Меню

Послушание родителям выше поста и молитвы.

Свадьба/Замужество

Мы уже поговорили о приятных благословениях, обещанных Богом для тех, кто исполняет пятую заповедь, об осуждении тех, кто не исполняет. Мы узнали, что дети всю жизнь должны почитать своих родителей, но в практическую плоскость этой заповеди так и не перешли. Сегодня мы поговорим о том, как показывать своим родителям, что мы их почитаем, особенно, когда мы уже в зрелом возрасте. Сегодняшний разговор будет немного «по верхушкам», а в следующей статье мы обратимся к опыту людей, чтобы найти конкретные способы оказать честь.

Почитайте и слушайтесь

В обоих описаниях Десяти заповедей (в книге Исход и книге Второзаконие) Бог предписывает детям «почитать отца и мать». Нет там ни слова о послушании. Тем не менее, когда мы читаем о применении заповеди в Библии, мы видим, что послушание является ключевым компонентом почитания, которое дети должны проявлять к родителям. Закономерен вопрос: а послушание родителям временно или не зависит от возраста детей? Всегда ли почтение требует послушания? Если я стремлюсь почитать своих родителей, должен ли я слушаться их всю свою жизнь? Для ответа на этот вопрос следует, пожалуй, изучить почтение и послушание, чтобы понять, чем они похожи и в чем их отличия.

Слушайся

То, что пятая заповедь от нас не требует имеет такое же важное значение, как и то, чего она не требует. В пятой заповеди нет слов: «Слушайся своих отца и мать». Там говорится: «Почитай отца и мать». И все же Библия ясно дает понять, что послушание родителям очень важно. Мы встречаем «язык послушания» во многих толкованиях и применениях пятой заповеди. Но при более пристальном изучении этой темы становится понятно, что все упоминания послушания применены в контексте зависимых от родителей молодых детей. Когда же речь заходит о взрослых детях, язык меняется на разговор об уважении и заботе. Таким образом, послушание – это одна из форм почтения, подходящая для маленьких детей.

Все дети должны почитать своих родителей. Но когда дети молоды, почтение родителей принимает форму послушания. Поэтому Павел толкует пятую заповедь для молодых детей (Еф. 6:1-3 и Кол. 3:20): «Дети, повинуйтесь своим родителям». Повиноваться – это значит подчиняться воле человека, который имеет авторитет, соблюдать его требования и выполнять его просьбы. Это, как мы учим наших детей, значит: «Сделай сейчас, сделай хорошо и с радостным сердцем». Послушание – это детский способ почитать родителей.

Родители вправе ожидать и требовать от детей повиновения, а дети вправе показывать почтение родителям через это послушание. Именно послушание родителям учит детей подчинению другим властям, включая Самого Бога. Именно через родительское воспитание и наказание дети готовятся к размеренной жизни в этом мире. Джон МакАртур хорошо это формулирует: «Дети, уважающие и слушающиеся своих родителей построят общество, в котором правит порядок, гармония и плодотворность. Поколение недисциплинированных, непослушных детей произведет общество хаоса и разрушения».

В случае с родителями и их молодыми детьми послушание задумано как временная мера, которая длится, пока дети живут на иждивении своих родителей. Детство – это период обучения под руководством родителей. Родители заставляют своих детей слушаться, чтобы дети научились уважению и почтению, чтобы оставшуюся жизнь почитали родителей, учителей, руководителей и правительства. Обучив своих детей послушанию, родители пожинают пожизненное почтение.


Почитай

Что значит почитать? Что такое честь? В библейском контексте слово честь указывает на вес или значение. Для почтения родителей мы признаем их ценность для нас или ценность наших с ними отношений. Джон Куррид объясняет это так: «Дело в том, что дети не должны допускать несерьезного отношения к родителям, не должны допускать несерьезных мыслей о них. Родители – это серьезно. Родители представляют для нас огромную ценность». Идею о том, как выглядит почтение к родителям, можно почерпнуть из отрывков, где упоминается суд над теми, кто родителей не почитает. Это отрывки из гражданского закона и книг мудрости, которые мы уже прочитали в прошлый раз: Лев. 20:9, Пр. 30:17 и т.д.

Что мы там читаем? Дети, не чтящие своих родителей, мятежны и противятся наказанию, которое могло бы вывести их из мятежного состояния. Выражаться это может в ругани, проклятиях и насмешках над родителями. Такие дети могут даже проявлять физическую жестокость по отношению к отцу и матери. Если мы обратимся к Новому Завету, мы увидим, что отказ от исполнения пятой заповеди может выражаться и в отказе заботиться о родителях, об их физических и финансовых нуждах (Мк. 7:8-13, 1 Тим. 5:8).

Таким образом для почтения своих родителей мы должны уважать и благоговеть перед ними, относиться к ним с добротой и нежностью. Мы должны быть уверены, что они получают все необходимое, и даже заботиться об их нуждах. Деннис Рейни пишет: «Почтение – это особое отношение, подкрепленное действиями. Все они говорят родителям об одном: вы ценны и достойны, вас поместил в мою жизнь Сам Бог». Все это и даже больше помещено в это простое слово: почтение.

Слушайся сегодня, почитай всегда

Необходимо поразмышлять на тему «почему согласно пятой заповеди требуется почитание, а не послушание». Я убежден, что причин тут две: в какой-то момент мы уже не обязаны слушаться родителей, а еще, даже до наступления этого момента, бывают ситуации, в которых мы не можем и не должны подчиняться им. Другими словами, бывает, что иногда неподчинение родителям – это тоже форма почтения.

Конец послушания. Приходит время, когда подчинение родителям становится неуместным. Задача родителей – вырастить своих детей независимыми, способными жить без родительской опеки. В большинстве случаев отношения родители-дети меняются со вступлением в брак, когда «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Получая независимость от своих родителей, ребенок покидает их надзор и руководство. Он больше не должен слушаться так, как это делал раньше.

Грех подчинения. Довольно часто случается, что послушание будет грехом. Например, когда родители приказывают детям согрешить или приказывают проявить непослушание Богу или властям. Когда такое происходит, ребенок должен проявить непослушание родителям, дабы проявить послушание высшей власти. А иногда родители требуют послушания от взрослых детей. Иногда требования послушания сопровождаются оскорблениями и насилием. В таких случаях ребенок не обязан подчиняться.

Именно поэтому заповедь звучит как «почитай отца и мать», ведь послушание уместно не всегда, а иногда даже было бы греховным. Почтение же к родителям должно сопровождать всю нашу жизнь.


Совершенное почтение, совершенное послушание

Бог не оставил нас без библейского примера почитания и послушания. Оба эти примера нам даны в Иисусе Христе. Будучи Богом, Он был рожден в семье земных родителей, которых Он добровольно, радостно и совершенным образом чтил и слушался. В Евангелии от Луки 2:51 мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Мы видим, как уже перед смертью, Иисус заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

Подобно тому, как Иисус чтил и слушался своих земных родителей, Он почитал и слушался Своего Небесного Отца. Во всех своих делах Он хорошо говорил об Отце, отдавал Ему славу и исполнял Его волю. Разумеется, Он проявлял послушание Своему Небесному Отцу: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Не теряя самостоятельности или достоинства, Иисус почитал и подчинялся. Если мы желаем почитать и подчиняться родителям, мы должны узнать об Иисусе. Если мы хотим, чтобы наши дети слушались и почитали нас, мы должны рассказать им об Иисусе. Он, как и всегда, является лучшим примером исполнения Божьего закона.

Заключение

В следующей статье мы поговорим о культурных особенностях понимания почитания родителей. Позже мы поговорим и о случаях, когда почитать своих родителей особенно тяжело. Мы так же поговорим о практических советах, которые помогут лучше представлять, каким образом можно чтить отца и мать. И, разумеется, уместен был бы и разговор о том, как нам самим быть родителями, достойными почтения.

Закончим давайте на радостной ноте. Мы уже знаем, что в почтении к родителям есть два великих благословения: длинная жизнь и хорошая жизнь. Если покопаться в Новом завете, можно раскопать еще одно великое благословение: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Наше почитание родителей радует Бога! Почему? Потому что чтя отца и мать мы чтим Самого Бога, давшего нам этих родителей. Поэтому позвольте мне попросить вас сегодня подумать о способах проявить почтение к вашим родителям. Ведь это угодно Богу и прославляет Его.

Должны ли взрослые дети подчиняться родителям? Отвечают священники.

«Моя мама манипулирует моими дочерними чувствами, а я даже ответить ничего не могу, ведь заповедано детям повиноваться родителям, вот и пытаюсь им следовать, но, кажется, своей жизни у меня скоро не останется вообще». Такие утверждения нередко оставляют в комментариях к статьям и наши читательницы. Но в чём же на самом деле смысл евангельских слов? Должен ли ребёнок (особенно если он уже давно вышел из школьного возраста) безусловно повиноваться родителям?

Вопрос становится особенно острым, если обратиться к первоисточнику и почитать послание целиком: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).

Отвечают священники.

Разная мера свободы личности человека

Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Во-первых, надо понимать, что почитание, повиновение и послушание – это очень разные вещи. Принципиально разные.

Что такое подчинение? Это такие отношения между людьми, при которых один является начальником, а другой – подчиненным. По каким причинам – по старшинству, по силе, по положению, по званию, по традиции – это уже другой вопрос.

Повиновение детей родителям является естественным в отношении между детьми и родителями. Дети вынуждены подчиняться родителям по многим причинам. До какого возраста? До тех пор, пока не повзрослеют.

Нельзя сказать, что 18 лет – уникальная цифра, когда все дети перестают быть детьми. Если по своему положению в семейной иерархии для родителей ребенок остается ребенком на всю жизнь, то к определенному моменту времени он перестает быть таковым в психологическом смысле.

Взрослые дети родителям не подчиняются. Грань взрослости у разных народов разная. В Чечне четырнадцатилетний мальчик – уже взрослый мужчина, и мать обязана его слушаться. А в России только восемнадцатилетие дает право юноше объявить себя независимым от родителей.

Эта цифра зависит от этноса, от религии, от культуры. В Америке, например, полное совершеннолетие наступает только в двадцать один год. Это юридические и традиционные нормы. Поэтому, когда наступает «взрослость», решается не отдельным подростком и отдельным родителем, а традицией народа, где семья живет, ну и еще традициями самой семьи.

Теперь вопрос: а что является предметом освобождения из-под подчинения родителей? Прежде всего, это способность принимать самостоятельные решения – те самые, которые определяют жизнь взрослого человека: куда ходить и с кем, что есть, как лечиться, какую выбрать профессию, какого партнера по жизни… То есть желание и умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свое здоровье, свои поступки. И вот с этого момента ни о каком подчинении ребенка родителям речь идти не может.

Теперь по поводу послушания. Послушание – это духовная добродетель. Ее у детей быть в принципе не может, потому что добродетели являются прерогативой взрослых, зрелых личностей. Ни ребенок, ни подросток не в состоянии воспитать в себе добродетель послушания, потому что они в принципе не знают, что это такое, ибо имеется в виду именно духовная добродетель а не общепринятое понятие и словечко.

Так вот взрослый человек может оказать послушание. Послушание родителям, начальнику… Это его внутренняя добрая воля, её можно воспитать. Но принудить к послушанию нельзя, потому что исходит это из сердца. Навязать снаружи можно только подчинение. При послушании я не только выполняю поручения своего начальника. При послушании я принимаю волю своего начальника – родителя, духовника, руководителя, как свою. И прежде всего внутренне соглашаюсь с тем, что начальник прав. При подчинении я могу выполнять волю своего начальника и при этом совершено спокойно думать, что он дурак, что он ошибается и что неправильно мною руководит. То есть в этом случае я освобожден от того, чтобы внутренне принять мнение начальника. При послушании все наоборот.

Что касается беспрекословного повиновения родителям, то если родитель переходит всяческие границы и злоупотребляет властью, то это уже семейная ошибка. Никогда не бывает ответственности одного. Когда родитель эксплуатирует свое право и свой вес (родитель всегда сильнее: социально, психологически, на его стороне авторитет), то это уже общесемейная проблема. И если он эксплуатирует это право – это значит, что у него что-то не в порядке, он психологически зависим от ребенка, если все время стремится подчинить ребенка своей воле. Это тревожный симптом.

Слепое беспрекословное подчинение ребенка взрослому ничего общего не имеет с послушанием. Когда первоклассник в течение 40 минут держит руки сложенными на парте и поднимает их, когда разрешит учитель – это еще туда-сюда, хотя он очень устает от этого. Но если так ведет себя 13-14-летний подросток и боится неловким движением вызвать гнев или раздражение учителя, то это сигнал бедствия. Есть разная мера свободы личности человека.

Вообще, каждый конкретный случай требует особого отношения. Если ребенок считает, что взрослый «перегибает в отношении него палку», нужно идти к духовнику, к психологу, к другу – к любому авторитетному человеку, которому ребенок верит и который может помочь ему решить его проблему.

Слушать Того, кому больше верим

Протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей матери, с. Душоново

На самом деле все достаточно просто… В послании к Ефесянам речь идет о справедливом повиновении в Господе , когда родители не противоречат тому, о чем говорит Бог. То, что противоречит воле Божьей, не подлежит исполнению.

Мы должны слушать того, кому больше верим, кому доверяем. Если кто-то начинает противоречить словам Иисуса Христа, это означает, что его мы его слушать не можем и не обязаны.

А что касается детей, то в связи с их возрастной психологией и развитием существует, конечно, какая-то граница, после которой человек способен сам принимать решения за свою жизнь. Но она не проводится в один день и час для всех. Пока ребенок маленький, слушаться родителей для него естественно, потому что родители природно, Богом задумано несут в себе полноту жизни, дают детям то лучшее, что имеют сами.

Другое дело, что ребенок, когда вырастает, начинает уже по-другому относиться к тому, чему его родители научили, и в этом смысле его никто не стесняет. Он не обязан слушаться родителей бесконечно.

Но важно при этом не забывать и другую заповедь – ветхозаветную: почитай отца и мать своих. И это почтение по-разному будет выражаться в разные периоды жизни. В детстве всё, что могут дети по отношению к родителям – подчиняться им беспрекословно. А в старшем возрасте это почтение может быть в том, что они не оставят их без куска хлеба, без попечения.

Эта заповедь с обетованием: за всё остальное, кроме благополучной жизни и царства небесного в будущем, ни о чем речь не идет. А тут прямо сказано: и дни будут исполнены всякого блага. Люди, которые с почтением относятся к родителям, хорошо живут, у них все складывается. А поскольку в массе своей люди перестали с почтением относиться к родителям, то в этом и есть один из ответов на вопрос «почему люди стали плохо жить».

Оценивать происходящее и рассуждать на тему повиновения или неповиновения человек начинает в достаточно позднем возрасте. Я думаю, что способность адекватно оценивать действительность к мужчинам и женщинам приходит в разное время. А до этого периода все мы, как апостол говорит, иносказательно, как через тусклое стекло, на ощупь, только по ориентирам идем, слышим знакомый голос, верим ему и следуем за ним.

Направление движения, а не конкретный рецепт

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»

Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?

Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт - это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться… Это стоило сыну больших переживаний. Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований и он священник. А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.

Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.

Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение. Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад. И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.

Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта - не деспотизм и не самодурство.

Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими. И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это. Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!

Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую. Неужели не достаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет. Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие - будет и правительство плохое… надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.

Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо. Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости. И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.

Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит. И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть. Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты - мне, я - тебе, ты мне столько-то, я тебе - столько-то, в расчете - в расчете… Таких отношений быть не может.

Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке…

Подготовила Ольга Щербакова

Насколько важно родительское благословение для православного христианина? Как оно влияет на детей и всегда ли нужно прислушиваться к советам родителей? В преддверии православного весеннего праздника Красная Горка о родительском благословении говорят священнослужители Русской Православной Церкви - протоиерей Александр Ильяшенко , священники Филипп Ильяшенко и Димитрий Фетисов , - а также матушка Елена Фетисова .

«Родительское благословение исключительно важно перед Господом»

, настоятель храма Всемилостивого Спаса (Московская епархия), член Союза писателей России, председатель редакционного совета портала «Православие и мир», руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне»:

Пятая заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою» говорит о важности положительного, благоговейного отношения к родителям, а также о послушании им. А «злословящий отца или мать смертью да умрет». Хорошая заповедь, которая, к сожалению, сегодня широко и грубо нарушается.

Родительское благословение оберегает детей от бед и искушений

В той России, которая была христианским православным государством, законодательно подчеркивалась важность и неотъемлемость родительской власти. Сам Господь дает родителям власть над своими детьми, но надо иметь в виду, что в Церкви власть понимается не как власть произвола, а как власть любви. Очевидно, что речь идет о том, что родители любят своих детей, относятся к ним с любовью и, если нужно, ограждают своих чад от ошибок, направляют их жизнь в богоугодное русло. Родительское благословение исключительно важно перед Господом. Дети, которые этого не понимают и какие-то дела совершают без родительского благословения, причиняют себе многие страдания и переживания. оберегает детей от бед и искушений.

Есть правило святителя Василия Великого, в котором говорится: если кто женится или выйдет замуж без родительского благословения, отлучается от Церкви на год. Сейчас часто с родительским мнением не считаются и женятся, не получив согласия родителей, забывая, что молитвы родителей укрепляют основания домов, являются фундаментом семейного счастья. Вот и оказывается, что вновь построенные здания семейной жизни основаны на песке и легко разрушаются. Как сегодня говорят работники ЗАГСов, доля разводов достигла 100%, то есть сколько женятся, столько и разводятся. Очевидно, что такой высокий уровень разводов свидетельствует о ненормальном отношении к своим родителям и к браку у молодых. Это беда и трагедия всего нашего народа.

«Послушание родителям - это исполнение заповеди Божией»

, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук:

Есть заповеди, которые что-то устанавливают, что-то запрещают делать, а есть заповедь, содержащая некое обещание. Это заповедь о почитании родителей. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». То есть уже в основе Божиего закона лежит . Что такое почитание родителей? Прежде всего, это послушание, любовь и забота о них. Очевидно, что благословение родителей имеет огромное и сакральное значение, потому что отношению родителей и детей уподобляются отношения Бога и Церкви, Бога и народа Божиего.

Родительское благословение имеет огромное значение и огромную силу. Практический опыт показывает, что непослушание родителям приводит ко многим бедам. Поэтому можно сделать вывод о том, что послушание родителям - это есть исполнение заповеди Божией. Послушание приводит к благу, а тот человек, который прислушивается к своим родителям, чаще бывает счастлив.

Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно

Отказ от авторитета родителей отражает нынешнее состояние детско-родительских отношений к институту семьи как к традиции в целом. Сегодня молодежь призывается к отказу от всех авторитетов, а распущенность провозглашается нормой жизни. В силу этого эгоистичного подхода можно предполагать, что брак, являющийся отражением любви между людьми, находится под угрозой. Мы не можем утверждать, что, если не послушаться родителей и сделать так, как нам нравится, брак развалится. Наверное, нет, но скорби бывают не только в том, что брак развалился. Иногда лучше, чтобы этого брака вообще не было, потому что в нем нет счастья и он продолжается как страшный сон, кошмар, из которого никак не выбраться. Так что родительское благословение очень важно, в частности для молодых. Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно.

«Очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства»

, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

Важность родительского благословения обусловлена двумя главнейшими законами духовной жизни. Во-первых, власть родителей сакральна, а во-вторых, слово реальным образом изменяет материальный мир. Поэтому очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства, ведь как лодку назовешь - так она и поплывет. Обращение к ребенку типа «бестолочь», «поросенок» и т.п. сродни проклятью. А обращение «ангел мой», «мой хороший» (и прочие подобные), словно доброе зерно, однажды прорастет, принеся малый, средний или большой плод.

Злое слово, косой взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего чада, способны принести духовный вред будущей семье

Благословляя своих брачующихся детей, родители также не должны забывать эту истину. Отнеситесь со всей любовью к избраннику или избраннице дочери (сына) как к родному. Постарайтесь полюбить его так же, как и собственное чадо, - со всеми недостатками. Злое, презрительное или подозрительное слово, даже только взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего отпрыска, способны принести духовный вред или как минимум трудности новобрачным.

Же, искреннее благорасположение к пока что незнакомому человеку, который должен стать частью вашей семьи, может сотворить чудо. И ваш будущий зять (будущая невестка), даже не соответствуя вашим вполне субъективным представлениям об идеале, постарается и вас в ответ одарить любовью. Особенно в таких ситуациях важны первые мгновения знакомства, остающиеся в памяти на всю последующую жизнь.

«Прислушиваться к мнению родителей все-таки стоит»

, колумнист портала « », многодетная мать:

Конечно, все слышали, что «благословением родителей созидаются домы», и это актуально не в определенную историческую эпоху, а всегда. Если речь о благословении на брак, то дети должны сознавать: когда родители испытывают к избраннику (избраннице) своего взрослого чада чувство брезгливого отвращения или пылающей ненависти, перспективы семейной жизни туманны, если только молодые не уедут жить в Магадан, в поселок без телефонной связи. Значит, даже чисто практическое чутье должно подсказать детям: родителей надо примирить со своим выбором, мягко, постепенно и последовательно убедить, выслушав и контраргументы.

Как поступить, если родители лишены навыка благословения?

Но есть такой сложный момент современности: иногда родители в принципе бывают лишены навыка благословения - благого, благодушного, благодатного приятия чужого выбора, мнения, воли. Пока лишены. Сколько я слышала историй о том, как молодые верующие семьи боялись сообщать родителям об очередной беременности - потому что начиналось ТАКОЕ! Вплоть до обещаний типа «прокляну и лишу наследства, если не сделаешь». Подобная реакция может возникнуть и в отношении верующего жениха со стороны родителей невесты, ярых атеистов. Тут, видимо, надо смиренно сознавать, что на данном историческом этапе благословение родителей может быть заменено благословением духовника.

Хотя, конечно, идеальный вариант - это когда удается еще до сватовства наладить с родителями взаимопонимание, добиться должного уровня открытости, взаимного приятия и уважения - в конце концов, этот опыт и в браке пригодится. Например, родители могут быть неверующими, но если церковность их дитяти спокойная, без «заскоков», то они вполне могут проникнуться уважением к религиозной мотивации своего ребенка.

А бывает, что родители противятся браку не потому, что они «нехристи» и «ничего не понимают», - а потому, что любовь и жизненный опыт позволяют им разглядеть такие черты кандидата в женихи/невесты, которые несовместимы с крепкой семейной жизнью. Потому-то прислушиваться к их мнению все-таки стоит.

Хотя, например, мои родители узнали о предстоящей свадьбе почти что в последних рядах - но это потому, что у нас с мамой был общий духовник, и мы с духовником понимали, что принципиальных возражений не встретим, а волновать старших до времени не хотелось… Не хотелось пышных сборов, поиска денег и свадьбы «с треском».

Пишу этот крик души, умоляя родителей-христиан требовать послушания у своих детей. Написать этот призыв меня побуждает наблюдение за сегодняшними детьми, не обращающими никакого внимания на просьбы родителей, причем такое поведение совершенно сходит им с рук. Родители по два-три раза велят детям сесть на место или прекратить, или подойти или отойти, и после третьего непослушания с улыбкой чем-нибудь подкупают свое непослушное чадо. Этот подкуп может привести к желаемому поведению ребенка, а может и нет.

На прошлой неделе я стал свидетелем двух событий, подтолкнувших меня на написание этой статьи. Одним из них стала смерть 13-летнего подростка по имени Энди Лопес в г. Санта Роза, штат Калифорния от пули полицейских. Полицейские думали, что он собирался выстрелить в них из огнестрельного оружия, хотя на самом деле в его руках было игрушечное ружье. К нашей теме это имеет отношение, потому что служители закона дважды требовали, чтобы подросток бросил оружие. Вместо этого он направил его на полицейских. Они открыли огонь на поражение.

Я не знаю всех деталей той ситуации, и даже не могу сказать наверняка, слышал ли Энди команды полицейских. Поэтому я не могу сказать, что оказал сопротивление. То, о чем я пишу, не имеет отношения к самому юному Лопесу. Мы можем говорить лишь в сослагательном наклонении. Что, если он все же слышал команды полицейских и просто проигнорировал их? Если это правда, то его непослушание стоило ему жизни. Вот цена неповиновения законной власти.

Что приводит к трагедии

На прошлой неделе я своими глазами наблюдал развитие сценария, который может привести к подобной трагедии. Я видел, как одна мама готовила своего сына к расстрелу.

Они с сыном сидели прямо передо мной. Семилетний сын играл с электронным планшетом. Стюардесса объявила о необходимости выключить все электронные устройства во время взлета. Мальчик ничего не выключил. Мать этого и не требовала. Проходя мимо их ряда, стюардесса еще раз предупредила о необходимости выключить планшет, и прошла дальше. Ребенок ничего не выключил. Его мать снова ничего не потребовала.

Наконец, стюардесса встала рядом с ним и сказала, что планшет придется отдать матери. Тогда он выключил его. Но как только стюардесса заняла свое место, он тотчас снова включил его и не подумал выключить, пока самолет взлетал. Мать ничего не предприняла. И тогда я подумал, что она готовит его к расстрелу полицейскими .

Освобождение от глупого воспитания

Я могу понять, когда неверующие родители ленятся и пренебрегают своими родительскими обязанностями. Для описания поведения тех, чей дух ослеплен, я могу применить библейские категории. Но меня смущает то, что своими обязанностями пренебрегают верующие родители. Что стоит за нежеланием родителей требовать и добиваться послушания? Я не знаю. Но, возможно, нижеследующие соображения помогут некоторым родителям освободиться от греха лености и пассивности во время воспитания детей.

1. Родители обязаны требовать от своих детей послушания в свете библейского требования к детям повиноваться родителям.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Ефесянам 6:1). Было бы просто немыслимо, если бы Бог требовал от детей повиноваться родителям и одновременно не требовал бы от родителей, чтобы те требовали послушания у своих детей. Это неотъемлемая часть нашей работы – воспитывать в детях славный дух повиновения установленной Богом власти. Родители для детей являются представителями Бога, поэтому, если их научить игнорировать Божьи заповеди, это будет иметь смертоносный эффект.

2. Послушание – это евангельская, новозаветная заповедь.

Послушание нельзя считать лишь «юридической» категорией. Это евангельское понятие. Павел говорил, что цель благовестия заключается в том, чтобы «покорять вере все народы» (Римлянам 1:5). Он писал: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников, словом и делом» (Римлянам 15:18).

Сам Павел так определял свою цель: «… пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Коринфянам 10:5). Такого же послушания он требовал и от церквей: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (2 Фессалоникийцам 3:14).

Родители, не воспитывающие своих детей в повиновении законным, установленным Богом властям, готовят их к жизни, не соответствующей Слову Божьему и противоречащей самому Евангелию, которое они так стремятся возвеличить.

3. Требовать послушание вполне возможно .

Печально смотреть на родителей, когда они беспомощно разводят руками в присутствии непослушных детей. Бог требует от детей послушания, потому что родители вполне способны требовать послушания у детей. Малым детям, которым еще нет и года, очень легко показать, что можно, а что нельзя трогать, кусать, тянуть, толкать, на что плевать или когда кричать. Ведь вы больше их. Воспользуйтесь своими габаритами, чтобы сохранить их для радости и не обрекать их на эгоизм.

4. Требовать повиновения следует в домашних условиях в не самых важных делах, чтобы впоследствии дети повиновались в обществе в более важных делах.

Непослушание детей на публике в определенной степени можно обосновать тем, что от них не требовали послушания дома. Причиной тому является нежелание дома вести борьбу по некоторым вопросам. Иногда легче самим сделать что-то по дому, чем потратить время и усилия, чтобы разбираться с нежеланием ребенка выполнить соответствующее поручение. Но такой подход говорит ребенку, что и в других местах можно допустить неповиновение. Посему, если родитель последовательно будет требовать повиновения дома, дети с большей радостью будут послушны и в обществе.

5. Чтобы требовать послушание, нужно прилагать усилия, но оно того стоит.

Вы велите ребенку ложиться спать, но он все равно встает с кровати. Конечно, легче сказать ему идти назад в постель, чем встать и наказать за непослушание. Естественно, родители сильно устают после рабочего дня. Я хорошо это понимаю. Более сорока лет в моем доме были несовершеннолетние дети. Воспитание детей и требование послушания забирает у родителей много энергии, как физической, так и эмоциональной. Всегда легче просто уступить детям.

Но что будет в результате? В самый ответственный момент дети будут просто неподконтрольны. Они уже знают, как изображать из себя ангелов. Мама бессильна, а папа просто слабак. Они четко знают момент, когда вы готовы взорваться, и не обращают никакого внимания на ваши слова до тех пор, пока вы едва не коснетесь критической черты. Это приносит свои черствые плоды. Но если вы потратите усилия и примете меры по поводу любого непослушания, это принесет сочный и вкусный плод как для родителей, так и для детей, и для всех окружающих.

6. Вы можете разорвать порочный круг многих поколений.

Одна из причин, почему родители не требуют от детей послушания, заключается в том, что они сами никогда не видели, как это происходит. Они выросли в семьях, где практиковались две модели: пассивность и гнев. Они знают, что воспитывать детей в гневе нельзя. Поэтому они выбирают пассивность. Но есть хорошая новость: такое положение дел можно изменить. Родители могут прочесть в Библии и узнать от мудрых людей, какие есть возможности, повеления, как в той или иной ситуации поступать мудро, как воспитывать в духе терпения, твердости, любви и на прочном евангельском основании.

7. Великодушное воспитание приведет детей к тому, что их повиновение от внешнего подчинения превратится в радостное желание.

Дети должны научиться послушанию, прежде чем смогут показать послушание в вере. Когда к ним придет вера, они уже научатся повиновению на основании страха и поощрения, и тогда уважительность будет естественным выражением веры. Но будет глупо не требовать послушания еще до обретения веры. В конечном итоге это покажет отсутствие любви. Такое попустительство протопчет глубокую колею привычек неповиновения, и впоследствии вере придется их преодолевать.

8. Дети, чьи родители требуют послушания, счастливее.

Слабость и пассивность родителей не воспитает великодушных и смиренных детей. Так мы вырастим капризных эгоистов. С ними будет тяжело иметь дело, и сами они будут несчастны. Они высокомерны и наглы. Их «свобода» не приносит благословения ни им, ни окружающим. В своей свободе они похожи на корабль без киля. Они жертвы собственных плотских желаний. И рано или поздно эти желания заведут их очень далеко. Возможно, они встретятся с неприятностями. А возможно, познакомятся с правоохранительными органами.

9. Требование повиновения – не одно и то же, что требование совершенства.

Родители являются представителями Бога для детей, особенно в период, пока они еще не познали Бога через веру в Евангелие, поэтому мы должны показывать им и справедливость, и милость. Не всякое непослушание должно повлечь за собой наказание. За некоторые проступки есть место для замечания, укоризны, а на некоторые проступки можно вообще посмотреть сквозь пальцы. Нет точных инструкций, когда применять какие дисциплинарные меры. Дети должны на примере родителей узнать, что Евангельский Бог – огонь поядающий (Евреям 12:7, 29), но одновременно долготерпелив и медлен на гнев (1 Тимофею 1:16). Что бы ни практиковали – дисциплину или терпение – ваша цель – добиться немедленного, счастливого и последовательного послушания. Именно этот плод производят те, кто познал Бога во Христе.

Родители, вам это по силам, хотя этот период будет нелегок и долог. Я сам потратил на это более шестидесяти процентов своей жизни. Но за верное воспитание Господь по Своей благодати обещает щедрую награду.

Раздел 2: Послушание Исход 34:29-32; 20:12

Урок 11

Послушание родителям

СЛУШАЙСЯ СВОЮ МАМУ И ПАПУ

ПРИВЕТСТВИЕ: Когда приходит ребенок, попросите его назвать одно библейское слово. (Это может быть слово вера или слушаться . Кто-то может сказать Бог или Иисус . Любое из этих слов подходит.) Скажите детям, что Божьи слова можно найти в Библии. Бог хочет, чтобы мы учили Его слова, так чтобы мы могли выполнять их, быть послушными Ему. Затем пусть дети выберут учебные центры.

«ЗОЛОТОЙ СТИХ»: Пусть дети играют в игру с «золотым стихом» из урока 9. Прочитайте стих детям во время игры. Пусть дети прочитают стих Вам. Откройте Библию в том месте, где записан «золотой стих».

АКТИВНАЯ ИГРА: Используя деревянные кубики, пусть дети сделают устойчивую горку со ступенями. Пусть дети залазят на горку по одному за раз. Скажите детям: «Моисей взошел на гору, чтобы получить что-то очень важное от Бога.»

КНИГИ И КАРТИНКИ: Используйте те же самые книги и картинки Моисея, что и в уроке 9. Добавьте картинки о том, как Моисей принял Десять Заповедей от Бога на горе Синай.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: Закончите сегодня «настенное панно» ПОСЛУШАНИЕ . Пусть дети, которые умеют писать, напишут «Слушай Бога» на своем «панно». Если они не умеют писать, то пусть наклеят полоски бумаги, на которых написан или напечатан «золотой стих». Когда дети закончат, скажите им, что сегодня они могут забрать свои работы домой. Они помогут детям помнить о послушании Богу.

РАБОТА СО СЛОВАМИ: Напишите печатными буквами на карточках следующие слова: Слушай , Бог , Моисей , Мама , Папа . Прочитайте эти слова детям и пусть дети прочитают их Вам. Скажите детям, что эти слова важные для нас. Хорошо будет, если дети выучат эти слова.

ЖИЗНЬ СЕМЬИ: Пусть дети будут по очереди мамой и папой. Скажите остальным детям, что они должны быть послушны своим родителям. Предложите то, что они могут делать. (Накрыть стол, помыть посуду, застелить кровать, подмести пол, вытереть пыль, т.д.)

ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте какую-нибудь песню про послушание и несколько других любимых песен детей. Затем помолитесь: «Спасибо Тебе, Бог, за наших родителей, которые учат нас, что делать. Спасибо за закон, который Ты дал Моисею. Пожалуйста, помоги нам быть послушными. Во имя Иисуса. Аминь.»

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ:

Пятая заповедь

Израильский народ шел за своим вождем, Моисеем. Он вел их в новую землю. Целый день они шли, шли и шли. Они начинали уставать. Они начинали злиться. Они делали то, что не было правильным. Народ был несчастен!

Бог сказал: «Моисей, взойди на вершину горы. Я дам тебе законы для народа. Если они будут послушны Моим законам, они будут снова счастливы.»

Когда Моисей спустился с горы, люди знали, что с ним был Бог. Он нес что-то в руках.

«Что это у тебя, Моисей? Что ты несешь?» - спросили люди.

«Это Божьи законы, написанные для вас на камне. Мы должны помнить и делать то, что Бог хочет, чтобы мы делали,» - сказал Моисей. Когда люди услышали это, они попросили Моисея прочитать им законы.

Моисей прочитал законы людям. «Номер пять - важный закон для детей. Он говорит следующее: «Почитай отца твоего и мать твою». Это означает: слушайся свою маму и папу.»

Бог заботится о нас. Он хочет, чтобы мы были счастливы. Он знает, что, если мы будем послушны Ему и своим родителям, мы будем счастливы.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Раздайте каждому ребенку стр. 21 из Рабочей тетради. Пусть дети разукрасят картинку. Во время разукрашивания скажите им: «Эти дети послушны Богу и своим родителям. Они слушают, как папа читает им Библию.»

ИСТОРИЯ:

Иди! Жди! Стой!

«Школа, школа,» - пел папа.

«Школа, школа,» - пел Андрей. «Я начну учиться завтра!»

«Это напоминает мне о том, - сказал папа, - что нам нужно поговорить, как мужчина с мужчиной, о переходе улицы. На пути из дома в школу три оживленные улицы. Только на одной из них есть светофор. Если бы ты был достаточно взрослым и мог соблюдать правила дорожного движения, я бы пустил тебя в школу одного.»

«Пап, честно, я буду соблюдать все правила. Дай мне попробовать и увидишь!» - попросил Андрей. «А какие это правила?»

«Прежде всего, прежде, чем ты ступишь на проезжую часть, ты смотришь налево, чтобы не было машин. Потом ты смотришь направо, чтобы не было машин. Считаешь до пяти: раз, два, три, четыре, пять. И, наконец, переходишь улицу. А теперь перескажи мне эти правила,» - сказал папа.

«Сначала я смотрю налево. Потом направо. Считаю до пяти и перехожу улицу.»

«А что нужно делать, когда есть светофор?»

«Я жду зеленого света и затем иду.»

«Нет,» - сказал папа. «Ты должен соблюдать те же самые правила, даже когда переходишь улицу на зеленый сигнал светофора, потому что машина может ехать слишком быстро и не сможет остановиться, когда меняется сигнал светофора. Когда ты посчитаешь до пяти, на дороге уже не должно быть машин. Между прочим, а что означают сигналы светофора?» - спросил папа.

«Красный свет означает «стой». Желтый означает, что мы должны ждать. И зеленый разрешает идти,» - сказал Андрей.

«Хорошо. Если ты будешь послушен этим правилам, ты достаточно взрослый, чтобы ходить в школу одному.»

На следующий день за ужином папа спросил: «Ну, как наши правила, Андрей?»

«Отлично. Только я хочу тебе что-то рассказать. Загорелся зеленый. Я посмотрел налево. Потом направо. Затем посчитал: раз, два, три, четыре… И когда я досчитал до четырех, вдруг из-за угла выскочила машина! Она могла бы сбить меня, если бы я нарушил наши правила, папа,» - сказал Андрей.

«Хорошо, Андрей. Мы с мамой гордимся тем, что ты достаточно взрослый, чтобы выполнять наши правила.»

ПОДЕЛКИ: Используя образец на стр. 10 Книги образцов, вырежьте по одному экземпляру скрижалей закона для каждого ребенка. Для старших детей напишите все предложение «Слушайся свою маму и папу» прерывистыми буквами. Для младших детей напишите прерывистыми буквами только слово «Слушайся», а оставшуюся часть предложения обычными буквами. Пусть дети обведут буквы. Прочитайте заповедь детям. Пусть дети прочитают ее Вам. Скажите им: «Это один из законов, который Бог дал Моисею. Бог знает, что, если дети послушны своим родителям, они будут счастливы.»

ОКОНЧАНИЕ: Спойте песню про послушание. Кратко напомните пройденные истории при помощи карточек на доске. Напомните детям, что они будут счастливы, когда они будут слушаться Бога и своих родителей. Закончите короткой молитвой.