Меню

Статьи с выводами об одаренных детях. Одаренный ребенок

Стильные вещи

Подтверждением эффективности названных идей являются многочисленные дипломы лауреатов международных, всероссийских, региональных конкурсов и фестивалей, победы школьников на научных форумах и всероссийских конкурсах изобретательских и творческих работ.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володор-ская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

3. Савенкова Л.Г Интегрированный подход к процессу в школе как одно из важных направлений современной

художественной педагогики // АИ: iso.ru. 2009, №1.URL: http://art.ioso.ru/integ_podhod.htm

4. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе-2010. - №3.

5. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76) 2010. С. 32-42.

6. Давыдова Н.Н., Поляков Л.П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 - №3. - С. 37-41.

О.В.Заславская

О. Е. Сальникова

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА*

Л___________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - работе с одаренными детьми. Авторы рассматривают педагогическую сущность самого феномена общей одаренности детей школьного возраста, современное состояние обучения одаренных детей и перспективы его развития в нашей стране, концептуальные основы социальнопедагогической поддержки одарённых детей, возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, педагогическая поддержка одаренных детей, развитие одаренных детей, обучение одаренных детей.

Abstract. The paper deals with the urgent problem of work with gifted children. The authors consider the pedagogical nature of the phenomenon of total gifted children of school age, state-of-the training of gifted children and prospects of its development in our country, the conceptual foundations of the socio-pedagogical support of gifted children, the possibilities of the educational institutions in the creation of conditions for development and self-realization of a gifted child.

Keywords: talented, gifted children, pedagogical support of gifted children, the development of the gifted children, training of gifted children.

Проблема работы с одаренными детьми у нас в стране в последние годы вызывает все более пристальное внимание как теоретиков, так и практиков образования. Осмысление процесса воспитания одаренных детей в настоящее время вызвано потребностями педагогической науки, социальными ожиданиями общества и государства.

* Статья публикуется на средства гранта РГНФ 11-06-00092а

Усиление интереса к мировому опыту, тщательный анализ и обобщение достижений зарубежных коллег позволяет нашим практикам идти собственным путем. Сегодня важно ответить на следующие вопросы: в чем педагогическая сущность самого феномена общей одаренности детей школьного возраста? Каково современное состояние обучения одаренных детей и перспективы его развития в нашей стране? Каковы концептуальные основы социально-педагогической

Теория инновационной деятельности

поддержки одарённых детей? Каковы возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка, в управлении формированием творческого потенциала его личности?

Об одаренности ребенка учитель обычно судит по «конечному результату»: такие дети устойчиво демонстрируют высокие достижения в ученье. Более подробный анализ открывает, что одаренность проявляется трояко: опережающей средние показатели скоростью (темпом) учебного мышления, способностью учащегося при этом усваивать материал повышенной сложности (и соответственно задачи того же класса) и своеобразием «продуктов» познавательной работы (избирает оригинальные пути решения задач, находит несколько вариантов решения и т. п.) .

Американские педагоги, давно занимающиеся данной проблемой, предлагают для «опознания» одаренных более широкий набор непосредственно наблюдаемых признаков. Это владение большим объемом информации, богатый словарный запас, перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, обнаружение скрытых зависимостей и связей, умение делать выводы, умение интегрировать и синтезировать информацию, участие в решении сложных проблем, умение улавливать сложные идеи, умение замечать тонкие различия, чувствительность к противоречиям, использование альтернативных путей поиска информации, анализ ситуаций, умение предвидеть последствия, умение рассуждать, построение гипотез, способность к преобразованиям, критичность в мышлении, высокая любознательность.

Для описания таких детей у нас в ходу привычные формулировки: «быстро (мгновенно, сразу, с ходу) соображает, схватывает на лету», «легко решает самые сложные задачи», «мыслит по-своему», «глубоко понимает суть проблемы», «проявляет творческий подход» и т. п. Учитель реагирует на одаренность, как правило, тем, что увеличивает объем учебной работы ученику, подбирает для него задания повышенной сложности, внепрограммный материал. Все это необходимо, но, не вникнув в особенности процесса мышления таких учащихся, мы действуем на ощупь «методом» проб.

За высокой скоростью усвоения теории и решения задач стоит не механический навык, стереотипия действий, перебор готовых вариантов, а своеобразная «экономность» мышления, когда учащийся выбирает оптимальные (кратчайшие) пути познания и решения проблемы, улавливает логику процесса, структуру изученного явления, использует аналогии, прежний опыт и т. п. Таким образом, темп учения - это показатель не только интенсивности мыслительной деятельности ученика, но и совершенства ее «механизма». И простое умножение стандартных заданий не вызовет в сильном учащемся ожидаемого энтузиазма.

А что стоит за способностью одаренных оперировать сложным материалом? Мы часто называем сложной для усвоения такую информацию, которая с трудом воспринимается большинством учащихся, т. е. судим об относительной сложности учебного материала, о его посильности для обычного школьника. Этот признак не может служить критерием отбора содержания обра-

зования для одаренных детей, чьи интеллектуальные возможности иногда просто несопоставимы с возможностями «среднего» ученика. Но даже если привлекается объективно сложный материал (изучаемое понятие многосоставно, рассматриваемый процесс противоречив, обобщение как база осмысления конкретного явления абстрактно и т п.), педагогическое управление умственным развитием одаренных учащихся остается очень приблизительным, т. к. не учитываются характерные для этой категории учащихся особенности мысленной деятельности. Необходимо соотносить их с особенностями учебного материала только при этом условии можно уверенно и эффективно обучить одаренных, помочь таким детям оптимально реализовать свой природный потенциал, построив соответственную (адекватную) систему образования.

Когда мы выходим за пределы образовательного госстандарта, решая, чему обучать одаренных детей, идти следует от уже проявившихся или потенциальных свойств их мышления (а найденное специфическое содержание в свою очередь обусловит потом выбор соответствующих методик и форм обучения). Что же отличает одаренных учащихся от обычных отличников, от просто усидчивых или тренированных, толковых или эрудированных детей?

Если суммировать принадлежащие различным педагогам характеристики интеллекта одаренных, то окажется, что у одаренных в наибольшей мере проявляется в обучении способность к системному мышлению: эти учащиеся самостоятельно (нередко вначале интуитивно) усваивают в ходе учения не только соответствующую информацию, но и типовые способы (приемы, алгоритмы, познавательные тактики и стратегии) умственной деятельности вообще, а также познания в сфере данной науки. Такие учащиеся постоянно как бы обобщают собственный и наблюдаемый опыт познавательной деятельности: решая эту конкретную задачу, они выходят на способы решения задачи вообще: выполняя одно-другое сочинение по литературе, они вырабатывают правила, требования, которые определяют написание любого литературного упражнения данного типа, формулируя определение одного, этого понятия, они быстро ухватывают суть подхода к построению строгих дефиниций и т. п. . То же относится, скажем, к операциям классифицирования, применения теоретических положений при решении учебных задач, или к методологии исторического анализа, работы с художественным текстом, планирования эксперимента и т. д. Многие одаренные учащиеся с увлечением изобретают собственные, отличные от принятых подходы к решению различных познавательных задач. Удивительно легко такие учащиеся ориентируются в специфике различных несходных систем знания (физики и параллельно истории).

Понять этих учащихся можно по аналогии с полиглотами, которые при необходимости свободно переходят в общении от одного языка к другому. Этот переход не требует от них какой-то сознательной «переналадки» внутренних «механизмов» речи: каждый из языков, каким владеет полиглот, существует в его сознании как согласованно действующая во всех своих компонентах целостная структура, которая «включается» и «вы-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

Теория инновационной деятельности

ключается» одномоментно и только вся целиком. При этом знаток языков на рациональном уровне вполне осознает черты различия и сходства между языковыми системами, которыми владеет.

У одаренных учащихся дело решается именно системным характером их знаний в сфере различных наук, а также элементами межсистемного (сопоставительного) мышления. Свойственная этой категории учащихся способность испытывать радость самого процесса познания, ощущать интеллектуальное наслаждение также во многом питается тем, что дети чувствуют себя творцами собственной познавательной умелости, видят в учении не одну внешнюю необходимость, но и свободную игру умственных сил.

Возникают вопросы: как эффективно обучать одаренного ребенка? При каких педагогических условиях социально-педагогическая поддержка одарённых детей может быть эффективной и обеспечит реальное развитие творческого потенциала личности обучающегося средствами образовательного процесса? Что включает в себя Программа развития школы в части воспитания и обучения одарённых детей? Как в этом случае должно выглядеть содержание школьного образования? Какие формы и методы необходимы и наиболее продуктивны?

Наша статья призвана ответить на некоторые из подобных вопросов. На что же нам делать ставку в работе с одаренными? Просто надеяться на природную неисчерпаемость энергии учения, присущей этим детям, на мощь сформировавшейся у них однажды и как бы самовозобновляющейся и безотказно действующей познавательной потребности? Поддерживать естественные для юных дарований дух состязательности и стремление к личным достижениям? Вводить в круг интересов учащихся профессиональную и научную проблематику, стимулируя тем самым и возвышая мотивацию учения этих школьников? Искать какие-то иные личностные источники активного отношения учащихся к познанию?

Очевидно, не стоит ограничиваться эксплуатацией «готовых», природных мотивов учения детей, какими бы сильными они ни были изначально.

Требуется разработка и внедрение системы социально-педагогических мер, обеспечивающих реализацию воспитывающего, личностно формирующего потенциала образования. Предполагается модернизация всех подсистем образовательной системы школы в направлении интенсификации образовательного процесса, его компьютеризации, предоставлении ребёнку широких возможностей выбора темпа, уровня сложности, типов и видов познавательной деятельности.

В работе с одаренными учащимися необходимо постоянно расширять поле их самостоятельного познавательного поиска, разнообразить типы задач, чтобы учащиеся приобщались к анализу теоретических проблем исследованию зависимостей между явлениями природной и социальной действительность, обнаружению существенных свойств разнообразных по своей природе объектов, прогнозированию и построению гипотез, моделированию различных процессов, экспериментированию идей и концепций. Особенно ценным для формирования системного мышления учащихся

межпредметные знания, ассоциированные учебные курсы, изучение которых позволяет учащимся ощутить единство в многообразии наук, в логике исследовательского поиска, приблизиться к осознанию общих закономерностей мироздания .

Не случайно в работе с одаренными учащимися несколько переосмысливается традиционная система дидактических принципов. Так, наполняется новым содержанием принцип систематичности и последовательности обучения, он обогащается идеями интегративного и опережающего изучения учебного материала. Разновозрастные учебные группы, основанные на равенстве учебных достижений учащихся, а не на общности их возрастного развития, действуют «в нарушение» принципа учета возрастных особенностей детей.

По-новому трактуется и принципы доступности, наглядности обучения, самостоятельности и активности учащихся в процессе познавательной деятельности, индивидуальный подход в обучении может трактоваться требование персонализации учебного процесса для части учащихся. Каждому ученику должны быть предоставлена возможность изучать интересные ему предметы на пределе его способностей, «до упора». Точно также должна быть обеспечена каждому ученику и возможность обратиться к дисциплинам, не входящим в учебный план, по близким его научным предпочтениям (например, «историку» дать возможность изучать археологию, источниковедение, «географу» -геологию, экономические науки, «биологу» - генную инженерию и другие подпрограммы обучения).

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что в школах одаренных учащихся трансформируется вся традиционная классно-урочная система обучения. Учащиеся действуют, как уже говорилось, в составе разновозрастных учебных групп, временных или относительно устойчивых, в которых учащиеся объединяются с учетом их достижений или в зависимости от их научных интересов.

Содержание образования в школах одаренных - это не обычные для классно-урочной системы «основы наук», т. е. адаптированные, посильные для усвоения «средним» учеником сведения из разных отраслей знания. Это познавательные комплексы (ассоциированные дисциплины, сочетания основного и смежных предметов). Обучение становится деятельностью ориентированной на саму «материю» научного знания, что размывает контуры таких привычных понятий, как «успеваемость», «прилежание в ученье», «отметка», «учебный материал», даже таких фундаментальных, как «самостоятельная работа», «упражнение», «учебное занятие» и др. Они преобразуются в такие понятия, как «научная тема», «экспертные оценки», «моделирование», «обсуждение гипотез и проектов», «уроки творчества» и т. п.

В однородных по составу ученых группах (потоках, классах, временных объединениях) все равно неизбежно будет присутствовать такое явление, как неравенство достижений учащихся. Видимо, обычная шкала отметок в школе одаренных будет недостаточна для тонкого различения уровней достижений учащихся. Может быть, стоит присмотреться к более гибкой стобальной системе, принятой в ряде стран. Но еще более важ-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

Теория инновационной деятельности

но разработать систему качественную оценок успехов учащихся на регулярной и конкурсной основе (по результатам проводимых в определенные, традиционные сроки конференций и семинаров, олимпиад и смотров творчества, аукционов идей и решений и «мозговых штурмов» и т. п.) Важно, чтобы действовала четная система поощрений, но число победителей не должно ограничиваться (вообще, обычные виды соревнования за классное место, когда есть несколько победителей, а остальные являются проигравшими, в школьных условиях приносят больше вреда, чем пользы).

Ведущий принцип обучения одаренных - обогащение интеллектуальной, трудовой, эстетической, физической и моральной культуры учащихся . Поэтому здесь все предметы «главные», «основные» (что не исключает естественных индивидуальных профессиональных ориентаций учащихся и дополнительное изучение соответствующих предметов). Здесь богатый набор факультативов, а также студий, секций, лекториев, клубов и других объединений учащихся по интересам. Школы для одаренных учащихся призваны стать питомниками разносторонне развитых людей, способных наслаждаться полнотой жизни, посвящающих себя служению не только своему таланту, но всему человечеству.

Литература

1. Беккер В.А. Одарённость в детском возрасте. // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.

2. Гоишакина О.П. Мастер-класс «Учитель и одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №1.

3. Заславская О.В. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. Региональная школа в инновационно-экспериментальном пространстве. // Народное образование.. - №2 (1355) -М.: 2006.

4. Заславская О.В. Одаренные дети. Новые подходы в их обучении Социальная сфера: региональная политика, механизмы действия, их результативность: Молодежь как фактор будущего. Вып. IV. Тула, 1996.

5. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3.

6. Кочурова О.И., Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №5.

7. Кушнарева НЮ. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2.

П. Ф. Кубрушко

Аннотация. В статье проведен анализ цикла работ о применении синергетического подхода к структурированию содержания непрерывного естественнонаучного образования. Отмечена актуальность постановки вопроса о формально-математической характеристике содержания образования в свете возможностей, предоставляемых Интернет.

Ключевые слова: содержание образования, деятельностный подход, детерминанты содержания образования, сквозные линии, синергетика, эволюция научного знания, структура научного знания.

Abstract. The paper analyses a number of works on the application of the synergetic approach to structuring the content of continuous natural-science education, stressing the relevance of the Internet opportunities for the formal-mathematical characteristics of the content of education.

Keywords: the content of education, action approach, determinants of the content of education, end-to-end lines, synergetics, evolution of scientific knowledge, stuctute of scientific knowledge.

Теория построения содержания образования имеет довольно длительную историю, она прошла ряд этапов и получила всестороннее освещение в большом числе работ и ряде монографий . Ее развитие востребовано и в настоящее время. В частности,

одним из аспектов содержания образования, который подвергается исследованию, является формально математическая сторона структуры содержания образования . Специальное изучение характера структуры содержания образования с точки зрения ма-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери

Российская система образования направлена на формирование интеллектуального и творческого потенциала государства. В тоже время в условиях современных вызовов особенное значение приобретает своевременное выявление и развитие способностей одаренных детей, чей потенциал представляется основным капиталом страны. Однако ряд вопросов, связанных с определением понятия «одаренных детей, их выявлением и развитием заложенных природой способностей в рамках учебных заведений, требует более детального изучения.

Так на сегодняшний день среди научного общества существует два полярных мнения - все дети одаренные или одаренный ребенок является большой редкостью .

Попробуем разобраться.

Толковые словари дают такое понятие: под одаренностью понимают комплексное системное развитие психики на протяжении длительного времени, иногда и в течение жизни, что дает возможность достижения человеком сравнительно более высоких, качественно лучших, не редко, неординарных результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок (с 2 лет до 18), который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Следовательно, это опережающее интеллектуальное развитие, психо-эмоциональное, яркие способности к творческому труду, неординарное мышление и суждение, а также поведение свойственное взрослому человеку. Все эти признаки могут встречаться как в комплексе, так и в отдельности. Здесь и возникает проблема суждения.

Как часто мы можем наблюдать признаки одаренности у ребенка и как их выявить? Нет инструкций, нет четких тестов, нет ни единой методики и системы признаков, которые могли бы четко установить одаренность ребенка. Приведем яркий пример, сегодня любой двухлетний малыш может включать дистанционным пультом телевизор, находить мультфильмы в телефоне, при этом не научившись говорить. Является ли это одаренностью, если бабушка малыша при этом не умеет отвечать на телефонный звонок, поступивший на мобильный телефон. Нет, не является, ребенок приспосабливается к условиям жизни той среды, в которой родился и растет. А вот если трехлетний ребенок в уме складывает двузначные числа, знает все материки и океаны, может безошибочно по закату определить, какой будет завтра погода - это явный признак неординарности. При этом возникает вопрос: как он этому научился? Ответ тоже прост: он растет в той среде, где родился и воспитывается. Следовательно, родители, родственники, педагоги смогли создать такую среду: дома висел атлас, мама учила счету, дедушка рассказывал про закат.

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод, что полярность мнений в отношении одаренности ничтожна, так как потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, их можно развить, увидеть, натренировать, а вот реальные нестандартные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Этих детей называют гениями. Следовательно, одаренным может быть практически любой ребенок.

Необходимо отметить, что различие понятий «одаренные дети» и «развитие отдельных способностей детей» весьма условно. Как правило, одаренными детьми считают учащихся с высокой степенью раннего умственного, творческого и психомоторного развития относительно своих сверстников, а также с признаками формулирования новых идей, новаторства.

Учитывая ранний возраст, речь, как правило, идет о потенциальной одаренности, которая зависит от одновременно сочетания различных факторов, включая психологическую обстановку в семье, своевременное выявление способностей, наличие благоприятных педагогических условий развития научного или творческого потенциала ребенка.

Многие ученые выделят три типа одаренности:

  • академическую (отличники в школе);
  • творческую (способности к искусствам - маленькие поэты, танцоры, художники);
  • интеллектуальную - чрезвычайно раннее развитие: освоение письма, чтения, счета в 2-3 года).

Однако, более предпочтительной и расширенной является классификация одаренности по У.Б. Жексанбаевой:

  • психомоторная - способности к футболу, гимнастике и т.п.
  • творческая - создание произведений искусства в раннем возрасте;
  • академическая - потенциальные отличники учебы и победители олимпиад;
  • интеллектуальная - научно-исследовательский потенциал;
  • и самая неординарная одаренность - социальная - это лидеры, будущие управленцы, их можно различать на ранних стадиях развития личности - это дети, которые способны организовать других детей и побудить их к действиям. Данный вид одаренности менее всего изучен на сегодня. Есть масса методик развития психомоторных, академических, интеллектуальных, и особенно творческие способности, и очень немного предлагают для социальной одаренности детей.

В настоящее время возникла необходимость разработки комплексных методик диагностики одаренности детей, которые помогут в раннем возрасте и на начальных этапах становления личности выявить способности ребенка, найти особый подход к развитию потенциала каждого.

При наблюдении за ребенком, выявляются тенденции к сознательному или бессознательному поведению. Это один из ключей к пониманию одаренности. Одаренный ребенок будет сознательно, целенаправленно и на регулярной основе выделять время для занятия любимым делом: боксом, рисованием, чтением книг.

Но что значит «сделать сознательно»? Как это происходит? З. Фрейд так определяет сознание - это поверхность психического аппарата, оно ближе всего к внешнему миру, окружающему ребенка. Сознательное поведение - это восприятие происходящего из вне, ощущения ребенка и чувства. Сознательным может стать только такое поведение и только то, что когда-то уже было воспринято сознанием и кроме чувств изнутри, хочет стать сознательным. Вербальное восприятие мира - зрительное, словесное. Значит ребенок рассказывает об интересующей его теме, рассматривает ее, вспоминает и запоминает легко и быстро. Это дает ту скорость восприятия информации и высокую ее усвояемость, что способствует интеллектуальному, творческому, социальному развитию ребенка .

Следовательно, можно сделать вывод, что одаренный ребенок характеризуется устойчивым интересом к отдельным областям науки и творчества, активным типом поведения, способностью к самоорганизации и новаторству. Своевременное выявление данных параметров позволяет выявить потенциал ребенка на самых ранних этапах без использования специальных методик.

Список литературы:

  1. Иванова И.В. Психолого-педагогическая поддержка саморазвития ребенка: учебно-методическое пособие // Библиотека журнала "Методист" : прил. к журн. "Методист". 2016. N 1.С. 4-55.
  2. Фрейд З., Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - с. 869

Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё со школьной скамьи. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусства, помочь претворить в жизнь детские планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Каждый человек талантлив. Но добьётся ли он успеха, зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. В итоге это и успех самого общества.
В звездном небе есть частичка души каждого человека. Надо только обратить свой взор к небу. А если всю жизнь ходить с опущенной головой и смотреть под ноги, тогда вряд ли поймёшь, что ты — часть Вселенной, что всё связано и не бывает ничего случайного. Жизненный путь человека можно представить в виде бесконечной лестницы, которая ведёт вверх…Идущий по ней c каждой ступенькой становится чуть-чуть лучше, чем был. Может быть, одним из самых ценных человеческих качеств и является способность ТВОРИТЬ.
Чем больше будет красоты в душе каждого, чем гармоничнее его личность, тем прекраснее мы сделаем окружающий мир.
В марте-апреле т.г. проходил международный форум в Москве "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" под девизом "Поколение юных — за живую планету". И вот уже в третий раз Удомельский район на этом форуме представляла четверо-классница средней школы №2 Анастасия Быкова.
Два года подряд Настя становилась победительницей в двух номинациях. В этом году девочка поставила перед собой цель — преумножить свои победы. Она выбрала для себя ещё одну номинацию — "Конкурс театральный", в которой стала лауреатом второй степени.
Когда бываешь на таких конкурсах, с удовольствием окунаешься в этот удивительный и прекрасный мир улыбок и чистых сердец. Здесь все взаимосвязано и органично: знания, способности, хорошие манеры, любознательность и жажда победы.
Наши дети уникальны тем, что они уважительно относятся к своим коллегам по номинациям, интересуются абсолютно всем, хотят знать еще больше и умеют получать эти знания. Это действительно новое поколение! Это действительно светлое будущее России! И наша задача — поддерживать и направлять, развивать и приумножать их умения.
В Москве, в Колонном зале Дома Союзов, 18 мая состоялась церемония награждения лауреатов форума "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ". Со всех уголков нашей страны съехались талантливые дети в различных областях науки и культуры: юные экологи и богословы, историки и филологи, музыканты, танцоры, художники…
В амфиладах Колонного зала состоялся концерт лауреатов номинации "Конкурс музыкальный", в котором Анастасия Быкова заняла первое место и выступила с песней "Болотная принцесса".
Слова приветствия и благодарности одарённым детям, родителям и педагогам выразили: Н.Ф.Апатенко — председатель форума "Одаренные дети — будущее России", О.Н.Смолин — заместитель председателя по образованию и науке Государственной Думы РФ, Е.Д.Дога — народный артист СССР и РФ, композитор, главы городов и районов, депутаты Госдумы, министры культуры и образования разных регионов России.
Для награждения удомельской номинантки-победительницы слово было предоставлено главе администрации Удомельского района И.О.Захарову, который выразил благодарность организаторам форума, руководителям, родителям и одарённым детям. Игорь Олегович вручил Анастасии диплом гран-при в номинации "Народное творчество" и ценный подарок.
Московский международный форум "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" — это новые лица, это дух соревнования, радость участия и торжество побед.
Большое спасибо за поддержку и саму возможность участия в международном форуме Н.Н.Камневой, А.В.Литвиненко, Е.А.Смирновой, И.О.Захарову, Л.Н.Корниловой, Л.А.Петровой.
Очень хочется, чтобы движение "Одаренные дети — будущее России" охватило как можно больше наших удомельских детей! Ведь у нас столько талантливой молодёжи! Но только при поддержке родителей, педагогов, руководителей всех уровней мы сможем вырастить достойную смену.
Дерзайте, творите, и мир вокруг нас станет лучше и добрее!

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечено, что должна быть создана система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Кроме того указано, что в рамках системы поддержки талантливых детей целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему , практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся ( ) при приеме в вузы.

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".

Одаренность в школе

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность . У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность . Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются и чуть ли не . Стало быть, выход в том, чтобы "помещать" их в особые школы для одаренных.

Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы).

Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию: поскольку высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, то и низкие значения еще не становятся доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при обработке и интерпретации результатов психологического тестирования.

Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Более того, проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо .

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Наталия Асекретова
Статья «Одаренность. Одаренные дети»

Любому обществу нужны одарённые люди , и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно, в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас немного. Поэтому так важно, именно, в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренный человек , словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Одар ённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одар ённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка , которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности .

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности :

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность .

По критерию «степень сформированности одаренности » можно дифференцировать :

Актуальную одаренность ;

Потенциальную одаренность .

Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности .

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы :

У всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

Необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей :

Возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;

С другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОДАРЕННОСТИ :

1.Создать систему выявления ОД :

Психолого-педагогическое исследование первоклассников;

Системное наблюдение за детьми из класса в класс;

Выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

Системное диагностирование психологом.

2.Организация учебного процесса :

Нестандартные уроки;

Включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

Работа с дополнительной литературой;

Обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Предпрофильное и профильное обучение;

Выставка творческих работ.

3.Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету :

Организация исследовательской работы учащихся;

Опережающие задания творческого плана;

Участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

Обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

Проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4.Общеразвивающие мероприятия :

Традиционные мероприятия в школе;

Предметные декады.

Методы диагностики умственной одаренности

Тестовые методы

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности . Но проблема в том, что в интерпретации результатов тестирования весьма существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к некорректной интерпретации.

Многие специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

Известны основные требования к построению и проверке методик : стандартизация,то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов : надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Неформализованные методы

Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.

Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе ,в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам : он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения;

уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником .

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями :

1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности ;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Итак, каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости . Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.

Поэтому, к любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”