Меню

Г швайко занятия по изобразительной деятельности. Программа по изобразительной деятельности в детском саду (г.С

Дети и родители

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Общие педагогические задачи программы:

1. Развивать творческие способности детей посредством изоб­разительной деятельности.

2. Развивать познавательную активность детей.

3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Вся программа состоит из различных циклов занятий. Во все циклы включены задачи и перечни тематических заня­тий по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. Каждое занятие представлено развернутым конспектом.

Программа «интеграция» (Автор т. Г. Казакова.)

Цель: формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятие изобразительного искусства; формирование художественных образов, формирование художественных способностей у детей.

К программе разработаны схемы ознакомления детей с изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); типы занятий с детьми (одновидовые, интегрированные, комплексные по видам искусства); интеграция видов изодеятельности.

Автор предлагает технологию развития изобразительных способностей у детей раннего возраста, в которой предусматривается целенаправленное развитие начала творческих проявлений в изодеятельности. Главный акцент сделан на формирование эмоционально-образного восприятия, художественно-образного начала в рисовании, лепке, аппликации. Основное внимание автор уделяет рисованию красками - гуашью, что способствует возникновению у детей раннего возраста ассоциативных образов. В помощь воспитателям и родителям разработана система занятий, раскрыты особенности педагогического руководства изодеятельностью детей раннего возраста. В книге Т.Г. Казаковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» кроме конспектов подобраны иллюстративные материалы, подготовлены специальные тетради.

Программа «рисование и лепка»

(О.В. Григорьева )

Цель программы - развитие творческих возможностей дош­кольников.

Программа предназначена для работы с детьми 3-9 летнего возраста по изобразительной деятельности. Программа является результатом практического опыта работы с детьми.

Автором программы представлен календарно-тематический план по изобразительной деятельности в четырех вариантах. Это, по мнению автора, даст возможность варьировать темп, матери­алы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Планирование работы осуществля­ется с учетом индивидуальных особенностей детей.

К программе представлены 28 конспектов занятий с детьми младшей, средней, подготовительной групп по изодеятельности (по 1 варианту календарно - тематических планов по изодеятель­ности).

- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

Цель программы

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка

старшая группа

Руководитель кружка:

Пояснительная записка.

Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Моя задача – научить дошкольников навыкам общения.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной художественно – продуктивной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества, дружеское расположение друг к другу, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь. Коллективное творчество принципиально отличается от другой коллективной деятельности тем, что предполагает не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения некого важного для всех результата, а использование инициативы и энергии всех участников для того, чтобы добиться максимума.

Выбор нетрадиционных техник в изготовлении общей работы в качестве основного приёма, оказывает наилучшее воздействие, и способствует развитию атмосферы сотворчества в процессе создания единого коллективного продукта. Игротворчество выступает как стимулятор интереса к изобразительной деятельности и развивает коммуникативную культуру дошкольников.

В силу индивидуальных особенностей, развитие коммуникативных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Данная программа составлена с учетом:

- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

Дронова Т.Н.Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с.: ил.

Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А.А.Грибовской.-М: ТЦ Сфера, 2010.-192с.(Вместе с детьми)

Цель программы

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

  1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  2. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
  4. учить создавать коллективные работы.

Методическое обеспечение

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Пластилинография. Оригами. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Организация занятий кружка.

Старший возраст: Два занятия в неделю по 25 минут.

Материал:

акварельные краски, гуашь;

– восковые мелки, свеча;

ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктельные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года. Участие во Всероссийском ежемесячном творческом конкурсе рисунков и поделок на международном интернет -

Перспективный план занятий

кружка старшая группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

Диагностика

Сентябрь

Путешествие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Октябрь

Осенние листья (печатание листьями )

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Октябрь

Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

Октябрь

Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель )

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.

Ноябрь

Дерево колдуньи (рисование + аппликация )

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

Ноябрь

Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация )

Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность.

Ноябрь

Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация )

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Декабрь

Волшебный лес (рисование + аппликация )

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Декабрь

Зимние узоры (граттаж )

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Январь

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету )

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Январь

Снегири на ветке (метод тычка )

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Февраль

Сказочная птица (экспериментирование с материалами )

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

Февраль

Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия )

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

Март

Подарок маме

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Март

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Март

Бабочки (рисование + аппликация )

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Апрель

Веселый лужок

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Апрель

Осьминожки (рисование ладошками )

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Апрель

Весенние сады

Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

Май

Вот и лето пришло.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Май

Диагностика

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

4. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

9. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

10. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

12. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96


Книга входит в комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 5-6 лет. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей детского возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

ЛЕПКА. «ЯБЛОКО, ГРУША И СЛИВА».

Программные задачи.
Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов. Материал.
У воспитателя корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муляжи или вылепленные образцы); конверт с тремя загадками-описаниями; кусок пластилина для показа способов лепки груши, стека; игрушечный мишка. У детей пластилин, стеки, дощечки. Ход занятия.
Педагог рассказывает: «Дети, я встретила мишку. Он передал для вас вот эту корзиночку и конверт. Интересно, что в конверте?» Достает три карточки с загадками-описаниями и маленькую записочку. Читает: «Здравствуйте, дети! Попробуйте отгадать три фрукта по описанию. Если отгадаете, то узнаете, что будете сегодня лепить на занятии. А я в конце занятия приду посмотреть, отгадали ли вы мои загадки».
1-я загадка. Этот фрукт круглый, точнее шарообразный. Вверху у него небольшое углубление, из которого растет тонкий черешок. Внизу тоже есть маленькое углубление. (Яблоко.)
Воспитатель предлагает одному из детей найти отгадку в корзиночке и показать ее всем. Спрашивает, правильно ли отгадана загадка. Показывает яблоко со всех сторон.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
ПРОГРАММА.
ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.
I ЦИКЛ. ОВОЩИ И ФРУКТЫ.
II ЦИКЛ. ОСЕННЯЯ ПРИРОДА.
III ЦИКЛ. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ.
IV ЦИКЛ. ПОСУДА.
V ЦИКЛ. ЧЕЛОВЕК.
VI ЦИКЛ. ЗДАНИЯ И ТРАНСПОРТ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, старшая группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г. С., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, подготовительная к школе группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений, Швайко Г.С., 2002
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, средняя группа, программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений Швайко Г.С., 2006

-------
| сайт collection
|-------
| Галина Семеновна Швайко
| Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа
-------

Книга «Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. Старшая группа» является второй книгой комплекта пособий по изобразительной деятельности в детском саду. Комплект подготовлен автором в процессе экспериментальной работы в детском саду в течение последних пяти лет. В xoдe эксперимента внocилиcь изменения и дополнения в содержание, форму и методические приемы изобразительных занятий.
Как и в пособии для средней группы, в этой книге все учебное содержание занятий сгруппировано по циклам. Каждый цикл является одновременно законченным, целостным и вместе с тем связанным с предшествующими и последующими циклами. Завершенность состоит в том, что динамика занятий идет от прямого обучения детей к выбору ими для изображения тех или иных вариантов, предлагаемых воспитателем, к внесению ребенком дополнений, обогащающих содержание рисунка, лепки, аппликации, и, наконец, к работе творческого характера. Законченность каждого цикла дает возможность, при необходимости, например из-за недостатка времени, без особого ущерба пропускать 1 – 2 цикла в течение учебного года. А связь между циклами занятий позволяет чем дальше, тем реже прибегать к прямому обучению детей, так как в последующих циклах ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме: в способах изображения, в передаче строения предметов, во включении их в новый сюжет, в других по содержанию композициях, но выполненных так же, как и в предшествующем цикле (расположение предметов на широкой полосе земли или др.).
Регулярный анализ работы воспитателей по руководству изобразительной деятельностью детей, а также детских рисунков, аппликации и лепки в ходе экспериментальной работы показал необходимость некоторых изменений и дополнений. Увеличено число занятий, построенных в игровой форме. Так, весь цикл занятий по лепке на тему «Посуда» проводится в форме игры «Школа мастеров».
В каждом цикле изобразительных занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.
Среди разнообразных методических приемов, используемых воспитателями, есть такие, как работа со схемами, которые применяются детьми для передачи разных движений персонажей («Клоуны»), составления композиций из сюжетных рисунков и аппликации («Дети на прогулке»), выполнения декоративных узоров («Украсим кукольную мебель городецким узором»).
Работая с детьми по предложенным циклам занятий, следует помнить, что развитие способностей ребенка происходит в деятельности, и не в подражательной, а в той, где он самостоятельно решает поставленные задачи.

Поэтому очень важно не игнорировать методические приемы, направленные на развитие способностей, самостоятельности, инициативы и мышления детей.

1. Овощи и фрукты.
2. Осенняя природа.
3. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
4. Посуда.
5. Человек.
6. Здания и транспорт.
7. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.
8. Симметричное вырезывание (посуда, человек).

1. Развивать целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании овощей и фруктов, умение замечать сходство и различия в их форме и цвете.
2. Воспитывать умение видеть связь между исходной формой и формой изображаемого фрукта или овоща в лепке и аппликации.
3. Учить достижению выразительности в рисовании, лепке и аппликации через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображение мелких деталей у овощей и фруктов: черешков, чашелистиков и ботвы.
4. Совершенствовать умения в аппликации (плавное вырезывание округлых форм, вырезывание предметов с использованием всей поверхности исходных форм.
5. Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые фрукты (яблоки, груши, виноград) могут быть разного цвета.
6. Развивать композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
7. Учить на основе сформированных обобщенных представлений об однородных предметах и их характерных различиях выполнять работу творческого характера.

1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
2. Помочь в овладении способом изображения предметов в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
3. Учить передавать в рисунках и аппликации колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
4. Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревья).
5. Помочь овладеть в аппликации приемом парного вырезывания одинаковых частей предметов.
6. Учить использовать знания об осеннем колорите для декоративных работ («Осенний ковер»).
7. Продолжать формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу между участниками.
8. Учить различению разных оттенков цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).

1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, с особенностями росписи.
2. Помочь овладеть рисованием дымковских узоров, познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей на животных и фигурках людей.
3. Учить расписывать дымковские игрушки в определенной последовательности, сочетая гладкоокрашенные части с узорами.
4. Учить группировать цвета: яркие, темные и светлые, использовать эти знания при рисовании дымковских узоров.
5. Развивать умение самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписи на разных по содержанию дымковских изделиях.
6. Формировать навыки совместной работы (составление композиций из нескольких расписанных дымковских игрушек).

1. Познакомить детей с художественной керамической посудой и разными способами ее украшения: росписью и рельефом.
2. Познакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой и высокой; помочь овладеть новым способом лепки высокой посуды – ленточным.
3. Учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным.
4. Дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с ее формой. Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды.
5. Воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей, определять исходную форму для каждой части.
6. Развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.

1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах. Дать представление о том, какими средствами скульпторы достигают устойчивости фигурок.
2. Познакомить с одним из жанров живописи – портретом. Объяснить, что портрет – это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения.
3. Учить в лепке, рисунке, аппликации изображать человека в разной одежде: в зимней, в костюмах Снегурочки, клоуна; передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движений.
4. Формировать умение передавать в рисунках настроение (веселое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное и др.).
5. Продолжать развивать композиционные умения (принимать активное участие в обсуждении композиции в коллективных работах, составлять композицию по предложенному эскизу, придумывать свое содержание в сюжетной лепке в пределах темы).
6. Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета.
7. Научить использовать штрихи разного характера для изображения меха и хвои елки (короткие отрывистые штрихи и неотрывные наклонные).
8. Формировать представление о холодных цветах – голубом, синем, фиолетовом – и умение определять их.

1. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий. Научить различению по характерным признаками жилых зданий и общественных: школ, магазинов, театров и др. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.
2. Учить изображать разные по архитектуре здания в рисунках и аппликации.
3. Формировать умение изображать грузовые автомобили для перевозки разных по характеру грузов (грузовик с открытым кузовом, цистерна, крытый фургон).
4. Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше, слегка загораживая один предмет другим; понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме.
5. Воспитывать умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений и рисовании контуров предметов (сильный нажим).
6. Учить самостоятельно изображать дома разной архитектуры на основе приобретенных умений и знаний.
7. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).

1. Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства – городецкой росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетание).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: нескольких видов цветков, бутонов, листьев.
3. Учить изображать плотную симметричную прямую и закругленную цветочную гирлянду с постепенным уменьшением величины элементов от ее центра к краям.
4. Учить использовать в узорах цветовую гамму, характерную для городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
5. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования: контурного мазка для рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
6. Учить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам городецкой росписи, согласуя форму и расположение цветочных гирлянд с формой и величиной украшаемых изделий.

1. Формировать умение представления детей о назначении орнамента как средства для украшения предметов быта. Познакомить с разными способами украшения деревянных, фарфоровых, керамических, стеклянных предметов: резьбой, аппликацией из соломки, росписью, рельефом и др.
2. Помочь овладеть приемами симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое (посуда, фигурки людей), дать представление об осевой симметрии (цветок с четырьмя лепестками).
3. Развивать пространственное воображение – умение узнавать целый предмет по его половине.
4. Совершенствовать точность движений при работе с ножницами – умение вырезать по нарисованному контуру предметы сложной формы.
5. Учить группировке цветов на светлые и темные, использованию знаний о цветах при декоративном украшении изделий (посуда, одежда).

1. Лепка. «Морковь и свекла».
2. Лепка. «Яблоко, груша и слива».
3. Аппликация. «Помидоры».
4. Аппликация. «Яблоки и груши».
5. Рисование. «Что созрело в огороде?»
6. Рисование. «Что созрело в саду?»
7. Тематическое занятие. «Гроздь винограда».
8. Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.
9. Лепка (совместная работа двух детей). «Натюрморт из овощей и фруктов».
10. Дидактическая игра «Подбери цвет и оттенок».
11. Аппликация. «Угадай по цвету овощи и фрукты».
В цикле:
2 занятия по рисованию,
3 занятия по лепке,
3 занятия по аппликации,
1 занятие тематическое (рисование, аппликация),
1 занятие – знакомство с искусством,
1 занятие – дидактическая игра.


Учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и моркови, основную форму овощей лепить всей кистью, обеими руками, а детали прорабатывать пальцами.
М а т е р и а л.
У воспитателя овощи: морковь и свекла – натуральные или муляжи; кусок пластилина для частичного показа способов лепки. У детей пластилин или глина, дощечки, стеки.
Х о д з а н я т и я.
Воспитатель показывает детям овощи. Спрашивает, как они называются.
– Дети, давайте сравним морковь и свеклу и узнаем, чем они отличаются друг от друга и чем похожи. Я буду называть признаки моркови, а вы все вместе – называть признаки свеклы.
– Морковь длинная, а свекла? (Круглая.) У моркови есть хвостик, а у свеклы? (Тоже.)
– У моркови верхушка закругленная, а у свеклы? (Тоже.)
– Морковь гладкая, а свекла? (Тоже.)
– Значит, главное, чем морковь отличается от свеклы, это то, что она другой формы.
– Дети, вы уже знаете, что для того чтобы вылепить какой-нибудь предмет, нужно сначала сделать исходную форму.
Педагог показывает заранее вылепленные цилиндр и шар.
– Угадайте, из какой формы я вылеплю морковь, а из какой свеклу? Почему вы так думаете? Я эти формы вылепила ладонями, а хвостик у свеклы буду лепить пальцами. Посмотрите, как я пальцами постепенно оттягиваю хвостик. Вначале он толстый, но потом становится все тоньше. А как вылепить хвостик у морковки? Кто может показать?
Прежде чем дети приступят к лепке, воспитатель спрашивает, с чего следует начать работу. (Разделить пластилин на две части и вылепить две исходные формы – цилиндр и шар.)
В ходе занятия он интересуется, какими приемами дети лепят морковь и свеклу, для того чтобы они постепенно запоминали название разных способов лепки (раскатать между ладонями, скатать шар, оттянуть и заострить кончик).
Следует напомнить детям, что морковь и свекла гладкие, поэтому нужно пальцами загладить их поверхность.
Можно предложить детям стекой прорисовать бороздки у моркови, вылепить остатки ботвы на верхушках моркови и свеклы.
В конце занятия дети могут на одну тарелку сложить морковь, а на другую свеклу. Затем вместе с педагогом отобрать по несколько штук изделий, наиболее похожих на образцы.

П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов; продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку для прорисовки некоторых деталей у фруктов.
М а т е р и а л.
У воспитателя корзиночка с яблоком, грушей и сливой (муляжи или вылепленные образцы); конверт с тремя загадками-описаниями; кусок пластилина для показа способов лепки груши, стека; игрушечный мишка. У детей пластилин, стеки, дощечки.
Х о д з а н я т и я.
Педагог рассказывает: «Дети, я встретила мишку. Он передал для вас вот эту корзиночку и конверт. Интересно, что в конверте?» Достает три карточки с загадками-описаниями и маленькую записочку. Читает: «Здравствуйте, дети! Попробуйте отгадать три фрукта по описанию. Если отгадаете, то узнаете, что будете сегодня лепить на занятии. А я в конце занятия приду посмотреть, отгадали ли вы мои загадки».
1-я загадка. Этот фрукт круглый, точнее шарообразный. Вверху у него небольшое углубление, из которого растет тонкий черешок. Внизу тоже есть маленькое углубление. (Яблоко.)
Воспитатель предлагает одному из детей найти отгадку в корзиночке и показать ее всем. Спрашивает, правильно ли отгадана загадка. Показывает яблоко со всех сторон.
2-я загадка. Нижняя часть этого фрукта похожа на яблоко, но кверху фрукт сужается. Верхушка у него закругленная. Как у яблока, у него вверху черенок, а внизу маленькое углубление. (Груша.)
По вызову педагога другой ребенок находит отгадку в корзиночке и демонстрирует детям. Указывает на все описанные особенности груши.
3-я загадка. «Этот фрукт по величине меньше, чем яблоко и груша. И форма у него совсем другая. Он похож на яичко, а сбоку сверху донизу проходит неглубокая бороздка. (Слива.)
Третий ребенок показывает сливу, бороздку на ней.
«Мы отгадали мишкины загадки и вылепим сейчас...» – говорит педагог. Дети называют фрукты – яблоко, грушу и сливу.
Воспитатель спрашивает, что нужно сделать сначала (разделить пластилин на три кусочка). «Одинаковые ли по величине будут эти кусочки? Для какого фрукта потребуется самый большой кусочек, для какого кусок немного поменьше и для какого кусок еще меньше? Яблоко и сливу вы вылепите сами, а как лепить грушу, я вам покажу».
Показывает приемы лепки груши: скатать шар, пальцами постепенно вытянуть верхнюю часть, закруглить ее, загладить пальцем. Подчеркивает, что переход от нижней части к верхней должен получиться плавным.
Педагог показывает стеку и спрашивает, что можно изобразить на фруктах с ее помощью (бороздку у сливы, маленькое углубление у яблока и груши).
Предлагает детям приступить к лепке трех разных по форме и величине фруктов. В процессе лепки, если требуется, показывает отдельным детям муляжи фруктов или образцы. Напоминает, что поверхность у фруктов гладкая, поэтому необходимо их заглаживать пальцами, чтобы не было видно маленьких трещин, неровностей на лепных изделиях. Поощряет стремление детей вылепить у фруктов тоненькие черешки. Готовые изделия советует сгруппировать, расположив их рядом друг с другом.
В конце занятия появляется мишка и спрашивает, отгадали ли дети его загадки. Воспитатель предлагает мишке самому посмотреть на работы детей и определить, правильно ли отгаданы загадки. Проносит мишку вдоль столов и от его имени оценивает детские работы. Или мишка может попросить детей показать ему первую отгадку (дети показывают яблоко), а затем вторую и третью (дети показывают грушу, сливу).

П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.
Продолжать учить детей вырезать круги из квадратов в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук; определять по цвету степень зрелости помидоров и располагать овощи на бумаге в ряд от незрелого к спелому.
М а т е р и а л.
У воспитателя изображения помидоров в разной степени зрелости или натуральные помидоры; два бумажных квадрата для показа приемов вырезывания кругов; игровой персонаж Незнайка. У детей по три квадрата зеленого, желто-розового и красного цветов, отличающихся друг от друга на 1 – 1,5 см по величине; небольшие темно-зеленые полоски бумаги для вырезывания черешков и чашелистиков, лист бумаги в виде вытянутого прямоугольника (примерно 7 – 8 х 20 – 22 см) для наклеивания изображений; ножницы, клей, низкие коробочки для обрезков.
Х о д з а н я т и я.
Постановка цели занятия и объяснение, как выполнить задание, проводятся в форме диалога с игровым персонажем.
Появляется Незнайка с тремя изображениями помидоров на картонных карточках или тремя натуральными помидорами в сумке.
В о с п и т а т е л ь. Что ты принес нам, Незнайка?
Н е з н а й к а. Мой друг Карандаш дал мне три картинки с овощами разного цвета и сказал, что это один и тот же овощ. (Выставляет картинки на стенд.) Но ведь они совсем разные и отличаются друг от друга не только по цвету, но и по величине. Дети, вы же сами видите, что этот овощ зеленый и маленький, а этот... (Дети продолжают характеристику второго и третьего овощей.)
В о с п и т а т е л ь. Дети, вы догадались, что это за овощи? Как они называются? Почему они разные и по цвету, и по величине?
После ответов детей подтверждает, что на картинках изображены помидоры в разной степени зрелости: маленький зеленый помидор – незрелый, желто-розовый помидор только начинает созревать, а большой красный помидор – зрелый.
В о с п и т а т е л ь. Незнайка! Хотя все помидоры разные по цвету и величине, но у них есть что-то общее. Что это?
Незнайка затрудняется ответить, что для всех помидоров общей является их одинаковая форма. Дети помогают Незнайке заметить это. Педагог предлагает им показать, из какой исходной формы (заготовки) они вырежут маленький помидор, помидор побольше и большой помидор.
Напоминает и показывает приемы вырезывания кругов из квадратов. При этом подчеркивает, что нужно использовать всю поверхность квадрата, чтобы помидоры получились нужной величины. Обращает внимание детей и на плавность закругления уголков у квадрата. Указывает на необходимость согласованной работы обеих рук.
Для повторного показа способа вырезывания круга можно пригласить ребенка.
Незнайка говорит: «Когда дети вырежут все три помидора, пусть они наклеят их на эту широкую полосу бумаги так, чтобы было видно, как постепенно растут и созревают помидоры» (проблемная задача).
В процессе занятия педагог оказывает индивидуальную помощь в овладении приемами вырезывания кругов. Тем, кто хочет, предлагает вырезать из темно-зеленой полоски чашелистики с черешками для помидоров.
Дети самостоятельно располагают помидоры в ряд в нужной последовательности.