Меню

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза. Тема

Здоровье

(4 голоса : 5 из 5 )

Фонематический слух (фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

А это кто? (на картинке нарисован медведь).

Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Машина.

— Ванна…

Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

— Свечка…

— Кузнец…

— Молодец.

4. - А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

Книга – сом.

Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

— Жук - хлеб.

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

Зайка-побегайка.

Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Паучок!

— Иголки!

— Петрушка!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

— Промок!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

Хорошо, продолжаем: мак…

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие - мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1 . – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3 . – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Котенок.

Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

Рак, лак, мак, бак, так, как …

Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

Все правильно. А к слову стол?

Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

Ммиишшккаа, ммаашшииннаа.

Назови слова, похожие по звучанию.

Галка-палка, шина-машина.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

— Пышка-шишка.

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, - пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

Какие слова звучат так же, как слово галка?

Палка, скакалка.

Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

Шина, палка.

Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

Произнеси слово галка по частям.

Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

Назови вторую.

Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

Палочка.

Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

Пти-ца, птич-ка.

А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

Чер-на-я, боль-ша-я.

А шина какая?

Кру-гла-я.

Напоследок литературная игра: - Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.

Что такое фонематический слух

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

Ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

Ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

Он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

Ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

Ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух

Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:

Правильно ставить ударение;

Делить на слоги;

Понимать смысл и значение каждого звука в слове;

Выделять согласные и гласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

Основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

Различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

Различение отдельных слогов;

Различение отдельных звуков речи;

Освоение азов анализа и синтеза слов.

Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

«Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

«Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

«Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

«Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

«Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

«Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

«Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

«Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

«Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

«Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).

Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

«Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

«Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

«Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Лариса Козлова
Методическая разработка «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей 4–5 лет»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др., а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранять речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития.

Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 4 и даже в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.

Работу по развитию фонематического восприятия у детей можно разделить на 6 этапов (Н. А. Чевелева):

1. узнавание неречевых звуков;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. дифференциация слогов;

5. дифференциация фонем;

6. формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Задачи 1 этапа

узнавание неречевых звуков;

различение звуков окружающей среды;

определение источника, направления, акустического характера звуков

развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения);

развитие слуховой памяти;

повторение ритмического рисунка;

различение длительности неречевых звуков.

различение длительности звуков;

соотнесение сочетания звуков с предметным изображением.

Задачи 3 этапа

дифференциация существительных, отличающихся одним звуком;

дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре;

дифференциация глаголов, сходных по звучанию;

подбор слов, похожих по звучанию.

Задачи 4 этапа

дифференциация слогов, отличающихся гласными звуками;

дифференциация слогов с фонетически далёкими согласными звуками;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости;

дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости;

дифференциация слогов со свистящими и шипящими звуками.

Задачи 5 этапа

дифференциация гласных звуков;

дифференциация фонетически далёких согласных звуков;

дифференциация звонких и глухих согласных звуков;

дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков;

дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

Задачи 6 этапа

определение количества слогов в слове;

выделение ударного слога;

определение наличия звука в слове;

выделение ударного гласного из начала слова;

выделение конечного согласного звука;

определение количества гласных в звукокомплексах.

Узнавание неречевых звуков

"Глазки закрывай, что звучит, отгадай?"

Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.

"Где звенит колокольчик?"

Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.

Оборудование. Колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.

"Угадай, что делать?"

Цель. Развивать слуховое внимание.

Оборудование. Два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

"Угадай, кто сказал?"

Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).

Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

"Далеко или близко"

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Оборудование. Предметные картинки или игрушки.

Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

"Прогулка"

Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.

Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.

Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О…» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? – Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» - /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» - Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась.

Различение слов, близких по звуковому составу

"Так ли это звучит?"

Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.

Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.

"Соедини правильно"

Цель. Учить подбирать «слова-друзья».

Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.

Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.

"Звуковые часы"

Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза-коса

трава-дрова

катушка-кадушка

уточка-удочка

мишка-мышка

крыша-крыса

каска-маска

уточка-удочка

Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.

"Хлопни в ладоши, если я ошибусь"

Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.

Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.

Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дифференциация слогов

"Подними кружок, если я ошибусь"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками.

Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки.

"Какой слог лишний?"

Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими

согласными звуками.

Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па).

"Скажи наоборот"

Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости.

Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети – с мягкими. Или наоборот.

Взрослый

Дифференциация фонем

Игры варьируются за счет подбора звуков.

"Чья песенка?"

Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков.

Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички.

Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

"Сломанный телевизор"

Цель. Учить различать гласные звуки.

Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ.

"Отгадай, кто или что это?"

Цель. Учить детей различать согласные звуки.

Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара.

Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки.

Развитие навыков элементарного звукового анализа

"Сколько звуков я произнесла?"

Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах.

Оборудование. Красные кружки.

Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

"Веселые звуковички"

Цель. Учить определять количество гласных в звукокомплексах, соотносит их с символами и выкладывать в нужной последовательности.

Оборудование. Символы гласных звуков.

Ход. Взрослый произносит сочетания гласных звуков сначала по два звука: ау, уи, аи, затем по три: ауи, иау, уиа, уаи, аиу, иуа. Дети раскладывают на столах сиволы звуков в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

"Кто первый?"

Цель. Учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом.

Оборудование. Символы звуков У, О, А, И, Э, предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове.

"Звук потерялся"

Цель. Учить определять последний согласный звук в слове.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход. Взрослый показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан, пау, вени…» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил взрослый.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1991.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.

4. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

5. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. – М. : Издательство Эксмо, 2005.

7. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Т. В. Туманова и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. : Просвещение, 2008.

9. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1989.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Под ред. В. В Гербовой. – М. : Просвещение, 1998.

Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.

1.Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.

Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

3.Различение сходных по звучанию слов.

Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4. Различение слогов.

Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.

5. Различение звуков. Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.

Речевая азбука для родителей дошкольников 4-5 лет

üАртикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

üБыстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

üДыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, кораблики. Если ребёнку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.

üЖесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребёнка, тем дольше он будет молчать. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано научать иностранным.

üИллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи. Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: 3 – 4 года – (с), (з), (ц) уже должны правильно произноситься; 4 – 5 лет – (ш), (щ), (ч), (ж); 5 – 6 лет – (л), (й); до 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым звуком или его отсутствие в речи.

üЛеворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию. Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц.

üПодражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

üРежим дня очень важен для маленького ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства.


Использованная литература: Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей, г. Москва, 2000г.

Подготовила учитель-логопед первой категории Платонова Таиса Александровна