Меню

История создания обуви. История обуви от древности до наших дней

Жизнь

Новая пара обуви – повод для радости и блистания в подходящем наряде. Коллекции обуви известных модниц насчитывают тысячи экземпляров и продолжают ежедневно разрастаться, вызывая восхищение и зависть у многих женщин и мужчин. Но так было не всегда. На заре человечества люди охотились и занимались сбором растений, ягод и съедобных корней босиком, не отягощая ступни лишним грузом. История появления обуви стала предметом изучения многих историков и антропологов. Оказалось, что она пестрит множеством интересных фактов и цифр.

Сейчас этот элемент гардероба считается неотъемлемым и привычным. Выбирая, что обуть, люди в первую очередь обращают внимание на красоту, комфорт и удобство. Тем не менее за всю историю человечества требования к внешнему виду и материалам стремительно изменялись.

Зарождение

Человек приходит в этот мир голым и босым. В таком виде первобытные люди и проводили всю свою жизнь, не нуждаясь в добавочных «слоях кожи». Этому способствовал тёплый климат, который стоял в тех широтах, где селились первопроходцы.

Но затем пришли времена глобального похолодания и оледенения. Первым средством защиты от холода стали шкуры, надеваемые на тело, а потом пришла пора утеплять и ступни. Примечательно, что экспериментаторами на этом поприще стали мужчины, которым требовалось выходить на охоту в любое время года при любой погоде. Они были вынуждены каким-либо способом защитить свои ноги от обморожений.

Американский историк Эрик Тринакус, всю жизнь занимающийся изучением этого вопроса, провёл широкомасштабные исследования и предоставил данные о том, что массовое ношение обуви наблюдалось уже 25 – 30 тыс. лет тому назад. Такой вывод можно сделать по изучениям ископаемых останков кроманьонцев, найденных в западной части Евразии. Их мизинец уже деформирован по сравнению с более ранним периодом: он постепенно утратил подвижность и мышечную массу, что стало результатом ношения обуви. После этого изменения коснулись и формы стоп.

Но на момент серьёзных анатомических изменений обувь должны были носить уже много сотен поколений, поэтому историки считают, что зарождение этой практики началось около 50 тыс. лет тому назад. Скорее всего, первым материалом стала грубая кожа и шкуры, которым было далеко до комфортности и удобства современных материалов. Зато такие «портянки», обмотанные верёвками, прекрасно справлялись с сохранением тепла. Внутри располагалась сухая трава, которая служила ещё одним слоем (сейчас эту функцию выполняют стельки).

Такое подобие башмаков обнаружили на ногах мумии мужчины, останки которого нашли в Альпах на границе Италии и Австрии. Учёные установили, что он погиб около 5,3 тыс. лет назад. Несмотря на то, что ходить и бегать в таких шкурах было не так удобно, как в современных кроссовках, без них было ещё хуже.

Древний Восток

В истории Древнего Востока произошёл резкий подъём культуры, что сказалось на всех сферах жизни. Не обошло стороной общее веяние и обувную индустрию. Самыми распространёнными тут становятся сандалии. Материал для их изготовления был всегда под рукой: папирус и пальмовые листья встречались здесь повсеместно. Функция обуви в этом климате была совершенно другой: защита от мороза не требовалась, а вот распечённый песок и камни очень обжигали стопу, поэтому обувь тут стала защитой от ожогов кожи стоп.

Восточные сандалии уже надёжно крепились к ноге при помощи кожаных ремешков. Тут же появились первые шлёпанцы, которые можно было быстро обувать и снимать людям, не нуждающемся в повседневном беге.

Именно на Древнем Востоке впервые в истории появилась тенденция к пышному украшению предметов одежды. Мастера, которые умели украшать сандалии искусными рисунками и камнями, были в большом почёте и даже охранялись законом. Египтяне, занимавшие высокие посты, старались подчеркнуть свой статус наличием в украшении драгоценных камней, стоивших целое состояние.

В Древнем Египте носить сандалии разрешалось только фараону и его советникам: таким образом подчёркивался высокий статус правителя. Даже его жена не имела такой привилегии, не говоря о простых египтянах. Изготовление одной пары обходилось очень дорого: в трудах Геродота есть упоминания о том, что цена пары башмаков составляла годовой бюджет среднего по размерам города.

В истории древних евреев насчитывалось уже три разных вида обувных изделий: лёгкие сандалии, башмаки, которые неизменно были с возвышением наподобие каблуков и крепились шнурками, а также сапоги, впервые появившиеся у солдат и путешественников. Знать норовила выделиться на общем фоне, поэтому к роскошному декору добавлялись эпатажные детали типа флаконов с духами, помещаемых внутрь каблуков.

Развитие во времена античности

В этот период отмечается появление революционного новшества в обувной индустрии, которое быстро закрепилось и осталось навсегда: возникновение пары, где учитывались анатомические особенности правой и левой ноги. До этого башмаки были совершенно одинаковыми, что сказывалось на удобстве во время носки, но с развитием отрасли пришла пора усовершенствования.

В это же время впервые появляются обувные мастера, которые занимаются ремонтом и починкой. Это делает обувь более доступной, что позволяет даже детям не бегать по улицам босиком. Здесь же достигает большого развития мода на женскую модели: появляются сапожки со шнуровкой, визуально делающие ногу стройнее, многие носят кожаные сапоги-чулки и даже кокетливые сапоги без носка.

Не особо баловало во время античности цветовое разнообразие, которое чётко разграничивалось по половой принадлежности: женщинам предписывалась обувь из белой кожи, а мужчинам – из чёрной. Для самых праздничных случаев (свадьба, рождение ребёнка, восхождение на престол) допускался красный или пурпурный цвет.

Античный театр подарил ещё одно новшество обувной индустрии – платформу. Появление высокой платформы смогло увеличить рост актёров, находящихся на сцене. Платформа котурнов (так называлось это изделие) позволяла видеть происходящее на сцене действие даже тем зрителям, которые сидели на задних рядах. Новинка прижилась и быстро вышла за пределы театральных подмостков.

Произошли изменения, повлиявшие и на женскую моду: носить сандалии стало неприличным, поскольку это считалось признаком ветрености и лёгкого поведения, которые проявляли только продажные женщины. В истории начался период целомудрия, которое объединяло все наряды, что стало общим признаком эпохи.

Скифы

История учит, что предки восточных славян – скифские племена – носили сапоги из мягкой кожи, по внешнему виду напоминающие чулки. В них заправляли штаны, что было очень удобно, особенно, в холодные периоды. К ноге они крепились благодаря ремням, которые стягивали ногу в голени.

Выполнены они были очень причудливо: из чередующихся меховых и кожаных кусочков, которые сшиты между собой и напоминают мозаичный узор. Такие сапоги выглядят настолько своеобразно, что получили отдельное название – «скифские». Женские полусапожки у скифов были красными. На них вышивали традиционные орнаменты, украшали при помощи бисера и тесьмы.

Скифы первыми стали надевать под сапоги прототипы современных носков, чтобы уберечь стопу от натирания и надавливания.

Средневековье

Менялись эпохи и изменяли вместе с собой обувную моду. В Средневековой Европе наметился расцвет вычурности, что сразу сказалось на том, во что обувались европейцы. Особая популярность коснулась пуленов – специфических туфлей, на которых были острые носки, причудливо загнутые вверх, а иногда даже обёрнутые вокруг себя в несколько оборотов. Сверху пулены были увенчаны звонкими колокольчиками или бубенцами. Чем громче звенели они при ходьбе, тем моднее был их обладатель.

По тому, как обувается человек, можно было безошибочно определить его ранг и происхождение: придворные и персоны из знатных семей имели самые длинные носки, которые, конечно, мешали при ходьбе, но любые неудобства меркли перед желанием быть модным. Для регламента длины загнутых носков король Франции – Филипп IV – издал закон, в котором прописывались конкретные размеры для всех сословий.

Барокко

Менялись эпохи и менялась мода. С приходом барокко тенденции изменились: юбки перестали закрывать щиколотки и стали намного короче, что сразу предъявило новые требования. На арену вышли туфли из шёлка, парчи, бархата, которые были гораздо изящнее, чем мужские. Победное шествие начали каблуки – неотъемлемая часть современной обувной индустрии.

Увеличению высоты каблуков в истории способствовало восхождение на трон Людовика XIV. Он был невысокого роста и комплексовал по этому поводу, пытаясь различными методами показаться как можно выше. На помощь ему пришли каблуки, которые тогда активно использовались в Персии. Изначально они были привилегией мужчин, причём чем выше был этот элемент, тем более высоким титулом владел его обладатель.

В 1690 году такая мода становится повальной, женщины ходят на таких высоких каблуках, что самостоятельное передвижение становится невозможным. Иногда с ними рядом идёт прислуга, чтобы предотвратить падение, а иногда модницы опираются на тросточку. Всё чаще происходили случаи, когда у женщин случался выкидыш из-за падения во время ходьбы, поэтому для остановки безумия появился закон, запрещающий каблуки слишком большого размера.

Классицизм

С приходом классицизма в моду вошли танцы во время светских собраний, поэтому высокая обувь ушла в небытие. Её место заняли удобные тапочки из шёлка и бархата, которые напоминают современные балетки. В них можно было отплясывать на балах часами, ни капельки не уставая.

Однако, удобная подошва и комфорт были доступны только богатым людям. Простолюдины ходили в громоздких сапогах и деревянных сабо, которые были неудобными, но зато дешёвыми.

Просвещение

Век Просвещения отразился в истории не только на культуре и науке, он повлиял и на то, что носили люди. В первой половине XIX века модными становятся классические туфли – оксфорды. Они очень удобны, и носить их могут как знатные, так и обычные мужчины. Впервые они появляются в Шотландии и быстро распространяются по всей Европе.

Не всегда в истории законодателями мод становится элита, иногда новые веяния приходят из нижних социальных слоёв. Так произошло и с брогами – ботинками с перфорациями на верхней стороне. Впервые их применили шотландские крестьяне. Главной целью было проникновение воздуха и хорошая аэрация во время работы, чтобы нога не потела так сильно. Эти дырки для вентиляции приглянулись многим мастерам и стали воспроизводится сапожниками во всех европейских странах. Современные мужские туфли произошли именно от оксфордов и брогов.

XX век

В России к началу XX века сложилась двойственная ситуация: обувная индустрия тут была на высоте, к русским мастерам обращались для индивидуального пошива богатые заказчики из-за границы, но оплата за их работу была крайне низкой. Им приходилось работать по 12 – 14 часов не покладая рук в тяжёлых условиях. С тех пор слово «сапожник» стало нарицательным для малокультурного человека, который курит и пьёт.

В начале века механизация начинает вытеснять ручное производство обуви, что увеличивает масштабы выпуска. После Первой мировой войны встаёт вопрос об использовании более дешёвых материалов, таких как резина, кирза, войлок, парусина и пр. В настоящее время качество синтетических материалов настолько возросло, что оно практически не уступает натуральным.

История обуви

Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее


Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)


Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.


Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).


Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.


Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.


Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».


Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.


Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.


Женские портреты начала XVII века



Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690-1700 гг


Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690-1720 гг


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века


Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год


Франсуа Буше «Туалет», 1742


Европейские туфли, 1750-1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг


Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780-85 гг


Женские туфли с защитными паттернами


Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.


Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830


Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792


Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год


Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг


Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории


«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг


Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении


Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.


Вечерние туфли, 1875-85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.



В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, - на подъёме, другой, поменьше - около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты - высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами - своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

Франсуа Буше «Туалет», 1742

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

Женские туфли с защитными паттернами

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног.

Сандалии – старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи – тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке – такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.

Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль - деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация – это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.

А возьмите обычаи китайцев, и затем японских гейш. Они связывали ноги и ходили маленькими шажками, чтобы выработать определенную походку. Позже европейские женщины и мужчины стали связывать ноги скотчем и мучить их слишком тесной обувью. В исследовании, проведенном с начала 1990-х годов, сообщалось, что 88 процентов европейских женщин носили обувь, которая была им слишком мала!

Итак, не смотря на множество модных течений и стилей, наша обувная мода сегодня, по большому счету, всего лишь модернизированные стили прошлого.

Эпоха возрождения - история обуви

Хотя трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости.

Галоши на высокой платформе – изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом.

Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем.

Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.

Елизаветинской период 1560 - 1620 - история обуви

Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых.

Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка - ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх.

Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати.

Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать.

Всевозможные цвета использовали тогда для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый - все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи.

Женскую обувь можно было редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены.Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде.

Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.

Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей.

Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект.

Обувь, изготовленная в Америке, в основном была из кожи, но допускалось и использование шелка для женской обуви.

Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.

Эпоха революции 1775-1815 - история обуви

Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид.

Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было и в помине. Правые и левые туфли постепенно вытеснили традиционные прямые туфли, хотя женщины сопротивлялись этим переменам дольше, чем мужчины.

1815-1870 - история обуви

На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей.

В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.

Возможно, величайшим изобретением в мире моды были швейные машины, на которых стали прострачивать ткань с 1830-х по 1850-е годы. Заитем эти машины использовались для прошивки кожи на обуви, но чуть позже, в 1856 году, пионером этого производства стал Сингер (знаменитый Zinger). Все эти изобретения, в сочетании с новой идеей пошива готовой одежды, сделали обувь дешевле и доступнее, чем когда-либо раньше.

Первая мировая война и 40-е годы - история обуви

Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки – армейские бутсы считаются писком молодежной моды.

Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза – это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий.

Использовался также валяный сапог, в простонародье – валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды.

В гражданскую войну с 1919 года солдаты на Руси носили кожаные лапти. Они были полноправной частью обмундирования наравне с шинелью и головным убором. Эти кожаные лапти с набойками, каблуком и прочной кожаной подошвой были так удобны, что солдаты не перестали их носить даже после официального указа 1922 года, который официально предписывал бойцам лапти больше не надевать.

Пятидесятые годы - история обуви

У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук - высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом - он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.

Кожа, популярная во время войны, стала потихоньку заменяться новыми материалами синтетического происхождения. Еще в 1958 году женскую обувь стали изготовлять из кожзаменителя и тканей, а к концу 60-х годов подавляющее большинство обуви уже было сделано из другого материала, не кожаного.

60-е годы - история обуви

С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля.

Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины.

А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.

Семидесятые - история обуви

Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов.

С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» – сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными – их тогда носила вся страна.

Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели – сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они столи людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.

Восьмидесятые - история обуви

Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух – это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.

В нашей стране вернулась мода на высокие сапоги, уже основательно подзабытые. Модницы щеголяли в ботфортах и мини-юбках, а на плечики дамы надевали пиджаки с широченными плечами. Такая мода была скопрована со знаменитого тогда сериала «Даллас», где девушки ходили точно в такой одежде. К ней непременно прилагалась масса украшений – чем массивнее и разноцветнее, тем лучше. В них красовались по поводу и без.

Девяностые годы - история обуви

В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями.

Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка.

Экологичность стала очень важной темой в производстве обуви, и такие компании, как Timberland и Rockport, специально разрабатывали обувь для тех, кто хотел ходить только в натуральных материалах. Этот стиль до сих пор прослеживается на улицах и кампусах Северной Америки и Европы.

В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.

К 1997 году производители от кутюр решили, что более женственным будет вернуться к модной модельной обуви. На подиумы вернулись сандалии, тонкие каблуки и каблуки средней высоты.

Обувь всегда была предметом многочисленных суеверий и мифов. Почти в каждой культуре с начала времен сложились суеверия, рассказывающие об обуви. Это продолжается и сегодня.

В Америке детскую обувь привязывают к задней части авто новобрачной пары. Даже на голливудской Аллее славы до сих пор продолжается этот обычай.

В Китае обувь ребенка должна быть украшена множеством жестоких и злых животных, например, тиграми. Животное должно защитить ребенка от злых духов.

В Америке также есть интересный обычай просверливать дырочку в подошве детской обуви, чтобы душа могла сбежать через нее от злых духов.

Вековой ритуал похорон в США предполагает хоронить пару обуви вместе с умершим. Хотя никто не знает происхождения этого обычая, возможно, он был придуман в надежде, что умершим будет удобно ходить в загробной жизни.

По китайскому обычаю жених в брачную ночь бросал красную обувь невесты на крышу в знак любви и гармонии.

Когда король умирает, весь народ Западной Африки под названием ашанти красит свои сандалии в черный цвет.

Японские воины - самураи - носили обувь из меха медведя, убежденные, что сила животного передастся владельцу.

В Европе обувь использовали как защиту для дома. Когда дом строился, обувь замуровывали в стену, чтобы отогнать злых духов. Много древних башмаков при сносе старых домов обнаруживают и сегодня.

Согласно исламской вере, верующие должны снимать обувь перед входом в мечеть.

История возникновения обуви уходит глубоко корнями в древние времена, когда наши предки довольно стремительно адаптировались к условиям сурового окружающего мира и придумали способ безболезненно продвигаться по местности, догадавшись сшить себе накладки на ноги из шкур. Есть предположения, что первая обувь была изобретена около 30 тысяч лет назад в западной части Евразии.

Первая обувь представляла собой нечто наподобие портянок из шкуры медведя, при этом утепленной изнутри сухой травой. Однако по истечении столь колоссального срока времени, исследователям и палеонтологам сложно определить точную историю возникновения первой обуви.

Более достоверными фактами являются сведения об обуви в Древнем Египте, где египтяне обувались в сандалии, состоящие из папируса, а также пальмовых листьев, привязывающихся к стопе ноги кожаными ремешками.

В Древней Греции, помимо обыкновенных сандалий люди обучились шитью полуботинок с задником, а также сапожек на шнуровке, имевшим огромный спрос среди женщин. Но настоящим прорывом в эволюции обувной моды, стал момент изобретения греками пары обуви, в которой ботинки шьются по разным лекалам.

У римлян того времени присутствовало две разновидности обуви - это туфли покрывающие всю ногу и спереди затягивающиеся шнурком, а также сандалии защищающие только подошву ноги и крепящиеся к стопе ремешками.

По истечении времени, Средневековая Европа отказалась от классических сандалий. Они предпочли грациозные туфли с длинными, поднятыми и даже загнутыми вверх носами. Наиболее интересным является то, что по длине обуви определялся социальный статус их владельца. К примеру, рядовые дворяне имели разрешение на покупку обуви на полтора сантиметра больше истинного размера ноги, в то время как князьям на целых три сантиметра.

В начале восемнадцатого века произошла ещё одна значимая революция в обувной моде. По той причине, что юбки стали гораздо короче и обувь перестало скрывать длинное платье, поэтому подошву изящных и легких туфелек стали делать всё выше и выше. Обувь обрабатывали шитьем и разнообразными украшениями, охотно выставляя напоказ.

Эпоха Просвещения внесла немалые коррективы в обувную моду. Таким образом, лидерство шелковых туфель заняли комфортные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви преображается став более практичной и жесткой, на ней появляется шнуровка или застежки.

Новаторство обувной моды двадцатого века, обуславливается тем, что форма обуви начинает иммитировать форму стопы и стелька становится ассиметричной. Дизайнеры и разработчики активно начинают экспериментировать с более дешевыми материалами, нежели кожа. В ход пускают войлок, парусину, резину и многие другие тканевые материалы.

В современном мире совершенствуется не только форма и оформление обуви, но в основе приоритетности стоит разновидности продаж в розницу. Возникают специализированные обувные магазины и бутики. Наибольшую популярность завоевывают брендовые названия обуви, коллекции выставляются на различных показах мод. Однако, как и в самом истоке появления обуви, наиболее ценной продукцией считается обувь выполненная ручным трудом из красивых видов кожи и ткани, а также с декоративной отделкой любой тематики.