Меню

Самое лучшее, что мы можем дать детям, — это молитва. Системно векторная психология для родителей

Кухня

Все навыки и приобретенный опыт очень важны, однако существует нечто более значительное, то, что служит основой нашей жизни, то, что действительно подготовит наших детей к будущим испытаниям. Это молитва.

Однажды Иисус укорил книжников и фарисеев в том, что они, аккуратно исполняя указание о «десятине с мяты, руты и всяких овощей», забыли о Божьей заповеди «возлюби ближнего своего». Иисус не говорил, что они не должны отдавать Богу десятину; Он говорил о том, что они не на том делают акцент. Это можно отнести и к нашему случаю: все те вещи, которые мы делаем для наших детей, существенны - выполнение различных обязанностей, получение дополнительного образования, конечно, лучше подготовят их к жизни, - но в сравнении с важностью обучения детей молитве и теми преимуществами, которые даст им развитие отношений с Богом, все это лишь десятина с наших «пряностей».

Научив детей молиться, мы действительно подготовим их к жизни и дадим им все необходимое для того, чтобы они смогли смело встретить все, что ожидает их в будущем. Научив детей молиться, мы научим их общаться с Тем, Кто является их Создателем, Отцом, Учителем, Тем, Кто любит их больше, чем мы можем себе представить.

Научив детей молиться, мы познакомим их с Отцом Небесным, Который не только желает им самого лучшего, но и знает, что для них благо, и имеет силу и средства дать им это. Иисус, сравнивая нашу способность давать что-то своим детям с этой же способностью Бога, говорит: «…если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11).

Недавнее исследование Института общественного мнения Гэллапа, результаты которого были опубликованы в журнале «Parenting», показало, что 65% родителей молятся со своими детьми перед обедом и сном («The Parenting Poll», Parenting , December\January 1996, 123.). Это значит, что мы, как родители, понимаем роль молитвы и стараемся молиться со своими детьми (т. е. приучить детей к молитве).

Хотя для начала замечательно и то, что мы молимся перед сном и обедом, необходимо научить детей молиться и в другие часы.

Подумайте

1. Какую роль играет молитва в вашей семейной жизни? В ваших взаимоотношениях с детьми?

2. Чего вы желаете своим детям? Каким образом обучение молитве поможет им приобрести это?

Польза уроков молитвы

Записывая дочерей в музыкальную школу в класс скрипки, мы с женой в первую очередь подумали о пользе этих занятий: во-первых, научиться играть на музыкальном инструменте в юном возрасте будет для девочек легче; во-вторых, занятия будут им интересны и они смогут разбираться в музыке; в-третьих, это поможет им дисциплинировать себя.

Каждый родитель хочет видеть успехи своих детей. Все мы любим сказку о Золушке. Простая, бедная, но красивая и добрая девочка, которую часто обижали в ее родном доме, чудесным образом избавляется от всех неприятностей и оказывается в королевском дворце. Такие сказки, как «Румпельштильцхен», «Принц и нищий», и диснеевские мультфильмы «Красавица и Чудовище» , «Русалочка» и «Аладдин» продолжают эту тему.

Эти истории ближе к реальности, чем можно было бы подумать, ибо Царь царей вручил нам для наших детей приглашение на небеса, в Царство, которое прекраснее самого красивого сказочного дворца. Здесь каждый становится членом Божьей семьи. Но Господь предлагает нам не просто посетить небеса. Он предлагает нам сесть рядом с Ним, всемогущим Богом, в ведении Которого находится все сущее, беседовать с Ним и познавать Его. Он предлагает нам стать полноправными членами Его семьи и наслаждаться теми преимуществами, что дает включение в Его семью. Дети могут войти в Царство Божье прежде, чем они попадут на небеса, поскольку все начинается еще здесь, на земле.

Иисус сказал: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).

Господь, предлагая всем нам войти в Его Царство, призывает нас познавать Его и убедиться в Его присутствии. Прочитайте следующие отрывки из Священного Писания:

И воззовете ко Мне, и пойдете, и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщите Меня, и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь…

Иер. 29:12–14

Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». (Ин. 14:23; см. также: Иер. 24:7 и Иак. 4:8.)

Когда мы не просто учим детей молиться, а готовим их к тому, чтобы они признали молитву основой своей жизни, мы вручаем им высшие дары и привилегии, какие только можно получить в этой жизни: встречу с Богом и Его дружбу.

Рассмотрим молитву с той же точки зрения, с какой мы рассматривали уроки музыки. Какие преимущества дает детям жизнь христианина, жизнь, неотъемлемой частью которой является молитва? Большие! Они вытекают из преимуществ общения с Богом. В Библии, Слове Божьем, ярко описаны некоторые из этих благ: это и более совершенная внутренняя жизнь, и процветание, и успех в бизнесе.

1. Более совершенная внутренняя жизнь

Когда мы учим наших детей молиться, они узнают о великой радости, которую могут испытать сами. Радость и мир, который Господь вкладывает в их сердца, превосходят все, что мы можем предложить им, ибо Бог, в отличие от нас, всегда слышит наших детей и помогает им. Он обещал, что будет хранить нас в совершенном мире (см.: Ис. 26:3), Он обещал, что мы будем испытывать радость в Его присутствии, радость, которая изгонит всякий страх (см.: Пс. 20:7–8), и что у нас будут причины для этой радости (см.: Пс. 104:3).

Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна . (Ин. 16:24; курсив мой. - Р. О. ; в этом и в других отрывках из Священного Писания курсив введен для того, чтобы подчеркнуть значение выделенных слов).

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе . (Флп. 4:6–7; курсив мой. - Р. О. )

2. Развитие личности

Все родители желают, чтобы их дети развивались как личности. Мы хотим, чтобы наши сыновья и дочери возрастали в познании Бога, становились мудрее и исполнялись всей полнотой Божьей. Молясь, наши дети могут достигнуть всего этого:

…Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум … (Притч. 2:3–6; курсив мой. - Р. О. )

…И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею . (Еф. 3:19; курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 118:26, Иер. 33:3.)

3. Сила и мужество

Страхи наших детей порой могут показаться нам необоснованными, однако на них следует обратить внимание. По мере того как наши дети растут, становятся подростками, а потом и взрослыми людьми, страхи не уходят из их жизни, они только лишь видоизменяются. Если же наши дети научены молиться, то они будут готовы смело и мужественно встретить жизнь со всеми ее трудностями. В Писании говорится об ответах, которые мы получаем на свои молитвы:

Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся . (Пс. 33:5–6; курсив мой. - Р. О. )

В день, когда я воззвал к Тебе, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость . (Пс. 137:3, курсив мой. - Р. О. ; см. также: 1 Пар. 16:11, Плач. 3:57 и Деян. 4:31.)

4. Защита и избавление от зла

В нашем мире существует множество проблем, которые представляют угрозу для наших детей. Это и высокий уровень преступности, и наркотики. Всегда существует большая опасность того, что ребенок может попасть под чье-то пагубное влияние. Молясь, мы и наши дети можем защитить себя от зла:

Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их . (Пс. 33:18, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 21:5 и Мф. 6:13.)

5. Божье водительство

Бог желает, чтобы мы и наши дети взывали к Нему, прося Его водительства. Относительно каждого из нас у Бога Свои намерения, и Он обещает исполнить их, если мы просим:

Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне… (Пс. 56:3, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Притч. 3:4–6 и Иак. 1:5.)

6. Забота

Наши дети молятся любящему Отцу Небесному, у Которого есть и желание, и возможность даровать им (и нам) все, в чем они (и мы) нуждаются. Все, что от нас требуется, - это просить Господа, чтобы Он заботился о нас. Иисус говорил Своим последователям, что если сын вправе ожидать от своего земного отца хлеба и благих даяний, то «тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (см.: Мф. 7:9–11, курсив мой. - Р. О. ).

В Новом Завете мы находим отрывки, в которых сказано о том, как наш Отец милосердный заботится о тех, кто ищет Его:

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищете же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам . (Мф. 6:31–33, курсив мой. - Р. О. )

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8:32, курсив мой. - Р. О. )

7. Исполнение желаний

Еще одно преимущество, которое дарует нам молитва, - это исполнение наших желаний.

Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего . (Пс. 36:4, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 20:3 и Притч. 10:24.)

8. Помощь и ободрение

Молитва дает нашим детям возможность получить помощь и ободрение в повседневной жизни. Как любящий Отец, Бог выслушивает и утешает их. Он изливает на них благословения, когда они с молитвой обращаются к Нему:

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи . (Евр. 4:16, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 9:38.)

9. Процветание и успех

В конце концов Бог возносит и прославляет тех, кто чтит Его:

…Ибо не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит… (Пс. 74:7–8, курсив мой. - Р. О. ; см. также: 1 Цар. 2:7.)

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас . (Иак. 4:10, курсив мой. - Р. О. )

Если бы я сказал вам: «Я знаю способ, как воспитать детей, которые обладали бы богатым внутренним миром, развивались бы как личности, имели бы мужественный и сильный характер, отвращались бы от зла и не знали бы бед», захотели бы вы узнать, в чем заключается мой способ? Если этот способ поможет вашим детям узнать свое предназначение и цель жизни (а это все, что им требуется и даже больше), поможет им стать людьми, которых будут уважать и высоко ценить, вы захотели бы узнать его?

Он очень прост - научите своих детей молиться.

Сотворены для молитвы

Если мы вернемся к самому началу истории человечества, то увидим, что молитва и общение с Богом всегда занимали центральное место в жизни человека. Адам и Ева укрепляли отношения с Богом, разговаривая с Ним, т. е. молясь Ему. Нам известно, что проводить время в саду вместе с Богом было для них привычным занятием. Они узнавали о Его присутствии по знакомому голосу и не видели ничего удивительного в том, что Он разговаривал с ними (см.: Быт. 3:8–10). Однако с тех пор как люди согрешили и стали интересоваться только своей собственной персоной, эти отношения рухнули. Но Бог создал нас для общения с Собой. Мы сотворены для молитвы. Поэтому даже если по причине греха наше общение с Богом прервалось, в наших сердцах по-прежнему живет призыв к молитве.

Молитва - это понятие, которое во все времена было знакомо всем народам. Из глубины веков до нас дошли свидетельства о том, что все люди имели представление о молитве и молились (Плутарх, древнегреческий историк и биограф, говорил: «Путешествуя по миру, мы, возможно, увидим города без стен, без летописей, без богатств, без денег, без школ и театров, но никогда не увидим города без храма, без поклонения, молитвы и т. п.» С. L. Sulzberger, Go Gentle into the Good Night (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1976), 24.).

Сегодня молитва - предмет горячих споров. В 24-м номере журнала «Time» за июнь 1996 года была напечатана статья «Вера и здоровье», иллюстрация к которой была дана на обложке журнала. В предисловии к этой статье написано: «Могут ли молитва, вера и духовность реально улучшить состояние нашего здоровья? Удивительные результаты научных исследований, чье количество постоянно растет, говорят, что могут». В статье рассказано о результатах некоторых таких исследований. Ученые, изучая роль религии в нашей жизни, пришли к следующему выводу: если человек верит в Бога, посещает церковь и молится, то его жизнь становится лучше (Claudia Wallis, «Faith &Healing», Тime , 24, June 1996.). Сегодня все больше людей убеждаются в том, что молитва играет в жизни человека очень важную роль!

Герберт Бенсон из Гарварда, автор многих трудов по исследованию влияния веры на здоровье человека, называет еще одну причину, по которой все больше людей признают молитву основой своей жизни: в действительности мы созданы для того, чтобы верить. «Люди… связаны с Богом». Бог создал мужчин и женщин для того, чтобы они общались с Ним, а Он - с ними. Таково было изначальное предназначение молитвы.

Назначение всего живого - служить человеку. А назначение человека - быть чадом Божьим и принимать любовь Вседержителя.

Наше самое большое благословение

Иисус сказал, что две наибольшие заповеди - это любить Господа и ближнего своего (см.: Мф. 22:37–40). Нам известно, что Бог есть любовь, значит, Он лишен всякого эгоизма, значит, все, что Бог требует от нас, нужно не для Его, а для нашего блага. Следовательно, исполняя наибольшую Божью заповедь, мы получаем наибольшие благословения.

Самым великим благословением для нас должно стать возрастание в вере и укрепление отношений с Господом, нашим Отцом и Создателем. Второе великое благословение, которое Бог дарует нам, - это хорошие отношения с окружающими нас людьми. Это два важнейших момента нашего существования, два ключа к тому, чтобы мы могли реализовать себя. Все остальное второстепенно.

Признавая истинность этого положения и то, что все элементы нашего мира связаны между собой и существуют в гармонии, можно сделать вывод: Бог сотворил наш мир так, чтобы все живое в нем стремилось достичь этих двух целей или, говоря другими словами, стремилось к тому, чтобы получить эти величайшие благословения.

Все современные научные изыскания и медицинские исследования снова и снова подтверждают истинность этого положения. Когда мы действуем согласно Божьему замыслу, с верой в Господа, не ссорясь друг с другом, наше здоровье крепче, живем мы дольше и умеем полнее наслаждаться данной нам жизнью.

Создавая нас, каждую частицу нашего естества и окружающего нас мира, Бог сделал так, чтобы все существовало в абсолютной гармонии между собой и в полном соответствии с теми целями, стремиться к которым Он нам предназначил. Здесь можно провести параллель с автомобилем. Автомобиль делается с целью удобного и приятного передвижения из одного места в другое. Каждая деталь автомобиля должна служить этой цели и работать во взаимодействии с другими деталями. Точно так же все элементы окружающей нас природной среды, и особенно нашего собственного организма, согласуются с Божьей целью. Мы молимся. Мы успокаиваемся. И в нашем сердце наступает мир.

Когда мы учим детей молиться, мы передаем им ключи от жизни. Если же мы не делаем этого, то они, обладая прекрасным автомобилем, созданным для того, чтобы обеспечить им приятное путешествие, вынуждены ходить пешком, потому что у них нет ключей от него.

Наши дети, как и мы, сотворены для молитвы. Иисус приглашает всех нас получить величайшее в этом мире благословение - общение с Богом. Для людей, которые общаются с Богом, нет ничего невозможного.

Молитва открывает нам Божьи намерения.
Молитва демонстрирует нам Божью любовь.
Молитва открывает нам путь к истине и мудрости.
Молитва позволяет нам жить полной жизнью.
Молитва приносит радость и мир.
В молитве мы вверяем свою жизнь Богу и просим Его водительства.
Молитва дает нам силу противостоять искушениям и отвратиться от зла.
Молитва помогает нам избежать проблем и преодолеть трудности.
Молитва преображает нашу жизнь потому, что на нас изливается Божья благодать.
Благодаря молитве наши каждодневные просьбы исполняются.
Молитва делает чудеса возможными.
Молитва открывает путь к осуществлению наших желаний.

Молитва - не самоцель

Теперь я собираюсь сказать: молитва сама по себе не является целью или чем-то таким, что следует просто приплюсовать к списку вещей, которым мы обучаем детей, дабы к уже имеющимся навыкам у них прибавился еще один. В действительности все как раз наоборот. Молитва не является дополнением к жизни. Молитва - это основа жизни. Это самое важное, чему мы должны научить своих детей.

К тому же, приучив своих детей проводить определенное количество времени на коленях, заставляя их повторять заученные отрывки из Священного Писания и предъявлять Богу перечень ежедневных «желаний», мы лишаем их всех тех преимуществ, которые рассмотрели выше. Долгое стояние на коленях, многочисленные просьбы - это еще не молитва. Научить детей молиться - значит научить их общаться с Богом и развивать свои отношения с Ним, ища Его лица. Именно молитва или укрепление отношений с Богом дает эти преимущества.

Молитва - не самоцель. Это не просто путь к достижению всех земных благ. Молитва - это ворота для Божьей любви.

Вопросы и задания

1. Перечислите пять способов, применяя которые, вы могли бы поставить молитву в центр жизни вашей семьи.

2. Какие обстоятельства - например, напряженный рабочий график, неправильно расставленные приоритеты или финансовые проблемы - препятствуют тому, чтобы молитва заняла центральное место в жизни вашей семьи?

В молитве расскажите Богу обо всех этих проблемах и попросите Его помочь вам найти больше времени для молитвы в установившемся ежедневном и еженедельном распорядке жизни вашей семьи.

Темы для молитвы

Благодарите Бога за радость, которую вы испытываете, общаясь с Ним.
Просите Бога помочь вам дать детям все самое лучшее.
Просите Его научить вас уделять как можно больше внимания духовному воспитанию вашей семьи.

Молитва ребенка

Образец молитвы, которым могут воспользоваться ваши дети.

«Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты хочешь быть моим Небесным Отцом, за то, что Ты заботишься обо мне и учишь меня мудрости. Помоги мне, пожалуйста, слушаться Тебя. Еще, пожалуйста, научи меня молиться. Во имя Иисуса Христа, аминь».

К началу страницы

<< Часть 1 | Содержание | Глава 2 >>

Рик Осборн «Как научить детей молиться»Часть 1. Приготовились!

Глава 2
Дети сотворены для молитвы

Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.

Пс. 70:17–18

Иисус пришел на землю для того, чтобы мы смогли познать Божью любовь и увидеть ее в действии. Иисус показал нам, что радует Божье сердце.

Что Иисус говорил о детях

Вспоминая случаи, когда Иисус был разгневан, вы, наверное, в первую очередь представляете себе следующую картину: Иисус, сделав бич из веревок, выгоняет из храма меновщиков и торговцев (см.: Ин. 2:14–16). Потом вы вспоминаете, как Иисус обличает фарисеев в лицемерии и духовной слепоте. Но в Библии записан еще один случай, когда Иисус пришел в негодование. На этот раз Его гнев был вызван пренебрежительным отношением к детям. Повторяя слова Иисуса, мы часто делаем упор на то, что Он сказал нам, взрослым, а именно - чтобы мы приняли Царство Божье, как дети. Эта мысль ценная, но не главная:

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. (Мк. 10:13–16)

Иисус и Его ученики проповедовали Царствие Божье. В это время кто-то из окружавших их людей попытался подвести к Иисусу детей, чтобы Он благословил их. Ученики, возможно, укорили этих людей: «Разве вы не видите, что Учитель занят? У Него важное дело - Он учит взрослых. У Него нет времени на детей». Иисус заметил суматоху и, узнав, в чем дело, пришел в негодование. Возможно, Он рассердился на учеников не просто из-за их поведения, а из-за их пренебрежительного отношения к детям.

С любовью к детям

Бог не отдаляется от детей (см.: Мк. 10:14), не ждет, когда они повзрослеют, поумнеют или займут более высокое положение в обществе. Создавая людей, Господь предопределил им иметь отношения с Ним с самого детства.

Результаты опросов, регулярно проводимых Институтом Гэллапа, показали, что 85% людей, уверовавших в Христа, сделали это в возрасте до 18 лет. Доктор Джеймс Добсон, широко известный психолог, автор и руководитель радиопередачи «В фокусе - семья» , пишет: «…в жизни детей есть краткий период, когда они открыты для религиозного научения. В это время формируются их понятия о том, что хорошо и что плохо, и их отношение к Богу начинает укрепляться» (Джеймс Добсон. Исчерпывающие ответы . СПб.: Мирт, 2000. С. 233.). В Библии сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).

Иисус знал, что Бог, создавая нас, предназначил нам познавать Его и учиться у Него. Этот процесс начинается со дня нашего рождения. В сущности, Иисус говорил Своим последователям следующее: «Мы учим людей, говоря им о Царствии Божьем. Когда же приходят идеальные ученики, вы не пускаете их. Это неправильно!» И Он сумел убедить Своих последователей, сказав: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15). Дети идеально подходят для того, чтобы познавать Слово Божье, поэтому взрослые не войдут в Царствие Божье, если не уподобятся им.

Иисус знал, что Бог создал людей для того, чтобы они еще в детстве пришли к Нему и начали познавать Его. Поэтому если относиться к легко ранимым и уязвимым детям не так, как того требует Господь, это может нанести им большой вред. Каково же мнение Бога о тех, кто не соблюдает эту Его заповедь? Посмотрите, какими словами Христос выражает Свои чувства в Евангелии от Матфея (18:5–6). Гордон Далби в своей книге «Fight Like a Man» очень интересно толкует эти слова: «Безусловно, Иисус приберег самые яростные упреки для тех, кто подрывает веру детей в Него. Такие люди должны быть не просто выброшены за борт, их следует утопить, и не где-то на мелководье, а “во глубине морской”, повесив им на шею не просто камень, а мельничный жернов» (Gordon Dalbey. Fight Like a Man (Wheaton, III.: Tyndale, 1995), 205.).

В другой раз Иисус говорил о детях следующее:

Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Мк. 9:33–37

Иисус объяснил Своим ученикам, что если кто-то из них хочет быть первым среди людей, то он должен служить людям. Потом Иисус взял дитя на руки и сказал: «Если вы хотите быть первыми в Царствии Моем, примите детей! [служите им, учите и любите их, проводите с ними больше времени]».

Служение Иисуса детям было всеобъемлющим. Он благословлял детей и молился за них. Он призывал Своих учеников служить детям. По крайней мере один раз Иисус позволил детям помогать Себе: это случилось, когда Он в пустыне накормил «четыре тысячи человек, кроме женщин и детей». В Библии рассказано, что среди людей, следующих за Иисусом, были и дети, и они слушали Его наставления. Иисус исцелял их, воскрешал из мертвых, брал их на руки и приглашал в Свое Царство. Он призывает нас делать то же самое. Он ни перед чем не останавливался, чтобы внушить Своим ученикам важность этого служения.

Подумайте

Прочитайте Втор. 6:6–9. Как вы можете использовать указания, данные в этом отрывке, в жизни своей семьи? По отношению к каждому из детей? Например, как бы вы могли преподать детям урок о Божьей верности при посещении магазинов, подготовки к экзаменам?

Вологдина Инна

Что мы можем дать своим детям ? Мы можем дать своим детям свои гены (здоровые или не очень, «голубых кровей» или потомственных крестьян, свою фамилию (известную, знаменитую, авторитетную, смешную или обычную, образование (дорогостоящее и престижное в Итоне или в провинциальном институте, колледже, приличный пай в семейном бизнесе, пару нефтяных вышек, павильон во дворе или протекцию у «Петра Иваныча» пр. Но лучшая инвестиция в будущее своего ребенка – это похвала, вера в свои силы , способность идти против течения. Самооценка человека формируется с малых лет. И здесь семья, ближний круг задают тон :

Не стыдиться своего любимого занятия («мальчики не вышивают» , «девочкам нечего делать в боксе» и т. д.);

Уважать себя и других, независимо от возраста, пола, расы, толщины кошелька;

- обладать смелостью сказать «нет» , не идти за толпой, не соглашаться со всеми, и понимать, что большинство может ошибаться .

Нам, теперешним, безразличны добытые с большим трудом нашими родителями и бережно хранимые до сих пор стенки, хрусталь, пара томов А. Дюма за сданную макулатуру, ВАЗ-2104 и пр. Та же участь ждет и наш материальный багаж.

Самое главное, что мы можем дать своим детям - осознание своей аутентичности, значимости, чтобы они нашли свое место в той роботизированной, интернетной жизни будущего.

Публикации по теме:

«Что нужно делать, воспитывая левшу?» Рекомендации психолога На нашей планете каждый десятый – левша. Миллионы людей используют левую руку чаще, чем правую. Однако практически все вокруг приспособлено.

Консультация логопеда для родителей «Что полезно нашим детям» Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи. Помните, что.

Музыкально-дидактическая игра «Что снилось детям?» Дидактическая игра «Что снилось детям?»Предлагаю вашему вниманию ещё одну музыкально-дидактическую игру, развивающую музыкальные способности.

Сын услышал слово «корона». Начал рисовать корону, потом и человечка к ней пририсовал. Через некоторое время говорит: «Мама, я буду королем.

Лепим с сыном из пластилина. Я – колбаски, шарики, сын – грузовики, мусоровозы. Через некоторое время он подает мне колечко: «Мама, дарю.

На дворе 21 век со своими мощностями, скоростями, информационными потоками. О вреде и пользе телевизоров, компьютеров, гаджетов говорим.

Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект группового занития педагога-психолога с детьми старшей группы Образовательная область: «Коммуникация». Раздел: Психологическая.

Консультация для родителей «Что и как читать детям» «Что и как читать детям» Тема: «Что и как читать детям» Возраст:5-6 лет Цель: Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге;.

Дети – наше будущее. Эту хорошо знакомую старшему поколению фразу в последнее время мы слышим все реже. И, похоже, все реже задумываемся над тем, каким будет это будущее, а главное, какими будут в этом будущем наши дети. Известно изречение патриарха Сербского Павла: «В нашем обществе есть бедные дети, которым родители не смогли дать ничего… кроме денег ». Что же мы можем и должны дать нашим детям?

В недалеком прошлом нас, детей (нынешних взрослых), худо-бедно, а может быть и вполне достойно, воспитывали. К большому сожалению, преподавания Закона Божьего и основ христианской веры мы были лишены. Но литература, телевидение и кинематограф, радиопередачи ПОКАЗЫВАЛИ юным, как надо поступать в тех или иных ситуациях. Было понятно, что стоит за словами «верность», «доброта», «отзывчивость», и что значит «черствость», «равнодушие», «предательство». Мы ВИДЕЛИ, как общаются наши взрослые в будни и праздники, СЛЫШАЛИ их разговоры, принимали их суждения. Тогдашние взрослые – это неизбалованные люди, пережившие войну, или дети войны и послевоенных лет. Нам было что послушать и чему поучиться.

Сейчас юное поколение воспитывают совсем другие герои, фильмы, игры. А где же взрослые? Одни заняты зарабатыванием денег, отдыхом у телевизора или мониторов, разговорами с друзьями по телефону. Другие отдают свое время и силы несомненно полезным вещам: молитве в храме, помощи другим. На общение с детьми времени почти не остается. Уже давно набило оскомину иноязычное слово «гаджет», обозначающее хитроумное устройство, из которого дети черпают основные, мягко говоря, не соответствующие Истине сведения о мире и человеческих отношениях. Взгляд в будущее в этих условиях оптимизма не внушает. Каким оно будет? Грустным. Хмурым. Одиноким. А может быть, страшным?

Что же в это непростое время делать нам, современным родителям, бабушкам и дедушкам? Как привить своим чадам настоящие, правильные понятия о человечности, милосердии и любви? Как защитить их неокрепшие души от хитро расставленных ловушек лукавого? Несомненно, необходимо чаще и дольше бывать с детьми, беседовать, разъяснять, наставлять. И в то же время не стоит забывать, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Никакие беседы не заменят живого примера действий родителей в конкретных жизненных ситуациях. Вот запись (стенограмма) произошедшего на днях разговора недавней выпускницы нашей ВШ со своей мамой. Дочь: «Мама, сегодня к нам приходила цыганка». Немного испуганная мама: «И что?» Дочь: «Я вспомнила, что ты делала в таких случаях, и сделала то же самое». Мама: «Что же?» Дочь: «Я дала ей буханку хлеба и немного денег». Эта абсолютно реальная история показывает, как значим для детей пример родителей.

Господь наш Иисус Христос сказал: «Без Меня не можете творить ничего » (Ин. 15:5). Недальновидно рассчитывать на успешное воспитание в ребенке христианских качеств (доброта, любовь, милосердие, воздержание, жертвенность) без Христа. Не логично ждать от детей любви к Богу, желания познавать Его, жить по Его заповедям, если родители сами не живут этим. Бессмысленно заставлять ребенка посещать богослужения, молиться в храме, заниматься в воскресной школе, если родителям все это не интересно. Сколько в нашей ВШ было детей, с искренним интересом поначалу посещавших занятия. И как было больно наблюдать, как со временем этот интерес сходил на нет, если не имел активной, деятельной поддержки со стороны самых близких ребенку людей.

«У нас есть очень ценный дар от Господа – время. Сколько мы теряем времени понапрасну в пустословии, любопытстве, мечтаниях и др. Большую прибыль дает время, проведенное в храме, в молитве, чтении священных книг, делании добрых дел… Христос пребывает в духе верующих в Него, когда они говорят о Боге. Там, где двое или трое собрались во Имя Господа, присутствует Бог ». Хочется, чтобы эти слова протоиерея Валентина Мордасова были приняты как доброе наставление всеми нами.

Учитывая современные реалии и опираясь на опыт старшего поколения, по благословению настоятеля нашего храма коллектив педагогов нашей ВШ в этом учебном году решил по-новому организовать работу и сделать упор на воспитание детей, не забывая и об их начальном религиозном образовании.

Теперь дети занимаются ВМЕСТЕ с родителями. Они ВИДЯТ, как папы и мамы внимательно слушают учителя, как они охотно учат праздничные песнопения и колядки.

А главное, дети ЧУВСТВУЮТ, с какой любовью в преддверии Рождества родители готовят сувениры в подарок тяжело больным страдальцам и старичкам из Вороновского дома-интерната, как они хотят подарить больным и немощным людям частичку своего душевного тепла, хоть немного согреть их своей добротой.

Ведь Рождество Христово – это чудесный праздник, когда в каждый дом вместе с Младенцем Христом приходит радость. Эта радость о родившемся Спасителе должна прийти ко всем без исключения, и к насельникам дома-интерната она придет с колядными песнями, белоснежными ангелочками, рукавичками с подарками и милыми рождественскими открытками, сделанными заботливыми руками родителей и их детей.

Хотелось бы, чтобы усилия педагогов ВШ нашли понимание среди прихожан, чтобы в первую очередь среди взрослых укрепилось согласие и единомыслие, чтобы наша Воскресная школа стала по праву называться Воскресной школой для детей и любящих родителей! Давайте любить свое будущее и трудиться для него сегодня!

Коллектив педагогов Воскресной школы


Системно - векторная психология
родителям, потерявшим терпение


Не каждая мать станет искать причины, почему ее очень злит и раздражает собственный ребенок, зато выражать свое отношение окружающим - это запросто. Мол, ужас как устала с ним, не слушается меня совсем, «от горшка два вершка, а так выводит из себя!» Обычно свою негативную реакцию в отношении ребенка - раздражение, злость, обиду, жестокость мы оправдываем на 100%.

«Ну а как можно вытерпеть? Я ему 20 раз сказала выключить компьютер и сесть за уроки, а он и ухом не ведет! Я мать, и я знаю, как лучше, а он обязан слушать меня! Я не хотела кричать, но он вывел меня из себя (он сам виноват)… Я не хотела его обижать, но он достал… Я не хотела ударить его, сама не знаю, как это вышло…»

В подобных ситуациях, родители сами не знают, как себя держать в руках и не дать агрессии вылиться на ребенка. Рука будто сама замахивается и лупит по попке, а голос срывается на крик. Потом мы плачем от отчаяния и непонимания себя, просим прощения у ребенка, заверяя, что это не должно повторится.


Ситуации могут быть разными, но суть одна: мы хотим, чтобы наши дети нас слушались, и в этом своем требовании мы ощущаем себя «правыми», потому что мы, взрослые, лучше знаем, что нужно нашему ребенку, и как его воспитывать.

Системно-векторная психология говорит нам о том, что зачастую мы ошибаемся. По одной простой причине: мы смотрим на мир исключительно сквозь призму своего желания и своих ценностей, а они у нашего ребенка могут быть совершенно отличными от наших! Это все равно, что у родителей-рыбок родилась птичка, понимаете?

Согласно Системно векторной психологии свойства и желания ребенка определяются его внутренним психическим , которое может совершенно отличаться от свойств и желаний родителей, а эта разница и есть причина того, что родители не понимают детей и задают им неверное направление развития.

Это непонимание различий во внутренних побуждающих мотивах поведения самих родителей и ребенка рождает в нас массу негативных эмоций и обид. Особенно остро мы переживаем это, когда впервые сталкиваемся с упрямством, бунтарством, капризами и истериками собственного ребенка.

В этот момент многим родителям впервые приходит мысль, что мое золотое чадо, моя кровинушка вовсе не ангел. Ладно, если б это открытие приводило родителей к эффективным действиям по воспитанию. Но нет, мы вновь заблуждаемся, объясняя непонравившееся нам поведение ребенка плохим врожденным характером или наследием от «непутевого» отца, которые непременно нужно искоренять.

Так мы начинаем бороться с тем, чего не понимаем и не желаем принимать в подрастающем ребенке. Еще одна наша ошибка - искоренять то, что нам не нравится, что якобы не должно быть в моем ребенке, не поняв причин такого его поведения. Это неминуемо ведет нас к еще большим заблуждениям и неправильным действиям, зачастую жестоким, оставляющим после себя тяжелое чувство вины перед ребенком. И это на фоне растущей растерянности и непонимания как воспитывать собственное дитя.

Все эти распространенные заблуждения стремительно разрушает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. А вместо них появляется самое верное и правильное понимание как воспитывать именно вашего ребенка!

Что нам предлагает системно векторная психология?

Понять, кто мы такие изнутри, узнать себя и других, понять, что толкает нас поступать именно так, а не как-то иначе! Это понимание кардинально меняет наше мироощущение и наши поступки, так как раскрываются корни любых человеческих проявлений. Родители смогут перестать винить и упрекать себя за то, что раздражались и злились на своего ребенка, и главное перестать это делать впредь, поняв индивидуальность своего ребенка.

Необходимым условием для этого является получение системного мышления, формирующегося на базе знаний по системно векторной психологии о восьмимерности психического. Каждый ребенок ведет себя и действует в соответствии со своим желаниями (векторами, их 8). Любое его действие - это проявление его желаний и свойств. У ребенка не бывает плохих или ненормальных желаний, он просто хочет и делает, он еще не умеет анализировать.

Мама говорит в десятый раз «не бегай, сядь посиди, успокойся, сколько можно носиться», а он не слышит, он продолжает носиться по площадке как угорелый, периодически падая и вываливаясь в грязи. Не потому что он не хочет вас слышать или делает вам назло. Просто потому, что он реализует врожденные свойства кожного вектора - быстроту, гибкость, активность, и именно это обеспечивает ему развитие! И хоть в сотый раз запретить ему бегать, это желание у него никуда не денется.

Но нас бесит его непослушание, мы раздражаемся, кричим и после десятого предупреждения даем подзатыльник ребенку… По незнанию, просто от психологической безграмотности, мы подавляем естественное желание ребенка, которое пока только развивается, не имея верного направления. В момент удара мы наносим психологическую травму ребенку. А если это постоянный, привычный способ влияния на непослушного ребенка, то есть метод воспитания? Что случиться после этого? Мы закладываем собственными руками негативный жизненный сценарий и проблемы, которые у каждого вектора свои, и будут сопровождать его всю жизнь.

Системно векторная психология. Как воспитывать своих детей без криков и насилия?

Системно векторная психология показывает важность родительских действий в отношении детей, ведь именно родители несут ответственность за их развитие до пубертата. В дальнейшем реализуется то, что развито, либо не развито, ничего «доразвить» взрослому уже не получится.


Так запрещать кожному ребенку бегать, постоянно одергивать и призывать его быть послушным и примерным, это лишать развития его психическое, тормозить развитие его свойств! А нужно лишь направить желание ребенка в правильное русло, организовать его хаотичное «якобы баловство» в полезное для него действие, например соревнование (для ребенка с кожным вектором). А мы родители, этого не делаем, мы тупо запрещаем и пресекаем само по себе желание.

Когда кожный ребенок ворует деньги из дома, мы, анальные родители, честные и уважаемые люди, непременно ремнем «воспитаем», искренне считая, что это поможет «выбить всю дурь из его головы». Гарантировано получим вора и мазохиста - доказывает системно векторная психология, как и то, что до пубертата 13-15 лет любой родитель способен скорректировать поведение ребенка и успеть развить его свойства! Просто НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТО и У КОГО РАЗВИВАТЬ.

Например, для мамы с анальным вектором ребенок с кожным вектором всегда кажется гиперактивным и небрежным. Она старается успокоить его, пресечь хаос, бурную активность, взывая к порядку. Такая мама не понимает, что хочет развить в ребенке свойства, характерные для неё самой: аккуратность, то, что все нужно делать обстоятельно, обязательно доводить до конца.

Но у ребенка с кожным вектором эти качества развиться не могут, так как не заданы от рождения. Ее усилия в этом направлении не дают желаемого эффекта. Когда она видит быстроту и небрежность в выполнении поручений, поверхностное отношение к чему бы то ни было, то злится, и в какой-то момент переходит на крик и физические наказания, что будет иметь весьма нехорошие последствия для ребенка с кожным вектором.

Системно векторная психология предлагает дифференцированный подход

Хотите разрешить проблемы с «неуправляемыми» детьми? Хотите, чтобы ребенок учился? Чтоб не истерил, не ябедничал? Чтоб перестал вам хамить и играть в компьютерные стрелялки? Вы можете это сделать, только узнав причину такого поведения. Достаточно узнать кто по векторам ваш ребенок, то есть, какими врожденными желаниями наделила его природа.

Системно векторная психология даст вам ответ, почему он делает то, что делает, и как направить его желание в правильное русло, как воздействовать на него (поощрять и наказывать), чтобы развить его природные свойства.


Сегодня детей воспитывать очень сложно, они рождаются полиморфами (3-5 векторными), с бОльшим объемом желаний, чем дети 20 лет назад. Одной родительской любви и заботы УЖЕ недостаточно, родителям НУЖНЫ реальные знания о психологии детей. И они уже есть. Системно векторная психология - залог правильного развития вашего ребенка и успешного будущего целого поколения.

Если оказывать верное воздействие на вектора ребенка, то можно скорректировать агрессивное поведение, истеричность, жадность, упрямство, желание к покраже, любые отклонения. Самое негативное поведение в детстве обернется умением применять свои свойства там, где нужно - в той деятельности, которая будет приносить радость и наполнение.

Параллельно вы будете понимать, что вас заставляет раздражаться и агрессивно требовать от ребенка того, что он не может (не хочет) делать. Как сдерживать раздражение и злость к собственному ребенку? Такие вопросы больше не будут вас беспокоить.

Это происходит естественным образом, когда человек узнает меру своих отличий от другого, природу людей. Он без всяких усилий со своей стороны становится толерантнее, уходят неприязненные выпады в виде раздражения, злости, гнева, обид. Более того, человек начинает понимать, что его негативные реакции - это выражение его собственной нехватки наслаждения в желаниях, а не следствие плохих поступков подрастающего отпрыска.

Системно векторная психология и будущее наших детей. Радость вместо разочарования

Осознание истинных причин своего поведения позволяет родителям корректировать свой жизненный сценарий и находить выход из самых сложных ситуаций. Радостный и реализованный, имеющий опору в виде знаний по системно векторной психологии родитель, гораздо больше способен дать ребенку в плане развития.
Понимая психические особенности, как свои, так и ребенка, родители смогут организовать процесс воспитания наилучшим образом, не требуя от детей невозможного. Уже невозможно будет кричать на шустрого кожного ребенка, подгонять и перебивать медленного анального, пугать зрительного, не слушать болтуна-оральника, и добиваться немедленных ответов от заторможенного тихони - звуковика. Понимание врожденных психологических особенностей детей, которое дает системно векторная психология, делает родителя осознанным воспитателем, лишенным каких-то необоснованных надежд, но преисполненным ответственности!

Если раньше общение с ребенком и необходимость его «воспитывать» вызывало негативную реакцию, отчаяние и растерянность, то после прохождения тренинга по системно векторной психологии появляется уверенность и точное действие. А вместо раздражения - понимающая улыбка!

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Что мы можем дать своим детям? Только своё настроение, отношение к жизни, своё представление о мире. Родители часто считают, что детям нужны знания. И эти знания даются детям в страхе, что без знаний они ничего не достигнут в будущем. А что получают дети здесь и сейчас? Страх.

Так что же нужно детям? Радость. Спокойное отношение к событиям, игра с обстоятельствами, наука преодоления так называемых трудностей. Осознание желаний, исполнение их, отношение к ним с иронией.

Вот что действительно важно, это научить детей отличать желания от намерений. Чем "Я хочу!" отличается от "Мне действительно нужно". Желаний может быть много, а намерение - одно. И это то, что движет человеком изнутри.

Рецензии

Татьяна Юрьена, иногда задумываюсь: насколько действенно наше воспитание? Почему в одной семье вырастают разные дети, если частичку себя передаешь одинаково? Не отрицаю воспитания, но не играет ли главную роль как раз то, что движет человеком изнутри? Часто в неблагополучных семьях, где никаких личных положительных примеров и радости, вырастают замечательные дети. И - наоборот. Вот сколько размышлнений появилось после прочтения Вашей миниатюры. Спасибо! С праздником!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании