Меню

Почему в чечне воруют невест. Кавказская пленница или как украсть невесту

Досуг

Катя Мамонтова и Лена Самохина — 4 года

Эта история похищения девушек началась осенью 2000 года. Две жительницы Рязани, 14-летняя Катя и 17-летняя Лена пришли в центр города на праздник. Дискотека закончилась поздно, городской транспорт уже не работал. Девушки попытались поймать машину, и им это удалось. К сожалению. Рядом с водителем сидела спутница, которая предложила девушкам выпить. В алкоголе было снотворное. Очнулись девушки почти за 100 километров от дома. В плену.

Похитителями оказались 54-летний Виктор Мохов и его 25-летняя сообщница Елена Бадукина. На дачном участке Мохова был гараж, в котором маньяк оборудовал настоящий бункер — комнату с двухъярусной кроватью и разнообразными предметами для проживания в ней: электроплиткой, столом с несколькими стульями. Там и оказались девушки. Пленницы использовали ведро в качестве туалета и тазик с водой в качестве умывальника; пищу готовили себе сами.

Девушки провели в бункере 44 месяца. Мохов регулярно насиловал обеих. Если девушки пытались защищаться, Мохов избивал их, морил голодом и распылял в бункере слезоточивый газ. Когда пленницы« вели себя хорошо», он приносил им книги и журналы. Через три года девушки окончательно сломались и перестали сопротивляться. Тогда Мохов начал выводить их на прогулки — поодиночке. Однажды он вывел из бункера Катю и приказал ей сыграть роль его племянницы. Как выяснилось, в доме маньяка поселилась еще одна девушка — молодая студентка сняла у маньяка комнату. Мохов планировал с Катиной помощью похитить и ее. Кате удалось незаметно предостеречь квартирантку, та отказалась пить алкоголь со снотворным. Позднее девушка нашла в своих вещах записку:

Популярное

Виктор мне не дядя. Он нас держит в подвале с сентября 2000 года. Он нас и тебя может убить. Отнеси записку в милицию.

Студентка немедленно уехала в родной город и обратилась в милицию там.

Удивительно, но сотрудники милиции, проводившие обыск на участке Мохова, не сумели обнаружить вход в бункер. К счастью, Мохов сознался сам. Девушки были освобождены 4 мая 2004 года. Всего они провели в бетонном мешке 3 года, 7 месяцев, 4 суток и 15 часов. За это время Лена Самохина родила двух детей — оба мальчики. Роды принимала Катя. Младенцев Мохов подкидывал в подъезды многоквартирных домов. На момент освобождения Лена была беременна третьим ребенком(позднее у нее случился выкидыш). Двое старших детей живут в приемных семьях. Виктора Мохова приговорили к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима, его сообщницу Елену Бадукину к 5,5 годам. Мать Мохова, с которой он проживал, уверяла следствие, что ничего не знала о происходящем.

Коллин Стэн — 7 лет


10 мая 1977 года 20-летняя Коллин Стэн пыталась автостопом добраться на день рождения друга. Последующие 7 лет она провела в плену. Девушку похитили супруги — чета Хукер, Камерон и Джанис. Коллин стала сексуальной рабыней Камерона, но этого, видимо, было недостаточно, поэтому он регулярно подвергал ее издевательствам: избивал и заставлял спать в деревянном ящике, который стоял под кроватью супругов. Кроме того, Хукер внушил пленнице, что за ней наблюдает мощная тайная организация под названием« Компания», которая будет её мучительно пытать и навредит её семье, если она попытается сбежать.

Спустя 7 лет, в 1984 году, Камерон Хукер решил добыть себе еще рабов, и это не понравилось его жене Джанис. Она освободила пленницу и позже заявила на мужа в полицию. Но Коллин была сломлена полностью: после освобождения она писала и звонила Хукеру, признавалась ему в любви. Возвращаться, однако, отказалась.

Коллин Стэн все же удалось восстановиться после этой истории про похищение. Она возобновила учебу, получила степень, вышла замуж, родила дочь, а также стала членом организации, помогающей женщинам, подвергшимся насилию. Камерон Хукер приговорен к 104 годам лишения свободы.

Наташа Кампуш — 8 лет


2 марта 1998 года 10-летняя девочка из Австрии по имени Наташа Кампуш вышла из дома и отправилась в школу. Но не дошла. Позже свидетельница похищения сообщила, что видела, как двое мужчин заталкивали девочку в белый микроавтобус. Несмотря на оперативный розыск, девочку не нашли. При этом ее похитителя Вольфганга Приклопиля допросили, но он, естественно, не сознался, а причин для его задержания не было.

8 лет девочка жила в подземной каморке размером 5 квадратных метров, без окон, оборудованной в подвале дома Приклопиля. Чуть позже маньяк стал позволять Наташе прогулки в саду. Позже девушка описывала свое заключение так:

Я всегда думала: вряд ли я выйду на свободу. Может быть, я так и останусь взаперти и моя жизнь будет полностью разрушена. Я впадала в отчаяние от такой несправедливости. Я всегда чувствовала себя жалким цыплёнком в курятнике. Вы видели место моего заточения по телевизору, так что вы знаете, каким оно было маленьким. Это было место отчаяния.

23 августа 2006 года Наташе удалось сбежать. Ее похититель отправил девушку пылесосить салон автомобиля, а сам отвлекся на телефонный звонок. Наташа оставила пылесос включенным, добежала до соседнего дома и попросила его хозяйку вызвать полицию. Приклопиль, поняв, что полиция преследует его, бросился под поезд и скончался. Наташе Кампуш удалось наладить собственную жизнь: она закончила школу и работала ведущей собственного ток-шоу. В 2010 году вышла её автобиография« 3096 дней», одна из самых известных историй похищения детей.

Фусако Сано — 9 лет


9-летняя Фусако Сано пропала без вести 13 ноября 1990 года. Масштабный поиск ребенка не принес никаких результатов: девочка исчезла бесследно. Как выяснилось впоследствии, ее похитил Нобуюки Сато, 28-летний душевнобольной безработный. Маньяк продержал ее в комнате на втором этаже своего дома более 9 лет, при этом его жилье находилось всего в двухстах метрах от полицейского участка.

Сато жил с матерью, которая, по ее словам, никогда не поднималась на второй этаж — его занимал сын. Но в какой-то момент тогда уже очень пожилая женщина обратилась в социальную службу: сын стал вести себя агрессивно. Мать маньяка попросила сотрудников службы здравоохранения посетить ее дом, и 28 января 2000 года это, наконец, случилось. К работникам службы вышла Сано: дверь в ее комнату, оказывается, все 9 лет не запиралась, но девочка была слишком запугана маньяком и ни разу не решилась совершить побег.

Я была похищена вблизи школы человеком, который заставил меня сесть в машину. За девять лет я не сделала ни шага из дома. Сегодня я вышла впервые.

Медицинское обследование показало, что девушка, прожившая 9 лет в заточении, в целом здорова, однако ее психическое развитие не соответствовало возрасту: девушка вела себя как ребенок. До сих пор Фусако Сано испытывает трудности в общении и предпочитает одиночество.

Джейси Ли Дьюгард - 18 лет


Эта история похищения людей произошла в Калифорнии. В 1991 году 11-летняя Джейси была похищена супругами Филиппом и Нэнси Гарридо. Девочка ждала школьный автобус возле своего дома. В этот момент к остановке подъехал автомобиль, из него вышла женщина и затолкала ребенка в машину. Отчим девочки попытался на велосипеде догнать похитителей, но это ему не удалось. Подозрения в похищении пали на родного отца девочки, но он, как выяснилось, был невиновен.

Филипп Гарридо, похититель Джейси, ранее был дважды арестован за изнасилование и похищение, а в 1977 году осужден на 50 лет. В тюрьме он познакомился с Нэнси, женщина посещала своего дядю. В восьмидесятых пара поженилась, а позже Филипп был условно-досрочно освобожден. Спустя 3 года он похитил Джейси.

Девочка жила в доме Гарридо, который был окружен высоким забором. За время своего заключения она родила от Филиппа двух девочек: первую — в августе 1994 года, вторую — в ноябре 1997 года. Джейси впервые стала матерью в 14 лет и выдавала себя за дочь Гарридо, а девочек — за своих младших сестер. Возможно, Джейси бы так никогда и не вернулась к семье, если бы Филипп Гарридо не привел ее в полицию самостоятельно.

Преступник вел блог, посвященный своей собственной« Церкви божьей воли», и в 2009 году попытался получить разрешение полиции на проведение публичного мероприятия. Сотрудница департамента полиции посчитала посетителя странным и назначила ему еще одну встречу. На которую Гарридо явился в сопровождении Джейси и двух ее дочерей. Тогда подозрительным показалось уже поведение девочек, и полицейские устроили им раздельное собеседование. Гарридо заявил, что все девочки — его племянницы(хотя все трое называли его папой). Джейси назвалась Алисой и заявила, что она — мать девочек, ей 29 лет, и она просто молодо выглядит. Якобы она сбежала с детьми от мужа-садиста, а Гарридо приютил всю семью и был к ним добр. В конце концов и Филипп Гарридо, и Джейси рассказали полиции правду.

Джейси вернулась в семью, но, по словам родственников, ее эмоциональная связь с преступником еще долго была очень сильна. Дети остались под опекой Джейси, также она забрала животных, о которых заботилась в доме маньяка. Позже она написала книгу« Украденная жизнь» о своем заключении. Филипп Гарридо был приговорен к 431 году тюремного заключения, его жена Нэнси — к 36 годам.

Элизабет Фритцль — 24 года


Австрийский электрик Йозеф Фритцль не похищал чужих детей. Более 20 лет он держал в плену собственную младшую дочь. В 1984 году он запер 18-летнюю Элизабет в бункере, который оборудовал в подвале дома. При этом издевательства он начал задолго до этого: ей было всего 11, когда она впервые подверглась бытовому насилию, а позже и сексуальному. Заперев дочь в подвале, Фритцль объявил свою дочь в розыск, но позже заявил, что якобы получил от нее письмо: с девушкой все в порядке, она просто живет самостоятельно. Власти перестали искать Элизабет.

За время своего заключения Элизабет родила от отца семерых детей. Трое из них никогда не покидали подвал: дочь Керстин прожила в нем 19 лет, сын Штефан — 18, сын Феликс — 5. Один ребенок скончался вскоре после рождения, лишенный необходимой медицинской помощи. Остальных детей Фритцль выносил из подвала в младенческом возрасте. Каким-то образом он умудрялся подстроить ситуацию так, что окружающие верили: «блудная дочь» подкидывает внуков родителям. Фритцль так же рассказывал, что его дочь ушла в секту.

В 2008 году старшая дочь Элизабет Керстин серьезно заболела. Элизабет настояла на медицинском обследовании. У Керстин была обнаружена тяжелая форма почечной недостаточности, и медики потребовали ее медицинскую карту. Присутствие матери так же было необходимо. Фритцль предъявил письмо от дочери: якобы она пожелала остаться в секте, а судьба Керстин ее не волнует. Но письмо вызвало подозрение. Фритцль, под давлением полиции и прессы, привел Элизабет в больницу и немедленно был арестован. Когда Элизабет пообещали, что она не вернется к отцу, женщина рассказала все о своем 24-летнем заключении. Йозеф Фритцль был приговорен к пожизненному заключению в специальном тюремном учреждении для душевнобольных.

Кавказ - суровый загадочный край, традиции которого не перестают удивлять своей самобытностью. Например, обряд кражи невесты представляется обычному человеку несколько диким и даже безумным мероприятием. Однако эта своеобразная традиция существует до сих пор, и многие молодые люди относятся к ней достаточно серьезно. Хотя государственная власть, гражданские деятели, духовные лица и общественники являются противниками странного обычая и выступают с необходимостью строго карать провинившихся.
Что же привлекает в этой загадочной традиции молодежь? Как чувствует себя девушка, судьба которой в мгновение ока меняется навсегда? Какие промыслы движут джигитом: горячая любовь или корысть? Необходимо рассмотреть все возможные варианты.

В каких случаях происходит кража невесты

Откуда пошел столь странный обычай, можно догадаться, изучив историю многих народов. Страны Востока, Азии, Древней Руси постоянно воевали между собой. В эпоху беспрерывных баталий проще было выкрасть понравившуюся девушку, чем устраивать долгие церемонии. Женщин брали в плен ради рабства, но и нередко женились на полонянках.

Мир постепенно менялся, утрачивались былая строгость и безраздельно царивший патриархат. Теперь свободные женщины Кавказа почти уравнены в правах с мужчинами, а обычай все равно кое-где соблюдается.

Кто-то сочтет это мероприятие уголовным преступлением, а некоторые романтические натуры восхитятся глубиной чувств, которые способны перешагнуть предрассудки и условности. Что может побудить парня похитить приглянувшуюся девушку?

  • Это может быть хитроумным ходом семьи жениха избежать выплаты щедрого калыма. Или молодой человек вообще сирота, без материальных средств на выкуп невесты.
  • Неравенство желанного брака. Достаток и социальное положение до сих пор играют огромную роль. Поэтому такой вариант возможен, если финансовая составляющая парня и его семьи существенно ниже, чем у избранницы. В древние времена, если молодые стояли на разных ступенях социального положения, богатую красавицу-невесту бедному горцу оставалось лишь украсть.
  • Тайная симпатия. Бывает так, что застенчивый парень влюблен, но своих чувств открыто показать так и не решается.
  • Игровой стиль похищения. Возлюбленные имитируют похищение, на самом деле испытывая друг к другу вполне серьезные чувства.
  • Зародилась глубокая любовь между парнем и девушкой. Но одно из семейств или сразу два клана выступают против бракосочетания. Этот случай — наиболее распространенный и вполне соответствует древней традиции.
  • Предстоящий брак девушки против ее воли. Если просватанная за другого невеста имеет возлюбленного, то как настоящий джигит, он непременно похитит ее, чтобы не отдать противнику. При этом семьи навсегда будут враждовать, а возможно, и примирятся со временем.

Трудно понять традицию кражи новобрачной на Кавказе, будучи представителем другой национальности. У коренных жителей гор свои соображения насчет древнего обычая, которые переплетаются с исторически сложившимися устоями. Так, юные девушки могут справедливо полагать, что только пылко любящее сердце способно на столь экстремальный поступок, поэтому одобряют дикую традицию. Тем более что нередки случаи, когда молодой человек всю жизнь страдает с навязанной родителями невестой, которая тоже не питает к нему истинных чувств. А разводиться по законам гор не принято и в настоящее время.

В целом, подобные браки не всегда трагичны, часто со временем кража невесты на Кавказе завершается счастливой семейной жизнью. Молодые потихоньку начинают уважать друг друга, а впоследствии и любить.

Описание процесса похищения невесты

Если молодой джигит все же решился на рискованный шаг, обычно его семья оказывает необходимую поддержку. В стародавние времена жених прилетал на гнедой масти лошади, накидывал на любимую покрывало, перекидывал ее через седло и был таков. На сегодняшний день продвинутые горцы предпочитают более надежное средство похищения — авто. Для этого жертву подкарауливают, и выбрав самый подходящий момент, когда она в одиночестве, быстро заталкивают через дверцу в машину.

Далее невесту необходимо надежно спрятать. Чаще всего для этого выбирают отчий дом парня. Если избранница проводит там ночь, назад пути ей уже нет. Ночь вне родительского дома для кавказской девушки — страшный несмываемый позор. Барышня стоит перед дилеммой, остаться навсегда старой девой с клеймом позора или согласиться на замужество с похитителем. Другим вариантом спасения может стать только побег до наступления полуночи.

После ночи в чужом доме девушке предстоит сделать выбор: брак с похитителем или категорический отказ. Причем кража невесты на Кавказе предполагает все же получить вынужденное согласие от родителей, которым легче смириться, чем принять опозоренную дочь. Если невеста говорит «да», жениху волей-неволей приходится просить прощение и благословение у родственников девушки. Следуя древним устоям, мать и отец невесты показывают, что оскорблены и официального благословения не дают. Прощение происходит значительно позже, зачастую через годы, с рождением ребенка.

Невзирая на традиции предков, власти Кавказа не считают этот обычай обыденным и невинным. Нередко девушки получают тяжелую душевную травму, теряют ориентиры в жизни, иногда случаются суициды. Современные родители, не желающие покоряться жестоким устоям, могут подать на похитителя в суд. Правоохранительные органы принимают сторону жертвы, после чего жених может получить серьезный срок заключения. В случае отказа от искового заявления свадьба состоится, а обвинения аннулируются.

Возможные финалы таких историй

Нельзя сказать, какое продолжение или тем более финал ожидает подобные браки. Иногда молодая жена может смириться, присмотреться к мужу и даже полюбить его. А случается, что у девушки есть свой тайный фаворит в сердце, и это явно не супруг. Тогда её жизнь навсегда станет полной страданий и тайных слез. Бывает и так, что влюбленные парни, поддавшись минутному порыву, и не найдя ответных чувств, тоже пресыщаются предметом любви.

Happy End

Счастливый финал кражи невесты возможен в том случае, если она жаждет этого брака всей душой, но по каким-то причинам не может осуществить свою мечту. Тогда любви покоряются все разумные доводы, а родители со временем прощают детей. Семья становится обычной, история похищения постепенно забывается.

Позор невесты и вражда между кланами

Проведенная ночь в обители жениха иной раз не покоряет строптивицу, невеста и родители отвечают отказом. Вся семья неудачливого жениха уговаривает девушку, порой в течение недели. Но родители приезжают за своим ребенком и увозят домой. Девушка получает статус опозоренной, и этот факт становится причиной непримиримой вражды между двумя семействами. Иногда происходят кровавые драмы с участием братьев, дядей невесты. Поэтому многие несчастные девушки предпочитают решить дело миром, не желая крови близких, и все-таки соглашаются на бракосочетание.

Уголовное преследование

Молодым людям следует помнить, что их прихоть уголовно наказуема, порицается властями, религиозными лидерами и шариатом. По исковому заявлению девушки и родителей своенравному жениху может грозить срок заключения до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

В отдельно взятых ситуациях кража невесты может оправдаться смягчающими обстоятельствами. Например, если есть полное согласие влюбленной девушки. Это тот случай, когда предрассудки родителей разлучают молодые сердца, и им остается единственный выход — инсценировать похищение.

Еще одна ситуация связана с наличием в семье большого количества девушек. Часто младшие дочери вынуждены ждать старших, чтобы выйти замуж за полюбившегося джигита. Поэтому похищение одобряется родителями, которые еще и всячески способствуют соединению сердец.

На YouTube в любое время можно увидеть сотни свежих клипов о том, как кавказские парни похищают девушек. Но чего там не увидишь, так это того, что происходит с похищенной дальше и чем это всё заканчивается.

Говорят, что крадут на Кавказе невест.

И за кражу невест не берут под арест.

(Из кавказской песни)

Как происходит похищение

Многие наверняка знают, что обычай похищения девушки с целью создания с ней семьи был распространен не только на Кавказе. Кражей невест занимались и славяне, и народы Средней Азии, и татары. А если верить Википедии, первые упоминания об этом обычае можно встретить даже в Библии.

Однако на Кавказе этот древнейший обычай действует до сих пор. И даже в годы Советской власти, когда за такое можно было на 2 года (или меньше) лишиться свободы, кавказцы продолжали приводить в свой дом невесту, похитив ее.

Начинается всё с того, что у парня возникает желание создать семью с определенной девушкой. Но по разным причинам сыграть свадьбу так, как это принято на Кавказе, не представляется возможным. И тогда парень решает похитить свою избранницу.

Итак, решение принято. После этого будущий похититель обговаривает план действий со своими друзьями. Причем о планирующемся знают только самые близкие.

В назначенный день друзья садятся в машину и едут на «дело». Обычай на то и обычай, что сохраняется почти в первозданном виде: если раньше жених похищал девушку, оседлав коня, то сегодня он отправляется за невестой тоже на коне, но уже железном.

Избранница джигита, ничего не подозревая, возвращается домой из школы (чаще всего), с работы и т.п. Прямо на улице (невест похищают, в основном, в селах Кавказа, а улочки там очень узкие) к ней подъезжает автомобиль, из него выскакивают двое горцев (или один) и силой заталкивают девушку в машину.

Тут необходимо сделать отступление и отметить, что невеста не всегда бывает в роли ничего не подозревающей жертвы. В некоторых случаях кража происходит по предварительному сговору влюбленных друг в друга парня и девушки. Но сам процесс кражи проходит так же.

Итак, девушка украдена. Ее везут либо в дом жениха (если родители жениха были осведомлены о краже), либо в какое-нибудь заранее подысканное помещение.

Чем всё заканчивается

После того как девушка проведет ночь во владениях похитителя, независимо от того, произошла между ними интимная связь или нет, она становится женой укравшего. Родственникам невесты приходится соглашаться на это, так как девушка считается опозоренной. А для кавказцев, как известно, честь семьи (рода, тухума) – на первом месте. Остаются формальности: девушка пишет заявление в полицию, что вышла замуж по согласию. И всё заканчивается свадьбой.

Но не всегда такие истории завершаются «хэппи эндом» (хотя счастливый финал составляет 80% от всех случаев). Иногда похищение невесты становится началом длительной вражды между целыми родами, которая сопровождается кровопролитием.

Нередко и такое следствие женитьбы с похищением невесты, как холодность или даже ненависть жены к укравшему ее мужу. Представьте, каково это жить с ненавистным тебе человеком. Наверняка и мужчине это будет далеко не приятно.

Наконец, еще один частый финал таких историй: мужчина, добившийся своего, через какое-то время охладевает к своей жене и бросает семью. Конечно, это в любом случае неприятно, но если женщина и выходила-то замуж не по своей воле, ужасно вдвойне.

Вот по такому сценарию и происходит кража невесты на Кавказе. Да, еще один важный момент. Весь процесс похищения парни, принимающие в этом участие, очень часто снимают на мобильный телефон. Еще бы, как не запечатлеть такой подвиг! Ладно бы еще хранили это видео в своей частной коллекции, так нет же...

Ну и напоследок отмечу, что кража невест на Кавказе большинством уже не воспринимается так радостно, как раньше. Похитители преследуются по закону, хотя на практике чаще всего всё заканчивается мирным соглашением.

Давний обычай – похищение кавказкой невесты – весьма популярен и сегодня, хотя современным цивилизованным европейцам сложно понять и принять сей странный ритуал. Даже власти, старейшины и духовные лидеры Кавказа все чаще выступают за отказ от этого старинного ритуала горцев. Но, несмотря на очевидные протесты, кража любимой девушки набирает популярность среди кавказкой молодежи. Как это – связать жизнь с человеком, которого чаще всего даже не видела? Чем может закончиться такая история «любви»? Попробуем разобраться в деталях кавказкой традиции.

В каких случаях происходит кража невесты

История возникновения данного ритуала стара как мир. Из летописей, а также исторических трактатов можно узнать, что древние римляне, славянские народы и мужчины востока с давних времен именно так завоевывали себе суженую. В подтверждение летописей и трактатов Библейская Книга Судей повествует о продлении рода Вениаминова с помощью похищения девушек израилевых. Все это, конечно, дела давно минувших дней, но без истоков, не было бы и современности.

Общество в своем развитии не стоит на месте, с прогрессом культурной и социальной жизни женщины обрели равные права с мужчинами. Но обычаи и традиции не сильно изменились. О том, плохие они или хорошие, можно судить очень долго и безрезультатно. Что лучше: необдуманно выйти замуж за незнакомого человека или всю жизнь ждать своего единственного? А вдруг он так и не придет?

Большинство людей считают обряд похищения невесты преступным и варварским, но, вопреки всему, кавказские мужчины и женщины поддерживают данную традицию и сегодня. В каких случаях происходит кража кавказкой невесты?

1. Решение финансовых проблем: похищение девушки дает возможность не выплачивать калым ее родителям.

2. Социальный статус жениха ниже, чем у возлюбленной. Когда жених понимает, что родители невесты не дадут согласия на свадьбу, то организует ее похищение.

3. Самый распространенный вариант: просто понравилась девушка. Кавказская невеста, скорее всего, не подозревает о намерениях будущего мужа. Иногда, такой способ добиться расположения девушки заканчивается плачевно, но чаще всего в кавказских семьях царит атмосфера любви. Женщины в большинстве своем любят отважных мужчин.

4. Лучший вариант похищения - по взаимной любви. Когда молодые очень нравятся друг другу, но, из-за каких-то обстоятельств, не могут создать семью, они могут договориться о такой краже.

Причины, по которым молодые на Кавказе не могут пожениться, бывают разные:

Парень и девушка любят друг друга, но их семьи категорически против свадьбы. В этом случае кража кавказкой невесты - дань древней традиции.

Ситуация, когда семья девушки хочет выдать ее замуж за нелюбимого человека, также является серьезным аргументом для похищения. Настоящий джигит не позволит любимой страдать рядом с чуждым ей человеком и украдет девушку, а родителям придется согласиться с выбором дочери.

Вообще, свадебные обычаи народов Кавказа неверно рассматривать отдельно от принятых исторически традиций. Многие кавказские девушки считают, что лишь похищением истинные джигиты показывают силу чувств и серьезность своих намерений. Молодые кавказцы, в свою очередь, рано или поздно приходят к пониманию, что лучше жениться на девушке по взаимной любви, чем связать свою жизнь с человеком, который тайно ненавидит своего мужа.

Процесс похищения невесты

Как обычно происходит похищение невесты? Помогают жениху украсть возлюбленную родственники, друзья или родители. Древние легенды гласят, что настоящий джигит похищает будущую жену верхом на коне, перебрасывает ее через седло и скачет в неизвестном направлении. Сегодня роль коня отлично исполняет автомобиль. Подгадав время, когда избранница остается одна, к ней подъезжает машина, открывается дверь, один или даже несколько парней похищают девушку и быстро уезжают.

Затем украденную кавказскую невесту прячут в доме родителей жениха, она должна провести там ночь. Это делается для того, чтобы у девушки и ее родителей не было возможности отказаться от свадьбы. У восточных народов незамужняя женщина не должна проводить ночь вне дома, если же такое случилось - девушка считается опозоренной. В дальнейшем ее личная жизнь будет очень сложной - никто не захочет взять ее в жены. Поэтому похищенным девушкам приходится давать согласие на брак, чтобы не позорить свою родню. У пленницы есть лишь один способ спасти свою честь и уклониться от нежеланного брака, для этого ей нужно сбежать до рассвета из-под стражи.

После ночи, проведенной в доме похитителя, кавказская девушка делает свой выбор: соглашается на свадьбу или отказывается от принудительного брака. Как мы уже сказали, отказ может иметь серьезные последствия, такие как разжигание вражды между семьей парня и семьей похищенной девушки. Наличие интимной связи в эту ночь не является решающим аргументом. Если же девушка дает согласие на свадьбу, то вместе с женихом идет на поклон к родителям. Те зачастую отказывают в благословении. Но после рождения первого ребенка родители чаще всего меняют свое решение и признают молодую семью.

Официальная позиция старейшин Кавказа и религиозных лидеров гласит о том, что похищение девушки - это плохой способ создания семьи. Негативное моральное состояние невесты может привести к ужасным последствиям, иногда и к самоубийству. Закон здесь стоит на защите прав и интересов женщины. Родители похищенной могут подать заявление в милицию, и тогда на всех лиц, которые были причастны к нарушению, заведут уголовное дело. Но, если через какое-то время семья девушки заберет заявление о похищении, уладив вопрос самостоятельно, а девушка согласится на свадьбу, - дело закроют.

Возможные финалы таких историй

Многие горячие джигиты, идя на похищение возлюбленной, не задумываются о последствиях. Замечательно, когда в итоге такого поступка рождается новая счастливая семья. Но так бывает далеко не всегда. Намного печальнее, если девушка против своей воли выходит замуж. Дальнейшее развитие событий весьма предсказуемо: либо со временем «стерпится - слюбится» или же девушка будет ненавидеть своего мужа всю жизнь. Иногда случается так, что любвеобильный джигит вскоре охладевает к жене.

Happy End

Испытывая тепло и нежность к молодому мужчине, кавказская девушка по разным причинам может быть лишена возможности создать с ним семью: запрет родителей, незамужняя старшая сестра, разные социальные статусы с женихом. В этом случае, обряд похищения невесты, чаще всего заканчивается счастливо: молодые женятся как бы против родительской воли, но после рождения первенца, попросив благословения, получают прощение. Случай с похищением остается в прошлом, а жених, согласно традиции, признается родителями девушки супругом.

Позор невесты и вражда между кланами

В ночь, когда девушка остается в доме у похитителей, ее пытаются уговорить на создание семьи, демонстрируют лучшие качества жениха: богатство, смелость, социальное положение. И часто случается так, что невеста дает свое согласие на брак. Если же девушка категорически против, родители забирают дочь домой, не обращая внимания на традиции. Бывает, что девушку отпускает домой сам похититель, потеряв интерес к ней из-за неприступности.

Похищение дочери - позор для всей семьи. Поэтому в результате столь дерзкого поступка возможна вражда между семьями, иногда доходящая до кровавой мести. Сильнее всего переживает происходящее сама виновница события. Перед ней стоит тяжелый и безрадостный выбор: выйти замуж за нелюбимого или отказаться от свадьбы и, тем самым, обрести позор на всю жизнь. Зачастую девушки меньше всего хотят стать причиной семейной вражды, поэтому дают согласие на брак даже с нежеланным мужчиной. Хорошо, если муж окажется добрым и ласковым человеком, который со временем сможет завоевать расположение и даже любовь супруги.

Уголовное преследование

Законодательство и духовные лидеры Кавказа стремятся повлиять на эту традицию. По канонам государства и шариата похищение девушки, а тем более, психологическое и физическое насилие над ней - неприемлемы. Статьи за похищение людей прописаны и в уголовном кодексе. Если родители пострадавшей решают подать заявление в милицию, его у них примут. Похитителю и его сообщникам при доказательстве вины грозит лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

В некоторых случаях похищение кавказской невесты считается оправданным. Во-первых, когда девушку крадут с ее согласия. Неприятие родителями с любой из сторон, различное общественное положение - не повод лишать молодых личного счастья. Кража невесты в этом случае - вынужденный поступок влюбленных.

Когда в кавказской семье есть старшая незамужняя сестра (сестры), младшая не имеет права выйти замуж раньше. В этом случае может выручить старинный обычай, а точнее - спектакль кражи младшей сестры. Такое похищение происходит с согласия родителей девушки, а иногда даже при их непосредственном участии.

Видео: кража невесты в национальных костюмах

Как отпраздновать свадьбу в лучших традициях восточных народов? Соблюдение давних обычаев для нынешней кавказской молодежи - дань уважения предкам. В крупных городах кража невесты воспринимается как театральная постановка. Герб рода на автомобиле является символом чистоты намерений похитителя, а само похищение - доказательством настоящей любви кавказца. Девушка счастлива, потому что ради нее возлюбленный решился на смелый мужской поступок. Как происходит похищение по взаимному согласию, вы можете подробно посмотреть на нашем видео:

Смотри, чтобы тебя не своровали! - смеется мой приятель, махачкалинец Артур. - У нас тут каждую неделю говорят о таких случаях. На днях, вон, пропала Амина, соседка моя с пятого этажа. Молодая современная девочка. Учится в мединституте на первом курсе. Сама она аварка, а украл ее кумык. Родители не отдавали за него, вот и умыкнул.

Кажется, что в вопросах брака в Дагестане время остановилось. В остальном здесь XXI век: на улицах девушки в мини-юбках и топах, они встречаются с мальчиками, некоторые даже курят в открытых кафешках. Клубы, дискотеки, торговые центры, модные показы - в общем, цивилизация. И на фоне этой внешней светскости «мешок на голову» выглядит совсем дико.

Вообще, Дагестан, пожалуй, наиболее самобытная респуб­лика на Кавказе. Ее уникальность в том, что на сравнительно небольшой территории живут более 30 народностей, и все этносы принадлежат к разным языковым группам. В городах говорят только на русском, потому что, например, для аварца лезгинский язык - это абракадабра. Так же, как и для кумыка даргинский. Но вот уже много веков они умудряются не воевать, пока дело не касается межнациональных браков.

Это главная причина, по которой приходится воровать невест, - рассказывает нам Эльдар Иразиев. Эльдар в Махачкале звезда - популярный кавээнщик, актер, радиоведущий, мастер розыгрышей. В небольшом уютном кафе он угощает меня «чуду» (аналог чебуреков, только выпекают их на сухой сковороде и смазывают сливочным маслом).

Эльдар тоже жертва традиций.

«Раньше воровали, потому что парень мог влюбиться в девушку из клана, более высокого по социальному статусу. Потом воровали из-за межнацио-нальных споров - ведь почти у всех этносов принято выдавать дочерей за выходцев из своего родового села. Ну, а сейчас похищать невест стали из-за отсутствия денег»

Это было два года назад. Я, наверное, тогда был не столь популярным, - говорит он с досадой. - Мне нравилась девушка. Я кумык, она аварка. Ей было 17, мне - 24. Ее родители уже дали слово другим людям.

Недавно Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) устроило собрание алимов. На нем было решено, что в дагестанских мечетях шариатский брак - никях (он совершается в первую очередь, загс - дело второстепенное) - между сбежавшими влюбленными заключать не будут

Чтобы было понятней: процесс сватовства в Дагестане очень затяжной. Сначала родственники парня выясняют у родственников девушки, возможен ли между ними брак. Родственники девушки, поговорив с ее родителями, либо дают согласие, либо отказывают родителям потенциального жениха в дальнейшем общении. В случае положительного ответа папы и мамы встречаются в доме будущей невесты. Обсуждают погоду, родню, занавески - что угодно, и после многочасовой беседы ни о чем наконец переходят к главному.

Воруют в основном старшеклассниц - для них каждая прогулка по улицам села может стать роковой. Перед свадьбой, конечно. Воруют свои же, троюродные братья или дяди: у мугинцев, как почти у всех дагестанцев, браки между родственниками - обычное дело

Родители девушки говорят, что желающих посватать их дочь, в общем-то, много, но если родители юноши так настаивают, они обещают не отдавать дочку за другого, то есть дают слово. После этого девушка уже считается несвободной.

Я очень сильно рисковал, поскольку похищал несовершеннолетнюю девушку, - продолжает Эльдар. - Но все же я пошел на этот риск. Потому что любил. И знал, что и она меня любит. Я предложил подвезти ее до дома. Она села в машину, и я увез ее из города. Были слезы, она плакала, и мне два часа пришлось ей объяснять, что это единственный выход из положения. Неделю нас искали. Много было шума. В общем, «ищут пожарные, ищет милиция»… А в это время я еще ее родне по телевизору глаза мозолил.

Эльдар заразительно смеется. Но тогда популярность ему не помогла. Национальный фактор оказался сильнее звездного. Родители девушки так и не смирились с тем, что их дочь украли. Даже больше: они ее вернули.

Я не хотел отпускать, но ее мама серьезно заболела, и если бы с ней что-нибудь случилось, то моя девушка мне этого не простила бы. Поэтому я ее отпустил. Но при условии, что ее семья, как только маме полегчает, позволит нам прийти к ним с миром, по-человечески сосватать и сыграть свадьбу. Устроить маслиат, в общем.

Маслиат - это такой обычай примирения. И не только, когда речь идет о краже невест, а всегда, когда аксакалы одного рода и аксакалы другого рода после долгих обсуждений приходят к общему решению. Как правило, к положительному. Вот и Эльдару обещали, что вопрос со свадьбой будет решен. Но на деле оказалось, что это была всего лишь приманка для девушки.

Я ждал целый год. И настаивал на том, чтобы сделать маслиат. Но люди зациклились на своей национальности! Они обо мне даже слышать не хотели! Настолько, что клялись: даже если Всевышний спустится с небес и попросит примириться, то они и ему скажут нет.

Возможно, не сейчас, а потом, когда пройдут годы, они осознают свою ошибку. Ведь в Дагестане однажды похищенной и вернувшейся в дом отца девушке очень трудно выйти замуж. Кража - это пятно позора не только на семью, но и на весь род.

Как сложилась судьба его возлюбленной, Эльдар не знает. Знает только, что замуж она так и не вышла. Он же продолжает расти в профессиональном плане. Недавно его пригласили сниматься в российском сериале. Пока что на второстепенную роль, но Эльдар надеется, что однажды он получит главную и попадет на большой экран.

И тогда я утоплю их в слезах. Людей, которые так больно меня ранили.

Позор, потому что сбежала

Вветхой беседке во дворе обычной махачкалинской пятиэтажки сидят взрослые мужчины. Здесь соседи - это почти родня. Пришла весна. Тепло, а значит, можно в беседке у подъезда сыграть в шахматы и поговорить о жизни.

Скажите, а почему в Дагестане кража девушки считается позором? Ведь, например, в соседней Чечне это - предмет гордости для семьи, - интересуюсь я у них.

Понимаешь, дочка, - объясняет мне дядя Ахмед, гладко выбритый седой мужчина лет пятидесяти в белой тюбетейке и с четками, - раньше это и у нас считалось предметом гордости. Если твою дочь своровали - значит, за нее воюют, значит, она достойная невеста. А сейчас времена поменялись… - Несколько минут дядя Ахмед молчал, пока из минарета мечети, что в соседнем квартале, звучал азан (призыв к молитве). - Сейчас редко когда воруют, в основном девочки сами убегают. И одна мысль о том, что завтра, не дай бог, его дочку украдут, сводит любого отца с ума.

Потому что все будут говорить: сама сбежала. Вот это позор. Сама, понимаешь? Значит, ни отец, ни мать не смогли

достойно воспитать свою дочку.

Когда мужчины разошлись по домам, в беседку зашла немолодая женщина с маленькой девочкой на руках. Высокая, статная, с ярко-голубыми глазами, с ухоженным лицом и руками.

Здравствуйте. Меня Хадижат зовут. Я слышала, вы про похищения невест интересуетесь. Можно, я скажу?

Конечно!

Знаете, случаи ведь разные бывают. Вот три года назад парень с нашего двора увидел в городе девушку и сразу влюбился. Хотел прийти посвататься, как положено, а оказалось, что у нее свадьба через четыре дня. Я спросила его тогда: «Что будешь делать, сынок?» - и он сказал: «Я влюбился и все! Ну что теперь делать? Воровать!» Так и украл.

Как так украл? Из дома?

Не-ет! Она возвращалась с подружками из института. Парень собрал друзей, подъехали. Пока одни друзья держали подружек, другие схватили и посадили ее в машину.

И что потом?

А потом война. Три клана почти год выясняли отношения. Сторона ее жениха, за которого она должна была выйти замуж, обзывала девочку последними словами, мол, такая-сякая, сама сбежала, любовь на стороне крутила, непорядочная. В это время семья этой девушки проклинала нашего соседского парня, который, украв ее, опозорил честь рода. Родственники нашего соседа всеми способами пытались устроить маслиат, но ничего не выходило. Так что ему ничего другого не оставалось, как уехать вместе со своей женой из Дагестана, чтобы хоть как-то скрыться от преследований обиженных сторон.

А как у них сейчас?

Говорят, живут в Ставрополе. Счастливы, дочка у них родилась, - Хадижат погладила русые кудри своей внучки. - Я вот тоже за свою внучку боюсь… Я и за дочку все время переживала. Воспитывала ее, как могла, и молилась каждый день, чтобы с ней такого не случилось. Трудно пережить такой позор.

Эконом-вариант

По рассказам дагестанцев, в последнее время девушки действительно больше сами сбегают. Но бывают и случаи дерзкого воровства. Правда, иногда доходит до смешного. Однажды шли по улице три девушки. Подъехали парни. Один схватил потенциальную невесту, а его друзья пытались удержать ее подружек. Но те, не растерявшись, сняли туфли на острых шпильках и ну ими дубасить доблестных горцев. Крики, вопли, но парням все же удалось умыкнуть жертву. И только в машине, внимательно присмотревшись, жених понял, что украли не ту. Но выхода не было, пришлось жениться. Таков обычай.

Но обычай ли это вообще? - главный научный сотрудник отдела этнографии Института истории и археологии Дагестанского научного центра РАН Мамайхан Агларов разводит руками. - Обычай - это то, что разрешается. Есть, например, обычай гостеприимства: гостя надо встретить, накормить, спать уложить, оказать ему внимание и почет. Или когда младшие по возрасту встают, если в дом заходит старший. Обычай - это то, что можно. А похищать-то ведь нельзя! Но похищения тоже бывают разные: насильственные и с согласия девушки.

В маленьком кабинете этнографа скрипучие полы и старый шкаф, доверху забитый книжками по истории и происхождению разных дагестанских этносов. Мамайхан временами задумывается и о чем-то еле слышно рассуждает сам с собой. А потом оглашает выводы:

Это не обычай! Это такая форма брака. Есть нормальная форма: пришел - сосватал - женился. А это - форма вынужденная. Раньше воровали, потому что парень мог влюбиться в девушку из клана, более высокого по социальному статусу. А выдавать дочерей в семью ниже рангом не принято. Потом воровали из-за межнациональных споров - ведь почти у всех дагестанских этносов принято выдавать дочерей за представителей не просто своей национальности, а даже выходцев из своего родового села. Ну, а в последнее время похищать невест стали из-за плохого финансового состояния.

В общем, это такой эконом-вариант женитьбы. После того как родители невесты дали слово, следует само сватовство. Оно сопровождается большими денежными тратами: невесте нужно принести много золота. Семья жениха наизнанку вывернется, чтобы не оплошать перед родней девушки. Всех нужно одарить дорогими подарками и, самое главное, принести калым - традиционный выкуп за невесту. Нынешняя такса калыма - $2 тыс. как минимум. Если принесешь меньше - подумают, что жених бедный. И это только затраты на обряд сватовства. Потом родня жениха приносит невесте чемоданы. В них должна быть одежда для девушки на все случаи жизни - от халата до норковой шубы, от домашних тапочек до ультрамодных сапожек. На это также в среднем тратят $3–4 тыс. В свою очередь родители невесты закупают приданое: мебель для кухни, спальни и гостиной, занавески, люстры, пледы, одеяла, подушки, матрасы, бытовую технику, посуду в сервант и для ежедневного пользования и еще кучу домашней утвари, вплоть до пластиковых тазиков всех размеров. Все это надо сделать обязательно! А потом еще и свадебное торжество влетает в копеечку: в Дагестане свадьба на 300 человек считается маленькой - 500–700 гостей в среднем. И тысяча приглашенных здесь никого не удивляет. И это, представьте, притом что средняя зарплата в республике составляет 6–7 тыс. рублей!

Когда невесту похищают, весь этот процесс упрощается, - объясняет профессор Агларов. - Достаточно только добиться примирения, чтобы получить разрешение у отца невесты на заключение мусульманского брака между молодыми. Многие даже свадьбу потом не играют.

Похищение девушки - это всегда оскорбление для семьи. Поэтому из этого праздника не делают.

Имамы сказали нет

Примирителями во все времена были религиозные деятели - алимы, имамы. В урегулировании конфликта заинтересована, прежде всего, сторона похитителя, потому что обесчещенный род девушки может сгоряча начать мстить. Поэтому родня парня отправляет алимов и аксакалов на переговоры: уважение к религиозным деятелям и пожилым людям позволяет по крайней мере разговаривать без драки. Как правило, они извиняются за поступок сына (племянника, брата) и просят не мстить, а наоборот, породниться и жить в мире и согласии. Родители девушки могут долго не соглашаться, но в большинстве случаев примирение рано или поздно происходит.

Правда, сейчас религиозные деятели в Дагестане объявили похитителям войну. Недавно Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) устроило собрание алимов. На нем было решено, что в дагестанских мечетях шариатский брак - никях (он совершается в первую очередь, загс - дело второстепенное) - между сбежавшими влюбленными заключать не будут.

Мы апеллируем не к чести и совести. Мы ссылаемся на аяты и хадисы, - объясняет нам заведующий экономическим отделом ДУМД Магомед Магомедов. - Потому что в исламе браки без согласия родителей запрещены. При заключении брака должны присутствовать представители отцов девушки и парня.

В качестве примера Магомед привел недавний случай, когда парень украл девушку, но ни один имам в Дагестане не согласился заключить между ними никях. Месяц они скитались по всей республике в поисках мечети, где их поженят, но так и не нашли. Девушку пришлось вернуть родителям, поскольку жить без никяха - значит всю жизнь прелюбодействовать.

Ну а если у людей любовь, чувства, а национальность или социальная принадлежность мешают? Родители против, алимы брак не регистрируют… Это же сломанные судьбы!

А где гарантия, что у них будет счастливая жизнь? - отвечает Магомед вопросом на вопрос. - Маловероятно, что этот брак будет крепким. Потому что родители изначально не были согласны. Они пережили нервное потрясение, испытали чувство позора. После всего этого они вряд ли примут зятя, который никогда не станет для них родным.

Ну, а вдруг этот брак будет крепким? - не унимаюсь я.

Мы не можем ориентироваться на «вдруг». При распаде брака, заключенного с согласия родителей, у девушки есть почти 90-процентная гарантия, что она снова выйдет замуж, потому что мнение о ней останется хорошее. Потенциальные мужья рассуждают так: это порядочная девушка, она нормально вышла замуж, но не сложилось - видно, не судьба. А ворованная невеста, считается, что сама сбежала, дала повод, была бы порядочная, ее бы не своровали. Когда такой брак распадается, говорят: так вам и надо, слушались бы родителей, ничего подобного бы не случилось. И мало кто потом захочет жениться на такой девушке - даже если она кому-то сильно понравится, его остановят разговоры окружающих о ее непорядочности.

Я вышла из ДУМДа в смятении. С одной стороны, я согласна с представителями духовенства. Но, с другой, ведь есть же причины, вынуждающие молодых людей идти на этот шаг? Очень рискованный, между прочим. Ведь в некоторых дагестанских селах сватают еще с колыбели. Кольца, конечно, детям не надевают, но слово дают. А потом дети вырастают и влюбляются в других. Но слово дороже, и выходить замуж или жениться приходится на том, с кем помолвлен с детства.

Меня везет Иса, ему на вид лет 65. На голове у него тюбетейка, на зеркале заднего обзора висят четки, - сразу видно: человек верующий.

Вы слышали, что алимы ДУМДа издали официальное постановление, чтобы имамы не регистрировали браки со сбежавшими или ворованными девушками? - интересуюсь я у него.

Нет. Кто так решил? Алимы? - с виду спокойный дедушка вдруг меняется в лице. - Да не имеют они права что-то разрешать или запрещать имамам. Есть только Коран, Аллах и пророк Мухаммед! В Коране четко прописано, какие браки можно регистрировать, а какие нет. Про сбежавших или ворованных невест там нет ни слова. А ДУМД лучше бы с саунами боролся.

Сауны в Дагестане - главные притоны разврата. О том, что в них творится, ходят легенды. «Да чтоб ты на путане из сауны женился!» - самое страшное проклятие в адрес мужчины. Бывали случаи, когда отцы, заказывая себе девочек, натыкались на своих дочерей или племянниц. Приличные девушки в Дагестане в сауны не ходят. Не потому что им запрещено париться, а потому что, не дай бог, кто-то увидит их выходящими оттуда - доказать, что ты не проститутка, будет просто невозможно.

Бороться с саунами здесь не может никто - секс-услуги существуют почти легально, под «крышей» правоохранительных органов. Одно время большая группа людей просила алимов из ДУМДа хоть как-то повлиять на ситуацию с саунами, но решили не связываться. Зато они запретили в Махачкале концерты Бориса Моисеева и группы «Тату».

Роль примирителей теперь взяли на себя милиционеры и прокуроры. Подполковник милиции Имамутдин Темирбулатов 10 лет проработал в отделе по борьбе с оргпреступностью. Последние годы он возглавлял отдел по борьбе с похищениями людей. Из чеченского плена освободил 157 человек, а вот из рук невестокрадов - почти никого.

80% таких историй заканчиваются хорошо, то есть люди женятся, - рассказывает Имамутдин, которому неоднократно приходилось выступать в роли миротворца. - Почти во всех случаях родители девушки сразу обращаются в милицию, возбуждается уголовное дело. Потом выясняется, что девушка сама была не против того, чтобы ее украли, а в таком случае закон не был нарушен. Мы тратим очень много времени на то, чтобы примирить два враждующих рода, чтобы не стреляли, не дрались, не ругались. Большинство дел о похищениях даже не доходит до суда, не то чтобы кто-то за такое сел.

В советское время в Уголовном кодексе была отдельная глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». В нее входили статьи о похищении невест и о кровной мести. По новому УК РФ, принятому в 1996 году, наказывать за обычаи нельзя. Есть только статья 126 «Похищение человека», но в примечании к ней сказано, что «лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления». В большинстве случаев избежать наказания позволяет как раз это примечание.

Любовь поэта

Автор 12 книг, член Союза писателей России, аварский поэт Махмуд-Апанди украл невесту 35 лет назад. С тех пор много воды утекло. Махмуд-Апанди переехал из села в Махачкалу. Вырастил двоих детей и сейчас растит четверых внуков. В мансарде двухэтажного дома у поэта свой кабинет - маленькая комната со скошенным потолком. Здесь его рабочий стол, несколько полок с книгами, железная кровать советских времен. На стене - детские рисунки, подарки внуков на 23 Февраля, а на столе - стопка желтых листов черновика единственной книги, написанной на русском языке и прозой, - «Прости, сынок». Это разговор Махмуда-Апанди с матерью, которую он волею судьбы не видел 17 лет.

Мне неудобно рассказывать о себе, как-то нескромно, - не поднимая глаз, поэт протягивает мне черновик своей книги. - Там все написано, я матери рассказываю свою жизнь.

Но мне очень хотелось с ним поговорить. Главным образом о любви. Потому что в его глазах огонь любви горит до сих пор, а что было 35 лет назад, даже представить трудно. Махмуд-Апанди влюбился в свою будущую жену Залиху, когда ему было всего 16 лет. Она тогда училась в 7-м классе.

Я караулил ее, когда она шла с кувшином за водой на родник, а она, как только узнает, что я приехал в село, даже из дома не выходила! Как меня увидит, сразу убегает домой другими переулками. Все мои письма и открытки выкидывала, даже не читая.

Махмуд-Апанди ушел служить в армию, и однажды получил письмо от своего друга Шамиля, в котором тот сообщил, что родители Залихи дали слово другим людям, а дедушка Махмуда подыскал ему другую невесту. Апанди отпросился у командира в отпуск, чтобы решить свою судьбу. В село он приехал так, чтобы никто не узнал. Остановился у Шамиля, разработал план, как ему тайно встретиться с Залихой, чтобы узнать, за кого же она хочет выйти замуж. Шамиль попросил Залиху принести им воды с родника: в дагестанских селах за водой ходят только женщины, а у Шамиля не было никого, кроме старой бабушки. Залиха отказать не могла и принесла кувшин воды в дом Шамиля, где ее поджидал Махмуд-Апанди. Разговор был короткий: он спросил, хочет ли она за него замуж; она призналась, что всегда его ждала, но родители уже дали слово другим - и пути назад нет. Залиха заплакала и ушла.

Оставался только один выход - похитить, - продолжает поэт. - На следующий день в сельском клубе было мероприятие. Уже выходя из дома, мой дедушка дал мне наказ не приглашать Залиху на танец. Сказал, что она уже чужая невеста. Я кивнул головой и пошел.

В здании клуба собралось все село. Была там и Залиха со своей семьей и семьей своего жениха. Танцевали, конечно, не твист, а лезгинку. По обычаю на танец приглашают цветком: парень передает девушке цветок, она, станцевав один круг, она должна передать его другому парню, а тот приглашает следующую. Махмуд-Апанди пригласил Залиху на танец, но станцевал с ней не один круг, а несколько. Его друзья громко хлопали и свистели, и под это шумовое сопровождение Махмуд-Апанди в танце подвел девушку к выходу, схватил и выбежал с ней на улицу. Там его уже ждал одноклассник на машине. Невеста отбивалась, как могла, даже потеряла платок и туфлю.

Если бы это случилось не на глазах у всех, то мою маму просто убили бы злые языки и сплетни, - признается Залиха.

Почти год, пока Махмуд-Апанди дослуживал в армии, длилось примирение. Залиха все это время жила у его родственников.

Я воевал против горских законов. Я воевал за свою

любовь, - говорит поэт.

И, видно, не зря воевал. Они с Залихой до сих пор живут душа в душу.

Мугинские истории

Селение Муги Акушинского района находится высоко в горах, в 130 километрах от Махачкалы. Здесь воровство невест приобрело размах эпидемии: каждую неделю только и слышны разговоры о том, что опять кого-то украли. Воруют в основном старшеклассниц - для них каждая прогулка по улицам села может стать роковой. Перед свадьбой, конечно. Воруют свои же, троюродные братья или дяди: у мугинцев, как почти у всех дагестанцев, браки между родст­венниками - обычное дело.

Завуч мугинской школы, преподаватель немецкого языка Патимат Багомаева в селе личность известная, здесь ее называют просто Патя-немец. Почти полвека назад ее тоже воровали, даже дважды: студентку факультета иностранных языков, с разрядами по спортивной стрельбе, гимнастике и парашютному спорту односельчане не могли не заметить. Но Патимат осталась верна своему жениху, а теперь мужу - ей дважды удалось сбежать. Сегодня в Муги Патя-немец - главный противник воровства невест. Старшеклассницы ищут у нее защиты, хотя бы в стенах школы.

С виду маленькая и худенькая пожилая женщина полна жизненной энергии. В течение шести минут она по мобильному телефону успела обзвонить полсела, и уже через полчаса в дом Патимат стали подтягиваться мугинки - молодые, взрослые, пожилые. У каждой из них своя история.

Почему похищают? - спрашиваю я у них.

Причина одна, говорят женщины - девочки тут на вес золота, и кто-то просто не успевает сосватать себе невесту. Так что мугинки в последнее время научились молчать о том, что их дочь за кого-то просватана. Иначе обязательно кто-нибудь другой сворует.

Почти 60 лет назад воровали и Уну Багомаеву. Старушка в национальном костюме по-русски почти не говорит. Свою историю она рассказывает на родном даргинском. Остальные женщины дружно переводят.

Во времена своей молодости Уна, как и многие сельчане, работала на картошке. Молодой тракторист, увидев ее, влюбился с первого взгляда. Но ее родители уже дали слово другим, так что трактористу пришлось ее воровать. Из подручных средств были только руки да ноги. Никаких коней, никаких машин. Он бежал с ней на руках с картофельного поля до ближайшего села. Там прятал в одном доме, пока родня не устроила примирение.

Еще одна мугинка, которую в селе называют Патя Черная из-за смуглого цвета кожи, женщина веселая.

Как сегодня помню, в такое же время, когда уже темнело, шла я за водой, - рассказывает она свою историю. - Накануне была свадьба брата, а в этот день все друзья приходили к нам на хинкал. Я тогда русский язык плохо знала, а ко мне подошли ребята и стали на русском со мной говорить. Я ничего не понимаю, меня хватают и сажают в машину. Я ору во все горло! Но моему жениху сказали тогда: не обращай внимания, так положено кричать, на самом деле она согласна.

Выхода не было: раз украли - значит, надо выходить замуж. Патя родила сына, сейчас он уже студент. Но с мужем развелась.

Не смогла полюбить. 9 лет жила с ним и не полюбила. Трудно было жить нам вместе - он говорил только на русском, а я - на даргинском. Он хотел, чтобы и я на русском говорила, все-таки мы в столице жили, а мне было трудно.

Сейчас Пате Черной 42 года. После долгих лет разлуки с мужем она решила, что их судьбы вновь должны соединиться.

Я уверена, что это случится на свадьбе нашего сына, - говорит она.

Почти все истории, которые я услышала в Муги, заканчивались хеппи- эндом. Хотя нередко похищение невесты становится причиной кровной мести. В Дагестане есть село Гимры - родина имама Шамиля. Гимринцы отличаются воинственностью и неумением прощать обидчиков. Особенно если дело касается матерей, сестер, дочерей. Тут кровь может проливаться не годами, а столетиями. В Гимрах рассказывают случай, который произошел почти 30 лет назад. Молодой гимринец украл свою односельчанку, которая была прсватана за другого. После долгих переговоров свадьбу им все же сыграли. Жили они счастливо, но недолго. Через шесть лет, когда никто уже не вспоминал об этой истории, все страсти утихли, родился ребенок, семьи дружили и частенько собирались вместе, родственники решили устроить какой-то праздник. В дагестанских селах нет посторонних людей, тут все друг другу родня. Вот и на том празднике был среди гостей обиженный некогда жених той девушки. Молодой человек предложил отвезти бывшую невесту с мужем домой. После долгих уговоров они согласились, но до дома так и не доехали: обиженный жених разогнался и сбросил свою машину в пропасть. Шансов выжить не было ни у кого. Это привело к кровной мести. Каждый месяц в селе хоронили молодых ребят: кто-то приходился родственником мужу той девушки, а кто-то - обиженному жениху. Остановить эту многолетнюю кровную месть не мог никто. Пытались вмешаться имамы, муллы, другие религиозные и политические деятели Дагестана, но семьи продолжают мстить друг другу до сих пор…

Фотографии: Сергей Максимишин для «РР»