Меню

Страх темноты у ребенка 7 лет. Детский страх темноты

Мода и стиль

​Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.

Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..

Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.

Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.

Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.

Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.

Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.

Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.

По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.

Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.

Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.

В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.

Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.

Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.

Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.

Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.

Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.

Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.

Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.

Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.

У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".

Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.

Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.

Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.

Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.

Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.

Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.

В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.

Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.

За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.

Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.

К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.

Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.

Я боюсь темноты. Правда. Не сильно, конечно, не до патологии, и не всегда, но в целом опасаюсь. А все началось в детстве. Помню, однажды я не спала всю ночь: мамино пальто на вешалке, которое после чистки повесили на гвоздик проветриться, неожиданно «превратилось» в Пиковую Даму. Я знала, конечно, что это пальто, но у страха-то глаза велики! Да еще и фантазия сделала свое дело – Дама почти натурально «шевелилась» и как-будто смотрела на меня. Позвала бабушку. Она у меня женщина была решительная, местами даже жесткая, такие после войны избы сами отстраивали и поля пахали.

Бабушка не нашла лучшего решения, чем заставить меня идти через всю темную комнату до этой ужасающей вешалки, чтобы я сама убедилась, что это просто пальто. Не буду описывать весь свой детский ужас в процессе преодоления нескольких метров того пути. Скажу только, что эпизодический страх темноты остался со мной как напоминание о детстве.

Подозреваю, что метод бабушка выбрала неправильный. Поэтому, когда мои собственные дети начали заявлять, что у них в комнатах поселились в темноте Бабайки, привидения, пришельцы и прочие «там кто-то есть», действовать я начала иными методами.

Статистика

  1. Из 100 мам 80 отмечают, что из всех видов страха их детям свойственна боязнь темноты. Таким образом, 8 из 10 детей в возрасте от 3 до 10 лет боятся темных комнат.
  2. В 80% случаев страх темноты передается по наследству. Если она была у родителей, то с большой долей вероятности, ребенок тоже будет бояться темноты.
  3. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь.
  4. У 2% он перерастает в болезнь – никтофобию.

Причины

Страх темноты – это не страх перед отсутствием света как такового. Это страх перед тем неизведанным и неприятным, что может скрываться в этой темноте. Поскольку во мгле наш мозг не получает четкого сигнала от органов зрения о безопасности окружающей обстановки, возникает некая неопределенность. А если фантазия богатая, то она быстро «дорисует» отсутствующие элементы. И пожалуйста – страшная картина готова! Дети, как известно, обладают большей способностью фантазировать, а потому детские страхи – явление столь распространенное.

Страх, как выяснили ученые, у ребенка начинается еще во время внутриутробного развития. Именно тогда кроха уже способен чувствовать, если мама тревожится, пугается или сильно переживает.

Неродившийся пока малыш, конечно, еще не способен понять, что именно происходит, но его нервная система и головной мозг отлично «запоминают» биологическую реакцию на страх. В результате эмбрион получает способность бояться. Правда, пока инстинктивно.

Когда страх становится осознанным?

  1. Чаще других страх перед темнотой испытывают дети, которые спят одни. Поэтому косвенно страх темноты - это страх перед одиночеством. Испытывать его могут даже новорожденные.
  2. Если родители увлекаются «страшилками». «Не будешь есть кашу - позову Бабая» или «Если ты не перестанешь баловаться, за тобой придет злой колдун!». В темноте, когда ребенок расслабляется перед сном и мысленно, как и взрослые, прокручивает в голове дневные переживания, именно этот «Бабай» или «злой колдун» могут материализоваться в воображении малыша в темной комнате.
  3. Если в присутствии ребенка старшие смотрят фильмы ужасов, рассказывают жуткие истории. Помните, мозг ребенка, даже маленького и несмышленого, фиксирует яркие образы и потом воспроизводит их в самый неподходящий момент.
  4. Если ребенок часто просматривает со взрослыми выпуски новостей. Любой случайно увиденный образ в сюжете о катастрофе, убийстве или нападении может стать причиной страха темноты.
  5. Если ребенку слишком многое запрещается.
  6. Если в семье разгораются нешуточные конфликты, в которые оказываются втянуты дети.

Есть еще несколько факторов, влияющих на развитие страха темноты. Как ни странно, но более других этому виду фобии подвержены единственные дети в семье. Когда нет сестры или брата, с которыми можно контактировать, уровень тревожности у ребенка выше.

Кроме того, страх темноты часто свойственен детям «возрастных» родителей. Чем больше лет маме на момент рождения ребенка, тем сильнее она и домочадцы о «поздней» крохе беспокоятся. Бегут по первому зову, охают-ахают и всплескивают руками. В результате у них растет неврастеничный, легковозбудимый, инфантильный малыш, очень подверженный страхам, и не только темноты.

Темноты часто боятся дети из неполных семей. Причем первые «звоночки» боязни приходятся, как правило, на период развода или ухода одного из родителей.

Что делать родителям?

1. Поговорить с ребенком

На полном серьезе, доброжелательно выяснить у него, чего именно он боится, почему, кто живет в его темной комнате, что он может сделать малышу и зачем он вообще пришел? Иными словами, так вы сможете установить фактор, давший «старт» врожденной программе страха.

2. Контролировать увиденное

Нужно проследить за тем, чтобы ребенок не имел доступа к просмотру кровавых и пугающих фильмов, не играл в такие же компьютерные игры. Любой страх - как костер, если в него подбрасывать дрова, он будет разгораться все больше и больше.

Следите за своей речью, постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать негативных тем и уж тем более не стоит пугать непослушного малыша злыми персонажами, которые «придут и в лес унесут».

3. Исследовать комнату и подарить талисман

Постарайтесь вместе с ребенком исследовать темную комнату. Пройдите по ней вдвоем или всей семьей, включив ночник, и покажите чаду, что ни в одном углу никто не спрятался.

Скажу сразу, работает этот совет не всегда. Дело в том, что в присутствии родителей малыш вроде бы успокаивается. А как только наступает ночь и гасят свет, он категорически отказывается оставаться один. Потому как от души верит, что чудовища, которых прогнали папа и мама, вернутся. Поэтому я предпочитаю «долгосрочную» профилактику.

Мама и папа оставляют в комнате у ребенка кого-то или что-то, способное прогонять монстров. Пусть это будет специально купленная игрушка или новый ночник. Главное - чтобы ребенок поверил, что с этой штукой ему теперь ничего не грозит.

4. Визуализация страха и превращение его в доброе существо

Дополнительный способ. Попросите ребенка нарисовать монстра - так он его визуализирует и поймет, что он не так и страшен, ведь воображение всегда рисует более «красочные» картинки. Обязательно в конце превратите чудовище в доброжелательного монстрика, нарисуйте ему широкую улыбку и добрые глаза. Поговорите и поиграйте с ним вместе с ребенком.

Что родителям делать нельзя?

  1. Критиковать и смеяться над ребенком. Если ваш малыш признался, что боится оставаться один в своей комнате, ложиться спать вечером потому, что в темноте страшно, не критикуйте его и не называйте трусом. Это для вас затаившиеся у шкафа страшилки – нереальны. Для ребенка они самые что ни на есть настоящие. И он не капризничает, когда сообщает о своем страхе, как думают некоторые родители, а выражает вам доверие. Он делится с вами своей главной бедой.
  2. Вышибать «клин клином». Это тот самый метод моей бабушки. Если ребенок боится темноты, не стоит закрывать его намеренно в темной комнате, чтобы он осознал, что повода для страха нет. Это способно вызвать панику и закрепить ужас, сделав из него настоящую фобию.
  3. Ни в коем случае нельзя включаться в эту игру. Если малыш говорит, что у него под кроватью живет дракон, не нужно заглядывать туда и восклицать: «Ой, и правда страшный какой! Вот не будешь слушаться, обязательно вылезет и цапнет тебя за ногу!». Малыш поверит. И страх усилится в разы.

Последствия

Если родители игнорируют страх ребенка перед темнотой и вовремя не принимают мер, обычная детская боязнь может стать настоящей патологией. Сформировавшаяся никтофобия повлечет за собой еще целый клубок различных страхов. Это может стать причиной нервных и психических расстройств у ребенка, панических приступов на протяжении всей жизни.

Кроме того, детские страхи, запрятавшиеся глубоко в подсознание человека, обрастут массой неприятных и неполезных для нормальной жизни комплексов. Возможно, ребенок не станет больным человеком, но низкая самооценка, боязнь перемен и ответственности ему гарантированы.

Возрастные этапы страха

2 года

Бояться темноты дети, как правило, начинают в 2 года, когда их фантазия уже достаточно развита и способна создавать целостные образы, в том числе и негативные. Но малыши в этом возрасте еще не могут внятно и детально сообщить родителям о том, что их беспокоит. Поэтому они могут просыпаться по ночам, устраивать истерики, упорно отказываться спать в своей кроватке и постоянно проситься спать вместе с родителями.

3 года

В 3 года, когда начинается кризис, связанный с первым переходным возрастом, границы окружающего мира для ребенка раздвигаются. Он теперь знает, что за пределами квартиры есть что-то еще: площадка, парк, детский сад… По мере накопления опыта и знаний, растут и страхи. Ребенок в состоянии рассказать о них, нарисовать их по вашей просьбе. Воспользуйтесь этим, чтобы устранить причину боязни.

4-7 лет

В 4 года почти все дети невероятно впечатлительны. У них появляются оценочные суждения, они хорошо запоминают события, диалоги, лица. Вкупе с буйной фантазией все это может приводить к страху темноты.

В 5 лет ребенок активно общается со сверстниками, и поводом для ночных страхов может стать история-страшилка, рассказанная кем-то в детском саду или увиденная по телевизору. Малыш еще не способен отличать вымысел от правды, и его мозг сразу «нарисует» пугающий образ. С пятилетнними малышами важно обсуждать страхи, рассуждать самим и учить дитя мыслить логически.

В 6 лет ребенок способен «видеть» в темноте своей комнаты персонажей любимых книг и мультфильмов. Фантастические герои, не всегда положительные и добрые, приходят, как назло, ближе к ночи. И разве тут уснешь!

Кроме того, в этом возрасте развивается ассоциативное мышление. Так, обычный комод может стать злым монстром, а висящее пальто (как это было в моем случае) мистическим существом. Важно продемонстрировать ребенку, что в комнате никого нет.

В 7 лет страх темноты может быть следствием стресса, который ребенок испытывает в связи с началом обучения в школе. Если уговоры не помогают, сделайте в комнате первоклассника перестановку. Пусть все пугающие предметы поменяют место дислокации.

8-10 лет

В 8 лет страх темноты обычно отступает. Но если ребенок все еще боится, не нужно игнорировать его проблемы, думая, что «скоро все само пройдет».

В 9 лет, равно как и в 10 лет, страх темноты – явление не такое уж частое. И обычно оно связано с тем, что у растущего быстрыми темпами чада меняется психика. Это нормальный процесс, просто каждый переживает его по-своему. Если страх темноты не носит панического характера, повода для волнений нет. С помощью психолога родители легко справятся с неприятной ситуацией.

Когда обращаться к специалистам?

  • Если ребенку уже 10 лет, а он сильно пугается темной комнаты и боится спать без света. Младшие школьники прекрасно различают, где правда, а где сказки. Поэтому рассказы о фантастических тварях, живущих в темноте его комнаты, должны стать поводом для обращения к психологу или психотерапевту.
  • Если страх темноты у ребенка связан с громкими ночными истериками, криками и даже страхом смерти.
  • Если страх темноты выражается в панических атаках. Ребенок неровно дышит, теряет сознание.

Смотрите видео и узнаете, что делать, если ребенок боится темноты.

  1. Страх темноты у ребенка можно преодолеть только вместе с ним. Сам малыш не справится.
  2. Правильно установленная причина страхов быстрее подскажет, как отучить ребенка бояться темноты.
  3. Если ребенок стал бояться темноты уже в сознательном возрасте (от 7 до 10 лет), есть смысл пересмотреть семейные взаимоотношения и выяснить, как ребенок общается в коллективе. Возможно, причина кроется в конфликтной ситуации.
  4. Дать ребенку дополнительную физическую нагрузку – записать в секции, кружки, где от него потребуется большой выброс энергии. На страхи сил попросту не останется.
  5. Показать на личном примере, как можно преодолевать страхи.
  6. Увлечь ребенка рисованием. Способность переносить образы из воображения на бумагу позволяет выплескивать эмоции, а нарисованная страшилка вовсе перестает быть страшной. Особенно если мама добавит к рисунку что-то от себя, что развеселит малыша.
  7. Хорошо помогает в борьбе со страхом темноты графический тест. С ним справятся школьники. Пусть ребенок напишет о своих опасениях. Разберите с ним «мини-сочинение», причем, объясните, что «страшные» слова – всего лишь слова. Обратите внимание сына или дочки на то, как они пишутся.
  8. Используйте в борьбе со страхом игры. Такие, к примеру, как прятки. Ведь там нужно прятаться и в темные места. А в процессе занимательной игры ребенок не успеет ощутить страх.

Запишите своего ребенка на консультацию к психологу, если страх переходит все границы разумного, не игнорируйте его призыв о помощи, не обсуждайте это с посторонними, чтобы чадо не потеряло к вам доверия. Есть ситуации, когда страх темноты - проявление весьма серьезных проблем. Специалист поможет разобраться в них и подскажет, как помочь ребенку.

Посмотрите следующие видео, в которых психологи дают свои рекомендации.

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Что делать, если ребенок боится темноты и не хочет спать один ночью ?

Темнеет рано, на улице зябко, в окне колышутся стволы черных деревьев, по комнате того и гляди побегут темные тени… Пора поговорить о том, как научиться во всех этих признаках видеть приближение доброй сказки , уютной спальни, приятных снов и милых вечерних игр. Иногда все детское нам кажется милым и игрушечным, словно понарошку. Мы же понимаем, что в комнате, кроме нас, никого быть не может, предметы не меняют своих форм и очертаний вне зависимости, светло сейчас или кромешно темно.

Наш дом - наша крепость. Все не так однозначно в воображении наших малышей. Сначала ребенок ничего не боялся, спокойно засыпал, не требовал приоткрытой двери и света неяркой лампы, но в один ничем не примечательный вечер он начал оглядываться, просить, чтобы мы не выключали целиком свет или посидели рядышком. К детским страхам надо относиться серьезно и по-взрослому.

Почему ребенок боится темноты?

Сначала разберемся в причинах и предпосылках возникновения страха темноты. Чаще всего он появляется с 2 - 3 лет, когда ребенок имеет уже общее представление об окружающем его мире, у него начинает развиваться воображение, он обладает навыками определения причинно-следственных связей, но в то же время испытывает дефицит знания и понимания физических явлений, а сознание страшится неизвестностью.

Вспомните, собираясь в незнакомое место или компанию, мы также несколько нервничаем, как все там пойдет, как нас примут, что будет потом. Но мы обладаем опытом, подсказывающим нам, что все будет нормально, и даже если не понравится что-то, то мы с легкостью развернемся и уйдем. Нашим храбрецам еще предстоит получить столь ценное знание. Сначала ребенок боится спать один в темноте, потому что он может потерять маму во время сна, поэтому ждет от неё постоянных подтверждений, что она рядом. С взрослением ребенок не отпускает маму, т.к. она является гарантом его покоя и уверенности. Нужно предоставлять ребенку хоть какую-то свободу без излишней опеки, чтобы он получал опыт самостоятельных действий.

Как помочь своему ребенку преодолеть страх и перестать бояться темноты?

Как же помочь сгладить боязнь темноты, не довести ребенка до невроза и стать мудрым и заботливым учителем для своего ребенка?

1. Вы искренне верите, что ничего страшного в комнате нет, но поверьте и в то, что воображение малыша уже нарисовало в темной спальне монстров, чудищ всех самых темных и жутких цветов и размеров. Надо дать испуганному малышу заботу и опору. Устройте вечер обниманий, купаний в ванной с мыльными пузырями, , где главными героями являются животные, дети, а не вымышленные персонажи (так называемые бытовые сказки) . Для детей с 4-5 лет подойдут рассказы Носова и Драгунского. Если ребенок боится темноты, нельзя подтрунивать над страхами, а тем более стыдить их за это.

2. Обратите внимание на тематику мультфильмов, которые смотрит малыш. Постарайтесь уйти от зарубежных мультиков, соберите коллекцию классических мультфильмов, про Крокодила Гену, котенка по имени Гав, кота Леопольда и т.д. Сюжет этих мультфильмов будет понятен ребенку, он может рассказать его, картинки не так быстро сменяют друг друга, мультики более медленные и предсказуемые. В этот момент мозг ребенка не испытывает постоянного стресса от непонимания отдельных кусков происходящего, не ищет подвоха. Тем более в книжном магазине можно купить книжки по сюжету мультфильма, которые дети могут потом несколько раз в течение вечера перечитывать с мамой.

3. Если ребенок просит не закрывать дверь полностью или не выключать весь свет, то не думайте, что через какое-то время ребенок сам преодолеет свой страх, если вы плотно закроете дверь со словами «спи уже!» Так вы учите малыша молчать о своих проблемах. Гораздо полезнее перед сном расслабление и покой, нежели чем доза адреналина в крови. Поэтому купите неяркий ночник с желтым теплым светом, оставьте щелочку в дверном проеме, заверьте ребенка, что все слышите и видите. После засыпания малыша, можно погасить ночник, перед тем, как сами пойдете спать. Для этих целей может пригодиться ночник с таймером. Постепенно ребенок почувствует вашу поддержку и перестанет бояться спать один.

4. В течение дня не упускайте возможность поэкспериментировать с темнотой. Есть такие места в квартире, где достаточно темно, не торопитесь включать свет. Можно сполоснуть руки, сходить на горшок, отнести белье в стиральную машину без света в ванной.

5. Под детской кроваткой или сбоку от неё можно организовать кукольную спальню. Проиграйте ситуацию с укладыванием, сном и пробуждением на куклах. Для этого закройте по-настоящему шторы, расскажите сказку, сидите тихо, а потом будите кукол.

6. Играем во всевозможные игры на осязание в темноте. Надо узнать игрушки, ощупывая их в темноте. Начинать лучше с завязывания платочком глаз при свете, а лишь потом через пару недель переходить к настоящей темноте. Можно вспомнить игру в жмурки с более старшими детьми.

7. Вспомните свою любимую игру в постройку домашний домиков и шалашей из стола и стульев. Накройте стол плотным покрывалом, махровой простыней и отправляйтесь в поход с ребенком, возьмите с собой что-то вкусненькое. Совсем некогда бояться, если в темном домике надо успеть не только посидеть, полежать, порассказывать смешные истории, но и чем-то полакомиться.

8. Для более маленьких детей подойдет игра в домик, сделанный из одеяла и маминых ног. Вы лежите, отдыхаете, а малыш преодолевает свои страхи, здорово!

9. Страх является неотъемлемой частью нашего инстинкта самосохранения, поэтому надо научиться его направлять в верное русло. Ребенок должен получать знания, которые будут вытеснять страх. Играем в фотографа. Садитесь с ребенком рядом со светильником, верхний свет погашен. Объясните малышу, что сейчас мы будем «фотографировать» то, что видим. Говорите: «Смотри внимательно, все-все запоминай! Мы фотографируем!» Затем выключайте лампу. Спросите: «Что у тебя на «фотографии»? Что ты видел?» Затем включайте свет, рассматривайте-«фотографируем» ещё раз. Так несколько раз. Можно на журнальный столик или стул сложить несколько предметов или игрушек, «фотографируем» их. Можно в темноте искать определенные предметы, в качестве приза наклеиваем на грудь «медали за храбрость» в виде маленьких, милых глазу стикеров.

10. Приучайте ребенка с 8-9 месяцев к любимой игрушке . Любимец поможет растворить страх перед темнотой, когда ребенок привыкнет к игрушке и будет ощущать её своим другом, он не будет бояться темноты.

11. Не стоит ничем и никем пугать ребенка, даже сказочными персонажами. Ребенок доверяет безоговорочно своим близким, поэтому он верит, что к нему может наведаться Бабушка Яга с мило-зловещей улыбкой или ещё кто. Таким образом страх темноты только закрепляется и ребенок начинает бояться темноты еще сильнее. Повзрослев, подросток понимает, что рисовать в своих кошмарах Бармалея или Кощея Бессмертного с Водяным за ручку выглядит наивно и смешно, поэтому образ страшного прежнего персонажа стирается, а подросток боится темноты и того, чего-то неизвестного, что может шагнуть из этой темноты. Его воображение даже боится представлять образ страха, поэтому и справляться с ним сложнее.

12. Если ребенок может описать свой страх, то можно его нарисовать, добавить несколько забавных деталей в виде бантов, курточек, сердечек, всевозможных наклеек. Тогда этот страх утратит свою грозность, особенно, если папа придумает историю, объясняющую первоначальный недовольный, разгневанный вид страшилки, которому не дали его любимый тортик и наступили на любимый больной хвостик в метро.

13. Не увлекайтесь мультфильмами и сказками про монстров. Даже самые добрые монстрики в мире подталкивают к мысли о существовании в природе не таких дружественных образцов. Не используем «спреи, заклинания, специальные средства защиты» от монстров, это лишь усиливает уверенность ребенка, что «в этом темном мире и правда кто-то живет, даже родители в это верят».

14. Завывание холодного ветра за окном, шорохи от сквозняка или бормотание соседского телевизора иногда пугают детей. Ребенок боится спать один? Его пугают странные звуки? Пришло время создавать коллекцию колыбельных, шума морского прибоя, звуков «белого шума» .

15. Ребенок боится спать в темноте один ночью и многие родители соглашаются на совместный сон с ребенком, чтобы снять его страхи. Это временное решение, к сожалению. Ребенок и так чувствует себя в безопасности рядом с родителями, он не получает собственный опыт преодоления своего страха. Страх темноты проходит в среднем к 8 -10 годам. Надо ответить на вопрос: «Готовы ли вы спать с ребенком в одной комнате до этого возраста?» Скорее всего, лучше помочь ребенку перерасти свой страх до 5 лет при помощи игр.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос самодостаточным, целеустремленным, храбрым и цельным человеком без иллюзорных страхов, процесс воспитания начинается с рождения ребенка. Начинайте делать шаги на пути к этой цели!

Страх темноты - самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты.

Почему дети боятся темноты - причины детских страхов

Большинство родителей на просьбу ребенка «не выключать свет в комнате» лишь усмехаются и небрежно успокаивают своего малыша: «Ничего страшного в темной комнате нет!». А ведь малыш боится не просто темной комнаты, а тех, кто в ней прячется. Буйная детская фантазия рисует картины одну страшней другой. Почему это происходит?

Детский мир полон всевозможных впечатлений и далеко не всегда они вызывают лишь положительные эмоции. За день происходит столько событий, многие из которых ребенок не может понять и объяснить. Они его пугают, и у него возникает безотчетный страх.

По мнению детских психологов есть 2 самые распространенные причины возникновения страха темноты у детей :

  1. Не всегда обдуманное влияние родителей (взрослых людей) на формирующееся сознание ребенка.
  2. Развитое детское самовнушение и богатая фантазия .

Приведем несколько примеров неправильного поведения взрослых, которое способствует развитию в ребенке разных страхов:

  • Воспитательница в детском саду, чтобы уложить малышей спать, рассказывает историю про злую ведьму, которая забирает непослушных детей, не желающих засыпать.
  • Старенькая бабушка своему любимому внуку, который не хочет кушать кашу, во всех красках расписывает страшного волка, спрятавшегося за шкафом. Этот волк просто обожает кашу и маленьких детей.
  • Даже самая привычная детская колыбельная со словами – «придет серенький волчок и утащит за бочок» может напугать малыша. В его воображении уже нарисовалась картинка, ему кажется, что стоит родителям уйти и выключить свет, из-под кровати выскочит волк и утащит его в лес.
  • Зачастую родители бессознательно в присутствии ребенка рассказывают страшные истории, увиденные по телевизору. В мире происходит много ужасного – катастрофы, взрывы, убийства и т. д. Дети видят, слышат, воспринимают большое количество ненужной им информации. Они впечатлительны и эмоциональны.

Важно знать!

Как правило, виновниками детских страхов становятся взрослые, окружающие ребенка. Результаты исследований многих психоаналитиков доказывают, что большинство взрослых комплексов и страхов родом из детства. Поэтому игнорировать детские страхи ни в коем случае нельзя . Нужно постараться найти причину и разобраться в ней. Фраза: «Не бойся» — сама по себе ничего не значит. Родители должны объяснить, почему ребенок не должен бояться. Вместе с родителями ему будет легче побороть свой страх и избавиться от любой фобии.

К ак помочь детям преодолеть страх перед темнотой?

Возраст ребенка Как помочь детям преодолеть страх перед темнотой?
3-4 года

В этот период жизни ребенка происходит довольно много значимых для него событий. Ребенок идет в садик, дома ему выделяют отдельную комнату, или заставляют спать в своей кроватке. У него появляются новые друзья в детском саду и на площадке, ссора с которыми может превратиться в настоящую драму. Ребенку разрешают смотреть . Его укладывают спать и выключают свет. Малышу становится одиноко и страшно.

В 3 года ребенок еще не сможет объяснить, что именно его пугает. Поэтому и расспрашивать его бесполезно. Лучше всего разрешить ему взять с собой в постель большую мягкую игрушку, с которой будет приятно засыпать. Не забыв при этом объяснить малышу, что например, пушистый мишка или смайлик эта не просто игрушка – это его верный друг и самый смелый защитник. С ним он может ничего не бояться.

А вот уже в 4 года ребенок может рассказать, что или кто его напугал. Родители должны внимательно выслушать малыша и помочь разобраться в сложившейся ситуации : поговорить со слишком строгой воспитательницей, объяснить, что означал сюжет той или иной сказки, рассказать, как лучше всего помириться с другом.

5-6 лет

Ребенок боится всего, что не понимает и не может увидеть. В темной комнате он не может рассмотреть, стоящие там предметы. Буйная детская фантазия подсказывает страшные варианты развития событий. Малыш чувствует себя беспомощным. У него начинается паника, темнота кажется ему агрессивной.

В этом возрасте ребенку уже можно объяснить простую истину: боишься – включи свет и посмотри. Родители должны вместе с малышом заглянуть во все самые затаенные уголки его комнаты. А еще лучше сделать вместе с ним перестановку в комнате. Тогда он лучше запомнит, где что стоит.

Можно рассказать историю про себя, как вы в детстве испугались любимого котенка, приняв его за страшного тигра. Рассказ должен быть забавный и смешной.

7-8 лет

В семь лет ребенок идет в школу. Большое количество новых людей, событий, обязанностей. Именно в это время у многих детей возвращается или появляется страх перед темнотой.

В темноте малыш остается наедине со своими сомнения, тревогами, проблемами и ему становится страшно.

Как правило, к восьми годам страх темноты проходит. Ребенок уже не боится оставаться в темной комнате один.

В это время родители должны быть особенно чуткими и внимательными. Этот период действительно очень сложный для ребенка. Отвечайте ему на все вопросы, интересуйтесь событиями прошедшего дня. Попросите ребенка нарисовать на бумаге его страхи, попытайтесь вместе с ним разобраться с нарисованными страшилками. , читайте на нашем сайте в другой статье. Добавьте в рисунок позитивных деталей. Постарайтесь сделать из страшного – смешное.

Купите красивый ночник (например, в виде глобуса или звездного неба), оставляйте его на некоторое время включенным. После того, как ребенок уснет, ночник можно выключить.

Если в восемь лет ребенок по-прежнему, испытывает страх перед темнотой, прибегает в вашу комнату, утверждая, что его кто-то пытается душить или наблюдает за ним из темноты — без помощи психолога уже не обойтись.

Старше 9 лет

В этом возрасте дети любят рассказывать друг другу страшилки, смотреть фильмы-ужасы, доказывая себе, насколько они смелые. Детская психика очень подвижна, яркие страшные образы в темноте могут оживать, сильно пугая «смельчаков». Как показывает практика, большую дозу пугающей информации дети получают при бесконтрольном просмотре телевизора.

В этом возрасте ребенка желательно проконсультировать у психолога. Лучше не у школьного, так как дети не хотят, чтобы об их проблемах догадывались одноклассники. Очень хорошо помогают избавиться от страха темноты домашние животные. Заведите собаку и разрешите ей спать в комнате ребенка. В этом возрасте дети уже способны сами выгуливать и кормить животное.

Кандидат психологических наук И. Костин:

Страх надо конкретизировать и вынести наружу. Малыш ведь боится не самой темноты, а чего-то, что прячется во мраке. Чего? Вот это и надо выяснить. Ненавязчиво выспросить, попросить нарисовать это чудовище (Бабу-ягу, огромную собаку, волка или привидение…), вылепить из пластилина. Когда образ материализовался, его можно слегка изменить: добавить чудовищу смешные, нелепые или очаровательные детальки. Так ли страшна эта собака, если ей одно ухо поднять вверх, другое загнуть, нарисовать кудрявую шерстку, хвост баранкой и улыбающуюся пасть?

Можно самому превратиться в монстра, который тебя пугает. Закричать, что есть силы, грозно зарычать, как рычит он. Вон как мама испугалась, значит, похоже. Превращение в монстра, «идентификация себя с агрессором», как назвали бы этот прием психологи, тоже помогает изжить страх. Этот защитный механизм впервые описала детский психоаналитик дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд. Разве будешь бояться кого-то, когда ты сам такой грозный и пугающий всех?

Материализованный страх легко уничтожить. Разорвать рисунок с чудовищем, смять его фигурку, вылепленную из пластилина, затопать ногами, закричать: «Уходи, я тебя не боюсь, тебя больше нет…» Только воевать с чудовищем лучше не перед сном, а днем. Зато вечером, собираясь ко сну, нелишне этот эпизод мимоходом припомнить: «Монстр-то больше не придет, мы его еще днем растоптали…»

Трусишку поддержит роль смельчака. Эту роль надо присваивать малышу в любых играх – он защитник и младших детей, и котят, и своих игрушечных зверушек, которые боятся спать одни и хотели бы подкатиться вечером к нему под бочок и спокойно заснуть в его кроватке. Надо при каждом удобном случае всем знакомым и родным рассказывать, какой у вас смелый ребенок: он спокойно прошел во дворе мимо большой собаки, он зашел в темную комнату, не испугался, взял, что было надо, и вернулся к маме.

Назначьте ребенка властелином света. Не надо принуждать его спать в темноте. Трех-четырехлетний малыш уже может сам включать-выключать ночник, настольную лампу или бра. Пусть погасит свет, если захочет, или оставит его гореть. Позвольте ребенку быть хозяином положения. Оставьте у его кроватки хотя бы фонарик.

Детский психолог Д. Селиванова:

Испытывать страх – это нормально. Ненормальным страх становится лишь тогда, когда он не проходит больше, чем 2-3 месяца, а только усугубляется, доставляя существенный дискомфорт вам и ребенку. Если ребенок боится темноты, но прекрасно спит с ночником, то такой страх со временем отступит. Если же он не просто боится темноты, но и отказывается спать в своей комнате, а дальше – боится сам выйти в темный коридор или в туалет, тогда стоит разобраться в причинах такого страха. Если не получается самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Психотерапевт Елена Кравец:

Ребенок, который только что родился, не боится темноты. Но постепенно малыш привыкает к свету и потихоньку отвыкает бодрствовать в темноте. Если посмотреть на темноту «глазами ребенка», то темная комната для него - это уже совсем не та комната, в которой еще недавно горел свет: очертания предметов меняются, помещение становится таинственным, а некоторые предметы приобретают зловещие очертания. И даже, если родители подводят малыша к шкафу и показывают, что там никого нет, то страх все равно не развеивается. Да и сам малыш не может понять, почему ему страшно. А все дело в том, что он боится так называемого «мертвого пространства» - того, которое он не может «объять» взором. Например, место над шкафом. Мозг ребенка отмечает, что там имеется большая зона, из которой с большой вероятностью может появиться опасность.

Особенно ярко боязнь темноты проявляется у детей, родители которых в качестве наказания закрывают ребенка в пустой комнате в одиночестве. Кроме того, малыш будет бояться спать «без света», если кто-то будет шуметь ночью и стучать, нарушая его сон. Ночные страхи часто мучают ребенка, если его ругают, наказывают, либо позволяют смотреть телевизионные передачи для взрослых и «ужастики». Поводом для появления страхов «из-за шкафа» может послужить даже неправильное питание, например, если ребенок ест перед сном мясную и жирную пищу.

Ребенок боится спать в темноте: что делать нельзя?

Чего не следует делать, если ребенок боится темноты?

  1. Ни в коем случае не следует игнорировать страхи ребенка. Отнеситесь к этой проблеме максимально серьезно.
  2. Высмеивать ребенка , говоря, что он уже взрослый, а все еще боится темноты. Ни в коем случае не называть его трусишкой и не требовать от него немедленного преодоления страха.
  3. Нельзя пытаться вышибать «клин клином» — запирать ребенка в темном помещении , заставлять одного идти в комнату с выключенным светом и ложиться спать. Ребенок сможет преодолеть страх темноты только в том случае, если рядом с ним будут находиться взрослые, добрые и смелые родители. Зайдите вместе с ребенком в темную комнату, включите свет, покажите ему, что в комнате никого нет. Уложите ребенка в постель, выключите свет и расскажите добрую сказку или веселую историю. Постойте немного на пороге его комнаты. Можно оставить дверь открытой, чтобы ребенок чувствовал, что вы рядом.
  4. Не нужно потакать капризам и забирать ребенка к себе в постель. Не нужно оставлять большой свет в комнате, так как потом ребенка будет значительно сложнее отучить от этой привычки.
  5. Не концентрируйте постоянно внимание окружающих на страхах ребенка. Воспитывайте в нем уверенность в своих силах. Занимайтесь с ним спортом, плаванием, бегом и т.д.
  6. Не разрешайте ребенку часами просиживать у телевизора. Отслеживайте, какие фильмы, телевизионные передачи он смотрит.
  7. Если ребенок решил рассказать вам о том, что его пугает, не отмахивайтесь от него. Внимательно выслушайте и попытайтесь развеять его страхи.
  8. Не оставляйте ребенка надолго у родственников и знакомых, к которым он по неизвестным вам причинам не хочет идти.
  9. Не ставьте в пример соседнего ребенка, который якобы смелый и не боится темноты. Ваш малыш может замкнуться и, пересиливая себя, делать вид, что он перестал бояться темноты. Но страх в нем останется. Решаемая проблема может перейти в манию.
  10. Старайтесь не кричать и не ругаться в присутствии детей.
  11. Любите своего малыша, будьте внимательны к нему, не забывайте хвалить и поощрять его за самостоятельность.

Каждый из нас чего-то боялся в детстве. Вспомните, как вы в тот момент нуждались в родительской поддержке. Сейчас ваш малыш столкнулся с боязнью темноты и ждет от вас помощи в решении этой непростой проблемы. Будьте рядом, вселите в него уверенность в собственных силах. Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами.