Меню

Учет детей, оставшихся без попечения родителей. Пособия, выплаты и жилищные льготы Первичный учет детей оставшихся без попечения родителей

Волосы/Прически

Вопрос прописки приемных детей встает перед каждым приемные родителем. Фото — law5.ru

Приемная мама Светлана Строганова рассказала о проблемах, связанных с временной регистрацией приемных детей е на своей страничке в Facebook. «Есть такой юридический казус — дети, которых забирают приемные родители в семьи под опеку, имеют только временную регистрацию по месту жительства опекуна. Постоянную не имеют. Казалось бы — ну и что? – рассказывает Светлана. — А вот что: на практике это сложности при устройстве в сад и школу. А для детей-инвалидов — отказ в реабилитационных мероприятиях, в компенсациях за различные приспособления, во всяких «молочных кухнях» и проч. Причем, это касается и региональных детей, и детей из московских детских домов».

По словам Светланы, недавно одной приемной маме начальником Управления социальной защиты населения (УСЗН) в присутствии представителя департамента образования, здравоохранения дали ответ на вопрос о реабилитации ребенка с особыми нуждами: с временной регистрацией ничего не положено.

«И это распространенная практика, — уверяет Светлана. — При этом сотрудники опек и ФМС аргументируют отказ дать постоянную регистрацию (прописку) интересами ребенка: мол, мы его пропишем, а значит ему квартира не положена будет в 18 лет. И говорят это на голубом глазу, как будто не догадываются (а может и правда не догадываются), что по Конституции у нас льгота положена сиротам не потому что они где-то прописаны или нет, а потому что они – сироты».

Еще одна приемная мама, говорит Светлана, уже больше года не может получить пенсию на ребенка-инвалида, потому что у него временная регистрация — хотя ребенок взят из московского дома ребенка. «Но регистрация временная, поэтому «ничего не положено», — так она описывает сложившуюся ситуацию». А другая мама изготовила ортезы для ребенка, а ей отказали в возмещении расходов — временная прописка, извините, не положено.

«Оно, конечно, городу может какая-никакая и экономия на этих сиротах-инвалидах, глядишь, так и соберется тот самый миллиард на памятник Горькому, только как-то горько от этого, — заключает Светлана. — Как бы нам защитить детей от тех, кто по закону вроде должен их защищать?»

Ирина Шагова из Москвы взяла в семью девочку Сашу, когда ей было 5 месяцев. «Саша родилась в Москве (это записано в свидетельстве о рождении), — рассказывает Ирина. — Ее кровная мать – москвичка, но она не прописала дочку в своей квартире».

Через какое-то время маму лишили родительских прав, а Саша попала в приют. Приемная мама взяла Сашу и прописала ее временно у себя. «МФЦ почему-то сделали регистрацию до достижения 14-летнего возраста, — говорит Ирина. — Я рассчитывала, что пропишут до 18 лет. Возникли проблемы с получением продуктов на молочной кухне. Мы долго с этим боролись, и в итоге нас допустили до получения детского питания. Через какое-то время ребенку дали категорию по инвалидности. Мы хотели записать Сашу в инклюзивную группу, но мы получили отказ».

«Мы воспитываем приемного ребенка с инвалидностью (на тот момент ему было полтора года), — рассказывает приемная мама, москвичка Мария Лымарь . — Степень инвалидности тяжелая. Ребенок лежачий. В итоге мы обратились в соцзащиту, чтобы получить ряд льгот, положенных законодательством: бесплатный проезд в общественном транспорте, санаторно-курортное лечение».

По словам Марии, чиновники им отказали, сославшись на отсутствие у ребенка постоянной регистрации. У мальчика регистрации нет. Когда малыш находился в доме ребенка, то у него была временная регистрация. Потом приемная мама подала документы на регистрацию (до 18-летнего возраста).

«Нам отказали во всех льготах, — рассказывает Мария. — В итоге пришлось писать жалобу в прокуратуру. Сотрудники провели проверку органов соцзащиты и внесли им предписание. Чиновники отказались это сделать. Далее прокуратура подала в суд на них. Суд выиграли, но сотрудники соцзащиты подали апелляцию в областной суд. Мы выиграли и эту инстанцию. Проблему удалось решить, но было потрачено огромное количество сил и времени».

Комментарии экспертов

Алексей Рудов, специалист по семейному устройству и руководитель проекта «К новой семье»:

«Пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса говорит прямо, что место жительства детей (в том числе подопечных) является место жительства их опекунов. Соответственно при передаче ребенка опекуну его регистрируют по месту жительства или по месту пребывания. Выбор за опекуном.

Положение регламента о регистрации, определяющее возможность регистрировать ребенка только по месту пребывания напрямую противоречит федеральному законодательству. В этом случае надо идти в суд и отстаивать свои права. Приемные родители часто сетуют на проблему, но не готовы идти в суд.

Часто опекунам приходится слышать от чиновников такую фразу: «Если ребенка зарегистрируете по месту жительства, то квартиру мы ему не дадим (по достижении 18 лет)». Это абсолютная глупость.

Регистрационные действия – это учетные действия. Наличие или отсутствие регистрации не снимает с государства обязательства по предоставлению жилья ребенку, не имеющего жилого помещения. В любом случае, государство обязано исполнить свои обязательства т.к. опекун это временный воспитатель и по достижении 18 лети любые правоотношения с опекуном прекращаются».

Оксана Хухлина, юрист, эксперт в области семейного устройства:

Вопросы с пропиской приемные родители решают с привлечением прокуратуры

Понятие постоянной и временной регистрации, места жительства и места пребывания, конфликт норм разных федеральных законов – все эти вопросы приходится решать родителям «на земле», часто с привлечением прокуратуры и судебных органов.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации «местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает». Что касается подопечных, то местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации (№ 5-КГ16-84 от 28.06.2016 г.) данная норма должна применяться и для подопечных в возрасте старше 14 лет, если они проживают совместно с попечителем в его жилом помещении.

Кроме того, законом четко установлено, что наличие или отсутствие у гражданина (в том числе подопечного) регистрации не является основанием для того, чтобы отказывать ему в предоставлении каких-либо услуг или благ, если на них имеется право (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации»).

2 основные проблемы столичных опекунов: регистрация и получение льгот и выплат

На практике московским опекунам иногородних детей приходится решать 2 основные проблемы:

  1. Можно ли зарегистрировать подопечного в Москве постоянно, по месту жительства?
  2. Как добиться того, чтобы подопечный, у которого в Москве временная (по месту пребывания) регистрация до 18 лет, получил положенные ему по закону льготы, гарантии и выплаты.

По первому вопросу напомню, что подопечный, которого вы привезли в Москву из другого региона, может уже иметь постоянную регистрацию по месту жительства своих родителей или родственников.

В этом случае при передаче ребенка в семью опекуна постоянная регистрация у него сохраняется, это прямо предусмотрено Семейным кодексом РФ. В квартире опекуна такому ребенку можно оформить только временную регистрацию по месту пребывания на срок до совершеннолетия.

В итоге получается, что «по жизни» ребенок живет у опекуна постоянно, безвыездно, длительное время, а юридически ему оформляют временную регистрацию.

Зарегистрировать подопечного ребенка у опекуна постоянно теоретически возможно, однако для этого нужно получить письменное разрешение органов опеки и попечительства с места постоянной регистрации ребенка. А органы опеки такое разрешение по разным причинам дают крайне редко.

Если же ваш подопечный ранее не имел никакой регистрации (найден, подкинут, оставлен матерью в роддоме, родители сами не имели места жительства и пр.), такой ребенок в принципе имеет только временную регистрацию по месту пребывания – в Доме ребенка, детском доме, приюте. При передаче в семью опекун может такого ребенка зарегистрировать или временно по месту пребывания (до совершеннолетия) или постоянно, по месту жительства (без ограничения срока регистраци). Дополнительных разрешений органа опеки и попечительства для постоянной регистрации подопечного в этом случае не требуется.

Плюсом наличия у вашего подопечного постоянной регистрации в Москве является то, что он автоматически получает все блага и льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством. Минусом – то, что впоследствии опекуны могут столкнуться с рядом проблем, связанных с вопросом обеспечения подопечного жильем и со снятием повзрослевшего воспитанника с регистрационного учета. Вероятнее всего, оба вопроса придется решать через суд.

Третий вариант развития событий – обратиться в интересах подопечного, имеющего временную регистрацию в Москве, в суд с требованием признать факт его постоянного проживания по конкретному адресу.

Постоянная регистрация в Москве дает возможность получить льготы, установленные как федеральным, так и региональным законодательством.smolensk-i.ru.

Как получить и оформить причитающиеся ребенку пособия, льготы и выплаты? Самые частые вопросы, с которыми сталкиваются московские опекуны иногородних детей, это:

  1. Получение региональных доплат к пенсии по инвалидности или потере кормильца;
  2. Предоставление технических средств реабилитации или услуг по реабилитации детей-инвалидов;
  3. Обеспечение детей бесплатными медикаментами (особенно терапия ВИЧ);
  4. Получение дополнительного молочного питания (дети до 3 лет, дети-инвалиды);
  5. Зачисление ребенка в детский сад (часто) или школу (редко);
  6. Оформление социальной карты москвича;
  7. Получение путевок на летний отдых.

Безусловно, каждый случай индивидуален, и давать рекомендации можно только изучив конкретное дело, видя все документы подопечного.

  1. Изучите универсальные рекомендации

Во-первых, значительная часть льгот и гарантий, которые имеются у вашего подопечного, установлены федеральными законами. Это означает, что их обязаны предоставить в любом случае, вне зависимости от того, есть ли у ребенка регистрация по месту жительства в регионе или нет. Важно, что ребенок проживает в данном месте совместно с вами на законных основаниях. Никакой региональный закон, приказ или постановление не могут лишить вашего подопечного прав на федеральную льготу.

Например, пособие на содержание подопечного ребенка в Москве выплачивается всем детям, вне зависимости от места регистрации. К сожалению, некоторым опекунам приходится добиваться этого пособия через прокуратуру или суд, но, так или иначе, получают его все семьи.

Право на получение образования (как дошкольного, так и школьного) закреплено за всеми детьми соответствующего возраста, поэтому отказать в приеме в школу подопечному не могут ни при каких обстоятельствах. Если классы переполнены в ближайшей к вам школе – в Департаменте образования г. Москвы ребенку обязаны найти место в соседней.

Кстати, с вопросами устройства в школу вам может помочь (это бывает довольно неожиданно для опекунов) районная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Важно только обратиться туда с письменным заявлением. В органах опеки и попечительства также могут дать вам ходатайство о помощи в поиске места в школе или детском саду.

В случае с детскими садами у детей, оставшихся без попечения родителей, есть право на внеочередное устройство в ДОУ и на бесплатное пользование услугами (ст. 15 закона г. Москвы от 30.11.2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»).

В любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Фото — saroblnews.ru

  1. Ищете поддержку: изучайте нормативные акты и консультируйтесь

Во-вторых, опекуну придется внимательно изучить нормативные акты, регулирующие предоставление той или иной услуги его подопечному. Если вы затрудняетесь найти документы или разобраться в них – необходимо обратиться за консультацией (желательно очной).

Консультацию обязаны дать в органах опеки и попечительства и профильных департаментах по подведомственности (Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, Департамент здравоохранения г. Москвы, Департамент образования г. Москвы и пр.), в организации, где семья состоит на сопровождении. В органах опеки и попечительства обязательно имеется папка, в которой собраны все нормативные акты – по вашей просьбе вам должны назвать дату, номер, наименование закона, на который ссылается сотрудник, и показать его текст.

Также консультацию могут дать в ШПР, где вы проходили обучение, городских благотворительных организациях («Арифметика добра», «Волонтеры в помощь детями-сиротам», «Соучастие в судьбе»).

  1. «Государственный орган рта не имеет»: в любую инстанцию обращайтесь письменно

В третьих, надо помнить, что «государственный орган рта не имеет». Вы можете сколько угодно долго общаться по телефону со специалистами разного уровня, которые будут говорить, что вы имеете или наоборот, не имеете права на что либо. Однако только письменный отказ со ссылками на действующее законодательство будет иметь юридическую силу как для вас, так и для ответившего вам чиновника.

Следовательно, в любой затруднительной ситуации в любую инстанцию опекуну необходимо обращаться письменно. Если вы подаете обращение лично – обязательно оформляйте его в 2 экземплярах и требуйте на втором экземпляре отметку о том кто (должность, ФИО) и когда принял ваши документы. Если специалист отказывается принять ваше заявление – подавайте его через приемную или секретаря. В крайнем случае, отправляйте почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сегодня практически все структуры имеют сайты с формой обратной связи, где заявления регистрируются автоматически, также обращения по любым вопросам можно подавать через сайт Правительства Москвы – они будут направлены в нужное ведомство.

  1. Помните о праве обжаловать любой неправомерный отказ

В четвертых, помните, что у вас есть право любой неправомерный, на ваш взгляд отказ обжаловать либо в вышестоящую инстанцию, либо в судебном порядке. В помощники не бойтесь привлекать прокуратуру, уполномоченного по правам ребенка или по правам человека в вашем регионе – как правило, они становятся на сторону подопечного ребенка и помогают опекунам получить желаемое, а в некоторых случаях – даже наказать нерасторопного или неграмотного специалиста».

Мальчик, снятый с учета

В последнее время органы опеки и попечительства Москвы отправляют личное дело ребенка в тот регион, откуда ребенок прибыл под опеку и где он был зарегистрирован.

Приемная мама Мария А. (она попросила не указывать свою фамилию) попала именно в такую ситуацию. Она приняла под безвозмездную опеку (то есть ей не полагается опекунского вознаграждения) 14-летнего подростка Сергея Я., который находился в региональном детском доме. В Москве, в квартире опекунов, у него временная регистрация до 18 лет. И пока мальчик не получает выплат, которые нужны на его содержание, — его родителям в них отказали.

«Моего ребенка сняли с учета в органах опеки района Южное Бутово, — рассказывает Мария. – Его личное дело было отправлено в органы опеки Кемерова, где находится детский дом, откуда я его в декабре 2015 года забрала».

1 декабря в региональной опеке Мария получила постановление об опеке, стала опекуном. 8 декабря она поставила Сергея на учет в ООП Южного Бутова. Но 9 февраля ребенок был снят с учета. Органы опеки уведомили родителей, что отныне контроль за мальчиком должны осуществлять кемеровские органы опеки. Соответственно и выплаты на содержание сына Марии А. должны начислять в Кемерово.

В московских выплатах Сергею Я. было отказано еще 31 декабря. Все отказы ссылаются на Закон Москвы № 87 от 15 декабря 2004 года, где в первой же статье сказано, что выплаты назначаются детям под опекой в Москве, «местом жительства которых является город Москва». Тут снова возникает вопрос о трактовке места жительства.

Мария написала в Департамент соцзащиты Москвы жалобу на отказ в выплатах, откуда ей пришел ответ – но не о том: ей сообщили, что она не имеет права создавать приемную семью, потому что ее сын был взят под опеку в региональном детском доме. «Это меня так знакомили с законодательством Москвы, то есть ответа по существу моих претензий мне так и не дали. Дело в том, что я и не собиралась изначально заключать договор о приемной семье, я уже опекун для Сергея. Мне нужно было добиться выплат только на его содержание, которые положены ему по праву», – поясняет Мария.

Сейчас личное дело Сергея Я. находится в Кемерово, где у органов опеки нет основания ставить мальчика на учет – он уже не является воспитанником кемеровского детского дома, выбыл оттуда по месту жительства своего официального представительства, то есть опекуна.

Все должны быть прописаны в одном месте

Все дело в том, что 23 декабря 2015 года Правительство Москвы приняло постановление №932-ПП . Фактически оно ставит материальную поддержку приемных семей, где воспитываются дети под опекой, в зависимость от места проживания.

Есть два вида выплат для семьи, взявшей ребенка:
1) на содержание ребенка
2) вознаграждение опекуну.
По умолчанию обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. В этом случае осуществляется только выплата на содержание ребенка.Однако органы опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного (например, когда ребенок – инвалид, требует повышенной заботы и средств для своего развития, лечения), вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. В этом случае выплачивается и вознаграждение опекуну.В Москве выплаты существенно выше, чем в регионах. Так, если в Кемерово на содержание ребенка предусмотрено 6000 руб. в мес, то в Москве выплата — от 15 000 до 25 000, в зависимости от возраста ребенка и наличия инвалидности.

До постановления основным требованием для получения московского опекунского вознаграждения было наличие постоянной регистрации в Москве у опекунов ребенка и заключение договора о приемной семье с московскими органами опеки и попечительства (при этом акт о назначении опекуном мог быть выпущен органами опеки по месту «происхождения» ребенка, например, в другом регионе).

Теперь, исходя из постановления, постоянная регистрация в Москве должны быть не только у приемных родителей, но и у ребенка, взятого под опеку.

Кроме того, отныне невозможно будет заключить договор о приемной семье с органами опеки и попечительства в Москве, если ребенок прибыл из другого региона.

«Согласно постановлению №932-ПП с декабря 2015 года Москва заключает договора о создании приемной семьи (с назначением вознаграждения приемным родителями) только при соблюдении двух условий:

1) приемные родители имеют постоянную регистрацию в г. Москве,

2) на момент передачи в приемную семью ребенок либо имел постоянную регистрацию в Москве, либо воспитывался в столичных организациях для детей-сирот», — поясняет юрист Ольга Митирева.

«В отношении выплат на содержание подопечных в г. Москве ситуация несколько иная: ребенок может быть принят под опеку из другого субъекта РФ, но для назначения выплат на содержание ему должна быть оформлена постоянная регистрация в Москве . То есть ребенок может быть из региона (но вот насколько родители готовы оформлять именно постоянную регистрацию для подопечного?)», — комментирует ситуацию Ольга.

«Новое определение “места жительства” привело к тому, что с 1 января 2014 года субъекты РФ получили законное (хотя, возможно, и антиконституционное) право обусловить назначение выплат детям-сиротам и замещающим родителям - включая выплаты на содержание подопечных детей и/или вознаграждение приемным родителям - наличием у подопечного ребенка и/или у замещающих родителей постоянной регистрации в соответствующем регионе», - делает вывод юрист.

Редакция получила письмо от читательницы-опекуна. Она пишет, что ее сын-инвалид, которого она взяла под опеку 11 месяцев назад, не может быть у нее прописан постоянно. Хотя она его готова прописать, потому что он сможет быть самостоятельным после 18 лет и к своим родственникам в регион не вернется.
Но мама пояснила, что, когда ей пришло уведомление о том, что мальчика необходимо зарегистрировать в 30-дневний срок, в паспортном столе регистрировать его постоянно отказались. Опека подтвердила правомочность этого отказа тем, что опекаемые дети могут быть зарегистрированы у опекунов только до 18 лет.
Об этом говорит Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».
Пункт 119-й этого приказа гласит: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в …жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) …в порядке, установленном Регламентом».
Таким образом, ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства опекуна на время нахождения под опекой. Регистрация подопечного ребенка оформляется по форме № 1 («по месту пребывания»).

Урежут ли выплаты тем, кто уже воспитывает?

Один из опекунов рассказал нашему корреспонденту, что почти у всех детей-сирот, воспитывающихся у опекунов, регистрация временная. Если оформить постоянную прописку, то дети могут лишиться жилья от государства, которое им положено по достижении 18-летнего возраста.

«Пока непонятно, будут ли осуществляться выплаты тем семьям, где уже воспитываются дети под опекой, живущие по временной регистрации. Кроме того, есть опасения, что и другие регионы теперь вслед за Москвой начнут с себя скидывать свои социальные обязательства», - переживает приемный отец.

Екатерина Аруцева , мама пятерых детей, двое из которых - приемные, причем с инвалидностью и без постоянной регистрации в Москве, тоже встревожена:

— Я еще год назад стала бить в колокола. У моего приемного сына в Москве тоже регистрация временная. В одном реабилитационном центре нам отказали в бесплатной реабилитации именно по этой причине. Но появляется вопрос: где же сыну реабилитироваться? В том городе, откуда я его привезла? Это нереально. Приходится собирать деньги на платную реабилитацию.

При этом среди инспекторов московской опеки пока нет единодушия по поводу пособий. Одних приемных родителей предупредили, что возможны урезания выплат опекунского вознаграждения в связи с новым постановлением. Других их инспекторы убеждают в обратном: те приемные семьи, что уже воспитывают ребенка из другого региона без постоянной регистрации, не лишатся опекунского вознаграждения.

Место жительства ребенка — дом родителей

Ситуацию комментирует адвокат Антон Жаров, руководитель «Команды адвоката Жарова»:

— Важно помнить, что логика закона такова: если мы говорим об опеке и попечительстве, то обращаемся к Семейному кодексу. Если в нем что-то нам неясно, мы обращаемся к гражданскому праву. Об этом прямо говорится в 5-й статье Семейного кодекса.

Адвокат Антон Жаров. Фото с сайта thewallmagazine.ru

Все вопросы о льготах и выплатах формируются по месту жительства. Что является местом жительства? По Гражданскому кодексу, : «Место, где человек постоянно или преимущественно проживает». Место жительства подопечного там определено: «Местом жительства… граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов».

О том же говорит нам и Семейный кодекс, статья 148, пункт 1: «Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание».

Но чиновники ссылаются на федеральный закон от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В статье 2 этого закона говорится, что место жительства гражданина - «жилой дом, квартира, комната <…>, в которых он зарегистрирован по месту жительства ».

Но этот закон был принят для решения совсем другого вопроса, а именно, вопроса регистрации по месту жительства. Не определения такого места, а именно процесса регистрации в таком месте жительства. В том же законе, в статье 3 мы читаем: «Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации». И массовая судебная практика говорит нам, что право гражданина не может не быть реализовано в зависимости от его прописки.

Например, во времена Лужкова был придуман сбор для регистрации для иногородних - сто минимальных окладов. Он был признан незаконным. Все попытки привязать права и обязанности людей к месту регистрации пресекались.

Что делать?

Адвокат Антон Жаров:

Первое. Нужно понять, что никто, кроме вас, права ребенка и ваши не защитит. Никто другой этого не сделает. Нужно идти в суд.

Второе. С органами опеки нужно общаться письменно. Все заявления можно подавать в свободной форме: например, чтобы поставить на учет ребенка, назначить выплаты, принять дело к рассмотрению. В конце нужно написать юридическую фразу, которая действует безотказно: «Прошу ответить мне по существу всех поставленных в заявлении вопросов в установленном законом порядке и сроки письменно по такому-то адресу». И дальше спокойно ждать. После этого вам дадут письменный ответ. С ним вы и пойдете в суд.

Третье. Ситуация рано или поздно будет решена в вашу пользу, потому что суд судит по кодексам, по законам, а не по постановлениям тех или иных субъектов Российской Федерации.

Долго ли будет идти суд? Опекуна это вообще не должно волновать. Дело в том, что если он привез ребенка из города N в Москву, то у него уже есть постановление об опеке. Он законный представитель ребенка, никто его не отберет. Выплат, правда, все это время не будет, но когда суд закончится, их компенсируют.

Также опекуна не должно волновать и то, что личное дело ребенка, который находится под опекой, никак не могут решить, где оставить, две опеки. Это тоже не проблемы опекуна. Личное дело ребенка и местонахождение этого личного дела - вопрос контроля за вами и дело органа опеки.

Для ребенка с инвалидностью усыновление в столицу — спасение

Приемная многодетная мама Екатерина Аруцева , размышляя о создавшейся ситуации, говорит:

— Когда я брала детей под опеку, то знала: государство поможет мне их поднять. И была морально готова к тому, чтобы взять еще ребенка. Но теперь вряд ли решусь на это, потому что мне, как москвичке, придется искать ребенка только в Москве. В том регионе, откуда я взяла своего сына, много детей-инвалидов, которых могли бы усыновить москвичи. В столице больше возможности для реабилитации. Там, откуда мой сын, дети с заболеваниями, скорее всего, так и будут оставаться в детских учреждениях.

Такими же соображениями руководствуются авторы петиции , которая была несколько недель назад размещена на портале Change.org. Она призывает органы власти отменить постановление №932-ПП и разрешить оформлять приемные семьи москвичам с детьми из регионов.

«Не секрет, что большинство деток в сиротских учреждениях - это больные дети, дети-инвалиды, которые нуждаются в специалистах и квалифицированном лечении. На это нужны реальные средства и большое количество времени приемного родителя, - говорится в петиции. - Именно в приемные семьи берут подростков, детей у которых родители в местах лишения свободы, ограничены в правах. Одним словом, берут тех, кто под «усыновление» не подходит. Именно москвичи берут таких деток с регионов: везут, лечат, воспитывают, адаптируют и дают достойное образование. Далеко не каждая приемная мама имеет возможность где то работать, и ее зарплата приемного родителя - это единственный источник доходов».

Петиция адресована Московской городской думе, уполномоченным по правам детей России и Москвы Павлу Астахову и Евгению Бунимовичу. Ее подписали около 1700 человек.

К решению проблемы подключилась и Общественная палата РФ. В марте в ОП планируют провести слушания по проблемам приемных семей. Об этом сообщила член комиссии ОП по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова.

Портал Милосердие.ru продолжит разбираться в ситуации. Мы сделали запрос о сложившейся ситуации в Министерство образования, которому подчиняются органы опеки.

Гражданство. Регистрация Рождествина Анна Анатольевна

10.4. Регистрация сирот по месту жительства и по месту пребывания

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется:

по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади),

по месту временного пребывания (учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитии, семье опекуна (попечителя), приемной семье).

При этом регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при наличии документов, подтверждающих их право на данную жилую площадь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регистрируются по месту пребывания в специализированных учреждениях (образовательных, социального обслуживания населения, системы здравоохранения и других аналогичных учреждениях), а также в общежитиях и жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, занимаемых семьей опекуна (попечителя) или приемной семьей на необходимый срок в общем порядке по ходатайствам администрации учреждений, а также на основании документов, удостоверяющих личность опекунов (попечителей), подопечных и подтверждающих установление опеки (попечительства).

Несовершеннолетние граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных, лечебно-профилактических, учебно-образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и других аналогичных учреждениях независимо от форм собственности, регистрируются по месту пребывания на необходимый (определенный) для этого срок при наличии документов, подтверждающих направление (нахождение) несовершеннолетних граждан в учреждение и по ходатайствам администрации этих учреждений.

В Инструктивном письме Минобразования России от 14 мая 1998 г. № 29 «О порядке регистрации несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением» указано, что в соответствии с п. 5.14 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 23 октября 1995 г. № 393, несовершеннолетние граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном названной Инструкцией, на необходимый (определенный) для этого срок при наличии документов, подтверждающих направление (нахождение) несовершеннолетних граждан в учреждение и по ходатайствам администрации этих учреждений.

Несовершеннолетние, направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, с регистрационного учета по месту жительства не снимаются, адресный листок убытия при поступлении в учреждение не представляется.

Особенностью снятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания является то, что оно осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

5. Правомерно ли требование сотрудника московской милиции при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания? Правомерно ли требование

Регистрация граждан по месту пребывания Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и

Регистрация граждан по месту жительства Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность;

Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства Регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства

2.1. Дела об отказе в регистрации по месту жительства Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином Российской Федерации право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). В соответствии со ст. ст. 3, 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве

Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения

СТАТЬЯ 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика 1. Комментируемая статья устанавливает общее правило территориальной подсудности, т. е. общее правило распределения подведомственных арбитражным судам дел между арбитражными судами

Статья 35. Предъявление иска по месту нахождения или месту жительства ответчика Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства

9. Регистрация по месту жительства и по месту пребывания граждан Российской Федерации 9.1. Право на свободу передвижения и выбор места жительства Статья 27 Конституции гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно

9.3. Регистрация по месту жительства В соответствии со ст. 6 Закона о праве граждан на свободу передвижения гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу,

9.4. Регистрация по месту пребывания Согласно ст. 5 Закона о праве граждан на свободу передвижения регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.Граждане, прибывшие для временного

10. Регистрация некоторых категорий граждан по месту жительства и месту

12. Форма заявления о регистрации по месту жительства Приложение 6 к ИнструкцииФорма № 6 ЗАЯВЛЕНИЕ О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВ отдел внутренних дел, в администрацию ________________________________________________________________________(ненужное зачеркнуть)от

14. Форма свидетельства о регистрации по месту жительства Приложение 8 к ИнструкцииФорма № 8СВИДЕТЕЛЬСТВО № ____ О РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВАВыдано _________________________________________________(фамилия, имя, отчество, год и место

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101
"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

С изменениями и дополнениями от:

В целях реализации части 3 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3459; N 48, ст. 6165), в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4596; N 49, ст. 7056; 2013, N 19, ст. 2326; N 27, ст. 3459) и подпунктом 5.2.68 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2014 г. N 136 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2014 г., регистрационный N 32626).

Д.В. Ливанов

С 1 января 2015 г. вступил в силу ряд поправок к некоторым законодательным актам по вопросам выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим подготовлены новые правила формирования, ведения и использования государственного банка данных о них.

Такой ресурс существует на федеральном и региональном уровнях. Операторы - Минобрнауки России и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации (соответственно).

Учетом сведений о детях занимаются органы опеки и попечительства.

В рамках учета на детей заводятся в т. ч. анкеты (форма документа прилагается). Закреплены особенности их заполнения.

Если ребенок не был устроен в семью, то органы опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней с момента поступления сведений о нем направляет информацию первичного учета в региональный банк данных и одновременно в федеральный.

Информация об установлении, изменении, уточнении или снятии диагноза у детей актуализируются в банке данных в течение 3 рабочих дней с даты ее поступления, но не реже 1 раза в год. Также установлена периодичность обновления фотографий детей в банке данных.

Россияне, постоянно проживающие в нашей стране, которые желают взять на воспитание ребенка и обратились за получением сведений из банка данных, также подлежат учету. Отдельно предусмотрены правила для иностранцев.

Урегулированы вопросы доступа к информации из банка данных.

Прежний порядок признан утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Учет детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации носит централизованный характер и ведется на двух уровнях. Первичный учет осуществляется органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без родительского попечения. В последующем информация о ребенке, не устроенном в семью, поступает на второй уровень – в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который функционирует на уровне субъектов РФ (региональные банки данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях) (абз. 3 п. 3 ст. 122 СК).

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – ГБД), представляет собой

совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Порядок формирования и использования ГБД определяется Федеральным законом "О банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" от 16.04.2001 № 44 ФЗ (Законом о банке данных о детях).

Орган опеки и попечительства, проведя обследование условий жизни ребенка и установив факт отсутствия попечения родителей, обязан зарегистрировать данные о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предпринимает меры для устройства ребенка на воспитание в условиях семьи . При невозможности устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью сведения о нем должны быть переданы в ГБД (п. 3 ст. 122 СК РФ).

Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ (п. 1 ст. 5 Закона о банке данных о детях). Поэтому, если оставшийся без попечения родителей ребенок, в отношении которого возникли установленные законом основания для передачи на воспитание в семью, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него особый документ – анкету ребенка. Анкета должна быть передана региональному оператору ГБД в семидневный срок для занесения сведений о ребенке в соответствующий региональный банк данных о детях субъекта РФ (п. 4 Правил ведения банка данных о детях).

Региональный оператор (орган исполнительной власти субъекта РФ) формирует региональный банк данных о детях на основании сведений о детях, которые поступили из органов опеки и попечительства, и осуществляет учет этих детей. В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ (абз. 2 п. 3 ст. 122 СК РФ). Если в течение этого срока ребенок не был устроен на воспитание в семью, региональный оператор в трехдневный срок направляет копию анкеты ребенка и его фотографию федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которым является Министерство образования и науки РФ. Федеральный оператор осуществляет учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывает содействие в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории РФ (абз. 2 и. 3 ст. 122 СК РФ, п. 5 Правил ведения банка данных о детях).

Федеральный и региональные операторы ведут также учет сведений об обратившихся к ним гражданах, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, рассматривают их документы, документируют информацию о них; знакомят этих граждан с порядком предоставления сведений о ребенке, находящихся в ГБД, и предоставляют такие сведения; выдают гражданам направление на посещение выбранного ими ребенка; организуют работу по информированию населения РФ о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи; консультируют граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

  • См.: Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (далее в тексте – Правила ведения банка данных о детях).