Меню

Жизнь без розовых очков. Жизнь без розовых очков, или Почему мы не умеем красиво расставаться? Игнорировать социальные стереотипы

Макияж

Экология потребления. Дети: Мир, в котором растут наши дети, - не очень симпатичный мир. В нем происходят стихийные бедствия и теракты, в нем люди страдают и голодают. Как рассказывать детям...

Мир, в котором растут наши дети, - не очень симпатичный мир. В нем происходят стихийные бедствия и теракты, в нем люди страдают и голодают. Как рассказывать детям о его несовершенстве? Как готовить их к жизни? В конце концов, в этом мире детей обижают другие дети и взрослые. Что же делать? Растить в теплице или не скрывать свинцовых мерзостей жизни? Бросаться на защиту или закалять? Где золотая середина?

Без розовых и черных очков

Прежде всего надо помнить, что у каждого возраста есть свои особенности. Малыши иногда и вовсе не способны осознать, что происходит. И в самом деле: как рассказать дошкольнику, что такое концлагерь? Как объяснить, что такое репрессии или политический террор? К примеру, в издательстве «Настя и Никита», выпускающем книги для детей 5-10 лет, собирались издать книжку о жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого), но оказалось, что просто невозможно объяснить маленькому ребенку, что такое ВЧК, концлагеря и так далее. Детское сознание просто не вмещает таких вещей. А стараясь объяснить, что мир жестокий и несправедливый, можно обеспечить ребенку серьезный невроз: если взрослые не могут сохранить мир безопасным и уютным, что же делать в нем ребенку? До поры до времени ребенок должен понимать, что он находится в безопасности. Что его есть кому защитить - и что это ответственность взрослых.

«Разумеется, далеко не всегда взрослым следует бежать на защиту ребенка от любых угроз, - говорит детский психолог Евгения Пайсон. - Если ребенок может справиться с тем, что ему по силам, взрослым не следует вмешиваться и делать это за него. Если, к примеру, ребенка дразнит одноклассник, взрослые не должны бежать с ним разбираться, не давая ребенку возможности себя защитить на доступном ему уровне. Если есть проблемы с одноклассником, родители могут обсудить с ребенком, как ему себя защитить, понять, что его задевает, показать возможные способы реакции на то, что его расстраивает, - помочь ему справиться самостоятельно. А вот если силы не равны, если против него весь класс или несколько человек, если у него конфликт с учителем, где ребенок не может себя защитить на своем уровне, тогда родителям имеет смысл вмешиваться. Самое главное для родителей - хорошо представлять воображаемую линию: где ребенок может справиться сам, а где не может. Занижая и опуская эту линию, мы делаем ребенка беспомощным; это все равно что вытирать нос подростку и гнаться за ним, чтобы надел шапочку, когда он отправляется на свидание».

У каждого возраста свои реальные угрозы, и с ними надо работать. Когда ребенок только начинает совершать самостоятельные шаги в мире, он может столкнуться с чужими агрессивными взрослыми. Наша задача - научить его, когда он может справиться сам, а когда нужно бежать к классному руководителю, обращаться к ближайшему взрослому, звонить маме и папе.

Ужасные новости

Полностью оградить ребенка от страшных новостей о терактах, например, вряд ли возможно. Но когда происходят национальные трагедии, дети рядом со взрослыми и слышат, как они что-то обсуждают. И то, что происходит, важно и нужно обсуждать с детьми.

«Очень важно дать ребенку реальные механизмы защиты себя, - говорит Евгения Пайсон. - Мы ведь предупреждаем их: нельзя играть на подоконнике, даже если на окне противомоскитная сетка. И дети знают: если не будешь этого делать, из окна не вывалишься. Если будешь переходить дорогу на зеленый свет - у тебя меньше шансов попасть под машину. Ты можешь себя защитить.

Точно так же и здесь: детям надо знать, как себя защитить, чтобы не чувствовать себя пешкой, с которой можно делать все что угодно . Здесь есть правила безопасности: например, обойди толпу, чтобы тебя не затоптали. Детям стоит показать, что общество тоже старается себя обезопасить: вот на входе в торговый центр или в аэропорт есть рамки, просвечивают багаж, есть металлодетектор - это позволяет обнаружить людей с оружием. Мама и папа не возражают против досмотра - потому что это мера общей безопасности.

Ребенку важно чувствовать, что он не кролик перед удавом, которого очень легко съесть, что от него тоже что-то зависит.

Кровавые и эмоциональные подробности не нужны. К сожалению, иногда взрослые так стараются «достучаться» до детей, впечатлить их, что могут добиться совершенно не того, чего хотели. Известны случаи, когда у младших школьников появлялся страх идти в школу после школьной линейки памяти событий в Беслане: а если и в нашу школу придут террористы и меня убьют? Эмоциональность нужна в другом - сделать что-то в память о погибших, особенно если среди погибших был кто-то близкий (например, посадить дерево или создать видеоролик)… Важно говорить о том, как люди помогают другим людям. Как привозят еду, воду, вещи пострадавшим от наводнения, как разбирают завалы после землетрясения и строят новые дома, как людей не оставляют одних в беде. Фиксироваться на страшном и кровавом - не стоит.

«Не надо пугать детей сверх меры, - говорит Евгения Пайсон. - Когда мы им объясняем правила поведения на дороге, мы никогда не говорим “машина тебя подбросит, раскатает в лепешку, у тебя будут сломаны ребра, а их осколками проткнет легкие”. Мы не описываем ужасные последствия - мы концентрируемся на том, как себя защитить. Если ребенок приходит к родителям и говорит, что боится войны, терактов и тому подобного, - не стоит его высмеивать. Не стоит и говорить “я тоже боюсь, давай бояться вместе”. Чем больше иррационален страх, тем труднее с ним справиться.

Если ребенок сам не справляется, хорошо бы обратиться к психологу. Важно не загнать страх внутрь, чтобы ребенок не стеснялся о нем говорить и не воображал невероятных последствий: фантазия бывает богаче, чем реальность. И вот еще что: новости и аналитические программы телевидения не должны работать в фоновом режиме . Если вы хотите, чтобы ребенок был в курсе текущих новостей, садитесь с ним рядом и объясняйте, что происходит. Иначе потом родители говорят: “не знаем, откуда он это взял, у нас дома мы об этом не говорили”. Сегодня телевизор - не окно в мир, а колодец в бездну, и фильтровать информацию надо уже на входе» .

Страшные события прошлого

История бесчеловечна. В ней были человечес­кие жертвоприношения и массовые убийства. В ней были мировые войны и геноцид. Как об этом рассказывать детям? Мы ведь сами с детства помним, как пытали молодо­гвардейцев и мучили Зою Космодемьянскую; рассказы о муках, которые перетерпели герои ради своей родины, были важной частью нашего воспитания. Но в самом ли деле это надо рассказывать детям? Детская психика защищается от ужаса - от вопросов «а смогла бы я, как молодогвардейцы, выдержать, когда под ногти загоняют иголки». Кто-то спасается защитным цинизмом, а кто-то, не дай Бог, заинтересуется и захочет повторить.

А молчать нельзя.

Когда о чем-то молчат, неизвестность хуже страшной правды. Домыслы и фантазии могут быть страшнее реальности. Еще хуже - врать: дети всегда чувствуют, когда их обманывают.

Но как же рассказать детям о трагических событиях так, чтобы они могли это воспринять?

История прекрасно воспринимается через семейные предания, через документы и фотографии: реальные прадедовы письма с фронта и прабабушкины рассказы, пусть уже в мамином пересказе, говорят о войне больше, чем кино со спецэффектами и парад на Красной площади.

Говорить о трагических страницах прошлого помогают детские книги, которые позволяют посмотреть на события глазами переживших их детей - например, «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «Дети ворона» Юлии Яковлевой, «Крещеные крестами» Эдуарда Кочергина.

В таких разговорах и при чтении таких книг опять-таки важны не ужасы, не жестокие подробности, а примеры людей, которые остаются людьми в самых нечеловеческих условиях: мы действительно видим, как люди живут культурой и передают ее своим детям; как уважают чужую культуру; как умеют сохранять свое достоинство и помогать другим людям.

Не стоит принуждать ребенка смотреть тяжелые фильмы - на некоторых они могут оказать не воспитательное, а травмирующее воздействие. Не стоит давать ответы прежде, чем у ребенка созреют вопросы - а у думающего ребенка они по мере взросления непременно появляются, и тут важно не упустить момент, - и надо знать, чтó предложить ребенку вместе посмотреть, вместе прочитать, обсудить, в какой музей сходить.

Давить на эмоции не стоит: факты и так эмоционально заряжены, они говорят сами за себя. Патетика, пафос и воздевание рук здесь лишние. Но важно дать ребенку эмоциональный выход из пережитого и продуманного опыта. Есть тяжелые - и не только для детей! - фильмы, например, «Обыкновенный фашизм» Ромма или «Иди и смотри» Климова. И если уж вы решились посмотреть их вместе с детьми, то нужно говорить. Нужно позволить им переработать этот тяжелый опыт, эти травматические впечатления - переработать в важное понимание того, как человеку остаться человеком, как не потерять себя, не расчеловечиться. И здесь литература и искусство - опосредованный человеческий опыт - могут очень серьезно помочь.

Словом, важнее всего при обсуждении тяжелых исторических событий оказывается :

  • честность, негромкий и искренний разговор без пафоса, патетики, давления на эмоции;
  • способность взглянуть на исторические события сквозь призму частной человеческой жизни, детской судьбы, семейной истории;
  • наконец, выход в конструктив - в обсуждение того в человеке, что сможет противостоять злу. опубликовано

Пожалуй надо начать с того, что я человек хоть и впечатлительный, но оптимизма не теряю. Скорее отношусь к людям, которых жизнь сломать не в состоянии, но все же оглядываясь назад невольно ужасаюсь некоторым вещам, которые происходили со мной. Думаю стоит сказать, что именно рождение моих любимых двойняшек, мальчика и девочки, помогло мне пересмотреть некоторые ситуации и изменить взгляд на жизнь. Когда рождаются дети, ты начинаешь думать о том, чтобы их защитить, ты хочешь, чтобы они были счастливы. Оглядываясь в прошлое, я вспоминаю то, что сейчас у меня вызывает не просто отвращение, а и страх, что такое может случится с любым человеком и оставит глубокий шрам в душе и след в жизни.

Когда я была маленькая меня лишил девственности отец моего ровесника, с которым я тогда дружила, это произошло днем возле сарая. Он подошел сзади обнял и сделал это пальцем, я потом не могла даже на горшок ходить, так больно было. Родители не сразу поняли, что случилось, так как я сама не понимала и толком ничего обьяснить не могла, но благо все потом разрешилось и он до сих пор сидит.

Потом в 19 лет один знакомый моего брата, которому как оказалось было 35 лет, воспользовался случаем и изнасиловал меня. И знаете, что самое обидное, что, действительно, девушка ничего не может сделать, возможно на меня повлиял случай из детства, не знаю, в любом случае я не смогла себе помочь. Я его просила не делать этого со мной, говорила “пожалуйста, не надо, я не хочу этого”, “не трожь меня”. Я не могла кричать, у меня началась истерика, был шок, я плакала и задыхалась то ли от слез, то ли от бессилия, и да я хрупкая всю жизнь была, на тот момент весила не больше 45 кг., мне даже говорили, что “ты наверное ничего не ешь”. И все же я делала все, что могла, и тут у меня просто сил никаких не осталось, разве, что кричать только могла, но это была скорее истерика, так как я кричала, что мне больно и чтобы он не трогал меня, а он сказал “да заткнись ты уже, я еще ничего и не делал, лежи спокойно”, после грубо схватил за ноги и придвинул к себе, до сих пор помню, как он внимательно рассмотрел и грубо вошел. Да я не была девственницей, но то был палец, а это …ту боль я никогда наверное не забуду, такое ощущение, что нож туда вставили, он закрыл мой рот рукой, а мне хотелось одного, чтобы это все побыстрее закончилось, да так и случилось… и вы знаете я до сих пор не могу понять, разве ради такого маленького промежутка можно было так поступать с девушкой? И самое отвратительное, что после он сказал “я уж было подумал, что ты девственница(то есть он осознанно это все делал)” и еще “ты знаешь, что самое лучшее, когда тебя насилуют, это не оказывать сопротивления”, потом он пытался заговорить со мной, как ни в чем не бывало, просил прощения…

Сейчас я замужем, но даже и сейчас не чувствую себя в полной безопасности, так как муж неоднократно принуждал к сексу, причем искренне думая, что мне так нравится, но некоторые границы он все же соблюдает..

Так вот родишь ты детей и вдруг начинаешь смотреть на мир по-другому, и некоторые вещи начинают видеться без всякой призмы. Самое странное, что тогда мне не было так тяжело, а вот сейчас очень, я не могу даже спать и доверять собственному мужу, каждый день вспоминаю все это и не могу сконцентрироваться на чем-то другом. Больше всего боюсь за деток, за всех деток, так как они совершенно беззащитны, а мир вовсе не такой добрый. Я не знаю, как выйти из этого состояния, как начать жить по-другому..

Очки – это костыли для глаз.

(С. Н. Федоров)

– Почему человек предпочитает носить розовые очки и не видеть мир в реальном свете?

– Начнем с того, что никто мир, как он есть, видеть не может. И что еще важнее, не может видеть и реально оценивать свое внутреннее состояние. Так что очки есть у всех людей. Только они разные: со стеклами разных цветов и оттенков, размеров, назначения и с разными диоптриями. Очки надеваются нами буквально с рождения. С того момента, когда мы начинаем этот мир каким-либо образом постигать и ощущать.

Первые наши отношения и чувства формируются к человеку, который нас принимает к себе. Причем заметим, что любой человек, который нас принимает в младенчестве, и который о нас заботится, вызывает ответное чувство на уровне инстинктов. И если спросить любого ребенка «Чья мама умнее, красивее, добрее?», каждый уверенно ответит «МОЯ!»

Но если мы начнем коллективное обсуждение этого вопроса объективно, выстроим всех мам, введем критерии красоты и доброты, то станет понятно, что все мамы не могут быть самыми-самыми. Окажется, что одна мама менее добрая, другая менее красивая. Если попытаться изложить результаты исследования нашей коллегии ребенку и сообщить ему, что, дескать, твоя мама оказалась менее красивой, чем мама некоего Пети Пупкина, ребенок с этим не согласится. И в своем объективном мнении мы все равно не убедим ребенка. Происходит это потому, что внутренние субъективные ощущения ребенка пойдут вразрез с нашим мнением по этому поводу.

Ко всему своему у человека всегда другое отношение, нежели чем к чужому. Есть определенные психологические механизмы, которые это все формируют. Мы знаем, что свою игрушку гораздо неприятнее сломать, чем игрушку чужую. Мой дом, моя игрушка, мое любимое место, моя деревня … Все что связано с «моим» по– другому ощущается, воспринимается. Все мы рассматриваем мир субъективно.

Возвращаясь к моменту рождения, необходимо подчеркнуть, что в этот период мы вообще ничего не знаем о мире: ни о его устройстве, ни о взаимодействиях в нем, ни о себе. С самого начала мы всему этому учимся с нуля. Принципиально важным является то, КТО нас начинает учить. Немаловажным является и тот факт, чему и как нас учат. Например, если нам объясняют, что это желтый цвет, при этом показывая на желтый, то мы это запомним. Но если ребенка учить, что этот цвет – желтый, показывая при этом на красный, то он это также успешно выучит и будет убежден, что красный – это желтый.

Это произойдет потому, что ребенок не может ничего проверить. У него не хватает для этого опыта и знаний. Когда он подрастет и увидит это несоответствие, он поймет и свою ошибку. Но тогда это будет довольно болезненный процесс. Ведь любой человек опирается на приобретенные им знания. И ему достаточно тяжело переделывать или переосмысливать картину мира, вплоть до частностей, меняя точку зрения. Для этого приходится согласиться с тем, что ты чего-то не знаешь или знаешь неправильно. Это вызывает внутренний конфликт с собой, потому что при таком осознании разрушается твоя внутренняя целостность, тот набор представлений, который ты имеешь на данный момент. Ты, к примеру, знаешь, что и где у тебя в квартире лежит, и тебе при этом комфортно. Но если ты приходишь домой, все вещи лежат не на своих местах, и ты слабо понимаешь, где чего найти, то такой хаос, безусловно, вызывает дискомфорт. Даже в том случае, если теперь все расположено более удобно. Дискомфорт прекратится, когда ты будешь опять знать, где что лежит, и тебе будет опять удобно.

Если мне объяснили, например, что мир – добрый, а я – замечательный, и тут мне приходится сталкиваться с реальностью, когда все оказывается не так, и выходит, что я совсем не замечательный и занимаю не то место в мире, да и сам мир не такой уж и добрый, это открытие вызывает сильнейший стресс. Изменение картины мира вызывает очень болезненные ощущения. В такой ситуации человек пытается удержаться за свои старые конструкты, но не может. Он с трудом принимает новые.

Мы все через это происходили, начиная с детства. У нас постоянно на протяжении жизни меняется представление о мире, хотя сам мир остается неизменным. В детстве мир – один, в подростковом возрасте он видится другим, в юности – третьим и так далее. Старик и младенец в один и тот же год, в одном и том же месте видят мир по-разному. Они понимают и описывают увиденное по-своему. У них разный опыт, разный уровень понимания мира и разное его описание и искажение. Кстати, именно по этой причине и происходит война родителей и детей.

– Получается, что розовые очки – это нечто врожденное, а не то, что общество тебе одевает?

– Одно другое не исключает. Сначала я мир начинаю воспринимать мир через себя. Я –глаза этого мира. Я могу все видеть по-своему. Восприятие каждого человека уникально. Вы не найдете человека с идентичными другому взглядами. Простой пример: Мы можем зайти в один и тот же магазин, и если нас спросят на выходе об увиденных товарах, каждый будет рассказывать о своем, описывать по-своему. И вообще, может сложиться впечатление, что мы были в разных магазинах. Просто потому, что каждый обратит внимание на интересующие именно его вещи. Это объясняется хотя бы тем, что мы не можем охватить своим вниманием ВСЁ. Мы воспринимаем только очень малую часть этого мира. У нас не получается увидеть все то, что происходит вокруг, а соответственно и видеть полную картину реальности. Из-за этого и начинается искажение, которое ведет к субъективному восприятию. Увидеть все невозможно, но чтобы видеть больше, объективнее, надо этого желать и прикладывать много сил! А вот силы прикладывать хотят не многие. Гораздо легче жить, убедив себя в том, что ты видишь все реально, а другие нет.

Кроме того, все то что мы видим, а также наши внутренние ощущения, наши отношения с другими людьми мы вынуждены пропускать и через наше внутреннее «я». Это «я» является тем, что преломляет увиденное. Как хрусталик глаза преломляет цвет на сетчатку, которая и воспринимает то, что мы видим. Если хрусталик преломляет не так, то у нас зрение становится хуже, хотя сама реальность при этом не меняется. Поскольку у всех нас этот хрусталик – «Я» сильно искажает, то и видим мы плохо. А раз мы не понимаем, что дело в «Я», а видеть хочется хорошо, то мы одеваем очки, вместо того чтобы обратить внимание на эти причину искажения – наше «Я». А потом мы себя убеждаем в том, что то, что мы видим в своих очках – это и есть самая реальная реальность. Вместо того, чтобы определять где эти искажения у себя, изменять свое зрение, постигать объективную реальность этого мира, мы, убежденные в том, что наше понимание правильно, начинаем другим указывать на их искажения, навязывать им свою картину мира.

Я думаю, что не случайно Христос говорит: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5).

Возвращаясь к Вашему вопросу можно сказать, что мало того что мы искажаем реальность через свое несовершенное «Я», так еще есть люди и организации, которые хотят заставить нас увидеть мир так, как им выгодно. Для этого есть вполне определенные методы манипулирования личностями. Изначально в своих корыстных интересах нам что-то неправильно объясняют, подкрепляя слова лживыми доводами, которые невозможно проверить. И мы вынуждены в это верить. Потому что мы не хотим или не можем анализировать того, что нам предлагают. Для этого у нас не хватает времени, желания, знаний, опыта. Именно поэтому особенно просто манипулировать детьми. Они часто попадают в дурные компании, потому что у них нет опыта, чтобы перепроверить навязываемые ценности. У них нет базы, чтобы переосмыслить услышанное. К примеру, к ребенку может подойти какой-нибудь человек и попросить украсть что-то за конфету. Со взрослым попробуй повернуть подобное. Скорее всего, не получится, потому что взрослый знает о возможных последствиях, о привлечении к уголовной ответственности, а самое главное, что конфета для взрослого не ценность! Ребенок не может оценить степень социальной опасности своих поступков, а конфета, наоборот, является ценностью. Не только с ребенком такие вещи возможны. Умственно отсталых людей тоже можно уговорить совершить подобный поступок. В частности, больных болезнью Дауна, поскольку они не могут переосмыслить сказанное и оценить последствия своих поступков. Даун может убить человека, чтобы сделать приятное и понравиться тому, кто к нему обратился с добром и теплом. Потому что такое обращение для него высшая ценность. Чтобы успешно манипулировать в своих интересах человеком, надо изменить у него систему ценностей. Успешность манипуляции человеком также напрямую зависит от степени интеллектуального развития личности, степени осмысления реальности того, кем манипулируют.

Кстати, именно поэтому в переходные периоды времени (подобные нашему) манипуляторам необходимо снизить интеллектуальный уровень и степень образованности людей, которыми они собираются управлять. Умными и образованными людьми очень сложно манипулировать. Но, снизив интеллектуальный и образовательный уровень развития человека до примитивного, до животного – становится легко исказить реальность, а соответственно становится и легко управлять. Особенно успешной будет манипуляция, если еще и удастся навязать человеку нужные манипулятору примитивные ценности, одновременно уничтожив духовные, которые делают человека человеком.

При выполнении этих трех условий человек сводится к животному. А любую собаку можно дрессировать с помощью куска колбасы. Смотрите: интеллект у собаки животный + ценность в виде колбасы, которую собака принимает. А тут так начинают дрессировку примитивного человека, Из групп людей получается стадо. Только животные не ощущают манипуляции.

Сейчас с людьми происходит то же самое.

Если мы захотим манипулировать массой людей, нам, как я говорил, будет необходимо навязать для них какую-либо ценность. К примеру, представим, что у нас есть артель по производству веников. Как мы можем взять в рабство людей и искажая их представления манипулировать ими? Понятно, что это практически невозможно. Но если мы внушим людям, что веники – это их главная-преглавная ценность по жизни, навязав это мнение через СМИ, у нас все получится. Мы скажем, что не доллары, а веники имеют непреходящую ценность! Мы будем внедрять в головы людей мысль о том, чтобы они складировали, сохраняли на черный день веники, сдували с них пыль, предавали друг друга ради веников. Мы будем убеждать их, что именно веники – залог благосостояния, мера нашего престижа, убедим людей в том, что не имеющий веников – не личность! Если у нас получится внушить эти установки людям, то мы будем властвовать над ними. А, казалось бы, не так мы много сделали – просто сменили им систему ценностей.

Ни один из этих предметов не является ценностью! Ценностью это является только для тех, кто смог нас в этом убедить. Мы же понимаем, что истинные ценности – это любовь, счастье, понимание, здоровье, гармония внутри себя и вовне. И мы понимаем, что это нельзя купить за деньги! Более того, если мы считаем деньги самой большой ценностью, находясь в этой животно-долларовой лихорадке, мы чаще всего как раз все это теряем! Из-за этого мы не видим жизни, страдаем. Что же такое с нами происходит?

Ничего особенного. Просто нам одели очки, исказив реальность. Знаете, с нами сделали то же самое, что делают с ослами, которым привязывают морковку перед мордой, но до которой они не могут достать. Осел пытается догнать свою ценность, а тот кто хочет ехать на осле – едет с комфортом. Счастья, здоровья, понимания и любви этот осел, правда, не получает. К сожалению, мы тоже.

Если бы деньги не казались такой великой ценностью (а раньше такого никогда не было), то манипуляция была бы не возможна. А эту ценность нам как раз навязали те, кому надо продавать свои товары. Посмотрите, за разноцветные резаные куски бумаги люди убивают друг друга, предают, бросают детей и родителей. Разве это нормально? Мне это еще очень напоминает дрессировку собак. О том, кто является дрессировщиком в данном случае, говорить в этой теме не будем, но то, что дрессировщик искажает реальность собаки через кусок колбасы – несомненно. А если учитывать, что все в той или иной степени пытаются манипулировать другими (сознательно и подсознательно), искажая реальность, то проблема встает глобально. И реальное видение начинается с того, что ты понимаешь то, что ты не можешь видеть реальность из-за искажений «Я» и искажений вносимых в тебя извне. А если ты этого не хочешь признавать, то одеваешь очки, которые помогают создать иллюзию, что у тебя хорошее, пусть и субъективное зрение.

– Получается, очки носят для того, чтобы чувствовать себя комфортно в этом мире. Есть еще какая-то выгода в них?

– Когда человек носит очки, ему понятен окружающий мир. Очки сглаживают эти искажения реальности, позволяют не думать о них. Выгода ношения очков в том, что, надев их, человек может не задумываться об исправлении собственного взгляда на мир, потому что, если реально смотреть на вещи, то придется понять собственное несовершенство, принять несовершенство мира, искать возможность измениться, многое переосмыслить.

Нам всегда тяжело признавать свои ошибки. Всегда проще настаивать на своем, пусть даже ошибочном, мнении, чем изменять себя. Изменения всегда даются с большим трудом. Они предполагают тяжелую внутреннюю работу над собой, которая неизвестно чем завершится. Не все хотят искать в себе силы для серьезной внутренней работы над собой. Поэтому проще внушать себе представление о таком мире, каким ты его хочешь видеть. Очки в этом помогут. В этом случае мы действуем по принципу «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под нас». И вот чтобы не меняться самим, подстраиваем мир под себя в собственных фантазиях. Только реальность под нас не прогибается и прогибаться не будет. В один момент она просто нам разобьет очередные очки. И мы начнем стонать о том, какой мир плохой. Только винить надо собственные искажения, а не мир. И чем раньше мы это поймем, тем меньше боли нам доставит очередной кризис.

– Можно ли привести конкретные примеры к сказанному?

– Можно. Возьмем, например, группы, базирующиеся на определенной идеологии: скинхеды, готы, эмо и пр. Понятно, что каждый представитель такого объединения преломляет реальность по-своему. Разбираться в собственных мотивах поведения для тех же скинхедов не надо, исправлять свои внутренние искажения тоже не надо. Это тяжело. Не надо думать о том, кто стоит за их организацией, какие цели у тех, кто руководит процессом. Все и так понятно – надо бить черных! Почему нам надо бить черных? Непонятно, но правильно. Просто есть цель, к которой надо идти. Это очень выгодно тем, кто управляет этим процессом в своих интересах. Может быть, это как раз совпадает с интересами тех черных, которым надо убрать своих земляков – конкурентов. И которые сами оплачивают это через тех, кто руководит скинами. Но для рядовых это не важно.

Тоже можно отнести и к эмо, готам, сторонникам политических партий, разного рода фанатикам, сектантам. В итоге скажу, что если ты сам не пытаешься контролировать ситуацию, то отдаешь этот контроль другим. Если сам не хочешь видеть реальность, то будешь видеть реальность, которую тебе дадут другие. Но искажена она будет уже в их интересах.

– Влияют ли на искажения реальности наши чувства?

– Люди состоят из рационального и иррационального. Разум – это рациональное, а чувства – это как раз то, что невозможно рационализировать. Область чувств – это субъективная область. Этот факт очень просто доказывается: вам, к примеру, нравится какое-то блюдо, а мне оно не нравится. Если мы начнем его обсуждать, то к согласию не придем. Морепродукты могут нравиться мне и будут противны вам. То есть, вкус их мы не сможем обсудить. Я буду абсолютно убежден, что это самая вкусная вещь на свете, а вы ее даже пробовать отказываетесь. Это область иррационального.

Наши чувства ничем не подкрепляются. Они просто возникают. А человек сам уже начинает их подпитывать. Все встречаются с тем, что человек сознательно делает выбор в пользу своих чувств. А искажение картины мира вызывают в основном как раз эмоции, чувства. Это та область, которая больше всего искажает реальность. Это как раз то, что влияет на наш хрусталик – «Я». Именно от чувств, которые принимаются нами за истину и происходят дальнейшие искажения. Чувства, являясь неотъемлемой частью нашего «Я», часто могут противоречить здравому смыслу и реальному положению дел. Поэтому чувствам не стоит так уж сильно доверять.

– Но ведь людям, у которых все хорошо, не нужно уходить от реальности. Разве нет?

– Хорошо не бывает ни у кого. У всех нас есть определенные конструкты, ценности, чувства на которые мы опираемся. И мы пытаемся из своих представлений и убеждений (при этом не важно, насколько они близки к реальности) создать вокруг себя понятную и комфортную нам обстановку.

Если человек идет в неизвестный лес, который можно уподобить нашему миру, ему надо дать реальную, неискаженную карту. Если ему дать неправильную карту, он не сможет ориентироваться в мире. Правильную карту раньше давала культура, которая была основана на религии. (Вообще культура произошла от слова «культ»). Так вот, тогда базовые ориентиры давались нам при рождении. Нам давалась старая, опробованная сотнями поколений до нас надежная карта.

Теперь мы сами отказываемся от нее, считая, что мы умнее тех, кто ее составлял и проверял. Я говорю о христианстве. Поэтому мы вынуждены обретать эти ориентиры, ценности, смысл в течение всей нашей жизни. К сожалению, самому хорошо составить и проверить эту карту удается далеко не всегда. Часто бывает непонятно, с какой помойки человек взял некие установки и ориентиры, но это ЕГО установки. Он на них опирается и считает их самыми правильными. Картина реальности благодаря этому искажается, на чем эти установки зиждутся – непонятно. Человек заблудился. Но признать что ЕГО картина неправильна для него очень трудно. Более того, он будет спорить с тем, что старая и проверенная карта – хорошая. И пока он не попадет в тяжелый кризис, он не будет их менять. Возможно, что после кризиса он возьмет и проверенную карту. Но только если признает ненадежность той, которая его завела в кризис.

Не каждый человек может критично воспринимать информацию, которая ему предлагается. Не каждый может отключить свои эмоции и сделать правильные выводы. Это крайне тяжелый труд! Это изменение самого себя! Гораздо проще сказать, что я во всем прав, что это – белое, а то – черное.

Вот откуда все начинается. Искажение представления о себе!

У тех, кто решил покончить жизнь самоубийством, часто имеется искажение представлений о мире, он предстает в мрачных тонах. Но человек никогда не задумывается над тем, что, если он сам несовершенен, если все вокруг такие несовершенные, то почему мир должен быть совершенным? Почему ты удивляешься тому миру, в котором ты живешь?

Если ты сам не соблюдаешь правила дорожного движения и видишь, что и другие люди их не соблюдают, то почему удивляешься количеству аварий, несчастных случаев? Они очень логичны и закономерны.

Искажение есть у всех. У людей разных возрастов, разного семейного и социального положения, материального благополучия. Если ты не хочешь быть обманутым, и быть у кого-то на побегушках, и чтобы тебя дергали за веревочки, то надо трудиться, надо пытаться что-то понять. А это подразумевает затраты времени, сил, энергии. Этого многие не хотят делать. Лень и гордость делают человека рабом вот этих искажений.

Еще раз скажу, что мы все являемся объектами манипуляции. Каждый человек хочет быть в чем-то уверенным. И каждый хочет принять извне какие-то нереальные установки чтобы упростить себе жизнь, не думать самому. Единственный способ разрушить эти установки – это думать и анализировать соответствие этих внушаемых установок действительности. Необходимо также получать много знаний, учиться признавать неправильность полученных знаний и своего понимания реальности. Это же в первую очередь блокируется гордостью. Признать, что я был неправ, и мое мнение не соответствует действительности, чрезвычайно сложно. Это уязвляет наше «я», которое является центром всего мира. «Я» находится в центре, а вокруг разворачивается театральное действие, в котором актеры играют свои роли

– Помимо гордости, у человека присутствует и страх, что принимаемые установки окажутся неверными.

– Да. Это то, о чем мы говорили. Человек в такой ситуации начинает думать: «А вдруг мне надо будет пересматривать свои взгляды? А вдруг они окажутся ложными? Мне опять придется пережить кошмар кризиса. И фундамент мой будет уходить из-под ног». Вот подходящая аналогия к этой ситуации. Никто из нас не любит ремонт в квартире. Каждый любит квартиру ПОСЛЕ ремонта, но не сам процесс. Ремонт иногда сравнивают с пожаром. Это крайне неприятное явление. Не каждый человек хочет что-то менять.

Но ведь ремонт – это всего лишь изменение внешней обстановки. И подобные изменения, по сути, не так болезненны. Их можно пережить. А когда речь идет об изменении внутреннего ядра, то ощущения крайне болезненные. Ни один человек не пойдет с радостью на операцию. Даже профилактическую. Он будет искать другие возможные средства лечения. И опять же операция – это вмешательство в тело, а не в душу. Снова речь о внешней оболочке, изменения которой не так кризисны.

И, конечно, есть страх ошибиться, сделать неправильный шаг в своем изменении.

Чтобы этого не было, надо понять, где это искажение, что ты хочешь получить от своего нового состояния, где ты будешь брать ресурсы, по какому пути идти, как узнать промежуточные вехи и.т.д.

И вот тут нам на помощь опять приходит религия. Там все алгоритмы, цели, проблемы изменения, ориентиры прописаны давным-давно. Все это опробовано и подтверждено миллионами людей. Есть все методические руководства о том, к чему надо стремиться, как преображать себя, как это делать и.т.п. Рекомендую пользоваться. Много видел людей, идущих по этому пути правильно.

– Есть такое выражение «Нельзя смотреть на мир слишком трезво, иначе сопьешься». Вы никогда не пробовали, наоборот, помочь человеку надеть розовые очки, чтобы мир не казался очень страшным? Или заменить черные очки на розовые?

– Люди боятся воспринимать мир трезво. И именно поэтому хотят укрыться в иллюзиях и искажениях, частным случаями которых являются такие зависимости как алкоголь, наркотики, игровые зависимости и пр. Игромания, алкоголизм очень хорошо позволяют исказить реальность, позволяют избежать столкновения с ней. Ненадолго, но тем не менее. Спрятавшись в иллюзиях, человек пытается уйти в свой нереальный мир, спрятаться в нем, чувствовать себя комфортнее.

Это очень похоже на то, когда маленький ребенок, закрыв свои глаза ладонями, думает, что его никто не видит. Логика простая: Если я не вижу мир, то и мир меня не видит. Вот мы по такой логике и пытаемся жить. Но если нам и кажется что мы ушли от реальности, то реальность никогда не уходит от нас. Наши детские с ней игры только отсрочивают на время столкновение с ней.

И вот в момент такого столкновения (а это обычно происходит в кризисы) розовые очки разбиваются об реальность. Стекла летят во все стороны, кажется, что мир рушится. И вот именно в этот момент у нас появляется прекрасная возможность посмотреть на мир реально. Но мы настолько привыкли смотреть на мир через очки, что опять делаем глупость. И теперь меняем розовые очки на черные. И опять убеждаем себя в том, что реальность черная, ужасная, безвыходная. И опять не хотим видеть без очков. Теперь уже черных. Казалось бы, и не так все плохо. Если человеку комфортно иметь розовые очки с определенным количеством диоптрий и возможностями искажения, пусть он их носит. А кому-то удобно носить черные или фиолетовые. Зачем им мешать?

Но опять скажу, что беда в том, что реальность-то другая! И если ты нацепил очки, которые искажают расстояние, пространство, свет, то когда ты, например, переходишь дорогу, ты ничего не видишь или видишь неправильно, и тебя, скорее всего, собьет машина.

Мир не одевает очков. Вот в чем конфликт! Людей с искажениями можно сравнить с пьяными. Они находятся в своем видении, в своем мире, в своем цвете.

Именно поэтому я сторонник того, что на мир надо смотреть без очков. И менять одни очки на другие бессмысленно. Потому что реальность постоянно динамично меняется. Нам приходится к ней приспосабливаться, во многом что-то изменять. Внутри себя запускать процессы изменения. И вот именно поэтому люди и пытаются уйти от реальности. Они не хотят меняться, принимать на себя ответственность за свою жизнь

А очки – это такая «отмазка», которая позволяет ничего не делать.

Мир – черный. Так зачем что-то менять? Я – хороший, а мир вокруг черный, люди плохие. Или та же ситуация с розовыми очками. Тем более, зачем копаться в себе? Все же хорошо! Зачем видеть реальный мир, реальные проблемы?

Сами очки – решение проблемы. Их одел – вокруг чернота и ничего не видно. Или розовые нацепил – и все хорошо.

– А вы как-то помогаете людям избавиться от искажений, снять очки и открыть глаза?

– Я не стараюсь снять с людей очки и насильно открыть им глаза. Это этически неправильно. Если человек хочет во что-то верить, я не могу забирать у него эту веру.

Но я стараюсь заставить человека подумать о реальности. Для этого я задаю многие вопросы, которые разрушают его стереотипы. Что бы ответить на них он вынужден думать сам, должен начинать сам сомневаться в том, что его видение мира было правильным. И часто это получается. А вот снимать очки или оставить – человек должен решить сам. Это его выбор. Это вопрос его ответственности перед собой за то, каким он решит видеть мир. Это вопрос его дальнейшей жизни.

Я в своей работе никогда не стараюсь срывать эти очки. Это небезопасно для человека. Сорвав силой с человека очки, вы можете довести его до самоубийства. Если ты взамен розовых очков не дашь человеку нормальное представление о мире, то лучше их не срывать силой.

– То есть абсолютно все люди должны видеть мир реально?

– Нет, есть у этого правила редкие исключения.

Я видел во время своей работы в онкологическом центре много случаев, когда розовые очки категорически противопоказано снимать. У Солженицина в «Раковом корпусе» это тоже описано: «А здесь, в клинике, (пациент) уж кислородную подушку сосет, уж глазами еле ворочает, а языком все доказывает: не умру! у меня не рак». И я видел таких больных. Они в онкоцентре лежат не один месяц и убеждают себя, что у них не рак. Если трезво поразмыслить, то пациенту станет понятно, даже судя по своему состоянию, что, скорее всего, у него не та болезнь, которую сообщил врач. Но человек настолько боится столкнуться с реальностью, что ищет пути, чтобы избежать ее, и отрицает уже очевидное. Это психологическая защита. Здравомыслящему человеку понятно, что если ты находишься в таком центре, если тебя лечат химиотерапией, то ты серьезно болен. Но врачи стараются не травмировать больных и поэтому не сообщают им о прогнозе. Это очень большая этическая проблема в онкологии. Пока она не имеет однозначного решения. Большинство специалистов согласно с тем, что надо говорить больному о его заболевании, но аккуратно, постепенно, учитывая то, что он хочет знать и готов воспринять сам. Надо говорить правду, но не навязывая ее в тех редких случаях, когда больной не готов ее принять.

Не стоит прямо и бездумно говорить о прогнозе и родственникам больного. Хотя говорить или не говорить о скорой смерти больного, от этого ничего не изменится – человек все равно умрет. И травма все равно будет. Но сообщить заранее напрямую об этом близким ни у кого духа не хватает. Никто не берет на себя ответственность сорвать эти очки. И ведь в принципе можно сделать еще хуже, несвоевременно их сорвав. Человек должен быть каким-либо образом подготовлен. Он наблюдает ухудшение, у него внутри уже формируется некая готовность к принятию смерти близкого, он уже допускает такую мысль...

Или я не знаю ни одного онколога, который смог бы подойти к родителям больного и сообщить им о том, что их ребенок умрет, и что ему осталось жить несколько дней или месяцев. Напрямую это нельзя сказать! Это сильнейшая травма для родителей. То есть, в определенных и редких случаях, эти розовые очки надо сохранить.

Но обычно мы сталкиваемся с другими ситуациями. Мы пытаемся снять очки, а человек, который их имеет, не хочет этого делать. Даже при том, что очень вредит себе.

Все люди сталкивались с этим. Вот, вы подруге, к примеру, сообщаете нечто неприятное о ее молодом человеке, а она вам на это: «Зачем ты мне об этом сказала?! Ты сделала мне больно! Без тебя нормально было!» Нанесен удар по представлению, по безопасности мнения, по конструкту, стереотипу. Удар по «розовому» представлению человека. И этот человек начинает агрессивно реагировать на такие слова…

Тоже надо думать, делать это или нет. В зависимости от того, к какому результату это может привести.

Так что однозначного решения о том, снимать с другого очки, или не снимать – нет. Но совершенно точно, что в любом случае надо снимать их со своих глаз! Если сам находишься в розовых очках, то с другого очки не снимешь. Ты не видишь реальности. Ты сам в искажении. Ты не можешь исправить кому-то зрение, если сам не видишь реальной картины. И исправить это искажение у себя гораздо труднее, чем снимать очки с других. Но это необходимая задача.

Предыдущая беседа Следующая беседа
Ваши отзывы

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Зрелость - это любовь к жизни без розовых очков. Дело тут не в возрасте, а во внутренних ощущениях. Зрелая женщина знает цену себе и другим. Она живет в гармонии с собой, не распыляется и не пытается казаться кем-то другим.

В жизни каждой девушки настанет момент, когда она изменится. Мы в сайт решили проиллюстрировать поступки женщин, которые с уверенностью могут сказать, что нужно делать, чтобы не страдать из-за пустяков.

1. Плевать на оценку окружающих

Раньше вы переживали из-за того, что о вас подумают. Теперь вы точно знаете, какая одежда будет уместной, где лучше сказать, где - промолчать. Когда проявить гибкость, а когда, наоборот, приструнить собеседника. Большинство ваших действий - правильные и выгодные для вас, и что там подумают другие люди - не важно.

2. Не интересоваться тем, что делает бывший

Раньше вы могли мониторить его страничку, вычислять, с кем он встречается. Хотели стать лучше, только чтобы он увидел и понял, кого потерял. Сейчас у вас есть своя жизнь, и она настолько интересна, что вам плевать на бывшего.

3. Перестать слепо следовать моде

Раньше вы изучали модные тренды и тратили кучу денег на актуальные вещи сезона, копя барахло. Теперь вы покупаете только то, что вам подходит и нравится. И если суперактуальный металлик делает вас похожей на женщину не слишком сознательного поведения, вы даже не взглянете в его сторону.

4. Полюбить свое тело

Раньше вы думали, что полюбить свое тело - это принять его таким, какое оно есть. Толстое или худое, подтянутое или дряблое, какая разница - я люблю его таким, какое есть! Сейчас поняли, что любить свое тело - это заботиться о нем. Правильно его питать, давать ему физическую нагрузку, чтобы держать в тонусе, а не засорять чипсами, пирожными, сигаретами и алкоголем.

5. Игнорировать социальные стереотипы

Раньше вы верили, что если нет айфона - значит, бедный, не вышла замуж к 25 - с тобой что-то не так. Сейчас для вас важен собственный комфорт и удовлетворенность своей жизнью. У вас хватает денег на все, что вы хотите, и мотивации к дальнейшему развитию. Само собой, вокруг такой устойчивой женщины есть толковые мужчины.

6. Сразу уходить от неприятного мужчины

Раньше вы надеялись, что сможете перевоспитать человека, сейчас - прекращаете встречаться, если чувствуете его равнодушие.

7. Отсекать токсичные отношения

Раньше вы терпели назойливых подруг, использующих вас как жилетку и никогда не следующих вашим советам. Сейчас вы прямо говорите, чтобы они перестали ныть, взяли себя в руки, начали работать над проблемой или не тратили ваше время.

8. Легко просить прощения

На следующее утро Гарриэт проснулась от настойчивого стука в дверь: - Вставай Поттер! Нам нужно поговорить! Выходи, ненормальная девчонка, жду тебя через две минуты. Крик дяди Вернона, который она не слышала уже давно, окончательно разбудил Гарриэт, и она, потягиваясь, встала. Времени, чтобы привести себя в порядок, не было, поэтому девушка лишь завязала волосы в пучок и направилась вниз. За Дадли с Петуньей как раз закрылась входная дверь, а Вернон стоял рядом с небольшим чемоданом и ждал племянницу. Взгляд маленьких глаз прошёлся по её внешнему виду, но он ничего не сказал по этому поводу. - Поттер, значит так, мы уезжаем на выходные к Мардж. Ты останешься в доме одна, на холодильнике список дел. На столе деньги. Купишь себе поесть, но если не принесёшь чеков, выпорю! И не развали дом! Помни, я всё ещё могу достать ремень! Напоследок сделав «угрожающее» лицо, мистер Дурсль удалился. А Гарриэт оставалось растерянно смотреть на захлопнувшуюся за дядей дверь. Дядя Вернон очень редко оставлял её одну, боялся, что она спалит дом. Но сейчас, похоже, он не хотел рисковать и снова приглашать сестру Мардж в дом, где есть Поттер. Вспомнив о том, как она надула тётушку, ей стало стыдно. Никакого контроля. Ведь магические выбросы заканчиваются у детей в десять-одиннадцать лет. А ей тогда уже тринадцать исполнилось! Тяжёлый вздох сорвался с её губ, и она прошла на кухню. Список дел на выходные был быстро просмотрен. Если коротко, то нужно отдраить дом и подстричь кусты, ничего необычного, всё как в старые времена. В холодильнике нашлась вчерашняя курица и картошка, подогрев их на сковородке, Гарриэт села за поздний обед и задумалась. Последний месяц с ней творилось что-то странное. Сначала она писала об этом друзьям, но те, как и Дамблдор, думали, что это связано с Тёмным Лордом. Но что, если это не так? Что, если все эти боли, мысли, желания - это все связано с зельями, которые из неё вышли? Гарриэт резко подорвалась со стула и, притащив на кухню свиток пергамента и перо, села писать письмо директору. Только вот не отправила. Отправить она всегда успеет, сейчас она решила сделать кое-что другое, интуиция подсказывала, так будет лучше. Один синий блокнот пришлось стащить из ящика Петуньи, но там ещё много подобных, вряд ли она заметит пропажу. Синяя ручка в руке Поттер буквально порхала над листами. Первый год в Хогвартсе и все, что с ним связано. Квиррелл, Снейп, Дамблдор, зеркало «Еиналеж», мантия невидимка, Волан-де-морт, философский камень и слова директора о том, что ей придётся жить у родственников. Второй год. Тайная комната, василиск, окаменевшие ученики, которых расколдовали в конце года, хотя мандрагоры можно было купить в аптеке. Дневник Тома, который она проткнула клыком. Спасение Джинни. Третий год. Сириус. Карта мародеров. Дементоры. Клювокрыл. Крыса Петтигрю и оборотень Люпин в школе, полной детей. И четвёртый год Турнир трёх волшебников. Об этом Гарриэт записывала более подробно, воспоминания были ещё свежими. На отдельный листок был записан ритуал возрождения Тёмного Лорда. А ещё на один листок Гарриэт записала те воспоминания, которые были… не её. Такое ощущение, что они являлись фальшивками, возможно, это было именно так. Было очень обидно и страшно от того, что кто-то лишил её памяти, и не один раз, а потом создал поддельные воспоминания. Гарриэт не знала, возможно ли такое, но по ощущениям было именно так. Но самое ужасное было то, что почти все фальшивые воспоминания были связаны с директором. Это он стирал ей память. Почему директор что-то скрывает от неё? Не доверяет? Конечно, это его право, кто она для него? Может быть она увидела то, что не должна, и он стёр ей память? Стоп, а почему она доверяет ему? Кто он для неё, для Гарриэт Поттер? Лишь директор школы. Она разговаривала с ним только в конце учебного года. Сразу вспомнился мистер Бейли, директор маггловской школы. Он тоже хорошо относился к Гарриэт и даже один раз подвёз до дома, когда на улице был сильный дождь, а у неё не было зонтика. Но она же не считала его самым лучшим человеком и уж тем более не позволяла ему распоряжаться своей жизнью. И всё равно мистер Бейли сделал для неё больше, чем Дамблдор. Стоит признать, в детстве она вела себя намного разумней. Возможно, потому что была одна? А тут появились друзья и взрослые, которые решают за неё. Но почему она позволила им? Одиннадцать лет была сама по себе и держала всё под контролем, а тут просто потеряла разум. Помнится, зельями можно подчинить и околдовать разум? Это ли было с ней? Похоже именно оно. К тому же, директор Хогвартса ещё является и политиком. Как говорил дядя Вернон, политики такие люди, которые говорят одно, а на самом деле всё не так, как они говорят. То есть, ей не стоит ему доверять? В любом случае у неё будет время подумать об этом, решила Поттер, и продолжила делать записи. Когда все годы в школе были записаны, Гарриэт начала на отдельный листок выписывать вопросы, на которые у неё нет ответов. Их получилось очень много. Когда девушка оторвалась от записей, то обнаружила, что на улице уже вечереет. Но она лишь заварила себе чай и продолжила делать записи. Почему Молли Уизли, зная, как живет Гарриэт, не дала ей советов? Почему не предложила купить одежду? Обнимала и говорила, что Гарриэт ей как дочь, но ничего хорошего не делала, кроме того, что брала на неделю к себе домой. А почему её родители прятались в коттедже, когда у них был менор, защищённый древней магией? Почему она сама, попав в мир магии, не стремилась его узнать, как и Гермиона? Почему стала дружить с Роном? Он ведь ей сразу не понравился, ни манер, ни воспитания. Хотела заступиться за него перед Малфоем, а после этого Рон уже стал считать их друзьями. Таких вопросов было много, один из ответов, который подходил к некоторым из них, был прост: похоже, её поили зельями «рассеянного внимания» или «затуманенного разума», зелье «ненависти» и, возможно, «привязанности» к некоторым людям. Именно к зельям она склонялась больше всего, ведь сейчас, когда они вышли из неё, в её голове появились разумные мысли, а туман, постоянно преследующий Гарриэт, пропал. Записыванием вопросов она занималась и на следующий день. Множество вопросов возникали в её голове, а ответов не было. Потом, решив перечитать их и проанализировать, Поттер поняла, что её жизнь в мире магии была большим обманом. Розовые очки слетели, и сейчас Гарриэт видела все, или почти все, свои ошибки и неправильные решения. Видела свою тупость и пустоголовость, которую Снейп заметил ещё на первом курсе, и это расстраивало. Но ещё больше она была в ужасе. После этого года она хотела стать сильнее, чтобы победить Волан-де-Морта, но теперь она начала опасаться не только его. Дамблдор, Снейп который скорее всего помогал ему, «друзья» и враги среди учеников, было ощущение, что она беззащитна перед ними всеми. Уизли, которые были довольно близки ей, теперь вызывали отчуждение, а Гермиона… Гарриэт с тоской понимала, что из-за того, что её подруга была вечно «умнее», она сама совсем перестала учится и читать, хотя раньше любила это дело. Сильнее всего помимо главного злодея её жизни появился второй, Дамблдор. Возможно, он и не был злодеем в традиционном понимании, но он манипулировал ей и околдовывал её разум. Это намного хуже открытой ярости, настоящая змея. Гарриэт понимала, что директор Дамблдор использует её и других в какой-то своей игре. А они лишь фигуры на шахматной доске. Чувствовать себя марионеткой было ужасно неприятно, но сейчас у неё было целое лето, чтобы хоть немного изменится и обрезать ниточки. Сидеть сложа руки было опасно, да и не хотелось. Жажда действий проснулась в девушке и первым делом стоило лучше узнать мир магии. Сундук с вещами в этом году не был заперт в чулане, а лежал в комнате Гарриэт. Разобрав его, она выкинула целый пакет мусора: старые конфеты, поломанные перья, уже маленькие свитера от миссис Уизли и много чего ещё. Перебрав учебники за четыре года, Поттер пришла к неутешительным выводам. Про зелья она почти ничего не знала, магические растения также были ей неизвестны, в чарах она как-то ещё плавала, защитные и атакующие заклинания она знала на уровне, из истории магии она лишь знала, что было несколько войн. Но не подозревала о их причинах или следствиях, просто не знала. Книга о прорицаниях была откинута в дальний угол, а книга о чудовищах была единственной, которую Гарриэт хорошо знала благодаря Хагриду, он любил и умел рассказывать о чудовищах так, что невольно запомнишь. Ужинать Гарриэт решила не на кухне, а в гостиной перед телевизором. И вот когда она уже перешла к десерту, по телевизору шла передача про королевскую семью. Тут что-то щёлкнуло в голове Гарриэт, и она быстро записала мелькнувшие мысли. Многие студенты Хогвартса были из какого-либо рода, некоторые являлись наследниками и наследницами, а кого-то так не называли, хоть они и были чистокровными. Тот же Драко Малфой наследник, а Рон Уизли нет. Зато его все называют предателем крови… Выяснить, что же значат эти титулы, она решила в банке. Там она видела табличку, где было написано что-то про консультации разного рода. А если это не поможет ей, то она всегда может снять деньги и купить нужные книги, главное, чтобы они продавались, а дальше она как-нибудь в них разберется.

Пора становиться взрослой.