Меню

Стили семейного, родительского воспитания детей. Разные стили родительского воспитания

Вкусные рецепты

Современным родителям полезно знать какие бывают стили семейного воспитания детей , чтобы вырастить и воспитать зрелую, самостоятельную и адаптивную личность.

От правильно выбранного родителями стиля воспитания в семье во многом будет зависеть будущий сценарий жизни и судьба ребенка.

Стили родительского воспитания детей в семье

Исторически существовали различные стили воспитания детей — это инфантицид, бросающий стиль; амбивалентный – «лепка» души ребенка по образу приемлемому родителям; навязчивый стиль – тотальный контроль и диктат со стороны родителей.

В наше время в основном используют социализирующий стиль (подготовка к самостоятельной жизни), и помогающий стиль – принципиально новый стиль воспитания , гуманистическая позиция и отношение к ребенку как к равноправной личности.

Коренная перестройка предназначения воспитания в семье и смысла родительства, это когда особое место в детско-родительских отношениях приобретают эмоциональная и духовная близость, эмпатия (сочувствие), а родительская любовь становится главнейшей ценностью семейной жизни.

Семейное воспитание становится диалогическим, где оба субъекта общения (родитель-ребенок) равноправны, и не только родитель учит ребенка, но и сам учится вместе с детьми и у детей.

В нашем современном обществе, когда период детства увеличивается, родители становятся ответственными за воспитание и обучение детей, вплоть до взрослости, до окончания школы, или, даже ВУЗа.

От родительского, семейного стиля воспитания зависят как сами детско-родительские отношения, так и процесс социализации ребенка и, соответственно, его будущей жизни.

Основные стили семейного, родительского воспитания детей

Авторитарный стиль воспитания (приказной, директорский) стиль, как и либеральный стиль воспитания (попустительский) – не благотворно влияют на развитие полноценной личности.

В наше время, в среднестатистической семье не хватает родительского времени, уделяемого детям. При высокой занятости родителей, их усталости и неудовлетворенности жизнью, даже при всей их любви и принятии к своим детям, родители не могут удовлетворить главные потребности ребенка (при этом витальные, т.е. жизненно необходимые потребности, как правило удовлетворяются), потребности в эмоциональной поддержке, сочувствии, понимании.

Зачастую уставшие после работы родители срываются, почем зря, на своих детях, они их ругают и наказывают за самые мелкие проступки. Дети, вместо поддержки и понимания слышат оскорбления, ругательства, обвинения в свой адрес, что крайне отрицательно влияет на развивающуюся личность.

Наказания зачастую переваливают за поощрения, привыкающий, и ожидающий наказания за каждую мелочь ребенок включает (бессознательно) различные виды психологических защит ; он учится врать, чтобы избежать наказания, делается скрытным, непослушным, а порой и агрессивным.

Зачастую можно наблюдать девиантное (плохое) поведение ребенка, как в школе, на улице, так и дома. Не имея, не чувствуя эмоциональной поддержки родителей, особенно матери, ребенок не сможет гармонично развиваться.

Выбираем оптимальный стиль воспитания ребенка в семье

Выбрать оптимальный стиль воспитания детей , жертвуя собой эмоционально принимать и поддерживать ребенка, узнать его темперамент и другие психофизиологические данные (все дети по разному воспринимают, перерабатывают информацию, у них разная скорость нервных процессов, все с разной динамикой выполняют задания, поручения), и основываясь на них вырабатывать правильный стиль воспитания и отношения к ребенку.

Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Физические наказания отвергают как педагоги, так и психологи. Наказание должно быть конгруэнтным, т.е. соответствующим проступку. И ни в коем случае не должно быть оскорбления личности, ни словесного, ни, тем паче физического.

Если родитель видит в своем ребенке, какое либо неправильное поведение, то ему, в первую очередь надо посмотреть на себя, а не ругать свое чадо. Все дети имеют свойство идентифицироваться (отождествляться, копироваться) с родителем, особенно своего пола.

И если вы заметили, что постоянно ругаете ребенка за то, что он ленив, или не выключает свет в туалете, то прежде обратите внимание на членов семьи, и исправьте свое поведение и отношение к людям, вещам и задачам.

Ребенок как губка, впитывает все что происходит вокруг, многие вещи происходящие в семье – совсем не для него: например скандалы между родителями (ребенок одинаково любит обоих родителей), поэтому для предотвращения психических травм ребенка, избегайте ссор при детях.

Каждый ребенок очень чувствителен к эмоциональному отношению к нему. Он почувствует любую фальшь в отношениях, поэтому не стоит претворятся.

Каждому ребенку необходимо родительское тепло; учитесь выражать свои эмоции словами, телесно (обнять, поцеловать), жестами и мимикой.

Уважение личности ребенка, эмоциональное принятие и любовь, поддержка и внимание, авторитетный стиль воспитания – вот основные составляющие успешного, гармоничного воспитания личности и будущего Ваших детей.

Бесплатная консультация и вопросы психологу предварительно

Часто задаваемые вопросы и

ВВЕДЕНИЕ

  1. Либеральный стиль воспитания

2.1. Гиперопёка

2.2. «Наполеоновские планы»

2.4. Мало времени на ребёнка

2.5. Денежная ошибка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Практически с момента рождения ребёнка и до становления личности именно семья является основой воспитания. Именно в семье закладываются определённые качества, ценности, нравственные ориентиры, основы культуры, происходит формирование характера человека.

Тот багаж, который в раннем детстве ребёнок приобретает в семье, он пронесёт через всю жизнь. К моменту прихода в школу он уже частично сформировался как личность. Родители, бабушки, дедушки, тёти, дяди, сёстры и братья – это главный коллектив, который играет в становлении ребёнка наиважнейшую роль, ведь это то место, где безгранично любят и принимают со всеми недостатками.

Положительное влияние семьи возможно лишь при наличии в ней гармоничных и добрых отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке.

В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо укрепить положительное влияние на воспитание ребёнка и, если имеются, устранить отрицательные стороны такого влияния. В связи с этим необходимо разобраться с ошибками семейного воспитания.

Цель моей работы изучить стили (авторитарный, либеральный, демократический) и основные ошибки семейного воспитания, а также разобраться в их последствиях, влияющих на ребёнка. Ведь, зная ошибки, можно постараться их свести к минимуму или устранить их.

Глава 1. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Большую роль для становления личности ребёнка имеют не только принятые в семье нравственные ценности, но стиль семейного воспитания. Не каждый раз родители задумываются о том, как правильно воспитывать ребёнка и какие последствия воспитания: как они влияют на развитие ребенка. Ведь многие ошибки можно предвидеть и предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского воспитания.

Что же понимается под стилем воспитания? Это наиболее часто встречающиеся способы отношений родителей к ребенку, при которых используются средства и методы педагогического воздействия для поощрения и наказания ребёнка, выражаемые в словесных обращениях и взаимодействиях.

Психологи выделили три основных стиля воспитания:

  • авторитарный
  • либеральный
  • демократический.
  1. Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль можно назвать наиболее древним и привычным. Он подразумевает беспрекословное подчинение младших старшим. Родители чётко знают, каким должен быть их ребёнок и достигают своей цели любыми способами. Они настойчивы, решительны, неуступчивы и категоричны в своих требованиях. При этом подавляют любую инициативу со стороны ребёнка, постоянно контролируют его слова, действия и поступки. За малейшее непослушание наказывают ребёнка, в том числе и физически, могут накричать, принудить, запретить. Они хотят видеть своего ребёнка исполнительным и послушным.

Хотя такие родители и стремятся дать своему ребёнку всё самое лучшее (одежду, питание, досуг, круг друзей, образование, обеспеченную жизнь), только они не дают самого главного – любви, заботы, понимания и ласки.

Последствия такого воспитания:

  1. Дети вырастают немного нервными, робкими и неуверенными в себе, самостоятельно неспособными решать свои проблемы, они с трудом приспосабливаются к жизни в социуме.
  2. Наоборот – в подростковом возрасте активные и сильные представители начинают бунтовать против жёсткого контроля, становятся конфликтными и нетерпимыми, а порой агрессивными и жестокими, относятся к окружающим людям подозрительно и враждебно.
  3. Иногда возможен третий вариант – в присутствии родителей такие дети могут казаться послушными и исполнительными, внешне спокойными, но как только контроль и угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.
  1. Либеральный стиль воспитания

Такие родители предоставляют ребёнку полную свободу, у них отсутствуют правила поведения, всяческие запреты и, к сожалению, реальная помощь и советы. При этом практически нет контроля, всё пущено на самотёк, не поставлены цели воспитания и развития. Они полагают, что приобретая собственный опыт, ребёнок становится самостоятельным и ответственным.

Родители доверяют ребёнку, присутствуют лёгкие и тёплые отношения, прощаются все шалости. Ребёнок имеет возможность раскрыть себя, проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Последствиями такого воспитания являются вседозволенность, инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Ребёнок не понимает слов «нельзя» и «надо», не выполняет требования взрослых. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. Он не способен противостоять жизненным проблемам, конфликтует с теми, кто не потакает ему, может попасть в плохую компанию, имеет психологические проблемы, склонен к депрессии. У него не сформировано чувство собственного достоинства, нет адекватной самооценки. Он замкнут и с недоверием относится к окружающим.

  1. Демократический стиль воспитания

Родители разными способами поощряют инициативу и самостоятельность со стороны ребёнка, при этом учитывая его интересы и потребности. На семейных советах дети участвуют в обсуждении проблем, к их мнению обязательно прислушиваются и принимаются совместные решения.

Родители доброжелательны и заинтересованы к своему ребёнку. Но в то же время они тверды и последовательны, требуют соблюдения дисциплины. Они действуют силой своего авторитета и убеждают ребёнка учитывать и его, и свои интересы, права и обязанности. Но контроль с их стороны не является тотальным.

Постепенно ребёнок учится самостоятельному принятию решений и действиям, не задевающим интересы и желания других людей. Взаимопонимание достигается путем убеждений и обсуждений, а также компромисса. Родители и дети сотрудничают и общаются на равных, но при этом решающее слово остаётся за родителем.

Последствия такого воспитания благоприятны для ребёнка. Он растёт любознательным, с активной жизненной позицией и чувством собственного достоинства. Ребёнок способен быть самостоятельным и ответственным за себя и своих близких. Он практически не подвержен негативному влиянию со стороны сверстников. В коллективе хорошо ладит с людьми, идти на уступки, продуктивно строит взаимоотношения с людьми и часто бывает лидером. Ребёнок становится инициативным, рассудительным, уверенным в себе, в будущем является поддержкой и опорой для всей семьи.

По мнению психологов, демократический стиль является наиболее эффективным стилем воспитания.

Но чаще всего в семьях присутствует комбинированный стиль, в котором присутствуют элементы всех трёх стилей воспитания.

Глава 2. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В этой главе я рассмотрю наиболее распространённые ошибки воспитания, которые встречаются в семьях.

2.1. Гиперопёка

Многие родители заботятся о ребёнке и опекают его, но здесь важно не переступить ту черту, что постоянно тревожась о судьбе ребёнка, они лишают его самостоятельных поступков, неосознанно тормозят формирование у ребёнка навыков и умений. Они привыкают решать все проблемы, излишне беспокоятся о его питании и здоровье, вводят различные ограничения.

В результате такого воздействия ребёнок растёт несамостоятельным, инфантильным, капризным, неуверенным в себе. Потом он или привыкает, что всё решают за него, или в подростковом возрасте будет вырываться от контроля и опёки, научится хитрить и скрывать. Именно гиперопёка виновата в том, что из детей потом вырастают «маменькины сынки».

2.2 «Наполеоновские планы»

В своём ребёнке родители видят, прежде всего, объект для не реализовавшихся их надежд. Они рассуждают примерно так: «Я не хочу, чтобы мой ребёнок упустил свой шанс», «Я хочу, чтобы мой ребёнок занимался музыкой (фигурным катанием, балетом, плаванием и др.), чтобы добился лучших результатов, занимал первые места в соревнованиях».

Казалось бы, что в этом плохого? Но родители чрезмерно увлекаются своими планами и мечтами, абсолютно не задумываясь о том, хочет ли этого ребёнок, интересно ему, а к чему он стремится. Ведь жить нужно не строго по расписанию, но и оставляю время для личных желаний и дел.

2.3. Потребность в эмоциональном контакте

Эта проблема оказывается актуальной для одиноких мам, бабушек, посвятившим своё время и силы воспитанию ребёнка. Безусловно, эмоциональный контакт очень важен для любого человека. Но ребёнок становится единственным объектом этой потребности, смыслом всей жизни. При этом все личные желания матери подавляются, она полностью посвящает свою жизнь ребёнку, забывая о своих интересах и делах. Со временем она бессознательно борется за ребёнка, как объекта своей потребности, и препятствует выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семьи.

2.4. Мало времени на ребёнка

Эта ошибка является актуальной для современных родителей. Они много времени проводят на работе, решают свои личные дела и проблемы. Такие папы, как правило, видят своего ребёнка лишь спящим, а в выходные дни снова торопятся на работу. Это коснулось и мам. Придя домой, надо ещё успеть и ужин приготовить, и постирать, убрать, а на ребёнка не остаётся времени. Родители лишь успевают поинтересоваться успехами в учёбе. Но они забывают о том, что если родили ребёнка, то надо найти для него время. Хотя бы полчаса в день, чтобы поговорить по душам, посидеть у кровати, обнять ребёнка. Ведь ребёнок должен чувствовать, что, несмотря на занятость, его выслушают, он чувствует тепло, помощь и поддержку.

2.5. Денежная ошибка

Эта ошибка созвучна с предыдущей. Родители, у которых не хватает времени, пытаются это компенсировать с помощью дорогой одежды и подарков. Но ведь любовь нельзя курить за деньги. Ласка, совместные игры, совместный поход в кино, на каток в музей для ребёнка намного важнее, чем любой подарок.

Бывает и так, что родители придумывают для ребёнка поощрения в виде подарков за хорошие оценки, вымытую посуду, сделанные дела. Здесь важно не перегнуть палку, чтобы ребёнок не привык, что за всё он будет получать определённую плату. Надо воспитать у него правильное отношение к материальным ценностям и деньгам. Это так же важно, как научить его вести себя в обществе.

2.6. Формирование определенных качеств

Родители подчиняют процесс воспитания тому, чтобы ребёнок был наделён определёнными качествами, которые представляют для них особую ценность. Но эти ценности родителей могут вступать в противоречие с возрастными или индивидуальными особенностями ребёнка.

Такие родители, считают, например, что ребёнок должен расти спортивным, сильным и выносливым, отдают его в различные спортивные секции, не учитывая желания ребёнка. А ему, помимо того, что это не интересно (к примеру, он интересуется компьютером или шахматами), ещё и физически сложно. Ребёнок начинает часто болеть, испытывает неудовлетворение, что у него не получается, становится раздражительным и нервным. А тут ещё родители, которые говорят, что он слабый, поэтому его не берут на соревнования, он хуже других. У таких детей очень страдает самооценка из-за неоправданных родительских ожиданий.

2.7. Подверженность настроению

Бывает так, что настроение родителей слишком подвержено колебаниям из-за своих личных проблем. Ребёнок не может понять причину раздражения или недовольства родителей и думает, что в этом виноват он. Ребёнок может попытаться угодить в этой ситуации или поднять настроение, но если этого сделать не удаётся, то он расстраивается и переживает. В таком случае лучше всего поговорить с ребёнком и всё объяснить ему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В родительском труде, как и во всяком другом, возможны неудачи и ошибки, которые порой сменяются и победами. Воспитание – это сложный процесс, который индивидуален и неповторим. К тому же и родители не похожи друг на друга, как и их дети.

Но главное в процессе воспитания – не потерять эмоционального контакта и духовного единения родителей с ребёнком. Его нельзя пускать на самотёк. Прежде всего, родителям надо начинать этот процесс с самовоспитания, анализа своих поступков, желаний, деятельности. Воспитывая ребёнка, родители воспитывают и самих себя.

Важно умелое использование системы поощрений и наказаний. Умение строить диалог, эмоциональный контакт, демонстрация ласки и любви, уважение интересов, заслуженная похвала – всё это является обязательными составляющими воспитательного процесса.

Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви, понимании и уважении к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.

Таким образом, необходимо подвести к максимуму положительное влияние семьи на ребёнка и свести к минимуму отрицательное воздействие, не допускать ошибок семейного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер,2006.-176с.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание и его значение для ребёнка. М.: Педагогика, 1991.
  5. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. – М.: Педагогика, 1988.
  6. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
  7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001

Климат в семье

Под психологическим климатом понимается психологическая атмосфера в семье. Четкого определения этого понятия нет. Каждый специалист дает свое определение. Общим в этих определениях является то, что психологический климат включает в себя характеристики, выражающие уровень удовлетворенности членов семьи стилем общения и основными аспектами жизнедеятельности.

Психологический климат определяет устойчивость взаимосвязей в семье и оказывает существенное влияние на воспитание детей и их развитие как личности. Однако психологический климат не является устойчивым показателем, однажды установленным в определенной семье. Он устанавливается членами семьи и может меняться в зависимости от изменения условий. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. От этого зависит, как долго продлятся отношения супругов и в какой атмосфере будут воспитываться их дети.

Благоприятный психологический климат характеризуется следующими критериями:

  • сплоченность всех членов семьи, возможность действовать сообща, решая возникающие проблемы и преодолевая трудности;
  • создание возможности для каждого члена семьи всесторонне развиваться без ущемления прав и интересов других членов семьи;
  • высокий уровень требовательности и доброжелательности членов семьи друг к другу;
  • уверенность членов семьи в своей защищенности;
  • позитивная эмоциональная атмосфера в семье;
  • гордость всех членов семьи за свою принадлежность к ней;
  • высокий уровень ответственности каждого члена семьи друг перед другом.

В семье, где царит благоприятный психологический климат, все члены семьи относятся друг к другу с уважением, любовью и доверием: дети почитают старших, сильные защищают слабых, опытные наставляют советом. Одним из важных показателей того, что в семье благоприятный психологический климат, является стремление членов семьи проводить вместе свободное время, собираться всей семьей за праздничным столом, обсуждать в кругу семьи волнующие вопросы и принимать совместные решения, выполнять сообща домашние дела. Благоприятный психологический климат создает в семье чувство гармонии, единства, общности. В такой семье редко возникают конфликтные ситуации, а если и возникают, то решаются за столом переговоров легко и без накала. Человек в такой семье имеет возможность реализовать свой личностный потенциал, обладает высокой самооценкой. Закладывается благоприятный психологический климат прежде всего взаимоотношениями супругов. Это основа счастливой семейной жизни. Супруги устанавливают надежные партнерские отношения, готовы идти на взаимные уступки, уважают мнение друг друга, а все конфликты решаются при помощи компромисса.

Если в семейной жизни люди испытывают постоянное чувство тревоги и эмоционального дискомфорта, то в семье царит неблагоприятный психологический климат. Это мешает членам семьи чувствовать себя дома защищенными и расслабляться после трудового дня. Человек не хочет возвращаться домой, ищет любые возможности, чтобы провести время вне дома, ему не хватает позитивных эмоций. Очень часто это приводит к возникновению психической напряженности, депрессии, частым ссорам. Если супруги не стремятся такое положение изменить, то ставится под угрозу само существование семьи.

Психологический климат определяется эмоциональным настроем каждой семьи, который возникает в результате общения членов семьи между собой. Это совокупность настроений. душевных волнений, переживаний, чувств друг к другу. Составляющими психологического климата являются также внесемейные отношения. Это отношение к друзьям, к работе, к окружающим. Позитивная эмоциональная атмосфера является залогом эффективности жизнедеятельности семьи, состояния здоровья ее членов, стабильности брачных уз. Эмоциональные факторы позволяют превратить семью в своеобразное психологическое убежище, позволяющее членам семьи расслабляться и черпать позитивную энергию, возвращаясь домой.

Благоприятный психологический климат повышает способность членов семьи успешно противостоять негативным социальным воздействиям окружающей среды. С понятием психологического климата тесно связано понятие психологического здоровья семьи. Под психологическим здоровьем следует понимать душевное равновесие семьи, психологическое благополучие. Здоровая семья способна эффективно регулировать поведение и деятельность в зависимости от жизненных ситуаций и условий. Основные показатели психологического здоровья семьи - это общее понятие всех ее членов о семейных ценностях, согласованность занимаемых ролей, эмоциональная стабильность, высокая способность к адаптации, уверенность в своем будущем. Все эти показатели создают психологический портрет здоровой и благополучной семьи, способной воспитать здоровое потомство.

Стили воспитания

Довольно часто родители выражают недовольство своими детьми, жалуются на их плохое поведение. Особенно часто родителей беспокоят их дети-подростки, с которыми просто невозможно справиться. Подростки начинают протестовать против установленных родителями правил, стремятся выбраться из-под родительской опеки. Тип поведения подростка в переходный период можно предугадать заранее, если знать стиль воспитания, принятый в его семье. От этого зависит также тип личности взрослого человека. Рассмотрим различные стили воспитания и их влияние на развитие личности.

Попустительский стиль воспитания

Этот стиль воспитания основан на применении к ребенку непоследовательных методов воспитания. Родители строят свои отношения с ребенком на основе определенных выгод. Они непоследовательны в проявлении чувств, поощрений и награду используют как подкуп ребенка. Такие родители практически подходят к жизненным проблемам и пытаются те же качества воспитать в своих детях. Они стремятся получить выгоду из любой ситуации, даже спекулируя собственными детьми. Это один из главных жизненных принципов. Родители учат ребенка приспосабливаться к жизни, считают такой стиль поведения абсолютно нормальным. Свобода ребенка почти ничем не ограничивается, его действия не контролируются. Но ребенок по решению взрослых привлекается в семье ко всем взрослым мероприятиям, независимо от того, хочет он этого или не хочет. Однако такая свобода действий, хотя и не ограничивает права ребенка, является проявлением безразличия к его потребностям. Он предоставлен сам себе, его мыслительные процессы направлены на поиск развлечений либо на поиск выхода из сложившейся ситуации.

Ценностные ориентации в такой семье проявляются с двух сторон. С одной стороны - это полная свобода действий, с другой - строгое соблюдение правил и норм поведения в обществе. Ребенок знает эти правила наизусть. Основой воспитания детей в таких семьях являются поощрение и наказание за действия и за намерения. В этом заключается непоследовательность стиля воспитания - родители применяют одновременно и то, и другое. Причем ни в поощрениях, ни в наказаниях, родители не знают меры. Зачастую решение наказать или поощрить ребенка принимается импульсивно, по ситуации. Признаком этого стиля поведения в семье является то, как взрослые члены семьи отзываются об окружающих. Как правило, они часто используют лесть. В присутствии человека они отзываются о нем хорошо, добродушно, открыто улыбаются ему, а за глаза - плохо отзываются, осуждают, дают негативные оценки его действиям.

Родители при таком стиле воспитания ищут от общения с ребенком личную выгоду, поэтому не гнушаются обманом или подкупом детей. В результате, когда ребенок становится взрослым, у него формируется конформный тип личности. Такой человек обычно идет за большинством, склонен к стереотипам, консервативен. Таких людей большинство в нашем обществе. Они обладают банальным мышлением, довольствуются тем, что у них есть, и живут обыденной жизнью, ничем не выделяясь из серой массы.

Состязательный тип воспитания

Родители, применяющие этот тип воспитания, основываются на безграничной любви к своим детям. Ребенок в их представлении является суперличностью, обладающей сверхспособностями. Он - самый умный, самый красивый, самый талантливый. С раннего возраста ребенок обучается этикету, манерам поведения в обществе. Таких родителей волнует прежде всего внешняя сторона вопроса, т.е. то, как ребенок выглядит, как его воспринимают окружающие. Родители предъявляют к нему слишком высокие требования, которые не всегда соответствуют его возрасту и уровню развития. Они очень часто в общении забывают, что перед ними ребенок, и обращаются с ним как со взрослым человеком. Большое значение родители уделяют интеллектуальному развитию ребенка и стараются при любой возможности демонстрировать интеллектуальные способности окружающим. В ребенке стимулируется активная деятельность, а ее результаты воспринимаются как великие достижения. Очень часто родители перехваливают своего ребенка, возвышая его заслуги и способности. Его самооценка при этом резко повышается, что приводит к острым переживаниям в случае любых неудач.

Основной акцент в воспитании родители делают на том, что нужно обязательно достичь цели, чего бы это ни стоило. При этом сути различных явлений практически не уделяется никакого внимания. Родители устанавливают четкие правила и нормы поведения ребенка в обществе, при этом сам ребенок не понимает, что это необходимо для нормального поддержания отношений между людьми. Ребенка с малых лет учат выделяться из серой массы, быть лучшим. Методы воспитания, применяемые в таких семьях, основаны на беспрекословном подчинении правилам, нарушение которых строго наказывается. Хотя основу воспитания составляют все же поощрения. Ребенок слепо следует выполнению правил, не понимая, зачем он это делает, полагаясь только на опыт и знания родителей.

Все окружающие люди делятся на полезных и бесполезных людей, т.е. выступают лишь средством для достижения цели. Если кто-то из знакомых вдруг обидит ребенка, то родители всегда бросаются на защиту, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. Они могут порвать отношения с этим человеком, потребовав еще и возмещения причиненного морального вреда. В результате такого стиля воспитания вырастает человек с доминирующим типом личности. Этот человек использует любые средства для достижения своих целей, поэтому может однажды ответить родителям на их любовь черной неблагодарностью. Так они его воспитали.

Рассудительный стиль воспитания

При таком стиле отношения между детьми и родителями носят спокойный и ровный характер. Родители воспринимают ребенка как равного, как личность. Ребенок никогда не унижается, все его успехи оцениваются по достоинству, взаимоотношения между членами семьи теплые и добрые. Уже с самого раннего возраста ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, он привлекается к обсуждению возникающих проблем наравне с родителями, с его мнением в семье считаются. Родители стремятся развивать в ребенке творческое начало, поощряют самостоятельность, дают возможность приобрести жизненный опыт методом проб и ошибок. Родители поддерживают любые начинания ребенка. Если он проявляет интерес к какой-то деятельности, то обеспечивают ему возможности для реализации своих возможностей на этом поприще. Родители с удовольствием общаются с ребенком, участвуют в его играх и занятиях. При этом происходит удовлетворение всех потребностей ребенка, но малыш не растет разбалованным.

В общении с ребенком родители всегда объясняют ему мотивы своих действий, чтобы он понял, как надо себя вести, и сделал для себя определенные выводы. При таком подходе дети легко учатся правильно взаимодействовать с окружающими, стараются учитывать желания и нужды других людей, обладают определенным набором нравственных качеств. В такой семье к ребенку не применяется наказание, все решается с помощью обсуждения проблемы и объяснения ребенку его ошибок. Однако при таком стиле воспитания родители никак не поощряют активность деятельности ребенка. Если ребенок делает что-то с удовольствием, значит, он сам этого хочет.

Ребенок с раннего детства наблюдает доброжелательные взаимоотношения в своей семье, чувствует внимание и уважение к себе со стороны близких людей. У родителей, как правило, много друзей и знакомых, к которым они всегда почтительно относятся. В такой семье вырастает человек с сенситивным типом личности. Эти люди очень открыты и общительны, привязаны к своей семье. Они очень болезненно реагируют на упреки и критику в свой адрес, вплоть до отчаяния. Но это очень рассудительные люди, всегда готовые за себя постоять.

Стиль воспитания, при котором родители поклоняются своему ребенку

Ребенок для них - кумир, звезда мировой величины. Любые желания и капризы беспрекословно выполняются, родители готовы на все ради него. При этом они очень сильно беспокоятся за ребенка, не спуская с него глаз ни на минуту, вплоть до того, пока он не станет взрослым. Гиперопека проявляется и в том, что ребенка лишают возможности действовать самостоятельно, он как бы со стороны наблюдает за собственной жизнью, в которой за него все делают родители.

Ребенка в семье балуют абсолютно все родственники. В результате такого отношения у него может произойти задержка в развитии мышления. Ребенку разрешается абсолютно все, поэтому общественными нормами и правилами морали он пренебрегает. Ребенок в такой семье растет эгоистом. Естественно, что его никто, никогда, ни за что не наказывает. Более того, если ребенок совершает какой-либо проступок, то родители перекладывают на себя всю вину и ответственность. В будущем, осознав это, ребенок начинает таким образом манипулировать своими родителями.

В окружении таких родителей преобладают в основном люди, которые могут быть им чем-то полезны. Родители же принимают решение о том, с кем дружить ребенку, проявляя негативное отношение к тем детям, которых ребенок выбрал в друзья самостоятельно. В результате такого воспитания вырастает человек инфантильного типа личности, совершенно не приспособленный к жизни. Ему сложно принимать ответственные решения, он всегда ищет посторонней помощи в любых ситуациях. Он эгоцентричен, не придерживается каких-либо принципов и далек от морали.

Контролирующий стиль воспитания

Родители полностью убеждены в том, что знают, что нужно их ребенку, поэтому воспитание основано на постоянном наставлении его на истинный путь. Методы воспитания отличаются особой жестокостью по отношению к ребенку. Проявление любви считается прямым путем к избалованности, поэтому как метод воспитания отвергается. К ребенку предъявляются слишком завышенные требования, причем планка постоянно поднимается. Не разбираясь в особенностях детской психики, родители перебирают различные способы воспитания, ставя опыты над собственным ребенком. Родители устанавливают строгие рамки и правила поведения, выход за которые строго наказывается. Основой этого стиля воспитания является родительская педантичность. Дети в таких семьях придерживаются строгого распорядка дня, никакого долгого сна в выходной или перекусов на улице быть не может. Дети обладают суетным мышлением. Они легко усваивают любую информацию, но отказываются ее воспроизводить, так как боятся наказания за ошибку. Такие дети испытывают постоянное чувство тревоги, неуверенности в себе. Родители настолько обеспокоены правильностью воспитания, что недовольны любыми действиями ребенка, постоянно пытаются уличить его в непристойных поступках. В результате он теряется, просто не понимает, как надо себя вести.

Став немного старше, дети начинают протестовать против таких методов воспитания. Все их действия приобретают защитную форму. Метод воспитания в семье - это наказание, поощрение практически не используется. Ласка, похвала используются в крайних случаях, а жестокое обращение оправдывается как идущее ребенку на пользу. Родители в общественном месте очень часто извиняются за ребенка, им кажется, что он мешает абсолютно всем. В результате этого стиля воспитания человек вырастает с тревожным типом личности. Это люди - интроверты. У них очень низкая самооценка, им кажется, что все окружающие негативно к ним настроены.

Последний стиль воспитания, довольно распространенный в современных семьях

Основа его заключается в том, что ребенка в семье любят, но не балуют. Родители пытаются обеспечить ему счастливое безоблачное детство, поэтому тщательно ограждают от всех проблем и невзгод. Родители в таких семьях обычно очень занятые люди, поэтому ребенок предоставлен самому себе. В своих играх такие дети очень часто имитируют взрослую деятельность. Они очень самостоятельны, физически и умственно развиты, но, как правило, не творческие личности.

Отношение к детям в семье доброжелательное, поэтому у них с раннего возраста развиваются определенные нравственные нормы. В качестве метода воспитания не применяется ни поощрение, ни наказание. Родители постоянно заняты, много работают, но если у них появляется свободное время, то они с удовольствием проводят его с ребенком. У родителей обычно много друзей, которым они всегда рады и готовы помочь в любой момент. Они ценят человеческие взаимоотношения, не ищут выгоды из любых своих действий и не любят, когда их используют. Ребенок вырастает с интровертивным типом личности. У него есть свой мирок, куда не каждый может попасть. Это общительные и добродушные люди, но несколько скрытные, «себе на уме».

Нужно отметить, что в чистом виде все описанные стили воспитания встречаются нечасто, к тому же это не всегда можно точно определить. Но нужно помнить, что ребенок вырастет таким, каким его воспитают родители, поэтому не нужно потом искать виновных и спрашивать: «Почему он вырос таким?» Он таким вырос, потому что так вы его воспитали.

«Ошибки» родителей

Очень часто можно услышать высказывание, что у хороших родителей вырастают хорошие дети. Все хотят быть хорошими родителями. Но мало кто знает, как быть хорошими родителями. Готовясь стать родителями, будущие мамы и папы обычно штудируют разнообразную литературу, посвященную проблемам воспитания детей, выбирают для себя стили и методы воспитания, некоторые основываются на опыте своих родителей и выбирают семейную линию воспитания. Но, овладевая определенными знаниями, они не становятся от этого хорошими родителями. Вряд ли можно назвать хорошими тех родителей, которые полагают, что они всегда знают, что нужно их ребенку , абсолютно уверены в своей правоте и до мельчайших подробностей планируют будущее своего малыша.

Нельзя назвать хорошими и тех родителей, которых мучают постоянные сомнения , правильно ли они поступают по отношению к ребенку. Ребенок растет, проявляет новые формы поведения, а родители недоумевают: наказать его за это или попытаться поговорить? А если решили наказать, то потом долго терзаются чувством собственной вины за это. Они боятся новых проявлений в развитии личности своего ребенка, всегда и во всем сомневаются, мечутся от одних методов воспитания к другим. Они уверены, что воспитывают своего ребенка как-то не так, но как правильно - не имеют понятия. Им кажется, что они не пользуются авторитетом у своего ребенка, раз он совсем не слушает, что они ему говорят. Они склонны подозревать ребенка в плохих привычках, опасаются за их будущее и даже сомневаются в психической нормальности своих детей.

Конечно, ни тех, ни других назвать хорошими родителями нельзя, несмотря на то, что они желают своим детям только добра. Однако ни чрезмерная уверенность, ни повышенная тревожность не способствуют эффективному воспитанию. Оценивая любую человеческую деятельность, мы обычно отталкиваемся от некоего идеала, общепринятой нормы. В воспитании детей, видимо, такой абсолютной нормы нет. Люди учатся быть родителями так же, как учатся быть супругами, как постигают секреты профессионализма в любом деле.

В процессе воспитания, как в любом другом, невозможно избежать ошибок, сомнения в правильности своих действий, временных трудностей и неудач, поражений, которые рано или поздно сменяются победами. Воспитание в семье - это часть нашей жизни, поэтому наше поведение и наши чувства к собственным детям бывают сложными, переменчивыми и противоречивыми. К тому же все родители разные, так же как и их дети. Нельзя ко всем применять одни и те же методы воспитания и ждать одинаковой реакции. Отношения детей и родителей глубоко индивидуальны, поэтому к каждому ребенку нужен особый персональный подход.

Например, если родители уверены, что знают все о том, как нужно воспитывать ребенка, то они лишают его возможности реализовать потребность к самореализации, к самостоятельному поиску, к познанию нового.

Родители - это первые люди, с которыми ребенок общается, его первая социальная среда. Личности родителей играют главнейшую роль в жизни каждого ребенка. Не случайно в самые трудные моменты своей жизни мы мысленно обращаемся к матери. Вместе с этим между детьми и родителями возникают особые чувства, которые ни с чем нельзя спутать. Специфика этих чувств заключается в том, что ребенок нуждается в родительской заботе, так как от этого зависит жизнь ребенка. А потребность в любви родителей - это самая большая потребность маленького человечка. Чувства, которые дети испытывают к своим родителям, безграничны и безусловны, особенно в первые годы жизни. Ребенок полностью зависит от родителей, а их любовь является гарантом человеческого благополучия, поэтому ребенок должен чувствовать родительскую любовь. Безусловно, все родители любят своих детей, но любовь эта выражается у каждого по-своему. Рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители по отношению к воспитанию своих детей.

Гипопротекция

Этот стиль воспитания подразумевает предоставление ребенку неограниченной свободы действий. Родители не контролируют его поступки, не знают, где и с кем их ребенок проводит свое время, чем он увлекается, кто его друзья, чего он хочет в жизни добиться. Родители исправно выполняют свои функции - ребенок одет, обут, сыт, но они не вкладывают в процесс воспитания личностный смысл. Ребенок ищет жизненные ценности за пределами семьи. Не всегда эти ценности соответствуют общественным нормам и закону.

Гиперпротекция

В основе такого стиля воспитания заложено повышенное внимание родителей к ребенку. Они контролируют каждый его шаг, устанавливают жесткие нормы и правила и требуют их неукоснительного исполнения. Личность ребенка при таком подходе полностью игнорируется. Ребенок плохо адаптируется к окружающей среде, ему сложно установить контакт со сверстниками, жизненная позиция, которую он занимает, - потребительская позиция. Большинство детей, став чуть старше, начинают протестовать против такого отношения к себе родителей, стремятся выбраться из-под опеки. Такой протест зачастую приводит к семейным конфликтам и вызывает у ребенка отклонения в поведении.

Кумир семьи

Воспитание в семье направлено на удовлетворение абсолютно всех потребностей ребенка. Родители пытаются оградить его от всех проблем, выполняют любые его капризы. Ребенок быстро привыкает к такому отношению, становится эгоистичным в своих желаниях и требованиях, всегда стремится быть в центре внимания многочисленных родственников. Он легко манипулирует родителями и без труда получает желаемое. Оказавшись один на один с жизненными трудностями, ребенок теряется, так как привык, что за него все делают родители.

Эмоциональное отвержение

Ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это. Особенно, если в семье есть другой, любимый ребенок. Человек, воспитываемый в такой семье, становится очень ранимым и обидчивым.

Жестокое отношение

За любые, даже самые невинные проступки ребенок сурово наказывается родителями. Он испытывает постоянное чувство страха перед ними. Взрослея, ребенок ожесточается. Как правило, во взрослой жизни он становится очень жестоким человеком.

Воспитание вундеркинда

Родители пытаются вложить в ребенка максимальное количество знаний, всесторонне его развить. Помимо школьных занятий он посещает музыкальную, художественную школы, углубленно изучает иностранные языки, занимается в спортивных секциях. У него практически нет свободного времени на безобидные детские шалости или игры с друзьями. Он постоянно занят, постоянно спешит. У ребенка нет детства. Рано или поздно он начинает протестовать против такого режима, потому что его желания и интересы в семье практически не учитываются. Он вынужден заниматься тем, чем считают нужным его родители. Протестуя, ребенок начинает избегать занятий, стремится снизить нагрузки, в результате везде становится неуспевающим. Такие чрезмерные нагрузки истощают нервную систему ребенка, делают его тревожным и раздражительным.

Каждому ребенку в первую очередь хочется чувствовать родительскую любовь. Стройте свои отношения с малышом, основываясь на любви и доверии. Воспринимайте вашего ребенка как личность, как равного. Будьте для него другом, а не рабом или тираном. Если ребенок будет чувствовать ваше участие, вашу искренность, то у вас непременно получится вырастить из него достойного человека.

Высокий уровень контроля

Теплые отношения

Родители признают растущую автономию детей. Они открыты для общения, допускают изменения своих требований в разумных пределах, поощряют обсуждение в кругу семьи правил поведения.

Дети хорошо адаптированы, уверены в себе, обладают хорошим самоконтролем.

Высокий уровень контроля

Холодные отношения

Родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Они закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие правила и не позволяют их пересматривать, предоставляя детям лишь небольшую степень свободы.

Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки часто остаются пассивными и зависимыми, мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

либеральный

Низкий уровень контроля

Теплые отношения

Родители слабо регламентируют поведение ребенка, проявляя к нему безусловную любовь. Они открыты для общения, но при этом чаще отвечают на коммуникацию, чем проявляют инициативу.

Дети имеют избыток свободы, не имея ограничений. Часто дети склонны к импульсивности, неадекватному на людях поведению и непослушанию.

В некоторых случаях дети способны вырастать в творческих и активных взрослых.

индифферентный

Низкий уровень контроля

Холодные отношения

Родители безразличны к собственным детям и не устанавливают для них никаких ограничений. Они закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей.

Если безразличие усиливается враждебностью со стороны родителей, ребенок склонен к разрушительному поведению.

Стили родительского воспитания

Стиль родительского воспитания сочетает в себе особенности лидерства и педагогического общения, но его наиболее существенными элементами являются эмоциональное отношение и уровень контроля за поведением детей (7). Диана Бомринд выделила три основных стиля, к которым впоследствии был добавлен четвертый, однако родительский стиль чаще анализируют в контексте его последствий для личности детей, а не в связи с особенностями самого родителя. В отечественной психологии А.Е.Личко (мы останавливались на этом в главе 5) связывал искажения родительского стиля с вероятностью появления акцентуаций характера у подростков, но при этом вопрос о субъекте этих стилей также остается недостаточно изученным.

Таким образом, хотя стиль общения и межличностных отношений рассматривается в контексте деятельности, подчинен ее логике, благодаря ей возникает и функционирует, однако вместе с тем он опирается на ценностные ориентации и устойчивые индивидные качества человека.

Социально значимая деятельность и ее вариации

В рамках общей активности, обращенной на преобразование природной и культурной среды, у человека особо выделяется деятельность, направленная на взаимодействие с людьми ‑ социально значимая деятельность. В отличие от общения, сопровождающего предметную и профессиональную деятельность человека, это явление порождает социально значимый продукт. Строго говоря, в современном обществе любая активность человека небезразлична для окружающих: даже если он занят, на первый взгляд, мирным трудом фармацевта, вовсе не одно и то же, продает ли он витамины или транквилизаторы. Однако в этом случае последствия деятельности человека отдаляются от операций, которые он осуществляет в повседневной жизни. Но можно выделить и такие виды поступков, которые оказывают свое воздействие на общество непосредственно: например, донор сдает кровь для спасения чьей-то жизни или хулиган разбивает витрину магазина. В психологии условились социально значимыми называть поступки именно подобного рода. Социально значимыми объектами являются отдельные люди, семья, группа, государство (10, 13, 16).

Остановимся на вариативности человеческого поведения по критерию асоциальности-просоциальности. Асоциальным называется поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам (будь то отдельный человек, семья, группа людей или государственный строй). Таким образом, и суицид, и развод, и революция могут быть подведены под это основание. Просоциальное поведение, напротив, служит сохранению и укреплению существующих социальных систем (это женитьба, защита отечества, работа добровольцами). И то, и другое относится к социально значимой деятельности и противопоставляется ипсоцентрическому поведению как направленному на самосохранение и саморазвитие. Польский исследователь Ян Рейковский выделил 6 уровней социально значимой деятельности (16).

1. Альтруистическое поведение предполагает безраздельную самоотдачу, самопожертвование, отказ от собственных интересов в пользу других людей. 2. Помогающее поведение означает учет потребностей и проблем другого человека и содействие их успешному разрешению, причем сложности других могут несколько оттеснить собственные интересы субъекта. 3. Кооперативное поведение сочетает в себе соблюдение собственных и чужих интересов ко взаимной пользе. 4. Ипсоцентрическое поведение имеет целью самосохранение, при этом оставаясь безразличным к социальному окружению ‑ не принося пользы, но и без ущерба для других. Ипсоцентрическому поведению, как правило, сопутствует социальная и эмоциональная изоляция, и в качестве жизненной стратегии оно встречается редко. 5. Эгоистическое поведение, как это следует из названия, отмечается в тех случаях, когда человек стремится соблюдать преимущественно свои интересы, отвергая или ущемляя интересы других. 6. И, наконец, в тех случаях, когда субъект использует других как средства достижения собственных целей и задач, говорят об эксплуатирующем поведении.

Классификация Рейковского основана на смещении равновесия между полюсами «Я» и «Другие», которое и приводит к появлению социально значимой окраски поведения: оно становится либо просоциальным (к которому можно отнести первые три типа), либо асоциальным (подобно двум последним). Отметим попутно, что «Я» и «Другие» у Рейковского определяются как изначально противопоставленные, согласуясь с уже приводимыми взглядами М.С.Неймарк, выделявшей три основные ориентации человека: на предмет, на другого и на себя.

Исследования в этой области, как ни странно, чаще открывают ситуативные, чем диспозициональные, переменные просоциального поведения, и набора личностных черт, способствующих альтруистическому поведению, не обнаружено. Некоторые исследования показали, что мужчины по сравнению с женщинами чаще оказывались донорами и реципиентами помощи, однако и эти данные, как правило, не обнаруживали своей устойчивости по отношению к ситуационному контексту (10).

Вариативность отклоняющегося и асоциального поведения

В отличие от проявлений просоциальных, асоциальные наклонности изучены весьма основательно (что неудивительно, так как этот предмет обладает большей социальной актуальностью) (10). Одну из первых в типологии личности попыток связать психические особенности человека с асоциальными (точнее, преступными) проявлениями предпринял Ч.Ломброзо. (Ч.Ломброзо выделил 1) прирожденных преступников, 2) душевно больных преступников, 3) преступников по страсти, 4) случайных преступников. Прирожденный преступник определялся Ч.Ломброзо как скрытый психопат, который имеет патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния и угрызения совести, цинизм, склонность к предательству, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм.) У.Шелдон в рамках своей конституциональной типологии обнаружил, что наибольшее число преступников встречается среди лиц мезоморфного склада и выделил три типа преступников: дионисивный (с преимущественным нарушением моральных устоев), параноидный (с навязчивостями бредового характера), гебефренический (с нарочитым возбуждением). Использование типологии Э.Кречмера показало, что существует связь между типом криминального поведения и телосложением: бандиты чаще атлетически сложены, воры недоразвиты, дегенеративны, имеют телосложение евнухов, а уродов среди криминальных типов в среднем больше, чем это характерно для популяции в целом (10).

Психогенетические исследования с применением близнецового метода, метода приемных детей показали, что склонность к асоциальности закреплена наследственно (среди предпосылок агрессивности, например, выделяется высокая индивидуальная чувствительность к алкоголю и другим возбуждающим препаратам, гиперактивность и высокая импульсивность поведения). Однако включение в анализ дополнительных данных, утверждают психогенетики, например, касающихся семьи, условий воспитания, приводит к выводу, что генетические влияния опосредствованы многими ситуативными переменными и не могут считаться однозначно определяющими асоциальное развитие личности (10, 15).

Обнаружены устойчивые связи между психической устойчивостью и склонностью к девиациям: по данным различных источников, среди делинквентных подростков от 60% до 90% составляют обладатели явных акцентуаций. Так, основными типами патопсихологических симптомокомплексов являются шизофренический, органический (снижение умственных способностей при относительной сохранности мотивационно-личностной сферы), психопатический, олигофренический, психогенной дезорганизации психической деятельности. Существует и зависимость между типом криминального поведения и акцентуацией характера: так, среди возбудимых психопатов наибольшую группу составили люди с преступлениями против личности, среди истерических психопатов наиболее распространены преступления против государственного и личного имущества граждан, а в группе неустойчивых психопатов преобладали корыстные преступления. Кроме того, было обнаружено, что у воров и убийц повышена тревожность, однако у воров она носит ровный характер, а для убийц характерен скачкообразный (10).

В целом отмечается, что преступники с психическими отклонениями чаще совершают насильственные и реже ‑ дезадаптивные преступления (к числу которых относят, например, бродяжничество), хотя в обоих случаях они отторгают мир вокруг себя либо активно, либо пассивно; однако среди взяточников и расхитителей лиц с психическими аномалиями практически не встречается, что заставляет внимательнее отнестись к содержанию термина «социальная адаптация».

Вариации морального сознания

Не меньший, чем реальное поведение, интерес вызывает способность человека к осознанию моральных норм и правил, потому что установлено соответствие (хотя и не полное) между способностью к моральной рефлексии и реальным поведением человека, а рассуждения исследовать существенно легче (6, 13). Наиболее полно моральные рассуждения изучал американский психолог Л.Кольберг, последователь Ж.Пиаже, который использовал в своей работе метод моральных дилемм (историй с незавершенным концом). Разновозрастным испытуемым он предлагал выразить свое отношение к вымышленным историям, подобным следующей. «У Хайнца тяжело больна жена. Не имея достаточного количества денег, он просит аптекаря уступить ему необходимое лекарство, однако аптекарь не соглашается. Чтобы спасти жену, Хайнц вынужден украсть лекарство». Участникам исследования, большинство которых составляли ученики и выпускники мужского колледжа, задавались стандартные вопросы: правильно ли поступил герой рассказа? Почему? Как бы вы поступили на его месте?

Разнообразие индивидуальных ответов вполне укладывается в схему развития морального суждения, включающую 6 стадий.

Шесть выделенных эмпирически стадий Кольберг объединил в 3 уровня: «конвенциональный» (стадии 3 и 4) ‑ от слова «конвенция», т.е. на основании договоренности людей между собой о том, как следует себя вести, «доконвенциональный» (стадии 1 и 2), т.е. игнорирующий традиции и социальные требования, и «постконвенциональный» (стадии 5 и 6), ориентированный на высокие нравственные принципы, которые могут и не поддерживаться всем обществом в целом.

Л.Кольберг сформулировал несколько общих законов развития морального суждения, вначале претендовавших на универсальность, однако опровергнутых в более поздних исследованиях. Так, он настаивал на последовательности прохождения выделенных им ступеней. Было показано, однако, что в социально благоприятных условиях, при использовании демократического стиля воспитания можно наблюдать «перескакивание» ребенка через несколько стадий и быстрое открытие им законов справедливого взаимодействия. Далее, Л.Кольберг утверждал поступательность и необратимость развития: достигнутая стадия может меняться только на более высокую. Но были зафиксированы случаи «соскальзывания» моральной аргументации человека на более примитивный уровень, если человек оказывался в условиях, требующих для выживания именно такой адаптации, т.е. в учреждениях исправительного типа или просто в плохой школе.

Л.Кольберг установил, что большинство людей находится на конвенциональном уровне морального развития, дети и правонарушители ‑ на доконвенциональном и лишь некоторые этически развитые люди, имеющие альтруистическую профессию, могут достигать постконвенционального уровня. Женщин, согласно Л.Кольбергу, среди последних не было вообще.

Большинство психологов считают, что ребенку необходим доступ к матери, чтобы у него родилось чувство безопасности и не возникало чувства тревоги. Но важно, чтобы материнская любовь не поглощала личное пространство, не подавляла независимость ребенка и не стояла на пути его взросления. Мать должна иметь не только желание быть со своим малышом, но и желание отделить и отпустить его от себя. Физическое присутствие матери, общение с ней, эмоциональное отношение, все это интегрируется с ростом и развитием ребенка и в дальнейшем влияет на здоровье и жизненный путь ваших дочерей и сыновей.

"Материнская любовь - это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка.Большинство матерей дают своим детям "молоко", но лишь немногие дают еще и "мед", - пишет Фромм Э. - Материнская любовь должна внушить ребенку любовь к жизни, а это могут сделать только счастливые женщины. В ином случае, ребенку передается тревога и все это сильно влияет на личность ребенка. Суть материнской любви - способствовать росту ребенка, любить растущего ребенка, помогать ему отделиться. На это способны женщины умеющие любить других".

Стоит заметить, что "окружающей средой" вашего малыша, которая формирует его личность и влияет на всю дальнейшую судьбу, является не только мать, но вся семья в целом, которая будет удовлетворять или не удовлетворять психические потребности своего ребенка.

Психические потребности вашего ребенка лучше всего будет удовлетворять хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из теплых чувств в собственной семье, облегчает социальную адаптацию в детстве и способствует последующему взрослению. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания.

В своих исследованиях У. Бронфенбреннер пишет, что неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка. Он пишет о существовании понятия "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения. И корни этого явления американские исследователи ищут в особенностях современной семьи. Бронфенбреннер отмечает следующие важные обстоятельства:

  • большинство матерей работают (требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребенок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями);
  • растет количество разводов, а, следовательно, неполных семей и низкого материального уровня;
  • достижения цивилизации (появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями, крайним случаем такой изоляции является прибор "искусственная нянька").

Таким образом, все эти обстоятельства и их последствия негативно отражаются на психическом развитии ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.

И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разныхсемьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Далее хотелось бы привести примеры основных стилей родительского воспитания и их влияние на развитие личности вашего ребенка (по М.Кравцовой).

Авторитарный стиль воспитания

Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается.

Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Либеральный стиль воспитания

Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей.

Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Отвергающий стиль воспитания

Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.

Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

Индифферентный стиль воспитания

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей.

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.

Гиперсоциальный стиль воспитания

Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка.

Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.

Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

Эгоцентрический стиль воспитания

Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.

В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

Авторитетный стиль воспитания

Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) — самое дорогое, близкое и родное существо на свете.

Тема любви к ребенку широка и многогранна. Этим разговором мы осветили какие-то аспекты данной темы. Более конкретные вопросы, касающиеся каждого малыша в отдельности, предстоит решать каждой женщине, которая стала или собирается стать матерью, и как ей любить собственного ребенка, подскажет не только опыт и знание предмета обсуждения, но и собственное материнское сердце.

Самое главное — всегда помнить, что ваша любовь к детям должна быть безусловной. Ребенок должен быть уверен, что он всегда любим вами, независимо от того, какую оценку он получил в школе или какую вазу случайно разбил. Он должен знать, что вы его любите просто так, просто за то, что он есть! И не забывайте про уважение к собственным дочерям и сыновьям! Если в ваших отношениях царят тепло, внимание, любовь и уважение, то ваш ребенок будет расти и развиваться беспрепятственно!