Меню

Что значит клеймо на кольце. Какой пробы бывает золото - что означают цифры на клейме изделия и как выбрать лучшее по стоимости и качеству

Стильные вещи

Проба – это процент содержания золота или серебра в драгоценном металле, обозначенный цифрами. На каждом ювелирном изделии стоит клеймо, в котором указана проба.


375 проба – 37,5% содержание золота (золото, серебро, медь)
500 проба – 50% содержание золота (золото, серебро, медь)
585 проба – 58,5 % содержание золота (золото, серебро, медь, палладий, никель)
750 проба – 75% содержание золота (золото, платина, серебро, медь, палладий, никель)
999 проба – 99,9 содержание золота (золото).


Золото - металл мягкий и дорогостоящий. Поэтому ювелирные изделия изготавливают из сплавов золота с другими металлами – это намного практичнее. Чем больше содержание золота, тем мягче сплав, тем больше на поверхности украшений появляется царапин и вмятин в процессе носки украшений. Такие изделия быстро теряют вид и практически не блестят. Это необходимо учитывать при выборе любых изделий из благородных металлов.

Состав сплавов влияет и на цвет полученного металла. Если много меди, то золото имеет красноватый оттенок. Никель отбеливает, серебро – желтит. Интересен факт, что содержание золота в ювелирном изделии должно несколько превышать объём устанавливаемой пробы, чтобы её подтвердить в Пробирной палате.

На каждое украшение ставится государственное пробирное клеймо. Вероятность подделки в этом случае фактически равна нулю. Покупателю необходимо только знать, как именно выглядит подлинное государственное клеймо, и проверить его наличие перед покупкой.

На клейме должен быть код пробирной палаты, цифровое обозначение пробы, а также специальный знак пробирного удостоверения. Сегодня на клейме в виде знака изображена женская голова в профиль в русском национальном головном уборе – кокошнике. Также изображена русская буква – это шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Пробы других благородных металлов:

Серебро – 800, 830, 875, 925, 960, 999
Платина – 850, 900, 950
Палладий – 500, 850.

Согласно действующему законодательству пробированию подвергаются все промышленно выпускаемые сплавы, содержание благородных металлов в которых свыше 30%. На таких изделиях в обязательном порядке должно быть нанесено государственное клеймо с соответствующей пробой.

Каратная система
В Европе и США используется другая система обозначения содержания золота – каратная. Караты показывают количество частей чистого золота из 24 частей сплава.
Проба 9 карат – это 9 частей золота из 24-х (375 проба)
Проба 10 карат – это 10 частей золота из 24-х (500 проба)
Проба 14 карат – это 14 частей золота из 24-х (585 проба)
Проба 18 карат – это 18 частей золота из 24-х (750 проба)
Проба 24 карат – это 24 частей золота из 24-х (чистое золото).

Каратная система проб используется сегодня по всему миру. Если покупать ювелирное украшение за пределами СНГ, то проба почти всегда будет обозначена в каратной системе.
До каратной системы в Западной Европе действовала лотовая проба (12 лотов = 750 проба).

спец предложения для вас


Из истории пробирования в России

Первое московское клеймо на драгоценном металле, обнаруженное на территории России, относится к 1651 году. Клеймо представляло собой изображение двуглавого орла и дату, обозначенную славянскими буквами. Это были ещё не полноценные в современном понимании пробы, поскольку они не отражали содержание драгоценного металла в сплаве. Но такое клеймо было свидетельством того, что металл соответствует образцу, признанному законом.

В те времена эталоном считались «любские талеры» или «ефимки» – это были привозные европейские монеты, которые переплавлялись в ювелирные украшения. В конце 17 века в России появился «левок» – клеймо, которое свидетельствовало о низкопробном образце золота.

Государственное клеймение в России было официально узаконено в 1613 году для серебра, в 1700 году - для золота. На других металлах клеймо не ставили.

Во всех городах России в 18-19 веке ставили клеймо с изображением:
- герба города, год в щитке различной формы;
- начальных букв имени и фамилии ювелира (именник пробирного мастера);
- клейма мастера, изготовившего изделие;
- двух цифр, обозначающих пробу (число золотников в лигатурном фунте).

Все мастера и ювелиры на фабриках были обязаны ставить свои клейма-именники и представлять изделия государственному пробиреру.

1 января 1899 года в России ввели единообразное клеймо. Изображение представляло собой женскую голову в кокошнике, с инициалами управляющего пробирным округом. Иногда ставились цифры – золотниковая проба (72 золотника=750 проба). Такой вид клейма в разных вариантах просуществовал вплоть до 1927 года, после чего систему проб и клеймирования изменили. Вместо женской головы в кокошнике появилась голова рабочего с молотом, а сама проба стала обозначаться числом тысячных долей золота в сплаве, как это делается в настоящее время. В систему добавились платиновые и палладиевые пробы. В клейме появился шифр пробирного учреждения (буква греческого алфавита).

С 1958 года на советских пробирных клеймах стали изображать серп и молот на фоне пятиконечной звезды. А шифр пробирной инспекции стали обозначать русскими буквами.

С 1994 года в России введены пробирные клейма, которые действуют в настоящее время. Клейма с серпом и молотом ходили вплоть до 2000 года.

Сегодня на клейме изображена женская голова в кокошнике в профиль, направленная вправо. Также изображена русская буква – шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Рассматривая сокровища в витринах ювелирных магазинов, миллионы покупателей задают себе вопрос – какую пробу выбрать? Какая лучше?

Если у вас нет цветовых предпочтений, то выбирать изделие нужно по трём основным критериям: практичность, эстетическая привлекательность, стоимость.

Самая распространенная проба золота – 583-я. Цвет такого металла может варьироваться – это напрямую зависит от процента содержания в сплаве различных металлов. К примеру, если сплав золота 583-й пробы состоит из 58,3% – золото, 36% – серебро, 5,7% – медь, то в таком случае металл отличается зеленоватым оттенком. Та же самая 583-й проба с содержанием 18,3% – серебро, 23,4% – медь, имеет уже розовый оттенок. Если же в этом сплаве 8,3% – серебро, а 33,4% – медь, то золото будет иметь явные оттенки красного.


В целом, золото 583-й пробы считается самым практичным, поэтому пользуется повышенной популярностью. 50% процентное содержание золота в сплаве делает изделия прочными – такие украшения меньше царапаются и не деформируются.


Чего не скажешь о золоте 958-й пробы. Такой сплав не отличается прочностью, поэтому не пользуется высоким спросом у покупателей ювелирных украшений. В этом сплаве, также, в незначительном количестве содержится серебро и медь. Металл получается ярко-жёлтого цвета – практически чистое золото. Часто используется при изготовлении свадебных колец. Но из-за повышенной мягкости поверхность таких украшений требует регулярной полировки.


Сплав 750-й пробы состоит из 3-х компонентов – золото, медь, серебро. Иногда в качестве лигатуры включается немного родия, палладия, никеля и цинка. Цвет металла может быть самым разнообразным – от желто-зелёного оттенка до красноватого и белого. Сплав очень техничный и идеально подходит в качестве основы для ювелирной эмали. Почти всегда украшения из золота 750-й пробы отличаются благородными оттенками и оригинальным изысканным дизайном, поскольку выпускаются не очень большими партиями.

Сплав золота 375-й пробы состоит из компонентов: 37,5% – золото, 10,0% –серебро, 48,7% – медь, 3,8% – палладий. Широко используется при производстве обручальных колец.

Белое золото

Белого золота, по сути, не существует. Это обычное золото с разным содержанием металлов в сплаве.

Белое золото 585-й пробы:
23,7-28,7% – серебро, 13,0-18% – палладий, 17% – никель, 8,7% – цинк, 16% –медь.
Белое золото 750-й пробы: 7,0-15,0% – серебра, 14% – палладий, 4% – никель, 2,4% – цинк, 7,5-16,5% – никель, 15% – медь.


Белое золото пользуется высокими спросом у любителей ювелирных украшений, и является прекрасным компаньоном для бриллиантов.

Серебро

В России законодательно разрешены к использованию следующие пробы серебра: 800, 830, 875, 925, 960, 999.

Серебро 875-й пробы - самое практичное и распространённое. Именно из такого сплава производится большая часть серебряных украшений. Сплав содержит 81,5% чистого серебра. Остальное приходится на медь, которая эффективно препятствует окислению металла. Серебро 875-й пробы менее подвержено потемнению, чем серебро 830-й и 720-й пробы.


Из серебра 916-й пробы изготавливают предметы для сервировки стола. Сплав 960-й пробы используется при изготовлении особо филигранных изделий.

Чтобы защитить серебряные и латунные изделия от окисления, их поверхность нередко покрывают тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).

Платина и палладий

В ювелирном деле сплавы платины и палладия используются в очень незначительных количествах.

Платиновый сплав успешно заменяется сегодня белым золотом. Некоторые ювелирные изделия изготавливают из двухкомпонентного сплава 950-й пробы, в составе которого вместе с платиной присутствует медь и иридий.

Палладий до сих пор не признали в качестве самостоятельного металла для производства ювелирных украшений. Тем не менее, у палладия вполне прекрасная перспектива, поскольку он дешевле платины, имеет насыщенный белый цвет, прекрасную способность к механической обработке и устойчивый блеск.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

В чистом виде золото применяется крайне редко. Все ювелирные украшения, которые продаются в магазинах, частично состоят из золота, а также примесей других металлов – лигатуры. Это придает изделию дополнительную прочность, поскольку чистое золото – мягкий по своей структуру материал, а изделия из него быстро теряют свои первоначальные свойства – истончаются и склонны к поломке.

Покупая любые изделия из золота, пристальное внимание важно уделять наличию клейма на них, находящемуся рядом с механизмом замка, как правило, с обратной его стороны.

На цепочках клеймо проставляется на колечках, которые соединяют главную цепь с замком, на серьгах – на штифте, кольца подлежат пропечатыванию на внутренней стороне. Клеймо присуще всем золотым изделиям высокого качества.

На территории РФ в продаже реализуются изделия из золота, пробы которых относятся к 375, 500, 585, 750 и 999 качества.

Пробу ставят недалеко от клейма. Она предназначена для определения наличия в процентах чистого золота в изделии.

– основной показатель присутствия примесей в изделии, но для этой цели также предназначены клейма. Они проставляются после нанесения пробы и обязаны соответствовать всем требованиям государственных стандартов.

В нашей стране эти две процедуры проводятся Пробирной палатой, которая находится в ведении Министерства финансов. Сотрудники Федерального пробирного надзора отвечают за реальное соответствие проб и клейм государственным образцам, а также контролируют их подлинность.

Все изделия российского производства обязательно должны содержать два клейма – оттиск именника (знака) изготовителя и пробирное клеймо госинспекции.

При отсутствии оттиска клейма или пробы на изделии, можно предположить, что изготовление золотого украшения или другого предмета осуществлялось нелегальными методами.

Ввозимые на территорию нашей страны золотые изделия из других стран, также оснащаются отечественным клеймом.

До того, как проставить клеймо с цифрами, обозначающими пробу, ювелирное изделие проходит тщательную проверку. Только после определения его подлинности и натуральности, принимается решение о его клеймении.

Если на проверку передано ювелирное изделие, привезенное из другой страны, то его проба может быть ниже, чем указанная в документах на транспортировку. Поэтому на таком изделии проставляется клеймо с пробой на порядок ниже, чем в документах. При полном сомнении и несоответствии качества изделия заявленной в документах пробе, клеймо не проставляется.

Виды клейм:

  1. Основное – на нем в рамке располагается изображение женской головы в кокошнике, которая смотрит вправо и знак цифрами, обозначающий пробу. Буква, находящаяся в левой части от головы, обозначает, где именно клеймилось изделие – на территории какой Государственной инспекции.
  2. Дополнительное — используется для отдельных частей изделия и содержит одну пробу.

Для золотых изделий клейма изготавливаются в виде лопатки, состоящей из знака удостоверения, кода инспекции и номера пробы, к которой принадлежит металл.

Все знаки (именники) регистрируются в обязательном порядке и вносятся в каталог изготовителей.

В любом ювелирном заводе используется три основных способа нанесения клейма на золотых изделиях:

Следовательно, виды клейма на изделии определяются рядом некоторых моментов:

  • сложностью украшения;
  • особенностью расположения камней на нем (если они имеют место);
  • внешним видом;
  • ювелирным дизайном. Чем он изощреннее, тем сложнее поставить клеймо на золоте.

Каждый должен знать, покупая украшение или любое золотое изделие, что отсутствие пробы, клейма на нем – это первый признак подделки и низкого качества приобретения.

Стоит без стеснения попросить у продавца знаки качества на ознакомление, дабы не получить глубокое разочарование от такого «украшения».

То же самое относится и к продаже ювелирных изделий без клейма и пробы – это нарушение действующего законодательства, так как подобные реализации не преследуют интересы покупателей. Имея на руках чеки о покупке и сертификаты возврата, вернуть в магазин приобретенное некачественное ювелирное украшение не составит труда.

Виды проб отличаются друг от друга присутствием золота в общем сплаве целого изделия.

Самый низкий сплав по составу – золото 375 пробы. Золота в нем всего 37,5 %, остальное приходится на серебро и медь. Оттенок изделия зависит от преобладающего количества в нем того или иного металла, и разнится от светло-желтого до ярко-красного.

Блеск золота 375 пробы достаточно быстро меркнет от солнечных лучей и воздуха. Именно поэтому украшения из него делают крайне редко. Как правило, это могут быть недорогие обручальные кольца, привлекательные для покупателей по низкой цене.

Золото 585 пробы чаще всего используют для изготовления золота на украшения в нашем государстве. На золото в чистом виде в этой пробе приходится 58,5%, 8 % составляет серебро и 33,5% — медь. Данный сплав, как правило, очень прочный, имеет желтые или красноватые оттенки.

Сегодня в моду широко вошло белое золото, поэтому, в силу его популярности под пробой 585 придумали сплав всем известного белого оттенка. Для этого в него добавляют палладий и никель.

Золото 750 пробы, украшения из которого самые дорогие, качественные и престижные, является достаточно гибким в обработке. Благодаря чему из него удается изготовить изделия, имеющие по истине ювелирную точность.

Податливый металл этой пробы составляет основу самых дорогих украшений, составляющих особенные коллекции. Золото в данном сплаве составляет 75 %. Металл не тускнеет со временем, не перестает блестеть и отлично переносит воздействие самых сильных щелочей.

Золото 999 пробы – чистое золото в прямом смысле, имеющее самую высокую стоимость. Оно очень яркого цвета и подвержено воздействию любых, даже самых незначительных механических деформаций. Этот материал используется в производстве слитков.

Важно знать, как поставить изделие, если оно сделано на заказ у частного ювелира. Следует иметь в виду, что для постановки клейма с пробой на изделии нужно обратиться в Пробирную палату.

Поэтому, прежде, чем заказать работу у ювелира, следует попросить у него свидетельство о постановке физического лица на учет в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы не терять времени и денег. Приобретенное украшение с рук можно отнести в ломбард на предмет определение его подлинности и соответствия заявленным характеристикам.

В связи с тем, что ранее клейма на изделия наносились ручным способом, подделать их было невозможно, и любой ювелир мог самостоятельно отличить оригинал от ненастоящего украшения.

Сегодня высокотехнологичное оборудование, применяемое при изготовлении клейма, позволяет недобросовестным лицам осуществлять мошенничество и подделывать отличительные знаки, в виде клейма и пробы, нанося повышенные характеристики на несоответствующие проставленным пробам украшения или изделия из золота.

Чтобы попытаться самостоятельно определить подлинность клейма, стоит вооружиться хорошей лупой с достаточной степенью увеличения. В связи с тем, что в углубленные впадины клейма, может попасть грязь, украшение перед осмотром следует тщательно вымыть.

Поддельное клеймо соответствует настоящему только по внешним признакам, заметным на основе визуального осмотра.

Самое главное, что отличает подлинник от подделки – это четкость и ровность пробы. Кривые неровные цифры говорят о подделке.

Не всегда, конечно, неудачно проставленная проба — это 100% имитация, но в большинстве случаев она присуща изделиям из ненастоящего металла.

Также, неровные цифры внутри пробы могут говорить о подделке. Иногда именники делают вручную, а в связи с ювелирностью работы, возможны небольшие огрехи. Но это, как правило, исключение.

Клеймо на золоте является необходимым атрибутом, отличающим металл одного качества от другого, характеризующим подлинность изделия, его легальность и законность. Поэтому, покупая ювелирное украшение или любое другое золотое изделие, следует тщательно подходить к его выбору, чтобы не получить разочарование от покупки.

Именник – это оттиск клейма изготовителя, состоящий из цифр и букв, где цифры обозначают год выпуска, а буква - условное обозначение изготовителя. Он ставится на ювелирных изделиях из серебра и заключен в контур.

Для того чтобы приобрести качественное ювелирное изделие имеет большое значение информированность о том какие существуют ювелирные пробы и клейма – поможет при покупке избежать ошибки.

На ювелирных изделиях из серебра в обязательном порядке ставиться клеймо. Клеймо в России ставит не сам мастер – изготовитель как некоторые ошибочно думают, а Палата пробирного надзора. Клеймо, проставленное на изделии, дает право подтверждать его пробу. Кроме пробы на ювелирном изделии мастер или фирма ставит свой именник. Сам именник содержит мало значащуюся информацию (символы) для самого покупателя. При покупке ювелирных изделий обязательно нужно убедиться в наличии двух клейм именника и пробы. Оба клейма должны быть четко пропечатаны. Именник должен стоять слева от пробы.

Государственная Инспекция пробирного надзора

Клеймо наносится Государственной Инспекцией пробирного надзора, представляет собой специальный знак, который называется пробой. Клеймо пробы наносится старым механическим способом в виде чеканки или современными электроискровыми и лазерными способами. Клеймо подтверждает, что изделие прошло проверку Государственной Инспекцией пробирного надзора и имеет пробу не ниже обозначенного на клейме.

В бывшем Советском Союзе с 1958 года на пробирном клейме ставился удостоверяющий знак в виде серпа и молота заключенные на фоне в пятиконечной звезде. С 1994 года этот знак изменили на изображение женской головы повернутой направо в кокошнике в профиль.

На этом эскизе видно как выглядит с 1994 года изображение метрического пробирного клейма. На клейме видно силуэт женской головы в кокошник повернутой направо в профиль.

1. Шифр государственной инспекции пробирного надзора.

2. Знак пробирного удостоверения.

3. Цифровое обозначение пробы драгоценного металла.

Структура именника выглядит в следующей схеме:

1. Первая буква, проставленная в именнике, означает год изготовления (А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год, К - 2009 год, Л - 2010 год).

2. Вторая буква, обозначенная на именнике, означает код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель. Например, буква М означает код Государственной Пробирной Инспекции города Москвы.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.