Меню

Всестороннее развитие ребенка. Разностороннее развитие детей

Маникюр и педикюр

Какой родитель не слышал о необходимости всестороннего развития ребёнка для его будущего успеха во всех сферах жизни? Слышали все. Основная цель образовательной системы всех стран заключается в одной фразе: вырастить гармонично развитого человека.

Лучшими и главными помощниками в развитии ребёнка являются родители, которые находятся всегда рядом с ним, с первого крика, с первого шага. Именно они радуются детским победам и сопереживают детским поражениям. В первую очередь именно от них зависит, каким станет их ребёнок.

Поэтому важное значение отдаётся развитию ребёнка дома. И родители это понимают и принимают. Ведь это не только обязанность, но и радость – проводить время со своим любимым чадом.

Многие родители зачастую опасаются, что они могут что-то упустить, недодать своему ребёнку. Дорогие наши, не стоит сомневаться! У вас все получится! Главное – не жалеть ребёнку своей искренней любви, проявлять её и вместе с ребёнком купаться в счастье, которое дарят вам моменты вашей близости.

Тем не менее, мы подготовили для вас небольшую памятку, которая подскажет вам, как в занятиях и играх с ребёнком затронуть все сферы его развития. Вы можете распечатать её, и она будет служить вам лёгким напоминанием.

Памятка для занятий дома «Сферы развития ребёнка»:

1.Физическое развитие: подвижные игры, комплексы упражнений под музыку и в речевом сопровождении (пестушки, потешки), игрушки и приспособления для развития моторики рук, укрепления других частей тела (напр., батут, скакалка).

2.Познавательно-речевое развитие: чтение, игры и занятия для развития мышления, речевые игры, работа с дидактическими материалами, ведение проектов (напр., «Космос», «Транспорт») и др.

3.Художественно-эстетическое развитие: творческие занятия (рисование, лепка, аппликация, украшение чего-либо и т.п.), рассматривание и совместное обсуждение окружающего мира, красивых вещей, предметов искусства.

4.Социально-личностное развитие: ролевые игры, ситуационные игры (на выработку правил и норм поведения), общение с другими людьми, поддержка инициативы ребёнка в чем-либо.

Как видите, все не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Учитывая все вышеизложенное, вы сможете правильно организовать досуг и занятия с ребёнком для его всестороннего развития.

Основной проблемой на пути к этому может стать только банальная нехватка времени, когда родители – слишком занятые люди и много работают. Они, может, и рады бы позаниматься с ребёнком, но не успевают все подготовить и правильно организовать. И тогда занятия становятся несистематичными, а развивающие цели – реализованными не в полной мере.

Для решения этой проблемы создано немало проектов развития детей, в которых учтено все, надо только взять и воплотить это в реальность. Одним из таких проектов является проект «Две ладошки», авторы которого разрабатывают тематические комплекты для гармоничного развития и интересного времяпрепровождения ребёнка. Если вам это интересно, приглашаем ознакомиться с этим проектом прямо сейчас.

Каждые родители, в будущем, желают видеть своего ребенка, как всесторонне развитую личность, с собственной жизненной позицией, социально адаптированную, легко устанавливающую контакт с окружающими людьми и миром. А для достижения всего этого, необходимо начать заниматься развитие ребенка еще с самого раннего возраста. Буквально уже с первых дней рождения, родителям стоит начать развивать ребенка, общаться с ним и постепенно знакомить с окружающим миром. Не стоит при этом пренебрегать достижениями современной педагогики и психологии. Поэтому, лучше всего, кроме тщательного домашнего воспитания своего чада, доверить эту работу и профессионалам.

Чтобы уделить надлежащие внимание и расставить правильные акценты в процессе развития ребенка, как умственного, так и физического, существует школа раннего развития Clever Kids , которая практикует современные методики образования и развития детей разных возрастов, начиная от 1 года, а также глубоко внедряет в процессе обучения индивидуальный поход к каждому ребенку. С более детальной информацией о методиках, используемых в развитии малышей, а также работой данного учреждения, можно ознакомиться на сайте.

В целом, детский садик и его посещение малышом, занимает очень важное в общем развитии ребенка. Ведь, кроме того, что с ребенком занимаются профессиональные воспитатели и психологи, малыш постоянно находится в коллективе сверстников, что несомненно, положительно влияет на его социализацию и умение устанавливать контакты с окружающими людьми. Он учится дружить, общаться, развиваются его коммуникативные навыки и жить в обществе. Кроме этого, посещение ребенком детского сада помогает избежать "замыкания в себе", боязни людей.

Популярной в наши дни стало использование в детских дошкольных учреждениях методики обучения Марии Монтессори . Данный метод обучения базируется на особом внимание на психологическом и физическом развитии ребенка, его приспособлению к жизни, развитии его самостоятельности и индивидуальности. Центр Монессори - это место, где все соответствует ребенку, начиная от специально подобранных дидактических материалов, до размеров мебели в помещении, все стульчики, полочки и прочее должно быть не большим и удобным для малышей.

Всегда важно помнить, чтобы ребенок вырос умным, с крепким физическим и психологичным здоровьем, был социально адаптирован и гармонично развитым во всех направлениях, его воспитанием следует заняться с самого раннего возраста. Правильное воспитание и любовь родителей - залог будущего успеха, пока еще такого маленького человека.

Как воспитать гения? Правильно ли учить детей чтению с раннего возраста? Как гармонично развивать детей? Необходим ли детский сад? Ответы на эти вопросы интересуют всех родителей. Мы узнали мнение у нейропсихолога, руководителя сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Никиты Хохлова.


- Каждый ребенок уникален. Насколько правильно оценивать его стандартными тестами?

Это правильно. В любом случае, надо оценивать способности. Сегодня множество исследований, позволяющих их выявить. Речь не идет о том, что при наличии определенных особенностей ребенок станет художником - это вероятность. Но такой прогноз можно дать. То, чем я занимаюсь – как раз оценка способностей детей. Оценивается по тому, как у них развиты речевые, зрительно-пространственные функции, мышление, управление движениями – все это имеет понятную мозговую локализацию. Есть и пограничная ситуация: это люди с минимальными мозговыми дисфункциями, их довольно много. Человек может не иметь диагноза, но у него имеются нарушения, связанные с ранним этапом развития. И это, к сожалению, нередкая ситуация.

- Есть ли необходимость добавлять мамам в график посещения врачей и посещение нейропсихолога?

Было бы неплохо. Но, во-первых, нужно понимать, что это не доктор. В поликлиниках их нет, равно как и в школах. Я принимаю детей с пяти лет, в более раннем возрасте не могу быть уверен, что ребенок понимает меня. А если он не понимает, совершает ошибки, которые не могут быть однозначно интерпретируемы. Пять лет – возраст, в котором дети уже понимают инструкции.

Общая рекомендация такова: всех детей в этом возрасте надо вести к нейропсихологу. Чем дальше, тем меньше становится пластичность мозга. Курс, который занял бы в одном возрасте полгода, в другом займет два - два с половиной. Некоторые вещи вообще не корректируемы с определенного возраста. Насчет частоты посещений – достаточно одного посещения, если проблем нет. Правда, в подростковом возрасте могут дать знать о себе те вещи, которые не были выявлены на первом этапе.

- Как развить ребенка, не потеряв его способностей?

Существует три группы психологических характеристик: способности (память, внимание и др.), личность (например, склонность к одиночеству, отстаиванию позиции и др.), интересы. Важны их оптимальные сочетания при развитии. Первичные способности направляют интересы. Даже если ребенку не интересен конструктор, а другие дети его собирают по примеру, то он соберет, воспользовавшись инструкцией. Результат один и тот же, срабатывает компенсация. Но он может решать те же задачи и другим способом. Интересы формируются в районе 10-12 лет. Даже через «не могу» он может развить те или иные навыки. На этом этапе уже именно интересы определяют способности.


- Как правильно выбрать направление, которое нужно ребенку?

Нужно опираться на сведения о задатках, пройти диагностику. Это основа для дальнейшей работы. На мой взгляд, нужно все вытягивать на средний уровень, чтобы дальше ребенок мог сам сделать выбор в пользу той или иной профессии. Два типичных момента: раннее обучение чтению и непосещение детского сада. Две разные проблемы, наиболее часто встречающиеся и приводящие к распространённым сейчас проблемам.

Есть много методик для обучения чтению. С точки зрения развития мозга, ранее обучение чтению - это не совсем правильно. До восьми лет оба полушария мозга работают интенсивно, более существенно развивается правое. Здесь формируется ориентирование в пространстве, эмоциональная сфера, восприятие музыки. Когда начинают активировать с раннего возраста левое полушарие – задавливается правое. Ребенок учится читать, но у него задавлены правополушарные функции и вытягивать их потом приходится довольно долго. Но это требования школы, которые противоречат законам развития мозга. Второй момент. Смысл детского сада не в подготовке к школе, а в первичной социализации. Родители, которые не отдают ребенка в детсад, лучше справляются с такой подготовкой. Но ребенок не имеет опыта взаимодействия с другими детьми. Он должен пройти эту ступень. Дети, которые не прошли детский сад, например, часто боятся оставаться одни. Накапливаются личностные проблемы.


- Согласны ли вы с тем, что усредненные программы не позволяют вырасти гению?

С гениями ситуация другая. Они не опираются на те способности, на которые опирается большинство представителей вида деятельности. Здесь не идет речь о создании гениев. И гении бывают разными, вплоть до того, что они могут быть односторонними – все остальные функции могут быть развиты плохо. К нам приходят родители и просят оценить пятилетнего ребенка. Мы говорим, что хорошо развиты способности к языкам, другие, к примеру, меньше. Но это не значит, что теперь надо развивать только способности к языкам, а всё остальное забросить.

Нужно говорить о профессии. Если готовить ребенка к профессии филолога – возможность сделать одностороннего лингвистического гения достаточно велика. Но ведь он пока ничего не знает про профессию и может пожелать в десять-двенадцать лет стать инженером, пойдет в этом направлении, а там ему будет катастрофически не хватать тех функций, которые были занижены в раннем возрасте. Гения создать можно, но ценой потери ряда других вещей. Всесторонних гениев настолько мало, что проще описать единичные случаи.

Какова роль мамы в развитии ребенка? Насколько плотно она должна заниматься ребенком? Насколько это необходимо и важно? Нужны ли ребенку некоторые навыки в раннем дошкольном возрасте, важно ли это для него, как для личности? Мы можем ребенка натаскивать на какие-то знания, очень рано учить его читать, считать, рисовать, давать географические знания – это все развивать можно, но говорит ли это действительно о развитии ребенка как гармоничной личности?

Когда мы занимаемся подобными методами, то в этом случае мы развиваем в первую очередь интеллект. Получается, что мы пытаемся приравнять умного ребенка к счастливому ребенку. Мы считаем, что, если наш ребенок будет умным, то тогда он сможет стать счастливым и успешным. К сожалению это совершенно не так, потому что жизнь многогранна. Ум – не гарантия счастья и даже не гарантия успешности.

Интеллект. Высшее образование. Красный диплом
Еще век назад и даже 50 лет назад, когда росли наши мамы, и их воспитывали наши бабушки, вкладывалось в своих детей понятие о том, что главное — это высшее образование. Нужно хорошо учиться в школе, потом поступить в институт и его закончить, желательно с золотой медалью и красным дипломом. Получив в руки такой инструмент, как высшее образование, профессию, ты всегда будешь обеспечен, сможешь найти свое место в жизни, хорошую работу, тогда у тебя будет достаток, признание и все в твоей жизни будет хорошо.

Креативность
Давайте посмотрим на то, что нас окружает сегодня. Прогресс достиг высокого уровня развития, у нас появились компьютеры, в технологические процессы внедряются роботы, робототехника. Многие профессии обесцениваются. Например, раньше от инженера или конструктора многое зависело, он делал какие-то сложные расчеты. Теперь это все уходит на второй план, потому что его работу могут делать компьютеры.

Сегодня более ценится творческое начало, креативность, способность быстро анализировать большие объемы информации и придумывать какие-то оригинальные подходы к использованию этой информации. Компьютеры пока не удалось научить креативности, поэтому в этой сфере они человека заменить не могут. Поэтому именно здесь больше вероятности человеку быть успешным в творческом процессе, в самореализации, проявить себя как профессионала.

Социальные связи. Коммуникабельность
Для самореализации человеку также важны социальные связи. Поэтому нужно учить ребенка налаживать контакты с другими людьми, учить его общаться, развивать коммуникабельность и креативность, не столько накапливать знания, сколько уметь их применять.

Нравственность
Конечно, при этом важно оставаться порядочным человеком, соблюдать общечеловеческие нормы, быть честным, отзывчивым, добрым, ценить красоту, порядок, умеренность, уважать старших. Когда ребенок умный, но при этом, например, не уважает своих родителей и других людей, он очень сильно теряет как личность. Ему будет трудно в жизни найти свой путь, найти себя не только в самореализации, но и создать семью, реализовать себя, как родителя.

Целостный взгляд на воспитание
Поэтому важно, развивая ребенка, подходить к этому процессу целостно, т.е. развивать разные стороны его личности, не делая упор на какую-то одну, будь то интеллектуальное развитие, только творчество или социальные навыки. Наша роль мамы, в первую очередь, помогать:
— научить ребенка понимать, чего ему самому хочется в жизни, чтобы он смог выбрать именно свой путь, а не проживать тот путь, который ему предлагают родители;
— увидеть этот путь и развить в нем навыки, которые будут помогать добиваться своих целей;
— раскрыть в нем креативность, научить быть целеустремленным, налаживать контакты с другими людьми.

Наблюдение, помощь и поддержка
Как мама может это все сделать? Кажется так много всего, складывается ощущение большой ответственности. На самом деле ребенок многое сделает сам. Ему надо не мешать, а просто быть рядом и в тот момент, когда он просит помощи подсказывать и помогать. Ему достаточно просто немножко приоткрыть завесу и показать разные стороны этого мира, а дальше он сам выберет свое направление, и Вам надо будет поддерживать его в его начинаниях, не убивать его интерес, помогать развивать навыки.

Здравствуйте, друзья! Сегодня хочу поговорить с вами об одном очень важном вопросе: вопросе гармоничного и всестороннего развития ребенка.

Что такое всестороннее развитие ребенка?

Записала для вас видео, в котором детально рассказала о том, как развивать ребенка всесторонне.

Всестороннее развитие - это гармоничное и естественное, своевременное развитие малыша. Это значит, что все области развития находятся в балансе, без перекоса в какую-либо сторону.

Развивать ребенка всестороннее - означает давать ему именно то, что нужно в конкретном, определенном возрасте и не перегружать его лишней и ненужной информацией. Это естественное развитие сенсорики и моторики, речи и когнитивных способностей, логики и мышления, эмоциональной и социальной сфер.

Какие есть сферы развития ребенка?

В той таблице вы видите все сферы развития ребенка. Очень важно, чтоб в вашем плане занятий были игры из всех вышеперечисленных областей.

Думаю, не стоит говорить, о тех последствиях, которые могут возникнуть, если мама будет уделять вниманию развитию только отдельных сфер и «забросит» все другие.

Хочу также обратить ваше внимание на один очень важный момент!

Для того, чтобы развивать ребенка всесторонне одного только баланса игр недостаточно!

Есть еще нечто, о чем очень часто забывают, но на чем в принципе и строится гармоничное развитие ребенка . Давайте покажу вам наглядно, что я имею в виду.

С одной стороны – находится ребенок. И для того, чтобы он развивался гармонично – нужно соблюдать баланс между всеми сферами развития (это сенсорно-моторное развитие, развитие речи, когнитивное развитие, социальное, эмоциональное, духовное). С этим, думаю, все понятно.

А с другой стороны находится, конечно же, мама и ее ожидания и видение процесса развития ребенка.
У мамы есть огромное количество вопросов, на которые ей нужно получить ответы и сопоставить их со своим внутренним видением процесса развития ребенка.

Очень важно найти шаткий баланс между этими двумя категориями , так как в противном случае маме очень сложно контролировать процесс развития ребенка, она может что-то упустить что-то недоглядеть, вовремя на обратить внимание, или наоборот, перегружать ребенка ненужной ему информацией.

В каком случае можно развивать ребенка всесторонне?

Развивать ребенка всесторонне и гармонично можно лишь в том случае, если мама контролирует этот процесс и видит, что конкретно она делает или не делает для развития той или иной сферы. Когда мама понимает свои цели и то будущее, которое она хочет создать для своего ребенка.

Развивать ребенка всесторонне можно лишь в том случае, если есть инструмент, дающий возможность взглянуть на процесс развития комплексно и увидеть, нет ли перекоса в развитии, или, наоборот отставания.

Таким действенным инструментом является , благодаря которой можно понять себя и обозначить то будущее, ту конечную точку, к которой вы хотите прийти в результате ваших развивающих мероприятий.

Вашим первым шагом на пути составления своей стратегии – может стать анализ ваших игр и занятий. Гляньте таблицу ниже и проанализируете, какие сферы вы развиваете, а какие, возможно, нет. Такое упражнение станет очень полезным и поможет вам начать смотреть на развитие ребенка комплексно.

С любовью,

Марина Кручинская