Меню

Программа коррекционно-развивающего занятия по снижению тревожности у детей. Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки

Дети и родители

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.

1.2. Научное обоснование программы.

В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Усложняющие задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития и связанные с ними эмоциональные и физические перегрузки, последствия информационного взрыва, обострение социальных проблем, приводят к повышению влияние стрессового фактора на человеческую жизнь. Поэтому феномен тревожности становится наиболее важным проявлением развития личности.

Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, 1980; Н.Д.Левитов, 1969; Р. Сарасон, 1975 и др.). Ряд исследователей вместе с тем с тем всё шире анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Р.Б. Кеттел, 1976; Ч. Спилбергер, 1980; К. Роджжерс, 1951).

Сегодня изучаются как общие вопросы тревожности: источники тревожности (Д.В. Аткинсон, О. Ранк), роль и специфика связей тревожности и мотивации личности (О.В.Дашкевич, А.М.Прихожан), так и более частные вопросы: возрастные особенности и тип акцентуации (Л.Н. Захарова, Б.И. Кочубей).

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАСОВ

Разработали:

Кондакова Вера Анатольевна

Мозжегорова Ольга Андреевна

Вертипрахова Юлия Борисовна

Введение

      Понятие, виды, причины тревожности первоклассников

      Особенности поведения тревожных первоклассников

      Разработка цикла занятий по снижению тревожности

2.2. Профилактическая работа по преодолению тревожности

2.3. Создание буклета для родителей

Приложения

Введение

За последние несколько лет в системе школьного образования произошли значительные изменения. Среди самых значимых – разработка образовательных стандартов нового поколения. С одной стороны, они призваны расширить интеллект и кругозор учащихся, открыть для них новые горизонты, с другой – обилие информации по разным предметам требует у учащихся большого умственного напряжения, долгой работы по изучению, запоминанию, обработки информации, систематизации полученных знаний.

Особенно тяжело в этом плане приходится учащимся первых классов. Первокласснику приходится преодолевать сразу несколько трудностей: привыкать к новой обстановке и коллективу, усваивать правила поведения в образовательном учреждении, выполнять требования педагогов и на этом фоне усваивать большой объём информации. В связи с этим возникают проблемы первого года обучения: нарушения аппетита и сна, снижение успеваемости и мотивации к учёбе, появляется нежелание и протест учиться. Всё это – следствие возрастающей тревожности первоклассника.

Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

В психологической литературе отмечено, что школьное обучение (познание нового, проверка учителем знаний и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый не высокий уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности слишком высок, ученика охватывает сильное переживание, которое становится помехой в учебе.

Цель проекта:

Исследовать тревожность у учащихся 1 класса,

Изготовить буклет для родителей.

Задачи проекта:

Изучить источники по данной теме,

Исследовать тревожность учащихся 1 «Б» класса,

Провести цикл внеурочных занятий с учениками класса по снижению тревожности,

Создать буклет для родителей с практическими рекомендациями.

Гипотеза :

В первый год обучения в начальной школе многие ученики испытывают тревогу. Цикл занятий с детьми поможет снизить тревожность первоклассников.

      Понятие, виды, причины тревожности.

Психологи дают различное определение тревожности. Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий».

Школьная тревожность проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.

Школьная тревожность бывает нескольких видов:

    Оценочная тревожность . Возникает из-за оценивания, недовольства оценкой, ожидания более высокой оценки, боязни получить низкую словесную оценку учителя (стыдно перед учителем, родителями, боязнь порицания со стороны родителей).

    Межличностная тревожность. Возникает из-за того, что ребенок неудовлетворен общением со сверстниками, учителями.

    Ситуативная тревожность. Возникает в ситуации подготовки к 1 сентября, в ситуации проверки знаний, особенно публичной (боязнь быть осмеянным, сделать глупую ошибку), ситуации самостоятельной работы, опоздания в школу и т.д.

Среди причин школьной тревожности можно отметить следующие:

    Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых – родителей и учителей.

    Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни.

    Изменение режима дня и возрастание психофизиологических нагрузок.

    Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями).

    Столкновение с системой школьных оценок.

2.2. Особенности поведения тревожных первоклассников.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивает.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми.

Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

2.3. Разработка цикла занятий по снижению тревожности

Предлагаемый цикл внеурочных занятий по преодолению тревожности состоит из нескольких блоков:

1) Снижение уровня тревожности.

2) Повышение самооценки.

3) Принятие самостоятельных решений.

Занятия строились на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

На занятиях первого блока ребенку предлагаются релаксационные упражнения для снятия тревожности, которые он может использовать вне занятий, дома, чтобы научиться владеть своими эмоциями и чувствами.

Занятия второго блока направлены на повышение самооценки, уверенности в себе, своих силах. В игровой форме ребенок узнаёт не только о своих недостатках, но и обнаруживает достоинства.

Третий блок направлен на создание условий, в которых бы ребенок мог свои достоинства проявить, принять самостоятельные решения.

Структура занятия:

    Вводная часть включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ритуал приветствия.

    Основная часть, включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия, направленные на обучение навыкам саморегуляции и повышение самооценки.

Наличие ритуала приветствия и ритуала прощания помогает организовать группу на начальном этапе.

Методы и приемы, используемые в программе: словесные и подвижные игры, беседа, проигрывание проблемных ситуаций, релаксационные техники. На занятиях так же используются элементы арт-терапии.

Материалы необходимые для занятий: аудиозапись звуков живой природы, карандаши, краски, бумага, кисточки, стулья, фломастеры.

Программа предназначена для детей, обучающихся в 1 классах. Предусмотрено 9 занятий по 40 минут.

Глава 2 Исследование

2.1. Исследование тревожности учеников 1 «Б» класса

I этап. Подбор диагностического инструментария. Для данного исследования была выбрана методика «Метод неоконченных предложений». Она позволяет с легкостью провести опрос учащихся в индивидуальном порядке, не является сложной (Приложение1)

II этап. Выбор аудитории для обследования. Для обследования были выбраны учащиеся 1 «Б» класса ГБПОУ «КЦО № 1» г. Кунгура. Выборка составила 26 человек.

III этап. Проведение исследования. Обследование первоклассников проводилось в период адаптации к школьному обучению, с конца сентября по ноябрь 2014 года. Обследование учащихся проводилось индивидуально, в доброжелательной и располагающей для беседы обстановке. Перед тем, как называть предложения, была озвучена инструкция для обследуемого. Ответы записывались.

IV этап. Обработка результатов исследования. Анализируется окончание предложений. Были отмечены предложения, в окончаниях которых прослеживается т.и.и. вид тревожности, волнение. Полученные причины тревожности суммируются с аналогичными причинами волнения одноклассников. Имеющиеся у учащихся причины и виды тревожности представлены в процентном соотношении, в виде организованной диаграммы (Приложение 3).

V этап. Метод интервью с психологом ГБПОУ «КЦО № 1» по проблеме тревожности первоклассника, о проявлениях тревоги (Приложение 2).

VI этап. Метод наблюдения за учениками в классе (Приложение 4).

2.2. Профилактическая работа по преодолению тревожности.

Тема 1 Снижение уровня тревожности

Занятие 1 «Ты можешь быть смелым»

    Знакомство участников,

    создание доверительной атмосферы в группе,

    снижение тревожности, через обучение техники расслабления мышц лица.

Занятие 2 «Поверь в свои силы»

Цель: снятие тревожности и напряжения у детей, сохранение спокойствия в неожиданных ситуациях.

    Создание условий для снижения уровня тревожности, через преодоление неожиданных трудностей,

    снижение тревожности, через обучение техники перевоплощения.

Занятие 3 «У тебя всё получится»

Цель: снижение тревожности и напряжения у детей, через обучение навыкам саморегуляции.

    Снижение тревожности и напряжения у детей, через развитие воображения,

    снижение тревожности, через обучение техники расслабления мышц тела.

Тема 2 Повышения самооценки

Занятие 4 «Верь в себя»

Цель: снижение тревожности и напряжения, через развитие умения увидеть свои достоинства.

    Снижение тревожности, через обучение техники расслабления мышц лица,

Занятие 5 «Тебя любят»

Цель: снижение тревожности и напряжения, через формирование чувства собственной уникальности.

    Снижение тревожности и напряжения, через обучение техники расслабления мышц рук и ног,

    развитие позитивной самооценки и представлений о себе, через визуализацию своего позитивного образа

Занятие 6 «Люби близких»

Цель: снижение тревожности и напряжения, через формирование позитивного отношения к окружающим.

Тема 3 Принятия самостоятельных решений

Занятие 7 «Попробуй сам»

Цель: снижения уровня тревожности, через развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

    Снижение тревожности и напряжения, через нахождение собственных позитивных качеств,

    принятия самостоятельных решений, через формирование внутренней уверенности.

Занятие 8 «Навстречу трудностям»

Цель: Снижения уровня тревожности, через развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

    Снижение тревожности и напряжения, через обучение техники расслабления мышц тела,

    обучение навыкам конструктивного принятия решения.

Занятие 9 «Ты можешь всё»

Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, через развитие позитивного восприятия себя и окружающих

    Снижение тревожности, через формирование позитивных представлений о другом,

    снижение тревожности, через формирования позитивного отношения к себе.

2.3. Создание буклета для родителей.

Изучение литературы, проведённое исследование и цикл занятий позволяют создать буклет для родителей с практическими рекомендациями и советами для работы с тревожными детьми дома (Приложение 5).

Определение тревожности,

Признаки тревожности,

Критерии определения тревожности у ребёнка,

Правила работы с тревожными детьми для родителей,

Советы родителям.

Цель создания буклета – совместная работа с родителями тревожных детей, направленная на снижение уровня тревожности и формирования у учащихся уверенности в себе. Помимо ознакомления с информацией буклета родителям предлагаются индивидуальные встречи, совместные беседы, консультации психолога.

Можно отметить, что исследование является актуальным, потому что ситуация школьного обучения волнительна для 6-7 летних детей, только что переступивших порог школы. В наше время школа предъявляет высокие требования к уровню интеллектуальной готовности первоклассника, его познавательной активности. Поэтому ребенку, который должен привыкнуть к школе, к новому, еще нужно «быть на уровне», а это требование порой бывает тяжело выполнить. Ребенок испытывает тревогу, переживания, а учителя и родители в «гонке за знаниями и успеваемостью» не всегда во время могут разглядеть напряжение, волнение, что может привести к нервным срывам, переутомлению первоклассника.

Исследование может быть показателем того, что нужно с трепетом и осторожностью относится к началу школьной «жизни» ребенка. Результаты исследования очень ярко показывают, какое напряжение испытывают дети в период адаптации. Очень большой процент детей переживает свою успешность в школе, как в отношениях с одноклассниками, так и в успеваемости. Уже ситуация готовности к 1 сентября очень волнительна для ребенка. Первоклассники очень переживают свои даже небольшие неудачи в учебе. Волнительна и ситуация проверки знаний учителем у доски и с места. А многие отметили, что боятся, что их будут ругать родители.

Поэтому по результатам исследования в классе было проведено родительское собрание: «Роль словесной оценки учителя в жизни ребенка», а учитель в свою очередь всегда использует методы снятия напряжения, при помощи доброжелательных высказываний, создания спокойной обстановки в классе, спокойного общения с детьми. Все исследование проходило в период острой адаптации для того, чтобы показать всю «эмоциональную остроту» этого события в жизни маленького первоклассника.

В исследовании были получены следующие результаты (см. Приложение III и IV):

С помощью методики «Метод неоконченных предложений» были выявлены следующие причины тревожности учеников:

-77% учащихся отметили, что переживают из-за словесной оценки учителя, т.к. стремятся к более высоким результатам по требованию родителе и по своему стремлению, но не у все есть способности получать самую высокую словесную оценку «умничка!» или «молодец!».

- 50% детей волнуются из-за взаимоотношений с одноклассниками и другими детьми школы, с которыми они общаются во время прогулки и на переменах. Дети в этот период очень остро переживают разногласия, ссоры, игнорирование.

-40% первоклассников отметили, что волновались сильно 1 сентября, когда у них будет много нового.

-36% детей переживают из-за неудач в учебе, когда что-то не получается по отдельным предметам.

-31% учащихся волнуются отвечать у доски, перед всем классом.

-27% детей пребывают в тревожном состоянии когда идет самостоятельная работа, ситуация проверки знаний.

- 27% волнуются из-за отношения учителей-предметников, их пугает строгость, требовательность.

- 27% переживают из-за собственных опозданий в школу.

- 18% детей боятся, что их будут ругать родители из-за ошибок и словесной оценки учителя «Будь внимательней».

-13% учеников волнуются, когда их спрашивает учитель, проверяет из знания.

Таким образом, оценочную тревожность испытывают -77% детей класса, ситуативную – 72% учеников и межличностную – 72% учеников.

Также был использован метод скрытого наблюдения за учениками в классе, чтобы выявить внешние проявления тревоги, которые видны у детей. Были получены следующие результаты:

18% учащихся грызут ручки и карандаши;

13% детей класса перебирают руками одежду при ответе;

13% первоклассников говорят тихо, глядя в пол;

9% детей класса бывают плаксивыми.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Методика «Метод неоконченных предложений»

Цель: методика предназначена для выявления тревожности младших школьников в различных сферах общения и деятельности. Ребенку предлагается закончить предложения.

    Когда я думаю о школе….

    Когда я иду в школу….

    Когда звенит звонок….

    Когда я вижу учителя….

    Когда учитель дал классу самостоятельную работу…..

    Когда кончаются уроки….

    Когда я отвечаю у доски…..

    Когда я не получаю хорошую словесную оценку, то….

    Когда учитель задает вопрос….

10. Когда я прихожу из школы….

11. Все ребята в классе….

12. Есть учителя, которые….

13. В детском саду я чувствовал себя….., а в школе…..

15. Если бы была возможность, я бы изменил в школе……

16. Я так устаю в школе, что…..

17. Когда я опаздываю в школу….

18. Мне нравится учиться, потому что….

19. Когда я открываю дневник, чтобы посмотреть оценки…..

В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка и анализируется, к чему привязана тревожность в каждом конкретном предложении.

Метод неоконченных предложений / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.46-47.

Приложение 2 Интервью с психологом

Ответ психолога

1. Что такое тревожность?

Эмоциональное состояние человека, при котором он испытывает волнение, беспокойство, суету. Не редко это состояние сопровождается повышенным потоотделением, частым сердцебиением, нервными срывами, либо наоборот «уходом в себя», замкнутостью.

2. Как тревожность влияет на адаптацию первоклассника к школе?

Чрезмерная сильная тревожность не дает ребенку возможности полноценно учиться, препятствует сосредоточению, вызывает чувство страха перед учителем, сверстниками, родителями, оценкой. Постоянная боязнь делает ребенка рабом своих эмоций. Он может быть плаксивым, может бояться начинать выполнять задание в силу того, что допустит ошибку и получит низкую оценку учителя и порицания близких, либо вовсе может отказываться от выполнения заданий.

Не сильная тревожность , связанная с чувством ответственности, наоборот может граничить с успехом по каким – либо учебным предметам, дисциплинирует ребенка.

3. Какие виды тревожности существуют?

1. Тревожность, связанная с взаимоотношениями с учителем;

2. Тревожность, связанная с взаимоотношениями с одноклассниками, сверстниками;

3. Тревожность, связанная с ситуацией проверки знаний, ситуацией неизвестности, новизны.

4. Оценочная тревожность (оценка учителя, родителей, одноклассников);

4. Какие изменения в поведении детей в школе, на уроке прослеживаются, когда они испытывают состояние тревоги?

На уроке поведение детей, которые испытывают сильную тревогу, волнение заметно. У них могут быть навязчивые движения: они могут жевать волосы, грызть ногти, ручку, карандаш, постоянно качать ногой, покусывать губы. Эти дети могут долго сидеть над тетрадью, прежде чем начать что-либо выполнять, т.к. боятся сделать ошибку. Могут «врасти » в парту, бояться сделать лишних движений. Их ладони на ощупь сырые, вспотевшие от переживаний. Если они отвечают перед классом, то речь их может быть невнятна, сухость во рту не дает им отчетливо высказывать свои мысли. Смотрят они обычно в пол, в сторону или в даль. Их мышцы часто напряжены, поэтому дома бывают нервные срывы, плаксивость или, как выплеск негативной энергии, агрессия. Они боятся наказания, ругани родителей из-за оценки, лишения любимых развлечений. Это оказывает давление на их психику.

5. Как можно помочь тревожному ребенку?

Начать с того, что заметить проблему. Отреагировать эмоции и переживания, найти причину тревоги и работать с ней. Работа по устранению тревоги должна проходить комплексно: родитель, учитель, ребенок, одноклассники, а не односторонне. Главное не навредить.

6. Что можно посоветовать строгим родителям?

Обеспечить детям безопасное, спокойное обучение, быть помощником в выполнении уроков. Заботиться о естественных потребностях ребенка, а не о том, какое замечание написано в дневнике. Разговаривать о школе спокойно, решать проблемы спокойно, не кричать, не обвинять, не давить!

Приложение 3 Диаграмма по результатам исследования

Приложение 4 Метод скрытого наблюдения за учениками в классе

Внешние проявления тревожности и волнения на уроке

Грызут ручки и карандаши

18% (4 человека)

Перебирают руками одежду при ответе у парты и у доски

13% (3 человека)

Говорят тихо, отводя взгляд, при ответе у доски и с места

13% (3 человека)

Бывают плаксивыми

9% (2 человека)

Приложение 5 Буклет для родителей

Сторона 1

Приложение 6 Буклет для родителей

Сторона 2

Цель игры: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку и оценку других.

Оборудование:

    Листы бумаги;

    Цветные карандаши или фломастеры;

Ведущий предлагает каждому члену группы сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры.

На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется.

При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Каждой маске предоставляется время для выступления.

Рефлексия упражнения:

    Что вызвало затруднения в изготовлении маски?

    Чем маска отличается от тебя «настоящего»?

Упражнение «Дневник побед»

На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце каждого занятия записывают в специально заведенный «Дневник побед» всё, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее 5). Все плохое забывается и опускается.

После записи желающие дети принимают участие в обсуждении своих записей.

    Какая победа далась очень трудно?

    Что из достижений дня было добиться легче всего?

    Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками, учителями, классным руководителем)?

1.2 Занятие: «Ослиная шкура»

Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими.

Оборудование: специального нет

Ведущий говорит группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только ты настоящий герой. И не просто герой. А принц или даже король волшебной страны. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.)

А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Её не так просто снять. А все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задания дается 2-3 минуты)

Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что даёт ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии (задание выполняется 1-2 минуты). А теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)»

Рефлексия упражнения:

    Какие ощущения вы испытывали, будучи королём?

    Есть ли что – то неприятное в превосходстве?

    Какие существуют преимущества у ослиной шкуры?

    А какие недостатки?

    Какие преимущества дает равноправие?

    Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя королём? А когда ослиной шкурой?

Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)

Коррекционная программа, направленная на снижение уровня тревожности у младших школьников.

Цель - выявить индивидуально-типические проявления тревожности у младших школьников, проследить взаимосвязь ее с самооценкой детей, с реальными достижениями ребенка, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми.

Методы :

Наблюдение за детьми в самых различных ситуациях (параметры прояв­ления тревожности: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, повышенная чувствительность к критике, часто не может сдержать слезы);

Беседа с учителем о поведении детей в школе, о проявлениях тревожности; с родителями.

- использование методик : опросник для выявления тревожного ребенка; тест школьной тревожности Филипса; для изучения самооценки можно использовать такие методики: А.И.Липкиной «Три оценки», тест «Дерево» Коха, методика «Лесенка».

Коррекционный блок.

Цель - постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», по­вышение уверенности в себе, повышение самооценки.

Методы : изменение отношения учителей к детям с высоким уровнем тревожности (создание си­туаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, при­влечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);- рациональное объединение детей для выполнения определенной дея­тельности, игры и т. п.;

Коррекционная программа состоит из 11 занятий. Программа рассчитана на 2 встречи в неделю с группой детей из 6-7 человек. Время, затрачиваемое на одно занятие: в начале работы (первые 3-4 занятия) – не более 30 минут, затем по 40 минут.

Каждое занятие необходимо начинать с приветствия и заканчивать подведением итогов (резюмирование).

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО. ВВЕДЕНИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ

Беседа о том, что такое психология и зачем она нужна человеку.

Психолог рассказывает детям о том, что знания, которые они получат на занятиях, помогут ребятам лучше справляться с трудностями, с которыми они встречаются в школе и дома.

«Знакомство»

Дети кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя, затем по сигналу психолога – называют имя того, кому бросают мячик.

«Имя превратилось»

Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.

«Рисунок имени»

Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем, врачом, ученым или писателем. И ему уже при жизни решено поставить памятник, на котором должно быть написано имя и нарисованы интересные рисунки. Дети придумывают рисунки к своим именам, описывают их устно, а затем рисуют в альбомах рядом с красиво написанным именем. 6

ЗАНЯТИЕ 2. ТРЕВОЖНОСТЬ. ЧТО ЭТО?

Беседа с детьми о тревожности и ее проявлениях, с приведением конкретных примеров.

Психолог просит детей рассказать, в каких ситуациях они испытывают наибольшую тревогу и беспокойство.

«Переинтерпретация» симптомов тревожности.

Психолог рассказывает детям, что признаки тревожности, которые возникают у них, это признаки готовности человека действовать (признаки активности), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше и справиться с другими делами. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как не­большое волнение повышает результативность. 7 Предложить детям привести пример тревожащих их ситуаций и на этом примере показать, как можно изменить ситуацию в лучшую сторону.

«Дыхание»

«Рисование своего страха и других эмоций»

Психолог предлагает ребятам нарисовать свои страхи и неприятности, а затем

порвать рисунки и выбросить в корзину для мусора (тем самым как бы избавляясь от неприятных переживаний). 8

ЗАНЯТИЕ 3. КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ.

Обучение детей умению расслабляться, снимать напряжение с помощью различных упражнений:

Упражнение на релаксацию и дыхание: “Воздушный шарик

Упражнения

Штанга .

Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”

Рисунок на свободную тему.

ЗАНЯТИЕ 4. КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ.

Обучение детей умению расслабляться, снимать напряжение с помощью упражнений.

Упражнение на релаксацию и дыхание: “Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнения (из «Психогимнастики» Чистяковой)

Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” - резко наклоняем корпус тела вниз”.

Винт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”

Предложить детям делать эти упражнения дома ежедневно.

ЗАНЯТИЕ 5. КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ.

«Дыхание» . Рассказывается о значении ритмического дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Повторить упражнение несколько раз. Порекомендовать детям, потренироваться дома.

Ролевая игра.

Предложить ребятам проиграть какую-либо ситуацию с помощью кукол. Например, первая кукла – «строгий учитель», а вторая – ребенок. Это поможет детям выразить свои эмоции безопасным способом и выработать стратегии поведения в трудных ситуациях.

Упражнение (из «Психогимнастики» Чистяковой).

Насос и мяч”

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.

Рисунок на свободную тему.

Цель: релаксация и отреагирование накопленных переживаний.

ЗАНЯТИЕ 6. ТРЕВОЖНОСТЬ И САМООЦЕНКА.

«Приятное воспоминание» . Психолог предлагает детям представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию. Дать на это упражнение от 5 до 10 минут. Предложить детям использовать этот прием для нормализации душевного состояния в моменты тревоги и беспокойство.

«Неоконченные предложения».

Цель: развитие рефлексии.

Детям предлагаются плакаты: «Я люблю», «Меня любят…», « забочусь…», «Обо мне заботятся…», «Я верю…», «В меня верят…». Они поочередно устно заканчивают написанные на них предложения.

Игра в кругу «Комплименты».

Цель игры: Повышение самооценки. Ребята узнают много приятного от окружающих, смогут взглянуть на себя «глазами других детей».

Предложить ребятам поочередно сделать комплимент своему товарищу.

Дискуссия «Самое-самое».

Цель: дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Психолог предлагает записать в тетради, что для них самое ценное в жизни. Затем дети зачитывают, а психолог записывает на доске. Затем идет обсуждение каждого пункта.

Нужно подвести ребят к тому, что самое важное и ценное в жизни человека - это сам человек. Каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это признавать право на любовь других людей к самим себе.

Обычно дети перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, мир, семья, деньги. Психолог, комментируя каждое перечисление, просит каждого ответить на вопрос о самом себе:

Почему для меня главное доровье?

Чем мне дороги родители?

Почему так важна семья и др.

Затем приходим к выводу, что мне все это нужно мне, а значит, я самый важный и ценный для себя. Однако это не значит, что нужно противопоставлять себя другим людям. Человек должен любить себя и принимать то, что не только он, но и каждый человек «самоценен». Любить себя – гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Тот кто не любит себя, не может искренне любить других. 9

Домашнее задание.

Последите в течение времени до нашего следующего занятия за своим настроением и ответьте на вопросы:

Всегда ли вы были спокойны

Было ли вам неудобно за какое-то свое поведение

Предложить делать самостоятельно выученные упражнения на дыхание и релаксацию.

ЗАНЯТИЕ 7. ТРЕВОЖНОСТЬ И САМООЦЕНКА.

«Переформулировка задачи».

Рассказать ребятам о том, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказать о Сталинградской битве», вместо «Я должен ответить во что бы то ни стало» или «Я должен получить 5». Предложить ребятам привести какие-либо примеры и ситуации, в которых можно использовать этот прием. Потренироваться в переформулировке задач.

Игра в кругу «Я дарю тебе…»

Цель: игра направлена на повышение самооценки участников.

Психолог предлагает детям поочередно обращаясь друг к другу говорить «Я дарю тебе..» и произносить, то, что хотел бы подарить.

Методика «Моя вселенная».

Цель: продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Ребятам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центре написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончание предложений:

Мое любимое занятие

Мой любимый цвет…

Мой лучший друг

Мое любимое животное…

Мое любимое время года…

Мой любимый сказочный герой

Моя любимая музыка…

Упражнение на релаксацию и дыхание: “Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

ЗАНЯТИЕ 8. РЕПЕТИЦИЯ - 1.

«Доведение до абсурда»

Школьникам поочередно предлагается сыграть очень сильную тревогу, страх и др. эмоции, делая это как бы дурачась.

Прием отработки конкретного навыка:

«Репетиция ».

Психолог проигрывает со школьниками ситуации, вызывающие у них тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося.

Игра

Водопад”

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

Лепка на свободную тему.

Для релаксации и отреагирования накопленных переживаний.

ЗАНЯТИЕ 9. РЕПЕТИЦИЯ - 2.

Игра на расслабление из книги К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать»

Слепой танец”

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

“Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку”.

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

«Мысленная тренировка» . Психолог обучает детей прорабатывать тревожащие их ситуации заранее. Например, у ребенка есть ситуация, всегда вызывающая тревогу (публичное выступление, ответ у доски и др.). Предложить представить эту ситуацию во всех подробностях, все трудные моменты, тщательно, детально продумывая собственное поведение. Объяснить ребятам, что этот прием поможет им в настоящей ситуации справиться с тревогой.

Психолог предлагает повторять это упражнение перед важными для детей мероприятиями.

«Репетиция» (которое делали на предыдущем занятии).

В конце занятия предложить ребятам упражнение «Дыхание».

ЗАНЯТИЕ 10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

На этом занятии необходимо повторить различные приемы и упражнения, для коррекции тревожности: дыхательные, психогимнастические упражнения, на повышение самооценки, прием отработки конкретного навыка и др.

Упражнение на релаксацию и дыхание: “Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнения (из «Психогимнастики» Чистяковой):

Штанга .

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Комплименты»

«Я дарю тебе…»

«Репетиция»

Получение «обратной связи» (что ребятам понравилось, какие упражнения выполненные на занятии пригодятся им).

ЗАНЯТИЕ 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГИ.

Беседа с ребятами направленная на обобщение полученного опыта, осознание и вербализация итогов. Содержание: вспоминаем содержание занятий и «прокручиваем» основные идеи (что такое тревожность, способы избавления от внезапно возникшей тревоги и беспокойства и т.д).

Релаксация . Психолог предлагает ребятам нарисовать волшебную страну, без страхов и тревоги, в которой всем хотелось бы жить.

Педагог-психолог: Соснина Ольга Павловна, МБОУ Школа № 79., г.Уфа.