Меню

Свадебные традиции индии. Свадебные традиции Индии: древние ритуалы, церемонии и обряды

Макияж

Нравится

В Индии считается, что муж и жена объединяют свои судьбы на последующие семь жизней - так гласит ведический закон. Молодой человек не должен брать в жены девушку, замеченную в ранних связях с другими мужчинами. Испокон века в Индии девушка, собирающаяся под венец, должна быть девственницей и никак иначе. Девушка, вступившая в связь с иным мужчиной, находясь в статусе незамужней, автоматически становится изгоем. И если она в будущем все-таки выходит замуж - ее дети, ее муж и все ближайшие родственники становятся изгоями, то есть недостойными людьми.

Целомудренная индийская девушка сравнивается с чистым не вспаханным полем. Ее будущий муж и является тем самым пахарем и сеятелем, который будет "обрабатывать" поле, сеять зерна и получать плоды. По ведическим законам тот, кто первым "вспахал" и "обработал" поле - является его хозяином.

Женщина не может второй раз выйти замуж.

Если супруг по какой-то причине умирает, женщина навсегда остается вдовой. Второй раз замуж в Индии выходят очень редко, это скорее исключение из правил. Все рожденные женщиной дети будут являться собственностью первого "пахаря", то есть того, с кем она в самый первый раз вступила в половой контакт. О совместной жизни (гражданский брак) между молодыми людьми до свадьбы в Индии речи не может быть - это позор и недостойное поведение для молодых людей.

Помолвка и церемония Тилак

Как и в любой другой стране, в Индии все начинается с помолвки. Жениха дочери подыскивают ее родители. Они ищут богатую семью, живущую в достатке и уважении, приходят в дом сватов (без девушки) и заводят разговор о сватовстве. Если родители и родственники парня согласны - назначается дата свадьбы. Отец девушки и ее братья красным порошком (смесь куркумы и шафрана) ставят на лоб будущего зятя тилак - красную точку, символизирующую одобрение и принятие его в семью. На домах обоих семей красной краской выводится символ радости и всего самого прекрасного. Родители парня в свою очередь передают будущей невестке богатые подарки, это чаще всего расшитые золотыми нитями сари и драгоценные украшения.

Свадьбу в Индии оплачивает семья невесты

Так заведено Ведами, что за все угощения и приготовления к свадьбе отвечает именно семья невесты. Со стороны жениха девушка получает лишь подарки и украшения, но все остальные хлопоты, касаемо торжества и расходов, ложатся на плечи отца семейства невесты. Все последующие дни, начиная от помолвки и вплоть до самой свадьбы, в обоих семьях принято употреблять и угощать гостей исключительно овощными и молочными блюдами, мясо - запрещено!

Церемонии Сангит и Сухагин

Церемония Сангит проводится в доме невесты, это что-то вроде девичника, но очень целомудренного и абсолютно безалкогольного. Семья невесты готовит сладкие угощения, созываются все близкие и дальние родственники женского пола обоих семейств, устраивается веселье. Девушки, женщины поют и танцуют под аккомпанемент небольших барабанов и бубенцов. Веселье длится долго и только по окончании подаются угощения.

Во время церемонии Сухагин все взрослые женщины собираются в доме невесты и молятся об одном - чтобы будущая невеста не пережила своего мужа, а умерла в будущем раньше него. По законам Индии женщина, пережившая мужа, несет на себе "клеймо" позора. Она причисляется к низшей касте, ее не приглашают в гости, она не выходит замуж и становится изгоем. Она не имеет права носить украшения, всегда должна облачаться только в белые одежды и не должна веселиться. Женщина, умирающая раньше своего мужа называется "сухагин". Ее тело поддается кремации, но перед этим оно облачается в самые красивые одеяния и дорогие украшения. Вот почему перед свадьбой все женщины молятся о том, чтобы не пережить своего мужа, в этом и заключается церемония Сухагин.

Менди - нанесение узоров хной

Следующим важным обрядом в Индии становится покрытие ладоней и стоп девушки узорами. Рисуют их хной под тихое пение женщин, собравшихся в доме невесты. Чем темнее узоры - тем лучше. Пока рисунки держатся на ладонях новобрачной - она не должна прикасаться к домашним делам в доме своего мужа после свадьбы. Хна смывается не раньше, чем через месяц, поэтому все это время в своем новом доме девушка должна только отдыхать и радоваться статусу замужней.

Свадебный наряд - золото и красное платье

Золото и красное платье

В день свадьбы девушка надевает специально сшитый для этого дня красный наряд, щедро украшенный золотом. На запястья рук и ног надеваются браслеты, в левую ноздрю вставляется колечко, а на шею надевается золотое ожерелье. Волосы смазываются благовонными маслами, заплетаются в косу. Пробор украшается свежими цветами и драгоценными камнями. На лбу ставится красная точка, а вдоль линии бровей рисуются небольшие узоры золотом.

Жених облачается в узкие брюки и широкое платье. В дом к невесте он приезжает на слоне или автомобиле. На входе в дом его встречает мать девушки, она рисует будущему зятю на лбу красную точку - тилак. Парень проходит в дом. Далее жених с невестой обмениваются цветочными гирляндами (церемония Вар Мала). Руки молодых связываются нитями, отец невесты омывает ладони молодоженов чистой водой - этот обряд называется Канья Даан. Низ одежды новоиспеченных супругов связывается крепко и даже после свадьбы сей узел не должен быть развязан. Молодые обходят три раза жертвенный огонь под пение мантр и только после этого они становятся мужем и женой (ритуал Агни Париная).

На свадьбе молодые кормят друг друга сладкими угощениями. Молодой муж одаривает супругу драгоценностями и наносит ей на пробор специальный красный порошок. По окончании застолья они направляются к нему в дом. На пороге невестку встречает свекровь. Девушка должна опрокинуть ногой заранее поставленный свекровью на пол кувшин с рисом и монетами, затем она становится обеими ногами в низкий таз с красной краской и проходит в свой новый дом, оставляя следы на выстланном белом полотнище.

Индия - одна из самых древнейших стран мира. В ней до сих пор соблюдаются самые старинные традиции. Одна из них - это знаменитая своей пышностью и красотой свадебная церемония в Индии. Здесь все также как и было множество лет назад. Все те же браки по навету родителей. Ничего не изменилось. От желания молодых почти ничего не зависит. Особенно это касается девушек, им вообще могут приказать выйти замуж за совсем незнакомого человека, и они не имеет права на ослушание. Поэтому индийская свадьба и называется «брак по предварительной договоренности». Яркое проявление этого мы видели множество раз в ярких и красочных индийских фильмах.

В Индии - это большой религиозный процесс, в котором восхваляются боги. Это своего рода жертвоприношение. И тех, кто не вступил в священные узы брака, называют «не имеющий жертвоприношения» Это очень презрительно для любого индийца.

Родители жениха, прежде чем принять решение о выборе подходящей невесты для сына, сравнивают их гороскопы, если результат получается благоприятным, тогда происходит сговор и обе стороны союза обмениваются подарками. Обычно, за несколько месяцев до свадьбы у родителей невесты начинаются не легкие времена. Ведь им нужно собрать приданое: сари на все случаи жизни, кухонную утварь и т.д. Вообще приданое многие начинают собирать с того момента, как узнают о том, что в семье родилась девочка. Свадьба в Индии - это очень дорогостоящее событие, на которое приглашается 700-800 человек и их числе есть даже незнакомые люди. Все зависит от материальных возможностей родителей невесты, ведь расходы на свадьбу полностью ложатся на них.

В жених и невеста не могут принимать пищу до самого торжества. У самых ворот дома с женихом встречается младший брат невесты, он целует будущего затем в знак мира между ними, моет ему ноги. В доме жениха его родственницы устраивают танцы и поют песни. После этого проводится обязательный ритуал восхваления желтого цвета. Для индийцев символизирует верность и ассоциируется с цветом солнца. Далее отцом жениха перечисляются имена усопших родственников, таким образом, он призывает их быть свидетелями, сообщая, что их потомок соединяется узами брака. После все отправляются в дом невесты, где этот обряд повторяется.

Обряд бракосочетания происходит в специально построенном маленьком храме и только в доме невесты. Жених стоит на плоском камне в ожидании, когда вынесут невесту в деревянном паланкине - в красивом, богатом, чаще всего красном сари. Невеста вся в украшениях и золоте. Особенно популярны у индийских девушек украшения в носу, которые называются Нат. традициям и символ замужества у женщин. Еще одна - это семь почетных кругов вокруг жениха, прежде чем, новобрачные посмотрят в глаза друг другу. Этот обряд называется «шубхо дришти» - переводится, как первый взгляд. После этого один конец сари невесты привязывают к кушаку жениха - это символизирует крепкую привязанность их друг к другу. Новобрачные садятся возле огня и, взявшись за руки, они делаю семь кругов вокруг него. «Огонь свидетель» - так считают индийцы. Огонь их главная святость, и если молодые не прошли семь кругов вокруг него, брак не считается действительным.

Далее свадебная процессия перемещается в храм, где новобрачные дают священную клятву, которая оказывается очень похожа на европейскую. После этих слов руки молодых соединяют гирляндой цветов. В это время жених наносит красную краску на пробор и лоб невесте, после этого они становятся мужем и женой. Дальше празднование переносится в помещение, где начинается настоящее веселье с танцами и песнями. Индийская свадьба - это настоящее красочное шоу и оно длится всю ночь. Наутро гости покидают дом новоиспеченной жены, забирая её с собой в дом жениха. Там их ждут подарки и благословения, дальше все отдыхают. А на следующий день собираются родственники жены, чтобы продолжить веселье. Вообще индийская свадьба может праздноваться очень долго, но это по желанию.

Индийская свадьба очаровательна своей легендой об идеальной паре во всех отношениях. Были такие муж и жена, которые прожили счастливую жизнь в браке, ни один из них за всю жизнь больше ни на кого не взглянул. Жизнь их была полна любви и взаимопонимания. Эта легенда является идеалом для всех индийцев, к которому они всегда стремятся.

Свадебное торжество в Индии, как сказочная феерия, врывается в жизнь двух людей и согласно древним арийским Ведам соединяет души. Две семьи вступают в неразрывные кармические узы, затрагивающие каждого из многочисленных родственников. Чтобы законы мироздания проявили себя благосклонно к вступающим в брак молодым людям, следует весьма строго соблюсти древние обряды и традиции. Индийская свадьба – это невероятное зрелище.

При подготовке церемонии в обстановке внимания к деталям (каким будет платье, наряд для жениха, украшение зала и так далее) и благоговения перед божествами, индийцы всегда помнят, что сакральный обряд Виваха свяжет мужчину и женщину не только в этой жизни, но в течение семи следующих. Важнейший обряд является один из шестнадцати санскар, таинств в жизни индуса на пути от рождения к смерти. Особое, основополагающее значение в сакральном таинстве имеет целомудрие невесты.

Значение свадьбы в Индии

Сакральное значение свадьбы как поистине судьбоносного события проявляется, прежде всего, в подборе дня бракосочетания, составлении гороскопов жениха и невесты, тщательном анализе их совместимости. Таким образом, родственники убеждаются в схожести характеров будущих супругов, и надеются, что в их совместной жизни будет удача.

По всем древним ведическим предписаниям предваряет это торжество – свадебное действие — ритуал «тилак» и помолвка проходит чаще всего за месяц до сакрального события. В обществе с особым почитанием мужчины именно отец ищет для дочери супруга, способного заботиться и обеспечивать ее в течение жизни. В ритуале «тилак» участвуют мужчины из обоих семейств.

Жених до свадьбы не должен видеть платье невесты. А отец будущей невесты в окружении родных посещают жилище жениха, в соблюдении особого обычая он наносит на лоб будущего зятя сакральный знак куркумой тилак, это признание согласия на брак. Брахман проводит обряд поклонения божествам пуджа. Все родственники невесты по мужской линии ставят такой же знак на лбу жениха и дарят ему подарки, подтверждая то, что они согласны с выбором зятя. За обильными угощениями от семьи жениха невесте передают подарки, и назначается точная дата свадебной церемонии.

Подготовка индийской невесты к свадьбе

В подготовке будущего торжества важнейшее место среди церемоний занимает сангит — это веселые и счастливые приготовления невесты. Проводят ее женщины обеих семей с использованием танцев и песен, звучат пожелания будущей невесте о благополучии и удаче в браке. Платье невесты (сари) также необходимо подготовить – украсить. Вкуснейшие блюда готовят родственницы невесты, а она в ответ на пожелания угощает гостей. И единственная женщина остается грустной на таком веселом застолье, это мать невесты, осознающая предстоящее расставание с дочерью.

Невеста участвует еще в одной весьма важной церемонии. Свадебное действие — обряд сухагин. На нем молятся за жен, ушедших ранее мужа к богам и долг в семье по Ведам исполнившим сполна. В Индии считается позорным пережить своего мужа, ведь его жизнь и здоровье в понимании людей именно в руках жены. Женщин, умерших раньше мужей, одевают при кремации в нарядное платье, в специальные одежды и украшения. К вдове же относятся с пренебрежением, она обязана до своей смерти носить траурную белую одежду без украшений, ее не зовут на религиозные церемонии и торжества, считают изгоем в обществе. Большое благо в стране женщине, умершей замужней.

Важнейшей церемонией в преддверии свадьбы считается обряд менди, когда при подругах и родных наносятся на руки невесты определенные торжественные узоры хной. Украшается также и платье невесты. Этот день не менее важен, чем церемония сангит. Как только узоры нанесены невеста не покидает родной дом до дня свадьбы.
В день торжества или накануне в домах невесты и жениха проходит ритуал Халди, согласно которому на лицо, кожу рук и ног, сочетаемых браком, втирают мазь с куркумой, придающую кожным покровам особенное внутреннее сияние и блеск. На платье мазь не должна попасть. В это же время поминают предков, проведя церемонию Шрадху.

Индийские наряды будущих супругов

Традиционно одеянием невесты на свадебном торжестве является бардовое, красное либо золотистое индийское свадебное платье — сари, в заплетенной косой прическе ювелирные украшения и цветы. Разрез глаз подведен линией черной подводки каджал, от которой взгляд становится загадочным и притягательным. В центре лба между бровями рисуют красную точку бинди сакральный знак замужества. Пробор в волосах синдур подкрашивают растительной краской красного оттенка и надевают мангтика, особое ювелирное украшение.

В крылышко левой ноздри вдевают колечко натх, символизирующее замужество. Массивное довольно тяжелое свадебное украшение — золотые сережки карн пхул инкрустированы драгоценными разноцветными камнями. Драгоценное ожерелье для свадьбы хаар имеет разный дизайн согласно местным традициям, и наследуются в индийских семьях. Разные по форме и размерам браслеты одеваются выше локтя и на запястье, паял с колокольчиками для ног.

Одеяния для торжественного повода жениха выглядят не менее изящно и красиво, чем платье невесты. Удлиненный, с вышивкой нарядный сюртук шервани он одевает с узкими в тон штанами чириданами. Туфли джути расшивают бисером обычно они с поднятыми вверх носами. Тюрбан пагди тоже особого кроя, он может украшаться подвесками из цветов и бусин.

Свадебные традиции в Индии

Жених в окружении родных приезжает к дому невесты на празднично убранном слоне, но сегодня в обряде стал участвовать автомобиль. Мать девушки, надев праздничное платье, при встрече проводит церемонию поклонения арати, здесь наносится на лоб будущего супруга красная точка — тилак. Рядом установлен великолепно убранный свадебный шатер, под которым проходит главное сакральное действо. Под сенью шатра молодожены в обряде Вар Мала под звуки священных мантр меняются праздничными гирляндами из цветов. Так они выражают согласие на брак.

Соединенные руки молодых традиционно связывают символическими нитями. Свадебное торжество в Индии сопровождается церемонией Канья Даан. Отец будущей жены омывает руки молодоженов ключевой водой. Одежды будущих супругов снизу связывают крепким узлом. Кульминация событий таинство Агни Париная под звуки мантр молодожены совершают три круга вокруг жертвенного огня, супругами они становятся только после этого.

После церемонии Синдурдана, где жених окрашивает красным красителем, приготовленным из растений пробор своей молодой жены, одаривает драгоценностями, после пышного застолья, благословений брахмана и родных молодожены отправляются к дому супруга. Как видно, индийская свадьба – это совокупность множества обрядов, ритуалов и проявлений индийской культуры.

На пороге нового дома в обряде встречи невесты свекровью, девушка совершает по обычаю арати, опрокидывает на пол ножкой кувшинчик с рисовыми зернами и мелкой монетой, призывая материальное благополучие. Позже невесту просят встать босыми ступнями в блюдо с красящим красным порошком и пройти в дом, оставляя яркие следы на белой ткани, символизирующие удачу.

Индийская свадьба по праву считается разноцветной, ведь такого изобилия красок не встретишь больше ни на одном другом торжестве. Пестрота здесь заметна во всем: в тканях одежды, в специях и цветах. Изобилие ритуалов, душевных песен и танцев, которые способны рассказать о чувствах, — это основа индийской свадьбы.

Индусы относятся с великим трепетом к бракосочетанию, ведь они считают, что не только материальные узы теперь связывают мужчину и женщину, а также их души объединяются на семь грядущих жизней.

Индийская невеста должна быть девственницей, так как целомудрие является незыблемым условием любого брачного союза. Ведические верования оставили свой отпечаток, поэтому женщина ассоциируется у жителей этой страны с полем. Мужчину рассматривают, как владельца поля, он должен первым его засеять и собрать урожай, став его хозяином. Если же первым сеятелем был другой человек, мужчина становится вором по отношению к женщине, а если они поженятся, то станут изгоями.


Свадебные обряды в Индии разделяются на три периода: предсвадебные церемонии, свадебное торжество и послесвадебные ритуалы. Первый этап начинался с создания гороскопа жениха и невесты, когда определяли их совместимость по характеру и темпераменту. К правильному выбору пары подходили очень серьезно, ведь развод в этой стране считается позорным. Поэтому, когда астрологическая совместимость подтвердится, родители молодых договариваются о проведении бракосочетания.

Свадебное торжество в этой стране является дорогостоящим. Во-первых, приданое у женщин Индии не маленькое, во-вторых, свадьба требует значительных денежных средств. Родители молодых также не скупятся на подарки и украшения, стараясь перещеголять друг друга.

Индусы верят, что брак в Индии не может быть счастливым, если его не благословили родители, поэтому все предсвадебные церемонии начинаются с «ашир-вад» — благословения родителями молодых. Обряд проходит сначала в доме молодой, а потом у жениха.

Примерно за месяц до свадьбы празднуется помолвка в Индии, которая имеет название «тилак». Ритуалы и обряды этого действия были описаны еще в Ведах, а сегодня они стали еще пышнее и торжественнее. В церемонии принимали участие только представители мужского пола. Отец молодой в сопровождении старейшин рода отправлялся к жениху в дом, чтобы поставить ему на лоб метку «тилак». Для этого использовалась смесь куркумы и шафрана, поэтому пятнышко имело бурый оттенок. Такой свадебный обряд Индии символизировал принятие родственниками невесты ее избранника. В этот день воздаются молитвы и почитают Богов. Знак жениху ставит брат невесты, после чего остальные мужчины тоже украшают себя яркими пятнышками, в знак уважения. Затем следует вегетарианская трапеза, и молодому вручают подарки.

Обряды перед свадьбой в Индии для женщин проходят отдельными гуляниями, которые называются «сангит». Это праздник песен и танцев, в котором участвуют женщины обеих семей. Сангит проходит весело, с шутками и плясками. На празднике можно услышать индийские свадебные песни, попробовать традиционные кушанья и увидеть красочные индийские наряды.

Самым прославленным свадебным обрядом Индии, является церемония «Менди» или «Мехенди», когда ладони молодой украшают узорами из хны. Подготовка индийской невесты к свадьбе невозможна без этого ритуала, ведь рисунок мехенди является одним из традиционных шестнадцати украшений новобрачной. К этому списку также относятся браслеты, которые означают, что девушка обручена. Церемония проводится в доме невесты, на которую приглашают лишь близких родственников. С этим обрядом также связаны некоторые свадебные приметы в Индии. К примеру, чем темнее получится ритуальный узор, тем сильнее будет любовь мужа к жене. После того, как рисунки хной нанесены, невеста не должна выходить из дому, и пока они не исчезнут с ее кожи, она не может выполнять хозяйственные работы.

Через несколько дней после проведения обручения, мать невесты начинает собирать приданое индийской невесты. Как правило, оно состоит из большого количества сари, выполненного из дорогих тканей, различных украшений, кухонной утвари и прочего. Приданое в Индии привозят в дом жениха после того, как завершится церемония бракосочетания.

Свадебное торжество

Индийские свадебные обряды начинались с появления жениха в доме невесты. Раньше он приезжал к ней на слоне или коне, с красиво украшенной сбруей, но сегодня свадебная процессия состоит из автомобилей. В день свадьбы руки и ноги молодых смазывают пастой из куркумы, чтобы кожа приобрела сияющий вид.

Мать девушки встречает своего будущего зятя и ставит ему знак «тилак» на лоб, который защитит его от зла. Затем жених идет в свадебный шатер, который заранее украшают листьями банана и кокоса, а также цветами, и ожидает невесту. В центре шатра разводят жертвенный огонь, рядом с которым будет проходить свадебная церемония.

Традиционные индийские свадебные обряды состоят из ритуала обмена гирляндами. Это древняя ведическая церемония, которая за многие века практически не изменилась. Во время нее молодые обмениваются цветочными гирляндами, что является символом принятия ими друг друга в качестве мужа и жены.

В шалаше принято проводить и другие свадебные обряды Индии. Сначала родственники новобрачных выстраиваются в четыре колонны, символизируя опору для своих детей. Затем следует ритуал «Канья Даан», когда отец невесты, взяв ее за руку, передает мужу. В этот момент воспеваются мантры, после чего тесть просит зятя помочь его дочери достичь религиозного совершенства, пользы и удовольствия. После этого выполняется индийский свадебный обряд, во время которого брахман связывает руки молодых тканью, в знак неразрывности их союза.

Новобрачные должны поднести к жертвенному огню рисовые зерна. Новобрачная кладет свою ладонь в ладонь мужа, а ее брат насыпает туда рис. Через их пальцы крупа просыпается, падая в огонь. Это подношение Богу смерти — Ямарадже, как просьба о долгой и процветающей жизни жениха.

Свадебные традиции в Индии этого дня завершаются церемонией обхода вокруг священного огня, как призыв к благодати в новообразовавшейся семье. В конце жених украшает пробор невесты краской из куркумы, в знак принятия ее в качестве жены. Потом он дарит своей избраннице золотое ожерелье, символизирующее его любовь и преданность. Затем новобрачные угощают друг друга сладостями.

Послесвадебные ритуалы

Когда церемонии в свадебном шатре завершатся, молодые отправляются в дом к жениху. Значение свадьбы в Индии таково, что женщина после свадьбы становится полностью ведомой своим мужем и не имеет права возвращаться к родителям. Поэтому после церемонии всегда происходят чувственные прощания молодой со своими родственниками.

Браки в Индии завершаются в доме жениха, где супругов встречают его тетки или сестры. Они выносят керамический кувшин с соленой водой и разбивают его о землю рядом с домом, что символизирует защиту от злых духов. Потом невеста опрокидывает правой ногой кувшин с рисом и монетами для привлечения богатства. Свекровь предлагает ей поднос с красной краской, куда новобрачная должна вступить, а потом пройти по белой дорожке. Красные следы ее стоп — это символ удачи.

Свадебные наряды

Отправляясь на торжество, нет смысла думать, что одеть на индийскую свадьбу, ведь национальные костюмы в этой стране являются привычными. Молодожены всегда одеты только в самые лучшие одежды, ведь на них будут устремлены все взоры. В разных регионах Индии носят разные виды сари, присущие той или иной местности.


Согласно Ведам, для женщин свадебная одежда в Индии должна быть красной. Сегодня в наряде невесты встречаются все больше оттенков этого цвета, а в некоторых районах страны надевают золотое, синее или зеленое сари. Черный цвет считался знаком невежества, а белый — траура, поэтому эти цвета запрещены на свадьбе.

Мужская свадебная одежда Индии состоит из длинного сюртука, украшенного вышивкой, и узких штанов. Костюм может быть разных цветов. Ноги жениха украшают туфли с загнутыми носками, на голове — тюрбан.

Индийские свадебные прически называются «кешапашарачану». Волосы должны быть собраны в косу и увенчаны цветами и различными украшениями.

На свадьбе жених и невеста подобны божествам, которые скромно сидят во главе торжества и восхищают своей красотой.

С вадебные обряды Индии отличаются четкой традиционностью - это означает, что они остались почти такими же, как и тысячелетия назад. Сразу подчеркну то существенное, чем индийский брак отличается от всех остальных. В других странах обычно юноша выбирает девушку, нередко встречается и обратная ситуация. В Индии же брак полностью зависит от решения родителей жениха. Они подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки мало что зависит: в конце концов, родители могут просто приказать ей выйти замуж даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться. Именно поэтому индийскую матримониальную систему называют "браком по предварительной договоренности".


После договоренности между родителями организуется две встречи будущей ячейки общества, которая называется «ашир-вад» или «благословение». Первая встреча проходит в доме невесты, вторая - в доме жениха. Во время этих встреч молодые получают подарки от будущих родственников и одаривают друг друга.

Конечно, времена меняются, и все больше и больше браков в Индии заключается по любви, но столь продвинуты в этих вопросах лишь жители крупных городов, остальная же Индия живет по старинке.


На счастье молодых также сильно влияет принадлежность их к той или иной касте. Напоминаю, что в Индии существовало 4 основные касты - брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Естественно, брак можно заключить только среди семей в своей касте. Если же семья молодого человека выдавала его за девушку из более низкой касты, то престиж семьи снижался до касты семьи невесты. В современной Индии официально кастовая система отменена, но на деле - это не так. Принадлежность к той или иной касте легко определить (легко, конечно, индийцу, а не нам).


Но, какие-то подвижки есть… можно даже встретить такие объявления в газетах, в рубрике знакомств:
«Профессиональный образованный мужчина 79/5’7″CA/CPA/MBA, работающий в США, ищет образованную девушку. Каста не важна.»

Но, наравне с такими смелыми заявлениями, есть и такие:
«30-летний сикх в тюрбане(!), имеющий отдельный дом и доход в 50000 рупий»

В день свадьбы жениху и невесте не разрешается ничего есть вплоть до начала церемонии бракосочетания. В доме жениха девушки из числа родственниц исполняют свадебные танцы и песни. Затем совершается небольшой, но важный ритуал под названием "гайе холуд" - обряд восхваления желтого цвета, который у индийцев ассоциируется с цветом солнца и служит символом верности. Церемония "гайе холуд" очень напоминает праздник красок "холи", с той лишь разницей, что краска здесь одна - желтая. Сначала все присутствующие красят себе лбы, а потом обсыпают друг друга желтым порошком.

После "гайе холуд" отец жениха торжественным голосом перечисляет имена усопших родственников этой семьи, как бы призывая их в свидетели и сообщая духам предков, что их потомок женится. Затем все участники церемонии направляются к дому невесты, где церемония "гайе холуд" повторяется.

Костюмы жениха и невесты
Традиционные индийские свадебные наряды - самые изысканные и красочные подвенечные платья во всем мире. Красный цвет платья является общепринятым во всех областях Индии, однако, современные модницы стали использовать и другие цвета. Индийские свадебные платья очень сильно отличаются от традиционных западных нарядов. Невеста в день свадьбы должна буквально искриться - именно этого эффекта и пытаются достичь богатой вышивкой, украшениями и использованием отражающих тканей для платья - атласа, шелка или шифона.


Индия - страна большая и от области к области стиль подвенечного платья немного меняется, но неизменными остаются виды свадебных одеяний:

Сари - традиционная индийская одежда - кусок длинной ткани, особым образом обернутый вокруг тела.
. гагра чоли - традиционный североиндийский наряд, состоящий из длинной в пол юбки (лахенга), блузки с коротким\длинным рукавом и длинного шарфа, перекинутого через плечо.
. салвар (шалвар) камиз - появился в Индии во время монгольских завоеваний, но, в отличие от монголов, остался навсегда. Это крайне удобная одежда «на каждый день», состоящая из брюк и удлиненной блузы.



Почему именно красный и оттенки красного? Красный цвет - это цвет удачи, он принесет много счастья будущей семье.

Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются:

Свадебный наряд . По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский, соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре - зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение "красна девица", пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное.

Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён у индийских женщин считается цветом вдовства, траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.

Кешапашарачана . Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану) , необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, - важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения.
Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости.

Появление как говорится "на людях" в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения "распутная" и "распутница" указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций.

Каджал или анджана - чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди - красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей.

Синдур - пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда.

Мангтика - ювелирное украшение на проборе.

Натх - колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины.

Карн Пхул - необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми.

Хаар - свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству.

Баджубанх (бааджубанд ) - браслеты, которые надевают на руки выше локтя.

Менди - узоры, нанесённые хной на руки и стопы.

Чудиян - браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета.

Итар - ароматические масла.

Камарбанд (камербанд ) - изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда.

Паял - серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке.

Аарси - большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.




Помимо платья, существуют обязательные украшения, которые завершают образ невесты и несут в себе дополнительную символику - это ожерелья, стеклянные браслеты на обоих руках, серебряные браслеты на ногах, кольца на обеих руках, кольца на пальцах ног, сережки, серьга в носу с цепочкой к уху и специальные украшения на волосы - украшений в Индии не бывает много. Такое обилие - норма для индийской невесты, которая, как я уже говорила, должна блистать в прямом смысле этого слова. Чтобы там ни было, и жених и невеста сверху обильно посыпаются гирляндами цветов.

Есть еще одно украшение, мангаль-сутра (ожерелье тали), которое жених повязывает невесте на шею во время церемонии - это украшение символизирует то, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщине (ведь именно женщина способна обеспечить процветание и удачу мужу). Ожерелье состоит из бисера или бусин черного цвета и золотой вставки.

Неотъемлемой частью украшения невесты служит также менди (мехенди) - кратковременная татуировка хной. Эти татуировки наносятся невесте, ее подругам и родственникам женского пола во время предсвадебных празднований. Менди в Индии наносится только во время крупных торжеств - Дивали (фестиваль Огней), свадеб, помолвки.

Менди или хна имеют различные оттенки и цвета, начиная от красноватых и апельсиновых, заканчивая коричнево-черными. Другие цвета также доступны, путем смешивания красок и добавления их к хне.

Чем изысканнее и замысловатее узор менди, тем более счастливой будет дальнейшая жизнь молодой семьи. Чаще всего в узоры вкрапляются символы плодородия и религиозные мотивы, а также можно зашифровать имя возлюбленного.



Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа . В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.

Большая часть жителей Индии разделяет верования Индуизма и практикует традиционные ритуалы, существующие еще во времена зарождения религии. Одним из таких ритуалов служит свадебная церемония. Индийские свадьбы - грамотно продуманные изящные праздники, длящиеся от трех дней до нескольких недель (в зависимости от обеспеченности семей и таланта брахмана - ведущего церемонии). Причем каждый день совершаются определенные ритуалы, несколько меняющиеся от области к области и содержащие от восьми до восемнадцати основных шагов. У современной быстро развивающейся Индии, к сожалению, уже не хватает времени следовать всем многочисленным свадебный традициям, но все самое главное, все же, осталось неизменным.

В первую очередь, это касается оформления свадьбы, ведь блистательным жениху и невесте должны быть под стать и свадебные декорации. Традиционные цвета индийской свадьбы - красный и золотой. Красный, как я уже упоминала, приносит удачу, а золотой или желтый цвет - символ солнца и верности.


Из цветов для украшения чаще всего используются орхидеи, гвоздики, маленькие розочки, лилии - все это заплетается в гирлянды. Причем, нормой считается использование искусственных и живых цветов вместе. В декоре наравне с цветами используются ковры, гобелены, свечи и ладан. На украшение места празднования тратится обычно не меньше средств, чем на одеяния самих молодоженов и их близкой родни, поскольку свадьба - это еще и публичное объединение двух семей.




Сценарий свадебного дня и предсвадебных торжеств разнится от штата к штату, так что приводимый ниже список - только один из многочисленных вариантов празднований в Индии.

До церемонии

Sagaai (помолвка)
Сагааи - церемония обручения: невеста приходит в дом жениха со специальным подношением - matli, который приносит удачу. Обычно это некая шкатулка с конфетами и подарками для жениха и его семьи. Этот ритуал символизирует принятие семьей невесты союза их дочери и ее будущего мужа. Затем проходит небольшая церемония, на которой пять женщин от каждой семьи благословляет будущую пару.

Garba (вечеринка перед церемонией, мальчишник)
Гарба - танцевальная вечеринка, которая проводится накануне церемонии. Гарба - отличная возможность родственникам будущих молодоженов встретиться и приятно провести время накануне церемонии.


Pithi (церемония восхваления желтого цвета)
Желтый цвет в Индии символизирует верность, и просто нелепо было бы не воздать ему хвалу перед церемонией… что и делается в доме жениха и невесты, где собираются их родственники и друзья. Они наносят молодым на лоб желтую краску, тем самым очищая новобрачных перед церемонией, и обсыпают друг друга желтой краской.

Менди (украшение невесты, девичник)
За день до церемонии в доме невесты собираются ее близкие подруги и члены семьи, ее ноги и руки расписывают хной, после чего одевают в свадебный наряд под пение свадебных песен и вед.


Mandap Mahurat
Это типичный ритуал, проводящийся накануне какого-либо важного события в жизни семьи - Пандит проводит обряды в доме жениха и невесты, во время которых семьи молятся Ганешу и ищут его благословение.

Griha Shanti (Мир Вашему Дому!)
Это обряд изучения гороскопов будущих молодоженов и выбора наиболее благоприятной даты и времени церемонии. Обряд проводится Пандитом для невесты, ее родственников и членов семьи жениха. От выбора благоприятной даты зависит счастье и мир в семье.

Собственно свадьбу играют, как правило, вечером - и обязательно в доме невесты, куда в урочный час прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. К этому моменту уже готов маленький храм, специально построенный для совершения обряда. Он покрыт тентом, украшен по углам четырьмя пальмами и убран множеством душистых цветов, в основном желтого цвета. Жених становится на плоский камень и ждет, когда несколько человек вынесут в деревянном паланкине невесту - в богатом, обычно ярко-красном сари, со множеством украшений. Семь раз носильщики обходят вокруг жениха, а затем, остановившись, просят молодых взглянуть друг другу в глаза. Взгляд этот называется "шубхо дришти" - самый первый взгляд.


День церемонии

Baraat (Свадебный кортеж)
Жених прибывает к месту проведения церемонии со своими друзьями и членами семьи. Многие в качестве транспорта используют лошадей или специальные повозки. Прибытие жениха сопровождается шумными празднованиями и танцами. Традиционно жители Гуджарта выбирают себе невест из других городов или деревень, поэтому в день церемонии свадебный кортеж жениха прибывает в деревню невесты.


Ponkvu (Прибытие жениха, начало церемонии)
Прибытие жениха считается официальным началом церемонии. Жениха приветствует его теща, пытаясь выполнить символический ритуал - ухватить жениха за нос, что должно напомнить ему, что именно он стучался в их дверь, чтобы просить руку их дочери.

Jaimala (Обмен цветочными гирляндами)
После церемонии Ponkvu появляется невеста, и они с женихом надевают друг другу на шею цветочные гирлянды. Традиционно, во время этого обряда жених находится выше невесты, обычно об этом заботятся друзья жениха, тем самым показывая, что невеста не может «забрать» жениха из семьи и от друзей.

Madhuparka (Семья невесты принимает жениха)
Теща приводит жениха в Мандап - специальный навес или шатер для молодоженов, где происходит самый главный обряд вечера. В мандапе горит традиционный огонь и произносятся священные молитвы. Вторым не менее важным элементом свадьбы служит Шамиана - матерчатый шатер для гостей, где они угощаются в ожидании жениха и невесты. В мандапе брат невесты омывает жениху ноги, тем самым «принимая» его в семью, а сестра невесты в это время пытается «украсть» его ботинки. Ведь по традиции жених должен покинуть свою свадьбу в той же обуви, в которой он на нее пришел, а если ботинки «украдены», их нужно «выкупать» у своей невестки.


Kanya Agamana (Выход невесты)
Невесту в мандап приводит ее дядя по материнской линии. Перед началом церемонии между женихом и невестой натянут специальный занавес (antarpaat), отделяющий их друг от друга. Гуру начинает обряд, занавес опускается и пара может обменятся гирляндами. Церемония проводится перед священным огнем.

Kanya Daan (Передача невесты)
Обряд передачи невесты ее родителями жениху - рука невесты помещается в руку жениха. Родители невесты ничего не едят перед церемонией, тем самым очищая себя. Считается, что на свадьбе родители передают свою дочь, Богиню Лакшми, жениху - Богу Вишну.

Hasta Milap (Союз двух душ)
Шарф жениха привязывается к сари невесты, что символизирует союз двух душ. Гуру произносит молитвы, призывая Богиню Лакшми и Богиню Парвати. Родственники пары объединяются, посыпая молодых рисом и лепестками.

Varmala
Шеи новобрачный обвязываются шнурком, дабы защитить их от зла. Это делают старшие родственники молодоженов.

Mangal Pheras
Молодожены 4 раза обходят священный огонь, символизируя основные человеческие цели в жизни - Дхарма (мораль, праведность), Artha (богатство, материальное благо), Кама (радость, душевное удовлетворение) и Moksha (освобождение, вечное блаженство). В это время Гуру произносит молитву и жених повторяет за ним. Забавно, что после 4 кругов молодые очень спешат занять свои места, поскольку есть такая примета, что тот, кто первый сядет на свое место, будет управлять домом.



Saptapadi (Семь ритуальных шагов)
Жених помогает невесте сделать семь ритуальных шагов (коснуться большим пальцем правой ноги семи «ступеней»), в то время, как они произносят семь клятв. Каждый шаг также сопровождается молитвой, которую произносит жених.

1. С первым шагом пара просит у богов чистой, безбедной и благородной жизни.
2. Со вторым шагом они молятся о физическом и психическом здоровье и просят для себя здоровую и мирную жизнь.
3. Третий шаг - это просьба о духовной силе для выполнения духовных обязательств.
4. На четвертом шаге просят счастья и гармонии, которые можно достичь через взаимную любовь, доверие и долгую жизнь вместе.
5. Пятый шаг делается с молитвой о благосостоянии всех живущих родственников и о рождении благородных детей.
6. Шестой шаг обещание быть вместе и пройти вместе через все радости и невзгоды.
7. Во время последнего седьмого шага они молятся о жизни в целом, прося взаимопонимания, уважения, единства не только для себя, но и для всего мира.


Sindoor Daan
Далее черед ритуала Синдхур даан. Синдхур - красный порошок, которым жених наносит полоску на пробор невесты. Эта красная полоска в волосах, так же как и точка посредине лба, говорит о замужнем статусе женщины.

Saubhagyavati Bhava
Семь замужних женщин со стороны невесты проходят мимо пары и шепчут благословения в правое ухо невесты.

Ashirwaad
Свадьба традиционно заканчивается тем, что молодая семья просит благословения у старших.



После церемонии

Vidaai
Церемония отъезда недавно поженившейся пары - часто сопровождается слезами радости и печали.

Ghar Nu Laxmi
Когда пара приезжает в дом жениха, невеста приветствуется, как Богиня Лакшми, приносящая удачу в новый дом. Свекровь (мать жениха) помещает емкость с рисом при входе в дом. Если невеста просыплет рис, касаясь его правой ногой, то это к богатству. Таким образом, невеста принимает свои обязанности в ее новом доме.

Aeki Beki
Игра, смысл которой заключается в поиске кольца, которое помещается в поднос с водой, красным порошком, молоком и несколькими монетами. Считается, что тот, кто найдет кольцо четыре из семи раз, будет главой дома и станет управлять домашним хозяйством. День заканчивается молитвами с просьбами о счастье и любви молодых.


Вся свадебная процессия движется потом к тому месту, где священник, произнеся молитву и выслушав клятву молодых, соединит руки новобрачных гирляндой цветов. Жених в этот момент нанесет красную краску на лоб и пробор своей невесты: теперь они уже муж и жена. Затем все отправляются праздновать в помещение, называемое “бозарган”, где устраивается целое представление с танцами и песнями. Веселье длится всю ночь, а утром гости покидают дом молодой жены, уводя ее в дом мужа, где молодых также ждут подарки и благословение. В этот день никаких церемоний не происходит: все отдыхают. И только на следующий день в доме мужа принимают родственников жены с подарками, устраивают для них обед и развлечения.

Жениха проводят в пандал и сажают возле чаши с рисом. Появляется невеста в сопровождении матери, родственников и друзей. Жених встает, под звуки свадебной мелодии невеста медленно надевает ему на шею цветочную гирлянду и получает от будущего мужа такую же. Затем молодые обмениваются кольцами, и жених дарит невесте золотую цепочку, которую она отныне будет носить до конца своих дней.

Женщины на юге не выкрашивают пробор и не ставят на лбу знак замужества. Для них таким знаком служит золотая цепочка. Снять ее - плохое предзнаменование.

Вечером молодых уводят в отведенную для них комнату, где Мужу вручают стакан с молоком и оставляют одного, а молодую жену уводят к гостям. Начинается праздничный ужин. после которого все гости со стороны жениха уходят домой, а невеста возвращается в комнату к мужу. Наутро он увозит ее в свадебное путешествие.

А теперь о самой дешевой в мире свадьбе, которая обходится в 1 рупию и 25 пайсов (примерно 16 копеек). На самом севере страны живет племя нандхари. Свадьбу здесь празднуют исключительно просто, даже аскетично. Приданое, подарки, любая демонстрация богатства, хвастовство обеспеченностыо категорически запрещены. Одиночных свадеб у нандхари не бывает. Несколько раз в году устраиваются коллективные торжества, в которых принимают участие 30-50 пар новобрачных.

Зачастую это происходит вблизи маленьких деревень, и для того, чтобы вместить всех многочисленных родственников и просто гостей, жители строят целый городок из палаток и шалашей. Ритуал венчания начинается рано утром под открытым небом. Женихи и невесты с ног до головы одеты в белое. Девушкам из украшений разрешено надеть на шею только гирлянду из белых цветов. Сначала выходят женихи. Они торжественно рассаживаются на циновках из рисовой соломы. Затем подходят невесты, разумеется, каждая к своему суженому. Впрочем, бывает и так, что девушка не помнит или не уверена в том, ее ли это избранник, и тогда на помощь приходит чудо техники - фотография. (Бедные девушки, которые выходили замуж до изобретения фото!) Невесты надевают на женихов белые гирлянды и садятся по левую сторону от своих будущих мужей. При этом невозможно определить степень обеспеченности невесты - все равны.

Священнослужитель поочередно подходит к парам и наливает "святую" воду в пригоршню каждой невесте и каждому жениху. Молодые должны сразу же ее выпить. Затем священник разжигает огонь и произносит молитвы, время от времени подливая масло - делает он это специальной ложечкой, выполненной в виде небольшого челнока.

Затем все пары поднимаются, и женихи привязывают концы своих кушаков к концам шарфов невест. В этот узел жених обязан вложить плату за свадьбу - так сказать, свадебный взнос. По традиции он равен 1 рупии 25 пайсам. Разрешается, правда, его увеличить до 13 рупий, но ни пайсой больше, иначе это будет расценено как предосудительное мотовство. Связавшись, пары образуют круг и начинают медленно двигаться в обход огня. Они должны совершить пять полных кругов, после чего священнослужитель благословит молодых. Он призывает бога ниспослать милость новобрачным и желает им долгой и счастливой супружеской жизни.

Далее все пары расходятся по своим местам, садятся в том же порядке, как и в начале церемонии, а священник обходит их, развязывая концы шарфов и вынимая спрятанные деньги. Все собранные деньги передаются главным распорядителям, на них покупают пищу для участников церемонии и гостей. Обычно обед устраивается чрезвычайно скромный, состоящий из сластей и фруктов.

По окончании свадьбы невеста отправляется в дом мужа, не неся с собой ни приданого, ни подарков. В этом доме она должна прожить не менее недели, и только потом ей будет дозволено нанести визит родителям.

В Индии существует красивая легенда о муже и жене, которые были идеальной парой во всех отношениях:

ни он, ни она никогда в жизни не взглянули на кого-либо другого. Жили супруги дружно и счастливо и умерли в один день. В тот же вечер недалеко от Полярной звезды взошла новая звезда Анадурата — в честь счастливой семейной пары. Вот эту звезду и показывает в день свадьбы жених своей невесте, как бы призывая ее следовать примеру тех счастливых влюбленных.

Вот краткий очерк нескольких свадебных обрядов в их традиционном виде. Разумеется, на самом деле их очень много, различные обряды можно встретить и в пределах одного штата, и в пределах города, и даже общины, но важно отметить то общее, что присуще абсолютно всем индийским свадьбам. Прежде всего это огонь, олицетворяющий присутствие самого бога: все клятвы благочестия даются при нем. Другая особенность - многочисленность. На любую свадьбу, какой бы бедной она ни была, приглашают огромное количество людей.

И еще несколько слов - об украшениях. Ювелирные изделия - это не столько признаки роскоши, сколько важная дань символике. Для такого торжественного события, как свадьба, обычно готовят известное количество специальных изделий, которые вручают как невесте, так и жениху. Например, для невесты делают брачное ожерелье - "тали", или "мангель-сутра", которое во время свадебной церемонии жених надевает суженой на шею. Отныне женщина будет носить "тали" всю жизнь (если только не овдовеет). Вручение браслета во многих районах страны связывается со вступлением в родственные, братские и сестринские, отношения.

Индийская семья многочисленна. Она зачастую состоит из родителей, их женатых сыновей с женами и детьми, неженатых сыновей и незамужних дочерей - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Только воспитанная с детства сдержанность помогает свекрови подавить ревнивую неприязнь к жене сына и не очень обижать ее.

Мужчины отдают родителям весь свой заработок, и хозяйка дома определяет, на что и как надо тратить деньги. Если свекровь не балует невестку подарками, последняя должна обходиться теми вещами, что привезла из родного дома или получила в подарок на свадьбу. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения детей и решению других проблем, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, детской кровати, за стиркой, мытьем посуды, полностью лишенная права голоса. Найдет родня мужа нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам - отошлют. Найдут нужным взять для мужа вторую жену - возьмут.

К счастью, тяжелые отношения в индийской семье - скорее исключение из правил. Кроткие, работящие, терпеливые невестки, особенно те, кто "сумел" родить сына, довольно быстро вписываются в семейный круг. Ступенью ниже стоят те, кто рожает девочек. Но поскольку в Индии принято иметь много детей, то с годами появляются и мальчики, и девочки, и женщина-мать занимает в семье прочное место.

Дети в семьях растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат, призывают к доброму отношению ко всему живому. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" - эти правила со временем принимают новую форму: "Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям".

Для индийцев характерна естественность - здесь не увидишь в семейном кругу вызывающее поведение, кокетство. Женщина до такой степени прочно замыкает кольцо своего внутреннего мира вокруг мужа, его жизни, его интересов, что для нее просто перестают существовать все другие мужчины.

Иностранцы, неглубоко знающие Индию и ее народ, часто удивляются "неконтактности" здешних женщин, которые вроде бы совсем не реагируют на присутствие незнакомых мужчин. Они любят красиво одеваться - для мужа. Холят свою кожу, убирают волосы, сурьмят веки, выкрашивают красной краской пробор в волосах, надевают украшения - для мужа. Учатся петь и танцевать - для мужа. И если муж жив и здоров, если он предан семье - а это правило, исключения из которого очень редки, -женщина счастлива, она ничего больше и не желает.

При всем различии свадебных церемоний в разных штатах и уголках страны есть и общее. Очень похожи всюду слова торжественной клятвы, которую произносят юноша и девушка, вступая в брак:

"Клянемся быть вместе и в горе, и в счастье - до того дня, когда смерть разлучит нас..."

В принципе все индийские свадьбы в обеспеченных семьях очень дорогие. Они обходятся от пяти тысяч до двадцати тысяч рупий, в зависимости от материального положения родителей. Но в штате Пенджаб свадьба - особенно дорогостоящее предприятие: во-первых, за невестой полагается большое приданое, а во-вторых, родители молодых стараются перещеголять друг друга и блеснуть щедростью и богатством.

Обычно между помолвкой, во время которой жених надевает невесте на палец обручальное кольцо, и свадьбой проходят один-два очень напряженных месяца. В эти дни родители невесты собирают приданое дочери:

множество сари на все случаи жизни, другую одежду, украшения, кухонную утварь... Два дня до свадьбы невеста никуда не выходит. Дом ее украшают фольгой, гирляндами цветов и разноцветных лампочек.

Наконец наступает день свадьбы, на которую собирают до 700-800 гостей. Родители невесты должны обеспечить их угощением и жильем. Невесту одевают в ярко-красное сари, на руках у нее обязательно ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. Она будет носить эти браслеты, по крайней мере, еще месяц после свадьбы.

Вечером невесту выводят на открытую площадку перед домом, где она терпеливо дожидается прибытия жениха. Пенджабские девушки считаются очень скромными и застенчивыми. Это подчеркивается тем, что лицо невесты наполовину прикрыто сари. Наконец верхом на лошади прибывает жених - его одежда расшита золотым шитьем, он подпоясан огненным кушаком, на голове яркий тюрбан. Позади на разукрашенной лошади скачет дружка - "маленький жених" в таком же наряде.

Эту процессию обычно сопровождают музыканты. Поскольку гости веселятся, поют и танцуют прямо на дороге, то всем прохожим без объяснений понятно, что происходит на этой улице. Встретив жениха у ворот, родители невесты ведут его к новобрачной, и молодые обмениваются гирляндами цветов - это, собственно, и означает венчание.

После ужина молодых ведут в "веди" - маленький храм, сооруженный из пяти бамбуковых палок, покрытых тентом. В центре его горит огонь. Один конец сари невесты привязан к кушаку жениха, что должно означать их союз и привязанность друг к другу. Молодых сажают возле огня. Затем молодые должны подняться, взяться за руки и обойти вокруг огня семь раз.


Вот теперь они уже супруги. По возвращении в дом невесты молодого мужа с шутками и прибаутками укладывают спать в отдельной комнате, а жена остается в своей девической спальне. Родственники мужа отправляются ночевать к себе домой. Утром молодую жену все в том же свадебном наряде уводят в дом мужа. Теперь молодая жена придет в дом родителей в гости только через месяц - нанесет "первый визит".

Во многих районах Южной Индии церемонии обручения не существует. Родители жениха и невесты не спешат объявить о дне свадьбы, а первым делом изучают гороскопы молодых. Только в том случае, если звездные предначертания совпадут, родители невесты приглашают будущих свойственников на смотрины.

Наконец начинаются торжественные приготовления. За четыре дня до свадьбы съезжаются все родственники невесты. Во дворе ее дома воздвигают особый навес - пандал, украшенный цветами, гирляндами из кокосов и бананов, разноцветными огнями.


В центре пандала устанавливают большую чашу, до краев наполненную рисом, поверх которого лежит цветок кокосовой пальмы, - все вместе это символизирует счастье. Вокруг чаши зажигают огни. Однако церемония начинается не в пандале, а в храме, присутствует на ней только невеста, до жениха очередь еще не дошла. В половине седьмого утра девушку, одетую в свадебное сари, ведут в храм. Там невеста бросает на пол четыре кокосовых ореха, раздает милостыню беднякам, а затем возвращается домой.

Жениха встречают только отец и дядя невесты. Ни одна женщина из дома не должна попасться на пути будущего мужа. У самых ворот жениха встречает младший брат невесты, моет ему ноги и целует его. Это означает, что будущие зять и шурин породнились.