Меню

Что такое проба и именник изделия. Классификация по метрическому значению

Маникюр и педикюр

Клеймо в ювелирных изделиях порою может рассказать гораздо больше, чем иные консультанты в салоне… но только том случае, если вы подкованы в этом вопросе. Часто клеймение ювелирных изделий – это то, что может сообщить не только, что за металл перед вами, но и кто изготавливал украшение, как давно оно было сделано и как долго проживет.

Пробы на ювелирных изделиях: что нужно знать покупателю?
6 ответов на важные вопросы

Клеймо в ювелирных изделиях порою может рассказать гораздо больше, чем иные консультанты в салоне… но только том случае, если вы подкованы в этом вопросе. Часто клеймение ювелирных изделий - это то, что может сообщить не только, что за металл перед вами, но и кто изготавливал украшение, как давно оно было сделано и как долго проживет.

Проверьте клеймо на кольце, если хотите, чтобы оно служило вам верой и правдой: ведь под видом золотого кольца в подозрительных магазинах могут продать серебро с позолотой, которая вскоре слезет, обнажив реальный состав металла.

Поскольку клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов - это обязательная процедура в России, странах Европы и Азии, то отсутствие клейма в нужном месте должно служить серьезным предостережением. Кстати, в нашем магазине все украшения имеют маркировки!

Вопрос №1. «Куда ставят клеймо на серьгах,
цепях, кулонах, браслетах?»

Согласно международным правилам, пробирование и клеймение ювелирных изделий не должны влиять на их внешний вид . Поэтому клеймо можно располагать только на обратной стороне украшений, застежках, или, если речь идет об или изделиях, стоящих из тонких деталей, на специальной припаянной пластине из такого же металла.

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.


Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.


Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.






На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?

Понятия о пробах и клеймах, пробирном надзоре.
Пробирный надзор и клейма.
Все ювелирные украшения изготовленные из драгоценных металлов прил.1 предназначенные для продажи на территории РФ, должны соответствовать одной из проб табл.1 , действующих в России и иметь клеймо. Контроль за этим осуществляет государственная служба, инспекция пробирного надзора которая при клеймении ювелирных украшений пользуется государственными пробирными клеймами установленного образца. Основные пробирные клейма рис.1 , удостоверяют соответствие изделий требованиям пробирного надзора. Дополнительные клейма служат для клеймения разъемных и легко отделяемых второстепенных частей украшений из драгоценных металлов или украшений не соответствующих заявленной пробе. Украшения изготовленные из частей драгоценных металлов и недрагоценных металлов должны иметь знак «мет»- металл, иначе такие украшения клеймению не подлежат. Кроме клейма, все ювелирные украшения из драгоценных металлов должны иметь оттиск знака именника предприятия рис2 , который представляет собой заключенное в рамку сочетание букв сокращенного названия предприятия или мастера изготовителя и год выпуска украшения
Таблица 1
Действующие в России пробы ювелирных украшений изготовленных из драгоценного металла

Рис 1.1
Структура клейма

Основные пробирные клейма на изделиях из золота

Рис 1.2 Основные пробирные клейма на изделиях из серебра



Рис 1.3 Основные пробирные клейма на изделиях из платины

Рис 1.4. Основные пробирные клейма на изделиях из палладия

Рис 2

БМТК

Первый символ код года изготовления изделия

Б (код года выпуска)

А Б В Г Д Е З И К
2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Л М Н О П Р С Т У
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2018г. 2018г.

Второй символ код государственной инспекции пробирного надзора
М (код государственной инспекции пробирного надзора)

Шифр инспекции Наименование инспекции Адрес инспекции Районы деятельности инспекции
В Верхне-Волжская п.г.т. Красное-на-Волге, Костромской обл. Ивановская, Костромская, Ярославская области
Г Волго-Вятская г. Нижний Новгород, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская, Кировская и Нижегородская области
Я Восточно-Сибирская г. Красноярск Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа
Ю Дальневосточная г. Хабаровск Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Корякский и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область
К Донская г. Ростов-на-Дону Республика Адыгея (Адыгея), Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Черноморский флот Российской Федерации в Украине
Ж Забайкальская Бурятия г. Улан-Удэ Республика Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ
Ф Западная г. Калининград Калининградская область
Н Западно-Сибирская г. Новосибирск Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области
О Орловская г. Орёл Белгородская, Курская, Липецкая и Орловская области
У Поволжская Башкортостан, г.Уфа Республика Башкортостан, Оренбургская и Ульяновская области
Б Подмосковная г. Бронницы Московской обл. Московская область (Воскресенский, Домодедовский, Егорьевский, Зарайский, Каширский, Коломенский, Луховицкий, Люберецкий*, Ногинский, Озерский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Подольский, Раменский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский, Шатурский районы), Рязанская и Тамбовская области* За исключением ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (МПО по ВАИ)
З Прикаспийская Республика Дагестан,
г. Махачкала
Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч
Д По Республике Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия), г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Р Саратовская г. Саратов Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская и Саратовская области
А Северная г. Великий Устюг, Вологодской обл. Республика Коми, Архангельская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ
Л Северо-Западная г. Санкт-Петербург Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург
С Уральская г. Екатеринбург Удмуртская Республика, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский край
М ГИПН по г. Москве и Московской области г. Москва Брянская, Воронежская, Калужская, Тульская, Смоленская и Тверская области, г. Ленинск и комплекс "Байконур" на территории Республики Казахстан (на период действия на этих территориях статуса Российской Федерации), г. Москва, Московская область (Балашихинский, Волоколамский, Дмитровский, Истринский, Клинский, Красногорский, Ленинский, Лотошинский, Можайский, Мытищинский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Пушкинский, Рузский, Сергиево-Посадский, Солнечногорский, Талдомский, Химкинский, Шаховской, Щёлковский районы), ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (МПО по ВАИ)

Третий символ код изготовителя
ТК (код изготовителя)
В заключении можно сказать, что приобретая ювелирное украшение, Вы должны обратить внимание на именник и пробу. Именно наличие этих оттисков, нанесенных любыми способами, классическим штампом или современными, лазерным или электроискровыми, говорит о том, что изделие действительно соответствует заявленной пробе и прошло государственную проверку. Основным конечно является клеймо которое ставится в государственной инспекции пробирного надзора и только там, мастер или предприятие ставит только свой именник и ни в коем случае не клеймо. Наличие только одного именника на изделии и отсутствие пробы, может говорить о многом, и самое главное о том, что мастер не стал проводить опробирование изделий, и соответственно гарантировать содержание драгоценного металла в украшении, заявленному, нельзя. Кроме того, по именнику и клейму, используя приведенные выше таблицы и рисунки, Вы сможете определить и изготовителя, место опробирования и даже год изготовления изделия. Что касается прочей информации про изделие, она должна находится на бирке изделия, должна быть опломбирована и является паспортом изделия. На бирке должна быть расположена вся информация про изделие, а именно: изготовитель, адрес производителя, цена изделия, цена за грамм, размер, проба, вес, наименование и каратность камней или вставок и прочее, штамп ОТК и дата изготовления и прочая необходимая информация. Внимание: Приобретая ювелирные украшения из драгоценных металлов иностранного производства, с рук (официальная продажа без клейма пробирной палаты на территории РФ, не законна) обратите внимание, что в разных странах различные пробы (например каратные) и сплавы, правила клеймения изделий, а соответственно разные клейма, именно поэтому будьте внимательны и без четкого понимания всей информации отраженной на клеймах изделия не совершайте сделку, в противном случае Вы можете приобрести украшения изготовленные из сплава гораздо меньшей пробы, чем Вы того ожидаете.


Драгоценные металлы и сплавы, пробы.
Материалы используемые для производства ювелирных украшений, делятся на металлические и неметаллические. К металлическим относятся как драгоценные металлы и их сплавы, так и цветные металлы и их сплавы. В данной статье подробнее опишем о драгоценных металлах и сплавах драгоценных металлов используемых в ювелирном производстве.
В нашей стране обязательному клеймению подлежат изделия выполненные из сплавов следующих драгоценных металлов:
Золото - металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий тягучий.
Серебро - металл блестяще-белого цвета с очень высокой (до 95%) отражательной способностью, тягучий, ковкий, пластичный, хорошо полируется, режется, скручивается.
Платина - металл серебристо-белого цвета мягкий и ковкий, тугоплавкий, более твердый чем золото и серебро, легко поддается прокатке, штамповке, волочению. Химически стойкий.
Палладий - Мягкий ковкий металл платиновой группы, темнее серебра но светлее платины, легко прокатывается и протягивается. Значительно уступает платине по своим химическим свойствам.
Кроме того к драгоценным относятся следующие виды металлов: родий, рутений, иридий, осмий.
Достоинство ювелирных украшений изготовленных из сплавов золота, серебра, платины, палладия определяется пробой, т.е. количеством содержащихся в этих сплавах драгоценных металлов.
Например: 585 проба и клеймо с цифрой 585 означает, что в сплаве, из которого изготовлено украшение 585 из 1000 частей это - драгоценный металл(например золото) и 415 частей других металлов.
В России введены и действуют следующие пробы ювелирных украшений таб.1 .

Однако сплавы одной пробы отличаются по составу, внешнему виду и механическим свойствам. На примере сплавов золота 585 пробы (наиболее востребованными в России), можно продемонстрировать эти различия. таб.2.
Характеристики иных проб всегда можно найти в специализированной литературе или сайтах.
Таблица 2
Состав и цвет сплавов золота 585 пробы

Цвет серебро медь цинк кадмий никель
Бледно-желтый 382,5 32,5 - - -
Зелено- желтый 310 35 70
Желтый 280 135
Средне- желтый 188 277
Средне- желтый 110 184 71 50
Оранжевый 90 325
Красный 415

Примечание: Классическое русское золото 585 пробы - это красное.
В Англии И США например принята не метрическая, а каратная система проб. Карат - единица массы драгоценных камней равная 200 мг. По этой системе метрическая проба со значением 1000 соответствует 24 карата.
Отсюда для перевода в каратную систему применяют отношение 24/1000=х/у.
К примеру: 750 пробе соответствует 18-каратная проба,
а 583- 14 каратная проба.
В России до 1927 года, существовала золотниковая проба,
1 каратная проба = 4 золотниковым пробам=41.666 метрическим пробам, отсюда 1 золотниковая проба =10.4166 метрическим пробам.
Для наглядности можно представить в виде таблицы.
Таблица 3 Соответствие проб ювелирных сплавов действующим пробам на территории России.

Металл Метрическая Золотниковая Каратная
Золото 375 - -
Золото 500 - -
Золото 585 56 14
Золото 750 72 18
Золото 958 92 -
Серебро 750 - -
Серебро 800 - -
Серебро 875 84 -
Серебро 916 88 -
Серебро 925 - -
Серебро 960 - -
Платина 950 - -
Палладий 500 - -
Палладий 850 - -

Ранее в статье говорилось о том, что приобретая ювелирные украшения из драгоценных металлов "с рук" Вы можете столкнуться с пробами не только метрическими, но и каратными, а при покупке антикварных изделий, и с золотниковыми пробами. В каждом отдельном случае существует огромное количество нюансов, поэтому рекомендуем Вам не совершать покупки предварительно не выяснив, что за клеймо и как оно расшифровывается. Конечно, Вы можете обратиться к любому ювелиру, который сможет Вам объяснить значение символов, клейм и именников. В случае, если нет ювелира, которому Вы можете доверять обратитесь в ломбард, где Вам смогут, хотя бы достоверно, определить пробу изделия. Однако будьте осторожны поскольку отличить по клеймам и внешенему виду изделия из платины и палладия не специалисту практически невозможно, да и в ломбарде навряд ли Вам смогут помочь с этим, в виду простого отсутствия реактивов для подобных проверок. Кроме того, в этом случае Вы будете не защищены и от прочих видов мошенничества, гальванические покрытия, основания из не драгоценных металлов и пр., поэтому повторимся о том, что без четкой уверенности в чистоте сделки, полной осведомленности о сплаве и изделии в целом, и в правильности своих действии откажитесь от сделки пока не будете уверены в обратном.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Способы распознания поддельных украшений

Для начала необходимо рассмотреть драгоценность. На ней должна быть специальная маркировка, которая отвечает за подлинность золота. Должна быть выбита проба или масса в каратах. Для облегчения осмотра желательно воспользоваться лупой. На антикварном металле не всегда можно различить клеймо. В современном мире научились пробу ставить и на фальшивом золоте, поэтому такой метод не всегда удачный.

Со временем золотое напыление стирается. Необходимо смотреть на края изделия. Если на местах потёртости заметен другой металл, изделие состоит не полностью из золота.

Проверка изделия на прикус

Раньше часто показывали фильмы, где золотые монеты проверяли на «зуб». И не зря. Ведь так можно проверять не только монеты, но и золотые украшения. Например, кольцо или серьгу. Изделие необходимо прижать зубами. Теперь посмотрите на него. На настоящем золоте останется след от зубов. Чем глубже прикус, тем выше проба. Однако, нельзя забывать, что свинец очень мягкий, поэтому на нём тоже останутся следы.

Керамическая проверка

Фальшивое золото при помощи данного способа легко обнаружить. Этот тест необходимо проводить очень аккуратно, так как его легко поцарапать. Для этого понадобится неглазированная керамическая тарелка, то есть ничем не покрытая. Проведите по ней золотом, с лёгким нажимом. Что видно? Золотая полоса - изделие натуральное, чёрная - украшение фальшивое.

Магнитная проверка

Для начала необходимо приобрести магнит. Тот, что вешается на холодильник, сильно мягкий и для теста не подойдёт. Магнит должен быть настоящий, тяжёлый, который взаимодействует с металлом. Золото никогда не притягивается. Поэтому смело подносите драгоценность к магниту. Если она притянулась, значит вы держите настоящую подделку. Бывают случаи, когда добавляют в изделие магнитопассивный компонент. Тогда можно и перепутать золото с подделкой. Как отличить золото в таком случаи? Попробуйте следующий способ.

Применение азотной кислоты

Азотная кислота поможет определить фальшивое золото от настоящего. Для этого необходимо поместить изделие в металлическую посуду без пятен. Далее нужно с пипетки капнуть азотную кислоту на изделие. Если золото поменяло цвет и стало зеленоватым, значит вы проводите опыт с обыкновенным металлом. Молочный оттенок приобретает позолоченное изделие. Если золото настоящее, тогда не произойдёт никакой реакции.

Звуковой тест

Если взять и бросить золотое изделие на поверхность стола, тогда настоящий металл прозвучит звонко, как хрусталь. Для такого опыта подойдут кольца, серьги, но недлинные украшения (цепочки, браслеты).

Уксусная проверка

Налейте в ёмкость немного уксуса и поместите туда украшение. С настоящим золотом ничего плохого не случится, а вот подделка через две минуты потемнеет.

Тест при помощи йода

Йод - очень хорошая проверка на подлинность украшения. Для этого необходимо всего одну каплю нанести на внутреннюю сторону изделия. Золото останется неизменным. Фальшивое украшение потемнеет. Оно может стать как светло-серым, так и чёрным.

ЛЮБАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО НА ПОВЕРХНОСТИ УКРАШЕНИЯ. ВНУТРЕННОСТЬ ПРОВЕРЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ГОТОВ РАЗРУШИТЬ ИЗДЕЛИЕ.

Как отличить золото от подделки можно спросить и у экспертов, которые помогут быстрее и с помощью нескольких способов определить, настоящая ли драгоценность. Позолота - это почти настоящий металл.

Определяем позолоту

Многие потребители интересуются: «как отличить золото от позолоты?». При малейших знаниях это сделать несложно. Обычно на позолоту пробу не ставят. Золотой сплав не сможет лечь поверх металла. Ляжет исключительно только настоящий благородный металл. Если вы увидели изделие с пробами: 585, 750, 350, 500 - это золото с добавлением примесей. На чистом драгоценном металле может быть проба только одна - 999. Если применялась золотая фольга, тогда могут поставить и другую пробу, кроме тех, что ставят на настоящем металле.

Важно! Проба не всегда гарантирует достоверность изделия. Иногда можно увидеть небольшие царапины. Часто это означает, что изделие не полностью золотое, а только замочек на изделии или около него. Всё остальное может оказаться позолотой.

Чтобы самостоятельно проверить украшение, можно на незаметном участке слегка поскоблить изделие. Позолота слегка отстанет, а золото будет неизменным.

Еще для проверки подойдёт ляписный карандаш. Он продаётся в любой аптеке. Место соскоба необходимо смочить водой и провести по нему карандашом. Любой металл кроме золота потемнеет.

Можно провести простой опыт для проверки золота. Включить конфорку и сильно разогреть над ней изделие (300-400 градусов). Затем быстро бросьте его в холодную воду. Золото не изменится, а вот на другом металле появятся разводы.

Никогда нельзя приобретать золото в сомнительных заведениях и магазинах. Это должны быть специализированные ювелирные отделы, где имеются сертификаты качества и работают специалисты. Ведь некоторые недобросовестные продавцы ссылаются на то, что за границей проба не ставится. Верить этому нельзя. Любой ввоз золотых украшений не разрешается без клейма и соответствующих документов.

Иногда попадаются изделия, на которых стоит 583-я проба. Многие о ней не знают. Эти украшения сделаны в советские времена и подделки таких изделий крайне редки. Поэтому, если вам попадётся 583 проба, не пугайтесь.

Распознаем медь

Знаменитый учёный Аристотель считал, что лучше всего различить медь от настоящего золота, попробовать и то, и другое на вкус. Если попить воду из металлического кубка, в котором содержится медь, тогда привкус будет металлический. Золотой кубок не отдаёт никаким вкусом.

Медь имеет свойство окисляться при взаимодействии с кислородом, то есть на воздухе. Поэтому она в отличие от золота со временем потемнеет.

Имитация золота

Для фальшивых золотых украшений применяются разнообразные сплавы.

Алюминиевая бронза, которая напоминает по цвету золото. Этот сплав состоит на 90% из меди и на 10% из алюминия.


Монета из алюминиевой бронзы.

Бельгика - сплав похож на платину. В его состав входит железо около 74%, приблизительно 16 % хрома, а никеля почти 9 %.

Мозаичное золото, куда входит почти 70 % меди и 30 % цинка. Даёт оттенок самородного золота.


Изделие из томпака.

Томпак - этот сплав очень похож на настоящее золото. Его часто привозят туристы с Турции, с Израиля или Китая. Если не знаете, как отличить золото, лучше не покупайте его в данных странах.

Таких сплавов огромное количество. Благодаря таким материалам и научились имитировать настоящее золото. Чаще всего его перевозят контрабандным путём. Подделка золота - очень распространённое явление. Старайтесь не попасть в «ловушку».

Как избежать мошенничества?

Чтобы не купить подделку необходимо придерживаться несложных правил.

Не стоит покупать золотые украшения у торговцев на рынках, в сомнительных ларьках, где нет соответствующих документов. Продавцы очень часто предлагают подделки.

Не доверяйте своей интуиции, ведь она может подвести в самый неподходящий момент. Не смотрите, что изделие слишком дешёвое - это не значит, что оно качественное. Золото должно быть с пробой в обязательном порядке, даже если делается на заказ.

НЕ ПОКУПАЙТЕ БИЖУТЕРИЮ, В СОСТАВЕ КОТОРОЙ СПЛАВ ТИТАНА С ЗОЛОТОМ. ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ОНИ НАПОМИНАЮТ ЗОЛОТО 585 ПРОБЫ, НО СКОРЕЕ ВСЕГО В НИХ НЕТ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА.

Если на изделии стоит проба или висит бирка - это не даёт гарантию содержания желтого металла. Плохо разбирающийся потребитель не всегда сможет различить подделку даже при помощи многочисленных опытов.

Если покупатель знает настоящую цену изделия и вдруг увидел такое же, но дешевле - это не всегда означает, что встретилась подделка. Необходимо обращать не только на внешние данные, но и на размер, вес и производителя. Именно от этих данных цены и варьируются. Также можно попасть и на качественную подделку, которую крайне сложно отличить от настоящего драгоценного металла.

У каждого ювелирного профессионала есть специальное оборудование, с помощью которого можно определить качество и цену металла. Конечно же, самый простой способ узнать, как отличить золото например от меди - это совет с профессионала своего дела. Пусть услуга будет платная, зато человек будет уверен в подлинности драгоценностей.