Меню

Выдающиеся педагоги в истории человечества. Краткие биографии великих педагогов

Жизнь

Не секрет, что на дальнейшую судьбу взрослого человека очень сильно влияет его детство: какие люди окружали ребенка, какие чувства он испытывал. Наблюдая за еврейской детворой, начинаешь понимать, какой потенциал открыт для становления личности каждого из них. Ведь еврейские дети – они такие счастливые, никогда не зажатые тоннами условностей и запретов, но в то же время они всегда ощущают грань дозволенного и не переступают ее. Вспоминая слова главной героини всенародно известного фильма «Ирония судьбы» о том, что работа педагога порой незаметна, но его ошибки судьбоносны для целых поколений, ловишь себя на мысли о том, какие же все-таки еврейские педагоги? Чем обусловлен успех их деятельности? В связи с этим U-JEW расскажет об истории и методиках самых известных еврейских педагогов.

Януш Корчак. В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого назвали Хиршем в честь его деда – известного и уважаемого в городе врача. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт , пошел другой стезей, став успешным адвокатом. В отличие от многих других семей, Гольдшмидты не так сильно осознавали свою принадлежность к еврейству, поэтому родившийся мальчик получил еще и польское имя – Хенрик. Детство Хенрика Гольдшмидта нельзя назвать безоблачно счастливым – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было, мягко говоря, сдержанным. Суровость школьной жизни усугублялась домашними проблемами – когда ему было 11 лет, у его отца проявилось психическое расстройство. От несправедливостей и трудностей жизни Хенрик спасался чтением и стихосложением.

Но вскоре встал вопрос о том, как зарабатывать на жизнь – счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета. 15-летний Хенрик, которому учеба как таковая давалась хорошо, занялся платным репетиторством. И у Хенрика открылся педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его, он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует. Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики под названием «Гордиев узел». Редактор еженедельника, опубликовавший статью, был так восхищен его талантом, что доверил Хенрику вести колонку в издании. Впрочем, сам молодой человек к своим педагогическо-писательским опытам относился не очень серьезно. После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медицинский факультет Варшавского университета.

Писать, однако, он не бросил. Более того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, который сгубил свою семью, явно перенеся в нее личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак . Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.

В 1905 году Хенрик Гольдшмидт участвовал в русско-японской войне в качестве военного медика. После войны Хенрик вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность небывало выросла. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику. В 1907-1908 годах Хенрик Гольдшмидт отправляется сначала в Берлин, а затем во Францию и Англию изучать педагогику, причем стажировки проходят за его счет.

В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает судьбоносное решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Корчак неслучайно занимался проблемами еврейских сирот – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым.

Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Корчак и его соратница Стефания Вильчинская в первый год деятельности приюта работали по 16-18 часов в день. Приходилось с трудом преодолеть уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам. Самым приоритетным вопросом Януш Корчак считал нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе – вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя. После окончания Первой Мировой войны Корчак оказался в рядах армии независимой Польши, перенес тиф, от которого едва не умер, и лишь по окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот».

Он продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало. Все эти педагогические проекты, новые книги были реализованы неимоверным трудом.

Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за экономических проблем. В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:

Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.

Наблюдать ребенка.

Не давить на ребенка.

Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.

Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор . К середине 30-х его приют был признан как успешная новаторская педагогическая методика, книги были известны в мире, однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей.

В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога.

1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами.

Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчак сделал невозможное – он организовал поездку с воспитанниками приюта в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение сирот в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его детям. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что.

В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с еще одним предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней сироты могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.

В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог предпринял последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам. 6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.

Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь. Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни. Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

Ла́сло По́лгар родился 11 мая 1946 года в городе Дьендьеше, Венгрия. Отец Ласло Полгара – Армин Протьовин – во время Второй мировой войны был привлечён к введённой для венгерских евреев «трудовой повинности»; его мать Белла Гельбман родом из Берегово выжила в концентрационном лагере Освенцим, но его дедушка и бабушка были там убиты. Ласло воспитывался в религиозной семье и хотел стать раввином. Его мать и младшая сестра эмигрировали в 1956 году на Запад, в то время как он остался со своим отцом и закончил еврейскую гимназию в Будапеште. В дальнейшем он работал сварщиком и посещал вечерние курсы педагогики, психологии и эсперанто. Позднее он работал в средней школе учителем черчения и этики.

Переписывался со своей будущей женой Кларой Альтбергер, которая жила в селе Вилок Виноградовского района УССР и училась в это время в Ужгородском государственном университете. Клара происходила из семьи венгерских евреев, которые проживали на территории, отошедшей после войны к СССР.

Полгар разработал теорию, согласно которой талант не врождён, а прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Д. Уотсона. Полгар изучал биографии известных гениев, таких как В. Моцарт и К. Гаусс. Из этого он сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенно высокие результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это практически доказать, он посвятил себя полностью воспитанию своих дочерей, которым они вместе с женой дали только домашнее образование. После долгой переписки с уполномоченным министерством он получил на это разрешение в порядке исключения.

Игру в шахматы он выбрал из-за того, что там можно легко проследить за успехами по игре в турнирах. Сама Жужа рассказывает, что шахматы появились случайно, а отец планировал сделать её математиком. Все его дочери стали очень сильными шахматистками.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.

В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера. В его комментариях к ним уже прослеживаются зачатки антропософии. В 1891 г. Рудольфу Штайнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд «Философия свободы». В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики.

Рудольф Штайнер был также незаурядным педагогом. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка» (1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; «неопережение» развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Очень интересен его тезис: «Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Основной метод подачи материала и обучения ребенка – «душевная экономия». Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.

Последний год жизни Штайнера был очень плодотворен. Он создает макет нового Гетеанума, который будет построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, другим отраслям науки и искусства. Рудольф Штайнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925 г.

Генрих Шаррельман (1871–1940) – немецкий педагог, противник традиционного образования. До 1909 г. учитель в Бремене, Гамбурге. Был уволен за протесты против системы обучения в государственных школах. Занимался литературным трудом. В 1919-1926 гг. руководил одной из школ в Бремене. Автор книги "Трудовая школа" (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман отстаивал принципы активного обучения. Генрих видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь, но в то же время не спешил знакомить детей с реальной трудовой деятельностью. Педагог не признавал программу и планирование, будучи сторонником эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.

Выступал с резкой критикой традиционной народной школы с жесткой регламентацией деятельности учителя и учеников. Руководство детьми он понимал, как сотрудничество, носящее тактичный характер. Он выступал с позиций педагогики личности. Главную задачу школы видел в заботе о свободном духовном развитии детей, о выработке у них радостного мироощущения. В связи с этим большое значение придавал творческим работам учащихся. Он разделял идеи свободного воспитания.

Моше Рубин родился в южном бессарабском городе Измаиле в 1856 году, незадолго до того, как он был вновь передан Молдавскому княжеству под турецким контролем. Получил традиционное еврейское религиозное образование, с 1866 года – в Аргентине. Вклад Моше Рубина в педагогику особенно важен тем, что он был одним из первых педагогов в сфере еврейского образования в Аргентине: после того, как его обзор «Escuela Hebrea en constitución» с обоснованием организации еврейских школ в стране возымел действие, в 1905 году и была организована первая такая школа. С 1906 года работал в еврейской школе имени Т. Герцля, второй открывшейся в Аргентине еврейской школе.

С возникновением в Аргентине еврейской прессы на идише в начале XX столетия Мойше Рубин печатал в ней рассказы, статьи на педагогические темы, биографии, и исторические очерки. Мойше Рубин – автор ряда изданных в Буэнос-Айресе книг, учебников и методических пособий для учителей, в том числе:

Пособие по еврейской истории и хронологии, в 3-х томах (1933-1934),

Маймонид: ребе Мойше бен Маймон, его жизнь и учение (1935),

Дедушка и внук: к столетнему юбилею великого художника слова Шолем-Янкев Абрамовича и к двадцатилетней годовщине смерти Шолема Рабиновича (Шолом-Алейхема) (1936),

Еврейская история для школьников (1935),

Из всех сокровищниц: книга для чтения в школе (1937),

Еврейские обычаи и традиции: пособие для школы и дома (1937, 2-е издание – 1948),

Типы и образы, (1939).

Из всех рассказанных историй видно, что залогом появления новых педагогических методик, которые с успехом могут применяться на практике, есть одно – любовь к детям.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.
2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852). Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».
Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания, самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей. Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.
Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детская производственность труда является важным компонентом воспитания и обучения детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870). Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939). Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.
Аделаида Семеновна Симонович (1840 – 1933). Открыла первая платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923). Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.
Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942). Участница прогрессивного гуменного общества. Открыла детский сад для рабочих семей. Пропагандировала воспитание детей в коллективе. Дети самостоятельно изготовляют игрушки – поделки в труде. Затем используют эти игрушки в коллективных играх. Выпустила книгу «Л.К. Шлегер», где отражается практическая работа с детьми в детском саду. Приоритетным направлением является физической воспитание, игра, знакомство с трудом взрослых.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1943). Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.
Шалва Александрович Амонашвили (1931). Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Педагог-гуманист выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности:
1.любить ребенка – педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка
2.очеловечивать среду, в которой живет ребенок – обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние)
3.прожить в ребенке свое детство – стремиться вызвать доверие ребенка к педагогу, любовь к педагогу, взрослый в свою очередь познает жизнь ребенка со всех сторон
Главный девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку. Ш.А. Амонашвили выделил три страсти детства, которые позволяют осуществлять движение природы ребенка:
-страсть к развитию – стремление к противоречиям и трудностям, их преодоление
-стремление к взрослению – взрослым следует общаться с ребенком на равных, давать ответственные поручения
-стремление к свободе – уважение характера личности ребенка, отказ от запретительной педагогики.
Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1.материальные потребности - на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке
2.потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.
3.потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Говорил о важности веры педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о важности физического труда ребенка не только для блага общества, но и что очень важно для личного познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.

Ян Амо́с Ко́менский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики.

Педагогические идеи.

Всеобщее обучение, дисциплина, понятие «школьный год», дидактические принципы, классно-урочная система.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Педагогические идеи.

Теория элементарного природосообразного воспитания и обучения актуальна и по сей день. Необходимость гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных.

Я́нуш Ко́рчак - Эрш Хе́нрик Го́льдшмит (1878-1942) -польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Педагогические идеи.

Принцип любви к ребенку. Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Признание того, что дети - разные. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом). Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). Право ребёнка на уважение.

Рудольф Штейнер (1861 - 1925) - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания.

Основные методы преподавания.

Метод «душевной экономии». В процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.

Рациональное развитие памяти. Метод «обучение в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой для памяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно.

Интерес как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития.

Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (1823-1870) - русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Чувство настоящего товарищества - основа воспитания.

Ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, право проводить воспитанницам каникулы и праздники у родителей.

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Наде́жда Константи́новна Кру́пская (Ульянова) (1869-1939) - советский партийный и общественный деятель. Почётный член АН СССР.

Педагогические идеи.

Коллективистское воспитание. Надо помочь ребенку осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива.

Пионерское движение. Против скучных, трафаретных форм пионерской работы, за идейно насыщенную, красочную, удовлетворяющую многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы».

Самоуправление в школе. Школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивают свои организаторские способности, приобретают организационные навыки и умения.

Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1878-1934) - русский и советский педагог.

Представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, который исходит из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения, учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1888-1939) - советский педагог и писатель.

Воспитание детей в семье. Главнейше условие семейного воспитания - наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета в противопоставление им истинного авторитета, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, честное и разумное руководство родителей своими детьми.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (1918-1970) - выдающийся советский педагог-новатор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых: авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания, принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников, принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.

Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.

Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

Традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.

Широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки:

Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

Основные методические подходы: Технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Михаил Петрович Щети́нин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

Занимался педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

Являлся научным руководителем эксперимента, суть которого состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата, эксперимент был закрыт.

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук).

Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; 8) индивидуальный подход.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так. 1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке». И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки. В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

В обществе первобытного человека воспитание заменялись имитационной формой поведения. Элементы обучения прослеживаются в странах Древнего Востока в виде школ военного, придворного и жреческого искусства. В период Античности произошло становление спартанской и афинской систем воспитания в Древней Греции.

В процессе становления педагогического знания большое значение сыграли такие древнегреческие философы, как Платон, Демокрит, Сократ, Аристотель, Гераклит, а также Сенека, Авиценна, Конфуций. Демокрит считал, что воспитание имеет большее значение, чем природные качества. Сократ в самопознании видел путь проявления способностей человека. Аристотель считал, что большего уважения заслуживают учителя, нежели родители.

В данной работе рассмотрены ученые, жившие несколько позже, начиная с Яна Амоса Коменского, чешского ученого, чья работа «Великая дидактика» положила начало педагогике как накуке.

В рефертате рассказывается о взглядах как зарубежных, так и российских ученых прошлого. Здесь можно найти информацию о ихвыдающихся работах и их мнения на счет воспитания и обучения.

Целью данной работы является рассмотрение работ великих педагогов прошлого, их деятельности и точек зрения на воспитание и образование ребенка.

Работа выполнена на основе работ Н.А.Константинова и П. И. Питкасистого, с использованием интернет-ресурсов

Жил в то время, когда народ его родины Чехии, находившейся в условиях тяжелого национального угнетения со стороны немецких феодалов, поднимался на борьбу за свое освобождение. Возникшее национально-освободительное движение выдвигало религиозные требования, но по существу это был протест трудового народа против угнетателей: трудящиеся массы жестоко эксплуатировались дворянством, преимущественно немецкого происхождения, и католическим духовенством.

Коменский родился в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских братьев, объединявшей значительную часть населения Чехии. Члены общины вели трудовую жизнь, оказывали друг другу помощь, совместно заботились о воспитании детей, открывали для них школы.

В 1628 г. Коменский стал учителем братской школы, издал здесь несколько произведений, принесших ему мировую славу, среди которых такие, как “Великая дидактика» и “Материнская школа”.

Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Так, он полагал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения,- это “дары божьи”, но в то же время он правильно указывал, что развиваются они только в процессе воспитания. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию “из всякого ребенка можно сделать человека”, что все дети при умелом "к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными.

Взгляды Коменского на ребенка как на существо развивающееся, его вера в силу и возможности воспитания были прогрессивными, это подтверждено историей.

Хотя Коменский считал, что земная жизнь является “только подготовлением к вечной жизни”, и стремился воспитать верующего христианина. Его идеалом, соответствующим прогрессивным требованиям нового времени, являлся человек, способный “знать, действовать и говорить”. Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании “всеобщего естественного метода”, который вытекает из “природы вещей и основывается, по его словам, “на самой человеческой природе”. Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены.

Понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.

Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел “учить всех всему”. Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: все должны получать образование, “вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин". Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.

Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет Коменский предлагал особую материнскую школу, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Все дети от 6 до 12 лет обучаются в школе рваного языка, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, посещают латинскую школу, или гимназию, создаваемую в каждом большом города, и, наконец, для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящихся стать учеными, Коменский предлагал организовать в каждом государстве академию. Образование должно завершаться путешествием.

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Значительно расширял Коменский и круг знаний, которые давала современная ему средняя школа. Сохраняя латинский язык и “семь свободных наук”, Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. При этом он предлагал изменить установленный в средневековой школе порядок прохождения наук.

Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи, опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

Закончил медицинский факультет Оксфордского университета. Работал домашним воспитателем. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Мысли о воспитании (1693).

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет-благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,- это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. “Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья”,- говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”,- писал Локк.

5 октября учителя всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Роль учителя в жизни каждого человека сложно переоценить. В честь праздника вспомним 7 главных русских учителей.

Сильвестр

Благочестивый книжник, пламенный ритор, его «кусательные слова», обличительная речь, произнесенная перед молодым Иоанном Грозным во время пожара 1547 года оказала сильнейшее влияние на царя. Глава Избранной рады, автор посланий и редактор «Домостроя» интересен своим наставлением к сыну Анфиму (64 глава «Домостороя»), которое по сути своей не столько послание, а кодекс поведения для молодого московита, собрание добрых отцовских советов о том, как жить и лицо не потерять. Некоторые советы актуальны и сегодня.

…И домочадцев своих одевай и содержи в достатке, люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону - во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог. …А еще держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе.

Симеон Полоцкий

Что мы знали до него о виршах и силлабике? Ничего. Он был одним из культурнейших и образованнейших людей своей эпохи. Окончил Киево-Могилянскую академию, потом перешел из католичества в православие, так бы и жил скромным писцом или диаконом, но в Полоцк явился Алексей Михайлович. Симеон с несколькими монахами преподнес ему силлабические вирши «Метры», которые пришлись по сердцу государю. И вот уже Симеон едет в Москву, и вот он уже придворный поэт и воспитатель царских детей Фёдора и Софьи. Помимо этого он преподает в двух братских школах, устраивает бесцензурную типографию в Кремле, где издает много книг. Тут и учебники, и богословская литература, и его вирши. Он пишет много и со вкусом, он первый в Московии профессионал-литератор, он сочиняет «школьные драмы» - прообразы будущих драматических пьес, панегирики, создает прекрасные и удивительные книги «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион».

Но это лишь малая часть его деятельности. Симеон принимает участие в церковных реформах, он активный участник диспутов и полемик, он учитель, преподаватель латыни, но прежде всего, он - поэт. Его поэзия орнаментальна и цветиста, фигурна и многословна, она - яркая розетка в окне барочного собора, собора мировой литературы.

В.А. Жуковский

Не только сын турчанки Сальхи и помещика Афанасия Бунина, но и близкий друг А.С.Пушкина, поэт, переводчик Шиллера, Мура, Байрона, Гомера, участник Народного ополчения в Отечественной войне 1812г., автор гимна «Боже, царя храни», но и мистик, и автор мрачных баллад, а также наставник -воспитатель наследника престола, будущего царя Александра Второго.

Он начинает свою карьеру при дворе с должности чтеца при вдове Павла Первого, потом становится учителем русского языка при великом князе Николае (будущем Николае Первом). С Двором его связывают долгие годы службы с 1817 по 1841 гг. Он был гуманистом и в этом же ключе вел воспитание наследника. Ранее он выкупил из крепостного рабства Тараса Шевченко, отпустил на волю своих крестьян (1822г.). Этот поступок оказал огромное влияние на будущего императора Александра Второго, которого позже народ назвал Освободителем за отмену крепостного права в Российской империи.

М.М. Сперанский

Может ли в наше время одаренный и талантливый учитель сельской школы или репетитор-фрилансер за какие-то несколько лет сделать совершенно невероятную, фантастическую карьеру? Наверное, нет, хотя в любых правилах есть исключения. Важно это или нет, но фамилию свою он выбрал себе сам, когда записывался в студенты Владимирской семинарии.

Сперанский, от латинского spero - надеяться, то есть подающий надежды. За четыре года этот преподаватель–естественник совершил невероятный взлет именно благодаря своему уму и таланту. Из простого преподавателя, домашнего секретаря он превращается в статского советника, законотворца, реформатора, к советам которого прислушивается сам государь.

Так что же такого сделал Сперанский?
1. Кодификатор -он упорядочил российское законодательство: своды, уложения, учебные книги. К этой работе он готовился всю жизнь. Это было и стало главным и основным его делом.
2. Реформатор - проект государственной политической реформы.
3. Судья - учреждение верховного суда над декабристами. Он представил Николаю I проект суда над декабристами и 1 июня 1826г. был опубликован манифест о создании Верховного уголовного суда. Сперанским же был написан рескрипт от имени царя о порядке ведения дел декабристов. Будучи умеренным реформатором и сторонником постепенных реформ, теперь Сперанский вынужден был судить реформаторов-революционеров. Испытывал ли Сперанский муки совести? Да. Но дело было сделано. Приговоры декабристам были написаны именно Сперанским.

К.Д.Ушинский

Можно ли обучать, не воспитывая и воспитывать, не обучая? Как и чему учить подрастающие поколения? Каковы основные цели и задачи воспитания?- вот те вопросы, ответ на которые пытался дать Ушинский. В условиях сильного образовательного вакуума идеи Ушинского оказались новаторскими –
-не педагоги прокладывают дорожку к воспитанию, но прежде всего, сам народ и лучшие его представители.
Главными в деле воспитания становятся философские и психологические знания, те
науки, где телесная и душевная природа человека изучается не в «мечтательных», а в практических навыках. Необходимо проникать, прежде всего, в психологическую, физиологическую и социальную природу человека, поскольку именно там содержатся огромные возможности для воспитания. Иначе говоря, психологический подход к ученику-человеку.

Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однородностью и однообразием.

И.Н. Ульянов

Илья Николаевич Ульянов (Ульянинов, он сменил фамилию на более удобопроизносимую), прославился не столько своей деятельностью, сколько своими сыновьями Сашей и Володей, которые разожгли пожар мировой революции (но сейчас не о них), был важным человеком.Он начал свою карьеру простым учителем математики, дослужившись потом до смотрителя, а потом и директора народных училищ. Он умер на работе, от кровоизлияния в мозг. Илье Николаевичу было 54 года. Суть должности директора состояла в надзоре за исполнением учебной части во всех народных училищах губернии, по сути он был главным «завучем» губернии, к нему сходились все донесения о работе и выполнении своих обязанностей как простыми учителями, так и инспекторами. Благодаря его энергии и настойчивости было построено 150 школьных зданий и в два раза возросло количество учащихся (с 10 тыс. до 20). Он был сторонником равного образования для всех, вне зависимости от пола, возраста, уровня достатка и национальности. Он открыл в Симбирске первую чувашскую школу, создал первые в губернии школы для мордовского населения и первые светские школы для татар.

Н.И.Лобачевский

Шестикратный ректор Казанского университета, профессор, первые изданные им учебники были осуждены за использование и продвижение метрической системы мер. Подумать только, как мог он, ординарный профессор, покуситься на сами «Начала» Евклида? Как мог он опровергнуть неопровергаемое - аксиому Евклида о параллельности, незыблемый пятый постулат? Тем не менее, Лобачевский его опроверг, назвав аксиому параллельности Евклида «произвольным ограничением». По мнению Лобачевского это слишком жесткое требование, существенно ограничивающее возможности теории, которая описывает свойства пространства. Он предлагает другую аксиому: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную.

Также Лобачевским были разработаны совершенно новые тригонометрия неевклидова пространства и дифференциальная геометрия с вычислением длин, объемов, площадей. К великому сожалению, современники не смогли достойно оценить труда учёного. Его «Начала геометрии» (1832) получили отрицательную оценку и фактически были высмеяны. До своего признания он не дожил. Но это не значит, что его труды были забыты. Признание пришло к ученому через несколько лет после смерти, его идеи нашли продолжение в трудах таких математиков как Клейн, Бельтрами и Пуанкаре. Осознание того, что геометрия Лобачевского не антагония, а альтернатива геометрии Евклида дало толчок для новых мощных открытий и исследований в математике и физике.

Наталья Левашова