Меню

Выдающие педагоги. Известные педагоги

Дом

Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся: на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд: важность формирования мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественный стиль изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Основные принципы его учения о воспитании: 1) Неповторимость каждого ребенка. 2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей 3) Неравенство умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеем в начале, т.е. от способностей) 4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. НО “Опыт убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок." 5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и т.д.). Дифференцированный подход к учебе. 6) Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. 7). Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо. => 8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка путем преодоления трудностей". 9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения. 10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы. 11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам. 12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания. 13) Взаимозависимость личности и коллектива (?) 14) Учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания.

Мария Монтессори - педагог, врач, ученый, психолог и философ. По решению ЮНЕСКО (1988 год), признана одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности (кроме нее, были названы американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер и русский педагог Антон Макаренко).

Биография Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городке Кьяровалле. Отец Марии был крупным чиновником, мать, которая и занималась образованием дочери, принадлежала к семье священников и ученых.

Мария училась с легкостью, особенно девочку увлекали точные дисциплины. Даже в театр Мария брала с собой учебник математики и решала задачки, радуясь очередному красивому и неординарному решению.

Мария очень хотела поступить в техническую школу, но ее можно было посещать только лицам мужского пола. В 12 лет Мария Монтессори одержала первую серьезную победу над системой образования: она преодолела (правда, не без поддержки родителей) все преграды, поступила в техническую школу для юношей и с успехом ее закончила. Уже тогда девушка решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы искоренить подавление личности учащегося.

В 1890 году Мария, увлекшись естествознанием, приняла решение стать детским врачом. Для Италии XIX века это было неслыханно! Обучение в университете, занятия медициной – этим правом обладали только мужчины. Даже отец перестал поддерживать дочь, зашедшую, по его мнению, слишком далеко. Но Мария и на этот раз добилась успеха: поступила в университет сначала вольным слушателем, затем, показав неординарный ум и добившись особых успехов в обучении, была переведена в число студентов.

Учебы вовсе не была для Марии Монтессори легким и приятным занятием. Заниматься в морге ей приходилось по ночам, чтобы избежать насмешек своих сокурсников. Кроме того, ей пришлось устроиться на работу, чтобы оплачивать свое образование. Девушка работала в клинике университета, где впервые и увидела детей с различными отклонениями в развитии. Ими никто специально не занимался, и, глядя на них, Мария пришла к мысли о необходимости разработки специальной развивающей среды для обучения детей.

Мария Монтессори с блеском защитила диплом, став первой в Италии женщиной-врачом. Увидев успехи дочери и признание преподавателей, отец простил дочь, и они помирились.

Мария получила разрешение на занятия частной врачебной практикой, также она писала медицинские статьи, которые печатались в популярных европейских журналах.

В 1898 году у Марии и ее спутника жизни, доктора Джузеппе Монтессано, родился сын Марио. Так как мать Джузеппе не дала разрешения на брак, ребенок родился незаконнорожденным. В католической Италии конца XIX века это могло стать катастрофой и для Марии, и для ее карьеры, и для самого Марио, поэтому до 10 лет ребенок воспитывался в деревне. В возрасте 10 лет Мария смогла забрать сына к себе, и с этого времени он был рядом с матерью, впоследствии сыграв значительную роль в распространении работ и идей Марии Монтессори .

В год рождения сына в жизни Марии случилось еще одно важное событие: она возглавила Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Этот институт был учрежден правительством после того, как воспитанники Марии Монтессори – детки с нарушениями в развитии – были представлены к экзаменам Муниципального совета в Риме и справились с заданиями лучше «нормальных» детей.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Она также занимается психологией и антропологией, читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С этого момента и до конца жизни, в течение 45 лет, Мария занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Мария Монтессори разработала специальную развивающую среду в «Доме ребенка». В нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Именно там был создан первый комплект сенсорного, математического и языкового материала.

Идеи Марии Монтессори распространяются по всему миру, получая широкую поддержку ученых, общественных и политических деятелей. В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», которая сразу же была переведена на 20 языков.

В 1922 году Мария Монтессори была назначена государственным инспектором школ Италии. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и сейчас.

К сожалению, дальнейшие события мировой истории приостановили развитие «метода Монтессори». Школы Монтессори были запрещены в фашистской Германии, Испании и самой Италии. Спасаясь от преследований, Мария уезжает в Испанию, затем – в Голландию, далее – в Индию. Там, в Мадрасе, Мария Монтессори провела 7 лет, обучив за это время тысячи учителей своей . Сейчас в Индии находится самая большая Монтессори-школа – в ней обучаются около 22 000 детей.

После войны Мария вместе с сыном вернулась в Европу. Несмотря на то, что она была уже немолода (в то время ей уже исполнилось 76 лет), Мария продолжала активно выступать с лекциями, разрабатывать и публиковать новые научные работы по антропологии, психологии и педагогике.

Последние годы жизни Мария провела вместе с сыном в Голландии. В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Там же, в Голландии, Мария скончалась в 1952 году.

Ее труды до сих пор остаются актуальными – они успешно применяются в образовании и развитии детей, они развиваются благодаря многочисленным последователям Марии Монтессори.

19 заповедей для родителей от Марии Монтессори

Мария Монтессори сформулировала 19 коротких заповедей-напоминаний для родителей. Они просты, но именно о таких простых вещах мы часто забываем, воспитывая детей.

1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют - он учит­ся осуж­дать.

3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят - он учит­ся оце­ни­вать.

4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность - он учит­ся драть­ся.

5. Если с ре­бен­ком чест­ны - он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют - он учит­ся быть роб­ким.

7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти - он учит­ся ве­рить.

8. Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят - он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют - он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны - он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют - он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым - он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке - ни при нем, ни без не­го.

14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер - пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори создала систему образования, основанную на уважении к ребенку, на признании ценности его личности. Мария была уверена: обучение детей должно проходить свободно, без принуждения, только тогда будут достигнуты самые высокие результаты. Метод Монтессори с успехом используется и в наши дни для развития и обучения детей, начиная с самого раннего возраста.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.
2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852). Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».
Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания, самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей. Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.
Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детская производственность труда является важным компонентом воспитания и обучения детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870). Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939). Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.
Аделаида Семеновна Симонович (1840 – 1933). Открыла первая платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923). Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.
Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942). Участница прогрессивного гуменного общества. Открыла детский сад для рабочих семей. Пропагандировала воспитание детей в коллективе. Дети самостоятельно изготовляют игрушки – поделки в труде. Затем используют эти игрушки в коллективных играх. Выпустила книгу «Л.К. Шлегер», где отражается практическая работа с детьми в детском саду. Приоритетным направлением является физической воспитание, игра, знакомство с трудом взрослых.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1943). Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.
Шалва Александрович Амонашвили (1931). Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Педагог-гуманист выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности:
1.любить ребенка – педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка
2.очеловечивать среду, в которой живет ребенок – обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние)
3.прожить в ребенке свое детство – стремиться вызвать доверие ребенка к педагогу, любовь к педагогу, взрослый в свою очередь познает жизнь ребенка со всех сторон
Главный девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку. Ш.А. Амонашвили выделил три страсти детства, которые позволяют осуществлять движение природы ребенка:
-страсть к развитию – стремление к противоречиям и трудностям, их преодоление
-стремление к взрослению – взрослым следует общаться с ребенком на равных, давать ответственные поручения
-стремление к свободе – уважение характера личности ребенка, отказ от запретительной педагогики.
Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1.материальные потребности - на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке
2.потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.
3.потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Говорил о важности веры педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о важности физического труда ребенка не только для блага общества, но и что очень важно для личного познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.

Выдающиеся

педагоги.

Прошлое и настоящее.

История зарождения педагогики

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

Ян Амос Коменский

(1592 – 1670)

Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения).

Говорил о всеобщем обучении на родном языке.

Предложил организовать единую школу.

Его труд «Великая дидактика».

Определил и разработал возрастную периодизацию

Создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)

Говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка

Выделял физическое воспитание как приоритетное направление

Выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения

Посвятил целую главу в своём труде семейному воспитанию

«О материнской школе», где мать – основной воспитатель

(здоровье)

Его принципы легли в основу классического воспитания и обучения:

* природосообразность ребенка (психологическое познание)

* принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе)

* доступности (знания адаптированные ребенку)

* систематичности и последовательности (от простого к сложному)

* сезонности (подбор материала в зависимости от сезона)


Иоганн Генрих Песталоцци

(1746 – 1827)

Разработал принцип природосообразности

Природа ребенка требует и стремится к развитию.

«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать».

Предложил теорию элементарного образования

знакомство с окружающим миром

развитие речи

обучение счету, письму и чтению

в дошкольном возрасте

Знаменитый

швейцарский

педагог, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".

Объединил обучение и труд

т.к. это развивает мысль и дух ребенка


Жан Жак Руссо

(1712 – 1788)

Французский педагог – теоретик.

Его труд - «Эмиль или о воспитании» отражает путь решения проблемы воспитания.

Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка.

Выступал против насилия.

Идеи воспитания:

  • физическое,
  • умственное развитие,
  • развитие внешних чувств

Преимущество отдаёт социальному воспитанию, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога

Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир.

Активное использование косвенных методов воспитания.

Ребенок должен быть воспитан на благо обществу.


Фридрих Фребель

(1782 – 1852)

Немецкий педагог.

Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».

Система сенсорного развития

Цель воспитания

Занятия

Идеи воспитания

Дары Фребеля:

развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)

игрушка – мяч, шар и куб

подвижные игры на воздухе

физкультура

плетение

деление кубиков на части по величине, на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства

главное для развития человека : инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)

развитие внешних органов чувств

вышивание

выкладывание орнамента из гороха и бусинок

рисование

Константин Дмитриевич Ушинский

(1823 – 1870)

Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа.

Пособие «Родное слова» для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле.

Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.

Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

Разработал педагогическую систему:

воспитание ребенка должна начинаться в семье

воспитание продолжается в ДОУ

обязательное школьное образование


Мария Монтессори

(1870 – 1952)

Итальянский врач – педагог. Монтессори ввела в педагогику принцип, согласно которому педагог воздействует не на ребенка, а формирует окружающую ребенка среду, создает условия для самостоятельного развития личности, предлагая ребенку помощь только тогда, когда ситуацию можно трактовать как обращение ребенка к педагогу: «Помоги мне это сделать самому». Этот принцип впоследствии вошел в основу многих педагогических концепций.

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета.

Её идеи: система самовоспитания, самообучения детей

Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка).

Принципы воспитания и развития:

ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам

развитие всех органов чувств

создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей

ручной труд (вырезание ножницами)

Антон Семенович Макаренко

(1888 – 1939)

Был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения нашей страны.

Говорил о продуманных целях воспитания. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в большие его возможности. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».

Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: -нет систематичности -нет взаимосвязей между воспитанием и обучением -между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер -цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом -педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми -нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей -не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя. Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.

Елизавета Николаевна Водовозова

(1844 – 1923)

Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.

Елизавета Ивановна Тихеева

(1867 – 1943)

Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.

Аделаида Семеновна Симонович

(1840 – 1933)

Открыла первая платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.


Василий Александрович Сухомлинский

(1918 -1970)

Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке.

Потребности ребенка:


Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».


«Педагогика сотрудничества»

- направление в отечественной педагогике 2-й половины ХХ в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор «Учительской газеты» В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

Педагогика сотрудничества не воплощена в конкретной технологической модели, не имеет нормативно исполнительного инструментария, а «рассыпана» по огромному количеству статей и книг, ее идеи вошли во многие современные педагогические технологии.


Шалва Александрович Амонашвили

Современный грузинский педагог – гуманист.

Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку.

Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.


Гениальный педагог и воспитатель XX века. Полностью пересмотрел рекомендации официальной педиатрии и дошкольного и школьного развития детей. На большом статистическом материале доказал существование явления (закона развития психики) НУВЭРС «Необратимое угасание возможностей, перспектив развития человека (Существующая система родовспоможения губит здоровье детей; существующая система образования губит таланты детей). В 1957 - году был "мягко" репрессирован, после того, как во главе группы педагогов вышел на ЦК и правительство с проектом самоокупаемых (предпринимательских) школ: "Отдайте нам школы - и через пять лет у нас будут все отличники и мы откажемся от бюджетного финансирования" - об этом проекте говорил Б.П. Никитин осенью 1998 года.







Новые принципы обучения

Ключевыми понятиями стали учебная деятельность и учебная задача .


«Школа 2000»

В 2000-2003 гг. был разработан и теоретически обоснован новый вариант дидактической системы деятельностного метода, реализующегося в данной образовательной модели.

Концептуальная идея – включение ученика в активную познавательную деятельность. Она объединила все известные теории развивающего обучения (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Занкова Л.В. И др.)

Дидактические принципы


Развитие педагогической профессии в современном обществе

Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование".

Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний.

Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.

Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно больше.


Желаем успеха!

Презентация подготовлена

Забуслаевой О.В.