Меню

Коллекционирование в средней группе детского сада картотека. Создание семейных коллекций в детском саду

Вкусные рецепты

Ольга Федоровская

У нас в детском саду прошла неделя коллекционирования . Создание коллекций в детском саду дает детям возможность заниматься поисково – исследовательской деятельностью, развивает внимание, память. Вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них, тем самым в процессе общения развивается речь детей. Появляется интерес побольше узнать о собранных экспонатах. В группе у нас создано несколько коллекций по разным темам . В создании коллекций принимали и принимают активное участие и дети, и родители. Собранные экспонаты коллекций распределили по разным темам, разложили по альбомам и контейнерам. Выделили полочку для коллекций , все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.

Коллекционированием начали заниматься с создания коллекций бумаги и ткани .

Это страницы альбома из коллекции бумаги , сюда поместили разные виды бумаги.



Некоторые виды ткани из коллекции тканей .



Когда набралось много мелких игрушек, то решили создать коллекцию игрушек из "киндер - сюрпризов". Набралось целых два контейнера. Дети с удовольствием не только их разглядывают, но и используют их в своих играх.

После того, как дети начали приносить в детский сад ракушки из своих путешествий вместе с родителями за моря и океаны, возникла идея создать коллекцию ракушек . Так как мы живем далеко от моря, и ракушки для детей являются необычным природным материалом,то в коллекцию решили выбрать самые красивые и необычные ракушки. Остальные ракушки оставили для изготовления поделок из природного материала.



Детям понравился процесс создания коллекций , так у нас появились коллекции открыток и фантиков .


Открытки и фантики раскладывали в альбомах по темам.





Коллекция значков


Коллекция карманных календариков. Сейчас мы их формируем по темам ("Домашние животные", "Дикие животные", "Мультфильмы", "Космос", "Спорт" и т. д.)


Создали коллекцию пуговиц . Конечно, чтобы приступить к созданию коллекции , была проведена предварительная работа. Беседовали с детьми о пуговицах, рассматривали их, "путешествовали" в прошлое пуговицы и еще много интересного узнали о них. Вот что у нас получилось. Пуговицы разложили по цвету, форме, величине, по материалу из которого они сделаны и т. д.





Дети так увлеклись коллекционированием , что решили создать коллекцию камней и коллекцию кружев . Так что у нас впереди еще много работы!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Детское коллекционирование - основа для развития детских проектов» «Детское коллекционирование – основа для развития детских проектов» Газизова Татьяна Борисовна воспитатель МБДОУ «Детский сад №2», г. Губаха.

Коллекционирование как форма познавательной исследовательской деятельности дошкольников Цель: способствовать развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование. Задачи:.

Ежедневно, приходя в детский сад, каждый ребенок что-то приносит с собой в группу. Это и куклы, и машины, и книжки, и фигурки из киндер-сюрпризов,.

Коллекционирование оказывает очень большое влияние на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. В этом я убедилась анализируя.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического.

Коллекция - систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее.

Дети, приходя рано утром в детский сад, часто приносят что-то с собой. Это может быть, календарики, разные блокнотики, мелкие игрушки, различные магнитики на холодильник и так далее.

Тем не менее, коллекционирование сейчас является традицией, которую уже немного забыли. Нам стало интересно – а существуют ли традиции коллекционирования в семьях наших воспитанников? Для этого мы решили организовать в группе нашего детского сада «Выставку семейных коллекций».

На просьбу принести имеющиеся дома коллекции, родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции, рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения. Но что же дает создание таких коллекций в детском саду?




Для начала, скажем, что ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции. Тем самым он развивает свои психические процессы (внимание, память, интеллект), а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам.

Далее, когда коллекция уже собрана, малыш непременно желает показать ее своим друзьям, тем самым развивает социально-коммуникативные навыки, учится договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами. Ребенок может играть с коллекцией постоянно: подбирать экспонаты по форме, цвету, размеру, — лучше использовать для этого карточки-помощники с элементами ТРИЗ. В этом случае у ребенка складывается полная картина о найденном предмете, и малыш, проговаривая все признаки предмета, не только развивает мыслительные процессы, но и самое главное – развивает речь. Например, Катя П., найдя в своей коллекции игрушек от Киндер-сюрприза рыжего кота рассказала, что по форме его туловище овальное, голова круглая, по цвету кот светло-коричневый с темными полосками, поверхность – гладкая, размер – меньше, чем самолет, но больше, чем маленькая игрушка-лягушка. И так дети могут описывать предметы по 18 признакам.

Мы считаем, что приобщать детей к коллекционированию, тем более к семейному, нужно с раннего возраста, чтобы привить детям важность значения семьи и тепло семейного уюта.

Хочется отметить, что семейное коллекционирование так же способствует развитию внимания, памяти, гибкости нестандартности мышления, умения наблюдать, сравнивать и анализировать, способности комбинировать, обобщать и видеть главное. В наших семейных коллекциях Вы можете увидеть коллекцию почтовых марок, ее принес папа Саши К. Он признался, что начал собирать и обмениваться почтовыми марками еще в своей юности. Ему очень понравилось это занятие и он решил приобщить к этому увлекательному делу своего сына. Было большой неожиданностью, когда не только семьи воспитанников приняли участие в нашей выставке, но и сами педагоги группы с удовольствием предоставили свои коллекции. Это коллекции шахмат: магнитные и шахматы Гарри Поттера, коллекция «Тело человека», морских раковин, магнитов на холодильник с фотографиями различных городов и стран мира, коллекция декупажных салфеток, открыток и календариков. Сами дети захотели стать экскурсоводами нашей выставки, поэтому, когда в нашу группу заходят гости – педагоги и дети с других групп, то ребята сами проводят экскурсию по имеющимся коллекциям, рассказывая историю их создания.

Таким образом, семейные традиции, которые человек усваивает в детстве, могут сопровождать человека в течение всей его жизни, оставаясь неизменными, тем самым развивая человека по всем качествам и добродетелям.

Программа
"Собиратель"
«Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Яруллина Лайсан Мударисовна

Программа формирует у детей познавательно - исследовательский интерес, тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность, усидчивость и бережливость. Собирая и показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребёнок учится общению со сверстниками. Коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности,приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Коллекционирование, как и любое другое хобби, украшает жизнь ребенка, делает её полезнее и разнообразнее. Эта тема отражает интеграцию образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

В данном пособии представлены занятия с детьми и совместные мероприятия с родителями по разделам «Неживая природа», «Семена растений», «Народная кукла», «Новогодний праздник», «Хобби», «Военная техника», «Живая природа».

Предназначена воспитателям дошкольных образовательных учреждений; педагогам дополнительного образования; рекомендовано родителям.

Пояснительная записка

Коллекционирование в детском саду - способ исследовательско - познавательной деятельности дошкольников. Оно способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Педагоги дошкольных учреждений замечают, что дети часто приходят в детский сад не с пустыми руками. Это могут быть мелкие игрушки, фантики, наклейки, вкладыши. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. И это заложено в человеке самой природой. Таким образом ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Собирая коллекцию, ребенок познает мир вещей, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами малыш учится общаться с другими людьми, строить с ними отношения.

Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает к аккуратности, усидчивости. кропотливой работе с материалом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Именно коллекционирование может стать замечательным увлечением объединяющим взрослых и ребенка. Это доступный детям вид совместной деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность в собирательстве "чудесных сокровищ". С помощью коллекционирования можно решить ряд педагогических задач.

Интерес детей к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с удовольствием включаются в эту работу и помогают своему ребенку найти интересные экспонаты. Многие стали создавать домашние коллекции. Это позволяет родителям не только больше общаться с детьми, но и знать мир их увлечений и интересов.

Поэтому в начале учебного года в уголке для родителей мы располагаем информацию с перечнем коллекций, которые будут собираться в течение года ребенком и родителями. Ребенок сам выбирает, что ему интересно и какую коллекцию он будет собирать. Родители будут ему помогать в этом интересном увлечении. Результатом этой длительной работы могут быть выставки коллекций. собранных родителями и детьми.

Процессу создания коллекций помогают также и сотрудники детского сада, которые откликнулись на просьбы детей, они приносят и дарят интересные экспонаты. В группу приходят педагоги и дети других групп, чтобы посмотреть наши коллекции. Дети выступают в роли экскурсоводов и проводят обзорные экскурсии. Они рассказывают о своих коллекциях, интересных экспонатах. Бывая в роли гида, безусловно, развивается речь ребенка, коммуникативные качества, расширяется кругозор и накапливается социальный опыт. Таким образом дети заинтересовывают педагогов и детей других групп тоже заниматься коллекционированием. Также результатом коллекционирования стало то, что дети расширили свои знания об окружающей действительности и научились беречь окружающую природу.

Коллекции могут быть самыми разными по тематике. В детском саду коллекции могут быть не только экспонатами, но предметами, включенными в игру. Они должны быть доступны детям. Это и сюжетно-ролевые, настольно-печатные, дидактические игры, конструирование, экспериментальная деятельность.

Немаловажно правильно оформить коллекцию. Собранные образцы при необходимости нужно перебрать, разместить в одинаковых емкостях, пронумеровать, составить список, найти место хранения.

Актуальность.

В дошкольном возрасте формируется познавательная активность и исследовательский интерес. У ребенка природой заложено желание к поиску, а коллекционирование это всегда поиск, а не покупка готового набора.

Новизна программы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Программа нацеливает на совместную исследовательскую работу и тесное сотрудничество с родителями. Подобное содержание программы внедряется в детском саду впервые.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование, расширение кругозора.

Коллекционирование является методом материализации собственного «я» в современном мире для дошкольников. Также этот вид деятельности помогает ребенка включиться детское окружение.

Не обязательно коллекционирование появляется стихийно и осуществляется ребенком индивидуально. Часто этот процесс инициируют сами взрослые.

Воспитательный и педагогический процесс подразумевает включение в занятия коллекционную деятельность. Воспитатели организуют специальные кружки и клубы, проводят занятия. Подобная квазиисследоватлеьская деятельность помогает формировать у детей навыки познавательной деятельности, развивает их способности к творчеству, помогают воспитывать положительные качества личности.

Целый комплекс педагогических областей включен в состав коллекционирования. Это и художественное творчество, и социализация, и коммуникация, и трудолюбие, и познание.

Подобные комплексные методы являются ведущим принципом осуществления требований, предъявляемых к образовательной программе для дошкольников.

Коллекционирование – это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является предметно-манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование.

Благодаря собранию коллекций предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания о его сенсорных особенностях, свойств и качеств.

Также ребенок начинает осознавать, что существует большое разнообразие предметов, связанных между собой общими признаками.

Понятно, что дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители.

Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей.

Коллекционирование – это не просто увлечение, которое поможет скрасить время, проводимое в детском саду. Это особый вид предметно-развивающей среды. Благодаря этой деятельности дети приучаются решать разные задачи и развиваются умственно и физически.

Также коллекционирование можно использовать для организации в увлекательной форме занятий по речевой и художественной деятельности, развития чувства эстетики и познавательной активности, социальном и нравственном воспитании, а также для привития детям здоровьесберегающих привычек.

Поэтапное коллекционирование

  1. Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями
  2. Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности
  3. Продуктивная деятельность дома или детском саду
  4. Презентация выставки собранных предметов.

Воспитатели применяют коллекционирование, так как это очень привлекательная форма деятельности для дошкольников. Ведь дети очень радуются самому процессу собирательства.

Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию в возрасте средней группы. Дети в этом возрасте проявляют интерес к разным предметам, желают узнавать о них как можно больше, что благоприятно сказывается на включение в процесс собирания предметов. Кажется, что тяга к собирательству вложена в сознание детей изначально.

К сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает, но есть люди, которые проносят эту тягу через всю свою жизнь. Коллекционирование не просто удовлетворяет потребность человека к собирательству, но и развивает его представление об окружающем мире, помогает ему формировать мышление и речь.

Для того, чтобы успешно внедрить коллекционирование в воспитательный процесс, педагог должен сам увлечься этой идеей. Так он сможет заразить этим интересом и детей.

Виды коллекционирования

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология – собирание разных кукол.
  • филолидия – собирание упаковок.
  • филателия – собирание почтовых марок.
  • бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика – собирание различных монет.

Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования:

  • книжки
  • открытки
  • магнитики с картинками
  • листья и цветочки для гербария
  • модельки машин
  • диски с песнями

Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира.

Признаки коллекционирования

Короткова Н.А. писала о том, что коллекционирование – это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности.

Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности:

  • нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды;
  • можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции;
  • обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу;
  • в работе должны принимать участия все дети группы.

Короткова побуждает воспитателей коллекционировать различные картинки.

Например, можно выбрать такие темы для картинок, как времена года, строительные объекты, животные, растения, профессии, минералы, конфеты, спорт.

Коллекционирование способно помочь решить множество педагогических задач, которые ставят перед собой воспитатели детского сада:

  • помогает расширять детский кругозор;
  • развивает избирательность интересов;
  • формирует ребенка;
  • помогает формировать эстетическое восприятие и сенсорное восприятие;
  • развивает способность оформления и сбора предметов;
  • положительно влияют на развитие психики (помогают испытывать радость, успокаивают, удаляют грустные мысли).

Помимо всего прочего, коллекционирование помогает детям развивать усидчивость и аккуратность, формирует их навыки работы с материалом, способствует росту познавательной активности, исследовательских качеств.

Если говорить о мыслительной составляющей коллекционирования, то сначала в детях формируется накопление знаний, затем эта информация подвергается систематизации, что приводит к осмысленному восприятию окружающего мира.

Очень важно, чтобы родители активно помогали детям в этом виде деятельности. От вовлеченности родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием.

При занятии общим делом исчезают многие проблемы во взаимоотношениях, особенно в отношениях между детьми и их родителями. Поэтому коллекционирование, как один из видов интеллектуального развития дошкольника, должно проводиться всей семьей.

Это позволяет не только формировать определенную систему знаний, навыков и умений, но также оказывает мощное воздействие на овладение дошкольником таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций.

Коллекции используются для работы с дошкольниками как:

  • объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать как раздаточный для проведения экспериментов, обследований и просто любования;
  • при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом;
  • на занятиях по логике объекты коллекции помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т.д.
  • в процессе игр;
  • для формирования выставок в детском саду;
  • для организации встреч с интересными людьми;
  • в трудовой деятельности, когда дети помогают оформлять пространство студии;
  • в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета – это формирование связной речи).
  • при осуществлении индивидуальной деятельности каждым воспитанником.

Нужно понимать, что коллекционирование, проводимое детьми, имеет свои особенности, проистекающие из мышления дошкольников. Преобладающим мышлением этого возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям.

Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными.

Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи.

Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалам.

Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры.

Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Главный принцип собирания коллекций – систематизация предметов и формирование представлений о них, понимание их предназначения, способов создания, жизненных этапах и авторах. Для дошкольников доступны пониманию самые разные коллекции.

Можно выделить коллективные и домашние группы коллекций.

Под коллективными коллекциями можно подразумевать те, что собираются группой детей и воспитателей, а также родителей. Инициатором такой коллекции, как правило, выступает воспитатель.

Тематика таких групповых коллекций может отражать содержательную часть развития способности к познанию, являться следствием планирования образовательной работы с детьми и быть частью интеграции в образовательный процесс.

Эмоциональные коллекции чаще всего свойственны для детей дошкольного возраста.

Этот тип коллекций отличается быстрым всплеском интереса к ним и угасанием интереса. Задача педагога заключается в том, чтобы зафиксировать в сознании ребенка состояние радостного восторга и чувства удовлетворения от познавательного процесса, протекающего в результате собирания предметов этой коллекции.

Важно обсуждать с ребенком собранные предметы и рассматривать их совместно. Можно не просто собирать предметы в одну кучу, но создать из них коллаж или панно, также классифицировать все предметы по разным признакам.

Следующий тип – это познавательные коллекции. Дети имеют устойчивые интересы, которые приводят к тому, что ребенок начинает собирать тематическую коллекцию.

Этот тип собирательства отличается стабильностью и связанностью с определенной тематикой.

Еще один тип коллекционирования – социальный. Обычно свойственен детям старшего дошкольного возраста и удовлетворяет их социальные потребности. Ребенок хочет расширить круг своего общения, поэтому он испытывает тягу к определенным сверстникам и хочет завоевать их уважение и признание.

Для этого он ищет общие с ним интересы, что влечет к коллекционированию с целью совместных обсуждений собранных экспонатов и их обмена. Это способствует взаимному обогащению познавательной сферы и социальной сферы детей.

Временной тип коллекции это тематические коллекции, собранные на ограниченный промежуток времени. Например, дети собирают коллекции из осенних листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года. Главное в этого рода коллекциях – чувство эстетики и развитие чувства вкуса.

Длительные коллекции – это коллекции, собираемые из природных материалов, из бумаги, фантиков, открыток и т.п. Эти предметы всегда можно потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры.

Педагог может научить детей и иному виду коллекции – лингвистическому. Например, можно «коллекционировать» вежливые слова, зимние слова или слова, обозначающие сладости. Для каждого типа слов создается красочная основа: для зимних – снежинки, для осенних – желтые листочки, для вежливых – сердечки.

Детей также важно познакомить с тем, какие индивидуальные коллекции собирают знакомые им взрослые: педагоги или родители. Это поможет им наглядно познакомиться с особенностями хранения и собирания экспонатов, а также с бережным их использованием.

Ребенок благодаря коллекционирования приобщается к интересному миру тайн и открытий. Неоспоримо, что коллекционирование имеет огромное значение для развития личности ребенка. Исследовательская деятельность, сопровождающая ребенка в процессе собирания экспонатов, помогает им развивать множество навыков и индивидуальных черт личности.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология коллекционирования (обучение классификации) Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №26» Кузьмина Т.В.

Толковый словарь обозначает технологию, как совокупность приемов применяемых в каком-либо деле, мастерстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организованно-методический инструментарий педагогического процесса.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.

Коллекционирование – систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и тому подобный интерес (толк.словарь). Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.

Цель коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи коллекционирования: 1. Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; 2. Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; 3. Способствовать проявлению избирательных интересов; 4. Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; 5. Расширять кругозор воспитанников; 6. Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала; 7. Формировать бережное отношение к хранению коллекций; 8. Обогащать и активизировать словарь детей; 9. Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности: Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.

Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.) Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд. Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи: расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок, осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов (например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.) знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).

В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития. В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки). В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

Коллекции могут быть самыми разнообразными по тематике. Это темы, связанные: - с живой природой (мир растений, животных); - с не живой природой (виды минералов (камни), виды местности (природные ландшафты) - с явлениями социальной жизни (виды строительных сооружений, профессий, транспорта), которые даны ребенку через наблюдения за окружающим и не всегда могут быть непосредственно смоделированы.

Виды коллекций: Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.

Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные отмечаются быстрым началом и быстрым угасанием к интересу коллекции; познавательные отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей; социальные - форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте; временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время; длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей,фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать;

Этапы работы: 1 этап (подготовительный) Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей, индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 2 этап (основной) Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественно познавательной литературы, включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап (заключительный) организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом. Алгоритм деятельности педагога и ребенка в работе с коллекциями: Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; Размещение материала в классификационной таблице (если материал реальный (образцы минералов) – размещение в емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

В работе по организации коллекционирования нужно опираться на следующие технологии: - технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника; - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению; - технологию личностно-ориентированного свободного воспитания; -технологию развивающего обучения. Задача педагога - составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с планированием образовательной деятельности.

В группе нужно определить место для хранения коллекции она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребенок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками.

В очень увлекательной форме, разумно организованное коллекционирование, воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения.