Меню

Когда обижают ребенка в школе. Ребенка обижают в школе

Досуг

Проблема травли (буллинга) детей сверстниками с каждым годом все актуальнее. Работают психологи, педагоги, правоохранительные органы, но ситуация меняется мало. Нередко травля становится причиной травм или суицидов подростков. Она оставляет глубокий след в психике и ломает будущее человека. Самое неприятное, что дети не всегда делятся своими проблемами. Для родителей важно вовремя заметить, что ребёнка обижают в школе, и остановить это.

6 признаков, что вашего ребёнка обижают в школе

Есть семьи, где дети откровенно рассказывают обо всем, что происходит с ними в течение дня. Но нередки случаи, когда некоторые действительно важные вещи замалчиваются. Причин такого поведения может быть много, и это отдельная тема. Мы рассмотрим самые явные признаки конфликтов:

    Ребёнок открыто говорит, что не хочет ходить в школу. Имеет смысл расспросить его о причинах. Обычно это сообщает о проблемах с кем-то из сверстников, старшеклассников или учителей.

    Частые опоздания на уроки. Не исключено, что ребёнок сознательно старается меньше времени проводить со сверстниками и приходить как можно позже.

    Плохая успеваемость. Стоит поговорить с классным руководителем, а возможно, и самим понаблюдать, как ребёнок ведет себя на переменах. Не так страшны школьные программы, чтобы дети их не усваивали. Зачастую они плохо учатся из-за психологического дискомфорта.

    Признаки невроза, агрессии или апатии. Депрессивно или агрессивно настроенный ребёнок — это повод насторожиться для родителей. Особенно стоит обратить внимание на признаки нервного тика, нарушения сна, пищевые расстройства.

    Симуляция болезней. Дети не просто так придумывают себе болячки. Если отметили, что ребёнок симулирует, не ругайтесь, поговорите с ним по душам.

    Испорченные вещи. Если у школьника изорваны тетради, одежда, пропадают вещи, это может быть признаком того, что его обижают.

Если отметили хотя бы пару признаков из этого списка, навестите классного руководителя, пообщайтесь с педагогами, школьным психологом. Не паникуйте, если выяснится, что ребёнок изредка конфликтует. Это нормально. А вот систематические нападки — тревожный симптом.

Причины травли: какие дети «вызывают огонь на себя»

Нередко насмехаются над детьми с нетипичной внешностью. Полнота, прыщи, кривые зубы или даже «неправильный» разрез глаз могут вызвать жестокий буллинг. Если ребёнок не может постоять за себя, отвоевать свое «место под солнцем», ему придется несладко.

Часто издеваются над плохо одетыми, неряшливыми школьниками, детьми из неблагополучных семей. Также в группе риска слишком тихие, неуверенные в себе, медлительные, неуравновешенные школьники. Один-два прецедента — и издевательства над таким ребёнком уже входят в привычку. Примеру заводил следует весь остальной коллектив.

Принято считать, что обижают детей-«ботаников», которые много времени проводят за книжками, но упускают социальную жизнь. Как ни странно, именно «ботаники» зачастую лучше всех дают отпор насмешкам. Причина их успеха — начитанность. Такие дети копируют поведение персонажей книг. У них богатый словарный запас, который позволяет посадить в лужу обидчиков, если, конечно, не доходит до драки.

С чего начать раскручивать клубок неприятностей

Мы, родители, нередко сами провоцируем конфликты своих детей со сверстниками. От нашей реакции, действий и слов зависит, как поведет себя ребёнок в сложной ситуации. Найти баланс трудно. Если слишком опекаем, наше чадо подвергается насмешкам из-за несамостоятельности. Если пускаем конфликты на самотек, объясняя, что не стоит переживать из-за мелочей, то формируем у ребенка мысль, что он не заслуживает лучшего.

Нельзя ни махнуть рукой на взаимоотношения ребёнка с окружающими, ни тотально контролировать. Как же быть? Стоит чутко реагировать на сообщения о возможной травле, ненавязчиво наблюдать, но вмешиваться только тогда, когда ребёнок действительно не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно.

Предлагаем несколько дельных советов психолога:

    Доверительное общение. Разговаривать с ребёнком, искренне интересоваться его проблемами — это архиважно. Выслушивайте всё, находите время для общения. Не осуждайте, не критикуйте, а слушайте и вникайте. Ребёнок почувствует вашу поддержку и будет больше доверять.

    Анализируйте и действуйте конструктивно. Если над ребёнком насмехаются из-за внешности, можно исправить ситуацию. Проблемы прыщей, лишнего веса, выравнивания зубов решаемы. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

    Наладьте контакт со школьным психологом. Он станет вашим надежным союзником и не раз выручит в сложных ситуациях. Нередко психологам дети рассказывают гораздо больше, чем родителям.

Если вашего ребёнка обижают в школе, будьте внимательны. Уделяйте больше внимания его внешнему виду, психологическому состоянию, оставайтесь на связи с педагогами.

Как действовать, если ребёнка унижают и бьют

В случае очевидного буллинга вам нельзя оставаться безучастным зрителем. Пришло время принимать кардинальные меры. Вот конкретные действия, которые доступны родителям для решения проблемы:

    Немедленно подготовьте запасной аэродром. Зачастую педагоги и психолог в курсе проблем, но не могут или не хотят их решать. Если столкнулись с подобной ситуацией, соберите информацию о соседних школах и выберите наиболее подходящие заведения для вашего ребёнка. Вы должны быть готовы перевести его в любую минуту.

    Не оставляйте без внимания ни один серьезный инцидент. Если травят одни и те же школьники, пишите заявление администрации с просьбой защитить ребёнка от этих учеников. Если вас будут уговаривать решить вопрос полюбовно, не соглашайтесь. Это не улучшит ситуацию, а вот соответствующий документ может повлиять положительно.

    Обращайтесь в правоохранительные органы. Если ребёнка побили до синяков и царапин, немедленно обращайтесь на санпропускник ближайшей больницы и снимайте побои, обращайтесь в полицию. Если будут отговаривать писать заявление, не соглашайтесь. У вас должно быть подтверждение факта избиения на случай, если ситуация ухудшится.

    Встречайте из школы. Если понимаете, что ребёнка постоянно преследуют хулиганы, «ловят» после школы, организуйте его сопровождение взрослыми. Встречайте сами или попросите помощи у родных.

    Купите технические средства защиты. Сейчас доступны специальные модели телефонов с кнопками тревоги, функциями слежения, мгновенного включения диктофона. Если вашему ребёнку угрожают, такие устройства незаменимы.

Безопасность вашего ребёнка прежде всего. Используйте все доступные средства, чтобы ее обеспечить.

Главное о помощи ребёнку, если его травят в школе

Обычные детские конфликты нужно отслеживать, учитывать, но помогать ребёнку необходимо только тогда, когда он сам не справляется. А вот серьезные случаи унижений, побоев спускать на тормозах нельзя. Чтобы быть в курсе всего и вовремя прийти на помощь, следуйте таким правилам:

    всегда внимательно слушайте ребенка, поддерживайте, меньше критикуйте, чтобы сохранить его доверие;

    будьте на связи с педагогами и психологом;

    в любую секунду будьте готовы перейти к активным действиям: переводу ребёнка в другую школу, официальному заявлению на имя администрации или обращению в полицию;

    купите ребёнку технические средства защиты, отпугиватель для собак.

Помните, если ваш ребёнок будет изгоем в школьной среде, это может негативно сказаться на его будущем. Не становитесь мамой-наседкой, но и не допускайте травли.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Школа – одно из первых серьезных учреждений в жизни ребенка, где, помимо знаний, он учится взаимодействовать с людьми разного возраста. В школьные годы ваш сын или дочь впервые принимают самостоятельные решения, несут за них , заводят друзей, отношения с которыми зачастую поддерживаются всю жизнь. Не случайно многие люди вспоминают школьные годы как «золотое время», когда не было серьезных проблем.

Но не у всех школьников должным образом складываются отношения как с другими детьми, так и со взрослыми: некоторые ребята становятся «козлами отпущения» для своих сверстников, а иногда и для учителей. Становление личности у таких детей проходит под прессом трудных обстоятельств, преодолеть которые ребенку, а затем и подростку, в одиночку бывает очень сложно. Таким детям требуется , которым он больше всего доверяет, – его родителей.

Безусловно, за время обучения ребенка в школе невозможно избежать каких-либо ссор со сверстниками, недомолвок с учителями, но, как правило, эти проблемы можно решить быстро, если все стороны настроены на их конструктивное решение. Однако как быть тем, кто подвергается необоснованным придиркам и насмешкам регулярно?

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

В первую очередь это дети, выделяющиеся среди сверстников. Совсем не обязательно школьник, которого обижают, будет отличаться от других внешне, хотя это тоже немаловажный фактор – он может сыграть решающую роль в выборе «крайнего». Ребенок может выделяться поведением, отличным от взглядов других детей мнением на разные ситуации, особенностями характера и личности. Известно, что дети-интроверты чаще со стороны одноклассников.

Помимо этого у школьника меняется поведение: он становится замкнутым, более раздражительным, появляется плаксивость, случаются истерики, возможны ночные кошмары, даже энурез. Он не желает общаться со сверстниками, у него всегда плохое настроение, низкая самооценка.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи оказываются порванными и поломанными, а могут и вовсе исчезнуть. Конечно же, ребенок может получить ссадины случайно, а вещи – испортиться или потеряться, но в рассказы ребенка, якобы сам упал, поэтому каждый день синяк под глазом и нос разбит, а рукав рубашки случайно уже пятый раз за неделю оторвался, верить не стоит.

Ребенок может жаловаться на плохое отношение к себе сверстников или учителя. Ваша задача как родителя – не отмахнуться от сына или дочки, а обратить на такие жалобы внимание и отреагировать на них соответствующим образом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Для начала нужно и выяснить, что же в действительности происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. При этом не следует делать упор на оценки и взаимоотношения с одноклассниками – лучше всего продемонстрировать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Если ребенок доверится вам, нужно внимательно и максимально спокойно его выслушать.

Не стоит сразу же бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: тем самым вы окажете ему медвежью услугу, а к обидным прозвищам, которыми его наградили сверстники, добавятся еще несколько, типа предатель, ябеда. Возможно, на некоторое время обидчики и притихнут, но вскоре возобновят свои придирки, причем с новой силой.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Нужно выяснить, с кем и как ребенок общается, с кем дружит, с кем из одноклассников у него конфликт. Это поможет понять, почему вашего сына или дочь обижают.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не пускайте всё на самотек. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не сможет самостоятельно справиться с ситуацией. Если вы хотите, чтобы у вас сложились доверительные отношения с ребенком, с вашей стороны должны быть только понимание и поддержка.

Обратитесь к специалисту – школьному или семейному психологу. Он поможет разобраться в проблеме и поднять самооценку ребенка.

Если же вы решите перевести ребенка в новую школу, помощь специалиста тем более необходима, чтобы похожий сценарий не повторился уже на новом месте учебы.

Светлана Совела

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.


Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.


Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).


Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.


Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.


Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.


Не следует оставлять проблему вашего ребенка для его самостоятельного решения

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.


2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)


Необходимо научить ребенка правильно реагировать на происходящее

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.


3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.


В сложных ситуациях лучше обратиться с ребенком к пихологу

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.


Малыш пришел из школы хмурый и расстроенный. Неохотно рассказывает, что происходило днем, не изъявляет желания посещать школу на следующий день. Зачастую подобное поведение сигнализирует, что у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, и он стал объектом их насмешек. Как вести себя при этом родителям?

Определить точную причину поведения

Доказать, что малыша оскорбляют одноклассники будет сложно. Ведь дети зачастую скрывают от пап и мам свои проблемы, боясь, что сверстники станут насмехаться еще сильнее.

Догадаться о несложившихся отношениях с коллективом помогут следующие признаки:

  • Ребенок не желает посещать школу, старается найти повод, чтобы пропустить уроки, успеваемость снижается.
  • Он замкнулся, перестал рассказывать, что его волновало в течение дня.
  • Его настроение улучшается, когда не нужно ходить в школу (праздничные и выходные дни), он с радостью будет болеть дома.
  • Любое заболевание использует, как предлог, чтобы не ходить в школу.
  • Плохо спит (мучают кошмары), возможны появление энуреза, заикание – признаки нарушения общего состояния ребенка.
  • (синяки, ссадины), порчи вещей (порванный портфель, украденные принадлежности).

Наличие хоть одного признака должно сказать родителю, что не все хорошо в школьной жизни малыша, что нужно разбираться в ситуации. И в первую очередь, конечно, необходимо откровенно поговорить с ребенком, постараться выяснить, смеются ли над ним одноклассники.

Кого могут обидеть дети?

Многие считают, что дети смеются над теми, кто сильно от них отличается. На самом деле это мнение ошибочно.

Для ребят, остро реагирующих на любое действие, повод для насмешек может быть абсолютно любым:

  1. Кто-то поступил неправильно, по их мнению.
  2. Узнали хорошо скрываемую тайну.
  3. Могут посмеяться и над одеждой (одевается не так, как все).

В любом случае, продолжительность осмеяния зависит от того, кого дети избрали своей жертвой. Если малыш не будет обращать внимания на насмешки, то гонения вскоре прекратятся: ребятам неинтересно обижать того, кто никак не реагирует.

Огромную роль в умении отстоять свое право на уважение собственного достоинства играет воспитание. Если родители поддерживают ребенка, воспитывают в нем уверенность, ему легче вынести издевательства одноклассников . Если же малыша постоянно подвергают критике, он вырастает неуверенным в себе. Это провоцирует ровесников на новые насмешки.

Зачастую сверстники осмеивают детей:

  • Из неблагополучной семьи, неспособных похвастаться модной одеждой или новыми игрушками.
  • Не сумевших дать отпор, эмоционально реагирующих на все их действия (плач).
  • Слишком бурно реагирующих на оскорбления (стремятся ударить обидчика, обозвать еще громе и обиднее).

Немаловажную роль в умении дать отпор играет самооценка: чем она выше, тем легче добиться уважения со стороны одноклассников.

Чего родителям делать нельзя?

Ни в коем случае не рекомендуется родителям идти на разборки с обидчиками ребенка . Особенно приходить в школу, жаловаться педагогам и родителям, ругать самих детей. Подобные действия могут усилить негатив к ребенку со стороны одноклассников, пробудить неприязнь к нему со стороны учителей. Худший вариант – идти на «разборки», не посоветовавшись с чадом.

Еще одна ошибка – самоустранение . Родитель обязан быть рядом ребенком, помочь найти ему выход из этой сложной ситуации, научить правильно вести себя с ровесниками.

Ну, и – это тоже не решение проблемы . Ведь в новом коллективе подобная ситуация может повториться.

Что делать родителям?

Сначала нужно прислушаться к ребенку: вполне возможно, что ему станет интересно, по какой причине над ним стали издеваться. Может, он первым чем-то задел сверстников. Тогда решение проблемы будет простым –малыш постарается исправить свое поведение.

Но если повода для оскорблений не было, виноватыми будут, конечно, обидчики. И здесь важно суметь правильно повести себя, чтобы разрешить конфликт:

  1. Узнать, над чем именно смеются одноклассники. Если это внешний вид, из-за которого он комплексует, объяснить, что он здесь ни при чем. На самом деле детям не важно, как и кто выглядит. Они унижают только неуверенных в себе. Остальные детали: полнота или худоба, плохая учеба, неумение одеваться и т.п. – только повод для насмешек.
  2. Предложить помощь, ведь ребенку необходима поддержка, он должен понять, что его любят, что он нужен таким, какой есть.
  3. Заинтересовать ребенка каким-либо занятием, чтобы он перестал думать о негативных отношениях со сверстниками, переключился на более радостные мысли.
  4. Можно организовать общий праздник для одноклассников, чтобы помирить детей, помочь им подружиться.
  5. Посоветовать ребенку не обращать внимание на издевки и насмешки. Даже если украли какую-то вещь, не стоит за нее бороться. Лучше сделать вид, что безразлично или попросить вернуть, когда надоест. Детям нужна реакция, а не сама вещь, поэтому «наиграются» они очень быстро.
  6. Разобрать ситуацию с ребенком. Ведь конфликт мог родиться из неосторожно брошенного слова или намека. Дети долго помнят обиды и могут жестоко ответить, когда наступит подходящий момент.
  7. Не нужно скрывать от педагога о конфликте в классе. Полезно будет и его подключить к воспитательной работе: классные часы, просмотр тематических фильмов тоже могут дать нужный результат.

Учитель должен реагировать на любую жалобу ребенка и принять меры по его защите от нападок сверстников, внимательнее следить за ними во время перемен. Ведь издеваются чаще всего тогда, когда взрослые не обращают внимания на детей вне уроков. Даже если школьник вел себя не совсем адекватно (полез в драку, ответил обидчикам), педагог не должен самоустраняться от разрешения конфликта.

Если никакие действия не помогают, и гонения продолжаются, а преподаватель никак не желает помогать, нужно обращаться к администрации. А если имели место побои или угрозы, то нужно писать заявление в полицию.

Важно ни в коем случае даже намекать на то, что в конфликте виноват сам ребенок . Виноватыми будут именно сверстники: это они решили самоутвердиться за чужой счет и отыграться за собственные комплексы, это они обзывали и унижали ребенка, забирали вещи и били. Те, кто высмеивает слабость других, сами слабы. И они боятся, что другим это станет известно.