Меню

Ребенок любит красный цвет. Если ребенок рисует черным цветом

Макияж

Вот сегодня первый раз выдала Манюне краски, сначала вместе порисавали всеми цветами, нарисовали и солнышко и травку, а потом я ей выбор предоставила - ну она мне и выдала картинку)) Я просто в ШОКЕ!!! Причем карандашами и фломастерами всеми цветами рисует, никогда черный не выбирает практически, а вот красками...
Нам 1 год и 8 месяцев

В общем нашла ответы такие

Марина, 35 лет
Дочке 1 год и 9 месяцев. С пару месяцев назад выдала дочке фломастеры и альбом. Заметила, что чаще всего выбирает черный цвет.
Я озадачилась... В чем могут заключаться мои ошибки? Как устранить возможные проблемы?
Считать ли проблемой для возраста в 1г.9мес. частое использование черного цвета при рисовании?
Ответ Баутиной Екатерины:
Здравствуйте, Марина!
Сразу видно, Вы - человек психологически подкованный, и просто заботливая мама: так озадачились, если не сказать больше - стали обвинять себя в том, что создали определенные проблемы.
Немного о черном цвете :
Черный цвет издавна рождает у людей двойственные чувства. Это цвет печали, возможно обозначающий депрессивное состояние, цвет ночи, где скрыто что-то тайное, а потому опасное. Но также, черный - цвет земли, плодородия и возрождения, цвет покоя (другая сторона ночи), цвет женской энергии - инь. Да даже можем вспомнить так необходимое каждой женщине «маленькое черное платье», которое никакого негатива не несет для нас))
Черный также может рассматриваться как метафора отрицания, т.к., сам по себе, цветом не является, он просто поглощает все световые потоки.

Теперь о Вашей проблеме :
Психологи, конечно, обращают внимание на применение черного цвета в проективных методиках (к их числу относят методики, где просят что-либо нарисовать). Но интерпретировать это можно по-разному. Как правило, проективные методики лишь подтверждают или шире раскрывают уже имеющуюся у человека проблему.
Из Вашего письма я поняла, что в поведении ребенка нет больше ничего тревожащего, только выбор черного цвета.
Тогда я бы обратила Ваше внимание больше на контекст, в котором ребенок употребляет черный цвет - это рисование. Опять же, достаточно мало информации из Вашего письма: я не знаю, что конкретно рисует ребенок и как.
Может Ваша дочка вообще не разобралась с фломастерами как следует. Я так поняла, что другие цвета она все же выбирает, хоть и предпочитает черный. А может черный цвет кажется ей достаточно ярким, или просто хорошо все закрашивающим. Дети часто увлекаются закрашиванием и перекрашиванием и часто выбирают для этих целей именно черный цвет, так как уж он-то 100 % все скроет)).
В любом случае, если в ее поведении нет никаких беспокоящих Вас симптомов, то я бы отнеслась спокойно к ее интересу к черному цвету и просто понаблюдала.
И еще мне кажется, что Ваш ребенок слишком маленький, чтобы можно было делать серьезные выводы о его состоянии или проблемах исходя только из применения того или иного цвета.
Удачи Вам!!!


Многих родителей тревожит, когда малыш в возрасте до 3-4 лет, предпочитает создавать свои «картины» черным или иным темными цветами. Причин, почему ребенок выбрал для рисования черный цвет, может быть несколько.

1. Самая распространенная причина "черноты" в рисунках: черный цвет - это самый контрастный цвет из всех. Малыши до 3-4 лет выбирают цвет по контрастности с поверхностью на которой рисуют. Главное, чтобы ему было видно, что он рисует. Так что не волнуйтесь. Сейчас он еще не воспринимает рисование, как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным. Для ребенка важнее идея рисунка, а не ее цветовое воплощение. Также малышу интересны эксперименты с цветом сами по себе, то есть выбор определяет лишь исследовательский интерес. Нередко в рисунках присутствует игровой момент: "Закрашу черным, чтобы никто не нашел, что я там спрятал".

2. Ребенок приближается или уже входит в период кризиса 3-х лет. Характерным признаком кризиса является негативизм и отрицание. Возможно, что мальчик, таким образом, пытается выразить свой протест: "Возьму тот цвет, который нравится маме меньше всего",- или, - "Нарисую это таким цветом, как мне хочется, а не как оно есть на самом деле".

3. Дети очень чувствительны к своему состоянию, к атмосферным явлениям. Может быть, что непогода, грязь на улице таким образом нашли выражение в рисунках малыша. Также бывают случаи, что ребенок, обычно предпочитающий яркие и светлые тона в рисунках, вдруг переходит в темную и "грязную" палитру перед началом заболевания, уже ощущая недомогание, признаки которого совершенно невидны окружающим и не осознаются им самим.

По поводу использования черного цвета в рисунках существует огромное количество информации. Однако самое главное, что необходимо знать, пытаясь трактовать смысл изображенного, это то, что НЕТ хороших или плохих цветов. Важно учитывать не только цвет, но всю цветовую палитру, степень насыщенности цвета, что именно нарисовано, общее настроение рисунка, в каких условиях был сделан рисунок, что предшествовало его созданию, каким именно материалом выполнена работа (краски, карандаши, фломастеры и т.п.), и много чего еще. Прежде чем делать заключение о психологическом смысле рисунка, важно подробно расспросить автора, а что именно он нарисовал, почему именно так это сделал, нравится ли ему эта работа и т.п.

В отношении диагностики состояния человека по предпочитаемым цветам важно учитывать не столько единичный цвет, сколько цветовую палитру. Одна из известнейших арт-терапевтов Джоан Келлогг выделяет 4 основных палитры:

1. "Рептильная" палитра - все "грязные" оттенки, темные цвета, черный. Люди предпочитающие такие цвета (не только в рисунках, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может "погрузиться" вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов. Часто в практике детским психологам и арт-терапевтам приходится сталкиваться с детьми, как правило, мальчиками, которые буквально не «вылезают» из болезней. Мамы таких детей надевают на них одежду преимущественно "немарких" цветов. Смена гардероба нередко оказывается ключом к тому, чтобы ребенок начал чувствовать себя лучше.

2. Натуральная палитра, "палитра детства". Все естественные, чистые, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30-45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психо-физиологическом состоянии. Одежда и предметы такого цвета в интерьере могут улучшить общее состояние человека, придать ему энергии.

3. Пастельная палитра . Полупрозрачные, бледные, спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой цветовой палитры у детей и у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или физического истощения. Одежда и предметы такого цвета в интерьере показаны для ребенка склонного к перевозбуждению, гиперактивности. А спокойного по характеру и темпераменту человека они способны ввести в состояние уныния.

4. Радужная палитра - блестящие или переливающиеся как на голограмме цвета. Обычно ее выбирают люди, переживающие состояние "озарения", душевного подъема, совершившие открытие и т.п.

Итак, Если в семье, где растет малыш, все в порядке, при ребенке не происходят ссоры и размолвки, в жизни ребенка не было каких-то серьезных перемен, нет проблем со здоровьем, ребенка в быту и одежде окружают яркие или пастельные цвета, то выбор черного цвета в рисунках совершенно нормальное явление, которое не означает ничего тревожного.

Анастасия Пащенко,

детский психолог ДРЦ Монтессори «Вершина»


Цвет рисунка напрямую связан с настроением ребенка. Тем более, когда малыш еще толком не разговаривает – ему легче выразить свои переживания с помощью цвета, нежели словами. На цветовые предпочтения влияет также пол ребенка. Мальчики больше любят черный и коричневый цвет, а девочки – розовый, фиолетовый и сиреневый. Цветовые пристрастия меняются по мере взросления ребенка.
Новорожденный младенец видит окружающий мир преимущественно в черно-белых тонах. До определенного времени он не замечает его цветовых нюансов. Потому родители должны разговаривать, играть с ребенком и обеспечить ему развивающую среду (разноцветные фигурки, фломастеры, краски и т.п.).
До 4-5 лет дети предпочитают выбирать именно черный цвет. Выбор объясняется просто: этот цвет наиболее контрастен на фоне белой бумаги. Поводов для переживаний здесь нет: сюжет детского рисунка необязательно должен быть неприятным. Черный цвет может быть также следствием негативизма и отрицания, которые являются признаками кризиса 3-х лет. Малыши выбирают черный цвет только потому, что “он не нравится маме” и т.п.
В 5-10 лет большинство ребятишек предпочитают желтый или красный – это цвета активности и энергии. Родители должны постараться направить их в созидательное русло.
В 11-12 лет любимым цветом будет синий – цвет равновесия и стабильности. В этом возрасте все дети очень ранимы и чувствительны к переменам. Им необходим четкий дневной распорядок, безопасная и стабильная обстановка в школе и дома.
С 13 лет детские предпочтения вновь возвращаются к черному цвету. В этом возрасте цветовая гамма зачастую дополняется ядовитыми кричащими цветами – оранжевым, розовым и т.д. Взрослые должны набраться терпения и с пониманием отнестись к такому выбору. Ведь главная цель подростка – привлечь к себе внимание.
Вы должны понимать, что хороших или плохих цветов не существует. В стремлении объяснить смысл изображенного необходимо исходить из целого комплекса факторов:
цветовой палитры;
насыщенности цвета;
сюжета и настроения рисунка;
условий, в которых рисунок создан;
использованных материалов.
Прежде чем делать выводы о психологическом смысле изображения, необходимо подробно расспросить ребенка, что именно он нарисовал, нравится ли автору его рисунок, почему он его нарисовал.
Если в вашей семье все в порядке, размолвки и ссоры отсутствуют, жизнь малыша стабильна и размеренна, у него нет проблем со здоровьем, а окружающая обстановка насыщена яркими и пастельными цветами, то черный цвет в рисунках – это вполне нормальное явление, которое не должно вас тревожить.
Ребенок любит черный цвет

Моему сыну 3 года, когда садится рисовать, то первым делом выбирает черный цвет, другими цветами тоже рисует, но в сравнении очень мало. Когда я ему предлагаю какой-то другой цвет, он возмущается, и пока не нарисуется черным другие цвета не берет. Подскажите, что это может означать. В садике говорят, что дети чаще любят яркие цвета, а вот черный и коричневый игнорируют, а у нас все наоборот. Это нормально или нет?
Lidaa

11.04.2005
Ответ

Это может быть тревожным сигнальчиком, а может и не быть. По одному этому критерию судить нельзя. Да, черный цвет это тревожность, депрессивность, тяжесть... Но, с другой стороны, где именно мальчик 3-х лет мог нажить себе этот букет? Если у вас в доме все в порядке, вы не кричите и не бьете сына, он не был свидетелем какой-то трагедии, не был напуган, у него полная семья, он контактен и жизнерадостен и не более плаксив, чем любой ребенок - тогда просто понаблюдайте за ним и не устраивайте из этого его предпочтения трагедии. Если что-то из перечисленного было или есть - поговорите с хорошим психологом. Только с хорошим, а не с тем, которого как научили в институте, так он и штампует всех подряд. Потому что проще простого поставить малышу диагноз, а как потом с этим жить?
И еще, вы не пробовали у него просто спросить почему ему так нравится черный? Вдруг он скажет, что это потому что у вас волосы черные? Или земля на даче? У детей бывают разные очень неожиданные взгляды на мир. Может быть у вас просто нестандартный ребенок?

Шубина Елена
Архив консультаций

А Ваше какое мнение, очень интересно)))

МАДОУ №14

Многих родителей тревожит, когда малыш в возрасте до 3-4 лет, предпочитает создавать свои «картины» черным или иным темными цветами. Причин, почему ребенок выбрал для рисования черный цвет, может быть несколько.

1. Самая распространенная причина «черноты» в рисунках: черный цвет - это самый контрастный цвет из всех. Малыши до 3-4 лет выбирают цвет по контрастности с поверхностью на которой рисуют. Главное, чтобы ему было видно, что он рисует. Так что не волнуйтесь. Сейчас он еще не воспринимает рисование, как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным. Для ребенка важнее идея рисунка, а не ее цветовое воплощение. Также малышу интересны эксперименты с цветом сами по себе, то есть выбор определяет лишь исследовательский интерес. Нередко в рисунках присутствует игровой момент: «Закрашу черным, чтобы никто не нашел, что я там спрятал».

2. Ребенок приближается или уже входит в период кризиса 3-х лет. Характерным признаком кризиса является негативизм и отрицание. Возможно, что мальчик, таким образом, пытается выразить свой протест: «Возьму тот цвет, который нравится маме меньше всего»,- или, - «Нарисую это таким цветом, как мне хочется, а не как оно есть на самом деле».

3. Дети очень чувствительны к своему состоянию, к атмосферным явлениям. Может быть, что непогода, грязь на улице таким образом нашли выражение в рисунках малыша. Также бывают случаи, что ребенок, обычно предпочитающий яркие и светлые тона в рисунках, вдруг переходит в темную и «грязную» палитру перед началом заболевания, уже ощущая недомогание, признаки которого совершенно невидны окружающим и не осознаются им самим.

По поводу использования черного цвета в рисунках существует огромное количество информации. Однако самое главное, что необходимо знать, пытаясь трактовать смысл изображенного, это то, что НЕТ хороших или плохих цветов. Важно учитывать не только цвет, но всю цветовую палитру, степень насыщенности цвета, что именно нарисовано, общее настроение рисунка, в каких условиях был сделан рисунок, что предшествовало его созданию, каким именно материалом выполнена работа (краски, карандаши, фломастеры и т. п.), и много чего еще. Прежде чем делать заключение о психологическом смысле рисунка, важно подробно расспросить автора, а что именно он нарисовал, почему именно так это сделал, нравится ли ему эта работа и т. п.

В отношении диагностики состояния человека по предпочитаемым цветам важно учитывать не столько единичный цвет, сколько цветовую палитру. Одна из известнейших арт-терапевтов Джоан Келлогг выделяет 4 основных палитры:

1. «Рептильная» палитра - все «грязные» оттенки, темные цвета, черный. Люди предпочитающие такие цвета (не только в рисунках, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может «погрузиться» вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов. Часто в практике детским психологам и арт-терапевтам приходится сталкиваться с детьми, как правило, мальчиками, которые буквально не «вылезают» из болезней. Мамы таких детей надевают на них одежду преимущественно «немарких» цветов. Смена гардероба нередко оказывается ключом к тому, чтобы ребенок начал чувствовать себя лучше.

2. Натуральная палитра, «палитра детства». Все естественные, чистые, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30-45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психо-физиологическом состоянии. Одежда и предметы такого цвета в интерьере могут улучшить общее состояние человека, придать ему энергии.

-1" cat="" url="https://baby.ru/blogs/post/146090049-48716027/">

Многих родителей тревожит, когда малыш в возрасте до 3-4 лет, предпочитает создавать свои «картины» черным или иным темными цветами. Причин, почему ребенок выбрал для рисования черный цвет, может быть несколько.

1. Самая распространенная причина «черноты» в рисунках: черный цвет - это самый контрастный цвет из всех. Малыши до 3-4 лет выбирают цвет по контрастности с поверхностью на которой рисуют. Главное, чтобы ему было видно, что он рисует. Так что не волнуйтесь. Сейчас он еще не воспринимает рисование, как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным. Для ребенка важнее идея рисунка, а не ее цветовое воплощение. Также малышу интересны эксперименты с цветом сами по себе, то есть выбор определяет лишь исследовательский интерес. Нередко в рисунках присутствует игровой момент: «Закрашу черным, чтобы никто не нашел, что я там спрятал».

2. Ребенок приближается или уже входит в период кризиса 3-х лет. Характерным признаком кризиса является негативизм и отрицание. Возможно, что мальчик, таким образом, пытается выразить свой протест: «Возьму тот цвет, который нравится маме меньше всего»,- или, - «Нарисую это таким цветом, как мне хочется, а не как оно есть на самом деле».

3. Дети очень чувствительны к своему состоянию, к атмосферным явлениям. Может быть, что непогода, грязь на улице таким образом нашли выражение в рисунках малыша. Также бывают случаи, что ребенок, обычно предпочитающий яркие и светлые тона в рисунках, вдруг переходит в темную и «грязную» палитру перед началом заболевания, уже ощущая недомогание, признаки которого совершенно невидны окружающим и не осознаются им самим.

По поводу использования черного цвета в рисунках существует огромное количество информации. Однако самое главное, что необходимо знать, пытаясь трактовать смысл изображенного, это то, что НЕТ хороших или плохих цветов. Важно учитывать не только цвет, но всю цветовую палитру, степень насыщенности цвета, что именно нарисовано, общее настроение рисунка, в каких условиях был сделан рисунок, что предшествовало его созданию, каким именно материалом выполнена работа (краски, карандаши, фломастеры и т.п.), и много чего еще. Прежде чем делать заключение о психологическом смысле рисунка, важно подробно расспросить автора, а что именно он нарисовал, почему именно так это сделал, нравится ли ему эта работа и т.п.

В отношении диагностики состояния человека по предпочитаемым цветам важно учитывать не столько единичный цвет, сколько цветовую палитру. Одна из известнейших арт-терапевтов Джоан Келлогг выделяет 4 основных палитры:

1. «Рептильная» палитра - все «грязные» оттенки, темные цвета, черный. Люди предпочитающие такие цвета (не только в рисунках, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может «погрузиться» вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов. Часто в практике детским психологам и арт-терапевтам приходится сталкиваться с детьми, как правило, мальчиками, которые буквально не «вылезают» из болезней. Мамы таких детей надевают на них одежду преимущественно «немарких» цветов. Смена гардероба нередко оказывается ключом к тому, чтобы ребенок начал чувствовать себя лучше.

2. Натуральная палитра, «палитра детства». Все естественные, чистые, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30-45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психо-физиологическом состоянии. Одежда и предметы такого цвета в интерьере могут улучшить общее состояние человека, придать ему энергии.

3. Пастельная палитра . Полупрозрачные, бледные, спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой цветовой палитры у детей и у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или физического истощения. Одежда и предметы такого цвета в интерьере показаны для ребенка склонного к перевозбуждению, гиперактивности. А спокойного по характеру и темпераменту человека они способны ввести в состояние уныния.

4. Радужная палитра - блестящие или переливающиеся как на голограмме цвета. Обычно ее выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного подъема, совершившие открытие и т.п.


Итак, Если в семье, где растет малыш, все в порядке, при ребенке не происходят ссоры и размолвки, в жизни ребенка не было каких-то серьезных перемен, нет проблем со здоровьем, ребенка в быту и одежде окружают яркие или пастельные цвета, то выбор черного цвета в рисунках совершенно нормальное явление, которое не означает ничего тревожного.

Для ребенка в дошкольном возрасте рисунок еще не стал способом отображения своего внутреннего состояния. С помощью этого увлекательного занятия малыш всего лишь отображает мир, который видит вокруг, используя для этого разноцветные краски, карандаши, фломастеры. Для него не имеет значения, какой цвет он использует. Будь то тучи красного цвета или трава синего — главное, что маленький художник знает, где и что у него нарисовано.

Почему ребенок рисует черным цветом?

Заметив, что ребенок рисует черной краской, не стоит сразу приписывать ему проблемы психологического характера . В возрасте до 4 лет дети любят контрасты, для них главное, чтоб собственное творение хорошо выделялось на общем фоне. Черный в данном случае превосходно контрастирует с белой бумагой.

Еще одной причиной использования этого цвета ребенком, может быть первый в его жизни кризис (в 3года) под названием «Я сам!». В этот период ребенок часто высказывает протесты против всех и всего. Если мама волнуется и запрещает ему рисовать черным цветом, он вполне может специально его использовать, чтобы доказать, что он уже взрослый.

В психологической практике был случай, когда в детском саду решили провести тестирование детей с помощью рисунка. Поставили в нескольких связках разноцветные карандаши и раздали чистые листики. Детвора с удовольствием расхватали карандаши и принялись за работу. После проверки результатов психолог обнаружил листик, разрисованный только черным. С опасениями обратился к родителям, которых тоже обеспокоили результаты. А все было гораздо проще! Как объяснил ребенок — других карандашей не осталось, вот и взял его.

Что делать, если ребенок рисует черной краской?

В первую очередь нужно понимать, что не существует плохих или хороших цветов. Пытаясь понять информационную часть рисунка своего малыша, стоит обращать внимание не только на преобладающий цвет, но и на то, что нарисовано. При этом не выпуская из виду условий, при которых был создан рисунок, настроение ребенка в этот момент и другие важные факторы.

Больше общайтесь со своим малышом, пробуйте и рисуйте вместе — и он сам вам расскажет и объяснит свои предпочтения. Совместное рисование очень полезно для понимания малышом, почему и что происходит в этом большом мире.

Но все же не стоит забывать и о том, что иногда ситуация, когда ребенок рисует черным цветом, является послестрессовым проявлением . Если , замкнут, не идет на контакт — это очень заметно. Больше общайтесь со своим чадом и подобных вопросов у вас никогда не возникнет. Вы всегда будете в курсе всего, что с ним происходит.

Ксения Жила, детский психолог, специально для сайта

Окружающий нас мир разнообразен, красочен и гармоничен. Ребенок, пребывающий в спокойном, доброжелательном состоянии, в теплой семейной атмосфере, часто рисует, раскрашивает, лепит, таким образам выражая своё внутреннее «Я», эмоциональное состояние . По статистике, девочки раньше начинают рисовать, их творения отличаются большей детализацией, сюжетностью, они используют большее количество цветов и их оттенков. Мальчики рисуют «действия»: войнушку, танки-машины-солдатиков (Вспомним стихотворение Сергея Михалкова «Рисунок»:

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.

Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,
Оранжевой — дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.

И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.

Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул —
И яблок больше нету.

Еще я дождик удлинил —
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.

Это - типичный мальчишеский творческий процесс). Используют ребята основные цвета: простые и яркие . Оттеночные (розовые, сиреневые и пр.), и темные-светлые карандаши мальчишки дошкольного возраста почти всегда игнорируют. Так что «черные-черные» рисунки нужно анализировать и по половому признаку.

Почему ребенок рисует черным цетом?

Если рисунок, раскрашенный черной краской, — явление единичное, то беспокоиться и предполагать худшее не стоит. Возможно, малыш так был увлечен содержанием, что на цветовую гамму не обратил внимания. Или у него в тот самый момент было печальное настроение. Последите за детскими творениями пару дней, и если остальные картинки разноцветные - забудьте о «ложке дегтя».

Совсем другое дело, если всегда отличавшийся любовью в ярким краскам, желтым солнышкам и голубым облачкам, ребенок рисует черным цветом все : от мамы и дома до неба с морем. В таком случае стоит вспомнить, не случалось ли с малышом в последнее время неприятных происшествий, обид, испуга. Все ли в порядке в семье ? , рождение нового ребенка и т. п. события могут ввергнуть эмоционально неустойчивого малыша в панику, агрессию и замкнутость.


Побеседуйте с ребенком, ненавязчиво выясните причину «черной полосы» и поддержите в трудную минуту ! Проводите больше времени вместе, гуляйте на свежем воздухе, смейтесь,