Меню

Рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников. Экологическое воспитание младших школьников

Мода

Школа призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, умеющего жить в относительной гармонии. Даны темы экологического направления и распределены на курс начальной школы.

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»

«Экологическое воспитание младших школьников»

(формы и методы)

Выполнила:

учитель начальных классов

Матвеева Е. М.

  1. Проблемы современного экологического воспитания

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами что съесть? чем обогреться? и как сохранить природу?

Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.

Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, 2017 год в России объявлен годом экологии.

Цель этого решения - привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны.

Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания , воспитать экологическую культуру , быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.

Экологическая грамотность сегодня необходима всем.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным.

Важным условием экологического воспитания является - использование местного краеведческого материала . Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе условие - вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов . Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой, районом.

На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях, вот например, на ваших экологических чтениях мы подготовили работу: «Будь природе другом! (правила поведения в лесу).

  1. Формы и методы формирования экологического опыта

у младших школьников.

Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.

  • Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
    а) традиционные;
    б) активные, инновационные.
  • межпредметная - экологическое содержание уроков -- внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) - научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

“Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить во всяком мероприятии.

Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.

Для себя я разработала темы экологического направления и распределила их на курс начальной школы.

Изучаемый материал

Осенняя экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы

Природа в загадках. Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов

Праздничная программа “Золотая осень» Коллективная работа- панно “ Составление осеннего букета. ”

Сбор корма для птиц.

Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»

Изготовление кормушек для птиц.

Чтение книг о птицах.

Беседа «Братья наши меньшие - кошки и собаки».

Презентация «Мой любимый питомец»

Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов.

Зимняя экскурсия в лес. Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница - Зима…”

Беседа «Лес -наше богатство».Правила поведения в лесу.

Птицы нашего края. Презентация “Перелётные птицы”

Презентация “Весна, весна на улице…” Конкурс рисунков.

Аппликация «Весенний цветок- подснежник”. Беседа о весенних цветах.

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

Беседа «Какой бывает дождик»

Народные приметы

Беседа «Люблю берёзу русскую» Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)

Экологическая тропа « Я познаю свой край»

Изучаемый материал

Правила поведения в природе

Осенняя экскурсия в природу

Беседа «Вода - это жизнь»

Презентация «Путешествие капельки»

Посадка деревьев и кустарников

Беседа «Путешествие плодов и семян»

Сбор плодов и семян для птиц

Изготовление кормушек для птиц

Чтение книг о природе

Зимняя экскурсия в лес

Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»

Праздник «Зимушка - зима»

Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала

Игры - загадки

Игры - соревнования

Викторина «Аптека под ногами»

Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)

Экскурсия «Первые приметы весны»

Комнатные растения в классе и дома

Работа на пришкольном участке.

Беседа «Нужен ли дождевой червь»

Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”

Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»

Изучаемый материал

Сбор природного материала на экскурсии в осень

Конкурс поделок из природного материала

Природа в стихах

Природа в загадках (явления природы)

Чтение книг о природе

Посадка растений

Беседа «Чем богат наш край»

Изготовление и развешивание кормушек

Викторина «Растения нашего края»

Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса»

«Красная книга» - сигнал опасности

Игра «Путешествие в зимний лес»

Полезные ископаемые нашего края

«Красная книга Алтая»

Весенняя экскурсия в лес.

Заповедники и заказники

Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”

Чтение книг о природе

Итоговое занятие «Времена года»

Изучаемый материал

Экскурсия в природу «Природные ориентиры»

Посадка растений

Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”

Выпуск газеты «Экология родного края»

Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.

Беседа «По заповедникам России»

Праздник «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Школьникам об охране недр

Задачи по экологии

Кроссворды о природе

Разработка плакатов об охране природы

Знакомство с «Законом об охране природы»

Знакомство с картинами художников - пейзажистов

Устный журнал “Незваные гости нашего сада”

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

Агитбригада «Учитесь любить природу!» (обращение к первоклассникам)

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:

Игры - путешествия.

(«Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)

Этические беседы по экологии

(темы «О чём поют птицы», «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)

День природы. Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант, затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Это и сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Заключение

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

Вот некоторые моменты из нашей жизни, содержащие экологическое направление. (показ слайдов)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Прежде чем определить, что подразумевается под понятием экологическое воспитание, выясним что же такое само воспитание? Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Тогда что же подразумевается под экологическим воспитанием?

Экологическое воспитание - это педагогическая деятельность направленная на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой 2 .

Компонентами процесса экологического воспитания являются:

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологически воспитанной личности младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы: ознакомление с окружающим миром, естествознание, география, ОБЖ и т.д. Они несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствахМолодцова З. В. «Экология в начальных классах»// Начальная школа.-1997.-№4.-С.70.

2 Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания, м., Академия, 2004 - С. 262 .

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее) что:

Природа-среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для продуктов, вместе с тем человек сам является частью природы.

Труд человека - это условие использования и охраны природных богатств родного края. Там же. С.61.

Воспитание трудолюбия у школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств, может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдение культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленения), выполнение посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического воспитания в начальной школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важный как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.

Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияние человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков естествознания и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе. Биология в школе.-2001.-№5.-С.3.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков - охранять природу - значит охранять Родину.

По мере изучения тем о природе на уроках естествознания и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Эти знания позволяют учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического воспитания школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной сохранение и приумножение природных богатств. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрывается перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны, конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах они учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является ценностный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, что является важнейшим мотивом охраны природы.Виноградова Н.Ф. «Экологическое воспитание младших школьников: приемы и перспективы».// Начальная школа.-1997.-№4.-С.38.

Экологическое воспитание конечной целью, которого является формирование экологической культуры определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического воспитания младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образование с позиции космоземного всеединства.

Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающуюся согласно циклам времени года. Ж.Ж.Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад к природе!». И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе, к принципу природосообразности. А. Дистерверг добавляет принцип культуросообразности. Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова С.А./.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-С.21.. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. Там же.-С.23.

К.Д.Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога». Чтобы научить учащегося замечать прекрасное в природе, прежде всего, это должен чувствовать сам учитель».

Важнейшей задачей экологического воспитания является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) в учебном процессе. Эти задачи также решаются в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой важной задачей экологического воспитания является приобретение учащимися опыта и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

«Природа - великая воспитательница, - говорил К.Д.Ушинский, - она помогает воспитанию высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности». Педагогика/Под ред. Баранова С.П.-М.: Просвещение,1977.-С.51.

Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой. Ведь экологическое направление есть при непосредственном наблюдении природы, а значит нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т.д. То есть, восхищение красотой природы должно быть действенным, т.е. сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании.

Т.П. Богданец, Л.Я. Смирнова говорят, что, важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей его они считают формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически проекты решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. Проблема охраны природы становиться, таким образом, проблемой этики.

Г.П. Логовеева подчеркивает: «Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе учащихся начальной школы». Логовеева Г.П. «Экологическое воспитание первоклассников».//Начальная школа.-1989.-№5.-С.30.

Наличие такой готовности предусматривает три ее основных параметра:

Ориентировку человека в разнообразных, объективно существующих взаимозависимостях природных предметах и явлений, зависимости человека и природы;

Умение оценивать состояние взаимодействующих компонентов с точки зрения их экологического благополучия;

Умение и стремление действовать в природе так, чтобы не принести ей ущерба.

Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношения с природной средой систематизируются и обобщаются. Экологически грамотное, бережное отношение младшего школьника к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Важно чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства.

Особую роль в экологическом воспитании играет эмпатия, то есть эмоциональная отзывчивость к радости и горю других людей. При этом педагогу важно стремится к такой форме эмпатии, такой эмоциональной отзывчивости, которая вызывает у ребенка чувство жалости и сострадания, радости за другого человека, за живых существ. Эта форма эмпатии побуждает оказывать помощь, поддержку, охранять слабого, здесь имеет место слияния переживания и поступка. А это значимо для того, чтобы заложить основы экологически оправданного поведения.

Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы, дают детям основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира.

Особое внимание к проблемам экологического воспитания детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Хафизова Л.М. «Экологическое воспитание младших школьников»//Начальная школа.-1989.-№3.-С.7.

В результате исследований различных проблем экологического воспитания были определены методологические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующее экологическому образованию.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников является важной и неотъемлемой частью процесса обучения. В этом процессе исключительная роль принадлежит начальной школе, где учащиеся получают базовые знания о природе. Работа по экологическому воспитанию опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, а также в процессе самообразования (во внеклассной работе).

Введение.

« Экологическое образование –

это не часть образования, а новый смысл

и цель современного образовательного процесса –

уникального средства сохранения и развития

человечества и продолжение

человеческой цивилизации…»

Г. Ягодин, Л. Третьякова

Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики.

Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. Перед учителями – экологами стоят следующие задачи:

    понимание современных проблем окружающей среды,

    развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека,

    умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

В решении этих задач следует выделить принципы экологического образования:

1. принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

2. принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

3. принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

4. принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;

5. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Проблема личностного развития школьников, как единого целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.

Планируя введение факультативного курса по экологическому воспитанию в начальной школе, мы выделили ряд требований экологического образования и воспитания:

    понимание, что человек – это часть природы. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа;

    понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;

    раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;

    понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;

    принятия личного участия в решении экологических проблем.

Задачи курса:

    координация практической деятельности детейпо изучению и оценкк состояния окружающей среды с соблюдением процесса преемственности,

    разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.

Цель:

    воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения,

    воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.

Методы и приёмы работы с детьми:

    развитие мотивации у учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки, уроки – конференции, семенары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники и т.д.),

    развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа),

    развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания),

    вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).

Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании, пока остается немало нерешенных проблем. Среди них одна из важнейших – проблема здоровья и здорового образа жизни детей, проблема создания соответствующей материальной базы, наличие необходимых средств обучения.

Мы определили для себя следующие направления формирования экологической культуры школьников:

    организация школьного экологического объединения

    эколого-просветительская деятельность

    исследовательская работа

    организация работы по формированию здорового образа жизни.

Природа – великий учитель!

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

В основу нашего курса вошла программа А.А. Плешакова по окружающему миру для младших школьников.

Природоведение – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

Экология в начальной школе.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

Углубить и расширить экологические знания;

Привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,

Развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.

На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

Целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

Классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

Наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

В экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.

Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы.

Заключение

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения приро

В начальной школе мы предполагаем выборочное проведение уроков, конференций, праздников согласно датам экологического календаря.

«День здоровья»

Цель мероприятия :

сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья, гигиеническое и экологическое воспитание учащихся.

«День птиц» - знакомство детей с городскими видами птиц. Для знакомство с разнообразием птичьего мира можно посетить зоопарк. Круглый стол, посвященный охране пернатых друзей.

«День Земли» - дети заранее готовятся к этому дню. В первых и вторых классах объявляется конкурс на лучший рисунок, в третьих классах конкурс на лучшее сочинение эссе, в четвертых классах – проведение конференции, посвященной влиянию человеческой деятельности на изменения в живой и неживой природе.

«День семьи» - проектная работа «История моей семьи».

«День музеев» - посещение музеев. Учащиеся четвертых готовятся к проведению экскурсии в музее. Учитель выносит на обсуждение тематику экскурсии, дети делятся на подгруппы и готовятся к выступлению.

«Всемирный день моря» - театральное представление или (интерактивная игра), в котором принимают участие ученики третьих и четвертых классов, а роль зрителей выполняют ученики первых и вторых классов.

«Всемирный день защиты животных» - конкурс рисунков, сочинений, конференция для четвероклассников.

«Фестиваль цветов» - ежегодная традиция для нашей школы. В мае дети высаживают цветы в школьный сад.

Для учащихся 4 – классов предполагается научно-исследовательская работа по следующим направлениям:

    творческие работы – сочинения, описания на заданную тему с использованием исследовательского аспекта

    реферативные работы

    исследовательские работы

    комплексные работы

    отчеты экспедиции практики

В организации исследовательской работы учащихся принимают участие преподаватели среднего и старшего звеньев школы: учителя биологии, химии, экологии, географии, физики.

Результаты индивидуальных исследований, проводимых учащимися или группами, вносятся в экологические дневники.

Пояснительная записка

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.

Одно из главных изменений, происходящих в современном обществе, влияющее на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. В этой ситуации важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Дополнительное образование детей сегодня максимально открыто для решения основной образовательной задачи – помочь учащимся реализовать себя, свои способности и возможности, определить свою индивидуальную образовательную траекторию в условиях единого образовательного пространства, предполагающего объединение всех ресурсных составляющих.

В настоящее время в области природопользования просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогами-практиками авторских экологических программ, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к выводу, что вне поля зрения остается нечто существенное, без чего невозможно значительное повышение уровня экологической воспитанности школьников. На повестку дня встает необходимость глубокого переосмысления опыта разработки проблем экологического воспитания и поиск принципиально новых подходов к его организации.

Необходимо формирование системы знаний об экологическом воспитании как важной составляющей развития экологической культуры школьника, которая в наиболее общем смысле может быть понимаема как новообразование в личности, основанное на развитии ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающаяся в экологически обоснованном взаимодействии человека с окружающей социоприродной средой. Рассмотрение процесса экологического воспитания в рамках экологического образования, доминировавшее в последние годы, сегодня явно недостаточно, так как ограничивает воспитание передачей экологических знаний, тем самым, поддерживая в сознании педагогов представление о вспомогательной роли воспитательного процесса относительно экологического образования. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои специфические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.

Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности образовательных организаций.

В данном случае именно интеграция общего и дополнительного образования позволит максимально реализовать системно-деятельностный подход, ориентируя педагогов на освоение и системное применение в процессе обучения и воспитания новых эффективных педагогических технологий, направленных на формирование экологически грамотной личности и достижение новых образовательных результатов.

2. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой
цивилизации, вызвали необходимость экологического воспитания, призванного
реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.
Дальнейшее исследование этой проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и

образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику
обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, учреждений дополнительного образования, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов. Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?
Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от
однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается
до сих пор.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки младших школьников.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания.

Их можно классифицировать на:

а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и
озеленению помещений и территории образовательных учреждений, массовые природоохранные компании, акции и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке (см. приложение 1).
К групповым – клубные, кружковые, секционные занятия юных друзей природы;
факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии;
туристические походы по изучению природы; экологический практикум (см. Приложение 2).
Индивидуальные формы предполагают деятельность школьников по подготовке
докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок из природного и бросового материалов, фотографирование, рисование, лепка.
Основными критериями эффективности массовых форм является широкое

участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень
активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления

материала.
Критериями эффективности групповых форм экологического воспитания является,
прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны,

заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.
Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания
свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений в природоохранной деятельности.

В отношениях между педагогом и учащимся реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников.
Усиление экологического воспитания – это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, которое приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.
Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.
Важная воспитательная задача: убеждать школьников в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам
педагог, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и, внедрившееся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга, «покорение природы», «господство над природой», и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.
Очень важно, чтобы педагог постоянно искал новые, эффективные приемы
обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.
Учреждения дополнительного образования, а также общеобразовательные организации как центральная система экологического воспитания школьников должны быть активным организатором связи с общественными организациями для расширения сферы природоохранной деятельности школьников различного возраста и формирования у них ответственного отношения к природе.

3. Экологическое воспитание в процессе образования

младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической
теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно - обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе,
формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.

Так, например, содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются отдельными элементами, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых

организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают
необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе.

На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством
конкретных фактов и выводов идея о том, что труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за объектами живой природы, их защите (см. приложение № 3).
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и
воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе,

приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков или занятий по природоведению и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования
школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, обучающиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
Очевидно, что младших школьников трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного
отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном
окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов
охраны, конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах дети учатся
понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, который является важнейшим мотивом охраны природы. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании
младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.
Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как
кружок, секция, клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства природного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды – вся эта деятельность может быть успешно организована в рамках дополнительного образования детей.
Другой задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в
процессе самообразования.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся
зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов
доступны такие практические дела, как развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц, их кормление, уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным
участием всего или большей части педагогического коллектива образовательного учреждения в организации экологически направленной деятельности школьников.

4. Обмен опытом по экологическому воспитанию младших школьников

Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.

2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

На основании поставленных задач, определила следующий план работы:

· Продумать экскурсии в природу с наблюдениями за растениями и животными в разное время года.

· Разработать цикл бесед и тематических занятий экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения (см. приложение 4).

· Организовать природоохранные акции, трудовые десанты, экологические разведки.

· Разработать практические занятия по уходу за обитателями уголка живой природы.