Меню

Семейное воспитание за рубежом. Как воспитывают детей за границей

Уютный дом

Все родители на нашей огромной планете, без всякого сомнения, испытывают огромное чувство любви к своим детям. Однако в каждой стране папы и мамы воспитывают чад по-разному. На этот процесс оказывает огромное влияние образ жизни людей того или иного государства, а также существующие национальные традиции. Чем же отличается воспитание детей в разных странах мира?

Этнопедиатрия

Быть родителем - это самое важное и почетное занятие в жизни каждого человека. Однако ребенок - это не только радость, но и постоянные хлопоты, которые связаны с уходом за ним и с воспитанием. У разных народов существуют различные подходы к формированию личности маленького человека. Воспитание детей в разных странах мира имеет свои педагогические методики, которые каждая нация считает единственно верными.

Для изучения всех этих различий не так давно была создана целая наука - этнопедагогика. Ее выводы, вероятно, смогут привести к лучшему пониманию природы человека и выработке оптимального способа воспитания.

Успокаивание

Младенцы всего мира нередко заходятся криком. Это момент, когда серьезную проверку проходит не столько психика пап и мам, сколько их связи с культурными корнями. То, что дети много плачут в первые месяцы своей жизни - нормально для новорожденных любой нации. На крик ребенка в странах Западной Европы мать откликается примерно через одну минуту. Женщина возьмет свое чадо на руки и попытается его успокоить. Если ребенок появился на свет в той стране, где все еще сохраняются первобытные цивилизации собирателей и охотников, то плакать он будет так же часто, как и все остальные новорожденные, но вдвое меньше по времени. Мать откликнется на его крик уже через десять секунд и поднесет к груди. Кормят детей у таких народностей вне всякого расписания и без соблюдения режима. В некоторых конголезских племенах существует своеобразное разделение труда. Здесь малышей кормят и пестуют несколько определенных женщин.

Сегодня к плачу ребенка относятся несколько иначе. За младенцем признается его право требования внимания. Первые полгода жизни своим криком он дает знать о том, что хочет, чтобы к нему проявили любовь и заботу, взяли на руки и т. д.

Отстранение от груди

И в этом вопросе не существует единого подхода. Так, многие матери Гонконга отрывают детей от груди уже в шесть недель, чтобы пойти на работу. В Америке грудью кормят только несколько месяцев. Однако матери некоторых народов продолжают давать своим детям грудь и в том возрасте, когда они уже вышли за рамки младенчества.

Укладывание

Мечта всех родителей - спокойный ночной сон их ребенка. Как же добиться его? И здесь существуют кардинально различные мнения, учитывающие воспитание детей в разных странах мира. Так, в западных руководствах и справочниках даются рекомендации о том, что малышу не стоит спать в дневные часы. Только в таком случае к вечеру он устанет и угомонится. В других странах такой задачи у родителей нет. Например, мексиканские укладывают детей днем спать в подвесных гамаках, а на ночь берут в свои кровати.

Развитие

Особенности воспитания детей в разных странах нашей планеты могут существенно отличаться друг от друга. Однако вне зависимости от культуры и народных обычаев развитие ребенка будет ускорено только в случае постоянных занятий с ним. Но такого мнения придерживаются не все родители. Например, в Дании и Голландии считают, что отдых для малыша намного важнее, чем усилия по развитию интеллекта. В Конго и вовсе не принято разговаривать с новорожденным. Матери этой страны полагают, что главное дело их младенцев - спать. В связи с тем, что воспитание детей в разных странах столь различно, существуют и значительные перепады в двигательном и речевом развитии малышей в зависимости от принадлежности их к той или иной культуре и расе.

К примеру, данные ЮНИСЕФ свидетельствуют об эффективном методе воспитания, принятом у одного из нигерийских народов - йоруба. Здесь малыши первые три-пять месяцев своей жизни проводят в положении сидя. Для этого их укладывают между подушками или устраивают в специальных отверстиях в земле. Девяносто процентов таких детей уже в двух летнем возрасте способны сами умыться, а тридцать девять процентов - вымыть за собой тарелку.

Да, традиции воспитания детей в разных странах значительно отличаются друг от друга. Но какую бы тактику ни избрали родители, их чадо все равно будет плакать и смеяться, научится ходить и говорить, ведь развитие любого ребенка является непрерывным, постепенным и естественным процессом.

Разнообразие систем воспитания

Как сделать из ребенка личность? Этот вопрос стоит перед всеми родителями нашей планеты. Однако не существует единого пособия, позволяющего решить данную задачу. Именно поэтому каждая семья должна выбрать правильную систему воспитания своего малыша. И эта задача очень важна, так как в детском возрасте происходит формирование модели поведения и характера маленького человека.

Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, в дальнейшем могут обойтись очень и очень дорого. Конечно, каждый ребенок по-своему индивидуален, и только родители смогут подобрать для него наиболее эффективную методов. А для этого важно ознакомиться, как проходит воспитание детей в разных странах, и выбрать для себя самое лучшее.

Германская система

Каковы особенности воспитания детей в разных странах мира? Начнем рассмотрение этого вопроса с немецких педагогических методик. Как известно, основное отличие этой нации кроется в бережливости, пунктуальности и организованности. Все эти качества немецкие родители прививают своим малышам с самого раннего возраста.

Семьи в Германии возникают поздно. В брак немцы вступают до тридцати лет, однако совсем не спешат заводить детей. Супруги осознают ответственность данного шага и стремятся еще до рождения первенца создать прочную материальную основу.

Детские сады в Германии работают неполный день. Без помощи няни родителям не обойтись. А на это нужны деньги, причем немалые. Бабушки в этой стране с внуками не сидят. Они предпочитают жить своей жизнью. Мамы же, как правило, строят карьеру, а рождение ребенка может негативно сказаться на получении очередной должности.

Однако, решив завести ребенка, немцы подходят к этому весьма скрупулезно. Они меняют жилье на более просторное. Заранее идут и поиски няни-педиатра. С самого рождения дети в германских семьях приучаются к строгому режиму. Спать их укладывают около восьми вечера. Просмотр телевизора жестко регламентируют. Проводится подготовка к детскому саду. Для этого существуют к игровые группы, куда дети ходят вместе со своими мамами. Здесь они учатся общению со сверстниками. В детском саду немецких малышей не обучают грамоте и счету. Им прививают дисциплину и рассказывают, как играть по всем правилам. В дошкольном учреждении ребенок имеет право выбрать для себя любое занятие. Это может быть езда на велосипеде или игра в специальной комнате.

Читать и писать ребенок учится в начальной школе. Здесь прививают любовь к знаниям, проводя уроки в игровой форме. Родители приучают школьника планировать свои ежедневные дела, ведя для этого специальный дневник. В этом возрасте у детей появляется и первая копилка. Ребенка стараются приучить к управлению своим бюджетом.

Японская система

Примеры воспитания детей в разных странах нашей необъятной планеты могут иметь значительные различия. Так, в отличие от Германии, японским детям до пяти-шести лет разрешено практически все. Они могут обрисовывать стены фломастерами, выкапывать из горшков цветы и т. д. Что бы малыш ни сделал, отношение к нему будет терпеливое и доброжелательное. Японцы считают, что в раннем детстве кроха должен сполна насладиться жизнью. Одновременно детям прививают хорошие манеры, приучают к вежливости и осознанию того, что они являются частью всего общества.

С приходом школьного возраста отношение к ребенку меняется. Родители обращаются с ним со всей строгостью. В 15 лет, по мнению жителей страны Восходящего солнца, человек должен быть полностью самостоятельным.

Японцы никогда не повышают на своих детей голос. Они не читают им длительных и нудных нотаций. Самым большим наказанием для ребенка является тот момент, когда он остается один, и никто не хочет с ним разговаривать. Этот педагогический метод действует очень сильно, так как японских детей приучают общаться, дружить и находиться в коллективе. Им постоянно внушают, что в одиночку человек не сможет справиться со всеми хитросплетениями судьбы.

У японских детей имеется сильная связь с родителями. Объяснение этому факту кроется в поведении мам, которые не стремятся утвердить свой авторитет шантажом и угрозами, а первыми идут на примирение. Только косвенно женщина показывает, насколько она огорчена проступком своего чада.

Американская система

Как же в США происходит воспитание ребенка? В разных странах мира (в Германии, Японии, да и во многих других) строгих наказаний педагогические методы не предусматривают. Однако только американские дети настолько хорошо знают свои обязанности и права, что могут обратиться в суд, чтобы призвать к ответу своих родителей. И это неудивительно, ведь в данной стране частью процесса воспитания является разъяснение свобод ребенка.

Характерной чертой американского стиля является привычка посещать любые мероприятия со своими детьми. И все это потому, что услуги няни по карману в этой стране далеко не каждому. Однако дома у каждого ребенка есть своя комната, где он должен спать отдельно от родителей. Ни папа, ни мама не станут бегать к нему по любому поводу, потакая всем капризам. По мнению психологов, такой недостаток внимания приводит к тому, что в более зрелом возрасте человек становится замкнутым и нервным.

Очень серьезно в Америке относятся к наказаниям. Если родители лишают ребенка возможности играть в компьютерную игру или отправиться на прогулку, то они должны разъяснить причину своего поведения.

Детские сады американские малыши посещают очень редко. Многие родители полагают, что, отдав свое чадо в такое учреждение, они лишат его детства. Дома же матери редко занимаются со своими малышами. В результате они идут в школу, не умея ни читать, ни писать.

Разумеется, свобода в воспитательном процессе способствует появлению творческих и самостоятельных личностей. Однако дисциплинированные работники в этой стране - большая редкость.

Французская система

В этом государстве серьезно развито раннее воспитание ребенка. В разных странах, как мы уже видели, это происходит по-разному, но во Франции для детей дошкольного возраста издается много пособий и книг, а также открыто большое количество образовательных учреждений. Воспитание детей от 1 до 2 лет для французских мам особенно важно. Они рано выходят на работу и хотят, чтобы к двухлетнему возрасту их ребенок был максимально самостоятельным.

Французские родители относятся к своим детям довольно мягко. Часто они закрывают глаза на их шалости, а вот за хорошее поведение награждают. Если мама все же наказывает своего ребенка, то она обязательно объяснит причину такого решения, чтобы оно не казалось необоснованным.

Маленькие французы с детства учатся быть вежливыми и соблюдать все режимы и правила. При этом все в их жизни зависит только от решения родителей.

Российская система

Большие отличия имеет воспитание детей в разных странах мира. Россия обладает собственными педагогическими методиками, которые зачастую отличаются от тех, которыми руководствуются родители в других государствах нашей планеты. У нас, в отличие от Японии, всегда бытовало мнение о том, что ребенка нужно начинать учить еще тогда, когда его можно уложить поперек лавки. Другими словами, прививать ему общественные правила и нормы с самых малых лет. Однако сегодня в России претерпели некоторые изменения. Наша педагогика прошла путь от авторитарной до гуманистической.

Немаловажное значение имеет воспитание детей от 1,5 до 2 лет. Это период совершенствования ранее приобретенных навыков и осознания своего места в окружающем мире. Кроме того, это возраст четкого проявления характера малыша.

Ученые установили тот факт, что практически 90% информации об окружающем его мире ребенок получает в первые три года своей жизни. Он очень подвижен и всем интересуется. Родители России стремятся не мешать ему в этом. В порядке вещей и приучение малыша к самостоятельности. Многие мамы не стремятся поднимать своего ребенка при первом же падении. Он должен преодолевать трудности сам.

Возраст от 1,5 до 2 лет наиболее активный. Однако, несмотря на свою подвижность, малыши вовсе не отличаются ловкостью. Не проходит и пяти минут, как они обязательно куда-нибудь да влезут. Российская система педагогики рекомендует не ругать маленьких исследователей и быть терпимыми к их шалостям.

Воспитание детей 3 лет затрагивает период формирования личности. Такие малыши требуют огромного внимания и терпения. Следующие несколько лет жизни - это годы, когда складываются основные черты характера маленького человека, а также происходит формирование представления о норме поведения в обществе. Все это скажется на поступках ребенка в его будущей взрослой жизни.

Воспитание детей 3 лет потребует от родителей большого самообладания. В этот период педагоги рекомендуют терпеливо и спокойно разъяснять малышу о том, почему папу и маму не устраивает его поведение. При этом следует заострять особое внимание на том, что проступок ребенка сильно огорчает родителей, а затем переключить внимание с конфликта на что-либо интересное. Российские педагоги рекомендуют не унижать и не бить малыша. Он должен почувствовать себя на равных со своими родителями.

Цель воспитания ребенка в России - становление творческой и гармонически развитой личности. Конечно, для нашего общества считается нормальным, если отец или мать повысят на свое чадо голос. Они могут даже отшлепать малыша за тот или иной проступок. Однако все российские родители стремятся оградить своего ребенка от негативного опыта и переживаний.

В нашей стране работает целая сеть дошкольных учреждений. Здесь дети учатся навыкам общения со сверстниками, письму и чтению. Уделяется внимание физическому и психическому развитию ребенка. Все это делается посредством спортивных занятий и групповых игр.

Для российского воспитания традиционной чертой является развитие творческих способностей детей, а также выявление их одаренности. Для этого в детских садах проводятся занятия по рисованию, пению, лепке, танцам и т. д. Принято сравнивать успехи детей, вызывая в малышах чувство соперничества.

В начальной школе России обеспечивается целостное развитие и становление личности ребенка. Кроме того, воспитание детей направлено на формирование желания и умения учиться.

В начальной школе все предметы подобраны таким образом, чтобы у ребенка складывалось правильное представление о труде и человеке, обществе и природе. Для более полного и гармоничного развития личности проводятся факультативные занятия по иностранным языкам, физической подготовке и т. д.


Как воспитывают детей в разных странах? Что стоит перенять из опыта воспитания в европейских и азиатских родителей?
Сколько стран – столько систем воспитания. В Италии малышей балуют и позволяют проказничать, Французские родители более требовательны, а японские начинают учить малышей уму-разуму только после 5 лет… Перенимаем опыт воспитания в разных странах. Нам есть чему поучиться!

Семья в Швеции


Около 40 лет назад в Швеции приняли закон о запрете на физические наказания детей. Нынешнее поколение детей воспитывают родители, которыми в голову не придет дать малышу по попе или применять психологическое давление.Общество спокойно относится к детским истерикам в общественных местах, что помогает мамам сохранять спокойствие.

Как живется малышам в Германии?

Отличия начинаются еще в роддоме, где нет привычной нам изоляции и стерильности. В палату пускают всех желающих навестить молодую маму. Дома родители с раннего возраста приучают ребенка к режиму. Отбой – не позже 20 часов. В вечернее время на улицах не встретишь родителей с детьми. Зато днем очень много мам и пап, гуляющих с малышами. Здесь не принято проявлять чрезмерную опеку и следовать за крохой по пятам. Хочет посидеть в луже? Пожалуйста! Главное, никто не осудит.


Мелкие конфликты на площадке дети обычно решают самостоятельно. Взрослые вмешиваются лишь в крайнем случае. В детских садах ребенку тоже предоставляют максимальную свободу. Он может заниматься тем, что ему нравится. А воспитатель – это скорее друг и наставник.

Опыт родителей из Франции


Во время поездок за границу легко заметить, что европейские дети более раскрепощенные, а их родители при этом остаются спокойными. Они не одергивают малышей и не повышают на них голос. Это стиль европейской системы воспитания.Во Франции детей берут в кафе, на выставки, в путешествия. Папы здесь спокойно носят младенцев в слингах, возят их в детском сиденье на велосипедах, гуляют на площадках.

Итальянские традиции

Шумным и активным малышам в Италии практически не делают замечаний, даже в общественных местах. Тут считается, что ребенку нужно давать самовыражаться. Детей в Италии не просто любят, а обожают! Незнакомые люди запросто могут потрепать кроху по голове, осыпать его комплиментами. Папы души не чают в дочках, а мамы больше опекают мальчиков. Здесь принято часто собираться всей семьей.

Чему учат в Турции?

К детям в Турции относятся трепетно и нежно. Им разрешено баловаться, носиться по улицам, шуметь – словом, быть детьми! В кафе никого не удивит малыш, бегающий между столиками. Более того, ему еще и поулыбаются, и угостят сладеньким. В Турции не распространено раннее развитие, вплоть до школы детей не нагружают чтением и другими занятиями. Да и система образования весьма лояльна – здесь спокойно относятся к тому, что у ребенка низкий балл по некоторым предметам.Читать еще: Чем отличаются европейские и американские детские сады от нашихМальчиков и девочек воспитывают по-разному. Мужчина готовится стать главой семьи. Младшие дети уважают старших братьев и сестер.

Воспитание в Японии

Тут чтят традиции, поэтому много веков воспитание не меняется. До 5 лет крохам разрешают все, но после дети попадают в жесткую систему правил и запретов. До5 лет мать практически неразлучна с малышом. Слинги к нам пришли именно из Японии. Постоянный физический и духовный контакт создает незыблемый материнский авторитет. В будущем у ребенка не возникает проблем с послушанием.

Страна проживания: Куала-Лумпур, Малайзия

Два года назад я вышла замуж. На тот момент у нас даже не было мыслей оставаться в Казахстане, потому что муж на русском языке разговаривает совсем чуть-чуть. У него свой бизнес в Малайзии, в Куала-Лумпур, и поэтому мы переехали сюда. В будущем, конечно же, хотелось бы переехать обратно в Казахстан, потому что я скучаю по своим родным, по погоде, особенно по еде. И мужу тоже нравится Казахстан.

В Малайзии быт отличается от казахстанского. Я сейчас не работаю. А когда работала, мы делили все домашние обязанности с супругом. То есть я убираюсь дома, а он готовит ужин. Я мою посуду, а он выкидывает мусор. То есть не было такого, чтобы мы приходили с работы, а он ложился, а я сама все делала. Все вместе, team work.

Если говорить о традициях, помню, у меня был культурный шок, когда я увидела, как малайцы здороваются со старшими. При встрече младшие малайцы целуют руку старшего и подносят ко лбу. Я думала: «Что это вообще?». Сейчас мне эта традиция нравится. Мне кажется, это показывает уважение к старшему поколению.

При встрече младшие малайцы целуют руку старшего и подносят ко лбу

Свадьбы совершенно отличаются от казахстанских. Если у нас в Казахстане для гостей важны сборы, прически, мэйк-ап, то здесь все просто: проходит банкет, и длится он два часа. Есть два вида свадеб - традиционная и более современная. Традиционная свадьба проходит утром, часов в 10-11. Приходит 500, 1000, 2000 человек, и нет застолий, просто шведский стол. На современных свадьбах мы тоже были пару раз. Вне зависимости от места проведения, еда очень простая: суп с косточками, рис и курица. Два часа - и свадьба заканчивается. Никто не танцует. На нашей свадьбе не было белого танца, хотя в Казахстане так принято, но для местных танцы - это знак неуважения к старшим.

Из-за того что Малайзия - мусульманская страна, к женщине здесь более уважительное отношение. Был такой случай, когда к нам приехали родственники на свадьбу, и родители моего мужа пригласили всех к себе домой. И все женщины сидели, а мужчины носили еду, убирали посуду. И вот это мне очень нравится.

Отношения между членами семьи отличаются. Мы более сплоченные. В малайских семьях каждый сам по себе. Никто не лезет в отношения братьев или сестер. Родители, в основном, живут отдельно.

В малайских семьях каждый сам по себе

Главной сложностью в наших отношениях был языковой барьер, который не могли преодолеть родственники. Мы поняли это, когда семья супруга приезжала свататься в Казахстан. И если мама немножко говорит на английском, то папа знает только пару слов. Хорошо, что сестры и брат знают язык - это помогло.


Мы довольно быстро нашли общий язык, потому что на тот момент, когда мы познакомились, я уже жила в Малайзии несколько лет и знала, что да как. Единственным моментом недопонимания была ситуация, когда моя подруга попросила встретить ее отца, но раньше я не была с ним знакома. Он приехала в Куала-Лумпур, и мне нужно было показать ему город. Я рассказала об этом мужу, а он удивился и спросил: «Ты знаешь этого человека?». Я сказала, что нет, на что он задал вопрос: «А как ты можешь общаться с человеком, которого не знаешь?». Пришлось объяснять, что у нас так принято, и даже если ты не знаешь человека, то ты встречаешь, провожаешь и кормишь его. Он пережил подобное лично, когда приехал в Казахстан в первый раз. Я была занята на работе, и не успевала показать ему город. Мои младшие сестренка и братишка с ним гуляли.

Вообще, малайцы и казахи похожи. И по культуре, и по менталитету, и даже внешне. Когда муж приезжает в Казахстан, то часто с ним разговаривают на русском языке, потому что думают, что он либо казах, либо уйгур. Также со мной часто разговаривают на малайском, потому что думают, что я малайка.

Константин Рябов, 30 лет, родной город - Караганда

Страна проживания: Форт Майерс, Флорида, США

Из Казахстана в Штаты я уехал в 2015 году. С супругой мы познакомились в 2008 году, когда я учился в американском университете, и поженились мы с ней через 2 года. Свадьбу провели в Штатах, а после почти сразу поехали в Казахстан, в Караганду. С 2010 года мы жили там, работали. И как-то супруга сказала: «А поехали теперь ко мне домой?», после чего, в декабре 2015 года, мы переехали.


Жизнь в городе, вне зависимости от страны, схожа - работа, дом. Единственное, есть отличия в быте. В Америке меньше готовят. Индустрия питания более развита, чем у нас, и потому поход в ресторан, кафе не является большим событием.

Менталитет не очень отличается, и жизнь похожа на казахстанскую. Семья супруги большая: у родителей много братьев и сестер. В повседневной жизни встречаются они не так часто, потому что живут в разных городах и штатах, но на большие события, вроде свадьбы, обязательно собираются. Сама идея таких семейных собраний одинакова. Но если в Казахстане у нас это застолье с тостами, то тут это больше похоже на большую вечеринку.

Из-за того что члены семьи часто живут далеко друг от друга, бабушки и дедушки не так активно вовлечены в жизнь внуков, как у нас

Из-за того что члены семьи часто живут далеко друг от друга, бабушки и дедушки не так активно вовлечены в жизнь внуков, как у нас. Они с большим вниманием относятся к мнению родителей, и меньше советуют.

С родителями супруги я познакомился просто. В августе 2008 года я прилетел в Штаты до начала учебы и приехал домой к будущей жене погостить. С близкими родственниками я знакомился на различных семейных мероприятиях еще до свадьбы, но были и те, кого я видел лишь однажды на церемонии.

В наших отношениях не особо сказались культурные различия. Все спорные моменты зависят, скорее, от разницы между людьми. Может, поколение до меня, имело бы большую разницу менталитетов, но из-за того, что американская культура достаточно популярна еще с 90-ых, их уклад жизни, взгляды привычны и понятны.


Наша дочь родилась в 2014 году, и пока она была маленькой, до переезда, смотрела мультфильмы на русском, что-то понимала, пыталась говорить. Как только мы начали жить в Штатах, она быстро перестроилась и забыла русский язык. Сейчас ей почти четыре года, и она активно говорит на английском, но на русском знает лишь пару фраз. Общаясь с моими родителями по телефону, увы, использует только «Привет» и «Пока».

Ляйла Акбаева, 42 года, родной город - Караганда

Страна проживания: Сан-Паулу, Бразилия

Из Казахстана в Англию я уехала на учебу. Там же встретилась с будущим мужем. Он итальянец и к тому моменту уже 15 лет жил за границей, и поэтому мы быстро пришли к взаимопониманию.



В Италии свои традиции и обычаи, которые заметно отличаются от принятых в Казахстане. Например, знакомство с родителями проходило в неформальной обстановке. Мы с будущим мужем летели на Мальту, и в Риме проходила пересадка длительностью два часа. Его родители приехали пообедать с нами - так и познакомились: без лишнего официоза, очень просто. С остальными родственниками познакомились летом, когда большая семья собралась для отдыха в летнем домике. В Италии семейные мероприятия проводятся не в формате застолья, так как поужинать все могут отдельно и встретиться после. Важнее трапезы - общение.

Замечу, в итальянских семьях есть важная традиция: в воскресенье провести обед с мамой. Вы не встретите людей на улицах, в магазинах, потому что 90% из них обедают с семьей. Уважение к старшим – это то, что напоминает казахстанское общество, и то, что мы прививаем детям.

Замечу, в итальянских семьях есть важная традиция: в воскресенье провести обед с мамой

Воспитывая детей, мы все равно опираемся на то воспитание, которое мы получили сами, и выбираем лучшее. В семье мы придерживаемся английских стандартов, четко планируя день, ответственно относясь к делам. Несмотря на то, что мы живем в Бразилии, дети посещают английскую школу, различные кружки. Когда нужно все успевать, и мы прибегаем к распорядку дня.

В любом вопросе мы стараемся объяснить, почему лучше так, а не иначе. К примеру, в Англии дети ложатся спать в 6-7 вечера, в Бразилии же ребята могут гулять на улице и в 9-11. Когда дети хотят поздно пойти погулять, я им даю выбор, объясняя, что можно выйти на прогулку допоздна, но на следующий день вставать придется рано, и вряд ли он встанет бодрым и выспавшимся. Важно объяснять причину. В Казахстане почему-то об этом забывают, отвечая простым «потому что».

В семье мы придерживаемся английских стандартов, четко планируя день, ответственно относясь к делам

В Казахстане мало ценится личная жизнь человека. Родственники могут приехать в любой момент, и приходится откладывать дела, не обращать внимания на свое состояние. Детям мы говорим, что нужно уделять внимание личным планам, и если хочется пойти в гости, то нужно предупредить, кто бы это ни был. Каждый выходной мы обсуждаем, кто чем хочет заняться, и решаем вместе, как проведем время.

Зная о том, как воспитывают детей за границей, можно перенять позитивные методы, чтобы вырастить уверенного в себе, общительного и счастливого ребенка. Уровень жизни западных стран предполагает особенности воспитания, направленные на развитие полноценной личности, которую ничем не ограничивают.

Начинаются отличия уже с подхода к рождению детей. За рубежом семейные пары предпочитают сначала достичь карьерного и финансового успеха, чтобы к появлению ребенка он был обеспечен всем необходимым. За границей редко появляются незапланированные дети: родители осознанно походят к этому вопросу в возрасте около 30 лет.

Воспитание в США

Отличительный пример, как воспитывают детей за границей, подают американские родители. Поскольку здесь запрещено оставлять ребенка дома без присмотра до достижения им 12 лет, вы практически не увидите родителей одних. Они всегда и везде берут детей с собой: на вечеринки, в поездки, в рестораны. Это обусловлено тем, что бабушки и дедушки сами ведут активный образ жизни и не могут присматривать за внуками, а услуги нянь довольно дорогостоящие. Практически в каждом заведении оборудованы детские гигиенические и игровые комнаты, где дети могут позаниматься рисованием, а мама может покормить малыша или сменить подгузник. Американцы предпочитают основательно подготовиться к рождению детей и заводить сразу 2 - 3 малышей, чтобы они полноценно общались и росли вместе.

Великобритания, Канада

В этих странах дети все чаще рождаются у мам после 35 лет. К появлению малышей родители имеют прочное социальное и карьерное положение, поэтому много работают и прибегают к помощи нянь. Однако полностью контролируют воспитание: оно базируется на любви и свободе. Ребенку позволяют свободно развиваться, обеспечивая всем необходимым, наказания практически исключены. Практически до самого юношества с ребенком интенсивно занимается няня, обеспечивая не только уход, но и образование и социальное воспитание. В ребенке с первых месяцев воспитывается чувство собственного достоинства, в окружающем пространстве все учтено для его нужд. Это специальные безопасные уголки для игр и обучения, кресла с ремнями безопасности, игровые зоны на улице.

Франция

Французские мамы также много работают, предоставляя при этом детям полную свободу действий в их занятиях. Они воспитываются в детских садах и дома, без участия дедушек и бабушек. Детям предоставляются все возможности для творческого и эмоционального развития, большей частью самостоятельного. Здесь не принято требовать у подростков самостоятельного заработка и отдельного проживания. Вплоть до 30 лет они живут с родителями, и в этом нет ничего предосудительного для общества. Родители не контролируют личную жизнь детей.

Япония

Отличие японского воспитания в том, что здесь не принято ограничивать и наказывать детей. Им предоставлено право вести себя как они того хотят и заниматься любыми делами. Если родители понимают, что необходимо внести коррективы в их поведение, воспитательные беседы проводятся строго наедине и только дома - вы не увидите маму, ругающую своих детей прилюдно в общественном месте. Физические наказания не приняты.

Большую часть воспитания берут на себя школы. Здесь дети находятся под пристальным наблюдением, даже обед проходит в классе вместе с учителем. Налажен постоянный контакт учителей и родителей, педагог регулярно лично беседует с учеником и отчитывается маме посредством специального дневника.

Однако в средних классах многое меняется, детей начинают воспитывать более строго и ужесточают дисциплину. Ученики занимаются в классах по уровню развития и определенным способностям, а не все вместе. Это способствует ученической конкуренции, которая позволяет более эффективно обучать школьников, чтобы они достигали самых высоких результатов.

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ЗА РУБЕЖОМ

Ученые и общественность многих стран обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полноценно, как должно быть. В связи с этим разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педагогического образования родителей.

Появление понятия «воспитание родителей» относится к концу прошлого века, когда в Америке и Европе возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Ныне понятие «воспитание родителей» стало очень распространенным и поистине международным. Суть воспитания родителей – это квалифицированная помощь семье в выполнении ею воспитательной функции. На протяжении текущего столетия усилиями ученых многих стран сделана попытка создать теорию воспитания родителей. Основными понятиями этой теории являются «психолого-педагогические основы взаимодействия в семье», «содержание и формы воспитания родителей».

Первоначально воспитание родителей ограничивалось формальным сообщением родителям знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее время содержание воспитания родителей претерпело значительные изменения: оно включает широкий круг знаний, необходимых для нормального функционирования семьи (педагогические, психологические, экономические, медицинские, правовые, этнографические, этические и др.). Для реализации программы знаний предусматриваются различные формальные и неформальные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, тренинги, курсы и семинары, услуги видеотехники, деятельность в церковных общинах и др.). Воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их стремлении к совершенствованию своей личности.


Программы воспитания родителей в европейских странах реализуются в разных моделях: адлеровской, учебно-теоретической, модели чувственной коммуникации, модели, основанной на трансакциональном анализе, модели групповых консультаций, христианского воспитания родителей и др. Все модели имеют свою историю, базируются на определенных теоретических положениях, а, следовательно, дают родителям различные установки в воспитательной деятельности и ориентируют на ту или иную практику воспитания детей. Общим для указанных выше моделей является исходное положение, согласно которому общество и сами родители могут помочь себе стать лучше, а это – важнейшая предпосылка успешного домашнего воспитания.

В США разрабатываются и реализуются многочисленные программы помощи семейному воспитанию, которые часто называются программами педагогического образования родителей. Для них характерно комплексное содержание, поскольку они созданы объединенными усилиями педагогов, психологов, социологов, психотерапевтов и других специалистов. Программы направлены на укрепление всех звеньев семейного воспитания, но в первую очередь на повышение педагогической компетентности родителей. Учитываются особенности разных групп семей, поэтому создаются программы дифференцированной педагогической помощи семьям. Например, для семей с детьми, имеющими нарушения психофизиологического развития; с приемными детьми; для семей, «находящихся в невыгодных социальных условиях», и др. Примером таких программ может служить проект «Хэд Старт» (Head Start), в переводе – «Опережающий старт». Он был задуман с целью оказания всесторонних образовательных, оздоровительных и социальных услуг детям из малообеспеченных семей. При этом учитываются особенности семьи ребенка, и обращается особое внимание на всестороннее участие семьи ребенка в предлагаемой программе. С 1965 г. более 5 млн детей было охвачено системой обучения «Хэд Старт». Ежегодно в 1400 Хэд Старт-центрах (дошкольных учреждениях) обучается около детей и почти такое же количество родителей. Работа с родителями имеет целый ряд аспектов, как-то: участие родителей в планировании работы дошкольных учреждений и реализации их планов; информирование и обучение родителей современным методам образования детей, применимым в домашних условиях; индивидуальное консультирование родителей с целью помощи в решении их проблем и т. д. Родители привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.) в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников. Организуется работа родителей с собственными детьми под руководством специалистов. Например, обучение матерей способам формирования у ребенка навыков личной гигиены, методике чтения книги и др.

В проекте «Хэд Старт», как и в других программах педагогического образования родителей США, много внимания уделяется психологическим основам взаимодействия в семье на принципе равенства взрослых и детей. Так, родители учатся заинтересованно выслушивать мнение детей (метод «активного слушания»), обращаться к гуманным приемам коррекции их поведения т. д.

Во многих штатах США разрабатываются программы привлечения мужчин к воспитанию детей, включающие создание курсов, где мужчины обучаются уходу за детьми, поощряющие работу мужчин в качестве учителей школ и воспитателей детских садов.