Меню

Как одевались древние греки мужчины. История костюма древней греции

Досуг

Культ человеческого тела

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображены разнообразные, часто стилизованные человеческие тела. Идеал красоты человеческого тела описан и в поэзии Гомера, в драматических произведениях, в работах философов, историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в культуре Древней Греции.

Красоте придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (Троянская война). Помимо красоты образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина и добро , которые находились в тесном единстве. Прекрасное приравнивалось к добру. Представление о красоте человека ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Внешний облик ассоциировался с уровнем внутреннего мира. Гармонии тела придавали не меньшее значение, чем гармонии духа. Безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. Большое значение придавали гармонии, умеренности и порядку. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления: «гимнастическое» - его целью было физическое совершенство, и «мусическое» (гуманитарное) - оно предполагало обучение всем видам искусства, освоение научных дисциплин, философии, риторики.

Представление о красоте человека нашло свое отражение в костюме. Красота и законченность форм - это проявления чисто эллинского понимания прекрасного.

Драпировка - основа древнегреческого костюма
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тренированного тела и одежды, динамизм и свободу движений, скрывал недостатки. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Форма предмета доминировала над его декором.

ФОРМА или отсутствие кроя одежды
Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно это касается эпохи классики, когда пропорции, масштабность, форма приобрели огромное значение. Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи - каннелированной колонной (колонна, ствол которой прорезан вертикальными желобками - каннелюрами) дорического ордера. В фигуре человека, одетого в хитон, читались пропорции золотого сечения. Складки должны были подчеркивать движения человеческого тела. Одновременное ношение двух одежд создавало гармонию ритмов, объединяющих ансамбль.

Первоначально вариантов греческого костюма было два: ионический и дорический (по названию племен и их территориальной принадлежности). Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща или накидки.

Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.

Декор: фактуры, цвет, орнамент
Греки использовали мягкие, эластичные, хорошо драпирующиеся ткани. Чаще всего лен и шерсть. Их ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Изначально греки носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Долгое время популярной тканью был ионийский лен, но позже он был потеснен шерстью, которую использовали дорийцы.

В период архаики и ранней классики (VII век до н. э.- начало V века до н. э.) предпочтительными были оттенки голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Самым престижным цветом, цветом аристократии, считался белый. Траурными считались серый и коричневый цвета. Зеленый, серый и коричневые цвета были цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе известно о многочисленных цветовых нюансах: например, платья «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового. Окраска тканей осуществлялась как минеральными, так и органическими красителями растительного (например, плодами теребинта), так и животного происхождения (вроде червей кермесного дуба). В некоторых полисах было не принято окрашивать ткани. Так, спартанцы не имели цветной одежды, кроме красного военного плаща.


По краю одежд пускали орнамент , а на поле вышивали цветы, звезды, сцены битв или изображения богов. Крупный рисунок преобладал вплоть до V-IV вв. до н. э., но позже предпочтения сместились к однотонной одежде белого цвета с орнаментом по краю (с желтым, голубым или красным менадром). Орнамент был подчинен ритму , раппорт строился по горизонтали. Узоры орнамента, связанные с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер, самые распространенные - это меандр, критская волна, пальметта. Вначале орнаменты были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

В классический период (V - IV вв. до н. э.) в Грецию через Афины и Коринф стали завозить готовую одежду из ценных тканей: хлопчатобумажных из Индии, шелковых – из Сирии, узорчатых – из Персии, пурпурных из Финикии. Клечатые пестрые и яркие одежды, имевшие азиатское происхождение, быстро обрели популярность. Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами.

При культивируемой тяге к простоте, одежда в древней Греции была практически единственным способом заявить о своем вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. На самом деле драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.


Мужская одежда
Одежда древних греков была некроеной, несшивной и представляла собой тканый четырехугольник. Эта форма оставалась неизменной до позднего периода.

Самым древним видом греческой одежды, распространившейся от дорийцев, была хлайна. Она служила и верхней, и нижней одеждой и представляла собой узкий плащ из грубой шерсти. Под хлайну надевали хитон. Он служил нижней одеждой.

Хитон - это прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками - фибулами , подпоясанный ремешком с напуском (колпосом ) и умело заложенный вертикальными складками. Различали дорический хитон – он был коротким (достигающим колен) и узким (около метра). Такой хитон использовали как домашнюю одежду – выходить только в нем на улицу было не принято. Ионический хитон , вошедший в моду в VI веке до н. э. у восточного племени ионийцев. Он был длинным и закрытым: свободную сторону хитона скрепляли с помощью шнурков или застежек, оставляя разрез для руки. Такой хитон чаще носили старики, женщины, государственные деятели, аристократы, участники священных игр. Выполнялся из двух кусков ткани иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече не одной, а несколькими заколками. При этом из складок получались рукава длиной иногда до локтя. Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече и простейшим вариантом такой одежды был экзомис.

Экзомис – хитон с концами, связанными на одном плече, оставляющий открытой руку, вместе с половиной груди - был одеждой сельских жителей и рабов, также мог использоваться как спортивная одежда. Изготавливался из грубой ворсистой шерсти.

Верхней одеждой у древних греков был гиматий или гиматион. Гиматий - архаичный длинный плащ с большим количеством складок, который носили поверх хитона. По форме он также представлял собой большой прямоугольный кусок шерстяной ткани одинаковый как для женщин, так и для мужчин. Для того чтобы края плаща сидели лучше подвешивали специальные гири. Иногда его носили без хитона. Гиматий мог драпироваться разными способами вокруг тела, но чаще всего один его конец перекидывали через левое плечо, основное полотнище протягивали через спину под правую руку и закидывали второй конец на то же левое плечо. Дорический гиматий (аналог древней хлайны) сохранился до позднего времени лишь у спартанцев.

Верхней одеждой греческих аристократов и царей был вариант гиматия фарос - роскошный двойной плащ из египетского полотна, чаще всего пурпурного цвета. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ - хламида , которую скрепляли застежкой на шее. Хламида также состояла из прямоугольного куска ткани. Ее носили во время охоты, на войне, а также путешественники и пастухи. Еще ее использовали для спортивных состязаний (в этом случае она была единственным одеянием). В Афинах хламиду носили только юноши, а в Спарте и взрослые граждане тоже. К хламиде полагалась шляпа петас , которая представляла собой войлочную круглую шапочку с полями и без.

В VII - VI вв. до н. э. мужчины носили набедренную повязку, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.



До войн с персами (IV вв. до н. э.) было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины.

В классический период после греко-персидской войны с островов Аттики и из греческих колоний стали поступать лен и тонкая шерсть. Новые ткани отличались более высоким качеством, позволявшим закладывать изящные симметричные складки, преобразившие первоначальный вид одежды, не изменив ее форму. В Аттике в начале IV века до н. э. хитон дополнили длинными рукавами, как у восточных народов. В этот период мода изменилась, греки перешли на укороченный дорийский вариант, длинный хитон использовался как ритуальная одежда. Его надевали жрецы и актеры на сцене.

В эпоху эллинизма (III - I вв. до н. э.) в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Женская одежда
Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако женский костюм был более закрытым и длинным. Женские одежды также не кроились, а драпировались. Древнейшей одеждой гречанок был дорический пеплос (аналог мужской хлайны).

Пеплос - прямоугольный кусок шерстяного сукна, которое прикладывалось к телу и на плечах скреплялось булавками. Его правый бок, украшенный орнаментом, не сшивался. Это было верхнее длинное ниспадающее одеяние греческих женщин. Пеплос подпоясывали.

Как и у мужчин нижней одеждой был хитон , сколотый на плечах фибулами. Взрослые женщины надевали длинный хитон, молодые - короткий, аналогичный мужскому. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну. Позже, на смену дорийскому, пришел ионический хитон, который стал национальной одеждой всех греков. В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это было влияние крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест. У женского хитона часто над грудью был различный по форме и длине отворот - диплодион , который являлся важным декоративным элементом. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона и создавал эффект короткой верхней одежды. В эпоху классики дорический хитон вновь входит в моду, но уже украшенный орнаментом, либо многоцветный, однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным.



Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, желтого, красного цвета. Одной из разновидностей хитона была туника . Ее изготавливали из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани, длиной она достигала земли. Обычно ее делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые разными способами. Их тщательно фиксировали при помощи крахмала и утюгов. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины - под грудью. Свободная одежда греков предоставляла большой простор для всевозможных уловок по моделированию фигуры. Под тунику подшивались специальные вставки из материи, чтобы сделать бедра округлыми, а грудь пышной. Выпуклый живот могли плотно перетянуть полосами льняного холста.

Когда женщины выходили из дома, они накидывали поверх туники гиматий , край которого можно было набросить на голову. Самыми популярными расцветками в классическую эпоху были белый и розовый с контрастной черной или красной каймой. Рисунки на вазах и терракотовые фигурки демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматия. В жаркую погоду это был шарф, перекинутый сзади через согнутые в локтях руки. При желании эллинка могла закутаться в него целиком так, что даже часть лица, по фиванской моде, оказывалась скрытой. Ширина гиматия колебалась до полутора метров, а длина была около трех метров. Во времена существования Древней Греции, умению правильно носить гиматий придавали огромное значение, поскольку именно по нему судили о степени вкуса человека. Более широкий и длинный гиматий назывался паллиум .

В качестве спортивной одежды женщины также носили экзомис. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани - калиптрой . Греческие женщины пользовались такими предметами, как зонтик, защищавший их от лучей солнца, и веер. Веера были различные по форме, но чаще всего в форме лотоса.

Обувь
По традиции дома греки ходили босиком. Обувались только, выходя на улицу. Дети обувь чаще всего не носили. Обувь в большинстве своем была ремешковой и изготавливалась из свиной или телячьей кожи.

Самая распространенная обувь древних греков - это сандалии иподиматы (подошвы из кожи или пробки, которые крепились с помощью одного или двух ремешков, скреплявшиеся на верхней части ступни). Также греки носили мягкие туфли и полусапожки (персикаи) . Эндромидами назывались кожаные сапоги всадников и охотников. Эндромиды были открыты по бокам и затягивались с помощью ремней. Часто всадники носили сапоги с отворотом. Считалось, что первыми изготавливать такие сапоги стали фракийцы.

Кроме того, греки носили крипиды - подошва с кожаной частью, которая охватывает часть стопы и голень, этот вид обуви носили военные, охотники и пешие странники.

Котурнами называлась закрытая обувь на высокой подошве, которую носили как женщины, так и мужчины. В древности считалось, что котурны изобрёл Эсхил, чтобы увеличить рост артистов в театре. Котурны изготавливались из очень мягкой кожи и подходили к обеим ногам.

Парадная обувь шилась из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Отделывали ее металлическими бляшками, иногда вышивкой. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы нога казалась почти голой.


Прически и головные уборы
В городах не принято было покрывать голову. Головные уборы носили очень редко, в случае необходимости, но они были достаточно разнообразными. В сельской местности или в дороге от солнца защищались при помощи маленькой войлочной шапочки без полей - пилоса либо широкополой шляпы из войлока или соломы. Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру, либо край фароса или гиматия. При необходимости надевали соломенные шляпы - фолии. Они напоминали зонтик, крепившийся над головой.

Популярны были мешочки, чехлы, которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки. Украшения для укрепления причесок были очень популярны и разнообразны в древней Греции.

Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем.

У свободных греков в эпоху архаики было принято носить длинные волосы и длинные бороды, короткие прически носили люди низкого происхождения. В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная прическа из коротких волос у молодежи, либо полудлинные до мочки уха у людей солидных и зрелых, бороды зрелые мужчины продолжали носить, но более короткие, чем во времена архаики. Волосы завивали, бороды стало принято брить.

«Голова Аполона» - это типичная для того времени мужская прическа волосы стянуты узким ремешком, спереди они равномерно завиты. В эпоху поздней классики появляется прическа «бант Аполлона» из достаточно длинных волос. Его носили как мужчины, так и женщины.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прически «греческий узел» и прически, на основе греческого узла - «лампадион» (пламя) и «каримбос» - узел расположенный очень низко, почти на шее. Популярны были и дынеобразные прически из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами.

Часто девушки ходили с распущенными завитыми волосами. В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Гречанкам очень нравились светлые волосы германских женщин, в связи с этим в моду вошли парики из светлых и пепельных натуральных волос.

Влияние древних греков на последующее развитие народов европейской культуры, а затем и мировой цивилизации было весьма значительным. Греческий хитон на протяжении многих веков являлся основой одежды. Его носили не только в Греции. На его основе сформировались различные виды одежды в разных культурах. Одежда по типу хитона или туники встречается и на севере Европы. Возможно, именно эта форма одежды явилась основой кроя для древнерусской рубахи и сарафана.

Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.

В настоящее время национальные костюмы в странах Европы редко кто носит в повседневной жизни, но они являются одной из важных частей культурного самосознания народа. Поэтому национальные костюмы хранят в этнографических и исторических музеях, надевают по праздникам. Греция, конечно, не исключение.

Чаще всего при упоминании о национальной греческой одежде на память приходят образы из мифов Древней Греции : женщины в элегантных хитонах, воины в коротких юбках, из обуви - сандалии. В античные времена одежде придавалось небольшое значение, она была простой, элегантной и функциональной. Больше внимания уделялось красоте внутреннего мира, образованности, уму и моральным качествам человека. Конечно, знатным особам полагалось носить дорогие украшения, а также декорировать свою одежду богатой вышивкой и драгоценными камнями. Но во всем остальном: ткань, фасон - одежда была достаточно простой. Военные носили специальные юбки, а обычные горожане надевали хитоны - просторные платья с поясом. Головных уборов в Древней Греции не было. Женские прически украшались цветами. Что касается обуви, то во времена античности носили сандалии. Мужские сандалии были простой кожаной обувью, а женские украшались вышивкой, драгоценными камнями, золотом и часто раскрашивались в яркие цвета.

При переходе от язычества к православному христианству кардинально изменилась и мода в Греции . Костюмы стали более закрытыми, появились головные уборы, на смену сандалиям пришли туфли.

В Греции существует несколько видов национальных костюмов: для разных социальных слоев и профессий, для разных регионов, для мужчин и женщин. Эти костюмы по сей день можно увидеть не только во время национальных греческих праздников, но даже и в повседневной жизни.

Например, традиционный мужской костюм Фустанелла Цолиас по сей день носит Национальная гвардия, это униформа эвзонов - воинов из Президентского полка, которые несут караул в Афинах на Могиле Неизвестного Солдата. Название свое этот костюм получил от названия юбки «фустанелла», эта юбка белого цвета состояла из нескольких полотнищ ткани и имела треугольную форму. Плиссировка юбки имела 400 складок, это число символизировало число лет, проведенных под игом Османской империи. С давних пор костюм Фустанелла Цолиас носили воины и политики, во времена турецкого ига юбку «фустанелла» носили борцы с иноземными захватчиками. Сверху носилась белая рубашка с длинными широкими рукавами, а талию перевязывали широким длинным поясом. Поверх рубашки надевали жилет черного, синего или бордового цвета. Эвзоны Президентской гвардции традиционно носят бордовые жилеты. Обувь у гвардейцев тоже очень интересная: объемные туфли на низком каблуке, украшенные огромными черными помпонами. Каждая туфля достигает веса до 5 килограммов, так как подковывают их специальными тяжелыми гвоздями, чтобы шаги эвзонов по афинской мостовой были слышны издалека.

Существуют и другие мужские национальные костюмы в Греции, например, врака . Такой костюм носили повсеместно, и сегодня его можно встретить на национальных праздниках и греческих свадьбах. Этот классический мужской костюм состоит из следующих элементов: панавака (элемент нательного мужского белья), белая рубашка с длинными широкими рукавами, карамани (черные широкие мешковатые брюки), коумбоури (черный национальный мужской жилет), длинный широкий пояс с бахромой, внешний жакет и головной убор «мегало феси » (похож на кепку).

Мешковатые брюки карамани носят по всей Греции, в том числе на острове Крит . Вообще одежда критян выглядит довольно мрачно и устрашающе: очень объемная, черная, визуально увеличивающая размеры мужчины. Единственное яркое пятно в мужском костюме жителя Крита - ярко-красный широкий пояс.

Несмотря на то, что климат Греции довольно жаркий, национальная одежда греков удивляет своей многослойностью и теплыми материалами, из которых она выполнена: войлок и шерсть. Многослойность, объемность, многочисленная бахрома и даже помпоны выполняли свою важную функцию - в складках одежды греки прятали ножи и другое оружие, к этому они были приучены за многие века борьбы, когда Грецию захватывали иноземные завоеватели. Обычные миролюбивые крестьяне могли за секунду превратиться в вооруженных партизан.

Не только у греческих мужчин были сложные и многослойные костюмы. Женщины в этом не отставали. Повседневная женская одежда у гречанок состояла из нижнего платья, длинной юбки, рубашки с длинными широкими рукавами, панталон, жакета или жилета, передника, прикрывающего юбку спереди и иногда даже сзади. На ноги одевали шерстяные чулки. Голову украшал тяжелый головной убор с кистями и монистами. Существует два основных вида женского национального костюма в Греции: карагоуна и дефина .

Карагоуна - это тяжелый многослойный женский костюм яркого цвета, распространен в Центральной Греции и Фессалии . Эта одежда часто играла роль свадебного наряда невесты. Карагоуна состоит из нижнего платья из белого материала, яркого пальто из шерсти, украшенного кистями, жилета с ручной вышивкой, белого пальто-безрукавк и, красного длинного передника с золотой вышивкой, прикрывающего юбку и спереди, и сзади, нарукавников из бархата. Голову оборачивали длинным платком, украшенным бахромой и монистами. Этот костюм иногда был настолько тяжелым, что женщинам было очень трудно двигаться, они могли только лишь поворачивать голову.

Еще один вариант греческого женского национального костюма - дефина . Такой костюм, состоящий из белого платья до пола, белого вышитого жилета с красной отделкой, красного бархатного длинного передника с золотой вышивкой и белого платка с бахромой, носили в основном крестьянки.

Несмотря на то, что в повседневной жизни греки почти не надевают свои национальные костюмы, они трепетно чтят свои традиции и с удовольствием посещают этнографические музеи, принимают участие в фольклорных ансамблях и в народных гуляниях по праздникам.

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 3)

    Утром по улице Эола, посматривая на Эрехтейон, иду на Древнюю Агору. На Римскую Агору так и не успел, но вся она просматривается снаружи. С севера Агора ограничена веткой метро, которое как раз здесь совсем уходит под землю. У самой ветки перпендикулярно ей стоит Портик (Стоя) Аттала, восстановленный 50 лет назад. В нём, как обычно, небольшой музейчик: статуи, керамика, бронза… Среди керамики детский стульчик (!!) и что-то вроде самовара (горшок с поддувалом и ручками, на который поставлен второй с ручками, крышкой и носиком) - and everything’s done under the sun ((c) «Dogs» «Animals» by Pink Floyd).

    Лефкада. Экзотика греческого острова Лефкада.

    Спартанские места

    Современная Спарта - это греческий город, основанный в 1834 году. Это очень небольшой городок с населением порядка 20000 человек. Но от его названия "Спарта" или "Спарти" веет величием, силой духа, непоколебимостью и даже жестокостью. Отчасти этим мы обязаны Плутарху, отчасти современному кинематографу.

    Греция. Гора Афон,гид в Греции

    На территории современной Греции существует удивительная, таинственная и благодатная монашеская страна на Горе Афон - Автономное монашеское государство Святой Горы. Православные всего мира считают это место одним из святейших на всей планете. Ведь именно здесь, по преданиям, Пресвятая Богородица проповедовала и рассказывала людям о вере в Христа. За это Бог отдал ей эту землю в Свой Удел. С тех пор второе название местности - Сады Пресвятой Богородицы.

    Греческий салат

    Греческий салат стал известен всему миру давно, хотя и никто об этом не задумывается. Его история незамысловата и очень проста. Греческий салат Греки во всем мире называют его «деревенским салатом», потому что в его состав входят свежие овощи, спелые маслины, сыр фета и нежная заправка из оливкового масла. У вас будет возможность попробовать греческий салат в различных его вариациях во время очередного путешествия по Греции.

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

Поверх хитона надевали различные накидки, которые отличались размерами и способами ношения. Диплодий пропускался под левой рукой и выводился на правое плечо, где скреплялся застежкой. У гиматия , представлявшего собой прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, один угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы.

Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5).


Диплодий играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.

В период расцвета древнегреческой культуры гардероб греков был довольно разнообразным. Женщины стали подбирать хитон с помощью пояса на талии или под грудью.

В первом случае хитон падал глубокими складками с обеих сторон через пояс. Иногда женщины носили даже два хитона, один на другом, причем нижний был длиннее верхнего.

Спартанки носили хитон — пеплос ; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Короткая накидка - фарос - могла быть надета поверх пеплоса, это были два прямоугольных куска ткани, заложенных складками, зафиксированными на тесьме, к которой их пришивали. Края тесьмы завязывали или скрепляли пряжками, оставив посередине место для горловины. Складки фароса ниспадали с плеч; короткие сзади, они ритмичной волной, удлиняясь к бокам, достигали бёдер.

Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.

В романе ученого-палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, поставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.


Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.

Носили также, иногда, сверху гиматия и фароса лёгкий платок - паллулу , или широкий шарф из биссоса, которым могли, наподобие вуали, закрыть лицо; паллулу также можно было накинуть на плечи и скрепить пряжкой. Отправляясь в дорогу или в путешествие, женщины, так же, как и мужчины покрывали голову широкополой шляпой, наподобие петасоса. Женская шляпа называлась «фолия» , у нее были широкие круглые поля и остроконечная тулья. Иногда замужние гречанки прикрепляли к узлу своей причёски вуаль.

Когда богатая гречанка шла по улице в сопровождении одной или нескольких рабынь, в руке у нее мог быть веер в форме листка или сделанный из перьев. Рабыни держали над ее головою зонтик от солнца, несли корзину с покупками или с рукоделием, если она направлялась к подруге провести час-другой за прялкой или пяльцами и обсуждением последних новостей и сплетен.


В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.


Костюм Древней Греции

Костюм греков состоял из нескольких кусков материи, которые не выкраивались и не сшивались, а изящно драпировали тело в самых разнообразных формах. Уменье красиво драпироваться и упражнения в этом искусстве составляло предмет школьного обучения.

Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны храмов. Строгость и простота ценились более всего.

Обычно принято думать, что греческие костюмы были исключительно белыми, и греков представляют себе как толпу, задрапированных в белые плащи. Это представление сложилось ошибочно – видимо из-за нашего знакомства с мраморными античными статуями. Как все южане, греки любили яркие цвета, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным.

Толпа, заполнявшая улицы греческих городов, была пёстрой, яркой, разнообразной. Основными цветами, в которые окрашивались ткани, были жёлтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зелёный, пурпурный. Пурпурная краска была очень дорогой, т. к. эту краску добывали из сока морских моллюсков. Белые одежды обыкновенно украшались яркой орнаментальной каймой.

Сама форма драпированной одежды способствовала выработке у греков гордой и изящной осанки.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ, ОБУВЬ, ПРИЧЕСКИ. ВОИНСКАЯ ОДЕЖДА И ВООРУЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Мужская одежда состояла из двух частей - хитона и гиматия. Хитон - это нижняя одежда. Во всяком случае, взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах - в театре, на агоре (площади) и т. д.

Хитон изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали пополам, а на плечах скрепляли двумя пряжками - фибулами. Иногда хитон мог иметь небольшие рукава, сделанные из того же куска ткани.

Длина хитона могла быть различной, но в классическую эпоху хитон доходил до колен. Длина хитона зависела также и от возраста: пожилые люди носили более, длинный хитон, а молодежь - более короткий. Укороченный хитон - экзомий, доходивший до середины бедер, носили воины, ремесленники, рабы.

Такой хитон обычно скалывали только на левом плече, оставляя правую руку свободной для движений.

Верхних одежд, которые надевали, выходя на улицу, было несколько. Основной, классической одеждой был плащ - гиматий.

Гиматий представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, размером 1,7 X 4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами (в способе драпировки гиматия проявлялись различия, связанные с характером занятий). Наиболее простой способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали на спину и на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на две трети своей длины. На правое плечо гиматий обычно не накидывали, а пропускали ткань под правой рукой. Плащ охватывал всю фигуру спереди, от груди до ступней ног, и закидывался назад через левое плечо.

Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в край ее зашивали грузки - кусочки свинца. Правая рука при такой драпировке оставалась свободной. Красота этого плаща, как и других греческих одежд, заключалась в изяществе драпировки струящихся складок.

Существовал еще другой, более сложный способ драпировки гиматия, при котором обе руки были спрятаны под плащом. Такие гиматий обычно носили люди умственного труда, в связи с чем этот тип гиматия назывался ораторским.

Этот способ драпировки заключался в следующем: сначала гиматий обертывали вокруг фигуры, затем слева со спины его перекидывали вперед так, чтобы он закрывал левое плечо, и спускали до уровня талии. Здесь ткань перегибали и перебрасывали назад через правое плечо так, чтобы она охватывала и закрывала согнутую в локте правую руку. Перекинутым назад куском ткани закрывали спину, левое плечо и левую руку, скрывая ее почти полностью. Изящным считался гиматий, доходивший до середины икр.

Верхней одеждой юношей, а также всадников являлся небольшой плащ овальной или прямоугольной формы - хламис. Его накидывали на спину и на оба плеча, скалывая на груди пряжкой - фибулой. Иногда хламис скалывали на правом плече, оставляя таким образом свободной правую руку. Одетых в хламисы юношей можно видеть на рельефах фриза греческого храма Парфенона.

Обувью грекам служили сандалии различных типов. Наиболее характерный вид сандалий - иподиматы, состоявшие из подошвы (кожаной, деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва прикреплялась к ноге. Более сложный вид обуви - крепиды, имевшие вид подошвы с небольшими бортиками. В отверстия, находившиеся в бортике, продевали тонкие ремни, которыми крест-накрест обвязывали йогу до щиколотки. Крепиды часто имели задник.

Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги, а также высокие резные сапоги - эндромиды. Они состояли из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых сложной шнуровкой. Пальцы ног в этих сапогах были открыты. Надевали эндромиды обычно в торжественных случаях, главным образом военачальники. Бедняки чаще всего надевали мягкие туфли, сшитые из кожи, - постолы.

Обувь, особенно парадные крепиды, изготовляли из цветной кожи, иногда золоченой, а иногда даже расшитой жемчугом.

Модным цветом волос в Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (т. е. от виска до виска), недлинной бороды и усов. Юноши лицо брили. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем.

В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой. Подобную прическу можно видеть на статуе Аполлона Бельведерского.

Голову греки обычно не покрывали. Только отправляясь в путешествие или во время непогоды они надевали очень простые по форме головные уборы - петас, кюнэ, пилей, изготовленные из войлока, соломы, тканей.

Одежда воинов состояла из короткого хитона, поверх которого надевали плотно охватывающую тело кирасу - торакс, Иногда кирасу украшали рельефными изображениями - орнаментами и даже целыми композициями.

Достаточно вспомнить описанные Гомером доспехи греческого героя Ахилла: «Прежде всего изготовил он щит, и огромный, и крепкий. |Весь изукрасил кругом и блистающий выковал обод. | В самой средине представил он землю, и небо, и море, | Неутомимое солнце и полный блистающий месяц. | Дальше два города сделал красивых, людьми населенных».

К плечам и подолу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защищали плечи и нижнюю часть фигуры и в то же время не стесняли свободы движений. Составленная из этих ремней юбочка носила название зомы. На ноги воины надевали поножи, сделанные из металла или кожи и скрепленные сзади на икрах ремнями. Голову венчал металлический шлем с высоким гребнем.

Оружием служили меч, копье, кинжал, а для защиты - щит, либо круглый, либо так называемый беотийский, в виде овала неправильной формы.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПРИЧЕСКИ, ОБУВЬ.

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения требовали, чтобы женский костюм был более закрытым более длинным. Женские одежды тоже не кроились, а драпировались. Нижней одеждой был хитон - драпированная ткань, сколотая на плечах фибулами . Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, желтого, красного цвета.

Хитоны могли быть широкие, так называемые дорийские , и узкие - ионийские . У женского хитона часто над грудью был отворот - диплодион , напоминавший короткую безрукавную кофточку. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона.

Верхняя одежда называлась пеплос . По форме и способу драпировки пеплос напоминал хитон, но был длиннее и с большим количеством складок. Ткань для пеплоса была примерно 1,5 м в ширину и 3-4 м в длину. Красота его заключалась в изящество драпировки. Пеплос мог быть как белым, так и цветным.

Предпочиталась ткань желто-коричневого или красного цвета различных оттенков, хотя встречались и ткани голубых тонов. Самой нарядной и дорогой была ткань, окрашенная пурпурной краской, имевшей оттенки от голубого до красно-фиолетового.

Чтобы складки хитона и пеплоса были более объемными, в подол одежды вшивались небольшие кусочки свинца.

Поверх хитона и пеплоса (а иногда просто сверх хитона) женщины накидывали прямоугольный плащ, напоминающий гиматий. Однако женские плащи были меньшего размера и всегда богаче орнаментированы. Считалось модным сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ другого. В непогоду край плаща набрасывали на голову, ибо специальных головных уборов женщины обычно не носили. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани - калиптрой .

Обувью женщинам служили сандалии, а также мягкие туфли и даже полусапожки. Обувь изготовляли из свиной или телячьей кожи, окрашенной в яркие цвета или золоченой. («...По чертогу кружит, золоченою туфлей сверкая». Еврипид.) Отделывали ее металлическими бляшками, иногда вышивкой. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность.

Облик гречанки дополняла изысканная прическа. Греческие женщины носили длинные волосы. Самыми красивыми считались волосы светлые («златокудрые» греки Гомера).

Греция знала несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый «греческий узел» - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как по эстетическим понятиям того времени лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев).

Далее волосы спускались вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали на голову изящное украшение – стефану , напоминающую венец. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Нельзя представить себе гречанку, которая считала бы свой туалет завершенным, не освежив слегка лицо различными косметическими средствами. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, гречанка румянилась, подкрашивала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы, душилась. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах-лекифах, которые подчас являлись подлинными произведениями искусства.

Греческие женщины пользовались такими предметами, как зонтик, защищавший их от лучей солнца, и веер. Веера были различные по форме, но чаще всего в виде листа.

Костюм гречанки дополнялся ювелирными украшениями. Это могли быть золотые серьги с подвесками, диадемы, бусы, кольца, браслеты. Особенно изящными считались браслеты из золота в виде свернувшейся змеи. Браслеты надевали на руки у предплечья и у запястья, а также на ноги у лодыжек. Но, несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки.

Рабы и рабыни носили разнообразную одежду, частью сохранявшую национальный характер, но в основном состоявшую из куска грубой ткани, примитивно сколотой на теле. Обычно эту ткань и обувь рабовладелец выдавал рабам два раза в год.

Одной из характерных черт древнегреческого общества является полное отсутствие крупного рабовладения. Именно это повлияло на развитие демократии в этом государстве. Величайшая древнегреческая культура - это культура свободного гражданина. Костюм древних греков не мог не унаследовать эту черту. Кроме того, свобода граждан нашла свое отражение не только в их одежде, но и в прическе, и в украшениях. Ниже будет кратко изложена древней Греции.

Костюм древней Греции

Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Хотя, на первый взгляд, что может быть проще - сложить пополам и завернуть вокруг тела пару кусков ткани? Однако же на самом деле мода древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета.

Цвет и ткань

Древние греки, одежда которых ранее состояла только из кусков ткани, сравнительно рано стали шить костюмы по меркам. Ионийский лен вскоре вытеснили шерстяные нити, привнесенные дорийцами. Их красили в голубой, фиолетовый, красный и желтый цвета. Сложного разноцветного орнамента можно было добиться с помощью тканья нитками иного цвета либо вышиванием по основному фону. Как правило, греческий хитон по кайме расшивался геометрическим орнаментом, а на поле могли вышить листья, звезды или цветы. Кроме того, имели место разнообразные фигурки богов и животных, сцены битв и охоты.

Особой популярностью в древней Греции пользовались одежды розового или белого цветов, которые окантовывались контрастной красной или черной каймой.

История одежды рассказывает, что в ранний период эллины отдавали предпочтения крупному рисунку. Однако, начиная с рубежа 5-4 века до нашей эры, в гардеробе греков начала преобладать однотонная ткань. Зачастую костюм древней Греции имел либо коричневый, либо был украшен голубой или желтой каймой, а также орнаментом, который представлял собой ломаную линию с завитками. Она называлась меандром.

Хитон

Основная одежда древних греков, название которой - хитон, как уже было сказано, отличалась простотой и удобством. Хитон - главный предмет одежды грека. Это был кусок ткани, у которого с одной стороны имеется отверстие для руки, а с другой он крепился на плече с помощью пряжки или застежки. Реже его просто сшивали. До начала войн с персами в древней Греции было принято туго стягивать талию. Пояс играл особую роль в древнегреческом костюме.Он имел две функции: во-первых, подобрать хитон, а во-вторых, сделать его необходимой длины. Короткий вариант - до колен - больше любили дорийцы, а ионийцы предпочитали носить хитон до пят. Чуть позже мода изменилась, поэтому даже афиняне стали носить укороченный дорийский вариант этой одежды.

Рабов в Греции было мало, однако для них существовал особый вариант хитона: он отличался тем, что правое плечо раба всегда оставалось открытым.

Гиматион

Гиматий, или гиматион - просторный плащ, который поверх хитона набрасывали древние греки. Одежда закреплялась на груди чуть ниже левого плеча, а потом ткань просто закидывали за спину.

Гиматион надевали и женщины, когда выходили из дома. Край этого плаща они могли набросить на голову. Терракотовые фигурки и множественные рисунки на вазах демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматиона. Если на улице стояла жаркая погода, то он служил не более чем шарфом, который перекидывали назад через согнутые в локтях руки. Но при желании девушка легко могла закутаться в него целиком таким образом, что даже часть лица оказывалась скрытой от глаз.

Хламида

Кроме длинного плаща - гиматиона, у древних греков был и короткий плащ, который назывался хламидой. Она скреплялась с помощью застежки на шее. Хламиду носили в дороге, во время войн или охоты древние греки. Одежда в Афинах полагалась только молодым парням, а в Спарте хламиду можно было носить только взрослым горожанам.

Туника

Женщины в древней Греции знали сотни способов, как превратить простую одежду - такую же, как и у мужчин - в изысканный и оригинальный костюм. Одна из разновидностей хитона - туника, она ниспадала до пят и изготавливалась из мягкой, но в то же время тяжелой шерстяной ткани. В большинстве случаев она была белого цвета с цветной каймой. Драпируемые множеством способов складки на тунике удерживал стягивающий одежду пояс. С помощью утюгов и крахмала складки тщательно фиксировались. Необходимо заметить, что девушки носили пояс на талии, а вот замужним женщинам надо было носить его под грудью.

Большой простор для всевозможных женских уловок по моделированию фигуры предоставлял именно свободный фасон одежды. Обыкновенно под тунику могли подшить специальные матерчатые вставки, чтобы сделать грудь пышной, а бедра более округлыми. Полосами льняного холста можно было туго перетянуть выпуклый живот. Женщины, которые были высокого роста, носили обувь на очень тонкой подошве, тогда как низкие девушки, напротив, на толстой.

Веера в форме листа лотоса пользовались у гречанок популярностью. Обычно они выкрашивались в голубой цвет.

Прически в древней Греции

Прически жителей Греции, которые запечатлены на вазах и фресках, поражают своим многообразием. Ассирийские моды господствовали во времена архаики. Волосы в этот период также предпочитали не стричь, а тщательно завивать, а потом переплетать между собой. По критской моде, юноши предпочитали носить волосы, которые разделяли на пряди, по длине доходившие до локтей.

Мужчины Греции носили длинные и густые бороды. Они шли от висков к щекам и сильно выступали вперед, оставляя полосу вокруг рта свободной. Зачастую бороду выстригали так, чтобы она топорщилась книзу гребешком, и завивали. Густая борода у греков считалась признаком мужественности ее носителя. Однако после Греко-Персидской войны ее начали несколько укорачивать, а с периода Александра Македонского греки вообще предпочитали бриться. Впрочем, эллинам бритва была известна еще с микенского периода. Позже некоторые афинские модники, еще во времена Перикла, выщипывали или брили волосы, за что и подвергались осмеянию горожанами.

Долгое время длинные волосы считались признаком знатного происхождения. Однако к 4 веку до нашей эры мужское население стало остригать волосы сравнительно коротко так, чтобы они могли лежать вокруг головы естественными кудрями. Локоны оставляли только детям, а пока юноша обучался в гимназии, короткая прическа была обязательна. Позднее, когда он становился гражданином, в его воле было выбирать любую длину, и в большинстве случаев останавливались на средней.

В Греции существовало множество вариантов женской прически. После войн с персами они утратили ту громоздкость, которой славились на востоке. Спартанские девушки носили длинные волосы, не заплетенные в прическу, но в день свадьбы им приходилось обривать голову. В иных регионах волосы завязывали на затылке узлом, зачесывали наверх, укрепляя венком или несколькими витками ленты, укорачивали сзади и прятали в некоторое подобие сетки или сумки.

С помощью растительных веществ волосы красили и осветляли в золотистый цвет. Редко достижимым идеалом были белые локоны. Однако большинству греческих модниц приходилось быть довольными тем или иным цвета волос. Для завивки использовали щипцы.

Как показывают раскопки, в Афинах было множество парикмахерских. Там волосы не только красили, стригли и завивали, но и душили. Кроме того, могли заказать парик или же прикрепить к прическе искусственные пряди. Чужие локоны - один из самых ходовых товаров всей Греции, кроме Спарты. Там женщины славились своими густыми прическами.

Головные уборы

Древние греки, одежда которых проста, но необычна, в городах не покрывали голову. А вот в дороге или же в сельской местности от солнца защищала маленькая войлочная шапочка, которая не имела полей. Она называлась пилосом. Могли, наоборот, надеть широкополую шляпу, изготовленную из соломы и войлока.

Древнегреческая обувь

Жители Греции в большинстве случаев ходили босиком, поэтому древнегреческие сандалии пользовались огромной популярностью. Интересно то, что женщину считали настоящей искусницей, если она умела так зашнуровать свою обувь, чтобы ножка казалась окружающим почти голой. Однако в этой стране имели место и башмаки на толстенной кожаной подошве, и сапоги из кожи, шнуровавшиеся ремнями спереди, доходившие владельцу до середины голени. Подобную грубую обувь в большинстве случаев использовали для езды на лошади.

Косметические средства в древней Греции

В классической Греции было чрезвычайно развито искусство парфюмерии. Растительные белила, румяна, воск - все это входило в состав греческих Из всех благовоний более всего ценился нард. Египетские карандаши использовались для подводки глаз, гречанки также знали помаду и пудру. Многочисленные «обличья мужей» дошли и до наших дней. В них призывали появляться «в приличном и простом виде».

Беспрекословному осуждению подвергалось подобное поведение, так как считалось, что оно ведет к изнеженности, и, кроме того, в недалеком будущем сулило падение нравственности. Шкатулки с модными безделушками и румянами представлялись как настоящие ящики Пандоры, их которых прямо на глазах строгих мужей уже вылезают многочисленные беды и несчастья. Главное из них - подражание варварам и стремление к роскоши - подвергалось особому порицанию. Но чем больше и шире становился греческий мир, чем теснее он сплетался с культурами других народов, тем сложнее было противостоять появлению установившихся там модных и бытовых тенденций. Ювелирное искусство - это то, где подобное проявилось особенно ярко.

Ювелирные украшения в древней Греции

Изготавливать элегантные и в тоже время сложные украшения древним греками позволяло развитое Как для местной продажи, так и для экспорта в варварский мир, например, скифам, ювелирам-ремесленникам приходилось угождать вкусам покупателей.

Были весьма сдержанны в выборе украшений. Им было свойственно почти не носить украшений. Камень с гравировкой в простейшей оправе - вот максимум их воображения и фантазии. Оттиск подобной резной печати воспринимали как подпись его владельца. В лавках Афины невозможно было найти ни одного мужского браслета или ожерелья.

Однако совершенно противоположная картина раскрывалась в колониях, которые соприкасались с варварским миром. Там богатые горожане, уроженцы Оливии и Пантикапея, под влиянием местной культуры могли без зазрений совести поддаться желанию выглядеть столь же импозантно, как и заезжие царьки-кочевники. В свою очередь пограничники были не прочь перенять греческую культуру, но при этом не отказываться от страсти к ювелирным изделиям.

Что касается греческих женщин, то они в любой точке страны, будь то столица или провинция, отличались неудержимым деланием купаться в драгоценностях. Они носили изящные серьги, браслеты, пояса, цепочки, диадемы и шпильки для волос.