Меню

Семейные иерархии и коалиции: из порядка в хаос. Семейная иерархия

Кухня

Что значит иерархия? Это означает порядок подчинения низших высшим. Христианская семья придерживалась только такого принципа, ведь она – «малая церковь»: дети, в соответствии с заповедями, должны были почитать отца и мать, жена – слушаться мужа, конечно, при условии, что муж не деспот и не заставлял и жену и детей следовать его неразумным прихотям.

И послушание и подчинение – все это составляет иерархические семейные отношения.

Принцип подчинения младших старшим должен строиться только на любви, доверии, открытости. Все в семье должно быть гармоничным. Оглядываясь назад, в прошлое, можно видеть, насколько крепкими были семьи, где неизменно сохранялся авторитет старшинства. Семья была единодушной, мать говорила детям, а их было много: и 12, и 14, чтобы чтили отца – он кормилец, и, более того, отец должен был видеть своих детей и послушными, и готовыми идти на первый зов отца. Отец – глава семьи, независимо от того, сколько денег приносил и в какой степени он обеспечивал семью. Отец принимал окончательное решение и отвечал за все и за любые последствия после его принятия. Дети знали, что отец – это их опора и защита. И поскольку брак – понятие не экономическое, а духовное, вся семья проникалась и жила в той атмосфере, которую обеспечивали их отец и мать.

Отец и мать ради своих трудных, но любимых детей – жертвуют собой, своим здоровьем, силой, порой и своим самолюбием. Родители дают детям не только хлеб насущный, но и духовную пищу, и делают это с их момента рождения. Так было и так есть в благочестивых семьях.

Мать, как никто другой, чувствует свое дитя. Она его успокоит, приласкает, если ребенок не может заснуть, поможет ему, убаюкает. В уходе и воспитании она играет главенствующую роль, ведь у нее связь с ребенком иная, чем у отца. Но отец может трезво оценить какую-то ситуацию, остановить супругу от необдуманных шагов, баловства по отношению к ребенку.

Наставления матери действуют на сердце ребенка, никто не может заменить матери, именно она знает душевное расположение и его потребности. При этом слова матери наиболее воздействуют на душу ребенка. Поэтому от нее в большей степени зависит определенный настрой ребенка. В частности, осознание того, что в семье каждый выполняет свое назначение, и дети слушают старших, своих родных потому, что они взрослые. Слово старших во всех житейских ситуациях – последнее, и здесь нет «хочу», «не хочу». Таковы принципы воспитания, передаваемые из поколения в поколение.

На Руси сложились по поводу строгого воспитания детей даже такие пословицы: «Наказуй детей в юности, успокоют тебя на старости», «За битого двух небитых дают», «Корми сытным куском, учи крепким дубком», «Не станешь учить, когда поперек лавки ложится, – во всю вытянется, не выучишь», «Учи сына жезлом, в разум войдет – не попомнит отца злом». Отца звали «грозным батюшкой», ни одно его слово на ветер не бросается, «родительско-отцовское слово не мимо молвится».

Мать для детей была «родимой матушкой»: «Кому и пожалеть деток, как не родимой матушке»; «Мать о детях днем печальница, в ночь – ночная богомолица», ее молитва о детях «со дна моря поднимает». Если она по примеру отца, главы семейства, «учит» своих деток, то хоть и «высоко замахивается, да не больно бьет».

С самого раннего возраста ребенок должен осознать, что существуют определенные законы, в частности, что старшим – отцу, матери, дедушке, бабушке необходимо подчиняться. И чем раньше это поймет ребенок, тем легче будет его дальнейшее воспитание.

Внушение правил поведения ребенку, к сожалению, не ограничивается одними словами. С его стороны проявляется нежелание подчиняться, а также, во многих случаях, упрямство. И тогда приходится прибегать к крайней мере – физическому наказанию. В прошлом во всех учебных заведениях применялись розги, а в семье – был «домашний» ремень, который лежал на видном месте. Но если физическое наказание применяется как основной метод воспитания, то ребенок будет делать все только «из-под палки», и, бывает, очень часто это озлобляет его, делает скрытным и недоверчивым, а также оставляет негативный след на развитии его характера. Окрики, длинные нравоучения не затрагивают ни чувств, ни воли ребенка.

Каков же выход? Личный пример родителей. Глядя на них, ребенок видит, что родители уступают друг другу, не ссорятся, слово отца – закон для всей семьи, причем он не деспот, не самодур, но строг и справедлив. Мать всегда старается угодить во всем главе семейству, он же, в свою очередь, советуется во всем, хочет, чтобы всей семье было хорошо, она ни в чем не нуждалась. Ребенок видит, что его любят, что с ним справедливы родители, чему учат его, так и сами поступают, поэтому берет пример с родителей. Молодые супруги, воспитывая своих детей, начинают следить за собой и заниматься самовоспитанием.

Иерархические семейные отношения включают в себя такие элементы воспитания детей, как наказание, принуждение. Нельзя предоставлять детей самим себе – в таком случае вырастают эгоисты, руководствующиеся только собственными интересами. В дальнейшем они не будут осознавать нравственную ответственность за свои поступки, будут неразборчивыми в достижении своих целей. Принуждение необходимо при воспитании детей, чтобы направлять их поступки в нужное русло, направлять волю детей ко благому, таким образом дети приучаются к ответственности, когда требуется выполнение посильных для них предписаний взрослых.

Необходимо разумное и умеренное применение принуждения и наказания – это прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.

Наказания могут быть разными: оставление без сладкого, запрещение просмотра любимых мультиков, получения других удовольствий и прочее. Если слова оказываются недостаточными, то необходимы более чувствительные способы. Ведь всякая добрая привычка всегда дается не сразу, но с трудом, принуждением, и даже со слезами. По словам апостола Павла, «всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.

12, 11). Родители, помните слова из Библии: «если у тебя есть дети, учи их, и с юности нагибай тело их».

Таким образом, одной из самых важных задач родителей является воспитание послушания в детях. В Евангелии апостол Лука подчеркивает, что отрок Иисус был послушен своим родителям. Он так пишет о 12-летнем Иисусе: «Иисус пошел и пришел с Иосифом и Мариею Матерью Своею в Назарет; и был в повиновении у них». (Лк. 2, 51). И апостол Павел говорит об Иисусе, уже достигшем мужского возраста, прославляя Его послушание Отцу небесному: «Он послушен был, даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).

Кто хочет иметь послушных детей, сам должен признавать авторитеты: Бога, Церковь, заповеди Божии, законы государства. Если же в семьях господствует дух свободомыслия, неуважения к слову Божию, где о Боге не принято говорить, все отрицается, никто и ничто не уважается, то каким же вырастет в такой семье ребенок? Когда такие родители приводят слова из пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою.», то это не воспринимается ребенком серьезно, он просто пропускает все мимо ушей.

Что есть послушание? Это подчинение чужой воле. Но чтобы это сделать, нужно иметь уважение к другому человеку, любить его и следовать ему.

Если родители хотят видеть свое дитя послушным, то не должны допускать упорства и своеволия ребенка. То, что необходимо для него, можно исполнить – когда он просит есть, если голоден, или ему что-то необходимо в школу, какая-то вещь. Но совершенно непозволительно исполнять капризы детей – так вы показываете свою слабость перед ребенком и становитесь рабом исполнения его желаний.

Ничто так не укрепляет ребенка в своеволии, как несогласие между родителями: один запрещает, другой разрешает; отец отказывает в чем-то, мать, жалея плачущего и просящего ребенка, бывает, тайком исполняет его желание. Особенно дедушки и бабушки балуют детей, потакая их капризам. Они привлекают к себе внуков тем, что исполняют их волю.

Никогда нельзя терпеть, чтобы дети выходили из послушания: что сказали родители – должно исполняться без промедления. Ребенок должен усвоить – если он не выполнил родительской воли, то поступил плохо. Это единственный путь, чтобы сломить своеволие детей и воспитать в них волю, послушную родителям. Дети должны испытывать к родителям почтение, которое побуждает их к послушанию. Почтение к родителям – природное чувство, и они должны всячески избегать поводов к неуважению к себе детей (если, например, дитя видит постоянно ссорящихся и оскорбляющих друг друга отца и мать, или пьяных и дерущихся). Нет почтения и послушания в семьях, где родители постоянно порицают друг друга: «Твой отец всегда долго спит, он не хочет с тобой гулять, он ленивый», или «Твоя мама ничего не соображает.» и т. д. и т. п. Не противоречьте сами друг другу в своих действиях относительно детей.

Если родители подают пример лицемерия, то есть на словах одно, а на деле другое, это также разлагающе действует на детей. Подражая родителям, они сами становятся лживыми, лукавыми и постепенно утрачивают детскую чистоту, непосредственность. Не получая родительской заботы, внимания, тепла и любви (они заключаются не в том, что вы даете и покупаете ребенку что-то вкусное или красивую игрушку), ребенок сам становится неспособным любить близких, вас, родители.

В воспитании должны быть строгость, четкость и определенность, но не жестокость. Во всем необходима мера. Никогда нельзя разрешать ребенку то, что разрешать нельзя. И если он не послушается вас, то необходимо применять наказание. Это может быть строгий тон, предупреждение и даже физическое воздействие. При этом гнев – это не выход ваших страстей, а педагогический прием. Это должен быть гнев любящего человека, желающего научить свое чадо, что хорошо, а что плохо. После наказания родителям необходимо показать свою готовность простить.

Тех родителей, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, называют детоубийцами, потому что дело идет здесь о погибели и смерти души. Ребенок разнуздан и неукротим – это потому что родители были беспечны и не обуздывали его с раннего детства, не приучали, не направляли к должному, не укрощали его душевных порывов. Когда ребенок был восприимчивее к воздействию, нужно было выкорчевать сорную траву – вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми. Подобно тому, как на несущуюся к пропасти лошадь набрасывают узду и с силой поднимают ее на дыбы, нередко и бьют за непослушание – это есть наказание, точно так необходимо поступать с детьми, если они непослушны и не подчиняются воле родителей. Ведь наказание называют «матерью спасения».

Родители подобно художникам пусть заботятся о своих «удивительных произведениях». Лишнее убирайте, а то, чего недостает, добавляйте. Следите все время, каждый день, чтобы умножать данное от природы дарование, а недостаток – устранять. Особенно тщательно надо изгонять даже повод к распущенности, эта склонность особенно вредна юным душам. Приучайте детей быть трезвыми, побеждать лень, бодрствовать на молитве. Надо сразу же установить закон: ни над кем не надсмеиваться, никого не оскорблять, не быть драчливым. Если родители видят, что это нарушается, то за этим следует наказание: когда суровый взгляд, когда язвящие слова, упрек, порой можно похвалить и обещать награду. Ударами не злоупотреблять, чтобы ребенок не привык к этому способу воспитания и не приучился пренебрегать им. Но пусть все время боится побоев, чтобы не подвергнуться им, пусть родители угрожают ему ремнем, но не пускают его в ход. Таков опыт воспитания наших предков. Тогда ребенок будет знать, что будет наказан, и этот страх в нем должен оставаться. Когда увидите, что страх пошел на пользу, отложите наказание, потому что природа наша нуждается в успокоении.

Никогда не забывайте призывать милость Божию и благословение на ваши труды и заботы в деле воспитания детей. И, даст Бог, дети ваши будут послушны и уважительны к вам.

Семейный психотерапевт, психолог центра родительской культуры «Лада»,мама четверых детей

У меня на консультации молодая женщина. В семье предразводная ситуация: ребенку 1,1 год, отношения с мужем разладились, он постоянно задерживается на работе, теплоты и поддержки женщина от мужа не чувствует. «Может, любовь у нас прошла? И стоит развестись?» - спрашивает женщина. Мне, как психологу, на первый взгляд, ситуация кажется достаточно типичной: семья в стадии кризиса, когда с появлением нового члена – ребенка - границы системы (а семья – это ничто иное, как система со своими правилами, стадиями развития и границами) расширяются, структура меняется и т.д. Но начинаем разбираться, и выясняется, что молодая семья живет с родителями жены. Теща в зяте души не чает, зовет «сыночкой». А поскольку дочь занята ребенком, то мама жены взяла на себя заботу о зяте-«сыночке» и готовит ему завтраки, встречает ужином с работы, гладит ему рубашки и пр. «Так получается, мама-то играет роль жены для вашего мужа?» - спрашиваю я женщину. «Ну да...» - задумывается она. И начинает говорить о том, что мама всю жизнь хотела иметь сына, и вот теперь довольна и счастлива. А в сексе у этой женщины с мужем все как-то разладилось, и много чего другого.

А причина может быть в том, что иерархическая структура этой семьи нарушена. Если для тещи зять становится сыном, то для ее дочери он автоматически становится братом. А какой может быть секс с братом? Молодой муж расслабился настолько в роли «сыночка», что напрочь забыл про роль отца и мужа. Отсюда и трудности. К слову сказать, эта семья сохранилась, живут они теперь отдельно от мамы, она к ним в гости ходит.

Понятие семейной иерархии - один из основных законов, которым подчиняется жизнь любой семьи. Семейная иерархия базируется на хронологической последовательности вхождения членов семьи в систему. Самый высокий статус в семье – у родителей, а статус детей соответствует порядку их рождения. В традиционных семьях в этом даже никто не думает усомниться. Там отец и мать всегда главные. В современных же семьях зачастую главным в семье становится ребенок – этакий кумир семьи, и в соответствии только с его потребностями строится вся жизнь домочадцев. Если такое происходит, то о ведущей роли матери и отца даже говорить не приходится, мама и папа становятся ведомыми, а ведущим – ребенок. Ну и куда он их приведет, если жизненный опыт у него катастрофически меньше родительского? Или главной становится бабушка, на чьей территории проживает молодая семья. По праву хозяйки бабушка (свекровь или теща) начинают вмешиваться в жизнь молодой семьи, указывая, какую мебель покупать, чем кормить младенца и т.п., вплоть до режима сексуальной жизни (были у меня на консультациях и такие курьезные случаи).

Рождаясь и попадая в свою семью, ребенок ожидает, что она будет обладать определенной структурой, и все отношения в ней будут строиться по отработанной веками иерархии. Ребенок, как и любой член семьи, болезненно реагирует на нарушения в этой структуре. Примерами таких нарушений может быть капризный ребенок, который фактически подчиняет себе всю семью. Либо властная бабушка, руководящая внуками через голову их родителей, или мужчина, находящийся на положении одного из ребенка своей жены. Иногда ребенок родителей алкоголиков фактически становится их родителем и родителем своих младших братьев и сестер.

Как только нарушается иерархия, появляется почва для конфликтов, которые выражаются в постоянном недовольстве, напряжении, невозможности расслабиться в семье. Люди перестают нормально общаться с родителями и детьми, испытывают раздражающее чувство зависимости, слишком эмоционально реагируют на, казалось бы, пустяковые реплики и замечания. Возникает резонный вопрос – а что же делать, если все или некоторые из вышеперечисленных признаков вы обнаружили в своей семье?

Во-первых, не бросаться в панику, все не так фатально. Очень многие проблемы можно разрешить, если сесть и проанализировать ситуацию и наметить пути разрешения проблемы. Часто в этом помогает семейный психолог.

Во-вторых, предлагаю вам познакомиться с иерархией традиционного общества, на основе которой строилась жизнь и распределялись роли во многих семьях, общинах, и даже в стае высокоорганизованных хищников, например, волков. Вы можете сомневаться в целесообразности этой иерархии, но некоторые антропологи и психологи считают, что именно такая структура соответствует врожденным ожиданиям ребенка.

Во главе группы стоят старший отец и старшая мать. У них разные функции. Отец отвечает за внешнюю территорию. Он - главный социальный ориентир, судья на внешней территории. Отец приносит добычу и принимает решения относительно врага. Ему помогают воины (ими могут быть мальчики с подросткового возраста и старше), которые охотятся и обеспечивают ресурсы. Старшая мать (она родила больше трех детей) командует внутренней территорией, она бытовой ориентир и судья внутри семьи. Она первый учитель для детей до 3-х лет. В некоторых обществах для мужчины было зазорно вмешиваться в воспитание ребенка младше трех лет, это была женская задача. Старшей матери помогали младшие матери, родившие трех и меньше детей. Их задача растить потомство и помогать старшей матери на внутренней территории.

На более низкой ступени стоят пестуны. Это подневольные лица, которых привлекают к уходу за детьми. Обычно ими были дети 7-8 лет и до подростков. Еще ниже стоят дети, которые пользуются покровительством всей общины, семьи. И самыми низкими по статусу оказывались инвалиды (люди после 60 лет), которые находились на попечении и содержании группы. В то же время они были всеми уважаемы и ценимы за большой опыт. Обычно духовные ценности детям передавали именно они.

Так сложилось в нашем современном обществе, что традиционные роли перепутались.

Бабушки и дедушки не хотят мириться с ролью «инвалидов» и просто передавать семейные и духовные ценности внукам. Зачастую они становятся старшими отцами и матерями и содержат молодые семьи, поэтому активно вмешиваются в воспитание младших. Бывает, что между мужем и женой роли меняются. Она – основной добытчик, а он – управляет домом (и дай Бог, если мужчина с этой ролью согласен, чаще – нет). Иногда младший ребенок в семье играет роль старшего, потому что старший, например, очень болезненный ребенок.

При естественной иерархии семейная система устойчива и гармонична, каждый член семьи получает столько заботы, сколько ему нужно и имеет столько ответственности, сколько способен нести.

А что делать, если семья неполная? Работа семейного психолога в такой ситуации заключается в том, чтобы восстановить семейную иерархию, вернув ее в первоначальный вид. Даже в неполной семье самый высокий статус остается у единственного родителя. Мать или отец должны отказаться от соблазна перекладывать часть «высвободившихся» обязанностей на кого-то из детей. Если груз слишком тяжел, его нужно перекладывать не на кого-то из детей, а на других взрослых из той же системы: бабушку или дедушку. Дети могут привлекаться в помощь родителям, но они не должны обладать большей властью, чем кто-то из них. Кроме того, исключенный из системы отец тоже вполне может продолжать выполнять часть этих обязанностей. Неполная семья также может быть вполне гармоничной: отец может оставаться отцом. Подключение отца к жизни семьи, даже в ситуации развода между родителями – вполне реальная задача. В результате дети снова обретут право быть младшими и на правах детей обладать обоими родителями.

Если вы заинтересовались этой темой, ждем вас на тренингах эффективного родительства и супружеских отношений, где рассматриваются не только вопросы семейной иерархии, но и много того, что волнует каждую женщину.

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье. В своей статье я хочу рассмотреть некоторые варианты отклонений от этой нормы и их последствия.

Триангуляция

Триангуляция – эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому.

Пример : "Дочь-подружка". Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка. В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами). В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица.

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети. Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений. Метафорически это звучит так: "дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта". Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё.

Так же дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя. То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Парентификация

Термин парентификация произошел от английского слова "parents" – родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.

Пример : Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую "взрослую" жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Нарушение иерархии в сиблинговой (детской) подсистеме. Происходит, как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он так же берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей). Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае, мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет, с кем создать свою коалицию, например, со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции "по горизонтали", к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Уважаемые Родители, когда вы "дружите" со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями; когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия; когда ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за "бессонные ночи" в виде внимания или сочувствия, – знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.

Берегите себя и своих близких!

Еще не так давно вопрос, кто главный в семье, не стоял: конечно же, мужчина – добытчик и кормилец. Именно он зарабатывал на жизнь, а жена занималась домом и воспитанием детей. Сейчас же положение дел стало другим, и вопрос иерархии в семье перестал быть таким однозначным, как раньше.

Когда я слышу фразу «семейная иерархия», мне сразу вспоминается фильм (название уже не вспомню), где в кадре большая крестьянская семья за обедом. Во главе стола сидит отец. Ему первому насыпают суп, затем детям по старшинству, а в самом конце – жене. Иерархия налицо.

Кто в семье главный?

Однажды мы обсуждали эту тему с моим другом Артуром. И тот высказал свое мнение: «Главным в семье будет тот, кто зарабатывает больше». Я стала возражать, что не все так однозначно. А сейчас задумалась, что отчасти Артур был прав. Материальная составляющая семейных отношений является важной, как бы мы не пытались все свести к чувствам. Далеко не все люди могут любить бескорыстно.

И если в семье жена зарабатывает больше, то с ее стороны обязательно будет прослеживаться высокомерное отношение к супругу. Сейчас я излагаю свою позицию. Допускаю, что кто-то из читательниц со мной не согласится. Хочу отметить: чтобы вообще не обращать внимания на то, работает ли твоя половинка, чувство должно быть очень сильным.

Жена-домохозяйка

В моей жизни был любимый мужчина - Михаил, который хотел, чтобы я занималась только домом и детьми. У нас велись жаркие споры о том, что женщина тоже имеет право на творческую самореализацию. В итоге мы расстались, так и не придя к компромиссу.

Во всех последующих отношениях мужчины давали понять, что для них важен мой заработок. Причем некоторые не скрывали своей позиции с первой встречи, что показалось мне несколько странным. И теперь уже мне хотелось услышать Мишины слова: «Линдочка, работать и зарабатывать буду я, ведь я – мужчина!»

Нет, я не мечтаю о карьере домохозяйки, но все равно огорчаюсь, что все реже и реже встречаются настоящие мужчины, которые стремятся стать добытчиками и кормильцами для своих женщин. А услышав слова «обеспечить семью», один мой знакомый возмутился: «Она что, безрукая, чтобы ее обеспечивать».

Когда главный – ребенок

Встречается сейчас и такая иерархия, когда главным в семье (конечно, условно) является ребенок. Подобную ситуацию я наблюдала у своей соседки Нади. Все их семейные дела подстраиваются под сына Валика, все желания сына исполняются.

Только вот в детстве желания обычно простые, легко выполнимые, например, покататься на лошадке.

Желания подростка выполнить уже сложнее. Именно Валику в первую очередь купили модный сейчас айпод, хотя у родителей – самые недорогие телефоны.

Когда я сказала Наде, что могли бы и более дешевый вариант выбрать, она ответила: «Сын для нас – это самое дорогое, для него ничего не жалко». Я понимаю это, но боюсь, что в таком случае ребенок может вырасти эгоистом.

А закончить свои рассуждения я хочу мыслью: если семья является счастливой, гармоничной, то вопрос о том, кто главный, там никогда не будет подниматься.

А в ваших семьях есть споры о том, кто главный?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в