в качестве опосредствующего фактора различные виды и формы деятельности (игровую, учебную, трудовую, спортивную и т.д,), сплотить детей вокруг себя, прививая им гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества.

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию - усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими; индивидуализацию - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах - и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитателей; интеграцию - гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять в нем только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечить ребенку успешный переход на новый этап - в школу и, следовательно, в третий период развития личности.

Для многих неопытных родителей личность ребенка является мифом. Это естественный капкан воспитательного процесса молодых семей. Интересы малыша приобретают марионеточный характер, по этой причине многие важные проблемы трактуются ложно. Сложная задача родителей вырастить полноценного человека может иметь массу подводных камней из-за подобного отношения.

Формирование личности малыша

Разберемся подробно, что такое личность ребенка. Часто взрослые люди неверно трактуют проявление личности своего чада. Буйные капризы или слишком тихое поведение не являются личностью. Это скорее реакция малыша на определенные явления его жизни.

Формирование личности ребенка, по мнению ученых, начинается еще в утробе. Это спорное мнение имеет много возражений. Новорожденные дети совершенно по-разному реагируют на внешние раздражители, и этот факт доказывает наличие у него зачатки личности.

Трактовка понятия личность подразумевает:

  • проявление воли;
  • разумное осмысление окружающего;
  • свободу решений;
  • проявление чувств.

Равноправное взаимодействие этих качеств делает человека личностью. Отказывать ребенку в праве принимать определенные решения, значит ограничивать развитие воли. Задачей взрослого человека остается объяснения малышу последствий его действий.

Обратите внимание на то, как ребенок исследует окружающее. На ранних этапах это проявляется в виде сломанных игрушек, порванных книжек, оторванных обоев, рисунков на любой поверхности. Все это попытки анализировать мир вокруг себя. А это доказательство еще одного проявления личности. Любая ситуация требует адекватной реакции родителей, для ребенка она закладывает базу стандартов. На них он будет опираться во взрослой жизни.

Потребности личности

Независимо от возраста есть определенные потребности личности:

  • самовыражение;
  • уважение, принятие;
  • принадлежность к семье;
  • любовь близких людей;
  • безопасность;
  • физические потребности.

Ребенку хочется быть заметным, обращать на себя внимание. Ему необходимо проявлять свои умения, возможности. Маленькому человеку необходимо получать оценку своих родителей. Похвала за первые сделанные шаги, рисунок, танец важны для формирования его здорового фона.

Он имеет огромную потребность в заботе, любви, уходе со стороны близких людей. Отсутствие хотя бы одного фактора огорчает ребенка. Систематическое отсутствие этих проявлений формирует в его сознании ложную картинку. Малышу начинает казаться, что родители его не любят.

Семейные ценности, общие праздники рождает в сознании определенные эмоциональные связи. Маленький человечек должен принимать участие в жизни семьи, тогда его сознание построит сеть нормальных умозаключений. Это сыграет роль в его социализации.

Важным фактором является прикосновение. Малышу необходимы телесные контакты с родителями. Нужны объятья, прогулки за руку, поцелуи на ночь. Иначе он не сможет чувствовать себя счастливым.

Родители должны создавать ауру защиты для малыша. Чувство поддержки дает юному члену семьи моральные силы противостоять стрессам. В покое воспитывается полноценная личность. Это же касается его физических потребностей:

  • одежда;
  • уход за здоровьем.

Развитие личности ребенка

Не простая задача родителей — развитие личности ребенка — часто становится предметом споров. Общество требует от семьи, чтобы они заботились о малыше согласно нормам. Реальность преподносит разные ситуации. Несмотря на это, родители обязаны стремиться развивать своего малыша.

Основным рычагом развитием остается огромное количество внимания. Это важный и сложный момент формирования личности. Общаясь с родителями, ребенок нарабатывает систему ценностей. Его личностные качества формируются под влиянием старших. Обучающие программы, игры головоломки, чтение сказок остается дополнительными инструментами для развития его личности.

Was last modified: Январь 22nd, 2016 by Елена Погодаева

План

1.Основные понятия (индивид, человек, личность, индивидуальность…).

2. Основные факторы развития ребенка.

3. Возрастная периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия. В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В. Камушки на ладони.

В. Солоухин: «Каждый человек с его инди­ви­ду­альной судьбой, словно камешек на морском берегу. Двух одина­ковых не найдешь. И хотя все вместе они есть масса, галь­ка, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых про­жилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бы­вает и вправду - агат».

В центре внимания педагогической науки – человек , ребенок , его поступательное развитие в процессе жизни и взаимодействия с социумом. Развитие и формирование личности ребенка – главная задача практической педагогики. В связи с этим существенное значение для нас имеет уяснение самого понятия «личность», соотнесение его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид (уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек. Индивидом, особью может называться любой представитель животного мира. Чем же тогда отличается человек?

В общем развитии человека проходят две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Рождение ребенка – это рождение человека как биологического существа, но это не рождение личности. Затем биологические задатки развиваются, идет процесс функционального созревания и формирования человека. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания проявляется в возрастных этапах его развития.

Одновременно с процессом биологического созревания идет приобретение социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо (в 1,5 месяца начинает улыбаться близким, постепенно овладевает речью, прямохождением, навыками обращения с предметами, вещами, навыками поведения). Все эти социальные приобретения бывают различны у детей одной национальности, одной местности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, т.е. социальные качества формируются прижизненно и зависят от многих факторов, влияющих на развитие ребенка. Таким образом, человек, будучи изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность, он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства. Если биологическая составляющая человека характеризуется понятием «индивид», то необходимо определить и его социальную составляющую.

Понятие «личность » включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Социальные качества и свойства человека – речь, сознание, навыки, привычки, мировоззрение… – делают его общественным существом и определяются понятием личность. Биологическая характеристика человека в это понятие не входит. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Таким образом, понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У каждого человека различные качества формируются по-разному. Как же определить, когда человек становится личностью? Каковы признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности, по которым можно судить о мере личностного развития человека?

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет определить у нее следующие признаки:

Сознательное управление собственным поведением и деятельностью;

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них;

Способность к автономной деятельности.

Отечественный философ советского периода В.П. Тугаринов назвал такие основные признаки личности: - разумность, - ответственность, - свобода, - личное достоинство, - индивидуальность, и как дополнительные это - общественная активность, - твердость мировоззрения.

Как видно, становление личности связано с возрастной и психической зрелостью. Личность характеризуется не только присвоенными качествами и усвоенными достижениями общественного прогресса, но и специфическим их выражением, своеобразно-творческим характером деятельности, т.е. ее индивидуальностью.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Индивидуальность характеризуется непохожестью, своеобразием, отличием одного от другого. Индивидуальность обозначается особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Индивидуальность присуща и индивиду, и личности, и человеку.

Таким образом, понятие человек более широкое, объединяющее в себе и понятие индивид (как биологическую составляющую), и понятие личность (как социальную составляющую), при чем каждое из рассмотренных понятий характеризуется индивидуальностью.

Характеризуя личность, мы отмечаем прижизненное формирование и развитие личностных свойств и качеств. Рассмотрим понятия, обозначающие эти явления.

Развитие (в философии) – существенное, необходимое движение, изменение, процесс количественных и качественных изменений.

Развитие происходит в различных направлениях: - физический рост, - физиологическое взросление, - появление речи и рост словарного запаса, - приобретение социально-бытовых умений, - трудовые навыки, - привычки, но главное в развитии человека происходят качественные изменения: развитие речи, повышение интеллектуальных, познавательных способностей, становление абстрактного мышления, логической памяти, формированию мировоззрения, как системы взглядов и убеждений на окружающую действительность. В поведении происходит переход от реактивных форм к формам активно преобразующим, проявляется способность управлять своим поведением. В педагогике развитие определяется как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности и человека. Эти изменения происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, психики, а также его познавательной, творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений, т.е. развитие можно рассматривать в разных аспектах - физическом, психическом, социальном и др.

Развитие происходит под влиянием определенных факторов как социальных, так и биологических. Педагоги разделяют факторы, влияющие на развитие ребенка, на две группы – внутренние и внешние по отношению к самому ребенку. К внутренним факторам относится наследственность и активность личности ребенка, а к внешним - среда и воспитание. Какой из названных факторов будет наиболее важным? Для ответа на этот вопрос надо охарактеризовать каждый из них.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследуются физические особенности, специальные способности и задатки, т.е. особые качества, позволяющие выделиться в какой-либо деятельности. У рождающегося ребенка имеются задатки, чтобы они развивались и превращались в способности, надо пробовать себя в различных видах и направлениях деятельности. Именно воспитание может и должно создать условия для разносторонней деятельности ребенка. Особенность среднего школьного возраста – смена увлечений, кружков и секций – ни что иное, как поиск себя.

(Вопрос для самостоятельного размышления: Передаются ли по наследству умственные способности?)

Активность личности – личность не пассивный реципиент в воспитательных воздействиях. Воспитание будет эффективным лишь тогда, когда оно вызывает положительную реакцию у личности, когда личность начинает активно работать над собой. Сущность воспитания состоит в принятии ребенком социальных ценностей, выработке на их основе своих убеждений, в соответствии с которыми строится своя деятельность и поведение. Это иллюстрируется такой поговоркой: Можно лошадь силой привести к реке, но заставить ее силой пить – невозможно.

Среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека: географическая среда, социальная, экономическая… В нашем случае более значимо влияние социальной среды, что по сути явления называется социализацией. А.В. Мудрик называет следующие факторы социализации: - микрофакторы (семья, класс, сверстники); - мезофакторы (этнос, средства массовой информации), - макрофакторы (отечество, государство, социум);- планета; - космос.

Воспитание как фактор развития ребенка имеет следующие черты:

– если воспитание – создание условий для развития личности ребенка, то без воспитания задатки не проявятся;

– воспитание – процесс целенаправленный, четко организованный (ставим цель, подбираем методы);

– воспитание осуществляется педагогами-профессионалами и родителями, заинтересованными в развитии ребенка;

– устранение недостатков возможно только путем разнообразной деятельности;

– нежелательное влияние среды нейтрализуется или усиливается воспитанием.

Таким образом, воспитание является ведущим, наиболее важным фактором развития ребенка.

Процесс биологического, психического созревания человека и социальных преобразований проявляется в возрастных этапах его развития.При выявлении возрастных особенностей учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности, степень духовно-нравственной зрелости. В становлении ребенка отмечается 2 стадии: 1. биологическая – 9-месячная стадия внутриутробного развития, изучением которой занимается не педагогическое, а медико-биологическое направление; 2. социальная – первые 18 лет жизни в условиях социального воспитания.

Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.

I - от рождения до 1 года – период раннего младенчества. Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, а со второго месяца до года – период грудного возраста. Для периода раннего младенчества характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раза. Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, приемы личной гигиены.

II – от 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

III – от 3 до 6 лет – раннее детство или дошкольный возраст. Время перехода из младенчества в детство. Это период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру. После трех лет дети постепенно становятся «коллективистами» - вместе играют, сюжетно-содержательно разговаривают друг с другом. Ведущий род деятельности – игра, тип мышления – наглядно-образный, способны удерживать внимание в течение 10-15 минут, референтные лица – родители, воспитатели. Полная психо-физиологическая, нравственно-волевая готовность к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает в 7 лет.

IV – от 6(7) до 10 лет – собственно детство или младший школьный возраст. На этом этапе происходит завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.

V – от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый, средний школьный возраст. Это новый качественный этап в становлении человека. Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники: одноклассники, товарищеская компания.

VI – от 15 до 18 лет – ранний юношеский, старший школьный возраст – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности, способность предвидеть результаты своих поступков. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.

Итак, каждый возрастной этап жизни ребенка вносит свой незаменимый, необходимый вклад в развитие и становление человека. Педагоги в организации учебно-воспитательной работы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка» (термин Л.С. Выготского).

5. Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах.

5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.

Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо раньше, являются следующие факты:

1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).

2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни человека лишь, спустя, много времени.

3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные условия.

Вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям.

К этому же возрасту, несомненно, относится оформление качеств темперамента ребенка.

В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке.

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности. Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей порождает у ребенка уверенность в себе.

Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»).

Другие новообразования личностного характера:

Сравнивая себя с другими, появляется самооценка; - чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний;

Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам». Начинают складываться такие важные качества как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния человека.

В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в достижении успешности:

Приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;

Способность различать задания разной степени трудности;

Характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;

Умение развивать способности и прилагать усилия;

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать поведение и уточнять требования.

5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические новообразования дошкольников.

Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно разделить на три части:

1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;

2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;

3. период 6 лет – деловые качества ребенка;

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источником моральных представлений являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка взрослых:

Первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения;

Последними усваиваются нормы обращение с людьми;

Сюжетно- ролевые игры способствуют:

1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники);

2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);

В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей – ответственность и чувство долга.

Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые (мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные (связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив учения (приобретение знаний, умений, навыков).

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми.

Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:

1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие дошкольники)

Умение оценивать свои возможности (только начинается);

2 этап – в связи с результатом - положительные или отрицательные эмоции;

3 этап – самооценка;

4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;

5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих способностях;

6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха;

Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4 года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет – более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.

Психологические новообразования. Под основными, как базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа или характера, личности. Это функциональные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми. Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого подражания – сензитивный период в развитии личности на основе подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер (инициативность, воля, независимость).

В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с окружающими людьми.

К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.

Новообразования появляющиеся в этот период:

1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние (познавательные), умственные (личностные) действия и операции.

2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в способности преобразовать действительность (игры, художественное творчество).

3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.

4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.

5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание.

5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.

Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд; складываются деловые качества).

Особенности детей младшего школьного возраста:

1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);

самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся взрослыми; самооценка может быть двух типов;

2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения (игра более длительное время);

3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).

На мотивацию достижения успеха влияет также два других личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов – адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст – период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать:

1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);

2) обучение счету, письму;

В становлении данного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть работа с этим ребенком).

Самостоятельность детей - сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть уравновешенным.

Средства и способы развития самостоятельности:

1) больше дел выполнять самостоятельно;

2) приветствовать стремление к самостоятельности;

3) уроки должны выполняться самостоятельно;

4) творческие дела, где становятся лидерами;

Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, очень существенные:

1) прежде всего, увеличивается время на общение;

2) изменяется содержание общения (деловое);

3) в первом классе – больше общение с учителями;

4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;

5) меняются темы и мотивы общения;

На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания детей («внутренняя позиция»). Эта позиция:

1) осознание отношения к себе;

2) к другим людям;

3) к событиям и делам;

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от: нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты – одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.

Изменения в психологии младшего школьника:

1. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).

2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между детьми – дифференциация в процессе обучения.

3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения успехов в труде, игре.

4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны взрослых, стремление получить высокую оценку.

5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со сверстниками – формируется социальный престиж.

Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах»:

1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?

2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм поведения?

3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.

4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у дошкольников.

5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте.

6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.