Меню

Януш корчак добровольно остался с детьми и принял смерть в газовой камере. Януш корчак - душа, данная на хранение

Дом

«Я никому не желаю зла, не умею,
просто не знаю, как это делается».
Януш Корчак. Дневник

Вглядитесь в глаза этого человека...Сколько в них доброты и боли..
Он как будто бы уже тогда знал свою судьбу!

В августе 1942 года в концентрационном лагере Треблинка погиб один из подвижников и героев ХХ века Януш Корчак. Вместе с ним в газовых камерах Треблинки были уничтожены 200 детей из Варшавского Дома сирот, основателем и бессменным директором которого был Януш Корчак.

Сохранились воспоминания о марше детей из Дома сирот по площади у Гданьского вокзала: отсюда уходили эшелоны с людьми, которых нацисты отправляли в лагерь уничтожения Треблинку.

Очевидцы рассказывают, что, в отличие от других обитателей Варшавского гетто, обреченно сбившихся в безмолвную толпу, дети из Дома сирот вышли на привокзальную площадь стройной колонной, по три человека в ряд, над строем развевалось зеленое знамя с золотистым клевером. Впереди шел Януш Корчак с больной девочкой на руках.

Кадр из фильма "Корчак".

Александр Галич, тщательно изучавший воспоминания и свидетельства очевидцев событий того времени, в поэме "Кадиш", посвященной Янушу Корчаку, так описывает марш Дома сирот по привокзальной площади:

Мы проходим по трое, рядами,
Сквозь кордон эсэсовских ворон...
Дальше начинается преданье,
Дальше мы выходим на перрон.
И бежит за мною переводчик,
Робко прикасается к плечу, -
"Вам разрешено остаться, Корчак", -
Если верить сказке, я молчу,
К поезду, к чугунному парому,
Я веду детей, как на урок,
Надо вдоль вагонов по перрону,
Вдоль, а мы шагаем поперек.

Рваными ботинками бряцая,
Мы идем не вдоль, а поперек,
И берут, смешавшись, полицаи
Кожаной рукой под козырек.
И стихает плач в аду вагонном,
И над всей прощальной маятой -
Пламенем на знамени зеленом
Клевер, клевер, клевер золотой.
Может, в жизни было по-другому,
Только эта сказка вам не врет,
К своему последнему вагону,
К своему чистилищу-вагону,
К пахнущему хлоркою вагону
С песнею подходит "Дом сирот"

Мы никогда не узнаем, что сказал доктор Корчак своим детям, но они были спокойны. А вот люди, которым приказали стоять у своих домов, понимали зловещий смысл происходящего. Очевидец вспоминал: «Горе глазам, видевшим тот ужас. Рыдали камни мостовых…»

Что это такое? - удивленно спросил комендант вокзала у своих подчиненных.

Ему сказали: это Дом сирот Януша Корчака. Комендант задумался, он попытался вспомнить, откуда ему известно это имя. Когда дети были уже в поезде, комендант вспомнил.

Он подошел к вагону и спросил у Януша Корчака: «Это Вы написали книгу «Банкротство маленького Джека»?
- Да, - ответил Корчак, - а это имеет какое-нибудь отношение к эшелону?
- Нет, - сказал комендант, - просто читал в детстве, хорошая книга…
Вы можете остаться, Доктор, - добавил комендант…
- А дети? - спросил Корчак.
- Детям придется поехать…
- Тогда и я поеду, - сказал старый доктор и захлопнул дверь вагона изнутри.

Корчак и его дети прошли вдоль этой железной дороги по пути в лагерь уничтожения Треблинка 5-го августа 1942 года..
И шагнули в вечность!

А до этого, было страшное Варшавское гетто.


Из дневника Януша Корчака:

«У тротуара лежит подросток, не то живой, не то мертвый. И тут же рядом, у трех мальчишек, игравших в лошадку, перепутались веревочки (вожжи). Мальчишки переговариваются, пробуют и так, и эдак, злятся, задевают ногами лежащего. Наконец один из них говорит: «Отойдем немножко, а то он мешает». Они отошли на несколько шагов и продолжали распутывать вожжи».

В гетто на попечении Корчака оказалось двести детей, забота о них была бы непосильным бременем и для человека менее почтенного возраста (Корчаку было за шестьдесят) и в более спокойные времена. Теперь же надо было думать, - чем накормить детей. Ввозить продовольствие за каменный забор пятачка, куда было согнано 370 тысяч евреев, было запрещено. Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами доставая еду для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими.

Каждую неделю, по субботам, как и положено, Корчак взвешивал детей, дети катастрофически худели. “Час субботнего взвешивания - час сильных ощущений”, - записывает Корчак в дневнике.

Но в Доме сирот продолжались занятия. Жизнь детей шла по обычному расписанию, заведенному с 1911 года. Сотрудники Дома сирот с прежней тщательностью заботились о чистых руках и одежде своих воспитанников, старшие дети заботились о младших. Младших стало больше: на попечении Корчака оказался и Дом подкидышей. В помещении, рассчитанном на две-три сотни человек, находилось несколько тысяч детей.

В одну из февральских ночей ударил мороз. Всю ночь Старый Доктор, его сотрудники и старшие дети готовились к «экспедиции» в Дом подкидышей: собирали теплую одежду и просто тряпки, грели воду, готовили еду.


Как только закончился комендантский час, доктор Корчак и его помощники отправились в Дом подкидышей.

«С порога в нос ударил запах кала и мочи. Младенцы лежали в грязи, пеленок не было, моча замерзла, закоченевшие трупы лежали, скованные льдом.
Прежде всего бросились отогревать еще живых. Их протирали тряпками, смоченными в теплой воде, укутывали как могли. Часть сотрудников Дома сирот выносила заледеневшие трупы младенцев на улицу и складывала на покрывала, чтобы потом похоронить в братской могиле.
Выжившие дети сидели на полу или на скамеечках, монотонно качаясь, и, как зверушки, ждали кормежки. Детей накормили еще не остывшей кашей, дали по кусочку хлеба и кружке кипятка».

Мог ли Старый Доктор не думать: для чего, для какого будущего он воспитывает своих детей? Прививать им хорошие манеры, учить доброте - зачем? Для газовой камеры в Треблинке, для крематория в Освенциме?

Удивительная чистота и доброта этого человека не отступили перед лицом кошмарной действительности и грузом непосильной ответственности. Он оставался все тем же Старым Доктором, в душе которого не было ненависти даже к солдатам, охранявшим гетто.

За два дня до отправки Дома сирот в Треблинку Януш Корчак записывает: «Я поливаю цветы. Моя лысина в окне - такая хорошая цель. У охранника - карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может быть, до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…»

Застенчивый невысокий человек, "старый доктор", с детскими голубыми глазами, имел титаническую волю. Потрясал мир своими последними деяниями, он обрел безоговорочное право называться величайшим педагогом за всю историю человечества.

Вот еще одна из последних записей из знаменитого "Дневника" Корчака, чудом спасенного его учениками.

"Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь:
Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается:".

5 августа 1942 года.

Последнее фото Корчака, сделанное в гетто.

Дети и смерть. Само сочетание этих слов способно привести любого человека в отчаяние. Всю свою жизнь Януш Корчак готовил детей к жизни. После перевода Дома сирот в гетто надо ответить на вопрос, которого нет и не может быть ни в одном учебнике педагогики: как готовить детей к смерти? Говорить им правду, или обманывать их?

Он предпочел третье, остаться со своими воспитанниками навсегда...

После отправки Дома сирот в Треблинку в Польше долго не верили в смерть детей и Корчака.

«Они живы, - говорили люди, - и Старый Доктор, и дети. Живы! Их не взял огонь - отступился…Дети живы. И пан Доктор жив. Ходят по селам. Где добрый человек живет - они в дверь постучат. А если злой живет - пройдут мимо …»

Пусть мы дымом истаем над адовым пеклом,
Пусть тела превратятся в горючую лаву,
Но дождем, но травою, но ветром, но пеплом,
Мы вернемся, вернемся, вернемся в Варшаву!"

На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: "Януш Корчак и дети".

Янош Корчак, 1918 г.

Польский врач-педиатр (по образованию), педагог и писатель.

Януш Корчак – псевдоним, имя при рождении: Хенрик Гольдшмит / Henryk Goldszmit.

С пятого класса гимназии Хенрик подрабатывал репетиторством. В студенчестве Хенрик Гольдшмит специально ездил в Швейцарию, чтобы изучить педагогическую деятельность последователей идей Иоганна-Генриха Песталоцци .

В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне и Первой мировой войне.

В 1911 году Януш Корчак оставляет профессию врача и основывает в Варшаве, на средства филантропов, «Дом сирот» для еврейских детей.

«Как российский подданный, Гольдшмит был мобилизован на Русско-Японскую войну (1904-1905) в качестве военного врача. На фронт он ушёл из детской больницы для бедных (где проработал в общей сложности восемь лет). После окончания войны Хенрик не сразу вернулся домой; некоторое время он практиковался в известных клиниках Берлина, Лондона и Парижа.
В 29 лет молодой врач принял решение не заводить собственную семью, посвятив себя своим маленьким пациентам. А в 30 он снова пришел работать в варшавскую больницу. Вскоре о Гольдшмите заговорили, как об известном специалисте, великолепном диагносте, чьи гонорары высоки, но результат лечения превышает ожидания и надежды. Но что касается гонораров, то дело здесь обстояло не совсем так. Да, врач и писатель действительно получал от богатых пациентов приличные суммы, но детей бедняков всегда лечил даром, отказываясь брать хотя бы мелочь.
В 1908 году Гольдшмит стал членом правления благотворительной еврейской организации «Помощь сиротам» и душой сиротского приюта. Стараниями врача этот приют за пару лет превратился в солидное учреждение.
В 1911 году в жизни Корчака произошёл переворот.
Он, врач по образованию, решил посвятить себя педагогической деятельности и возглавил Дом сирот, который как раз переехал в новое трехэтажное здание.
Это заведение, просуществовавшее в течение 30 лет, стало также собственным домом директора: Корчак занимал маленькую комнатку под самой крышей. На его попечении находились сначала 100, а затем 200 детей разного возраста.
При этом в Доме работали всего восемь человек воспитателей (они же исполняли обязанности обслуживающего персонала) - такие же увлечённые и преданные своему делу люди.
Теперь Корчак методично создавал особый мир - детскую республику, основой которой были равенство, справедливость, отсутствие насилия, тирании и неограниченной власти.
Например, в детском доме был создан суд. Дети имели право подать жалобу на воспитателя, поступившего несправедливо. А моральной обязанностью взрослого было требовать оценки своему поступку.
Директор, кстати, и сам несколько раз подавал в суд... на самого себя!
Это случалось, когда он сомневался в справедливости своих действий (необоснованно заподозрил девочку в краже, оскорбил в сердцах судью, выгнал упрямого баламута из спальни). Интересно, что кодекс для «Товарищеского суда», состоящий из 1000 пунктов, сочинил сам Корчак. Обычно на заседаниях выносились только два приговора: оправдать или простить. А пункт «опасен для окружающих и подлежит исключению» за все 30 лет работы детского дома применялся лишь дважды... Во главе маленького детского «государства» стоял «Совет самоуправления».
Удивительный директор создал также первую в мире печатную газету, которую делали сами дети,
Называлась она «Maly Przegld». Кроме того, Старый Доктор разрешил отдельные виды «неблагонравия»: драться по «дуэльному кодексу» (со свидетелями, секундантами, с занесением в специальный журнал повода драки), обмениваться вещами (но только честно, по составленному списку эквивалентов), заключать пари (оформлялось оно у самого директора)».

Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Ильченко А. П., Рудычева И. А., 100 знаменитых евреев, Харьков, «Фолио», 2006 г., с. 222-223.

В 1940 году Януш Корчак вместе с 200 воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. От разных людей он получил предложения покинуть воспитанников и спастись самому, но на все предложения педагог ответил отказом.

«… писатель продолжал ежедневно отправляться в рейд по гетто, всеми правдами и неправдами стараясь раздобыть хоть немного пищи для своих подопечных. А по ночам приводил в порядок тридцатилетние наблюдения за детьми и писал дневник. Эти бумаги, вмурованные в стену на чердаке Дома сирот, нашли только в 1957 году. Последняя страница датирована 3 августа - за два дня до того как Корчак повёл своих детей к поезду в Треблинку... Странно, но в последних своих записях автор дневника пытался найти человеческое даже в эсэсовцах.
Старый Доктор прекрасно знал, что его ждёт. Всю свою жизнь он готовил детей к дальнейшей жизни, а весной и летом 1942 года столкнулся со страшной задачей: как подготовить ребятишек к смерти... И решение было найдено. В июле директор Дома сирот со своими воспитанниками занялись театром и поставили пьесу, написанную великим индийским мыслителем Рабиндранатом Тагором . В ней всё было двусмысленно и говорило о буддистских представлениях о непрерывности жизни, о сансаре - колесе превращений. Репетируя, а затем показывая премьеру немногим зрителям, Корчак пытался внушить ребятам: смерти не существует, их ожидает только переход в иную жизнь.
5 августа 1942 года весь Дом сирот вместе с воспитателями выстроили на улице. Удивительный директор и его питомцы отправились в свой последний путь. Возглавлял колонну, над которой развевалось зелёное знамя Матиугца, сам Корчак. За руки он вёл двоих детей. Впервые евреи гетто шли на смерть с честью... Двести ребят не плакали, никто не пытался убежать, спрятаться. Они лишь старались быть поближе к своему учителю - единственному родному для них человеку.
В Варшаве колонны направились на пункт перегрузки - привокзальную площадь. Люди, видевшие детей, плакали. А сами ребята сохраняли завидное спокойствие. Ещё ни разу до этого смертников не приводили сюда строем, со знаменем, с руководителем во главе. Увиденное взбесило коменданта пункта. Но, узнав, что с детьми пришёл Корчак, офицер задумался. Когда ребятишек уже погрузили в вагоны, немец спросил у директора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». Писатель подтвердил своё авторство и поинтересовался, какое это имеет отношение к отправке эшелона. Комендант сказал, что читал эту книгу в детстве и... предложил Старому Доктору остаться. Тот спросил, могут ли освободить детей; узнав, что его воспитанникам никто помочь не сможет, писатель сказал: «Дети - это главное!» - и захлопнул за собой дверь изнутри.
Корчаку удалось спасти только одного мальчугана: он поднял ребенка на руки, и тот смог выбраться через крошечное окошко товарного вагона. Но от судьбы не уйдёшь: малыш, добравшийся до Варшавы, вскоре всё же погиб. Чуда не произошло. Однако удивительный Доктор сделал то, что было в его силах, - не оставил, ребят перед лицом смерти так же, как не оставлял их перед лицом жизни...
Могилы писателя, понятно, не сохранилось: 6 августа 1942 года (предположительно, поскольку документальных подтверждений не осталось) его вместе с детьми и сотрудниками Дома сирот отправили в газовую камеру, а затем сожгли, как мусор.
И лишь детские рисунки на стене одного из бараков лагеря смерти в Треблинке стали немыми свидетелями разыгравшейся трагедии...
«Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается...» - писал в своём дневнике Януш Корчак . Он никогда не обманывал своих подопечных. Почему же дети вели себя столь спокойно, с достоинством при отправке? Отступился ли в конце жизни Старый Доктор от своих принципов? Может, он выдумал для детей историю о поездке в сельскую местность? Вряд ли! Врать писатель действительно не умел, да и ребята сразу же почувствовали бы фальшь... Скорее всего, директор поддержал ребят не словами, а собственной уверенностью и спокойствием. Как бы то ни было, последний урок на немыслимую для учителя тему «Что такое смерть и как умирать достойно» Старый Доктор провел блестяще...»

Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Ильченко А. П., Рудычева И. А., 100 знаменитых евреев, Харьков, «Фолио», 2006 г., с. 224-225.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

September 27th, 2011

Развенчиваем мифы


Когда меня "учили на учителя", поведали было и историю героического человека, беззаветно любящего детей,
оставшемуся в памяти потомков благодаря самоотречению.
Прошло время. Имя помню. Деталей, естественно, нет. Их и тогда не сообщали. Приказано было: помнить! Из того времени еще отлично помню, что никто не делал на этой биографии акцента. Рассказали. Прослушали. Благополучно забыли.
Никто из самых экзальтированных однокурсниц и "подлиз" педагогини не предложил привычного:
"А давайте.." типа, цветы куда - нибудь возложим или объявим акцию..
Не потому, что кто - то знал об этом имени больше других. Никому ничего и знать было не положено. Просто так уж сложилось..И удивительно, и радующе..
Статья, найденная у френда по случаю, кажется, объясняет и это:

Судьба этого человека стала в последнее время предметом самых омерзительных жидовских спекуляций.
А вообще-то мы прикасаемся к дичайшей человеческой трагедии. В его жизни произошло то, о чем мечтает каждый из нас: осуществление один к одному задуманных желаний. Так вот Корчак, по не зависящим от него обстоятельствам,
был подведен к черте, за которой уже не могло быть никакой жизни. Конечно, в этом была и его личная вина.
Но и безмерная личная трагедия - тоже.

Поэтому, когда очередное жидовское ничтожество начинает попрекать кого-либо «подвигом врача и детского писателя еврея Корчака» - эту гниду надо каждому безжалостно давить ногами. Для ее же пользы. Возможно, кто-то из этих осатанелых жидов задумается, куда он движется на подобных спекуляциях.
«Корчак» - это псевдоним. У этого человека была довольно неблагозвучная на польском жидовская фамилия. Неважно. Ему пришлось слишком рано задуматься о многих вещах, которые подавляющему большинству даются без всяких сложностей.
Многие заметили, что жиды весьма часто в дискуссиях прямо говорят в лицо собеседнику, что он - сумасшедший, является для них «предметом психиатрического исследования» и проч.
Как правило, «ненормальность» их собеседника выражается в нормальном нежелании немедленно признать расовое превосходство жидов над всеми живущими.
Вот здесь уже большинству жидов надо остановиться и задуматься, что калитка на скотобойню гостеприимно открыта каждому.
Статистика, кстати, бесстрастно фиксирует превалирование психических расстройств именно у жидов.
Корчак при жизни посетил эту самую скотобойню.
И «подвиг» его был актом суицида. После исполнения всех его желаний, жить дальше ему было нельзя.

* * *
Его отец, вполне благополучный судебный сутяга, ставший довольно известным адвокатом, внезапно в расцвете карьеры впадает в буйное помешательство.
Корчак избирает карьеру врача. В ходе изучения основ профессии он понимает, что в отцовском случае он имеет дело
с тяжелым психическим расстройством наследственного характера.
Как врач, он отдает себе отчет, на что может обречь своих детей. Мало того, что вероятность рождения ребенка
с психическими отклонениями в его случае велика, он проецирует на свое еще не родившееся потомство те несчастья, которые довелось испытать самому, когда его семья длительное время пыталась скрыть заболевание отца.
Вот здесь он, казалось бы, делает правильный нравственный выбор: он решает специализироваться в педиатрии,
а сам навсегда отказывается от мысли иметь детей.
То есть решает посвятить жизнь здоровью чужих детей.

Многие ли из нас решали сделать такое со своей жизнью? По сути, он принимает добровольный монашеский обет. Остановимся на этом выборе подробнее.

Он, как за соломинку, хватается в своем нравственном выборе за детей, которые долгое время без дурного влияния - словно ангелы во плоти.
В принципе, материальное положение семьи позволяло ему занять достойное место в общественной среде.
Кроме того, он был призван в польскую армию, стал "официиром".
Он закончил медицинский факультет европейского университета… Короче, он мог стать детским врачом вполне обеспеченных слоев польского общества. К жидам отношение в Польше тех лет было вполне толерантным.
А к "официирам "- и вообще с пиететом.
Но Корчак в своем уходе от соблазнов мирских последователен, он становится врачом беднейших слоев населения варшавских пригородов.

Корчак решил не рисковать, только и всего. Да, вероятность родить больного ребенка, вероятность сойти с ума самому - была для него очень велика. Но оставался 50-ти процентный шанс избежать наследственного заболевания.

Корчак, который становится педиатром в самый разгар детского туберкулеза, когда один больной ребенок немедленно заражает 8-12 своих братьев и сестер. Основное условие повального заражения - недоедание и скученность бытовых условий. Корчак пытается бороться с «социальными корнями» заболеваемости, видя их причину… в высокой рождаемости.

* * *
Вообще история доктора Корчака… настолько актуальна для нашего общества, что сложно не рассмотреть ее
«в деталях».
(Екатерина Лахова должна быть благодарна судьбе, которая уберегла ее от исполнения ее желаний.
Напомню, что эта милая женщина и мать несколько раз пыталась протащить законопроект о принудительной кастрации женщин.)
Корчак тоже идет по этому пути. Какой-то чисто жидовский подход к решению всех проблем. Но он оперирует достоверной статистикой заболеваемости туберкулезом, пишет статьи с реальными примерами из жизни. Он организует летние оздоровительные лагеря для детей, собирая деньги на них в богатых домах, куда еще был вхожим. Он видит, с какой неохотой дети возвращаются в нищие переполненные каморки, чтобы слечь поздней осенью с открытым туберкулезом…
А это мы еще не касаемся бытового сифилиса и прочих мелких «радостей» бытия…

Возможно, именно потому, что жиды имели собственное государство лишь в библейских притчах, мышление на макроуровне у них отсутствует начисто. Поэтому они и требуют на макроуровне проявления нравственных критериев микроуровня: любви и уважении, которые каждый из нас должен завоевать самостоятельно.
Наверно, поэтому и с паном Корчаком вышел казус, когда в качестве государственной меры он потребовал… поголовной кастрации полек нищих пригородов. Иного решения проблемы детской смертности заболеваемости он не видел, кроме как в резком сокращении поголовья своих маленьких пациентов.
Одни, рискуя жизнью, разрабатывают противотуберкулезную вакцину, другие - требуют принудительной кастрации .

Даже спустя десятилетие после войны подходы доктора Корчака были в медицинской среде нарицательными. Множество челюстно-лицевых операций, различных проколов в носоглотке, даже операций по удалению аденоидов - длятся считанные мгновения. Наркоз был некачественным, вызывал множество осложнений и аллергических реакций вплоть до остановки дыхания. Новокаин вызывал отеки верхних дыхательных путей почти у половины пациентов вплоть до конца 70-х.
Один цикловых докторов заслужил на этой почве «почетное» у польских коллег прозвище «пан Корчак», проводя часть «показательных» операций, длившихся секунды, без наркоза.
Представьте, резкий взмах скальпелем, дикий рев пациента, стремительно наполняющаяся литровая банка гноя с кровью, и в качестве цветочков - несколько болезненных манипуляций по промыванию раны раствором марганцовки или фурацелина. Хорошо же? Любой доктор подтвердит, что в таком случае никаких осложнений точно не будет. Но после этого при обходе взрослые мужики, практически здоровые, смотрели на этого «человека в белом халате» с нескрываемым ужасом.

Развитие мышления Корчака не ограничилось одной кастрацией. Как нынче жиды не желают адекватно воспринимать обращенные к ним претензии, полагая, что все «антисемиты» не могут сообщить им нечто полезного в отношении их неадекватного поведения в обществе, так и Корчак, почувствовав резкое неприятие своей позиции даже в богатых слоях польского общества, пустился во все тяжкие.
Он докатился… до европейских конференций по евгенике, педологии и прочих «прогрессивных течений». Среди немецких приверженцев евгеники пользовался безусловным авторитетом.

Heприятие некачественного наркоза постепенно переродилось в отрицание наркоза вообще и формирование милого ответвления «дианетики», заключавшегося в том, что настоящий врач должен быть… немножко садистом .
Совсем чуть-чуть. Капельку. Согласитесь, любому пациенту достаточно сложно точно определить размеры этой «капельки» для себя лично.
Безусловно, навороты доктора Корчака из того же чисто медицинского флакончика. Но не только. Его «капелька» простерлась до уничтожения психически неполноценных индивидов, выбраковки младенцев и сокращения врачебных манипуляций спасения младенцев при родовспоможении. И все это… чтобы неполноценные пациенты мучались поменьше. Совсем капельку.

Конечно, с прогрессом акушерства и гинекологии человечество получило множество проблем, прежде всего, в педиатрии. Корчак предложил не оказывать помощь младенцам с асфиксией, немедленно уничтожать всех младенцев с выраженными врожденными уродствами. До такого никто из врачей, включая и немецких врачей, прежде даже не помышляли. Нельзя сказать, что в СССР к этим идеям относились совсем без внимания. Уничтожения психически неполноценных пациентов имели место и у нас. Но к чести советских медиков надо сказать, что подобные акции инспировались не медицинскими кругами.
У наших медиков всегда была спорная, но железная позиция по этому вопросу: надо бороться за каждого «неполноценного пациента», включая даже прежде не опробованные методики, чтобы когда-нибудь научиться лечить и эти заболевания.

Да, здесь тоже присутствует доля чисто медицинского цинизма: пациент при этом рассматривается как ценный «материал» для наблюдений. Но этот «материал» рассматривался в индивидуальном порядке конкретного случая врачебной практики,
а отнюдь не в качестве «материала» для получения стволовых клеток,
как рассматривали израильские врачи похищенных российских младенцев.

То есть «дело Корчака» живет и безусловно побеждает только в среде жидов. Возможно, это такое психическое извращение на почве «насионального» жидовского развития. А поскольку все это подается под благим соусом спасения
«тех, кого можно спасти», то далее корыстью и цинизмом заражается и нежидовская часть медиков.

И пану Корчаку на этом тернистом пути поиска оптимального блага пациента - принадлежит безусловная пальма первенства.
Но как так? Ведь жиды «не могут быть фашистами», как совершенно ошибочно успокаивают себя многие нестойкие в нравственном отношении индивиды. Давайте, только не на русском будем такие глупости говорить, лады? Поскольку пока еще подсчитали далеко не всех погибших в ходе уголовного жидовского беспредела последних лет. До 18 миллионов досчитали, а дальше духу не хватило считать. Это, скажете, не фашизм? Самый обыкновенный фашизм.

Хотя… пан Корчак был абсолютно бескорыстен, а своих пациентов никогда не делил по национальному признаку. Справедливости ради замечу, что собственные притязания на регулирование рождаемости он простирал и на нищие жидовские предместья. Перед войной он был достаточно одиозной, но, благодаря известности за границей, довольно популярной личностью. В прессе часто публиковали рассказы о его общении с детьми.
Человек противоречив по своей натуре. В целом Корчак был очень милым человеком и действительно прекрасным детским доктором. Да многие фашисты по жизни были милыми людьми, обаятельными и культурными в общении.
* * *
И в пане Корчаке тоже было много прекрасного и удивительного. Он сочинял детям сказки. Про того же короля Матеуша Первого. В среде польских сказочников он был, пожалуй, посредственностью. Предвоенное и послевоенное время в Польше был невиданный расцвет этого жанра. Гарри Поттер - явное и жалкое подражание знаменитой «Академии пана Кляксы». Польские сказочники вырастили поколение безусловных патриотов своей Родины. Наверно, потому, что сами безрассудно любили свою Родину. Как ни дико это прозвучит после всего сказанного, но Корчак был таким же не рассуждающим патриотом Польши. Такого не встретишь в нынешних жидах, рассуждающих «для начала надо разобраться, что такое Родина», приводящих длинный список претензий к своему Отечеству. Другое дело, что и свое участие в «международном процессе» развития евгеники и педологии он рассматривал в качестве «повышения престижа страны».

В прессе много писалось о наказаниях, введенных Корчаком в детском приюте, организованном и открытом им на собственные средства и пожертвования. Нашалившие дети ставились не в угол, а сажались на шкаф. В приюте возникла своеобразная республика ребячьего самоуправления. Однажды дети высказали какие-то незначительные замечания и в отношении пана Корчака. И тот, на общих основаниях, был вынужден отсидеть свое на шкафу.

Потом началась война. Как польский официир запаса, Корчак выступает на радио, призывая сражаться за каждую пядь польской земли. Но исход танковых сражений был предрешен не в пользу страны, основным видом войск в которой была… кавалерия.

В период оккупации Корчак мог порадоваться триумфальному осуществлению своих самых смелых идей. Немцы, уничтожая психбольницы и дома умалишенных вместе с контингентом, вводят принудительную кастрацию польского населения, в первую очередь, для круглых сирот, т.е. для бывших воспитанниц Корчака. Хорошо рассуждать о чем-то в общем, гипотетически. Не всегда приятно сталкиваться с этим в реальности.

Представьте себе, несмотря на еврейское происхождение, со стороны немецкой администрации отношение к Корчаку было самым лояльным. Да и польская сторона без него в этот период никак обойтись не могла. Под покровом ночи к нему в приют приводили все новых сирот. Так он и жил: днем ему плевали в лицо, а ночью приводили новеньких и просили подлечить ребенка.

Не сказать, чтобы население еврейского гетто, где, в конце концов, оказывается приют доктора Корчака, было в восторге от него самого и его блестящих связей в среде немецких военных медиков.
Евреи могут обожать себе подобных только на почве ненависти ко всему НЕеврейскому, по нужде или из корысти.
Но они с удовольствием грызут и друг другу глотки в отсутствии антисемитов. Им приходилось умолять заглянуть какого-нить антисемита, чтобы просто не поубивать друг друга, тривиально самим «остаться в живых» в обществе себе подобных.
Корчаку пакостили и обворовывали приют «обезумевшие от голода люди». Не стоит жидам спекулировать на этом имени хотя бы по этой причине. Приют пана Корчака выживал… только благодаря помощи немецких врачей.

Нынче каждая жидовская сволочь, нажравшись до отвала, лезет в Интернет распускать сопли, как она пострадала от «холокоста»!
Как-то один читатель поинтересовался на литературном форуме авторством строчек про то, как при сорокаградусном морозе с крыш ручьями капает вода, если рассказать такое в прозе, люди не поверят никогда. Поставьте эти строчки в поисковик, возможно, наткнетесь на нашу давешнюю дискуссию.
Дело в том, что эти незамысловатые строчки приписываются как поэту Межирову, так и одному еврейскому поэту. Противно называть его имя. У него есть омерзительный по уровню чисто жидовского фашизма стишок «Варшавское гетто». Жидки в разговоре тут же начали с «нечеловеческой болью» цитировать этот глумливый стишок. Типа, что когда горело гетто, «Варшава жила обычной жизнью» и все весело шутили, что «жгут клопов». Этот жид, конечно, не соизволил поинтересоваться размерами польской рабочей карточки, которая едва превышала пайку осажденного Ленинграда. Ему не пришло в голову подумать, как можно жить «обычной жизнью» среди кюветов, заполненных трупами расстрелянных заложников, когда самые обычные вещи типа пользования керосинкой после комендантского часа могут быть расценены причиной немедленного расстрела. Ну, взять парочку жидов, принудительно кастрировать, запретить получать дальнейшее образование, определив две профессии: уборщица или проститутка, а потом отправить жить «обычной жизнью».
Впрочем, сегодня всем известно, что в войну страдали одни жиды, только их подвергали разным издевательствам и лишениям. Удивительно только, чего ради другие дрались «до последнего патрона», если война была для них «обычной жизнью» и причиной весело посмеяться над горелыми клопами.
А разве сами они не жили «обычной жизнью», когда один рыжий жидок решил, что ничего особенного не произойдет, если в его «рыночные преобразования» уголовного характера «не впишутся» 30 миллионов человек?..

На фестивале театров, где играют дети, «Театральные ладушки-2001» я видела детский спектакль о Януше Корчаке,
где дура-режиссерша буквально доводила детей до истерик.
Вот-де, какие фашисты противные, детей убивают! Мальчик, игравший фашиста, бился в настоящем припадке, не желая приканчивать Корчака - ослепительного идеалиста, поразившего своими идеями даже эту порочную фашистскую гадину. Спектакль производил отталкивающее впечатление. Он не оставлял простора мысли. Когда ребенку не дают задуматься, пережимая с нотацией до истерики, до визга, да еще на таком материале, которой сложно воспринять маленькому человеку адекватно в камерном общении «малого зала», это приводит к сильному психологическому удару.
И отнюдь не факт, что после на отбитом из «благих побуждений» месте отрастет нечто нравственное. Чаще всего бывает, что после начинает хотеться более острых ощущений. Это случай, когда театральное воздействие оказывает эффект, обратный ожидаемому.
Нынче повсюду жидва ставит спектакли про Корчака, в общем русле новой жидовской фишки - «борьбы с фашизмом». Доборетесь, мои маленькие жидовские читатели! Непременно в очередной раз насобираете пистонов полные штаны. Эта история всех расставит по своим местам.

В первую очередь, надо раз и навсегда распроститься со сладенькой для каждого жида-«антифашиста» мыслью, будто все воспитанники пана Корчака были, конечно, несчастненькие евреи. Потому что другие ведь - и не дети вовсе, они не считаются в этом море разливанном бесстыжей жидовской слезоточивости.

Наверно, я сделаю этим страдальцам в очередной раз больно, если скажу, что Корчак никогда не был жидовским шовинистом. В его приюте содержались сироты. Это все. Без национальности! Почти пять лет оккупации ему удавалось заниматься своим подвижническим делом. И многих малолетних сирот он смог пристроить в программу по онемечиванию, просто, чтобы помочь этим детям выжить.
Его немецкие коллеги, навещавшие его приют, знали, что он - еврей. Но его ценили за широту взглядов и блестящее европейское образование. Однако, чтобы не испытывать «широту взглядов» своих немецких друзей, Корчак приказывал прятаться во время их визита всем еврейским малышам. Немцев встречали только маленькие белобрысые поляки, вызывавшие теплые ностальгические чувства.

А что потом?.. Потом вышел приказ гауляйтера, в связи с нехваткой продовольствия, уничтожить вообще все детские дома. Малышей пяти-шести лет вывезли в лагеря раньше, поскольку немецкими медиками, как нынче в передовых израильских изысканиях со стволовыми клетками, было выяснено, что ничто так быстро не ставит на ноги раненного солдата, как переливание крови ребенка пяти-шести лет, причем, именно голодного.
То есть маленьких доноров не кормили еще и по «медицинским соображениям». Но пускай жиды не воняют, славянских детей для этого использовали на полную катушку всю войну, а вот жидят - нет.
Кроме отбора крови, из малышей извлекался и спинной мозг, а вот стволовые клетки проклятые фашисты тогда еще не умели извлекать.

Немецкие друзья, заранее предупредив Корчака, уговаривали его утром в день акции - пойти развеяться куда-нить.
Чтобы нервы не испортить. В этом случае, наверно, не надо быть и гением большой прозы, чтобы представить бессонную ночь и постепенное понимание, что идти-то уже давно некуда.
Думаю, тем не менее, поехав на грузовике сопровождать детей на вокзал, Корчак еще оставлял для себя возможность вернуться назад… Потом, увидев, как плачут все дети за натянутой веревкой ограждения, он шагнул к ним.
Он знал, куда их везут, но уверял, что их просто вывозят «за город», а они верили ему… пока не увидели весь состав. Корчак тоже увидел весь состав. И, несмотря на все свои навороты, на множество совершенных ошибок, заблуждений, на то, что ему приписывает сегодня потерявшая стыд жидва, он, как любой из нас, боялся смерти. Никто, увидав весь состав, по доброй воле не зашел бы за заграждение. По крайней мере, сразу. Потому доктор Корчак задержался за ограждением. Может, просто встал отдышаться. Время было, такой состав почти никогда не отходит минута в минуту. Он отдышался и пошел к детям.
Поляки говорят, что он не шел напролом с героически поднятой головой, с презрением отталкивая унтера, вежливо попросившего аусвайс, как это показывают в постановках дурного вкуса. Просто его дети выглядели среди этого отчаяния и гама переполненного состава в один конец на Треблинку - настолько… сиротами, совсем по-настоящему сиротами, что он бочком аккуратно перелез ограждение, откуда уже не было пути назад…

* * *
Теперь все вы знаете историю доктора Корчака. Понимаю, что упертого жидовского «антифашиста» вряд ли остановит сказанное.
Но те жиды, кто способен думать, задумайтесь, какие еще «открытия чудные» вас ждут на пути пропаганды безусловного превосходства жидовских страданий над страданиями «обычных людей». Если вы способны такое говорить потомкам людей, которым каждая жидовская сволочь, вякающая о «холокосте» на русском, обязана своей никчемной жизнью, не время ли подумать, куда вы с этим придете завтра, в ожидании состава в один конец? Не время ли вспомнить, сколько несчастий принесли ваши соплеменники-фашисты, решившие без труда стать «эффективными собственниками», вашей Родине и тем, к кому вы суетесь с моральками.
Задумайтесь, пока не поздно, над собственными заблуждениями. История доктора Корчака уникальна тем, что ему таки подали персональный состав, который увез его в бессмертие. А вам никто не подаст. С доктором Корчаком это произошло потому, что у него хватило ума осмыслить то, что происходило на его глазах, как осуществление своих собственных замыслов.

Иначе, чего же врать, будто когда-либо читали сказку про короля Матеуша? Матеуш - это сам Корчак, желавший быть хорошим, но думавший не всегда правильно. Это очень просто понять любому, кто умеет читать.
Кроме того, он никогда не отлынивал от работы, сколько бы ее не возникало в результате жизнедеятельности некастрированных сограждан и этнических чисток продвинутых немецких евгеников. Он любил свою Родину, свою работу. Ему, кстати, предлагали уехать.
А кто-то из жидов полагает, что им всем не придется отвечать за то, сколько жидов "свалило" в наше «мирное время»
по первому свисту своих уголовных соплеменников?
Не за охоту к перемене мест, а за тихий шепоток:
«Надо валить! Сейчас здесь такое начнется!»
Думаете, никогда не спросят, как вы обгаживали Родину и всех нас в американском посольстве?..
Да, свалившим лучше сюда не возвращаться, больше здесь они никогда не понадобятся. Раз до сего дня без вас обошлись, там и костьми ложитесь, где «реформы» отсиживались. И лживого Бен Лазара нам нечего в качестве межэтнического гуру навяливать, - противно.

Просто надо понять, что ни с кем больше не случится того же, что и с доктором Корчаком. Никому больше не представится случай загладить все сделанное одним шагом за ограждение. Потому что перед этим шагом, кроме заблуждений, были годы беззаветной работы на благо Родины. А у вас за спиной - только нескончаемая цепь предательств
и провокаций.

подавляющее большинство нынешних борцов «за холокост во всем мире!»
- сдохнет, как и жило,- сволочью.

Он не сдался, даже сам Гитлер не смог заставить его согнуться под натиском третьего рейха. Польский писатель и журналист, врач и педагог Януш Корчак, известный во всем мире своими чудесными романами, повестями и педагогическими работами, шел вместе с детьми в свой последний путь под дулами эсэсовских автоматов. Дети шли за ним колонной, а над ними развивалось знамя. Немецкие солдаты не могли поверить, что это происходит на их глазах. Таков был молчаливый протест обреченных на смерть.

Януш Корчак, а на самом деле Генрик Гольдшмит, родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье; отец его был известным адвокатом. Литературный псевдоним “Януш Корчак” он принял юношей... и под этим именем стал одним из самых любимых и почитаемых мыслителей педагогики и детских писателей.

Как пишет сам Януш в своем дневнике “...папуля называл меня в детстве растяпой и олухом, а в бурные моменты даже идиотом и ослом. Одна только бабка верила в мою звезду... Они были правы. Поровну. Пятьдесят на пятьдесят. Бабуня и папа.

Бабушка давала мне изюм и говорила:

Философ.

Кажется, уже тогда я поведал бабуне в интимной беседе мой смелый план переустройства мира. Ни больше, ни меньше, только выбросить все деньги. Как и куда выбросить и что потом делать, я толком не знал. Не надо осуждать слишком сурово.

Мне было тогда пять лет, а проблема ошеломляюще трудная: что делать, чтобы не стало детей грязных, оборванных и голодных, с которыми мне не разрешается играть во дворе, где под каштаном был похоронен в вате в жестяной коробке от леденцов первый покойник, близкий и дорогой мне, на сей раз только кенарь. Его смерть выдвинула таинственную проблему вероисповедания.

Я хотел поставить на его могиле крест. Дворничка сказала, что нельзя, поскольку это птица - нечто более низкое, чем человек. Даже плакать грех. Подумаешь дворничка. Но хуже, Но хуже, что сын домового сторожа заявил, что кенарь был евреем.

Я тоже еврей, а он - поляк, католик. Он в раю, я наоборот, если не буду говорить плохих слов и буду послушно приносить ему украденный дома сахар - попаду после смерти в то место, которое по-настоящему адом не является, но там темно. А я боялся темных комнат…”

Став студентом медицины, Корчак преподавал на тайных курсах, запрещенных царской администрацией, работал в бесплатной читальне для бедных, учил в школе, помогал матери содержать семью после смерти отца, - пишет Грабарчик. - За участие в студенческих демонстрациях был арестован. Как российский подданный воевал с японцами.

В 29 лет Корчак решает жить в одиночестве. “Сыном своим я выбрал идею служения ребенку”... - писал он, спустя тридцать лет. С 30 лет Корчак работает больничным врачом. Становится известным специалистом. Получает высокие гонорары от богатых пациентов и даром лечит детей бедняков.

В 1911 году он посвящает себя воспитательной деятельности, возглавив Дом сирот, который до конца жизни был его собственным домом. “Добра в тысячу раз больше, чем зла, - пишет он. - Добро сильно и несокрушимо. Неправда, что легче испортить, чем исправить”. Как сказал кто-то, Корчак создавал детскую республику... крошечное ядрышко равенства, справедливости внутри мира, построенного на угнетении.

"...прежде всего в Доме сирот не должно быть насилия, тирании, неограниченной власти - никого, даже воспитателей. Нет ничего хуже, когда многое зависит от одного, - пишет “Школьная газета” Дома сирот. - ... когда кто-либо знает, что он незаменим, он начинает себе слишком много позволять...”

Когда в корчаковском детском доме создается суд..., предусматривается право детей подавать жалобу и на воспитателя, если тот поступил несправедливо, и право - даже моральная обязанность - самого воспитателя просить суд дать оценку своему поступку, если он считает этот поступок несправедливым или хотя бы сомневается в справедливости совершенного. Корчак несколько раз сам подавал на себя в суд: когда необоснованно заподозрил девочку в краже, когда сгоряча оскорбил судью, когда выставил расшалившегося мальчишку из спальни.

Януш Корчак с детьми в 1920-х

В этом не было и тени позы... “Я категорически утверждаю, - писал Корчак в книге “Дом сирот”, - что эти несколько судебных дел были краеугольным камнем моего перевоспитания как нового “конституционного” воспитателя, который не обижает детей не потому только, что хорошо к ним относится, а потому, что существует институт, который защищает детей от произвола, своевластия и деспотизма воспитателей”.

Корчак пишет сказки, книги о воспитании... Он создает “Малый Пшегленд” (“Маленькое обозрение”), первую в мире печатную газету, делающуюся не для детей - сверху вниз, - а самими детьми, защищающую интересы ребят.

А когда объявили мобилизацию, Корчак вынул из нафталина свой майорский мундир и попросился в армию, - пишет Неверли. - Начальники в соответствующих инстанциях обещали, но мало что могли сделать в невообразимом хаосе... что предпринять для защиты родины?

Детский дом, май 1940

На Варшаву падают первые бомбы. Сквозь их грохот... люди услышали знакомый голос: у микрофона польского радио снова стоял старый доктор… Это не были уже сказочные радиобеседы из области “шутливой педагогики для взрослых и детей”. Старый доктор говорил об обороне Варшавы..., о том, как должны вести себя дети в различных ситуациях опасности...

Варшава пала... В “Доме сирот”... разбитые окна позатыкали, заклеили, чем пришлось, однако осенний ветер гулял по залу. Дети сидели за столами в пальто, а Доктор был в высоких офицерских сапогах, в мундире. Я высказал удивление по поводу того, что все еще вижу на нем эту униформу, вроде ведь он никогда не питал к ней особого пристрастия, напротив...

То было прежде. Теперь другое дело.

Пан доктор, но это же бессмысленно. Вы провоцируете гитлеровцев, мозоля им глаза мундиром, которого уже никто не носит.

То-то и оно, что никто не носит, это мундир солдата, которого предали, - отрезал Корчак.

Памятник в Яд Вашем

Он снял его только год спустя, вняв настойчивым просьбам друзей, доказавших, что он подвергает опасности не только себя, но и детей. Во всяком случае, стоит вспомнить о том, что он был в годы оккупации последним офицером, носившим мундир Войска Польского.

В этом мундире Корчак в сороковом году пошел хлопотать о возвращении детям подводы с картофелем, реквизированной властями во время перевода Дома сирот на территорию еврейского гетто. Его арестовали. Из тюрьмы Павьяк Старого Доктора вырвали (под залог) старания его бывших воспитанников и деятелей гетто.

“Кто бежит от истории, того история догонит... - подчеркивал Януш Корчак в воззвании “К евреям!” в октябре 1939 года. - Мы несем общую ответственность не за Дом сирот, а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее - традицию лет. Сохранить благородство в несчастии!...” А уже в феврале 1940 года, он писал: “С радостью подтверждаю, что за малыми исключениями человек - существо и разумное и доброе. Уже не сто, а сто пятьдесят детей живет в Доме сирот”. И подписался “Д-р Генрик Гольдшмит, Януш Корчак, Старый Доктор из Радио”.

Сотни людей пытались спасти Корчака. “На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы, - рассказывает Неверли. - Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица... Корчак взглянул на меня так, что я съежился... Смысл ответа доктора был такой... не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? И можно ли все это пережить?”...

Документальный фильм о Януше Корчаке (русские субтитры)

Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими. По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми... и писал дневник:

Варшава - моя, и я - ее. Скажу больше: я - это она.

Мне сказал один мальчик, покидая Дом Сирот: “Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете существуют честные люди, которые не крадут. Не знал бы, что можно говорить правду. Не знал бы, что на свете есть правда...”

Поливаю цветы. Моя лысина в окне - такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может быть, до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека... Это последняя строчка в дневнике Януша Корчака. Он искал человека даже в эсэсовце. Многоточие - его рукой.

ХРОНИКА ПУТИ МУЖЕСТВА

Пятого августа сорок второго года... Дом Сирот - дети и взрослые - выстроились на улице, - пишет Шаров. - Корчак и его дети начали последний путь. Над детским строем развивалось зеленое знамя Матиуша. Корчак шел впереди, держа за руки двух детей... Колонна обреченных детей с детской силой и бесстрашием разрезала самый строй фашизма.

Ремба (очевидец):

Дети построились по четверо. Корчак с высоко поднятой головой шел впереди... Второй отряд вела Стефания Вильчинска, третий - Бронятовска..., четвертый - Штернфельд... Это были первые евреи (гетто), которые шли на смерть с честью, презрительно глядя на людоедов.

Перле (очевидец):

Эти двести ребят не кричали, двести невинных существ не плакали, ни один не побежал, ни один не спрятался, они только теснились, как птенцы, возле своего учителя и воспитателя, своего отца и брата...

Шаров:

Из Варшавы поезд повез детей в Треблинку. Один только мальчик выбрался на волю: Корчак поднял его на руки, и мальчику удалось выскользнуть в маленькое окошко товарного вагона. Но и этот мальчик потом, в Варшаве, погиб. Говорят, что на стенах одного из бараков в Треблинке остались детские рисунки - больше ничего не сохранилось.

Неверли:

На Умшлагплац (привокзальная площадь в Варшаве, пункт перегрузки), прибыл Дом сирот с Корчаком. Люди замерли, будто появилась сама смерть, некоторые плакали. Вот так, стройной колонной, по четыре человека в ряду, со знаменем, с руководителем во главе, сюда еще не приводили...

Что это такое? - закричал комендант Умшлагплаца.

Ему сказали: это Корчак с детьми. Комендант задумался, начал вспоминать, но вспомнил, когда дети были уже в вагонах. Он спросил у Доктора:

Это Вы написали “Банкротство маленького Джека”?

Да, а это имеет какое-нибудь отношение к эшелону?

Нет, я просто читал в детстве, хорошая книга, вы можете остаться, доктор...

Невозможно, детям придется поехать...

Ну, нет, - крикнул Доктор, - дети - это главное! - и захлопнул за собой дверь изнутри...

Молитва Корчака по пути на смерть в Треблинку, переданная одним из железнодорожников

Господи, Ты, что страдал за человечество, смилуйся над нашим народом, который породил Тебя и который Тебя не знает. ...мы не знаем Тебя, - Тебя, что страдал за чужие грехи, - но разве Твои страдания страшнее тех, что должны вынести мы! Господи, прости нам, наши прегрешения, мы молим Тебя об этом. ...Господи, воззри на нас сквозь страдания Твои на кресте и освободи нас, народ Твой, от страданий. ...услышь же, Господи, наши молитвы, ибо не будет конца этому игу на земле.Прими нас к себе, да исполнится воля Твоя, ибо кара была бы не столь тяжела, когда б была ниспослана Тобой...

ЯНУШ КОРЧАК. 10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на

них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Подготовил: Игорь Светов, журнал IN VICTORY