Меню

Что изучает генеалогия кратко. Генеалогия как историческая дисциплина

Макияж

Журнал Южно-Уральской Ассоциации генеалогов-любителей города Челябинска. Электронная версия Ольги Щетковой.


Стр. 3-5


Иван Владимирович Купцов -историк, герольдмейстер Челябинского Дворянского Собрания. Член ЮУРО АГЛ города Челябинска.

ГЕНЕАЛОГИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Интерес к генеалогии в нашей стране имеет устой-чивую тенденцию роста. Люди, осознавая свое ме-сто в связке: я - семья -род - народ, обращаются к истории своих предков. Изучение своего проис-хождения, истории своего рода способствует пони-манию значимости каждо-го человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует ра-зобщению и отчуждению людей в современных ус-ловиях.

Генеалогия (от греч. genealogia - родословная) - специальная историческая дисциплина, изучаю-щая возникновение и развитие родственных отно-шений. Наиболее ранние сведения о происхожде-нии народов, племен, отдельных родов содержа-лись в эпосе, этногенетических преданиях, мифах, Библии, памятниках эпиграфики. Слово «генеало-гия» появилось на Руси в XI в. в тексте древнерус-ского перевода Хроники Георгия Амартола в зна-чении «родословие» (учение о роде). До XIV в. ро-дословие означало также предсказание, гороскоп. До конца XV в. основные сведения о родственных связях можно было извлечь из летописей, актов, переписки и др. Расцвет генеалогии, как практичес-кой дисциплины, произошел в конце XV - XVI вв., когда вырабатывались законы наследования титу-ла, звания, имущества, в первую очередь земли; устанавливались сословные привилегии; формиро-вались государственные институты, связь с кото-рыми была обусловлена происхождением, принад-лежностью к определенной семье, социальной груп-пе, сословию. В XVI в. появились должности и уч-реждения, занимавшиеся сбором и обработкой ге-неалогической информации и официальным утвер-ждением документов, удостоверявших происхожде-ние лица. С 40-х гг. XVI в. создавались родослов-ные книги. В 1555 г. был составлен «Государев ро-дословец», содержащий генеалогические росписи лиц, входивших в Государев двор. В Русском госу-дарстве был принят принцип составления поколен-ных росписей нисходящего родства, так как иму-щество наследовалось от отца к сыну, а при на-значении на должность всегда учитывалась служ-ба предков по отцовской линии. Со 2-й половины XVII в. известны родословные схемы (дерево). С конца XV - XVI вв. при обосновании прав на пре-стол использовались легенды о происхождении ди-настий, и в частности распространенные на Руси и в Великом княжестве Литовском версии о восхож-дении великокняжеских родов к римскому импера-тору Августу. В процессе утверждения ведущей роли дворянства возникла необходимость собира-ния и представления в государственные учрежде-ния генеалогических сведений для подтверждения прав на служебные места и владение землей. Сбором и проверкой родословных росписей занимал-ся Разрядный приказ, при нем в 1682 г. была со-здана Палата родословных дел, в которой состав-лена «Бархатная книга» - свод дворянского родос-ловия. В конце XVII - XVIII вв. практическая генеа-логия пришла в упадок, так как с отменой местни-чества перед дворянством открылась возможность выслуги, не ограниченная родословными привиле-гиями, а Табель о рангах (1722) давала возмож-ность продвижения по служебной лестнице не толь-ко дворянам, но и представителям других сосло-вий. В 1721 г. в составе Сената была создана Ге-рольдия, в которой кроме составления и утверж-дения родословных росписей разрабатывались гер-бы. После публикации «Жалованной грамоты дво-рянству 1775 г.» практической генеалогией занима-лись губернские дворянские собрания, отсылавшие родословные материалы в Герольдию. В XVIII в. начался процесс становления генеалогии как на-учной дисциплины. Генеалогические материалы широко использовались в трудах В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера и других историков. С конца XVIII в. публиковались родословные документы, создава-лись первые научные исследования по истории отдельных семей, сводные генеалогические спра-вочники (М.Г. Спиридов, Ю. Воейков). Сведения по истории семей в них располагались по той же схе-ме, что и в ранних родословных росписях нисходя-щего родства, имена жен и дочерей, как правило, отсутствовали. В XIX в. наиболее известны родос-ловные справочники кн. П.В.Долгорукова, В.В. Руммеля и В.В. Голубцова и кн. А.Б. Лобанова-Ростовс-кого. Расцвет генеалогических исследований в Рос-сии приходился на конец XIX - начало XX вв. Тог-да возникли Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1897 - 1923) и Историко-родословное общество в Москве (1906 - 1921), которые вели исследования по генеалогии и издавали тру-ды. Общества собирали и публиковали материалы дворянских семейных архивов. Ведущими специа-листами по генеалогии были Л.М. Савелов, Н.П. Ли-хачев, Г.А. Власьев, Н.В. Мятлев, С.С. Татищев, Д.Ф. Кобеко, граф С.Д. Шереметев, С.А. Белокуров, кн. М.М. Голицын и другие. Лекции по генеалогии читались в Петербургском и Московском археоло-гических институтах.

Представления дореволюционных исследовате-лей-генеалогов о высоком смысле и значении ге-неалогии прекрасно и глубоко выразил отец Павел Флоренский: «Когда говорится о генеалогическом дереве, то пользуются образом гораздо более уме-стным в данном случае, чем обычно думают сами говорящие. Род действительно есть дерево, и он действительно ветвится, но не в высоту, т.е. в тре-тье измерение, а во время, т.е. измерение четвер-тое... Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кон-чается. У него есть свои расцветы и свои упадки... Чем полнее и совершеннее выразился в известном представителе исторический смысл рода, тем ме-нее оснований ждать дальнейшего роста родовой ветви, к которой он принадлежит...

Жизненная задача всякого - познать и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критичес-кие точки, соотношение отдельных ветвей и их ча-стные задачи, а на фоне всего этого - познать соб-ственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не по-нимают этого и родовым самопознанием пренеб-регают , почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный ис-торически заработанный повод к гордости».

Однако 1917 год резко оборвал все исследова-ния в данной области. Те, в ком интерес к генеало-гии и истории семей проявился в 60 - 70-е годы, знают, в каком плачевном состоянии оказалась эта отрасль знания после революции, и хорошо помнят, в сколь неблагоприятном положении она остава-лась в постсталинское время.

Если говорить о генеалогии как науке, то в гла-зах новых властей она представлялась идеологи-чески чуждой интересам строительства коммуниз-ма, и если не прямо вредной и опасной, то в луч-шем случае излишней и бесполезной. В первые же годы после революции генеалогические общества были распущены, печатать книги и статьи по гене-алогии и истории семей стало невозможным, по-чти все ведущие генеалоги были расстреляны, по-пали в тюрьмы, концлагеря, ссылку или вынужде-ны были бежать за границу. Под давлением идео-логического пресса в центре внимания большин-ства советских историков оказались такие вопро-сы, как особенности социально-экономических фор-маций, массовые народные движения, роль партий и идеологий, преимущества одного политического строя над другими, нередко в ущерб истории живых реальных фактов. Конкретные факты часто приво-дились лишь постольку, поскольку они подтверж-дали и иллюстрировали общие, обычно предвзя-тые, положения, а если факты не подтверждали предвзятую концепцию, то тем хуже для фактов. Люди в советских исторических сочинениях высту-пали как безликий фон исторического процесса. Не удивительно, что генеалогия превратилась, по вы-ражению одного немецкого историка, в нелюбимую «падчерицу» советской исторической науки. Лишь немногие историки-профессионалы брались за соб-ственно генеалогические исследования, и то это были в основном ученые, изучавшие далекую старину.

С другой стороны, генеалогия - это не только наука, историческая дисциплина, запечатленная в печатных трудах, это еще и сфера гуманитарного знания вообще, конкретного знания о людях в их родственном окружении, о семьях и родах. Поэто-му генеалогия держится не только на ученых, но и вообще на «носителях» генеалогических сведений, имя которым - легион, и особенно на тех из них, кто знает больше других, кто надежно, бережно и с интересом хранит память о людях, в частности, о своих собственных родственниках, и еще более - на тех, кто эту память стремится обогатить и поде-литься накопленным. Между тем, в нашей стране после 1917 г. имела место массовая утрата инди-видуальной и семейной (и тем самым народной) ге-неалогической памяти. Гражданская война, во вре-мя которой пролилось море крови и миллионы рус-ских людей бежали из большевистского «рая» за границу, репрессии 1920 - 1950-х гг., коллективи-зация, в результате которой миллионы крестьян умерли от голода, были изгнаны из своих домов и разбрелись по всей стране, Великая Отечествен-ная война с ее чудовищными людскими потерями, депортация целых народов - все это привело к тому, что в пределах двух-трех поколений произош-ло массовое истребление носителей семейной па-мяти, была искажена нормальная демографичес-кая структура общества, нарушен традиционный уклад семейной жизни, разорваны родственные связи... Для тех же, кто уцелел, после 1917 г. иметь хорошую память стало опасным. Стало опасным по-мнить своих собственных родителей или дедов и вообще родственников, если они были офицерами царской или солдатами в Белых армиях, чиновни-ками, церковнослужителями, торговцами, домовла-дельцами, зажиточными крестьянами (в общем, теми, кто не имел права на жизнь) - все это подле-жало забвению. Сжигались семейные документы и письма, уничтожались портреты и фотографии, прятались прочие семейные реликвии и даже под-час менялись фамилии. Сколько людей ушло из жизни, унеся с собой в могилу невосполнимую па-мять о прошлом своей семьи - тайну скрытую от собственных детей и внуков! Не приходится удив-ляться, что в нашей стране выросли поколения людей, не ощущающих своих родовых корней, - Иванов, не помнящих родства.

Сегодня наиболее полное определение генеа-логии дал В.Б. Кобрин: «Нельзя сказать, чтобы се-годня до конца был ясен сам предмет генеалоги-ческой науки. Входит ли в сферу ее действия толь-ко установление отношений родства и свойства в сочетании с самыми основными жизненными веха-ми (рождение, смерть, брак) или ее компонента шире, охватывая также служебную или иную карь-еру, характер и объекты собственности, соци-альный и юридический статус и его изменение? Решение этого вопроса неоднозначно». Не претен-дуя на окончательное решение, В.Б. Кобрин пред-ложил следующую дефиницию генеалогии: «Гене-алогия - историческая дисциплина, занимающая-ся изучением и составлением родословных, выяс-нением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографичес-ких фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Тем самым ге-неалогия не отрывается от биографии, но и не сме-шивается с ней».

Генеалогические исследования требуют не толь-ко знаний общеисторического характера, но и при-влечения опыта, накопленного такими вспомога-тельными историческими дисциплинами, как: ге-ральдика, историческая география, антропоними-ка, топонимика, хронология и др. Например, ант-ропонимика (наука о личных именах людей) помо-гает узнать, что трехчленная форма имени возник-ла не сразу: раньше всех возникло имя, потом от-чество и совсем недавно фамилии (у большинства граждан Российской империи с середины XIX в., хотя зародились они в XV - XVI вв.). Имена до вве-дения христианства были языческими, а затем по-степенно вытеснялись именами церковными (или календарными). Для русских феодальных фамилий XV-XVI вв. характерна топонимичность, т.е. многие из них произошли от названий владений и вотчин.

Начиная с XVIII в. представителям духовного сословия стали присваиваться фамилии. Чаще все-го эти фамилии возникали при определении детей в духовные учебные заведения. Большая часть фа-милий белого духовенства происходила от назва-ний церквей (а названия давались в честь святых, церковных праздников, названий икон). К этой груп-пе относятся такие фамилии, как Преображенский, Троицкий, Рождественский, Георгиевский, Тихвин-ский и др. Следующая группа фамилий, образован-ных от христианских канонических, а не обиходных имен: Иоаннов (Иванов), Евфимов (Ефимов) и др.

Историческая география позволяет осветить гео-графический аспект образования фамилий, их рас-пространение на данной территории, помогает уточ-нить место рождения, происхождение лица, дает не-обходимые поисковые данные. Знание приемов и методов хронологии, а также церковных праздников помогает уточнять даты рождений, браков, смертей и др. Для перевода дат из старого стиля в новый не-обходимо учитывать, что разница между ними состав-ляла: в XVI-XVII вв. - 10 дней, в XVIII в. - 11 дней, в XIX в. - 12 дней, в XX в. - 13 дней.

Основой генеалогических исследований являет-ся оформление в виде родословия сведений, по-лученных в ходе поиска. Графические изображе-ния родословий весьма разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословия в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего пред-ставление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоя-щее и будущее, в нем торжествует идея бессмер-тия и вечного продолжения жизни. Этот же смысл придавался и родословному древу рода, семей-ства: его листья умирают и падают, но само древо рода продолжает жить.

В основании генеалогического древа помеща-лось имя родоначальника, а на стволе и ветвях рас-полагались в картушах (медальонах) имена, порт-реты и гербы его потомков. В других вариантах дре-ва в основании помещалось имя того, для кого со-ставлялась родословная, а его предки образовы-вали «ствол» и «крону». Дополнительную инфор-мацию передавали с помощью цвета: медальоны с именами замужних женщин было принято изобра-жать лиловым, девиц - синим, мужчин, имевших потомство - желтым, не имевших - красным.

Со средневековья наиболее употребительной графической формой обобщения генеалогических сведений стали таблицы. Внешний вид генеалоги-ческих таблиц также разнообразен, они могут быть вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы очень удобны в использовании, так как на-глядны и компактны. Их недостатком считается чрезвычайный лаконизм. Кроме того, генеалогичес-кая таблица, как правило, охватывает не более десяти поколений, так как дальнейшее ее продол-жение затрудняет работу.

В этом случае более удобной формой, чем таб-лицы, оказывается родословная или поколенная роспись. В поколенной росписи под № 1 помещает-ся родоначальник, а далее идет перечисление его потомков в каждом колене, снабженных собствен-ными номерами. Роспись ведется построчно и по-зволяет помещать при имени все необходимые све-дения, включая ссылки на источники.

Таким образом, для записи родословий приме-няется три способа: родословное древо, родослов-ная таблица и родословная роспись.

В самом общем виде родословия делятся на восходящие и нисходящие. Их определения был даны Л.М. Савеловым.

В восходящем родословии главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д Этот вид родословия носит первоначальный, пред верительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количестве сведений и ему целесообразнее двигаться от из-вестного к неизвестному.

Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к родословию нисходящему, т.е. начи-нают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это родос-ловие более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и посте-пенно разворачиваясь до последних дней.

Восходящие и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Мужским нисходящим ро-дословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские пред-ставительницы рода представлены именами сво-их супругов.

Смешанно-нисходящим называется такое родос-ловие, которое указывает все потомство данного ро-доначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Это родословие не является родословием одной фамилии потому, что охватывает большое ко-личество родов, происшедших от одного родоначаль-ника по женским линиям. Оно необходимо для выяс-нения родственных связей между боковыми род-ственниками в процессах о наследстве, т.е. пресле-дуют материальные интересы.

Смешанно-восходящим родословием называет-ся родословие, указывающее всех прямых предков данного лица как по мужской, так и по женской ли-ниям, совершенно пренебрегая не только женски-ми именами, но и боковыми линиями, происшед-шими от мужских представителей того же рода. По-добное родословие всегда имеет довольно пра-вильную форму в графическом плане, т.к. в пер-вом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометричес-кой прогрессии, причем каждое из этих лиц в од-ном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей вось-ми различных фамилий, а в пятом - уже шестнад-цати и т.д.

Смешанные родословия, не только восходящие, но и нисходящие, употребляются весьма редко и большею частью со специальными целями.

Таким образом, имеются следующие виды ро-дословий:

1) восходящее-мужское, в котором ука-заны лишь прямые предки по мужской линии;

2) вос-ходящее-мужское с указанием не только прямых предков данного лица, но и братьев и сестер каж-дого из них;

3) нисходящее-мужское является са-мым распространенным и единственно принятым в научных работах, если они не имеют каких-либо специальных задач;

4) нисходящее-смешанное: В этом примерном родословии в 4-м колене от родо-начальника уже 7 различных фамилий. Возможны случаи, когда их может быть больше.


И.В. Купцов, город Челябинск, 1999 год.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода Андреев Александр Радьевич

Что изучает генеалогия

Что изучает генеалогия

Генеалогия – это наука о цепочках родства семьи либо целых династий, если рассматривать эту историческую дисциплину в широком смысле. В более узком понимании генеалогия фамилии подразумевает регулярный сбор сведений о преемстве поколений, происхождении рода, а также систематизацию полученных материалов и документов в хронологическом порядке. Откуда возникло специфическое название и что повлияло на появление замысловатого термина? Как и другие науки современности, генеалогия рода пришла к нам из Древней Греции. Genealogia в переводе означает «родословие семьи», где genea – «семья», logos – «знание», «слово». Ознакомившись с общей информацией, перейдем к подробным нюансам и тонкостям истории, связанным с Россией.

Генеалогия семьи у нас ведет свое начало со времен царской России. Не секрет, что в ту пору право на владение имуществом первостепенно передавалось по прямой, отцовской линии. Из-за чего в обществе знатных родов возникла необходимость вести семейные списки с указанием фамилий от предков к потомкам, чтобы доказать право человека на наследство. Так появились первые генеалогические схемы (родословные древа) российских династий, по которым историки и простые любители генеалогии определяют родственную связь между поколениями дворянства, например, XVI и XV веков. История России формируется из тысяч судеб и событий, происходящих в жизни каждой отдельно взятой семьи. И, проводя исследование генеалогии фамилии или рода по нескольким ветвям, люди еще раз подтверждают это, проникаясь духом единения с предками, а также пониманием значимости своей личности в историческом процессе существования целого государства.

Историческая генеалогия как вспомогательная дисциплина зародилась примерно в XVIII веке. При этом основы генеалогии семьи – есть возникновение родственных связей (отношений) между людьми и последующее их развитие. Но у рассматриваемого научного термина есть и альтернативный смысл, например он может употребляться в таких словосочетаниях, как «генеалогия открытия». И в данном переносном смысле имеются в виду этапы становления какого-либо события в рамках целостной хронологии, а также взаимосвязь явлений, приведших к свершению конечного результата. Говоря о главном значении генеалогии фамилии (родословии семьи) и о ее предмете изучения, выделим основополагающие понятия:

1) анализ происхождения конкретных людей и их семейная генеалогия;

2) построение родственных цепочек взаимосвязи поколений одного рода;

3) составление родословных древ в виде схем и поколенных росписей.

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою [с иллюстрациями] автора Шерман Фредерик

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою автора Шерман Фредерик

1. Генеалогия авианосца Первенцы Авианосец родился в Англии в процессе поисков средств борьбы с дирижаблями над Северным морем. Гидросамолеты не справлялись с этой задачей из-за своей требовательности к состоянию моря при взлете и посадке. Оставалось поднять самолеты с

Из книги Жизнь и приключения капитана Майн Рида автора Рид Элизабет

Глава XXIV Изучает привычки животных. Любовь к домашним животным. «Натуралист на Уае». Репутация в качестве натуралиста. Усилия Чарлза Олливанта. Последний роман. Тяжелый литературный труд. Тревога за его жизнь. Вклад в американские публикации. Новые сани. Приключения в

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Выдуманная генеалогия Очень характерно, как Тимур и его дети пытались доказать, что монголы - это всего лишь одно из тюркских племен, а также связать себя с Чингисханом. Отрицание монгольского этнико-лингвистического фактора, похоже, никогда не смущало и самих монголов.

Из книги Избранные произведения автора Мао Цзэ Дун

Генеалогия Чингисхана и монгольских ханов

Из книги Грязь. M?tley Cr?e. Откровения самой скандальной рок-группы в мире автора Страусс Нейл

Фиктивная генеалогия Тимура, якобы доказывающая его родство с Чингисханом Алан-Гоа, Бодончар, Эмир-Буха, Туменай-хан,

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

Тимуриды (упрощенная генеалогия)

Из книги Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода автора Андреев Александр Радьевич

3. СТРАТЕГИЯ ИЗУЧАЕТ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ КАК ЕДИНОГО ЦЕЛОГО Всякая война представляет собой единое целое. Таким единым целым в случае войны может быть весь мир, может быть отдельная страна, может быть и отдельный партизанский район или крупное самостоятельное

Из книги История русской литературы автора Ивинский Дмитрий Павлович

ЧАСТЬ 2. РОЖДЁННЫЙ СЛИШКОМ СВОБОДНЫМ Глава 1. Никки “Об испытаниях и муках юного Никки, где наш герой: был жестоко избит за то, что чистил зубы не в том направлении; изучает тонкости, которые необходимо знать при забое кроликов; использует коробку из-под завтраков для

Из книги автора

Генеалогия монгольских ханов

Из книги автора

Семейная генеалогия – значение родословия и гербов фамилий Генеалогия семьи тесно связана с такой наукой, как геральдика, изучающей гербы, традиции их использования, а также их отличия от эмблем. Эти две дисциплины идут параллельно, и если вы проводите исследование

Из книги автора

Генеалогия и геральдика Генеалогия – наука об истории родов и родословных связях, одна из наиболее древних наук, теснейшим образом связанная с хронологией, историей, библиографией, биографикой, на формирование и развитие которых оказала существенное

Из книги автора

Приложение VII. Генеалогия Историческая генеалогия: труды обзорного характераЛомоносов М. В. Краткий российский летописец с родословием: Соч. Михайла Ломоносова. СПб.: Императорская академия наук, 1760. 75 с.Мальгин Т. М. Зерцало российских государей с 862 по 1789 год,

Термин имеет греческое происхождение и образован от слов «род» и «учение».В этой статье мы расскажем, что такое генеалогия, кратко дадим определение и объясним, и что изучает эта наука в истории, как можно проследить развитие одной общности и получить достоверную информацию о своих дедах и прадедах.

Понятие науки «о родстве»

Генеалогия - это наука, изучающая и систематизирующая данные о династиях и древах в хронологическом порядке. Рассмотреть эту научную дисциплину можно и в более узком контексте - на примере какой-то конкретной семьи, известной фамилии.

Впервые о составлении «древа», отражающего связь поколений, задумались еще в Древней Греции. Но корни этого явления уходят гораздо глубже - в библейские времена. В Библии повествование начинается с описания происхождения народов. Это - первый пример упорядочивания сведений о представителей одной и той же общности.

Во времена рыцарских походов доказывать свое дворянское происхождение нужно было по изображению, на котором располагались гербы. У основания помещалось обозначение семьи дворянина. Ствол делился на две большие ветви - материнскую и отцовскую линию. Эти ветви делились на еще на две. На них изображался знак деда и бабушки. А девушкам, которые хотели попасть в монастырь, должны были предоставить информацию о своих предках до 6 колена.

Особое развитие генеалогия получила в эпоху феодального строя. В тот период часто возникали споры о праве наследования земель и имущества. Для доказательства своих прав многие пользовались родовыми древами и таблицами. В Англии и Франции правильность составления схем с указанием кровных уз контролировалась на государственном уровне. Для этого были созданы специальные должности. Люди, которые получали такую профессию, следили за тем, чтобы ни один чужак не проник в лоно богатой и знаменитой семьи.

В России первое краткое определение того, что такое генеалогия, а также роли понятия в истории было дано в эпоху монархического строя и сохранилось по сей день. Первый известный сборник благородных семей и информации об их наследниках вышел в 1555 году. Из-за передачи власти строго по наследству возникла острая необходимость в упорядочивании всех сведений о каждой династии. Все это позволяло доказать право на особые привилегии, принадлежность к фамилии. Так появились первые схемы династий.

После Октябрьской революции началось массовое истребление дворян и купцов. Собранная ранее информация привела к тому, что революционеры и примкнувшие к ним люди с легкостью находили древние семьи.

Евгеническое общество, которое отслеживало жизнь отпрысков дворян, было распущено в начале 30-х годов. После этого «изучением» родословных занялись сотрудники НКВД. Один из самых привилегированных классов был практически полностью уничтожен. Массово сжигали документы, ликвидировали архивы. Интересоваться своим происхождением стало просто опасно.

После Революции внимание историков сместилось с дворянских и купеческих фамилий на крестьянские.

Зачем нужна эта научная дисциплина

Если рассматривать генеалогию в более узком смысле, то процесс систематизации знаний об известной фамилии или семье можно представить так:

  • Анализ происхождения общности.
  • Составление связей поколений и их преемственности.
  • Формирование родословных книг и деревьев.

Объектом изучения этой дисциплины выступает социум, а также исторические источники. В рамках этого выделяется еще более узкая специализация, касающаяся ДНК. Она изучает основы наследственности и помогает установить кровные связи между людьми.

Самые главные функции учения о наших предках

Мы уже узнали, что такое наука генеалогия и что она означает, и поняли, что это - неотъемлемая часть истории, которая особенно важна для тех, кто занимается поисками своих предков. Выясним, какие функции она выполняет.

Исследовательская. Благодаря углубленному изучению родства можно «пролить свет» и на основные термины других научных дисциплин - ономастики (науки об именах и наименованиях) и этнографии. Данное направление затрагивает и другие гуманитарные научные течения.

  • Наследственная. Помогает установить факт принадлежности к той или иной фамилии. Эта функция часто применяется в семейных спорах.
  • Юридическая. Вытекает из предыдущего пункта. С ее помощью можно доказать факт наследования имущества, заставить отца, отказавшегося от ребенка, платить алименты.
  • Биографическая. Пользуется особой популярностью у тех, кто пишет мемуары. Начинающие авторы - известные люди, деятели искусства и политики - стремятся донести подлинную историю своих предков до читателя. Для этого они опираются на свое прошлое, делая акцент на том, что родились в простых семьях и «сделали себя сами».
  • Медицинская. При подозрении на возникновение какого-либо генетического заболевания врачи рекомендуют с большим вниманием отнестись к наследственному фактору.

Что такое генеалогия: основные методы этой науки от начала истории исследований и по сей день

  • Архивация. Первоначально сбор информации о семьях проводился герольдами. Возникла эта новая профессия во времена правления Петра I. Это были члены именитых династий. В их обязанности входил сбор и упорядочивание в хронологической последовательности всех данных о каждом представителе выдающейся фамилии. Просуществовала служба до 1917 года. На современном этапе архивация также популярна среди исследователей, работающих в данном направлении.
  • Поиск по онлайн-ресурсам. В сети сейчас есть множество источников, баз данных, благодаря которым человек может узнать о том, кто был его предком.
  • Генетические исследования. В лабораторных условиях можно выяснить, есть ли кровная связь между совершенно разными людьми. Изучение ДНК помогает обрести новых родных, найти племянников, сестер, братьев, дедушек и бабушек, с удивлением обнаружить, что у вас в семье были князья или графы.

Как узнать, были ли ваши предки выдающимися людьми

Опрашивать кого-либо можно при помощи специальной анкеты. В нее включите следующие пункты:

  • Место рождения.
  • Дата рождения.
  • Сословие. Требуется, если человек родился ранее 1917 года.
  • Образование.
  • Религиозные верования.
  • Наличие наград.
  • Профессия и места работы.
  • Имена супруга или супруги, а также их детей.

Для получения подробной информации можно обратиться в профильные организации, которые занимаются изучением архивов. Такой вариант подходит людям, которые точно уверены, что у них есть родственники, но не знают, где их искать.

Изучать архивные источники можно и самостоятельно. Но следует знать, что допуск к некоторым из них может быть ограничен. Ваш предок мог быть разведчиком, а его деятельность - до сих пор скрываться под грифом «секретно».



Виды родословных

В современной генеалогии принято выделять два вида: восходящая и нисходящая. Разберемся в этом более подробно. Восходящая родословная изучает самого человека и от него идет к тем, кто жил много лет назад - дедам, прадедам и т.д. Нисходящая изучает далекое звено одной цепи и требует более тщательного и углубленного анализа.



Как можно отобразить кровные связи

Ее можно зафиксировать несколькими способами. При помощи:

  • Таблицы.
  • Росписи.
  • Древа.

При упорядочивании древа фамилии предков записываются в кружочки. В Западной Европе мужчины, у которых есть дети, пишутся на фоне желтого цвета, а те, кто не имеет - на фоне красного цвета. Женщины, состоящие в браке, помещаются на лиловый фон, а незамужние - на синий. При этом обозначение для мужчин - ромб, а для женщин - овал.

Такой вариант наглядной фиксации всех ближних и дальних родственников очень удобен.

Таблица

Так же, как и древо, таблица может строиться в восходящем и нисходящем порядке. Таблица выполняется в более строгом варианте - графическом. Ее составление подойдет для серьезных исторических исследований, написания диссертационных работ и т.д.

По своему виды все таблицы делятся на:

  • Вертикальные.
  • Горизонтальные.
  • Круговые.

Самый популярный формат, в котором работают многие историки - круговой.

Круговая запись передает равнозначность мужчин и женщин при рождении потомков. Генеалогический паспорт - еще одно название таблицы - должен хранить у себя каждый член семьи. Это укрепляет связи между поколениями, помогает охватить все линии предков.

Если вы введете такой подробный способ фиксации информации, ваши потомки смогут легко ориентироваться в родословной. Это приведет к тому, что даже через 100-200 лет ваше имя будут вспоминать с благодарностью.

Можно ли заказать исследование своих корней специальным организациям

Условно все современные генеалогические исследования можно разделить на три вида:

  1. Изучение истории семьи «под ключ». Работы проводятся не только в общеисторических, но и в ведомственных архивах. Отчет о проделанной работе по желанию клиента оформляется в виде таблицы или древа. Такой метод помогает отыскать своих предков вплоть до 12 колена.
  2. Классический анализ. Здесь учитываются сведения, взятые не только в местных архивах, но и в зарубежных. Рассматриваются возможные миграции в другие страны.
  3. Точечное исследование. Цель - найти определенную информацию в одном из архивов. Допустим, вы хотите репатриироваться в Израиль и вам нужно доказать, что в роду по материнской линии у вас были евреи. Точечный анализ помогает найти доказательства вашей принадлежности к фамилии. Вы можете использовать отчет в качестве официального документального подтверждения.

По завершению работы вам будет предоставлен подробный отчет, в который войдут:

  • Архивы, где проводились поиски.
  • Фотокопии и сканы документов, подтверждающих ваши родственные связи.
  • Полная выписка о ходе исследования.
  • Семейное древо.

По срокам это дело занимает от трех до пяти недель. Все зависит от того, до какого колена вы планируете узнать своих предков.

Значение исторической генеалогии

Это научная дисциплина и неотъемлемая часть не только глобального летописания, но и истории каждой конкретной семьи. Сбор и обработка информации помогает сплотить людей, понять роль своей личности в жизни целого поколения, ощутить себя преемником своих великих предшественников.

Любой человек, зная о том, что в его роду были выдающиеся воины, политические функционеры и деятели искусства, ощущает прилив сил, духовный подъем и начинает относиться к своей жизни более ответственно. Составление древа поможет понять свою значимость и осознать, как важно ощущать связь с общностью, находить новых братьев, сестер, дедушек и бабушек.

Выяснив, что значит генеалогия для человека, вы поменяете свое отношение к тем, кто всегда с трепетом отзывался о своих корнях. Зная о том, кто был вашим предком, вы сможете по праву гордиться своим происхождением или определить предрасположенность к какой-то профессии, предупредить развитие заболеваний, передающихся из поколения в поколение. Главное - правильно подойти к процессу сбора информации, заручиться поддержкой близких и не сдаваться перед трудностями.

Восполнить пробелы истории семьи и восстановить нить времени поможет такая наука, как генеалогия. Она позволяет получить больше информации о предках, узнать о сословиях, занятиях и профессиях предшествующих поколений, а также составить семейное древо.

Что такое генеалогия как наука: понятие, определение и значение слова

У данного понятия есть несколько трактовок. В широком понимании генеалогия – это наука, изучающая сведения о родстве семей и династий и систематизирующая полученные данные о происхождении рода человека и преемстве поколений в хронологическом порядке. В узком смысле термин представляет собой вспомогательную историческую дисциплину, в рамках которой происходит регулярный сбор информации о поколениях одной семьи, данных о происхождении рода и систематизация полученных сведений от прошлого к настоящему.

Данная наука зародилась в Древней Греции и в переводе с латыни означает «родословие семьи». В нашей стране первое появление генеалогии произошло во времена царской России. В силу действия принципа передачи власти и имущества по прямой отцовской линии, возникла острая необходимость постоянного ведения записей о приемниках поколений, чтобы доказать право наследования. Таким образом возникли генеалогические схемы династий дворянства и других высокопоставленных семей. По таким схемам многие историки и в наше время определяют преемственность поколений семей 15-16 веков.

История семейного рода, независимо от статуса и сословия, формируется из тысячи судеб и жизней. Изучая генеалогию династии, фамилии или отдельной ветви рода можно окунуться в настоящую историю своей семьи, узнать имена и судьбы своих предков. Семейная нить времени позволяет проникнуться духом единства с предшествующим поколением, а также установить значимость своего рода в истории целого государства.

В качестве вспомогательной исторической дисциплины первое появление генеалогии в нашей стране датируется восемнадцатым веком. Определение данной дисциплины имеет более узкий характер, то есть систематизация информации о предках и поколениях происходит в рамках одного рода. Процесс систематизации включает в себя несколько этапов:

  • Проведение анализа происхождения конкретных личностей и рода в целом.
  • Составление семейных цепочек по преемственности поколений в рамках одного рода.
  • Составление родословных книг и деревьев с генеалогическими схемами и семейной геральдикой.

Что изучает наука генеалогия: объект, функции и методы

Основными аспектами изучения являются: взаимосвязь и пересечение человеческих родов, факт происхождения конкретных личностей, установление родственных связей и формирование семейных древ и росписей.

В качестве объекта научной деятельности выступает социум, точнее общество людей в рамках одного семейного рода и исторические источники, доказывающие связь поколений и родство. В рамках данной науки выделяют более узкое направление – генетическая генеалогия. Она изучает ДНК человека для установления родства.

Функции генеалогии

  • Исследовательская. Полученная информация выступает составным элементом, необходимым для таких наук, как этнография и ономастика. Также данная направление является основой для истории, литературы, краеведения и других общественных и гуманитарных наук.
  • Наследственная. Является основополагающей функцией, дала начало генеалогии как науки. Ее особенность состоит в установлении факта родства с предшествующими поколениями.
  • Юридическая. Благодаря факту установления родства, позволяет доказать право наследования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом.
  • Биографическая. Позволяет сформировать биографию отдельных личностей рода и целой династии семьи.
  • Медицинская. Благодаря получению информации о состоянии здоровья предков можно своевременно диагностировать заболевания, передающиеся по наследству, и принять необходимые меры для сохранения здоровья.

Методы генеалогии

  • Во времена средневековья, первоначальное изучение родословных складывалось из сбора информации герольдами от представителей дворянских династий. По мере накопления данных, они формировались в архивы. На сегодняшний день взаимодействие с архивной информацией является наиболее востребованным среди исследователей.
  • Благодаря развитию научно-технического прогресса, а в частности компьютерных технологий и интернета, в сети появились различные источники, содержащие огромное количество информации о родословных. Благодаря таким базам данных даже любитель может получить информацию о своих предках и составить семейное древо.
  • Специализированная система символов и нумерация лиц в генеалогических таблицах применяются в практической исторической дисциплине.

Как искать корни и узнать свою генеалогию

Получить информацию о вашем поколении и предках можно различными способами. Наиболее простым является получение данных от родственников. Расспросите ваших бабушек и дедушек об их родителях и прародителях. Обязательно возьмите с собой блокнот, а лучше диктофон, чтобы не упустить не одной детали. Если у вас есть родственники в других городах и странах, вы можете связаться с ними по электронной почте и попросить записать видео, где они рассказывают о предшествующих поколениях.Для упрощения процесса получения информации, постарайтесь заготовить вопросы. Предпочтительнее выбирать открытые вопросы, то есть те, которые подразумевают развернутый ответ. Общаясь с пожилыми людьми, не торопитесь, терпеливо ожидайте их ответа. Для удобства систематизирования информации можно создать карточки-заготовки, с которыми вы пойдете на интервью:

  • ФИО. Опрашивая женщин, следует указать и девичью фамилию.
  • Полная дата и место рождения.
  • Если человека уже нет в живых, то следует указать дату смерти и место захоронения.
  • ФИО обоих родителей.
  • ФИО крестных матерей и отцов.
  • Сословие, если человек рожден до 1917 года.
  • Место жительство по годам.
  • Исповедуемая религия.
  • Образование (школа, СУЗ, ВУЗ).
  • Места работа, должности, звания.
  • Участие в войнах, сражениях (года и места).
  • Наличие воинских, научных и других наград.
  • ФИО супруга.
  • Имена и даты рождения детей.

Такие заготовленные таблички помогут направить беседу по правильному пути и не упустить важной информации.

Еще одним вариантом получения информации может стать обращение в интернет. Специализированные базы данных позволяют быстро получить сведения о ближайших поколениях семьи. Особой популярностью пользуются ресурсы, на которых можно узнать о родственниках, участвовавших в войне. Необходимо знать фамилию, имя, отчество, дату и год рождения призывника. Указав эти данные вы сможете проследить путь бойца на войне.

Наиболее достоверным вариантом получения информации для составления генеалогического древа и родословной является сотрудничество с профильными компаниями, которые помогают узнать о судьбе предков. Такие исследования позволяют получить наибольшее количество информации, так как профильные компании имеют доступ к архивам. Можно проследить историю семьи до пятнадцати поколений.

С чего начать

Составление родословной своей семьи следует начинать с ныне живущих поколений. Постарайтесь как можно скорее опросить пожилых людей, ведь их истории и рассказы помогут не только составить древо, но и принесут массу теплых чувств и воспоминаний. Так вы получите необходимую информацию, а также порадуете свое старшее поколение – проведете время с бабушками и дедушками, и дадите им повод для приятной ностальгии.

Узнать о предшествующих поколениях вы сможете из архивов. Ежегодно все большая часть информации переходит в цифровой формат, поэтому данные будут храниться годами без потерь. Поспешите получить настоящие памятные рассказы от близких, а затем можете начать взаимодействие с архивами.

Отправляясь в архив самостоятельно, следует помнить что к некоторым типам документов можно получить доступ только при совпадении вашей фамилии с человеком, которого вы ищите. При несовпадении фамилии, необходимо предоставить документ, подтверждающий родство, например, свидетельство о рождении или заключении брака, исходя из линии поиска (материнской или отцовской). Следует знать, что свидетельства, подтверждающие гражданское состояние личности, передаются в архив по истечении ста лет после их создания. Например, информацию о браке, заключенном после 1917 года можно найти в ЗАГС, а брака, заключенного ранее – в региональном или федеральном архиве.

Важность знания генеалогии

Семья – главная часть жизни любого человека. Следует помнить, что семья это не только ныне живущие родственники, но и предшествующие поколения. Важно сохранить память и донести ее до следующих поколений. Сегодня вы видите своих родных – родителей, бабушек и дедушек, но возможно ваши дети их не увидят. Поэтому необходимо собрать как можно больше информации, чтобы составить семейное древо.

Благодаря созданию родословных книг и деревьев можно выяснить кем являлись ваши предки, что послужило основой вашей фамилии, а также систематизировать всю полученную информацию о поколениях.

Знание своей генеалогии представляет большую ценность для всех членов семьи:

  • Сбор и обработка информации позволяют почувствовать себя частью многочисленного семейного рода. Ощутить важность своей личности и понять свою роль в череде поколений. Такое эмоциональное состояние является отличной подпиткой для вашего организма и стабилизации личности в обществе. Зная свои «корни», человек приобретает дополнительную опору и фундамент для своей жизни.
  • Принимая участие в составлении генеалогии рода, происходит сплочение семьи. Дети больше общаются со старшим поколением, что приносит радость и ребенку и взрослому. Во время составления родословной, дети начинают понимать важность семьи и глубину поколений. Такое занятие развивает семейные ценности и традиции.
  • Получение информации о предшествующих поколениях также будет полезным с медицинской точки зрения. Благодаря сбору данных о предках, можно узнать о генетических предрасположенностях и заболеваниях передающихся по наследству. Обладание такой информацией позволит провести диагностику организма и при возникновении предпосылок заболеваний своевременно провести необходимое лечение.

Благодаря составлению генеалогии рода возможно решить большое количество задач, важных для современного человека. Например, сохранить свое здоровье и установить подлинное право наследования. Помимо этого, знание родословной оказывает огромное влияние на духовную составляющую жизни. Знания о предках, установление их рода деятельности, а также факта участия в важных для страны мероприятиях дает возможность окунуться в историю, понять значимость своей семьи в становлении государства и почувствовать всю мощь поколений.