Меню

Гомофобия.

Маникюр и педикюр

«А надо вам заметить, что гомосексуализм изжит в нашей стране хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один гомосексуализм».

(Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки»)

Порою кажется, что авторы законов, запрещающих пропаганду гомосексуализма, добились эффекта совершенно противоположного. Речи о гомосексуализме звучат теперь из каждого утюга, с трибун Госдумы, с экранов телевизоров. Им клеймят оппонентов, им пугают родителей. Знакомая рассказывала, как вызвала врача из поликлиники к больному ребенку. Доктор, женщина лет пятидесяти, выписала жаропонижающие свечи, оговорившись: мальчику после трех лет ректальные свечи не ставят, а на вопрос почему, многозначительно ответила: гомосексуализм! Похоже, что Россия наконец нашла свою национальную идею, и этой идеей является гомофобия.

Гомофобия стала платформой, на которой объединились репрессивные законы власти и пещерные инстинкты толпы.

По данным ВЦИОМ, закон о запрете гомосексуальной пропаганды поддерживают 88% россиян. Быть открытым антисемитом или расистом в России уже немного неприлично, по крайней мере в политике; быть гомофобом нормально, достойно и даже патриотично: ублюдки, забившие до смерти юношу в Волгограде 9 мая, сообщили, что сделали это из патриотических побуждений, так как убитый — гей. Официальная риторика открыла в России карнавал ненависти, сезон охоты на гомосексуалов : с начала года зафиксировано 26 нападений, из них 7 со смертельным исходом, а количество незафиксированных преступлений не поддается учету. И даже пытки в полиции, о которых становится известно (изнасилование задержанных бутылкой от шампанского в Казани или ломом в Сочи), следуют той же гомофобной логике: власть «опускает» людей, используя блатные практики сексуального унижения.

Политика в России сведена на уровень грубой физиологии, «голой жизни», как называет ее итальянский философ Джорджо Агамбен. Биологическое становится политическим, идет ли речь о педофилии или запрете на иностранное усыновление, о нетрадиционных сексуальных отношениях или о концепции семейной политики, предложенной депутатом Еленой Мизулиной, согласно которой «нормальной» считается патриархальная семья с четырьмя детьми, живущая совместно с бабушками и дедушками. Вторгаясь в сферу интимного, частного, власть при помощи репрессивных мер навязывает сверху патриархальную и авторитарную «норму», называя ее «национальной традицией». Ей навстречу, из глубин патриархального сознания, поднимается агрессивный комплекс гомофобии. Так рождается русская идея по версии 2013 года.

Это идея фашистская: «духовные скрепы» соединяют тот самый ликторский пучок, фасцию, из которого и родилось слово «фашизм».

Фашизм постоянно апеллирует к биологии, к примату рода, крови и почвы: не случайно глава СС Генрих Гиммлер считал гомосексуальность «синдромом умирающего народа». Гомофобия становится точкой сбора национального самосознания, она накладывается на маскулинные архетипы, которые прописаны в фольклоре, анекдоте, мате, в ритуалах инициации и стигматизации в школе, армии, тюрьме. Гомофобский фашизм тем более прост и удобен для власти, что он направлен не против национальной или расовой группы (те же кавказцы могут дать отпор), а против беззащитного и безответного меньшинства: за гомосексуалов в России не заступится практически никто, разве что правозащитники за Западе. Секс-меньшинства у нас — идеальный объект ненависти, как евреи в Третьем рейхе.

Это идея антизападная и антиглобалистская: она ищет внутренних врагов в своей среде, будь то педофил, гей или «иностранный агент».

Оскорбление «либераст», контаминация слов «либерал» и «педераст», показывает, что гомосексуальность ассоциируется у нас исключительно с либеральным Западом, который погряз в толерантности, однополых браках и распутстве; кликуши типа Аркадия Мамонтова или Татьяны Дельсаль на полном серьезе утверждают, что на Западе пропагандируют педофилию и инцест. Эта истерика показывает озлобленное, отчужденное и провинциальное сознание, не способное принять постиндустриальный и постпатриархальный мир, где производство детей уже не является главной задачей человека; сознание, растерявшееся перед многоцветной современностью, — как растерялся Виталий Милонов, когда к нему в гости нагрянул добродушнейший Стивен Фрай. Гомофобия — признак слабых, людей, неуверенных в собственной ориентации, боящихся ее потерять при первом столкновении с реальностью. Чем слабее страна, ее идентичность, тем яростнее в ней гомофобский угар.

И именно поэтому России необходима прививка толерантности в виде защиты и пропаганды прав сексуальных меньшинств.

Часто приходится слышать: сексуальная ориентация — это частное дело, пускай они реализуют свои сексуальные предпочтения дома, между собой и не выносят их на публику. Призыв к «клозетному гомосексуализму» в корне неверен. Точно так же можно сказать: еврейство — дело частное, пусть сидят в шабат дома, но не ходят в эти свои синагоги и не носят кипу на улицах, это раздражает нормальных граждан и противоречит национальным традициям и устоям. После холокоста еврейство более не является приватным делом евреев, но предметом публичной политики. Аналогично этому российская власть сама сделала сексуальную ориентацию делом публичным, лишив гомосексуалов гражданских прав, от права на создание семьи до права на самовыражение, и ответ на эту дискриминацию должен быть публичным и политическим.

Как учил Мишель Фуко, человеческая сексуальность является одним из последних бастионов свободы и главным объектом репрессии, и битва идет именно за эту территорию, за суверенитет личности. России болезненно необходимы средства коллективной терапии: каминг-ауты, гей-парады, борьба за полноту гражданских прав гомосексуалов, вплоть до однополых браков и права усыновления. Поддержка сексуальных меньшинств нелегка: люди могут им симпатизировать, но не высказываться открыто из боязни быть причисленным к ним. Но важно понять, что именно здесь идет самое массированное наступление фашизма, поддержанное всей мощью законотворческой, правоохранительной и пропагандистской машин.

В конечном счете речь идет не о правах отдельной группы, а о гражданской солидарности всего общества, которое не должно допустить стигматизации и сегрегации какой бы то ни было группы людей. «Я берлинец!» — провозгласил Джон Кеннеди в своей знаменитой речи ровно полвека назад, выступая в Западном Берлине, обнесенном по периметру стеной. И вслед за ним я хочу повторить, обращаясь к миллионам моих сограждан, обнесенных бетонной стеной непонимания и ненависти: «Если так, я тоже гей».


В последние годы проблема однополых сексуальных отношений встала уж как-то слишком остро. И если на Западе такие отношения практически стали нормой, то в России по этому поводу говорят едва ли не единогласное «нет». Достаточно вспомнить, что принятый недавно в РФ так называемый «антигейский» закон в западных странах нашёл куда больше противников, чем в родном отечестве. Отвечая на вопрос, почему так происходит, кто-то развивает теорию всемирного заговора, кто-то обвиняет тайную канцелярию, но есть и более конструктивные размышления по этому поводу.

Латентный гомосексуализм ни при чём

Защитники гомосексуалистов в России достаточно часто выдвигают теорию о том, что все дело в биологии человека. Мол, человек и хочет телесной близости с представителем своего пола, однако ему страшно и стыдно, и он выливает свое желание в гнев по отношению к тем, кто это себе позволяет.


В результате якобы все выходит, именно так, как утверждал всеми любимый дедушка Зигмунд Фрейд, если бы не одно «но». Безусловно, «латентный гомосексуализм» и его сублимация в обычный гнев по отношению к гомосексуалистам в рамках одного конкретного индивидуума выглядит весьма правдоподобно. Но, учитывая тот факт, что с предрасположенностью к гомосексуализму в мире рождается только 1-2% людей, 60% населения страны «латентными гомосексуалистами» быть никак не могут. Однако, зерно истины есть и в этой теории, и это зерно – страх.

Теория гомофонного заговора не состоятельна

Достаточно популярной версией в обществе является утверждение, что социальный конфликт между населением с традиционной сексуальной ориентацией и «голубой» часть общества на руку власти. Это выставляется как очередная система контроля над народными массами, и в доказательство этого правозащитники «голубых» приводят неимоверное число самых различных фактов: начиная от действий православной церкви и ведущей партии власти РФ, заканчивая избиениями «голубых» шпаной в темных переулках.

Подобной точки зрения придерживаются многие правозащитники меньшинств из западных стран и в качестве протеста проводят акции и даже делают попытки бойкотировать проведение сочинской Олимпиады. Российское правительство в свою очередь якобы настолько сильно ненавидит геев и жаждет «контроля», что готово пренебречь даже таким событием мирового масштаба. И все в этой теории сходится, вроде, стройно и красиво, если бы не история и капля логики.


Гомосексуалисты были всегда, в том числе и в России. Но и подобная неприязнь возникла давно. Более того, гомофобы и раньше пытались протестовать, например, против появления на сцене шоу-звёзд, эпатирующих публику своей «нетрадиционностью». Правда, до недавнего времени протесты эти были довольно вялыми и не выливались во «всенародный гнев». Катализатором последних событий послужили социальные процессы в Европе, которые сразу же перекинулись и на Россию. Именно либеральные настроения в отношении «голубых» на Западе разожгли костер неприязни, который тлел в России данным-давно. И «тайная канцелярия» здесь совсем не причем.

Тюремная культура и страх как составляющие мировоззрения

За короткую, но насыщенную в тюрьмах и лагерях, по официальной статистике, побывал каждый 70-й гражданин великой страны. Для сравнения, в США сегодня сидит каждый 140-й. В СССР же практически в каждой семье кто-то сидел. А если и нет, то в местах не столь отдалённых побывал кто-то из друзей, знакомых, соседей, коллег, которые всегда были не прочь приобщить к «блатной» культуре тех, кто сия чаша миновала.

Можно долго разбираться в устройстве тюремного общества и тонкостях блатной культуры. Но в данном случае самое важное то, что зона - замкнутое сообщество, где главными ценностями считаются сила и власть. К тому же общество это изначально гомосексуально. А в однополом обществе, насильственно лишенном гетеросексуального секса, именно секс становится особой ценностью, приобретая важное социальное и ритуальное значение. И именно отсюда произрастает боязнь «стать геем».


Достаточно вспомнить блатные корни слова «отыметь». В России это слово понимают как «умножение на ноль» и превращение человека в вещь. Отсюда и врожденный, если хотите, «въевшийся» страх к гомосексуализму. Осложняется все это исторической составляющей.

К тому же история России складывалась таким образом, что её граждане были практически не способны на что-то влиять в своём государстве, находясь в постоянном подчинении. В результате страх беспомощности в купе с наследием блатной культуры объединился со страхом общественного «опуска». Не стоит исключать, что определённая часть заклятых врагов гомосексуалистов не столько боится геев, как им завидует. Но совсем не потому, что являются «латентными гомосексуалистами», как утверждают «поклонники» Фрейда. Дело в том, что русский человек, живущий со страхом «быть умноженным на ноль», видит в этих людях продолжение «жизни за страхом». Они – гомосексуалисты. Они уже не часть общества. Они опущены. Однако, они продолжают жить и делают это без страха, за свое общественное положение. И в этом предмет непонимания гомосексуализма русским человеком, предмет страха и зависти к тем, кто смог его перешагнуть.


Проблему гомосексуализма в рамках постсоветского пространства нельзя рассматривать под «западным» углом зрения. И прежде, чем осуждать или защищать противников или сторонников, стоит хотя бы попробовать понять всю «русскую специфику» данной проблемы.

Сегодня кажется абсолютно невероятным, что феномен поп-дуэта «Тату» случился именно в нашей стране. Еще совсем недавно миллионы россиян дружно подпевали песне «Я сошла с ума» в исполнении девушек, косивших под лесбиянок. Не прошло и десяти лет, как ведущие западные газеты стали задаваться вопросом: «почему в России не любят ЛГБТ»? Хотя объяснить ненависть рационально вряд ли возможно.

Права ЛГБТ в России

Отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации в нашей стране можно смело охарактеризовать как гомофобию . Хотя официальные российские власти всячески подчеркивают на международном уровне о равенстве прав людей разных гендеров, реальность говорит об обратном:

  • Правозащитники неоднократно фиксировали случаи аутинга , т. е. публичного сообщения об ориентации лица против его воли. Представители Московской Хельсинской группы считают это прямым нарушением права на частную жизнь;
  • Отмечается отсутствие права гомосексуалов на справедливый суд. Представители судебной власти неоднократно были замечены в предвзятом отношении к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • Право на свободу слова также было отобрано суровой российской властью. ЛГБТ-сообщество лишено возможности публично делиться о своих проблемах, поскольку это будет расценено государственной машиной как «пропаганда»;
  • Создавать союзы и объединения под радужным флагом фактически запрещено. Заявления о регистрации годами пылятся в судах.

Таким образом, можно смело сказать, что лесбиянки, гомосексуалы, бисексуалы и трансвеститы практически лишены элементарных гражданских прав .

Экскурс в историю гомосексуальности в России

Эта ситуация вполне укладывается в историческую канву нашей страны (хотя в принципе сложно сыскать государство, которое бы терпимо относилось к геям до конца XX века):

  • Нетрадиционная ориентация находилась под запретом еще во времена Московского царства. Так, противники Ивана Грозного приписывали ему связи с мужчинами для политической дискредитации;
  • В 1716 году Петр, вошедший в историю под прозвищем «Великий», ввел в законодательство понятие о содомии , в первую очередь для служащих вооруженных сил;
  • В 1832 году царь Николай I в 995 статье официально запретил мужеложство и для гражданских. Лица, осужденные по этой статье, на 4-5 лет прописывались в Сибири;
  • Несмотря на запреты, в конце XIX века в Петербурге как грибы после дождя плодились притоны для гомосексуалов (прообраз современных гей-клубов). Об этом подробно повествует роман «Девятидесятники» Александра Амфитеатрова;
  • Ненадолго однополая любовь была легализована в СССР (1917-1933). Однако Сталин вернул мужеложство в Уголовный кодекс, и каждый год от 800 до 1000 человек осуждались на каторжные работы по данной статье.

Как в России относятся к ЛГБТ?

Дискриминация не заканчивается в коридорах власти. Рядовые жители страны, в целом не одобряющие политику «Единой России», могут сходиться с ней в части гомофобии:

  • Инциденты с убийствами и повседневным насилием вызывает серьезную обеспокоенность Комитета Объединенных Наций по правам человека;
  • Преступления на почве ненависти к геям в большинстве случаев совершают представители неонацистских движений и религиозные фанатики. Активность последних особенно участилась в последние годы в связи с курсом государства на традиционализм;
  • Количество нападений хулиганов в отношении к ЛГБТ значительно выше, чем к другим социальным группам. Маргинальные слои населения выбирают этих непохожих людей в качестве «козла отпущения», виноватого во всех их бедах;
  • МВД упорно «молчит» на эту тему: отчасти это связно с гомофобией руководства министерства, отчасти со страхом жертв предать свои проблемы огласке.

Западные правозащитники бьют в набат: из года в год объем насилия растет. Так, в 2007 году он составлял 12% (относительно общего числа преступлений). Спустя пять лет - уже 13% (а это тысячи загубленных жизней).

Самые громкие преступления против геев

Наилучшей иллюстрацией сухих цифр статистики будет следующий список самых вопиющих преступлений, совершенных гомофобами за последние годы :

  1. В Волгограде в 2013 году после празднования Дня Победы было найдено тело 23-летнего мужчины. По словам сознавшихся в убийстве трех мужчин, ключевым мотивом была нетрадиционная ориентация убитого;
  2. 29 мая 2013 года в сгоревшей машине был найден заместитель директора Камчатского аэропорта Олег Сердюк. Следствие постановило, что преступление было совершено по причине его нетрадиционной ориентации. Убийцы были осуждены на сроки от 9 до 12 лет;
  3. С октября 2013 по февраль 2014 года в крупнейшем в столице гей-клубе была совершена серия нападений. Нападавшие кидали дымовые шашки и стреляли из огнестрельного оружия. Жертв, к счастью, удалось избежать. Но после случившегося ряд гомосексуалистов навсегда покинули страну. Инцидент стал важной темой в западных СМИ. Так, телеканал «ABC» посвятил ему выпуск под названием «Москва в огне».

Запрещено ли в России ЛГБТ?

Вместо того чтобы бороться с насилием, государство его фактически порождает. В 2013 году вышел ставший печально знаменитым федеральный закон под номером 135, запретивший «пропаганду гомосексуализма»:

  1. Правительство заявило, что основная его цель заключается в защите подростков от информации, которая может изменить их половое поведение;
  2. Формулировки в законе приведены более чем мутные. Так, под запрет попадают любые материалы, которые «вызывают интерес» к данной острой теме. Это оставило вне правового поля фактически любое проявление гомосексуальности;
  3. За нарушение положений закона предусмотрено наказание в виде штрафа в 5000 рублей. Государственные служащие расстанутся с суммой в 10 раз большей, а иностранцам грозит депортация;
  4. Региональные органы власти не отстают от своих федеральных коллег. Особенно отличились Рязанская, Архангельская, Костромская, Калининградская области и даже прогрессивный Санкт-Петербург.

Все эти факты свидетельствуют о фактическом запрете однополой любви в нашей стране.

В попытке ответить на вопрос, почему в России не любят ЛГБТ, чаще всего говорят о религиозности нашего народа и верности тысячелетним традициям. Однако реальная причина гораздо прозаичнее. Ненависть к геям проистекает не из трепета перед Богом, а из страха перед тюрьмой. Это один из центральных институтов в отечественном социуме, определяющий поведение значительной части народонаселения.

Видео о запрете пропаганды гомосексуализма

В данном ролике блогер Данила Поперечный расскажет, как появился закон о запрете пропаганды ЛГБТ в России:

Гомофобия – это навязчивый страх индивида перед тем, что в истинном виде его личная ориентация имеет гомосексуальную окраску. Гомофобия объединяет собирательное значение всех форм боязней и страхов, связанных с негативными проявлениями гомосексуальности. Существует общепринятое мнение, что это проявление подразумевает глубокую неприязнь и иррациональную боязнь гомосексуалистов. Однако особенность данного состояния проявляется в том, что гомофобия зачастую обусловлена противоречивыми факторами.

Причины гомофобии

Гомофобия представляет собой неприязненное отношение к представителям этих меньшинств, являясь весьма распространенным явлением, зачастую приводящее к оскорблениям и насилию, институционализированной гомофобии, дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны социума. Результатом распространения гомофобии выступает несоблюдение прав меньшинств, возникновение препятствий в занятии определенных должностей лесбиянками и геями, а также запреты в проведении шествий и митингов.

Многие противники однополых половых отношений утверждают, что отношение к проявлениям гомосексуальности напрямую связано с представлениями о норме и поэтому не есть что-то предосудительное или ненормальное. Многие из противников однополых половых отношений возражают против применения термина гомофобия, относя его к идеологическому клише, что привело к предложению о замене этого термина на нейтральный термин – гомонегативизм. Одновременно с этим появилось мнение, что гомофобия это форма , поскольку означает перед теми, кто из общей массы выделяется. Противники гомосексуальности относят данное состояние к греху, клиническому расстройству, нарушению норм общественной морали.

Гомофобия в психологии

Гомофобия, как термин впервые появился в 1972 году и своим появлением он обязан психиатру Джорджу Вайнбергу. Термин гомофобия используется социологическими институтами, а также в международных официальных документах, где данная форма неприятия рассматривается наряду с расизмом, антисемитизмом, ксенофобией, а также сексизмом.

Психологи отмечают, что сознание людей укрепило мнение о том, что под гомофобией значится та или иная форма по отношению к гомосексуалистам. Это не совсем является так.

Гомофобия зачастую предстает перед людьми, как направленная на гомосексуальную культуру, гомосексуалистов, гомосексуальную атрибутику, однако причиной этой агрессивности выступает страх людей перед собственными интимными предпочтениями, которые могут предстать в гомосексуальной окраске. Таким образом, этимология слова гомофобия основывается на понятиях фобия, которая означает страх перед гомосексуализмом.

Вторым заблуждением является мнение, что гомофоб это скрытый гомосексуалист. Это представление неверное. Гомофоб это не скрытый гомосексуалист, напротив он боится в себе обнаружить предрасположенность к этому. Поэтому гомофобия имеет косвенное отношение к половым предпочтениям.

Изначально слово гомофобия применялось в значении, как отвращение к мужскому полу или боязни мужчин. Психиатрия под гомофобией понимает страх однообразия, а также монотонности.

Термин гомофобия вытеснил редко ранее использовавшееся понятие гомосексофобии. Этимологическим предком этого слова выступает термин гомоэротофобия. Джордж Вайнберг в 1972 году отнес гомофобию к страху контактирования с гомосексуалами, а если речь идет о самих гомосексуалах, то в этом случае под гомофобией понимается их личное отвращение к самим себе.

В 1980 году Риккетс и Хадсон расширяют это понятие для обозначения чувств отвращения, тревоги, гнева, страха, дискомфорта, которые способны испытывать гетеросексуалы относительно геев и лесбиянок.

Психологами подмечено, что очень сложно провести чёткую границу между гомофобией и негативным отношением к гомосексуальности. Отдельные исследователи связывают гомофобию с присутствием негативных эмоций, а не с заявлением некой позиции или активной борьбой с гомосексуальными проявлениями. Например, Хадсон и Риккетс в своей работе 1980 года отметили, что по причине обширной экспансии термина, гомофобия пришла в массовую культуру и к ней стали относить любое действие, направленное против проявлений гомосексуальности, а также негативное отношение к ней.

Хадсон и Риккетс обвиняют исследователей в не разделении интеллектуального неприятия гомосексуальности – гомонегативизма и эмоциональных, личных реакций (гомофобии). Более чёткое разделение гомонегативизма и гомофобии подчеркнуло, что гомонегативизм включает в себя суждения, которые основаны на оценке гомосексуальной моральности и бисексуальной ориентации, а также действий на основе предпочтений, представлений, социальной приемлемости, закона или других интеллектуальных причин.

По их мнению, под гомофобией необходимо понимать фобические проявления тревоги, эмоции страха или отвращения, как включающие, так и не включающие когнитивный компонент в процессе личного непосредственного общения с людьми гомосексуальной ориентации. Однако не все такую классификацию разделяют. В 1991 году Херек выступил против дальнейшего применения понятия гомофобия из-за возложения основной вины на человека, вместо того чтобы рассмотреть проявления антигомосексуальные как отображение культурных влияний, и предложил использовать термин антигомосексуальные предрассудки.

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной интимной жизни в западных странах, представители социальных наук и психологи активно изучают феномен гомофобии как в умеренных, так и в резких его проявлениях. Имеется достаточно исследований, которые посвящены корням этого явления. Популярным объяснением выступает попытка отвести от себя предполагаемые подозрения в наличии гомосексуальных склонностей. Например, двум группам мужчин, определённым, как не гомофобы и гомофобы предъявлялись стимулы эротического содержания: женского гомосексуального, гетеросексуального и мужского гомосексуального характера. У всех исследуемых была отмечена эрекция в момент демонстрации изображений женского гомосексуального характера и гетеросексуального, а вот подобная реакция на гомосексуальные мужские сюжеты отмечалась у мужчин из условной группы гомофобов. Одновременно с тем результаты опровергли мнение о том, что гомофобы – это испытуемые с агрессивностью.

Имеются данные, что гомофобов среди женщин существенно меньше, чем среди мужчин. Одним из видов гомофобии, который вызывает пристальное внимание исследователей, выступает интернальная (интернализированная) гомофобия — ситуация, при которой бисексуалы и гомосексуалы боятся, а также испытывают неприятие гомосексуальности. Это означает страх человека стать гомосексуальным, а также опасение возможного собственного гомосексуального поведения. Некоторые бисексуалы, гомосексуалы и лесбиянки зачастую подавляют свои гомосексуальные стремления и желания, другие так не делают, но испытывают различные негативные эмоции (тревогу, комплекс вины, угрызения совести).

Отдельные исследователи считают не корректным называть таких личностей латентными гомосексуалами, поскольку эти люди гомосексуалами быть не желают. Интернализированная гомофобия зачастую имеет негативные последствия для психологического здоровья человека. Отмечаются невротизация, снижение самооценки, развитие психологических комплексов, суицидальные попытки. У бисексуалов и гомосексуалов, живущих скрытно, а также страдающих от интернализированной гомофобии, развивается параноидная настроенность, подозрительность и болезненная мнительность. Такой личности всё время кажется, что ее раскроют, вычислят, за ее спиной смеются, осуждают, обсуждают, а также что за это могут уволить с работы. Зачастую такие опасения имеют или не имеют реальные основания.

Борьба с гомофобией

С 17 мая 1990 года стал отмечаться Международный день борьбы с гомофобией. Эта дата выбрана потому, что именно 17 мая 1990 года гомосексуальность выключили из Международной классификации заболеваний.

В 2003 году в Канадской провинции Квебек был проведен Народный день против гомофобии. После этого события в 2004 году активист за права геев, бисексуалов, трансексуалов Луи-Жорж Тэн предложил отмечать этот день в мировом масштабе. Целью борьбы с гомофобией должно было выступить привлечение общественного внимания к лесбиянкам, геям, транссексуалам, бисексуалам, где вопросы половых предпочтений относятся к табу. Луи-Жорж Тэн высказал надежду, что этот день способен изменить жизнь именно тех людей, которые наиболее в этом нуждаются. Люди, борющиеся с данной формой неприятия, считают, что борьба с гомофобией — это дело не только самих лесбиянок, геев, транссексуалов. Эта борьба должна быть делом всего общества.

В 2006 году в Европейском парламенте прошел семинар по борьбе с гомофобией. На семинаре выступал Луи-Жорж Тэн. Председатель Европарламента Жозеп Баррель сделал заявление о признании этого международного дня.

Предпосылками к возникновению такого дня послужили:

— притеснения во многих странах геев, начиная с концлагерей нацистской Германии; в эпоху маккартизма преследование геев в США и СССР;

— дискриминация гомосексуалов (гомосексуальность в восьмидесяти странах запрещена законом);

— наказание во многих странах тюремным заключением до десяти лет, а в отдельных странах закон предусматривает пожизненное заключение;

— в десяти странах за гомосексуализм приговаривают к смертной казни (Саудовская Аравия, Афганистан, Йемен и др.);

— несколько африканских лидеров по личной инициативе объявили борьбу с гомосексуализмом, который они назвали антиафриканским;

— толерантные страны, например, Бразилия, отмечающиеся негативным отношением к гомосексуалам: с 1980 по 2000 год официально зарегистрировано на почве ненависти 1960 убийств;

— ярко выраженный рост в большинстве стран гомонегативизма.

Борьба с гомофобией преследует следующие цели:

— противодействие любому моральному, физическому, символическому насилию относительно людей другой половой ориентации или гендерной идентификации;

— координация и поддержка всех граждан в достижении равных прав;

— проявление солидарности со всеми бисексуалами, лесбиянками, геями и транссексуалами мира;

— осуществление по защите прав человека различных мероприятий.

К сожалению, подобную кампанию невозможно осуществить в странах, где преследуется гомосексуальность. В толерантных странах люди должны выступать с протестами от имени угнетаемых – так заявили организаторы, проходивших 17 мая мероприятий, поддерживающих инициативу о необходимости проведения этого памятного дня. Признание данного дня поставило в определенные обязательства международные сообщества, которые объединились в борьбе с другими формами дискриминации, а также социального насилия. Однако ещё во многих странах в борьбе за равные права не оказано широкой поддержки лицам нетрадиционной половой ориентации или гендерной идентичности.

Диагноз гомофобия

В узком смысле к гомофобии причисляют отрицательные неконтролируемые эмоции (отвращение, страх, гнев) относительно людей гомосексуальной ориентации, а также однополых половых контактов.

Гомофобию не относят к психическому расстройству и отдельных клинических признаков данного состояния не существует. Современные исследователи относят гомофобию к избеганию, предрассудкам, боязни, притеснению, дискриминации, актам насилия в отношении геев, бисексуалов, лесбиянок, трансгендерных лиц. Термин гомофобия включает в себя смысл боязни и страха, а перенос этого значения на индивидов с терпимым отношением к гомосексуальности расценивается ними как оскорбление. В качестве альтернативного термина выдвигается нейтральный, например гомонегативист.

В редакцию пришло письмо:

«Почему некоторые мужчины ненавидят гомосексуалистов? У них, как правило, нет никаких рациональных доводов».
Анна, 25 лет

Мы переадресовали этот вопрос психологу. Вот его ответ.

Прежде всего, стоит разобраться с терминологией. В данном случае мы поговорим о резко негативной реакции на проявления однополой любви . Если традиционно ориентированному мужчине при виде целующихся гомосексуалистов захочется отвернуться — в этом не будет ничего удивительного. Но отвернуться и пройти мимо — это одно, а вот лезть в драку, специально преследовать, тратить время на борьбу с гей-сообществами, заводить специальные разговоры среди знакомых о необходимости искоренения этого «зла» — совсем другое.

Принцип зеркала. Мир — наше отражение, и то, как мы реагируем на события, показывает и нам, и окружающим (при известной наблюдательности) наши болезненные места. Неприязнь к чему-то/кому-то может показывать нам скрытую зависть и желание обладать тем же (как правило, именно так «ненавидят» богатых) или невозможность принять в себе что-то. Родители негодуют на упрямство детей, потому что не видят собственного упрямства, кто-то возмущается чрезмерной эмоциональностью ближних и проповедует сдержанность лишь потому, что боится собственных чувств, а кто-то возмущается хамством только потому, что аналогичные слова часто застревают в горле.

Так устроен весь наш организм — поврежденный орган сигнализирует нам о заболевании при помощи боли, а психика сигнализирует о нерешенном вопросе, о внутреннем зажиме болью душевной — раздражением, возмущением, злостью, страхом и ненавистью.

Эти чувства нужны для того, чтобы указывать человеку на нерешенные проблемы. И если к своим душевным «болячкам» не относиться внимательно, негативные чувства будут усугубляться, раздражение и злость — накапливаться, организм и психика — расшатываться. И даже если вы возмущаетесь вещами заведомо нехорошими (тем же хамством), это не повод разрушать себя день за днем: такая тактика уж точно мир от хамства не избавит. Лучше посмотреть в корень проблемы.

Чего боятся гомофобы? Если следовать логике, изложенной выше, то гомосексуальные отношения — это именно то, что гомофобы хотели бы, но не позволяют себе иметь. В некотором смысле это бывает и правда так:

Ринат, 33 года. Обратился по поводу отношений с женщинами, в которых он запутался. Не мог найти в себе достаточно чувств ни к одной, ни к другой, не мог сделать выбор. Выдвинул сомнение в своей способности влюбляться. Разбираясь в его анамнезе, мы вышли на один эпизод — подростковую влюбленность в старшеклассника, водившего их в походы. Ринат признался, что в то время очень мечтал быть на него похожим и даже испытывал порой желание прикоснуться к его телу. Случалось, что Ринату снились сны с участием старшего товарища, это наложилось на бурное половое созревание, возникло чувство вины. Ринат давал себе слово «не думать о нем». Время прошло, образ старшего товарища остался только как эталон для подражания: Ринат стал заниматься тем же спортом, что и тот парень, выбрал схожий стиль одежды, прически. Время от времени ребята встречались мельком во дворе (жили неподалеку), но бурных чувств у Рината он уже не вызывал. Случилось и «посвящение в мужчины» на одной вечеринке, Ринат особого восторга не испытал, но вполне справился. Затем сходился с женщинами, потому что с ними ему было интересно, «ради здоровья», удобства, было с кем поговорить… Но чувств не было.

Чуть позже мы поговорим о происхождении этих переживаний, но пока важно одно: желание было. Оно было подавлено, потому что было стыдно, это осуждалось в семье. Чаще всего такие желания тут же вытесняются, а мальчик изо всех сил пытается стать таким как все. Но чувствует некоторый внутренний «изъян», поэтому у таких мальчиков присутствует пронесенное через всю юность чувство вины и страх за то, что его «раскроют». Хотя спустя время он даже и не помнит о том, в чем «виноват».

Чаще всего именно эта неосознанная вина заставляет будущего мужчину ощущать себя хуже других мужчин, а как следствие — сомневаться в своей мужественности . И потому гомофобия символически помогает утвердиться среди «настоящих мужчин». Однако неуверенность в своей мужественности не обязательно связана с влечением к человеку своего пола.

На более поздних сессиях всплыли сложности отношений Рината с отцом. Отец был довольно властным и жестоким, мальчик привык его бояться. Требования у отца были всегда завышены, критика строга, а к чувствам сына отец никогда не прислушивался, считал, что они не достойны мужчины. Ринат силился во многом подходить на отца, но понимал, что «недотягивает». Меж тем мать понимала его, и от того Ринат впоследствии чувствовал себя более комфортно среди женщин, а вот друзей-мужчин практически не было. С ними Ринат привык поддерживать служебные, приятельские отношения, но по-настоящему среди них не расслаблялся. Не упускал случая «проехаться» на счет геев. И сам не помнит, откуда взял такую привычку.

В каждом из нас есть оба начала, мужское и женское. И мужчина — это всего лишь оформленное доминирование мужских качеств и признаков над женскими, а не полное отсутствие женских. Но неуверенность в собственной половой идентичности, слабость мужской структуры психики, чувства страха и вины ведут к тому, что женская структура психики становится более активной в таком мужчине. И именно она реагирует на воображаемую ситуацию полового контакта с мужчиной , а доминирующая, хоть и слабая мужская часть личности в ответ испытывает панический страх перед женскими структурами психики. И реагирует резким подавлением и кричащим отрицанием.