Меню

Российские педагоги и их идеи. Великие педагоги россии и ссср

Уютный дом

Краткие биографии великих педагогов

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в семье члена протестантской общины ʼʼЧешские братьяʼʼ. Первоначальное образование получил в братской школе, в 1608-1610 гᴦ. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы Коменский возвратился на родину, где стал выборным священником общины и возглавил братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана Тридцатилетней войной (1618-1648). Как один из руководителœей чешской реформаторской церкви он вынужден был скрываться. Во время скитаний погибли его жена и дети, в Праге сожгли принадлежащие ему рукописи. В конечном итоге Коменский вынужден был навсœегда покинуть Чехию. В польском городе Лешно, где обосновалась часть общины, Коменский руководил братской школой, работал над ʼʼВеликой дидактикойʼʼ, но в ходе польско-шведской войны данный город был разрушен. Во второй раз погибли всœе его рукописи и библиотека. С 1656 ᴦ. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Коменский велик прежде всœего тем, что создал педагогику как науку. Для потомков учитель Коменский оставил классно-урочную систему, которая используется до настоящего времени: начало учебного года, классы, экзамены, перемены. Он пытался осуществить всœеобщее обучение детей обоего пола, написал учебники, которыми в Европе пользовались полтора века.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии в семье врача. Его отец умер, мальчик воспитывался матерью, учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделœениях. В 19 лет прочел работы Руссо, которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу.

На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение ʼʼНейгофʼʼ и открывает там ʼʼУчреждение для бедныхʼʼ, собрав около 50 детей. Он пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием. Дети должны готовиться к будущей трудовой жизни, зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателœем и детьми строились по типу семейных, на началах искренней любви к детям. Песталоцци делился с детьми последним куском хлеба: ʼʼСам жил, как нищий, чтобы научиться, как можно заставить нищих стать людьмиʼʼ. При этом вскоре он запутался в долгах, приют пришлось закрыть.

Восœемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельностью и стал известен в Европе. В 1798 ᴦ. правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце. Главной целью, которую ставил перед собой Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование. Для осуществления этой цели он видел только одно средство: самоотверженную любовь. С утра до вечера он был среди детей. ʼʼМоя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги; были только они...ʼʼ Но приют продержался всœего полгода. Здание было занято французским лазаретом, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. При этом данный эксперимент не прошел бесследно. Один из биографов Песталоцци писал: ʼʼ.. .из безумия в Станце вышла начальная школа XIX в.ʼʼ.

В 1800 ᴦ. Песталоцци создал институт (школа, интернат, отделœение для подготовки учителœей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон. Это учебное заведение получило мировую известность.

Свой богатейший опыт воспитания и обучения детей Песталоцци обобщил в таких произведениях, как ʼʼЛингард и Гертрудаʼʼ, ʼʼПисьмо к другу о пребывании в Станцеʼʼ, ʼʼКак Гертруда учит своих детейʼʼ, ʼʼЛебединая песняʼʼ и др.

Песталоцци велик прежде всœего как личность: он - ʼʼвечный примерʼʼ, он - подвижник, отдавший всœе детям. Не случайно на памятнике Песталоцци начертано: ʼʼ...Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя ʼʼ.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - сын небогатого дворянина. Детство прошло под влиянием матери в Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В 12 лет он осиротел, умерла мать.

Среднее образование получил в новгород-северской гимназии, об учителях которой у Ушинского остались самые добрые воспоминания. Учился в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. В 1846 ᴦ. двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея - одного из старейших учебных заведений. Ему было поручено чтение курсов по государственному праву, энциклопедии законоведения и финансам. Лекции Ушинского отличались глубиной, научностью, эмоциональностью. ʼʼУвлечение Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции...ʼʼ, - вспоминал один из его учеников. В местной газете статьей ʼʼВолгаʼʼ начинается публицистическая деятельность Ушинского. При этом в 1849 ᴦ. молодой профессор, любимец студентов, был негласно уволен за свои убеждения.

В 1854 ᴦ. Ушинскому удалось получить назначение учителœем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института͵ где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 ᴦ. Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в данном полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен двухлетний педагогический класс (после окончания семи общеобразовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику.

В 1860-1861 гᴦ. он редактировал ʼʼЖурнал Министерства народного просвещенияʼʼ, где поместил ряд своих программных статей: ʼʼТруд в его психическом воспитательном значенииʼʼ, ʼʼРодное словоʼʼ, ʼʼПроект учительской семинарииʼʼ.

На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 ᴦ. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За 5 лет, проведенных в европейских странах, Ушинский не только изучил состояние женского образования, но и написал главный труд своей жизни - ʼʼЧеловек как предмет воспитанияʼʼ, а также книгу для чтения ʼʼРодное словоʼʼ и методическое руководство к ней.

По возвращении в Россию он прожил всœего 3 года. В 1870 ᴦ. на 47-м году жизни Ушинского не стало. Его личность, статьи, книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) (1878-1942) родился в Варшаве в семье известного адвоката͵ рано лишился отца и, будучи гимназистом, вынужден был подрабатывать репетиторством. У него рано пробуждается интерес к детям. В студенческие годы он занимался литературной деятельностью, основная тема которой - дети. Генрих подписывает свои произведения псевдонимом ʼʼЯнуш Корчакʼʼ, который остался за ним навсœегда. В 1904 ᴦ. Корчак становится детским врачом, популярность которого растет с каждым годом, он слывет ʼʼдоктором бедняковʼʼ: не только лечит неимущих, но и помогает им.

В 1912 ᴦ. Корчак решает переменить профессию, он становится директором Дома сирот в Варшаве и остается им до конца своей жизни.

В годы Первой мировой войны его призвали на фронт в качестве дивизионного врача. Здесь в часы затишья он пишет свою замечательную книгу - ʼʼКак любить ребенкаʼʼ, а вернувшись с фронта͵ целиком посвящает себя детям. Буквально за несколько лет Дом сирот становится образцовым учреждением, в котором всœе подчинœено заботе о детях. В 30-е годы Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом ʼʼСтарый докторʼʼ. Ему принадлежат более 20 книг о воспитании (ʼʼПраво ребенка на уважениеʼʼ, ʼʼПравило жизниʼʼ, ʼʼШуточная педагогикаʼʼ и др.), а также множество статей, опубликованных в педагогических журналах. Старый доктор сочинял пьесы и сказки для детей. В одной из последних статей Корчак пишет, что каждый, подводя итог своей жизни, должен спросить себя: ʼʼКакой след ты оставляешь на земле? Сколько деревьев посадил? Сколько кирпичей уложил на стройке? Кому и сколько отдал тепла? ʼʼ На всœе эти вопросы Корчак всœей своей жизнью и даже смертью дал исчерпывающий ответ. В годы фашистской оккупации Варшавы в Доме сирот стараниями Корчака как бы продолжалась прежняя жизнь: дети учились, трудились, устраивались веселые вечера. Но вот в 1942 ᴦ. Корчак получил предписание явиться с детьми на вокзал. Друзья предлагали спастись Старому доктору, для него добыли соответствующие документы, но он ответил: ʼʼНе оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?ʼʼ В лагере смерти Треблинке есть скромная плита͵ на которой начертано: ʼʼЯнуш Корчак и детиʼʼ.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в ᴦ. Белополье на Украинœе в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем учительствовал в посœелке Крюков и на станции Долинская с 1905 по 1914 ᴦ. Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт в 1917 ᴦ. с золотой медалью, заведовал желœезнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 по 1928 ᴦ. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителœей близ Полтавы, переведенной в 1926 ᴦ. в Куряж под Харьков. Макаренко отразил ее деятельность в ʼʼПедагогической поэмеʼʼ. В повестях ʼʼФлаги на башняхʼʼ и ʼʼМарт 30 годаʼʼ изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 ᴦ. В 1937 ᴦ. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 ᴦ. от паралича сердца. Сгорел ʼʼв огне действенной любви к детямʼʼ - писал о нем Горький. Похоронен А.С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителœе, который для них был другом и духовным отцом.

А.С. Макаренко уже в 20-х годах подошел к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединœения воспитания и обучения трудом.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился в селœе Василевка на Херсонщинœе. С 17 лет он учительствовал в сельской школе, а в 1938 ᴦ. заочно закончил Полтавский педагогический институт. В 1941 ᴦ. он добровольцем ушел на фронт. Под Ржевом, поднимая роту в атаку, политрук Сухомлинский был тяжело ранен и до конца дней своих носил в груди вражеские осколки. После длительного лечения в госпитале работал директором сельской школы в Удмуртии. Весной 1944 ᴦ., когда была освобождена Кировоградская область, он возвращается на родину и работает заведующим районным отделом народного образования. С 1948 ᴦ. Сухомлинский становится директором Павлышской школы, которой бессменно руководит до конца своих дней. Война оставила тяжелые раны в украинских селах, осиротевшие дети нуждались в отеческой заботе. Сухомлинский стал учителœем-подвижником, отцом, наставником своих учеников. В этом отношении он считал себя последователœем Я. Корчака. ʼʼЖизнь Я. Корчака, - писал Сухомлинский, - его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явился для меня вдохновением; я понял: чтобы стать настоящим воспитателœем детей, нужно отдать им свое сердцеʼʼ. И он отдал его детям, создав уникальную ʼʼшколу радостиʼʼ, которой посвятил всœе свои силы. Его перу принадлежат свыше 40 монографий. Среди них такие ставшие педагогическими хрестоматиями книги, как ʼʼСердце отдаю детямʼʼ, ʼʼПавлышская средняя школаʼʼ, ʼʼРождение гражданинаʼʼ, ʼʼМудрая власть коллективаʼʼ и т. п. Сухомлинский написал более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Приложение 4

Краткие биографии великих педагогов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Краткие биографии великих педагогов" 2017, 2018.

Ян Амо́с Ко́менский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики.

Педагогические идеи.

Всеобщее обучение, дисциплина, понятие «школьный год», дидактические принципы, классно-урочная система.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёс значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Педагогические идеи.

Теория элементарного природосообразного воспитания и обучения актуальна и по сей день. Необходимость гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных.

Я́нуш Ко́рчак - Эрш Хе́нрик Го́льдшмит (1878-1942) -польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Педагогические идеи.

Принцип любви к ребенку. Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Признание того, что дети - разные. Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом). Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). Право ребёнка на уважение.

Рудольф Штейнер (1861 - 1925) - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания.

Основные методы преподавания.

Метод «душевной экономии». В процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.

Рациональное развитие памяти. Метод «обучение в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребёнка, которые являются опорой для памяти. Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с её радостью и болью, с её приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребёнка, что ему интересно.

Интерес как средство мобилизации внутренней активности ребёнка на каждом этапе развития.

Равновесие между «созерцательными» и «активными» предметами как метод сохранения физического и психического здоровья

Константи́н Дми́триевич Уши́нский (1823-1870) - русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

Чувство настоящего товарищества - основа воспитания.

Ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, право проводить воспитанницам каникулы и праздники у родителей.

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Наде́жда Константи́новна Кру́пская (Ульянова) (1869-1939) - советский партийный и общественный деятель. Почётный член АН СССР.

Педагогические идеи.

Коллективистское воспитание. Надо помочь ребенку осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни. При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива.

Пионерское движение. Против скучных, трафаретных форм пионерской работы, за идейно насыщенную, красочную, удовлетворяющую многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы».

Самоуправление в школе. Школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивают свои организаторские способности, приобретают организационные навыки и умения.

Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1878-1934) - русский и советский педагог.

Представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, который исходит из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса: требования среды законны, необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения, учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

Анто́н Семёнович Мака́ренко (1888-1939) - советский педагог и писатель.

Воспитание детей в семье. Главнейше условие семейного воспитания - наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета в противопоставление им истинного авторитета, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, честное и разумное руководство родителей своими детьми.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (1918-1970) - выдающийся советский педагог-новатор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Ви́ктор Фёдорович Шата́лов (1927) - российский и украинский педагог- новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР(1987). Почётный доктор академии педагогических наук Украины.

Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом.

Виктор Федорович Шаталов представил на всю страну свою авторскую дидактическую систему, благодаря которой учителям можно научиться учить всех детей предметам математика, физика, химия, астрономия, и другим, успешно и быстро, и независимо от подготовки детей и материального уровня их родителей.

Оригинальная система интенсивного обучения Шаталова, разработанная для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы включает около 200 педагогических открытий, самые важные из которых: авторские учебные пособия, представляющие программный материал главным образом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания, принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников, принцип систематической обратной связи, на базе разнообразных нестандартных форм объективного учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющий отказаться от ученических дневников и классных журналов.

Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные «предложения», объём и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным.

Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе в интересах увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

Традиционные экзамены заменены работами по «листам группового контроля» и так называемыми релейными, выявляющими результат самостоятельной деятельности над всеми видами заданий.

Устранению дидактических противоречий способствует принцип бесконфликтности учебной ситуации, то есть создание при участии родителей школьников для занятий соответствующих условий.

Широко используются игровые формы учебных занятий.

Многие находки Шаталова используются не только школьными учителями, но и педагогами вузов и при обучении некоторым сложным профессиям.

Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки:

Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей - значит стать на их позиции»

Основные методические подходы: Технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Михаил Петрович Щети́нин (1944) - советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

Занимался педагогическим экспериментом, развивая модную на то время педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению и хореографии.

Являлся научным руководителем эксперимента, суть которого состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества: сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и другое. Состоявшаяся в 1986 году комиссия Министерства Просвещения СССР пришла к выводу, что опыт не дал положительного результата, эксперимент был закрыт.

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук).

Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; 8) индивидуальный подход.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так. 1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке». И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки. В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в семье члена протестантской общины «Чешские братья ». Первоначальное образование получил в братской школе, в 1608-1610 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы Коменский возвратился на родину, где стал выборным священником общины и возглавил братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана Тридцатилетней войной (1618-1648) . Как один из руководителей чешской реформаторской церкви он вынужден был скрываться. Во время скитаний погибли его жена и дети, в Праге сожгли принадлежащие ему рукописи. В конечном итоге Коменский вынужден был навсегда покинуть Чехию. В польском городе Лешно, где обосновалась часть общины, Коменский руководил братской школой, работал над «Великой дидактикой», но в ходе польско-шведской войны этот город был разрушен. Во второй раз погибли все его рукописи и библиотека. С 1656 г. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Коменский велик прежде всего тем, что создал педагогику как науку. Для потомков учитель Коменский оставил классно-урочную систему, которая используется до настоящего времени: начало учебного года, классы, экзамены, перемены. Он пытался осуществить всеобщее обучение детей обоего пола, написал учебники, которыми в Европе пользовались полтора века.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии в семье врача. Его отец умер, мальчик воспитывался матерью, учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделениях. В 19 лет прочел работы Руссо , которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу.

На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение «Нейгоф» и открывает там «Учреждение для бедных», собрав около 50 детей. Он пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием. Дети должны готовиться к будущей трудовой жизни, зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателем и детьми строились по типу семейных, на началах искренней любви к детям. Песталоцци делился с детьми последним куском хлеба: «Сам жил, как нищий, чтобы научиться, как можно заставить нищих стать людьми». Однако вскоре он запутался в долгах, приют пришлось закрыть.

Восемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельностью и стал известен в Европе. В 1798 г. правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце. Главной целью, которую ставил перед собой Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование. Для осуществления этой цели он видел только одно средство: самоотверженную любовь. С утра до вечера он был среди детей. «Моя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги; были только они...» Но приют продержался всего полгода. Здание было занято французским лазаретом, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. Однако этот эксперимент не прошел бесследно. Один из биографов Песталоцци писал: «.. .из безумия в Станце вышла начальная школа XIX в.».


В 1800 г. Песталоцци создал институт (школа, интернат, отделение для подготовки учителей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон. Это учебное заведение получило мировую известность.

Свой богатейший опыт воспитания и обучения детей Песталоцци обобщил в таких произведениях, как «Лингард и Гертруда», «Письмо к другу о пребывании в Станце», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» и др.

Песталоцци велик прежде всего как личность: он - «вечный пример», он — подвижник, отдавший все детям. Не случайно на памятнике Песталоцци начертано: «...Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя ».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - сын небогатого дворянина. Детство прошло под влиянием матери в Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В 12 лет он осиротел, умерла мать.

Среднее образование получил в новгород-северской гимназии, об учителях которой у Ушинского остались самые добрые воспоминания. Учился в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. В 1846 г. двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея — одного из старейших учебных заведений. Ему было поручено чтение курсов по государственному праву, энциклопедии законоведения и финансам. Лекции Ушинского отличались глубиной, научностью, эмоциональностью. «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции...», - вспоминал один из его учеников. В местной газете статьей «Волга» начинается публицистическая деятельность Ушинского. Однако в 1849 г. молодой профессор, любимец студентов, был негласно уволен за свои убеждения.

В 1854 г. Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 г. Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен двухлетний педагогический класс (после окончания семи общеобразовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику.

В 1860-1861 гг. он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 г. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За 5 лет, проведенных в европейских странах, Ушинский не только изучил состояние женского образования, но и написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.

По возвращении в Россию он прожил всего 3 года. В 1870 г. на 47-м году жизни Ушинского не стало. Его личность, статьи, книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) (1878-1942) родился в Варшаве в семье известного адвоката, рано лишился отца и, будучи гимназистом, вынужден был подрабатывать репетиторством. У него рано пробуждается интерес к детям. В студенческие годы он занимался литературной деятельностью, основная тема которой - дети. Генрих подписывает свои произведения псевдонимом «Януш Корчак», который остался за ним навсегда. В 1904 г. Корчак становится детским врачом, популярность которого растет с каждым годом, он слывет «доктором бедняков»: не только лечит неимущих, но и помогает им.

В 1912 г. Корчак решает переменить профессию, он становится директором Дома сирот в Варшаве и остается им до конца своей жизни.

В годы Первой мировой войны его призвали на фронт в качестве дивизионного врача. Здесь в часы затишья он пишет свою замечательную книгу - «Как любить ребенка», а вернувшись с фронта, целиком посвящает себя детям. Буквально за несколько лет Дом сирот становится образцовым учреждением, в котором все подчинено заботе о детях. В 30-е годы Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом «Старый доктор». Ему принадлежат более 20 книг о воспитании («Право ребенка на уважение», «Правило жизни», «Шуточная педагогика» и др.), а также множество статей, опубликованных в педагогических журналах. Старый доктор сочинял пьесы и сказки для детей.

В одной из последних статей Корчак пишет, что каждый, подводя итог своей жизни, должен спросить себя: «Какой след ты оставляешь на земле? Сколько деревьев посадил? Сколько кирпичей уложил на стройке? Кому и сколько отдал тепла? » На все эти вопросы Корчак всей своей жизнью и даже смертью дал исчерпывающий ответ. В годы фашистской оккупации Варшавы в Доме сирот стараниями Корчака как бы продолжалась прежняя жизнь: дети учились, трудились, устраивались веселые вечера. Но вот в 1942 г. Корчак получил предписание явиться с детьми на вокзал. Друзья предлагали спастись Старому доктору, для него добыли соответствующие документы, но он ответил: «Не оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?» В лагере смерти Треблинке есть скромная плита, на которой начертано: «Януш Корчак и дети».

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в г. Белополье на Украине в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем учительствовал в поселке Крюков и на станции Долинская с 1905 по 1914 г. Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт в 1917 г. с золотой медалью, заведовал железнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 по 1928 г. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, переведенной в 1926 г. в Куряж под Харьков. Макаренко отразил ее деятельность в «Педагогической поэме». В повестях «Флаги на башнях» и «Март 30 года» изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 г. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 г. от паралича сердца. Сгорел «в огне действенной любви к детям» - писал о нем Горький. Похоронен А.С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителе, который для них был другом и духовным отцом.

А.С. Макаренко уже в 20-х годах подошел к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения трудом.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился в селе Василевка на Херсонщине. С 17 лет он учительствовал в сельской школе, а в 1938 г. заочно закончил Полтавский педагогический институт. В 1941 г. он добровольцем ушел на фронт. Под Ржевом, поднимая роту в атаку, политрук Сухомлинский был тяжело ранен и до конца дней своих носил в груди вражеские осколки. После длительного лечения в госпитале работал директором сельской школы в Удмуртии. Весной 1944 г., когда была освобождена Кировоградская область, он возвращается на родину и работает заведующим районным отделом народного образования. С 1948 г. Сухомлинский становится директором Павлышской школы, которой бессменно руководит до конца своих дней. Война оставила тяжелые раны в украинских селах, осиротевшие дети нуждались в отеческой заботе.

Сухомлинский стал учителем-подвижником, отцом, наставником своих учеников. В этом отношении он считал себя последователем Я. Корчака. «Жизнь Я. Корчака, - писал Сухомлинский, - его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явился для меня вдохновением; я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». И он отдал его детям, создав уникальную «школу радости», которой посвятил все свои силы. Его перу принадлежат свыше 40 монографий. Среди них такие ставшие педагогическими хрестоматиями книги, как «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива» и т. п. Сухомлинский написал более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

5 октября учителя всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Роль учителя в жизни каждого человека сложно переоценить. В честь праздника вспомним 7 главных русских учителей.

Сильвестр

Благочестивый книжник, пламенный ритор, его «кусательные слова», обличительная речь, произнесенная перед молодым Иоанном Грозным во время пожара 1547 года оказала сильнейшее влияние на царя. Глава Избранной рады, автор посланий и редактор «Домостроя» интересен своим наставлением к сыну Анфиму (64 глава «Домостороя»), которое по сути своей не столько послание, а кодекс поведения для молодого московита, собрание добрых отцовских советов о том, как жить и лицо не потерять. Некоторые советы актуальны и сегодня.

…И домочадцев своих одевай и содержи в достатке, люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону - во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог. …А еще держись, чадо, добрых людей всех чинов и званий, их добрым делам подражай, внимай хорошим словам и исполни их. Почаще читай божественное Писание и вложи его в сердце свое на пользу себе.

Симеон Полоцкий

Что мы знали до него о виршах и силлабике? Ничего. Он был одним из культурнейших и образованнейших людей своей эпохи. Окончил Киево-Могилянскую академию, потом перешел из католичества в православие, так бы и жил скромным писцом или диаконом, но в Полоцк явился Алексей Михайлович. Симеон с несколькими монахами преподнес ему силлабические вирши «Метры», которые пришлись по сердцу государю. И вот уже Симеон едет в Москву, и вот он уже придворный поэт и воспитатель царских детей Фёдора и Софьи. Помимо этого он преподает в двух братских школах, устраивает бесцензурную типографию в Кремле, где издает много книг. Тут и учебники, и богословская литература, и его вирши. Он пишет много и со вкусом, он первый в Московии профессионал-литератор, он сочиняет «школьные драмы» - прообразы будущих драматических пьес, панегирики, создает прекрасные и удивительные книги «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион».

Но это лишь малая часть его деятельности. Симеон принимает участие в церковных реформах, он активный участник диспутов и полемик, он учитель, преподаватель латыни, но прежде всего, он - поэт. Его поэзия орнаментальна и цветиста, фигурна и многословна, она - яркая розетка в окне барочного собора, собора мировой литературы.

В.А. Жуковский

Не только сын турчанки Сальхи и помещика Афанасия Бунина, но и близкий друг А.С.Пушкина, поэт, переводчик Шиллера, Мура, Байрона, Гомера, участник Народного ополчения в Отечественной войне 1812г., автор гимна «Боже, царя храни», но и мистик, и автор мрачных баллад, а также наставник -воспитатель наследника престола, будущего царя Александра Второго.

Он начинает свою карьеру при дворе с должности чтеца при вдове Павла Первого, потом становится учителем русского языка при великом князе Николае (будущем Николае Первом). С Двором его связывают долгие годы службы с 1817 по 1841 гг. Он был гуманистом и в этом же ключе вел воспитание наследника. Ранее он выкупил из крепостного рабства Тараса Шевченко, отпустил на волю своих крестьян (1822г.). Этот поступок оказал огромное влияние на будущего императора Александра Второго, которого позже народ назвал Освободителем за отмену крепостного права в Российской империи.

М.М. Сперанский

Может ли в наше время одаренный и талантливый учитель сельской школы или репетитор-фрилансер за какие-то несколько лет сделать совершенно невероятную, фантастическую карьеру? Наверное, нет, хотя в любых правилах есть исключения. Важно это или нет, но фамилию свою он выбрал себе сам, когда записывался в студенты Владимирской семинарии.

Сперанский, от латинского spero - надеяться, то есть подающий надежды. За четыре года этот преподаватель–естественник совершил невероятный взлет именно благодаря своему уму и таланту. Из простого преподавателя, домашнего секретаря он превращается в статского советника, законотворца, реформатора, к советам которого прислушивается сам государь.

Так что же такого сделал Сперанский?
1. Кодификатор -он упорядочил российское законодательство: своды, уложения, учебные книги. К этой работе он готовился всю жизнь. Это было и стало главным и основным его делом.
2. Реформатор - проект государственной политической реформы.
3. Судья - учреждение верховного суда над декабристами. Он представил Николаю I проект суда над декабристами и 1 июня 1826г. был опубликован манифест о создании Верховного уголовного суда. Сперанским же был написан рескрипт от имени царя о порядке ведения дел декабристов. Будучи умеренным реформатором и сторонником постепенных реформ, теперь Сперанский вынужден был судить реформаторов-революционеров. Испытывал ли Сперанский муки совести? Да. Но дело было сделано. Приговоры декабристам были написаны именно Сперанским.

К.Д.Ушинский

Можно ли обучать, не воспитывая и воспитывать, не обучая? Как и чему учить подрастающие поколения? Каковы основные цели и задачи воспитания?- вот те вопросы, ответ на которые пытался дать Ушинский. В условиях сильного образовательного вакуума идеи Ушинского оказались новаторскими –
-не педагоги прокладывают дорожку к воспитанию, но прежде всего, сам народ и лучшие его представители.
Главными в деле воспитания становятся философские и психологические знания, те
науки, где телесная и душевная природа человека изучается не в «мечтательных», а в практических навыках. Необходимо проникать, прежде всего, в психологическую, физиологическую и социальную природу человека, поскольку именно там содержатся огромные возможности для воспитания. Иначе говоря, психологический подход к ученику-человеку.

Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однородностью и однообразием.

И.Н. Ульянов

Илья Николаевич Ульянов (Ульянинов, он сменил фамилию на более удобопроизносимую), прославился не столько своей деятельностью, сколько своими сыновьями Сашей и Володей, которые разожгли пожар мировой революции (но сейчас не о них), был важным человеком.Он начал свою карьеру простым учителем математики, дослужившись потом до смотрителя, а потом и директора народных училищ. Он умер на работе, от кровоизлияния в мозг. Илье Николаевичу было 54 года. Суть должности директора состояла в надзоре за исполнением учебной части во всех народных училищах губернии, по сути он был главным «завучем» губернии, к нему сходились все донесения о работе и выполнении своих обязанностей как простыми учителями, так и инспекторами. Благодаря его энергии и настойчивости было построено 150 школьных зданий и в два раза возросло количество учащихся (с 10 тыс. до 20). Он был сторонником равного образования для всех, вне зависимости от пола, возраста, уровня достатка и национальности. Он открыл в Симбирске первую чувашскую школу, создал первые в губернии школы для мордовского населения и первые светские школы для татар.

Н.И.Лобачевский

Шестикратный ректор Казанского университета, профессор, первые изданные им учебники были осуждены за использование и продвижение метрической системы мер. Подумать только, как мог он, ординарный профессор, покуситься на сами «Начала» Евклида? Как мог он опровергнуть неопровергаемое - аксиому Евклида о параллельности, незыблемый пятый постулат? Тем не менее, Лобачевский его опроверг, назвав аксиому параллельности Евклида «произвольным ограничением». По мнению Лобачевского это слишком жесткое требование, существенно ограничивающее возможности теории, которая описывает свойства пространства. Он предлагает другую аксиому: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную.

Также Лобачевским были разработаны совершенно новые тригонометрия неевклидова пространства и дифференциальная геометрия с вычислением длин, объемов, площадей. К великому сожалению, современники не смогли достойно оценить труда учёного. Его «Начала геометрии» (1832) получили отрицательную оценку и фактически были высмеяны. До своего признания он не дожил. Но это не значит, что его труды были забыты. Признание пришло к ученому через несколько лет после смерти, его идеи нашли продолжение в трудах таких математиков как Клейн, Бельтрами и Пуанкаре. Осознание того, что геометрия Лобачевского не антагония, а альтернатива геометрии Евклида дало толчок для новых мощных открытий и исследований в математике и физике.

Наталья Левашова

Все родители надеются, что школа поможет малышу стать творческим, всесторонне развитым человеком. На вопрос "как воспитать гармоничную личность" учителя ответили еще в эпоху Возрождения, когда образование было привилегией. Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень знали: хороший педагог уважает ребенка и верит в него. В 17-м веке великий чешский педагог Ян Коменский доказал: "У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру". Француз Руссо основой воспитания считал свободное развитие. Но только в начале 20-го века благодаря педагогам-новаторам эти идеи нашли массовое воплощение, а традиционная школа повернулась лицом к ребенку и прислушалась к его мнению.

Ближе к жизни

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский ученый-эволюционист. Критиковал книжное образование и механическую зубрежку. "Образование должно приносить практическую пользу, - писал он, - обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка". От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Спенсер говорил о необходимости "развивать всего человека". Автор книги "Воспитание: умственное, нравственное, физическое" (1861). Сторонник нравственного воспитания, применял принцип естественных последствий. Дети на своем опыте должны ощущать, к чему ведут их поступки. Поскольку хороший поступок приносит радость, а плохой приводит к неприятностям, нравственный человек стремится к хорошим поступкам и избегает дурных. Такой подход развивает внутреннюю дисциплину и формирует характер ребенка. Педагогическая цель Спенсера - создать такую личность, которая будет управлять собой, а не такую, которой будут управлять другие.

"Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов". Г. Спенсер

Свободное образование

Эллен Кей (1849-1926) - шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания, автор книги "Век ребенка" (1899). Эллен Кей считала, что изменения в мировоззрении человека приводят к изменениям в обществе. Ребенку необходим мир, в котором он сможет свободно развиваться. Нужно предоставить природе ребенка "спокойно и медленно помогать самой себе". Лозунг "Жить ради детей" Кей заменила новым: "Дайте жить детям". Педагогика, по ее мнению, должна не подстраивать ребенка под окружающий мир, а помогать ему раскрываться. Свободная личность будет отстаивать свои права и идеалы, встречаясь со злом и несправедливостью. Это направление педагогики опиралось на теорию Льва Толстого о свободном образовании.

"Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком". Э. Кей

Обучение действием

Джон Дьюи (1859-1952) - американский философ, социолог, психолог. Основоположник прагматизма. Автор книги "Школа и общество" (1899). Основная идея: "Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него". Идеи Дьюи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу. Позже, при Сталине, утвердилась авторитарная модель школы. В 2000 году был издан полный перевод труда Дьюи "Демократия и общество" (1936). Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь. Для этого школьную жизнь нужно приблизить к повседневной. Образование по Дьюи - не ограничение, налагаемое на ребенка, а содействие его развитию. В обычной школе ребенок получает знания, а потом учится их применять. У Дьюи ребенок, сталкиваясь с проблемами, решает их, получая нужные знания и навыки. Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель - научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.

"Мышление - единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум". Д. Дьюи


Стремление к истине

Рудольф Штайнер (1861-1925) - австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги "Образование ребенка"(1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; "неопережение" развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. крепостями. Основной метод - "душевная экономия". Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.

"Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека". Р. Штайнер

Не мешайте ребенку

Мария Монтессори (1870-1952) - педагог, первая в Италии женщина-врач. Автор книги "Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка" (1909), "Впитывающий разум ребенка" (1949). Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии. По ее мнению, дисциплина - это активность ребенка, который делает то, что ему нужно. При этом педагог помогает ребенку, а не навязывает ему факты, мысли и слова. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

"Свобода - это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка". М. Монтессори

Обучение чувством

Генрих Шаррельман (1871-1940) - немецкий педагог, противник традиционного образования. Автор книги "Трудовая школа" (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь. Противник программы и планирования, сторонник эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Направление уроку дает детское любопытство. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.

"Путь от бильярда к геометрической теореме для ребенка гораздо более естественен, чем, наоборот, путь от теоремы к бильярду. Поэтому и по тысяче других причин - свобода метода для учителя и свобода выбора материала для ребенка". Г. Шаррельман

Право быть собой

Януш Корчак (1879-1942) - врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса - угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых - "Как любить ребенка" (1918). Основная идея - нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру. Книга "Право ребенка на уважение", написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.

"Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно". Я. Корчак

Учение общением

Роже Кузине (1881-1973) - французский педагог. Требовал упразднить традиционное обучение, так как оно тормозит творческое развитие. Обучение понимал не как воздействие учителя на ученика, а как работу ученика над своим развитием. Предложил метод свободной работы группами - как для игры. Суть метода - полная свобода и познавательная деятельность. Ученики объединяются в группы, выбирают занятие и выполняют его, обращаясь к учителю за консультацией. К примеру, его ученики изучали не историю политики и войн, а историю предметов, одежды, транспорта, жилища. Если девочки хотели научиться шить, им требовалась математика для расчета ткани, крой и шитье. Кузине разделял преподавание и учение. Его метод позволял детям жить, общаться, трудиться в команде и развивать скромность, настойчивость, терпимость и инициативу.

"Мой метод позволяет детям учиться в настоящем смысле этого слова, а не быть учимыми". Р. Кузине

Никакого давления

Александр Нилл (1883-1973) - английский педагог, теоретик свободного воспитания. Автор книги "Саммерхилл - воспитание свободой" (1960). Основная идея: ребенок внутренне мудр и реалистичен. Педагогическое давление уродует ребенка. Не надо на него давить, и он сам будет развит настолько, насколько способен. Основной принцип: нет ничего важнее счастья ребенка, а счастье невозможно без личной свободы. Интеллектуальное развитие Нилл ценил ниже, чем эмоциональное и эстетическое. В школе Саммерхилл Нилл создал радостную комфортную обстановку, в которой дети обучались демократии и самоуправлению, а также занимались активной трудовой деятельностью. Цель: научить ребенка мыслить, а не наполнить его голову знаниями. Результат: раскрепощенный, уверенный в себе, мыслящий человек. Нилл был противником подавления сексуальности и заявлял, что отрицание секса равносильно отрицанию жизни.

"Счастливая семья похожа на оркестр и наслаждается тем же духом единой команды. Несчастливая семья подобна казарме, управляемой злобой и наказаниями". А. Нилл


Обучение открытием

Карл Роджерс (1902-1987) - американский психолог и психотерапевт, продолжатель идей Дьюи. Главная задача - самореализация человека, основанная на раскрытии внутреннего потенциала. В работе "Личные мысли по поводу обучения и учения" (1953) Роджерс показывает, что невозможно передать другому человеку знание, добытое и усвоенное на своем опыте, поэтому учащиеся должны сами "открывать" знания. Он считал, что традиционная школа - обязательная программа, стандартные тесты, внешняя оценка успеваемости - подавляет активность детей, снижает их интерес к занятиям. Такая система не отвечает запросам общества. Только гуманный подход развивает самое ценное в детях - ум и сердце. Дети чувствуют, что им доверяют, их уважают; они учатся принимать решения и делать ответственный выбор. Учитель превращает группу учеников в сообщество исследователей. Цель образования: сделать все предметом изучения и выяснения, понять, что все изменчиво. Роджерс называет три признака учителя: честность, доверие к ученику, эмпатия - способность понять ученика.

"Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытием, сделанным ими самими". К. Роджерс

Никакого давления

Алис Миллер (1923-2010) - швейцарский психолог и психотерапевт, исследовала проблемы физического, эмоционального и сексуального насилия над детьми. Основная идея: любое воспитание - это насилие, которое оставляет негативный след в психике ребенка. По ее мнению, педагогическая практика основана на произволе и подавлении, зависимости и неравенстве. Алис считала, что педагогические стереотипы травмируют детей и исследовала, как это влияет на ситуацию в обществе. Человек должен осознать свои детские страдания и преодолеть их последствия. Автор мирового бестселлера "Драма одаренного ребенка и поиск собственного "Я", заставившего многих людей пересмотреть свои отношения с родителями и детьми.

"До сих пор общество защищает взрослых и обвиняет их жертвы… В действительности дети склонны винить во всем себя, снимая с родителей ответственность за жестокое обращение с ними". А. Миллер


Вспомним и учителей русской школы. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) - основоположник русской педагогики, считал важным обучение в труде, а воспитание понимал как всестороннее развитие человека. Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1936), автор "Педагогической поэмы", "Книги для родителей". В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) соединил принципы гуманизма с коммунистическими идеалами: ценность личности ребенка, творчество коллектива единомышленников, обучение как радостный труд и воспитание красотой. Его литературное наследие "Сердце отдаю детям", "Верьте в человека", "Сто советов учителю" актуально и неисчерпаемо.

В России развивается педагогика сотрудничества (Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Софья Лысенкова ), или гуманная педагогика, а с ней - мыслящий уверенный в своих силах ученик.

Этот список продолжается постоянно. И каждый может его продолжить. У многих из нас были и есть любимые учителя, которые честно отвечали на трудные вопросы, помогали и выручали, учили думать и не бояться ошибок. Люди, которые нас понимали. Просто педагоги, которые отлично делают свою работу.