Меню

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Свойства воздуха. Конспект занятия для детей старшей группы

Красота

Макагонова Татьяна Васильевна

Город (населенный пункт):

город Нягань

Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)

Макагонова Татьяна Васильевна,

воспитатель МАДОУ МО г.Нягань

«Детский сад №11 «Ёлочка»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Дети: Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек : О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек : Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: Давайте вдохнём побольше воздуха, зажмём нос рукой и «нырнём», а как только воздух закончится, то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит).

Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как?

Дети: Идёт пар.

Воспитатель: Мы с вами когда пойдём гулять, то подышим свежим морозным воздухом – это очень полезно для здоровья!

Воспитатель: Но мы ведь можем воздух почувствовать.

Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух - без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Воспитатель: Вот и мы сейчас сделаем воздух с приятным запахом. (Распыляет дезодорант)

Вывод: Воздух переносит запахи

Воспитатель : А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите по свистку и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук воздуха).

Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

Воспитатель : А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель : А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

Воспитатель : Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель : А имеет ли воздух вес, мы сейчас проверим.

Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА»

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины). Воспитатель : Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку. Что тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет).Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель : Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель : Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Воспитатель : Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?

Воспитатель : Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха. Воздух тяжелее воды.

Воздушный человечек : Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это воздушный шарик!

Дети: Спасибо!

Приложение

Стихотворение про воздух

Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Конспект НОД в старшей группе "Свойства воздуха".

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей

Организационный момент:

Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?

Красный и синий

А как называются эти шарики?

Воздушные

А вы знаете, почему они так называются?

Потому что внутри шарика есть воздух

А откуда воздух появился в шариках?

Он там появился, когда шарик надували.

Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Выходят пузырьки.

Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

Нет (ответы)

Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

Колебание

Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)

Скажите, а у воздуха есть запах?

Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

Пахнет апельсином.

Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

Это корка

Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Подведение итогов:

Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.

(с использованием приемов экспериментально – опытной деятельности)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №635 Приморского района Санкт – Петербурга Отделение дошкольного образования детей

Разработала воспитатель Климова Ирина Владимировна 2017 Санкт - Петербург

Программное содержание:

Цель:

Развивать познавательную активность в процессе опытно - экспериментальной деятельности, расширить знания о свойствах воздуха.

Задачи:

  • Формировать умение работать совместно со сверстниками.
  • Формирование доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
  • Закрепить знания детей о некоторых свойствах воздуха.
  • Закрепить знания детей о значимости воздуха в жизни всего живого на Земле.
  • Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности
  • Развивать умение делать выводы.
  • Развивать навыки проведения опытов.
  • Развивать и активизировать словарь детей за счет слов обозначающих свойства воздуха.
  • Воспитывать интерес к окружающему.

Предварительная работа: беседы о значении воздуха в жизни всех живущих на Земле, о проблемах загрязнения воздуха, об использовании воздуха в жизни человека, об использовании воздуха в детских играх и игрушках; рассматривание иллюстраций по теме.

Материалы к занятию: стаканчики с «запахом» и без запаха, воздушные шарики; «весы» ; свеча; стеклянная банка; детские духовые музыкальные инструменты; стаканы с водой; открытка; бумага; тазик.

Ход НОД: Ребята, мы уже с вами говорили о воздухе, его свойствах. Сегодня мы вспомним, какими свойствами воздух обладает, попробуем продолжить наши исследования свойств воздуха.

Скажите мне, кому нужен воздух? Может ли человек прожить без воздуха? Каким бывает воздух? (чистым, грязным) Что же загрязняет воздух? Вы любите играть? В каких играх вы используете воздух?

Назовите, какими свойствами обладает воздух, и вспомните, как мы это узнавали на нашем первом занятии.

  • не имеет формы воздух окружает нас, заполняет собой предметы, которые кажутся пустыми, принимает форму этих предметов.
  • не имеет цвета чистый воздух не имеет цвета, прозрачный (видели свою руку сквозь пакет с воздухом)
  • не имеет вкуса
  • не имеет запаха чистый воздух не имеет запаха, но помогает запахам распространяться.

Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает понюхать духи, апельсин, лимон, чеснок; один ребенок вдыхает просто воздух) . Все что- то почувствовали, только один из вас ничего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, он ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Сегодня мы продолжим наши исследования и постараемся узнать еще что-нибудь интересное о воздухе.

1 опыт. Попробуем взвесить воздух

У воспитателя в руках палка длиной около 60 см. На ее середине закреплена веревочка, к обоим концам привязаны два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предлагаем детям подумать, что произойдет, если мы проткнем один из надутых шариков (проткнем) . Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем второй шарик? (проткнем) Снова восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, также как и надутые.

2 опыт. Что быстрее?

Воспитатель предлагает подумать, если одновременно выпустить из рук два листа бумаги: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках) , то какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам проводит опыт. Почему первый падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу) . Почему второй падает быстрее (он падает ребром, поэтому воздуха под ним меньше) . Дети делают вывод: вокруг нас воздух и он давит на предметы.

3 опыт. Свечка в банке

Детям предлагается погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, не задувая ее. Зажигаем свечу, затем накрываем ее банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Выясняем, что для горения нужен кислород, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.

4 опыт. Воздух можно услышать

В оркестре есть музыкальные инструменты, на которых звук извлекают с помощью воздуха. Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук.

Фокус «Почему не выливается?»

Стакан с водой, почтовая открытка.

Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения. Затем взрослый наполняет стакан водой до краев, накрывает его открыткой, и слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана, и не дает воде вылиться) .

Воспитатель: Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на Земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов) . А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили опыты, все были внимательны, проявили любознательность, были активны. Молодцы.

Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

Конспект занятия: «Воздух, какой он? Рассматривание картины И.И.Шишкина «Зима»

Программное содержание:
Познание: дать представление о воздухе, развивать познавательно-исследовательскую деятельность (способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха вокруг себя (опыты, познакомить со свойствами воздуха, развивать логическое мышление, расширять кругозор детей. Воспитывать умение внимательно слушать педагога, воспринимать задание, отвечать на поставленные вопросы.
Коммуникация: обогащать словарь детей, учить составлять рассказ по картине, развивать устную речь детей.
Социализация: упражнять в умении действовать сообща, соотносить свои действия с действиями сверстников.
Здоровье: формировать ценностное отношение к жизни и здоровью человека.
Художественное творчество: развитие художественного вкуса
Технологии: здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика,гимнастика для глаз, игровые технологии, экспериментирование.

Непосредственно-образовательная деятельность

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? Узнаете? – Возд. шарик. – Помните, как мы его пускали? Воздушный шарик что-то говорит мне на ушко. Он хочет, чтобы вы ему помогли отгадать загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети отгадывают загадку. (Воздух)
Воспитатель: А где же воздух, куда он спрятался? (Дети предлагают разные версии).
Воспитатель: Дети, мы покажем Воздушному шарику воздух, который есть вокруг нас.
Опыт №1:
Подойдите к столу, возьмите по одному пакету и попробуйте поймать воздух в пакет. Пакет закройте. Что находится в ваших пакетах? Вы видите воздух? Воздух прозрачный?
(Наблюдая, дети приходят к выводу, что воздух невидимый, прозрачный).
Опыт №2:
Давайте проведём опыт. Положим ладонь на грудь и посмотрим, что происходит? – она поднимается при вдохе и опускается при выдохе. А что мы вдыхаем? – воздух. Так дышит человек всегда! А теперь попробуйте не дышать (закрыть рот и нос). Можно так жить? Значит, воздух есть внутри нас (проходит в легкие) и очень нам нужен! Без него не может никто прожить!
Я предлагаю вам увидеть воздух, которым мы дышим. Подойдите к столу, подуйте через трубочку в стакан с водой. Что вы видите? Почему появились пузырьки? Ответы детей. Это воздух, которым мы дышим. Воздух нужен всем людям для дыхания.
Опыт №3:
Воспитатель: У Воздушный шарик пришел с друзьями- один шарик большой, круглый, а второй – маленький. Как вы думаете, ребята, почему шарики разные? (Дети предлагают разные версии). Вывод: в первом шарике есть воздух, во втором шарике мало воздуха.
Воспитатель: Как вы считаете, что надо сделать, чтобы маленький шарик стал круглым и большим? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Я надуваю шарик. Теперь он большой, полный воздуха. Ой, а сейчас воздух выходит из шарика. Что вы ощущаете? Ответы детей. Да, воздух может передвигаться.
Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух. Глубоко вдохните, подставьте ладони и выдохните на них воздух. Что вы почувствовали? Ответы детей.
Воспитатель: Воздух передвинулся к вам на ладони. Воздух передвигается.
Когда мы ощущаем движение воздуха? Ответы детей.
Физминутка
Начинается разминка - встали, выровняли спинки.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и всё сначала.
Глазки влево, глазки вправо, вверх, вниз и прямо.
Мы тихонько наклонились, и ещё разок, друзья.
Поднимаем плечики, хлопаем в ладоши.
Начинаем приседать – 1, 2, 3, 4, 5.
Руки вверх мы поднимаем и спокойно опускаем.
Отдохнули все слегка? Да! За работу нам пора!

Опыт №4:
А теперь предлагаю вам посмотреть интересный опыт: перед вами стакан с наклеенной внутри салфеткой. Какая салфетка? – мягкая, сухая, белая. Опускаем в воду. Какая теперь салфетка? – сухая. Почему? Вода не зашла в стакан, т. к. там… воздух! А теперь, давайте посмотрим опыт с воронкой, внутри которой тоже салфетка. Опускаем ее в воду. Что произошло? Какая стала салфетка? – мокрая. Почему? Воздух вышел из отверстия, и вода зашла в воронку, намочив салфетку.
Опыт №5:
А теперь закройте глаза. Воспитатель подносит на тарелке разрезанный апельсин. Ребята, что вы чувствуете? А в начале занятия в группе чем-нибудь пахло? – нет. Откуда этот запах? Значит, воздух может пахнуть.
Воспиатель: Ребята, я предлагаю сделать шарику подарок и рассказать о зиме. Много написано стихотворений, рассказов, сказок, загадок о зиме. Но еще и художники в своих картинах нам поазывают зиму. Сегодня мы познакомимся с художником И.И.Шишкиным и его картинами.Все художники пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывали разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным и веселым, и радостным и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. Несколько картин о зиме написал и Шишкин. Он очень любил природу и изображал ее в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная. И сам он крепкий, широкоплечий, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Рассмотрите репродукцию картины «Зима». Что на ней изображено? Представьте себе,что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен на картине Шишкина. Какая погода нас встретит?
- Какой зимний день изобразил Шишкин? Давайте опишем его. Что можно сказать о воздухе? Какой он? Давайте прислушаемся. В лесу тихо? А что бы вы могли услышать?
- Что вы видите на переднем плане картины?
-Что вы видите среди гигантских сосен? Опишите их?
- Рассмотрите снег, какой он?
Природа – это красота земли. Лес богатство России, ее надо охранять и беречь.
Воспитатель: Скажите, о каких свойствах воздуха вы сегодня узнали? Ответы детей.
Убедились, что воздух есть везде! Вот сколько нового и интересного мы с вами сегодня узнали.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем свои подарки Воздушному шарику. Разукрасим по своему вкусу по воздушному шарику.

НОД в старшей группе

Тема «Свойства воздуха»

Цель: формирование представлений детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.

Задачи: развивать познавательную активность

развивать плавный длительный выдох

развивать тактильные ощущения

развивать слуховое внимание

развивать связную речь

развивать навыки взаимодействия детей с друг с другом

Оборудование: воздушные шарики, атласные ленточки, цветные и белые листы бумаги, резиновые игрушки

Ход

1.Коммуникативная игра «Солнечные лучики»

Логопед: Ребята, давайте с вами познакомимся. Назовите своего соседа справа ласково и протяните руки вперед.

Наши руки – это солнечные лучики, чувствуете, как стало тепло?

Логопед: Ребята, скажите, кто такие ученые? (люди, которые много изучают, делают опыты, открытия).

Хотите быть сегодня маленькими учеными?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Опыт с воздушными шариками

Посмотрите, сколько много воздушных шариков в лаборатории, давайте их соберем.

Интересно, а какое настроение у ваших шариков?

Какой формы шарики?

А что же случилось с моим шариком, почему он такой маленький?

(сдулся, плохо надули).

Что же сделать, чтобы шарик вновь стал круглым?

(надуть посильнее)

Хорошо, попробую!

И, правда, получилось! Вот какой красивый шарик и настроение у него стало веселым.

Ребята, а что у шариков внутри, посмотрим? Видите, что-нибудь?

(ничего не вижу, ничего).

Развяжем шарики, что случилось?

(они сдулись)

Почему сдулись шарики?

Из шариков вышел воздух.

Вы заметили, какого цвета воздух?

Почему мы не видим воздух?

(у воздуха нет цвета, он бесцветный)

Еще про воздух говорят, что он невидимка.

Почему так говорят?

(потому что мы его не видим, он невидимый).

Ребята, а где нас окружает воздух?

(на улице, в группе, дома)

Опыт с атласными ленточками

Внутри нас есть воздух? Хотите проверить? Возьмите атласную ленточку. Подуйте на нее.

Что происходит с ленточкой?

(колышется, шевелится, двигается)

Что помогает ленточке двигаться? (ветер, воздух)

А почему твоя ленточка зашевелилась? От чего стала двигаться твоя ленточка? Что стало происходить с твоей ленточкой, когда ты на нее подул?

Как же воздух внутри нас оказался?

(мы вдохнули носом)

Давайте надуем животики, как шарики. Положите руки на живот. Вдох – шарик надули,

Выдох – шарик сдулся.

Ребята, а почувствовать воздух можно?

(садятся на ковер)

Опыт с веером

Как вы думаете, для чего нам нужна цветная бумага?

Я предлагаю сделать веера.

Помашите веером тихо. Что чувствуете? (ветерок)

А сейчас помашите посильнее. Что чувствуете? (ветер)

Что же такое ветер?

Ветер – это движение воздуха.

А сейчас закроем глаза и посидим в тишине, послушаем звуки.

Ребята, что вы услышали?

Да, ребята, вы услышали разные звуки. А воздух можно услышать?

Хотите услышать нашего невидимку?

Подойдите к столу. Возьмите игрушку, из чего они сделаны?

(из резины).

Значит игрушки какие?

(резиновые).

Попробуйте надавить на игрушку. Что-то слышите?

(шум, писк)

Почему раздается шум? Почему игрушки запищали?

Воздух выходит через дырочки и раздается шум.

Ребята, хотите заставить звучать эти листочки?

Из чего эти листочки?

(из бумаги)

Значит они какие?

(бумажные)

Приложите край листочка бумаги к губам и подуйте. Что происходит с листочком?

(листочек дрожит)

Слышится звук.

Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем?

(дышать)

Без воздуха можно долго продержаться?

Игра «Ныряльщики»

Предлагаю поиграть в игру «Ныряльщики»

Вдох, присели и не дышим, нырнули.

Кому воздуха не хватает, встает и выныривает.

Легко было без воздуха?

(трудно, тяжело)

Без воздуха можем долго находиться?

Да, ребята, воздух нам очень нужен. Без него нет жизни на земле.

Сегодня в нашей лаборатории вы провели много опытов с воздухом, много о нем узнали.

(расскажем)

Я предлагаю написать письмо вашим мамам и папам обо всех открытиях, согласны?

С чего начинается письмо?

«Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня мы были учеными. Мы узнали, что воздух бесцветный, его называют невидимка. Воздух окружает нас и даже находится внутри нас. Воздух можно почувствовать, он движет предметы. А еще воздух можно услышать. Без воздуха нет жизни на земле»

Ребята, куда поместим письмо?

(в раздевалку)

Хорошо, когда мамы и папы придут, они смогут прочитать наше письмо.