Меню

Зарубежные педагоги идеи биография труды. Великие педагоги ХХ века: Мария Монтессори

Макияж

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в семье члена протестантской общины «Чешские братья ». Первоначальное образование получил в братской школе, в 1608-1610 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы Коменский возвратился на родину, где стал выборным священником общины и возглавил братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана Тридцатилетней войной (1618-1648) . Как один из руководителей чешской реформаторской церкви он вынужден был скрываться. Во время скитаний погибли его жена и дети, в Праге сожгли принадлежащие ему рукописи. В конечном итоге Коменский вынужден был навсегда покинуть Чехию. В польском городе Лешно, где обосновалась часть общины, Коменский руководил братской школой, работал над «Великой дидактикой», но в ходе польско-шведской войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Коменский велик прежде всего тем, что создал педагогику как науку. Для потомков учитель Коменский оставил классно-урочную систему, которая используется до настоящего времени: начало учебного года, классы, экзамены, перемены. Он пытался осуществить всеобщее обучение детей обоего пола, написал учебники, которыми в Европе пользовались полтора века.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии в семье врача. Его отец умер, мальчик воспитывался матерью, учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделениях. В 19 лет прочел работы Руссо , которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу.

На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение «Нейгоф» и открывает там «Учреждение для бедных», собрав около 50 детей. Он пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием. Дети должны готовиться к будущей трудовой жизни, зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателем и детьми строились по типу семейных, на началах искренней любви к детям. Песталоцци делился с детьми последним куском хлеба: «Сам жил, как нищий, чтобы научиться, как можно заставить нищих стать людьми». Однако вскоре он запутался в долгах, приют пришлось закрыть.

Восемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельностью и стал известен в Европе. В 1798 г. правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце. Главной целью, которую ставил перед собой Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование. Для осуществления этой цели он видел только одно средство: самоотверженную любовь. С утра до вечера он был среди детей. «Моя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги; были только они...» Но приют продержался всего полгода. Здание было занято французским лазаретом, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. Однако этот эксперимент не прошел бесследно. Один из биографов Песталоцци писал: «.. .из безумия в Станце вышла начальная школа XIX в.».


В 1800 г. Песталоцци создал институт (школа, интернат, отделение для подготовки учителей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон. Это учебное заведение получило мировую известность.

Свой богатейший опыт воспитания и обучения детей Песталоцци обобщил в таких произведениях, как «Лингард и Гертруда», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» и др.

Песталоцци велик прежде всего как личность: он - «вечный пример», он — подвижник, отдавший все детям. Не случайно на памятнике Песталоцци начертано: «...Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя ».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - сын небогатого дворянина. Детство прошло под влиянием матери в Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В 12 лет он осиротел, умерла мать.

Среднее образование получил в новгород-северской гимназии, об учителях которой у Ушинского остались самые добрые воспоминания. Учился в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. В 1846 г. двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея — одного из старейших учебных заведений. Ему было поручено чтение курсов по государственному праву, энциклопедии законоведения и финансам. Лекции Ушинского отличались глубиной, научностью, эмоциональностью. «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции...», - вспоминал один из его учеников. В местной газете статьей «Волга» начинается публицистическая деятельность Ушинского. Однако в 1849 г. молодой профессор, любимец студентов, был негласно уволен за свои убеждения.

В 1854 г. Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 г. Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен двухлетний педагогический класс (после окончания семи общеобразовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику.

В 1860-1861 гг. он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 г. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За 5 лет, проведенных в европейских странах, Ушинский не только изучил состояние женского образования, но и написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.

По возвращении в Россию он прожил всего 3 года. В 1870 г. на 47-м году жизни Ушинского не стало. Его личность, статьи, книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) (1878-1942) родился в Варшаве в семье известного адвоката, рано лишился отца и, будучи гимназистом, вынужден был подрабатывать репетиторством. У него рано пробуждается интерес к детям. В студенческие годы он занимался литературной деятельностью, основная тема которой - дети. Генрих подписывает свои произведения псевдонимом «Януш Корчак», который остался за ним навсегда. В 1904 г. Корчак становится детским врачом, популярность которого растет с каждым годом, он слывет «доктором бедняков»: не только лечит неимущих, но и помогает им.

В 1912 г. Корчак решает переменить профессию, он становится директором Дома сирот в Варшаве и остается им до конца своей жизни.

В годы Первой мировой войны его призвали на фронт в качестве дивизионного врача. Здесь в часы затишья он пишет свою замечательную книгу - «Как любить ребенка», а вернувшись с фронта, целиком посвящает себя детям. Буквально за несколько лет Дом сирот становится образцовым учреждением, в котором все подчинено заботе о детях. В 30-е годы Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом «Старый доктор». Ему принадлежат более 20 книг о воспитании («Право ребенка на уважение», «Правило жизни», «Шуточная педагогика» и др.), а также множество статей, опубликованных в педагогических журналах. Старый доктор сочинял пьесы и сказки для детей.

В одной из последних статей Корчак пишет, что каждый, подводя итог своей жизни, должен спросить себя: «Какой след ты оставляешь на земле? Сколько деревьев посадил? Сколько кирпичей уложил на стройке? Кому и сколько отдал тепла? » На все эти вопросы Корчак всей своей жизнью и даже смертью дал исчерпывающий ответ. В годы фашистской оккупации Варшавы в Доме сирот стараниями Корчака как бы продолжалась прежняя жизнь: дети учились, трудились, устраивались веселые вечера. Но вот в 1942 г. Корчак получил предписание явиться с детьми на вокзал. Друзья предлагали спастись Старому доктору, для него добыли соответствующие документы, но он ответил: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» В лагере смерти Треблинке есть скромная плита, на которой начертано: «Януш Корчак и дети».

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в г. Белополье на Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем учительствовал в поселке Крюков и на станции Долинская с 1905 по 1914 г. Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт в 1917 г. с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 по 1928 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, переведенной в 1926 г. в Куряж под Харьков. Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме». В повестях «Флаги на башнях» и «Март 30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 г. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 г. от паралича сердца. Сгорел «в огне действенной любви к детям» - писал о нем Горький. Похоронен А.С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который для них был другом и духовным отцом.

А.С. Макаренко уже в 20-х годах подошел к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения трудом.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился в селе Василевка на Херсонщине. С 17 лет он учительствовал в сельской школе, а в 1938 г. заочно закончил Полтавский педагогический институт. В 1941 г. он добровольцем ушел на фронт. Под Ржевом, поднимая роту в атаку, политрук Сухомлинский был тяжело ранен и до конца дней своих носил в груди вражеские осколки. После длительного лечения в госпитале работал директором сельской школы в Удмуртии. Весной 1944 г., когда была освобождена Кировоградская область, он возвращается на родину и работает заведующим районным отделом народного образования. С 1948 г. Сухомлинский становится директором Павлышской школы, которой бессменно руководит до конца своих дней. Война оставила тяжелые раны в украинских селах, осиротевшие дети нуждались в отеческой заботе.

Сухомлинский стал учителем-подвижником, отцом, наставником своих учеников. В этом отношении он считал себя последователем Я. Корчака. «Жизнь Я. Корчака, - писал Сухомлинский, - его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явился для меня вдохновением; я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». И он отдал его детям, создав уникальную «школу радости», которой посвятил все свои силы. Его перу принадлежат свыше 40 монографий. Среди них такие ставшие педагогическими хрестоматиями книги, как «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива» и т. п. Сухомлинский написал более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

5 октября более чем в ста странах отмечают Всемирный день учителя. В этот день принято поздравлять всех, кто трудится в сфере образования. Для России это особый праздник, ведь наших педагогов знают во всем мире!.

Сильвестр

Поп Сильвестр обучал молодого Ивана Грозного и стал редактором "Домостроя". Фото: Commons.wikimedia.org

Живший в XVI веке протопоп Сильвестр не был учителем в современном понимании этого слова, поскольку в то время на Руси еще не было школ, однако он вошел в историю как выдающийся педагог. Священник получил хорошее образование и имел большую библиотеку. Свои знания он передавал самому царю - молодому Ивану Грозному! Известно, что Сильвестр сделал большой вклад в образование царя. Правда, через некоторое время между священником и Иваном Грозным произошла размолвка: царь тяготился чрезмерной опекой Сильвестра и стал называть его «попом-невежей», а затем сослал в Соловецкий монастырь, где тот и умер.

Современники называют Сильвестра первым учителем этикета: еще находясь в расположении у царя, он стал редактором «Домостроя» - знаменитого свода правил по всем направлениям жизни человека, от семейного строя до религии. Среди глав книги были «Как жить человеку по средствам своим», «Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем», «Как сохранять порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать» и другие.

«В этой книге отыщешь ты устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать — и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах, - написано в предисловии к «Домострою». Далее Сильвестр подробно разбирал каждую сферу жизни. Так, священник учил при входе в помещение «носъ высмаръкати», снять шапку, вытереть грязные ногти, помолиться и постучаться в дверь. Муж должен работать и быть трудолюбивым, жена - слушаться его и заниматься домашним хозяйством, а дети - уважать и почитать своих родителей. Далее Сильвестр объяснял, что у каждого должна быть нарядная одежда, предназначенная для праздничных дней. В конце книги автор писал, как хранить и готовить разные овощи.

«Домострой» - не просто средневековый учебник. Из книги можно почерпнуть подробные сведения о быте и социальном устройстве на Руси.

Василий Жуковский

Жуковский долгое время был придворным учителем. Фото: Commons.wikimedia.org

Василий Жуковский известен не только как великий поэт и друг Пушкина, но и как домашний педагог царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича - будущего императора Александра II. Жуковский лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды.

И если Александр II был всю жизнь признателен своему наставнику, то великая княгиня Александра Федоровна, которая также была ученицей Жуковского, не оценила его педагогического таланта. В своих мемуарах жена Николая I, немка по происхождению, писала, что Жуковский был замечательным поэтом, но не самым лучшим педагогом, из-за чего русский язык давался ей нелегко. «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем, - писала императрица. - Вместо того, чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».

В 1841 году Жуковским перестал быть придворным учителем и занялся образованием собственных детей - Александры и Павла.

Константин Ушинский

Ушинский разработал основы научной педагогики. Фото: Commons.wikimedia.org

Константин Ушинский стал основоположником научной педагогики в России. В середине XIX века он переехал из Москвы в Петербург и получил место преподавателя русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. В стенах учреждения Ушинский обнаружил большую библиотеку с книгами по педагогике. Прочитанная литература оказала на молодого педагога сильное влияние, и он стал автором «Журнала для воспитания», где публиковал свои статьи о реорганизации образовательной системы в стране.

В своих публикациях Ушинский выступал за демократизацию народного образования. Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей. Урок, писал Ушинский, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик - повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала и развития у детей мышления и речи. Некоторые консерваторы называли педагога вольнодумцем, однако Ушинский не прекращал развивать свою теорию о том, что воспитанием школьников должны не только родители, но и учителя.

Позже он перешел на работу в Смольный институт благородных девиц, где открыл класс для подготовки воспитательниц. По воспоминаниям современников, Ушинский экзаменовал учениц в два счета: он формулировал свои вопросы четко и ясно, а по ответам девочек сразу был понятен уровень их знаний. «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, - говорил Ушинский. - Оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

Лев Толстой

Толстой открыл школу для крестьянский детей. Фото: www.globallookpress.com

Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей. Она располагалась во флигеле рядом с домом Толстого.

В школе велось обучение по 12 разным предметам - арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю. Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место. «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся, - объяснял это Толстой. - Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».

В свободные от уроков часы Толстой ходил с детьми на прогулки: летом они все вместе собирали грибы в лесу, а зимой писатель учил школьников кататься на коньках. Дети очень любили учителя, который отдавал им все свое время. «В школе у нас было весело, занимались с охотой, - вспоминал впоследствии один из учеников Толстого, Василий Морозов. - Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. Он требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Порядок у нас был образцовый!».

О теплом отношении учеников к Толстому как к педагогу можно судить и по сохранившемуся до наших дней рисунку, сделанному одним из школьников. На нем ребенок изобразил, как двое ребят соревнуются в перетягивании каната, а рядом стоит учитель и поддерживает их. Рядом автор рисунка подписал: «Милый человек Лев Николаевич».

Надежда Крупская

Крупская была домашней учительницей. Фото: Public Domain

Перед тем, как стать верной соратницей и женой Владимира Ленина, Крупская занималась преподавательской деятельностью. После окончания гимназии она получила звание домашней учительницы и давала уроки математики. Позже, когда Крупская изучила марксистские идеи и прониклась их духом, она перешла на работу в вечернюю школу для рабочих. Там Крупская учила пролетариат считать и писать, а также активно пропагандировала марксизм среди трудящихся.

При этом она продолжала заниматься и образованием для детей. Крупская заявляла, что школа должна «воспитывать нового человека», а труд и знания должны стать неотделимыми. Она работала над организацией пролетарского юношеского движения, комсомола и пионерии. Именно Крупская первой выступила с речью о том, что школы должны быть светскими, а обучение в них - патриотическим и интернациональным.

Не секрет, что на дальнейшую судьбу взрослого человека очень сильно влияет его детство: какие люди окружали ребенка, какие чувства он испытывал. Наблюдая за еврейской детворой, начинаешь понимать, какой потенциал открыт для становления личности каждого из них. Ведь еврейские дети – они такие счастливые, никогда не зажатые тоннами условностей и запретов, но в то же время они всегда ощущают грань дозволенного и не переступают ее. Вспоминая слова главной героини всенародно известного фильма «Ирония судьбы» о том, что работа педагога порой незаметна, но его ошибки судьбоносны для целых поколений, ловишь себя на мысли о том, какие же все-таки еврейские педагоги? Чем обусловлен успех их деятельности? В связи с этим U-JEW расскажет об истории и методиках самых известных еврейских педагогов.

Януш Корчак. В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого назвали Хиршем в честь его деда – известного и уважаемого в городе врача. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт , пошел другой стезей, став успешным адвокатом. В отличие от многих других семей, Гольдшмидты не так сильно осознавали свою принадлежность к еврейству, поэтому родившийся мальчик получил еще и польское имя – Хенрик. Детство Хенрика Гольдшмидта нельзя назвать безоблачно счастливым – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было, мягко говоря, сдержанным. Суровость школьной жизни усугублялась домашними проблемами – когда ему было 11 лет, у его отца проявилось психическое расстройство. От несправедливостей и трудностей жизни Хенрик спасался чтением и стихосложением.

Но вскоре встал вопрос о том, как зарабатывать на жизнь – счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета. 15-летний Хенрик, которому учеба как таковая давалась хорошо, занялся платным репетиторством. И у Хенрика открылся педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его, он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует. Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики под названием «Гордиев узел». Редактор еженедельника, опубликовавший статью, был так восхищен его талантом, что доверил Хенрику вести колонку в издании. Впрочем, сам молодой человек к своим педагогическо-писательским опытам относился не очень серьезно. После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медицинский факультет Варшавского университета.

Писать, однако, он не бросил. Более того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, который сгубил свою семью, явно перенеся в нее личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак . Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.

В 1905 году Хенрик Гольдшмидт участвовал в русско-японской войне в качестве военного медика. После войны Хенрик вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность небывало выросла. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику. В 1907-1908 годах Хенрик Гольдшмидт отправляется сначала в Берлин, а затем во Францию и Англию изучать педагогику, причем стажировки проходят за его счет.

В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает судьбоносное решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Корчак неслучайно занимался проблемами еврейских сирот – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым.

Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Корчак и его соратница Стефания Вильчинская в первый год деятельности приюта работали по 16-18 часов в день. Приходилось с трудом преодолеть уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам. Самым приоритетным вопросом Януш Корчак считал нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе – вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя. После окончания Первой Мировой войны Корчак оказался в рядах армии независимой Польши, перенес тиф, от которого едва не умер, и лишь по окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот».

Он продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало. Все эти педагогические проекты, новые книги были реализованы неимоверным трудом.

Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за экономических проблем. В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:

Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.

Наблюдать ребенка.

Не давить на ребенка.

Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.

Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор . К середине 30-х его приют был признан как успешная новаторская педагогическая методика, книги были известны в мире, однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей.

В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога.

1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами.

Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчак сделал невозможное – он организовал поездку с воспитанниками приюта в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение сирот в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его детям. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что.

В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с еще одним предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней сироты могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.

В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог предпринял последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам. 6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.

Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь. Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни. Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

Ла́сло По́лгар родился 11 мая 1946 года в городе Дьендьеше, Венгрия. Отец Ласло Полгара – Армин Протьовин – во время Второй мировой войны был привлечён к введённой для венгерских евреев «трудовой повинности»; его мать Белла Гельбман родом из Берегово выжила в концентрационном лагере Освенцим, но его дедушка и бабушка были там убиты. Ласло воспитывался в религиозной семье и хотел стать раввином. Его мать и младшая сестра эмигрировали в 1956 году на Запад, в то время как он остался со своим отцом и закончил еврейскую гимназию в Будапеште. В дальнейшем он работал сварщиком и посещал вечерние курсы педагогики, психологии и эсперанто. Позднее он работал в средней школе учителем черчения и этики.

Переписывался со своей будущей женой Кларой Альтбергер, которая жила в селе Вилок Виноградовского района УССР и училась в это время в Ужгородском государственном университете. Клара происходила из семьи венгерских евреев, которые проживали на территории, отошедшей после войны к СССР.

Полгар разработал теорию, согласно которой талант не врождён, а прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Д. Уотсона. Полгар изучал биографии известных гениев, таких как В. Моцарт и К. Гаусс. Из этого он сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенно высокие результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это практически доказать, он посвятил себя полностью воспитанию своих дочерей, которым они вместе с женой дали только домашнее образование. После долгой переписки с уполномоченным министерством он получил на это разрешение в порядке исключения.

Игру в шахматы он выбрал из-за того, что там можно легко проследить за успехами по игре в турнирах. Сама Жужа рассказывает, что шахматы появились случайно, а отец планировал сделать её математиком. Все его дочери стали очень сильными шахматистками.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.

В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера. В его комментариях к ним уже прослеживаются зачатки антропософии. В 1891 г. Рудольфу Штайнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд «Философия свободы». В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики.

Рудольф Штайнер был также незаурядным педагогом. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка» (1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; «неопережение» развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Очень интересен его тезис: «Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Основной метод подачи материала и обучения ребенка – «душевная экономия». Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.

Последний год жизни Штайнера был очень плодотворен. Он создает макет нового Гетеанума, который будет построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, другим отраслям науки и искусства. Рудольф Штайнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925 г.

Генрих Шаррельман (1871–1940) – немецкий педагог, противник традиционного образования. До 1909 г. учитель в Бремене, Гамбурге. Был уволен за протесты против системы обучения в государственных школах. Занимался литературным трудом. В 1919-1926 гг. руководил одной из школ в Бремене. Автор книги "Трудовая школа" (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман отстаивал принципы активного обучения. Генрих видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь, но в то же время не спешил знакомить детей с реальной трудовой деятельностью. Педагог не признавал программу и планирование, будучи сторонником эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.

Выступал с резкой критикой традиционной народной школы с жесткой регламентацией деятельности учителя и учеников. Руководство детьми он понимал, как сотрудничество, носящее тактичный характер. Он выступал с позиций педагогики личности. Главную задачу школы видел в заботе о свободном духовном развитии детей, о выработке у них радостного мироощущения. В связи с этим большое значение придавал творческим работам учащихся. Он разделял идеи свободного воспитания.

Моше Рубин родился в южном бессарабском городе Измаиле в 1856 году, незадолго до того, как он был вновь передан Молдавскому княжеству под турецким контролем. Получил традиционное еврейское религиозное образование, с 1866 года – в Аргентине. Вклад Моше Рубина в педагогику особенно важен тем, что он был одним из первых педагогов в сфере еврейского образования в Аргентине: после того, как его обзор «Escuela Hebrea en constitución» с обоснованием организации еврейских школ в стране возымел действие, в 1905 году и была организована первая такая школа. С 1906 года работал в еврейской школе имени Т. Герцля, второй открывшейся в Аргентине еврейской школе.

С возникновением в Аргентине еврейской прессы на идише в начале XX столетия Мойше Рубин печатал в ней рассказы, статьи на педагогические темы, биографии, и исторические очерки. Мойше Рубин – автор ряда изданных в Буэнос-Айресе книг, учебников и методических пособий для учителей, в том числе:

Пособие по еврейской истории и хронологии, в 3-х томах (1933-1934),

Маймонид: ребе Мойше бен Маймон, его жизнь и учение (1935),

Дедушка и внук: к столетнему юбилею великого художника слова Шолем-Янкев Абрамовича и к двадцатилетней годовщине смерти Шолема Рабиновича (Шолом-Алейхема) (1936),

Еврейская история для школьников (1935),

Из всех сокровищниц: книга для чтения в школе (1937),

Еврейские обычаи и традиции: пособие для школы и дома (1937, 2-е издание – 1948),

Типы и образы, (1939).

Из всех рассказанных историй видно, что залогом появления новых педагогических методик, которые с успехом могут применяться на практике, есть одно – любовь к детям.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся: на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд: важность формирования мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественный стиль изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Основные принципы его учения о воспитании: 1) Неповторимость каждого ребенка. 2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей 3) Неравенство умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеем в начале, т.е. от способностей) 4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. НО “Опыт убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок." 5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и т.д.). Дифференцированный подход к учебе. 6) Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. 7). Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо. => 8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка путем преодоления трудностей". 9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения. 10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы. 11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам. 12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания. 13) Взаимозависимость личности и коллектива (?) 14) Учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания.

Ян Амо́с Ко́менский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики.

Педагогические идеи.

Всеобщее обучение, дисциплина, понятие «школьный год», дидактические принципы, классно-урочная система.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Педагогические идеи.

Теория элементарного природосообразного воспитания и обучения актуальна и по сей день. Необходимость гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных.

Я́нуш Ко́рчак - Эрш Хе́нрик Го́льдшмит (1878-1942) -польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Педагогические идеи.

Принцип любви к ребенку. Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Признание того, что дети - разные. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом). Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). Право ребёнка на уважение.

Рудольф Штейнер (1861 - 1925) - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания.

Основные методы преподавания.

Метод «душевной экономии». В процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.

Рациональное развитие памяти. Метод «обучение в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой для памяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно.

Интерес как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития.

Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (1823-1870) - русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Чувство настоящего товарищества - основа воспитания.

Ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, право проводить воспитанницам каникулы и праздники у родителей.

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Наде́жда Константи́новна Кру́пская (Ульянова) (1869-1939) - советский партийный и общественный деятель. Почётный член АН СССР.

Педагогические идеи.

Коллективистское воспитание. Надо помочь ребенку осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива.

Пионерское движение. Против скучных, трафаретных форм пионерской работы, за идейно насыщенную, красочную, удовлетворяющую многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы».

Самоуправление в школе. Школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивают свои организаторские способности, приобретают организационные навыки и умения.

Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1878-1934) - русский и советский педагог.

Представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, который исходит из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения, учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1888-1939) - советский педагог и писатель.

Воспитание детей в семье. Главнейше условие семейного воспитания - наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета в противопоставление им истинного авторитета, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, честное и разумное руководство родителей своими детьми.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (1918-1970) - выдающийся советский педагог-новатор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых: авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания, принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников, принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.

Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.

Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

Традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.

Широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки:

Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

Основные методические подходы: Технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Михаил Петрович Щети́нин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

Занимался педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

Являлся научным руководителем эксперимента, суть которого состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата, эксперимент был закрыт.

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук).

Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; 8) индивидуальный подход.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так. 1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке». И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки. В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.