Меню

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: "Дикие и домашние животные". Разница между домашними животными и дикими

Жизнь

Для одних животных родной дом – дикая природа, для других – тот, что создал для них человек. Эта разница в условиях существования наделяет тех и других собственными признаками. Рассмотрим, чем отличаются домашние животные от диких.

Какие животные считаются дикими, а какие – домашними

Дикими называют представителей фауны, живущих отдельно от людей, на воле. Они обладают своими характеристиками.

Дикие животные

Домашними являются животные, существующие по соседству с человеком. Произошедшие от диких представителей, они имеют генетический набор, сложившийся в процессе селекции, проводимой людьми в течение столетий.


Домашние животные

Сравнение

Признаков, составляющих отличие домашних животных от диких, достаточно много. Перечислим их.

Место существования

Естественная среда заставляет диких животных самостоятельно заботиться о своем жилище, будь то нора, гнездо, берлога или другое убежище.

Домашние животные избавлены от такой необходимости. Для некоторых из них сооружаются специальные помещения: конюшни, собачьи будки, загоны. Другие живут в одном доме с хозяевами, помещенные в свои отдельные «домики» – клетки, аквариумы и прочие. Есть и счастливцы, которым позволяется свободно передвигаться по квартире наравне с домочадцами – это кошки, некоторые собаки, обезьяны.

Отношение к человеку

Для диких представителей человек олицетворяет опасность. Он враг, при встрече с которым животное или пугается, не подпускает к себе, отказывается от корма из рук, или проявляет все признаки агрессии, нападает.

Домашние животные при виде хозяев, как правило, не испытывают беспокойства. Для них ощущать близость человека – обычное явление. Зачастую питомцы сильно привязываются к тем, кто о них постоянно заботится.

Питание

Многие домашние животные приспособлены принимать пищу со стола, это не вредит их организму.

Дикие животные в своем большинстве ориентированы на природный рацион. Употребление ими пищи, даже максимально приближенной к естественной, может привести к опасным заболеваниям и гибели. Поэтому при содержании таких животных дома используется живой корм.

Самозащита

В дикой природе, где имеет место естественный отбор, животные умеют лучше приспосабливаться к трудным условиям среды.

Домашние животные, зависящие от человека, зачастую оказываются полностью беспомощными на воле. Условия жизни подвергают их искусственному отбору, отвечающему людским потребностям.

Способность к обучению

Между домашними животными и человеком устанавливается определенное взаимопонимание. Таких животных легче обучать каким-то действиям, дрессировать, использовать при тех или иных работах. Существуют и дикие более податливые представители, но это является больше исключением.

Размножение в неволе

Приручить некоторых диких животных иногда бывает нетрудно. Но вряд ли в неволе они будут легко размножаться. Домашние животные благополучно размножаются, и подобная плодовитость зачастую приносит немалую выгоду для человека.

Польза для людей

Дикие животные могут служить для человека источником пищи, некоторых материалов, а также быть объектами эстетического наслаждения.

В чем разница между домашними животными и дикими? Домашние животные, помимо перечисленного, могут выполнять рабочие функции (охранять, перевозить грузы и т. п.). И, кроме того, нередко питомцы становятся животными-компаньонами, с которыми люди проводят досуг, с удовольствием общаются. При этом отмечается, что в доме с такими «друзьями» становится уютней, они помогают снять стресс, успокаивают.

1. Проверка домашнего задания

– Напомните, пожалуйста, тему прошлого урока. (Дикорастущие и культурные растения).
– В книге «Великан на поляне» вы прочитали легенды о растениях «Кукушкины слезки» и «Одолень-трава». Кто может рассказать об этих растениях? К каким растениям они относятся?
– Откройте тетради на странице 24. Приведите примеры дикорастущих и культурных деревьев и кустарников.

Если согласны с утверждением - показываем «зеленый светофор», если не согласны - показываем «красный светофор».

Самостоятельная работа – Тест № 16 страница 22. (Дополнительно – взаимопроверка, самооценка).

2. Выход на тему

1) Посмотрите на картинку, среди растений здесь спрятались животные. Помогите муравью Вопросику их отыскать.

– Возьмите цветные карандаши и раскрасьте животных. Где живут эти звери? (В лесу, на природе) .
– Как называют таких животных? (дикие) На доске картинка «Дикие животные».
Возьмите лист самооценки: если справились с заданием поставьте напротив цифры 1 – !, если нашли не всех - то?, если никого не нашли - поставьте прочерк.

№ 1

2) Игра «Путаница»

Переверните листочек. Помогите Вопросику найти животных. Отметьте их на листочке знаком галочка.

– Прочитайте, каких животных вы нашли. Как одним словом можно назвать этих животных? (Домашние) . На доске картинка – «Домашние животные».
Отметьте на листе самооценки около № 2 нужный знак.

3) Формулировка темы урока.

– Кто может сформулировать тему урока? («Дикие и домашние животные» – написать тему на доске).
– Кто может сформулировать цель урока, что мы будем изучать на уроке? (На доске: отличия диких животных от домашних).
– К концу урока мы должны заполнить таблицу и рассказать, чем же отличаются дикие животные от домашних.

3. Новая тема

– Мы сейчас посмотрим фильм «Когда появились домашние животные».

Вопросы после фильма:

У вас на столе лежат кубики конструктора Лего. На каждом кубике написано одно домашнее животное: корова, коза, собака, кошка, лошадь, осел, свинья,овца, гусь, курица, индюк. Я буду задавать вам вопросы по просмотренному фильму, вы будете находить отгадку и строить пирамидку.

1) Чьей шкурой раньше обшивали борта кораблей и даже покрывали крыши домов? (Корова)
2) Какое животное пачкается в грязи, чтобы защитить свою шкуру от солнца и укусов насекомых? (Свинья)
3) Какое животное является транспортом, из его молока делают целительный напиток - кумыс? (Лошадь)
4) Какое животное употребляет в пищу траву, листья и даже кору деревьев? (Коза)
5) Из шерсти этого животного делали ткани, одеяла ковры, вязали свитера? (Овца)
6) Какую птицу откармливают так, что ей трудно даже ходить, и американцы едят ее на день Благодарения? (Индюк)
7) В кого превратился одомашненный волк? (Собака)
8) Какое домашнее животное труднее всего приручить, они очень хорошо видят в темноте? (Кошка)

– Проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. Занесите свои результаты в таблицу самооценивания.
– Некоторые интересные факты о домашних животных вы узнаете прочитав дома учебник на страницах 74-75 и из книги «Зеленые страницы» подготовьте к следующему уроку рассказ «Солнышко». (Назвать фамилию)

– Можем ли мы уже заполнить первую строку нашей общей таблицы: где живут дикие и домашние животные? (На природе, около жилища человека) - на доске появляются записи и картинки.
– Мы сейчас проверим, правильно ли мы поселим животных. В компьютере есть файл в программе HotPotetoes называется «doma».
http://nachalka.seminfo.ru/mod/hotpot/view.php?id=4539704

– Слева изображены животные, пододвиньте к ним таблички с названием их жилища. Проверьте результат.
– Запишите свои результаты в лист самооценки.

– Откройте компьютеры. Найдите файл программы ПервоЛого, который называется «Животные».

– Перед вами на 1 страничке изображен лес и дом, а также животные. Животные потерялись. – С помощью панели тачпад (сенсорной панели, мышки) перенесите диких животных в лес, домашних животных к дому.
– Проверим. Кто живет у нас в лесу? Кто живет в доме?
– Что интересного заметили? Что вас удивило? Можно ли всех животных, которые живут в доме назвать домашними.
– Тараканы, мыши, крысы - живут рядом с человеком, но не приносят пользу. Таких животных называют домОвые.
– На доске появляется табличка с домовыми животными, их название.
– Как мы справились с заданием. Поставьте свою оценку в лист самооценки.
– На второй странице у вас следующее задание. Мы с вами уже говорили, что человек одомашнил животных, чтобы они приносили ему пользу. В таблице у вас изображены животные. Но вот какую они приносят пользу? Эти картинки перепутаны. Поставьте картинки на место. Один человек у доски, передвигает таблички на магнитах.

– Проверим.
– Занесите свои результаты в лист самооценки.
– Подведем маленький итог. Какие животные приносят пользу людям? (домашние)
– Занесем этот результат в таблицу.
– А какие животные приносят людям вред? (Домовые)
– На доске появляется 2 надписи: польза, вред.
– Кто же такие домашние животные? Кто такие дикие животные?
– Проверим свой ответ. Откройте учебники на странице 72. Найдите ответ.

– Немножко отдохнем, поиграем в игру «Родитель - детёныш».
– Я бросаю мяч, называю животное. Тот кто поймал мяч, называет детёныша этого животного.

У коровы – ... (теленок) .
У свиньи –... (поросенок) .
У кошки – ... (котенок) .
У лошади – ... (жеребенок) .
У козы – ... (козленок) .
У овцы – ... (ягненок) .
У собаки – ... (щенок) .
У курицы - ... (цыпленок) .

– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)

У лося – … (лосенок) .
У белки – … (бельчонок) .
У медведя – … (медвежонок) .
У волка – … (волчонок) .

– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
– Запишем в общую таблицу эти сведения.
– Занесите свою оценку в лист.

V. У каждой группы есть две загадки. Отгадайте загадки о животных. По нашей таблице дайте характеристику этому животному.

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?

(Медведь)

У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей.

(Кот)

Оленям брат. Рога – лопаты.
Сам очень крупный. Нос горбатый.
Хоть вид суровый, но не хмурый.
Окрас же шерсти - тёмно-бурый.

(Лось)

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"

(Коза)

Рыжая, изящная,
Есть и черно-бурая.
Пышный хвост. Нестрашная,
С хищной всё ж натурою.

(Лиса)

Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес.

(Лошадь)

Живёт в дупле, живёт – в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает.

(Белка)

Должностью своей гордится
И кричит будильник-птица
Спозаранку, в шесть утра:
"Эй, пастух, вставать пора!
Выводи, ку-ка-ре-ку,
Стадо к сочному лужку!"

(Петух)

– Молодцы! Проверили свои знания. Поставьте свои знаки в лист самооценки.

4. Итог урока.

– Подведем итог нашего урока.
– Продолжите фразы, которые записаны на доске:

Тема урока...
Цель урока....
Домашние животные - это...
Дикие животные - это...
Я выполнял задания...
Я узнал новое...
Мне понравилось...
Мне было интересно...
Я не справился....
Дома я...

– Оцените свою работу на уроке. Если у вас все «!» – вы потрудились хорошо. Если у вас больше трех «?» – дома позаниматься дополнительно. Если у вас встретились «–», пройти этот материал еще раз, хорошо его проработать дома.

5. Дома у вас очень интересная работа. Вы теперь знаете много интересного о животных. У вас следующее задание:

  • Учебник - стр. 72-75.
  • «Зеленые страницы» рассказ «Солнышко».
  • Рабочая тетрадь - стр. 25
  • Творческое задание (на выбор): доклад и рисунок о своём домашнем животном, макет «Дикие и домашние животные», стихотворение о домашнем любимце.

– Спасибо за урок. Урок окончен.

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые приносят пользу. К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и домашние животные играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.